Монахи православные физические упражнения. Совместим ли спорт и православный приход? Спорт необходим для поддержания здоровья


Нужен ли спорт христианину?

Совместимы ли настоящая христианская жизнь и спорт? Немало христиан сразу же парирует: «Нет». И для них достаточно простого «нет», которое высказал уважаемый ими священнослужитель. Как говорится, на нет и суда нет. Мы же хотим избежать подобной однобокости и разобраться в этом вопросе подробнее. Поэтому попробуем взглянуть на него шире: с исторической, медицинской и духовно-нравственной точек зрения.

Немного истории

Во времена ранней Церкви самым известным спортивным состязанием были Олимпийские игры, зародившиеся как часть языческого религиозного культа Древней Греции. Атлеты соревновались в беге, метании копья и диска, борьбе и гонке колесниц и приносили жертвы богам.

С приходом к власти римляне внесли в эти состязания «зрелищности» и превратили мирное занятие в кровавые игрища. Драться друг с другом принуждали приговоренных к смерти. На участников «игр» натравливали диких животных, чтобы посмотреть, кто победит: человек или зверь. Тогда же появились гладиаторские бои.

При этом римские spectaculis, как и греческая Олимпиада, имели языческие корни.

Здесь были задействованы различные «ритуалы», согласно которым, например, убитых воинов хоронили вместе с пленными и рабами.

А что же зрители? На трибунах Колизея человек под влиянием толпы впадал в гнев, злобу, осуждение, что так сильно напоминает нынешних фанатеющих болельщиков. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас», — призывал апостол Павел в послании к Ефесянам (4:31).

После 313 года н.э., когда христианство стало государственной религией Римской империи, Олимпийские игры (как одно из проявлений язычества) были запрещены императором Феодосием I.

Христиане знали, что идол есть бес, и потому не желали иметь с играми ничего общего.

Тертуллиан писал: «Если мы отреклись от идолопоклонства, то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб идол был чем-то значимым, как говорит апостол (1 Кор. 8, 4; 10, 19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов».

Конечно, нельзя не отметить, что спорт во времена апостола Павла или Тертуллиана и спорт во времена Криштиану Роналду и Марии Шараповой – очень разные вещи. Хотя и в наше время стоит задумываться, во имя каких идеалов проводятся спортивные соревнования.

Медицинская сторона вопроса

Известно, что умеренная физическая нагрузка провоцирует в организме увеличение нервных импульсов от работающих мышц и суставов, что приводит центральную нервную систему в активное состояние. Улучшается работа внутренних органов, человек становится более работоспособным. А это очень полезно для всех, особенно же для нас, православных христиан, которым приходится стоять на многочасовых богослужениях.

Также физкультура является профилактикой заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, ожирения и других болезней. Подчас мы не обращаем должного внимания на проблемы нашего организма, что позже приводит к более серьезным заболеваниям. А вместе с тем и к невозможности вести активную духовную жизнь.

Польза такого спорта, особенно для городских жителей, избавленных достижениями цивилизации от необходимости достаточно двигаться, очевидна. Сейчас имеется немало видов физической активности, и каждый может выбрать для себя направление по душе.

Всё это только поспособствует духовно-нравственному развитию, так как спортивный православный христианин сможет дольше приносить пользу своей душе и миру.

Духовно-нравственный аспект

И вот, наконец, мы добрались до самого главного. До того, о чем больше всего тревожится и что оберегает от дурных влияний каждый христианин — до души человека.

Очень часто в своем сознании заботу о физическом здоровье христиане противопоставляют заботе о спасении души. Физическая нагрузка воспринимается как что-то греховное, то, что отвлекает нас от пути к Царству Небесному. И, казалось бы, действительно, где тело, а где душа? Ведь поход в зал отвлекает от молитвы, коленопреклонений, чтения «святых отцев» и других богоугодных и спасительных занятий. Дуалистическое сознание христианина разделяет человека на тело и душу, где тело — зло, а душа — добро. Отсюда и возникает отрицательное отношение к спорту. Но верен ли такой подход?

