Пребывающие в безмолвии: где живут монахи-исихасты

Поговорим сегодня о том, как живут монахи. Давайте на секунду представим, что у нас нет денег, нет дома, нет друзей и… живём мы в пещере или в пустыне (кому как нравится)… Представили? Страшно, даже? А настоящие монахи именно так и живут…
Мы суетимся, крутимся как белка в колесе в поисках… чего? Заметили? нам всегда чего-то не хватает! Мы всегда чем-то недовольны! Всегда ищем пресловутый смысл жизни… А настоящий монах его уже нашёл! Смысл жизни монаха — в молитвах за весь мир, за вас, за меня, за мир во всём мире. Он не ищет смысл жизни, потому что его жизнь — уже наполнена смыслом — ЛЮБИТЬ ВСЕХ. Помните, «Бог — есть любовь!»

Монастырские зарисовки

Монастырь там, где монахи живут в уединении, молятся, трудятся, служат Богу… В Антониево-Дымском мужском монастыре Тихвинской епархии, что стоит на берегу Дымского озера, подвизаются 13 человек. Они молятся, трудятся, возвращают монастырскому собору и другим возведенным здесь стенам их исконный смысл…
Грань между трудом и молитвой в монастыре весьма условна. Труд монахов, каждого на своем месте по отдельности, сменяет совместная молитва за богослужением. Индивидуальному труду же сопутствует молитва личная. Молитва – первая обязанность монаха, а труд по послушанию – важнейшая монашеская добродетель. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего… Пока читают кафизмы, иеродиакон Александр успевает замесить тесто для хлеба, который назавтра к обеду будет стоять на столах в монастырской трапезной, и вернуться обратно в храм, к братии.

– Вот от сих до сих я расчистил сегодня площадку, – инок Алипий, вытирая капли пота с мокрого лба и поправляя очки на переносице, показывает на солидный участок двора рядом с высокой поленницей. – Хотел успеть освободить место для техники: у нас будут закладывать канализацию, даже туда ее проведут, где ничего пока и вовсе нет, а только планируется…

Кроме насельников за всенощным бдением молятся всего трое мирян. Антониево-Дымский мужской монастырь пока избегает участи некоторых известных обителей, где мир, от которого бежит монах, сам приходит за монахом, постоянно напоминая о себе бесконечной чередой не только паломников, но и туристов. «А что нам еще надо? – задаются риторическим вопросом братия, кивая на разрушенные постройки вокруг Казанского собора – главного монастырского храма. – У нас для жизни всё есть!»

Сколько живут монахи Шаолиня

Каждый человек мечтает прожить долгую, счастливую жизнь до глубокой старости. Но мирские проблемы, стрессы, неполноценное питание, вредные привычки значительно сокращают продолжительность жизни. Это никак не относится к мужчинам монашеского происхождения. Почти все они живут долго, сохраняя здравый ум, ясную память и возможность вести активную жизнь.

Этому есть вполне разумное объяснение, которое заключено в некоторых внутренних правилах монастыря:

  • ежедневные уборки в собственных кельях с проветриванием и увлажнением;
  • полное отсутствие пыли;
  • умиротворенная обстановка в жилище, отсутствие ненужных вещей;
  • полное исключение скандалов, стрессов;
  • благоприятная атмосфера в доме и в общении;
  • скромное, умеренное питание, минимальное потребление мяса, приготовленного на пару;
  • полное отсутствие алкоголя;
  • свободные одежды, не препятствующие движению;
  • соблюдение режима дня;
  • ежедневная дыхательная гимнастика;
  • регулярные, но умеренные физические нагрузки.

Для мирян могут показаться довольно строгими такие ограничения. Но монахи быстро становятся почитателями такого образа жизни. Однако они не лишены многих благ цивилизации. В монастыре есть телевизоры, практически каждый имеет мобильный телефон, многие ездят на автомобилях, проходят обучения в вузах. Находясь вне монастыря, каждый из них строго соблюдает тот образ жизни, который он вел ранее. Может быть в этом кроется феномен долголетия.

Долгая дорога в пустынь

– Антониево-Дымский монастырь – одна из лучших обителей Русской Православной Церкви! Это я вам не как клирик монастырского подворья говорю, а как человек, который пишет диссертацию о малых монастырях Русского Севера, – иерей Димитрий Пономарёв, штатный священник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой в Санкт-Петербурге, делится взглядами на современное русское монашество. – Я побывал, наверное, почти во всех монастырях европейской части России. И могу с уверенностью сказать: более подходящего места монаху, который хочет жить настоящей духовной жизнью, на самом деле не найти.

