Для верующих иконы выступают посредником между Божественным миром и земным в индивидуальной молитве или в процессе богослужения. Почитают не саму икону, а то, что на ней изображено, приписывая магические, исцеляющие свойства живописному образу Бога, Богоматери или Святых угодников.
В художественном плане, иконы, несомненно, произведения искусства, впечатляющие мастерством исполнения и великолепием насыщенных красок.
Иконопись, как вид живописи с ликами святых, зародился еще на заре христианства, и насчитывает уже более чем 2-тысячелетнюю историю. Во всем их многообразии представим самые красивые иконы, особо почитаемые на Руси и других христианских странах.
Самые красивые иконы в мире:
1
Владимирская икона Божьей матери
Чудотворная икона, написанная по преданиям византийцем, Лукой была привезена в Киев в XII столетии. Это был подарок императора Византии русскому князю Мстиславу.
Ослушавшись отца, Юрий, прозванный летописцами «Долгорукий», отправляясь в Ростов, выкрал ее из Вышгорода, но вблизи Владимира (как гласит легенда) кони, перевозившие икону, встали и не желали идти дальше. Так она стала главной святыней Владимирского Успенского собора и получила свое название, а город Владимир со временем стал княжеской резиденцией и столицей Руси.
Сейчас святой лик Владимирской Богоматери находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах.
2
Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита
История о чудесном извержении пророка Ионы из пасти кита была описана в Библии. Этот сюжет довольно часто использовался для украшения храмов, однако, воплощение в иконе нашел только в конце 17-го века, благодаря влиянию западноевропейской культуры.
Смешанная техника (кит и фон написаны маслом, а фигура пророка изображена темперой) делает эту икону по-настоящему самобытным произведением искусства. Возможно, что “Чудесное извержение Ионы из пасти кита” создавали два мастера. Скорее всего, икона была написана в центральной части России, поскольку ощущается влияние столичного понимания искусства.
«Троица»
Работа кисти великого русского живописца Андрея Рублева, написанная им в самом начале XV века, является одной из самых прославленных икон православия.
До 1920 года творение Рублева находилось в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры. После небольшого путешествия по музейным храмам, в 1929 прочно обосновалась в архивном собрании Третьяковской галереи и сейчас по праву считается «жемчужиной» русской иконописи музея живописи.
Отметим, что удивительная икона неоднократно поновлялась, и последнее время часто поднимался вопрос о возвращении «Троицы» в лавру.
3
Дионисий. Сошествие во ад. XVI век. Русский Музей.
Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. 1503. Русский музей, Санкт-Петербург. Icon-art.info.
Перед нами икона, созданная 80 лет спустя после появления «Святой Троицы» Рублева. Но насколько же русская иконопись изменилась!
Строгую лаконичность сменила детализация. Минимум фигур сменили толпы. Единое круговое пространство разбилось на несколько уровней. Все сильно усложнилось. Хотя и стало гораздо более занимательным в плане разглядывания деталей.
Тут и ангелы вокруг Христа. И разнообразные демоны в Аду. А ещё пестрая толпа мирян рядом со святыми.
Что же послужило причиной столь кардинальных изменений в иконописи?
Дело в том, что за 20 лет до «Сошествия во ад» московский князь Иван III поставил точку в зависимости Руси от Орды. Страна свободно задышала.
И князь, и его приближенные знатные люди хотели увековечить торжественность происходящего. Ведь Русь расправляла плечи и набирала силу.
Именно Дионисий услышал запрос и стал создавать величественные и торжественные образы. Его святые красивые, их позы статные. Он уже добавляет больше конкретики.
Это неизбежно означало отход от возвышенной одухотворенности, которую мы видели в «Святой Троице» Рублева.
Но таков был запрос общества, и Дионисий ему мастерски следовал.
Тихвинская икона Божьей матери
Сегодня существует несколько списков этой чудотворной иконы, работы кисти евангелиста Луки. В рукописных сказаниях говорится, что Тихвинская Богоматерь впервые явилась миру вблизи городка Тихвин в конце XIV века.
С ней связывают чудесное спасение в 1613 году Тихвинского монастыря, да и самого города во время наступления на русские земли шведов, а также множество других чудес.
Одна из самых почитаемых икон на просторах России и всего православного мира находится в монастыре города Тихвина, и множество паломников приезжают, чтобы на нее посмотреть.
4
Всевидящее Око Божие
Абсолютно нетипичная, поражающая своей нестандартной эстетикой икона. Это одна из сложнейших иконографических композиций.Образ Всевидящего Ока Божьего был вдохновлен цитатой из Библии: “Вот, око Господне над боящимися его и уповающими на милость Его”.
Эта икона служит защитой от духовных и физических соблазнов, позволяет очистить поток сознания от греховных помыслов, дарит гармонию и умиротворение. Также икона помогает тем, кто имеет проблемы со зрением.
«Апостолы Пётр и Павел»
Скорее всего, это древнейшее произведение православной станковой живописи.
Специалисты и историки сходятся во мнении, что написана икона примерно в начале XI века в новгородской земле. На ней изображены два святых Петр и Павел, одни из самых почитаемых христианских святых.