Апостол Павел не делил человека на тело и душу. Да, он был знаком с подобным эллинским дуализмом, но в рамках своих посланий был чужд этой системы. Человек совершенен в своей полноте, поэтому невозможно отбросить в сторону заботу о теле и заняться только душой. То есть для христианина не может быть чуждо занятие спортом, если от этого он будет здоровее. Спорт закаляет человека, учит его дисциплине. Разве это доброе качество чуждо христианству?

Выводы

Есть ли спорту место в жизни христианина? Конечно, есть. Вреден ли спорт для души? При правильном подходе спорт душе никак не повредит.

Конечно, можно привести немало цитат уважаемых отцов ранней Церкви, которые высказывались против спорта. Но не стоит забывать, что до IV века спортивные состязания были тесно связаны с языческими культами.

Медицинские исследования во все времена свидетельствовали, что физкультура вкупе с разумным подходом полезна каждому, будь то христианин или атеист.

Со стороны христианской нравственности мы также не сможем привести доказательств против занятий спортом. Христианину главное правильно относиться к своему телу и физкультуре, избегать соблазнов и помнить слова апостола Павла:

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Автор: Священник Артемий Соловьев (@artem.prav)

Совместим ли спорт и православный приход?

С одной стороны, занятия спортом делают человека здоровым, сильным и выносливым, с другой — спортивные успехи развивают честолюбие. Стоит ли православным приходам поддерживать спортивные инициативы своих прихожан? Ответы искал корреспондент «НС» Александр ЛАНИ.
Отец не благословил До конца сезона Ивану оставалось сыграть в составе футбольного клуба «Крылья Советов» три матча, когда у него состоялся серьезный разговор с отцом. Ивану исполнилось восемнадцать, ему начали поступать предложения профессиональных футбольных клубов, сулившие спортивную карьеру. Отец, священник Рязанской епархии, настаивал на том, чтобы Иван ушел из профессионального спорта. Батюшка считал, что посвящать жизнь спорту неразумно, стремление к спортивным достижениям развивает в человеке азарт, тщеславие, уводит от веры, а травмы отнимают здоровье. Иван долго не мог смириться с отцовским решением. «Доиграю три матча, а потом… может, отец и передумает», — решил он. Но в первой же игре во время атаки на ворота противника Ивана буквально снесли с ног. Встать с газона он уже не смог. В больнице ему объяснили, что порваны связки и об игре в футбол придется забыть навсегда. «Лежа на больничной койке, я думал: что я делаю? зачем мне это надо? — рассказывает Иван. — До сих пор единственной мечтой моей жизни был футбол. Ни на что другое не оставалось времени. И вот все рухнуло. Выходит, отец был прав?» Ивану повезло: первоначальный диагноз оказался ошибочным. Здоровье вернулось, но с большим спортом он расстался. В сентябре юноша уходит в армию, надеется попасть в ВДВ: оказывается, можно заранее приехать в часть, пройти тестирование на пригодность и получить в военкомате направление именно туда. А пока тренирует подростковую сборную по мини-футболу московского Свято-Димитриевского храма. А также играет за храм в футбольном турнире среди воскресных и духовных школ на Кубок Димитрия Донского.