На автомобиле добраться в Антониево-Дымский монастырь из Петербурга несложно. С отцом Димитрием мы загрузились в старенький минивэн под управлением насельника монастыря монаха Паисия и двинулись в путь. «235 километров, 3 часа 56 минут в пути», – интернет-поисковик рассчитал мне время, которое понадобится, чтобы добраться до деревни Красный Броневик. Именно так называется населенный пункт, в котором «прописана» обитель. «Значит, – думаю, – к часу дня будем на месте». На самом деле, при прочих равных условиях можно управиться и часа за три, а то и за два с половиной. Но не в нашем случае. Во-первых, за рулем монах, монахи мыслями живут уже в вечности, и потому отношения со временем у них особенные: например, проезжая через Тихвин, отец Паисий устраивает нам небольшую обзорную экскурсию по городу, который он, даром что уроженец Вологодчины, знает как свои пять пальцев – ведь до Антониево-Дымской обители он жил в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. А во-вторых, по пути из города в обитель отец Паисий успевает исполнить несколько послушаний, возложенных на него игуменом монастыря Адрианом (Дементьевым): заехать в гипермаркет и купить рассаду для монастырской клумбы, приобрести вентилятор, заправить автомобиль, – и это, конечно, тоже требует времени. <�…>

Секрет уникальных способностей монахов

Способности монахов заключены в жизненной энергии и силе духа. Именуются как энергия Ци. Правильное использование данной энергии позволяет монахам достичь невероятных высот в своем искусстве. Монахи могут контролировать и подчинять боль, делать упражнения, которые простому человеку повторить невозможно. Благодаря таким навыкам появился особый вид боевого искусства ушу Шаолиня. Тренировки предполагают не только физические нагрузки, но и психологические тренинги.

Познание и подчинение энергии Ци, возможность воздействовать и подчинять физические силы природы, развитие собственной мудрости, приобретение сверхчеловеческих способностей, это лишь незначительная часть того, что отчасти объясняет сверх способности монахов. Каждый монах обладает предвидением. Его невозможно застать врасплох, он обязательно почувствует приближение опасности.

Самый веселый трудник

Антониево-Дымский монастырь спрятан от оживленной трассы на берегу Дымского озера, среди болот и смешанных лесов. Высокая влажность – и, как следствие, засилье гнуса и комаров…

– Да, вы приехали в самое благодатное для кровососов время, – навстречу нам выходит, широко улыбаясь, трудник Димитрий, – им сейчас раздолье. Но скоро пойдут стрекозы, и комаров поубавится: в сутки стрекоза съедает насекомых столько, что их вес превосходит ее собственный в несколько раз!

Димитрий – дальний родственник священномученика Илариона (Троицкого)

– Мой прадед, священник Иоанн Троицкий, приходился священномученику двоюродным братом. Священнический род Троицких был очень большим – в Тульской губернии служили, в Ярославской. А мой прадед незадолго перед революцией возвращался со всенощного бдения: темно, фонари не горят, запнулся о булыжник мостовой, упал и разбил себе коленку. Как следствие – туберкулез костей. Революцию прадед встретил уже больным, в постели. Такая у меня семья интересная. Ну а я… – Димитрий выдерживает недолгую паузу и со смехом выдает, – а я курю!

Димитрий, наверно, самый веселый человек в обители. Глядя на него, и не подумаешь, что за спиной у него трудная жизнь…

Как живут в монастырях Таиланда

А теперь мы с вами познакомимся с жизнью монастырских обителей в Таиланде. В тайских храмах подъем происходит рано: около 4 часов утра, а примерно в 5 утра монахи уже выходят для сбора подаяния от мирских жителей.

Эта церемония происходит ежедневно, и миряне считают, что таким образом они улучшают свою карму, а также получают благословение от монахов.

Монахи выходят босиком и со специальной посудой для сбора еды. Жители должны приготовить свежую пищу специально для подаяния, и чаще всего — это горячее, рис с овощами и фрукты. Отдавая подаяние, мирские жители тоже должны снять с себя обувь. После сбора монахи возвращаются в монастырь и приступают к трапезе. Затем наступает время для медитации или обучения.