Так сложилась судьба иконы «Апостолы Петр и Павел», что ей три раза в трагические периоды истории приходилось покидать родной Новгород. Но неизменно она возвращалась, и сейчас занимает почетное место в музее-заповеднике Великого Новгорода.
Звенигородский чин | Автор: неизвестен
Образ состоит из трех икон, был обнаружен в 1910-х гг. в сарае Успенского собора в городе под названием Звенигород. Исследователи предполагают, что он писался примерно в 15 веке.
На нем изображены Спаситель, архангел Михаил и апостол Павел. Все образы святых представлены возвышенными и одухотворенными, их пропорции безупречны.
Сначала эксперты считали, что найденная реликвия Звенигородский чин принадлежит кисти известного русского святого иконописца Андрея Рублева, но позже сошлись во мнении, что автор ее неизвестен.
Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Как и когда «Одигитрия» была привезена из Греции на Русь доподлинно неизвестно, но основываясь на одно из преданий, можно предположить, что она была с царевной Анной, которая отправилась в 1046 году в Киев, чтобы стать женой князя Всеволода.
Возможно, именно поэтому икона была символом преемственности и дружбы Византии и русского государства. Сын Всеволода Владимир Мономах перевез ее в город Смоленск, где и установил в нововозведенном храме. С тех пор лик стали именовать Смоленской Богородицей.
6
Воскресший спаситель освобождает узников Дахау
Иконописица Бонна Ангела Хаузер изобразила день вызволения узников из концлагеря. Эта икона особенно ценна для тех, кому пришлось пережить ужасы заточения.
Через лагерь в Дахау прошло огромное количество людей православных, познавших там страдания, лишения и мучительную смерть. Удивительно, но американские военные освободили узников Дахау именно в Вербное Воскресенье, 25 апреля 1945-го года. Среди заключенных было множество священников, монахов, диаконов со Святой Горы Афон.
«Знамение Пресвятой Богородицы»
Богородица на «Знамении» изображена в полный рост и с молитвенно поднятыми руками. Младенец прописан не на руках, а на груди матери. Такое изображение относится к иконописному типу Оранта.
Чудеса «Знамению» стали приписывать начиная с 1170 года, когда образ Пресвятой Богородицы помог новгородцам. Уже в XVII веке для нее специально возвели собор.
В судьбе «Знамения» был и удивительный факт, когда в 2009 один из списков совершил 176 кругов вокруг Земли на российском орбитальном корабле. По возвращении она снова заняла свое место в Новгородском Софийском соборе.
7
Проявление варварского язычества
В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь. В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы. А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было. Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом. Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными. В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым. Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои. И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.
Казанская икона Божьей матери
Как гласит средневековое предание, «Казанская Богоматерь» была обнаружена на пепелище одной из церквей после пожара 1579 года в Казани. А нашла ее девочка Матрона, которой найти святыню велела, явившаяся во сне Богородица.
Этот образ наиболее почитаем и любим, и во все времена выступает «Великой заступницей России». Кто бы с мечом ни пришел на русскую землю, святое воинство перед значительными сражениями неизменно молилось Казанской Богоматери.
Единственный сохранившийся список, можно лицезреть в иконостасе Казанского собора Санкт-Петербурга.
Редакция most-beauty.ru советуем вам посмотреть на великолепные православные храмы Харбина.
8
«Святой Николай»
Николай Чудотворец с древнейших времен один из наиболее почитаемых святых на Руси. Именно поэтому его изображения отличаются тщательной прорисовкой и яркостью красок.
Один из таких образов запечатлен на так называемой Угрешской иконе, которая по легенде явилась князю Дмитрию во время его похода против войск Мамая. Князь повелел заложить на том месте монастырь, где до 1925 года и сохранялся образ Николая.
Сейчас «Святой Николай» находится в коллекции Третьяковской галереи, радуя любителей православной живописи, посещающих удивительный музей.
9
«Спас Елеазаровский»
Этот святой образ Христа Пантократора был обнаружен в 1352 году, а дерево, у которого его нашли, заложили в фундамент выстроенного на этом месте храма. «Спас» является величайшим произведением иконописи домонгольского периода, и стал основой для зарождения нового стиля, появившегося в XIV веке.
Несмотря на плохую сохранность шедевра и необходимость проведения реставрационных работ, уникальная икона в 2010 году был передан Русской православной церкви, но с условием неиспользования в богослужениях.
10
«Святитель Николай Чудотворец»
Образ был создан со знаменитой, особо почитаемой святыни Можайска деревянной скульптуры Николая Чудотворца с мечом. Поэтому в источниках и разговорной речи ее еще называют «Никола Можайский».
На деревянной дощечке, кроме центральной фигуры самого святого, представлен также житийный клейм, отображающий основные чудеса Николая. Храмовый образ толкуется как основного заступника, покровителя и храма и города.
После реставрационных работ, проведенных в середине 90-х годов прошлого века, «Никола Можайский» был возвращен в церковь Сошествия Святого Духа, которая находится в Можайске.