Спорт доступен каждому — мужчинам и женщинам, детям и взрослым, больным и здоровым. Важно найти свою меру

Волейбольная сетка на стене Лавры

«Семинаристы играют в футбол или волейбол (сетку натягиваем между семинарским корпусом и крепостной стеной) регулярно, — говорит учащийся экстерната МДАиС Антон Глозман. — В Лавре сегодня около 500 семинаристов, из них примерно 50 человек — активно играющих в футбол. Давно замечено, что хорошая физическая форма благотворно влияет на умственную деятельность. Перед поступлением в МДАиС я окончил Бауманский университет, объем преподаваемых знаний там тоже достаточно высок, но в учебной программе обязательно есть уроки физкультуры Поиграл в футбол, хорошо выспался — голова соображает лучше. Примерно половина семинаристов — молодые люди 18-20 лет. Им необходимо куда-то сбрасывать энергию». Год назад владыка ректор уже благословил создание футбольной команды МДАиС, так что с благословением на участие сборной МДАиС в турнире на Кубок Димитрия Донского проблем не было. «К слову, это были первые соревнования, где мы смогли помериться силами с достойными противниками», — добавляет Антон.

Без мата и обид

Турнир по мини-футболу среди воскресных и духовных школ проводится уже второй раз. В этом году в соревнованиях, организованных Андреевским благочинием Москвы, участвовало восемь команд (в том числе команды МДАиС, ПСТГУ, Перервинской и Сретенской семинарий и три приходские). Победителем стала команда храма свв. апостолов Петра и Павла в Ясеневе — «Витязь». «Если вы начинаете заниматься на приходе спортом с молодежью, у вас увеличивается приток прихожан», — говорит член комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете Москвы священник Андрей Алексеев. Несколько лет назад приход св. вмч. Параскевы Пятницы в Качалове, где служит о. Андрей, сумел организовать стихийное желание юных прихожан играть в футбол. Сначала была игра между воспитанниками старших групп воскресной школы на заснеженном поле. Энтузиазм мальчишек был так велик, что они сами его и расчистили. Потом с одной из окрестных школ удалось договориться насчет спортзала для тренировок. А поскольку в школе тоже была своя футбольная команда, то сыграли и с ними. Узнав об этом, желание играть в футбол изъявили несколько воскресных школ и центров военно-патриотической работы Андреевского благочиния. В итоге по благословению благочинного о. Анатолия Кожи появилась спортивная лига воскресных школ во имя св. блгв. Димитрия Донского. Сегодня только в Андреевском благочинии десять футбольных команд. Регулярно проводятся внутренние соревнования. «На них ребята учатся достойному отношению друг к другу, — говорит о. Андрей Алексеев. — Учатся обуздывать свои эмоции, работать над собой. А в конце матча подводим итоги: почему ты толкнул соперника? А как твой соперник отнесся к этому? А вот ты пришел к нам в первый раз: почему ты считаешь, что вправе ругаться матом? Да, есть железная чаша — победный Кубок, которую ты можешь выиграть, но каков ты сам, получивший ее? И победа ли это, если ты завоевал ее, но вел себя недостойным образом?» В команды принимают не только воцерковленных. «На матчи их участники приглашают своих друзей, пока еще далеких от православной жизни. Двери у нас открыты для всех, — продолжает о. Андрей. — Но при этом есть свои правила и принципы. Например, соревнования начинаются с молебна. На матче обязательно присутствие священника. Если кто-то из болельщиков непристойно ведет себя, например ругается, кричит, оскорбляя достоинство соперников, ему напоминают, что здесь это не принято». Бывает, о. Андрей сам проводит тренировки. «Это повод для живого, неформального общения с ребятами. В это время они могут выяснить все волнующие их вопросы — о Боге, о семье, об отношении к ближнему, об Отечестве. На последней тренировке я рассказывал мальчишкам, которые совсем недавно пришли в нашу команду, что такое исповедь. Потом они мне помогли отнести инвентарь в храм, наша беседа продолжилась. Понимаете, священник приходит на тренировку не для того, чтобы погонять мяч, а чтобы быть рядом с ребятами». Результаты такого общения не заставляют себя ждать. Кто-то из мальчиков вскоре приходит креститься, а кто-то на исповедь. Когда спортсмены из «Восхода» решили на день Святой Троицы всей командой исповедаться и причаститься, их подержали и те, кто бывает в храме только от случая к случаю. О. Андрей не исключает, что скоро в Москве появится спортивная лига, объединяющая воскресные школы всего города.