В 12 часов все делают перерыв на обед. В храмах Таиланда едят два раза в день и только вегетарианскую пищу. После полудня еда запрещена: можно пить лишь воду, чай, молоко или сок. После вечерней медитиции около 21 часа монахи ложатся спать.

Основатель

Отец Димитрий, кандидат богословия, автор двух монографий о жизни преподобного Антония Дымского и истории созданного им монастыря делится своими исследовательскими открытиями:

– В нынешнем церковном календаре датой кончины Антония Дымского называется 1224 год. Тогда как во всех известных нам 35 списках его Жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, обитель основал в 1243-м, а умер в 1273 году. 1224 год появился как попытка согласовать даты жизни преподобного Антония с датами жизни его учителя Варлаама Хутынского. В Житиях сказано, что преподобный Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Византию, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник – это равный возрастом. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1860 году в своей книжке «Жития святых за январь» пишет в сноске, что Варлаам Хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский – его сверстник и, по Житию, прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год. Но в Житии также говорится, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера (для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее) преподобному дал святой благоверный князь Александр Невский. Это повторяют все списки Жития Антония Дымского. Александр Невский родился в 1222 году. А если Антоний Дымский умер в 1224-м, как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Князю было тогда два года от роду. Я предлагаю вернуться к тому, что и прежде было записано во всех без исключения рукописных списках Жития преподобного Антония Дымского – он родился в 1206-м, а умер в 1273 году. Но проблема в том, что в таком случае придется пересмотреть и даты жизни Варлаама Хутынского, который, по всей видимости, преставился не в 1193-м, а в 1243 году. Кстати, церковное предание говорит, что он прожил 87 лет, и дата его кончины в 1243 году выглядит более правдоподобно.

Легенда о тринадцати воинах монахах

Первые повествования об удивительных монахах – воинах появились еще в седьмом веке. В те времена к их помощи вынужден был обратиться император, так как потерял собственный трон. На защиту встал отряд из 30 монахов под командованием инструктора по боевым искусствам по имени Таньцзун.

Был принят бой, в котором приняли участие 13 монахов из этого отряда. Враг был быстро разбит, а императору возвращен трон. Монахи вели сражение верхом на лошадях, из оружия лишь посохи в руках. В благодарность за свое возвращение, императором были дарованы монастырю земли.

Пространство обители

Главная святыня монастыря – мощи преподобного Антония Дымского, основателя обители. Они покоятся в Казанском храме, единственной на сегодняшний день действующей монастырской церкви. От братского корпуса (до революции это была гостиница для паломников) к высокой колокольне храма, сумевшей пережить эпоху забвения, ведут ступени, также сохранившиеся с тех давних времен. Эта лестница пролегала под парадными монастырскими воротами, выстроенными в стиле александровского классицизма. Здесь был центральный вход в обитель, обнесенную со всех сторон стеной, по четырем углам увенчанной двухъярусными башнями. Сегодня не осталось ни стен – лишь деревянный забор повторяет их контур, ни башен. Казанский храм тоже не дошел до наших дней в целости и сохранности: полуразрушенная колокольня – это, собственно, всё, что осталось от исторического соборного храма. К ней и пристроили монахи нашего времени храм, на кирпичах которого и сейчас видны нанесенные маркером имена сотен и сотен жертвователей, верующих, которые имели возможность внести только эту малую лепту для возрождения храма.

Режим дня в одном из буддийских монастырей Кореи

Подъем в храме происходит очень рано, в 3-4 утра. Первым встает один монах, который начинает стучать в колокол. Он проходит по всей территории монастыря и читает сутры — такой ритуал символизирует пробуждение. Остальные монахи, услышав этот звук, встают и начинают подготовку к утренней церемонии песнопения.

После нее каждый занимается своим делом: одни — идут учиться, другие — готовить еду. Завтрак начинается в 6 утра и состоит он обычно из каши и овощей. После завтрака все продолжают свои занятия: например, большинство послушников в это время медитируют.

Затем наступает время обеда. Традиционный обед буддистов — это рис и овощи, т.к. большая часть монахов не ест мясо и рыбу. Монахи приходят со своей индивидуальной посудой и получают порции еды. В монастыре нет столов и стульев, поэтому во время приема пищи все размещаются, как и где им хочется, например, сидят на ступеньках.