11
«Спас Вседержитель»
«Спас Вседержитель» или «Пантократор» («властитель всего) появилась на территории Руси где-то в XII веке и стала главной молельной иконой всех русских князей.
Это главенствующий образ в русской иконописи, и в церквях и храмах всегда занимает почетное место. Из чудес следует отметить то, что образ Иисуса часто мироточил, а бывали случаи излечения страждущих и больных.
12
«Преображение Господне»
Написанное в 1403 году «Преображение господне» долгое время считали кистью Феофана Грека, однако исследования последних десятилетий и применение новейших технологий, доказали, что это дело рук неизвестного живописца.
В Переславле-Залесском в то время восстанавливали Свято-Преображенский собор, и именно к этому событию и относят написание образа сына Божьего.
Как и многие другие шедевры русских иконописцев «Преображение» находится в известнейшей московской галерее Третьяковке.
13
Божия Матерь «Неопалимая Купина».
Неопалимая Купина — ознаменовывает собой нетрадиционное зачатие Спасителя мира сего от Духа Святого, а также, показывает и обозначает Матерь Божию родившуюся на грешной земле, но не подвластной греху. Данный духовный образ Богородицы необычный и своеобразный, он отличается от привычных для христиан образом Матери Божией. Согласно сохранившимся летописям, этот живописный образ впервые увидел свет на греческой земле, в далеком 1100 году. Мастер, или мастера, создавшие эту икону, к большому сожалению остались неизвестными. Пред данной иконой, можно молиться также, как и пред привычными образами Матери Божией на иконах «Неопалимая Купина», а именно: Молить Богородицу о помощи в делах житейских, просить укрепить в вере и послать доброе здоровье. Данная икона защищает от пожаров, грома и молний, оберегает жилища христиан от проникновения в них злоумышленников, злодеев и нечистой силы. В России икону почитают, как небесную покровительницу русских пожарных. Церковные празднования в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» — совершаются 17 сентября.
«Святитель Спиридон Тримифунтский»
Спиридон, живший в конце III – начале IV столетия, особо почитаемый святой христианской церкви. Именно он, выступив на Вселенском соборе, помог осудить арианскую ересь.
В мире сохранилась древнейшая греческая икона, изображающая Спиридона. Также в московской церкви Воскресения Словущего имеется его лик, в ковчеге которого запечатаны мощи святого Святителя Спиридона.
В память о великом святом в Москве в период царствования Михаила Федоровича возвели храм во имя святителя, а статуя его есть в Ялте, которая стоит при входе в храм-часовню Михаила Антистратига.
14
Божия Матерь «Живоносный источник».
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» — обрела всемирную славу после того, как даровала всем немощным исцеление от самых сложных телесных недугов и душевных ран. Название иконы говорит само за себя, и олицетворяет собой спасение души человеческой, как в буквальном, так и философском смысле, ведь сама Матерь Божия стала для всех верующих Живоносным источником. Пред данной иконой пристало возносить молитвы об избавлении от страстей и зависимостей, в особенности алкогольной и наркотической. К духовному образу Матери Божией обращаются в скорби и печали, которые отягощают душу, что непременно приводит к лишению жизненных сил. Матерь Божия всегда услышит молитву верующего просящего заступничества от мирских соблазнов и земных искушений, оградит христианина от злых бесов, которые всеми силами пытаются завладеть душою верующего человека, дабы отвернуть его от почитания Господа. В России есть более ста православных храмов, много часовен и монашеских обителей, именуемых во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Православной Церковью совершаются празднования в честь данной иконы в каждую пятницу Пасхальной седмицы.
«Спас в силах» Андрея Рублева
Еще одно творение великого русского мастера «Спас в силах». Помогали Рублеву в его работе над образом его подмастерья, а происходило это все в 1408 году.
«Спас в силах» писался специально для великолепного Успенского собора, что во Владимире. Известно, что в этом соборе и стены расписаны русским живописцем. По праву считается одной из красивейших православного мира.
Эта работа Рублева заложила основы нового направления в русской иконописи, а сам шедевр поражает величием и красотой.
15
«Спас Златая риза»
Из-за золотого оклада, который, к большому сожалению, ныне утрачен, икона и получила свое роскошное и неповторимое название. Писался «Спас» непосредственно для Руси византийским мастером в X столетии, на что указывают некоторые технические особенности.
Искусствоведы по позе Иисуса и манере исполнения выделяют этот шедевр в ряду других произведений. В русской земле «Спас Золотая риза» начинает свою историю в Софийском соборе Новгорода.
В 1700 году «Спас» был переписан и одежды Иисуса расписали золотым цветом, чтобы отвечать названию. Этот удивительный лик сына Божьего сохранился и его можно увидеть, посетив Успенский собор Кремля.
Лествица Иоана Лествичника
На иконе изображена лестница от земли до неба, по которой карабкаются люди в монашеских одеждах. Наверху Иисус протягивает руки к восходящим, однако, на каждой из 30-ти ступеней людей ждут испытания. Бесы пытаются утащить монахов вниз, и некоторым из них это удается.
Этот образ является иллюстрацией к книге преподобного Иоанна, состоящей из тридцати глав. Каждая глава книги означает ступень на пути к Богу.