На Первом спортивном турнире для православной молодежи «Покровские Старты», который состоялся 19 ноября 2006 года во Дворце Спорта «Динамо», участники состязались во всех видах спорта — от шахмат до восточных единоборств


Батюшка в кимоно

Но не только футболом занимаются на приходах. Например, в Екатеринбурге при храме Вознесения Господня уже несколько лет существует молодежный клуб «Вознесение». По словам алтарника Вознесенского прихода Алексея Кирилова, спортивные секции (футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, коньки, тяжелая атлетика, водный туризм) посещают примерно 30 человек. Чтобы записаться в секцию, необязательно быть прихожанином: «через спорт мирская молодежь начинает воцерковляться». Молодежь здесь понимают широко — спортсменам от 18 до 40 лет, из них около 40 процентов — женщины. Девушки занимаются всеми видами спорта, за исключением тяжелой атлетики. Неудивительно, что на Вознесенском приходе молодые православные люди находят себе пару и заключают браки. «В городе шутят, что у наш клуб создан специально для этого», — смеется Алексей. Все занятия, даже в тренажерном зале, бесплатные. Дело в том, что среди прихожан екатеринбургских храмов есть и владельцы тренажерных залов. А в Курчатовском районе Курской области настоятель Богоявленского храма села Быки о. Сергий Пашков преподает детям уроки дзюдо (батюшка — мастер спорта). В соседнем селе Макаровка, где он живет, юных дзюдоистов уже около 30 человек. По четвергам после тренировки о. Сергий беседует с ребятами о вере и православной культуре. У самого о. Сергия четверо детей, все тоже занимаются дзюдо. По подсчетам батюшки, примерно треть юных спортсменов стали время от времени исповедоваться и причащаться, хотя раньше были далеки от Церкви. «Я никогда не навязываю веры. Может быть, мои беседы не сразу принесут плоды, а через десять-двадцать лет ребята уже сознательно придут в храм. В этом я надеюсь на милость Божию». Казалось бы, облаченный в кимоно батюшка может подорвать свой авторитет, разрушая привычный образ священника. Но видя, что в селе нашелся хоть один человек, который безвозмездно занимается с детьми, не знающими, куда девать свободное время, сельчане прониклись к о. Сергию доверием. Добрая слава — священник неравнодушен к детям — увеличила число прихожан. «Если из спорта исключить гордыню и стремиться к первенству для того, чтобы научиться защищать своих близких и свой дом, почему бы не заниматься спортом? — размышляет о. Сергий. — Сам я всегда ходил по улице спокойно, хоть и не был олимпийским чемпионом. Но смотрю на некоторых мужчин — они собственной тени боятся! Плохо это, ведь в Откровении сказано — Царство Божие не есть удел боязливых».

Крёстное знамение под вратарской перчаткой

Великий советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк

по понятным причинам никогда не афишировал свою набожность. Но однажды всё-таки рассказал, что обрёл веру в конце 70-х годов после общения с архимандритом Алексием в Троице-Сергиевой лавре. Выходя на лёд, трёхкратный олимпийский чемпион крестился незаметно от всех – большая вратарская перчатка позволяла скрывать от всех сокровенный жест. Более того, Третьяк признался, что порой молился прямо на льду, обращаясь к образу Сергия Радонежского – основателя лавры, в которой к хоккеисту пришла вера.

Филимонов и злополучный гол

Впрочем, как считают некоторые болельщики, божественный промысел может не только помогать, но и мешать спортсменам. Перед решающим матчем отборочного цикла к чемпионату Европы 2000 года между сборными России и Украины врач команды Юрий Васильков

пригласил на базу батюшку, который благословил ребят. И эта история, конечно, давно бы забылась, если бы не одно «но». Спустя несколько дней после одного из самых обидных эпизодов в истории сборной доктор вспомнил, что на встрече отсутствовал только один футболист –
Александр Филимонов
. Выводы делайте сами.