До и после обеда проходят песнопения. После дневной трапезы все опять продолжают учебу, занятия и медитации. Послушникам также полагается работать и помогать на кухне.

После 17 часов все собираются для вечернего песнопения перед ужином, а после ужина наступает время для вечерней медитации. В некоторых храмах монахи не ужинают, а пьют только имбирный чай.

С наступлением темноты все ложатся спать. Вообще, монахи живут согласно ритмам природы: встают с первыми лучами солнца и ложатся спать, когда темнеет.

Монах с говорящей фамилией

В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, – домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая – Плотников.

– Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель, игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. – Ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, – обрадовался он, – ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, немало плотницких дел мастеров.

Многое в обители – произведение рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.

– Сапожник всегда без сапог, – смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.

Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены – гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.

– Они у меня молодцы! – с любовью глядя на снимок, говорит он. – Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.

Реформы Шаолиня

На рубеже 10 и 11 веков в монастыре был создан специальный отряд, в который входили монахи воины. Они в любой момент готовы были противостоять любому врагу, защитить собственный монастырь и своего императора. Без специальных навыков вступить в бой невозможно. Так можно потерпеть поражение и предать собственную страну.

В 13 веке обучением воинов занялся новый настоятель по имени Фуюй. Его возмутил тот факт, что большинство монахов стали покидать стены монастыря и возвращаться к мирским утехам. Такие предатели кичились среди мерян своими навыками и старались презентовать себя среди как каких-то супергероев, восхваляюсь былыми подвигами. Это противоречило философии и заповедям монаха. После нескольких подобных случаев, настоятель собрал монахов и предложил ввести специальные экзамены или испытания для каждого претендента. Такая тенденция сохраняется по сегодняшний день.

Граница внутри и снаружи

Всей братии в обители 13 человек: игумен, один иеромонах, два иеродиакона, пять монахов, инок и три послушника. Это много по меркам сегодняшних дней, особенно для малых монастырей, таких как Антониево-Дымский. «Секрет успеха» кроется в том, что здесь стараются выстроить подобающую монашескую общину, ставя на первое место духовную жизнь братии.

– Знакомы вам истории про то, как некогда тихая уединенная обитель с приходом крупных спонсоров превращалась в туристический центр? – спрашивает игумен монастыря Адриан (Дементьев). – Мы этого побаиваемся. Не подумайте, что я не хочу восстанавливать монастырь из руин, мы это делаем в меру сил и возможностей, – но прежде нужно создать для братии все условия, чтобы они могли вести уединенную, отделенную от внешнего мира жизнь, научились и полюбили это ко времени, когда монастырский комплекс будет восстановлен и паломников станет намного больше. Иначе в чем тогда смысл быть монахом? Получится тот же мирянин, только в других одеждах.

Границу между монахами и миром очень важно уметь провести не только по территории обители – например, полностью ограничив доступ паломников к братскому корпусу и внутренней жизни монастыря, оставив для них доступными храм со святынями, – но и в душе самих насельников, что гораздо труднее. Отчасти и из этих соображений в Антониево-Дымском монастыре разработали свой внутренний устав – опыт, уникальный для наших дней.

– За основу мы взяли Устав Троице-Сергиевой лавры и «Положение о монастырях и монашествующих», принятое Русской Православной Церковью в конце 2021 года, – рассказывает игумен Адриан. – Мы прописали многие моменты, которые не учтены в «Положении» (потому что это общий документ, составленный для всех монастырей России), и которых нет в Лаврском уставе, принятом еще в 1959 году, но есть в жизни Дымской обители. Приведу пример. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон – а там интернет, мессенджеры. Получается, человек ушел в монастырь, а на самом деле всегда на связи с миром. И мы прописали в своем уставе, который ориентирует человека к монашеской жизни, что пребывание в монастыре не предполагает пользование интернетом и мобильной связью. Это может быть разрешено, например, для учащихся в духовных школах или по какой-то иной надобности, но с благословения игумена, и будет организовано, допустим, в библиотеке монастыря. Однако я не сторонник принудительных мер: монах должен сам прийти к тому, чтобы перестать пользоваться телефоном и компьютером. Этот выбор добровольный, но притом необходимый: монах не порвет с миром, если мир у него «в кармане». Время общения с миром монах должен сокращать, а с Богом – увеличивать. Пусть каждый новоприбывающий к нам ознакомится с Уставом, и если он готов жить по таким правилам – добро пожаловать.

Философия монастыря Шаолинь

В основе лежат учения Дамо, которые приветствуют мужество, доблесть. До появления учения Бодхидхарма, боевые навыки использовались, чтобы уничтожать, грабить. Только после появления Дамо, боевое искусство стало рассматриваться как один из видов духовного развития, самозащита, защита более слабых.

Монах, он же воин Шаолиня, обязан:

  • защищать себя, но не убивать врага;
  • использовать только во благо навыки и знания, полученные по анатомии и медицине (достаточно воздействовать на точку, чтобы вырубить врага).

Жители монастыря и сам Шаолинь часто подвергались нашествиям. Только в таком случае монах мог убивать незванного гостя. Поэтому разбойники часто обходили стороной Шаолинь из-за боязни быть уничтоженным без применения оружия. Истории известны случаи, когда бандиты боялись монахов больше, чем вооруженных солдат. Это объясняется тем, что однажды один монах смог противостоять отряду вооруженных солдат, после чего остался жив.

Но боевые способности никогда не были основой философии. Больше внимания уделяется духовному развитию и соблюдению некоторых заповедей:

  • монах никогда не нападает первым;
  • монах не может драться с другим монахом;
  • шаолинцы не являются воинами;
  • все знания и навыки используются только для самозащиты.

В подтверждение перед главным входом стоит памятник монаху во весь рост. Надпись на нем гласит, что монахи пришли с миром, никому не желают зла, но способны защитить себя.

Знакомство с экономом

Иеродиакон Никон (Кожевников) – с виду самый суровый насельник. И это правильно, ведь эконом в обители – то же самое, что исполнительный директор на предприятии, в его руках сосредоточено непосредственное управление всей материальной жизнью монастыря. Он – помощник игумена в хозяйственной деятельности обители. Контролировать приходится всё – от процесса заготовки дров до прокладки водопровода. А еще отец Никон – тот, кто обычно первым беседует с человеком, желающим потрудиться в монастыре, стать послушником.

– Представление о монашеской жизни сформировано по книгам, картинкам или фильмам, – говорит отец Никон. – На самом деле она много тяжелее этих пасторальных описаний. Об этом надо сразу предупреждать: если ты бежишь к нам от проблем, то у тебя ничего не получится в монастыре. Лучше даже не пытаться – а то хуже будет. А кто виноват окажется? Господь?! Потому что прежние нерешенные проблемы здесь тебя найдут обязательно, и будет еще пуще, чем в миру. Приходилось отсылать некоторых насельников обратно домой – люди не справлялись, провоцировали конфликты с братией. Монастырь – ковчег спасения, малый коллектив, поэтому бывает и так, что от некоторых разногласий никуда не деться. Нужно большое терпение!

История Шаолинь

История насчитывает много веков. За это время Шаолиньский храм окутывали бесконечные легенды, мифы. Основан храм монахом из Индии Бхадра еще в 495 году. Основатель решил расположить его на горе Суньшань. Это место было выбрано неслучайно, так как считалось святым. Здесь поселялись святые даосы, которые считались бессмертными, а также отшельники. На момент зарождения выглядел монастырь достаточно скромно. Это было всего несколько деревянных домиков. Но основатель, который позже стал первым настоятелем, хотел видеть Шаолинь чем-то особенным, исключительным. Он решил создать своеобразную буддийскую жемчужину в Китае.

Для реализации задуманного, основатель тщательно подходил не только к выбору места и строению зданий. Не менее важно было найти и обучить первых монахов. Шаолиньский монастырь быстро развивался. В первые годы он насчитывал несколько десятков послушников, количество которых постоянно увеличивалось. Это были люди из числа отшельников и спустя несколько лет Шаолинь насчитывал уже несколько сотен человек. Основной принцип жителей монастыря – прозрение Будды. Это занятия, которые включали в себя различные медитации, регулярные занятия ушу, активные физические упражнения. Жители монастыря должны постоянно заниматься благоустройством территории, его строений.

Отдельное внимание уделялось в монастыре Shaolin техникам ведения цюаньши (кулачный бой), боевому искусству уцзяотоу, которое предусматривает использование холодного оружия. Причем все виды имеющегося на оружия в монастыре были изобретены монахами.