Александр Филимонов

Фото: «РИА Новости»

Рука бога или голова Марадоны?

Самый выдающийся пример якобы вмешательства божественного промысла в спорт знает каждый, кто мало-мальски интересуется футболом. В июне 1986 года во время четвертьфинального матча чемпионата мира по футболу аргентинец Диего Марадона

отправил мяч в ворота сборной Англии рукой. Судья этого не заметил и взятие ворот засчитал, а сам нападающий на послематчевой конференции заявил, что гол был забит «отчасти головой Марадоны, а отчасти рукой бога». Выражение было разнесено по заголовкам и стало крылатым. А аргентинцы через неделю стали чемпионами мира.

Волейбольный божий промысел

Финал олимпийского волейбольного турнира 2012 года подарил всем его зрителям незабываемые эмоции. По этому матчу можно снимать фильм в голливудском стиле о том, как герои, преодолевая все препятствия на своём пути, всё-таки добиваются важнейшей победы в жизни. Главный тренер команды после того матча был весьма лаконичен. «После 0:2 я принял решение, которое не принял бы никогда. Это божий промысел», – рассказал Владимир Алекно

. Очевидно, что тренер говорил о переводе
Дмитрия Мусэрского
на позицию диагонального, который помог внести коренной перелом в ход матча. Сборная России в итоге победила – 3:2.

Через Библию – к золотой награде

Единственной в истории Олимпийских игр двукратной чемпионке в танцах на льду в спорте также помогла религия. Произошедшее в 1994 году с Оксаной Грищук

трудно называть иначе как чудо. Незадолго до Игр в Лиллехаммере спортсменка перенесла воспаление лёгких, и выступление на главном старте четырёхлетия оказалось под угрозой. На чемпионате Европы Грищук и Платов выступили неудачно, и, по мнению специалистов, шансов успешно выступить на Играх у пары не было. Но Грищук обратилась к религии, читала Библию, молилась, и зрители увидели на катке чемпионов из России. А Оксана с тех пор старается не расставаться с главной книгой христиан.

«Золотой мяч» – церкви

Футболисты, в отличие от представителей многих других видов спорта, чаще находятся на виду, а потому и разговоров об их религиозных чувствах ведётся куда больше. Многие из них молятся, ходят в церковь и воздевают руки к небу, празднуя победы и забитые мячи, но мало кто из мировых звёзд в своей набожности может сравниться с бразильцем Кака

. «Религия – это моя жизнь. Каждый гол я посвящаю богу», – заявлял один из лучших футболистов планеты, считающий, что за все свои успехи он должен благодарить высшую силу. Кстати, свой «Золотой мяч» лучший игрок 2007 года выставил в местной церкви.

Самый религиозный спортсмен страны

Если говорить о самых религиозных спортсменах, которые всегда благодарят бога как за свои победы, так и поражения, то нельзя не отметить именитого российского бойца Фёдора Емельяненко

. Тем удивительнее, что именно представитель силовых единоборств является искренне верующим человеком. Однако, по словам Фёдора, он никогда не испытывает агрессии к своему сопернику, а просто хорошо выполняет свою работу. Емельяненко уверен, что бог подвиг его на занятия спортом, а потому своей работой он его славит. «На всё воля божья», – таков девиз выдающегося чемпиона.

«С нами справедливость, бог и правда»

Три года назад в канун Рождества Ольга Зайцева

на этапе Кубка мира одержала первую победу в сезоне, а после неё обозначила принцип, которого придерживаются в своих действиях многие российские спортсмены. «С нами справедливость, бог и правда!» – заметила Ольга. Впрочем, сама титулованная спортсменка на дистанции действовала в полном соответствии с поговоркой «на бога надейся, а сам не плошай». Допустив три промаха на огневых рубежах, она показала такую скорость, что ближайшие соперницы остались лишь в полуминуте позади.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]