Основатель буддийского храма не всегда находил общий язык среди жителей монастыря. Он решил уединиться в пещеру, где медитировал на протяжении 9 лет, лишая себя сна. Но однажды он не выдержал и заснул. Его гнев на самого себя после пробуждения был жесток. Он вырвал и выкинул свои ресницы. По приданию, теперь на этом месте растет удивительный чай, который они пьют во время своих медитаций.

Отец Антоний

В Антониево-Дымском монастыре два священника – игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) – казначей.

Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание – работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее не всегда верно: бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит – в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.

Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне (Санкт-Петербург). Благочинным там служил нынешний владыка Армавирский и Лабинский, а тогда иеромонах Игнатий (Бузин). Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь, к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.

– Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, – рассказывает он. – До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше времени иметь на размышления.

Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.

– Ну а почему они должны быть грязными? – удивляется монах. – Мы ведь их любим.

Монастырь Шаолинь

Активное развитие туризма, большой интерес к буддизму, превратили храм в место туристического паломничества. Каждый монах Шаолиня уникален и вызывает неподдельный интерес. Правительство Китая, оценив такую ситуацию, решило внести немалые средства на развитие Шаолиньского храма. Интерес к боевым искусствам заставил руководство страны выстроить несколько спортивных школ в близком расположении к храму, где современные монахи преподают искусство ведения боя.

Современные шаолиньсы придерживаются определенных принципов в жизни. Нарушать их они не имеют право. Это:

  • ежедневно убирай свое жилище, используя тройной принцип (стены, пол, одежда);
  • постоянно укрепляй тело, дух, выполняя определенные упражнения;
  • совершенствую боевое искусство не ради собственной защиты, а для укрепления здоровья, улучшения циркуляции крови;
  • уважительно относись к наставнику в ежедневных общениях с ним;
  • не пренебрегай общениями с мирянами, будь обходителен с собратьями;
  • никогда не опускайся до выяснения отношений;
  • употребление мяса, вина – тяжелейший грех;
  • мужеложство, женщины ведут к гневу неба, все монахи должны исключать это;
  • не обучай технике ведения боя мирян, не имеющих желания познать это;
  • исключи из своей жизни дух соперничества, соблюдай правила приличия.

Это основные, но далеко не все заповеди, которых в обязательном порядке придерживается каждый китайский монах Шаолиня. Такой образ жизни, ежедневная уборка и занятия благоприятно сказываются на здоровье каждого обитателя монастыря и, наверное, частично объясняет причину их долголетия.

«Давно мечтали с мужем посетить это уникальное место, изучить его изнутри. Поразила невероятная чистота воздуха. Да и в кельях монахов свежо, уютно. Мое представление о жилищах монахов было до сих пор другим. Добрые, радушные хозяева поселили нас в комфортабельной гостинице, угощали вегетарианскими блюдами. Довольно вкусно. Мы узнали, что пищу готовят простые миряне. О боевом мастерстве вообще стоит говорить отдельно. Да и стоит ли говорить, это надо видеть! Хоть один раз, но здесь должен побывать каждый.» Анна. Екатеринбург.

Два разных пути

В Антониево-Дымском монастыре заведена такая традиция: каждый день за обедом игумен Адриан собственноручно разливает братии суп по тарелкам. Это одна из форм служения игумена насельникам – следование Христовой заповеди Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23:11).

– Как посторонний наблюдатель, я замечаю одно большое отличие в устроении жизни этого монастыря от многих других обителей. Это простота в отношениях, – говорит священник монастырского подворья в Петербурге иерей Димитрий Пономарёв, – ни в коем случае не панибратство, но – простота, сердечность. Скажу даже, что дымского монаха сразу видно: всё очень естественно.

У каждого из насельников своя история прихода в монастырь. Игумен Адриан, например, рассказывает, что его путь к монашеству был довольно ровным, спокойным. Родом из простой рабочей семьи, он учился в обычной средней школе, играл на гитаре в музыкальной группе. Затем стал читать Евангелие на заре возрождения Церкви в начале 1990-х, тогда же и начал ходить в храм – первым откровением о существовании иных смыслов стало посещение со школьным другом Александро-Невской лавры, где товарищ приложился к иконе, что немало удивило будущего игумена. Еще в школе отец Адриан начал посещать богослужения, поступил в Институт богословия и философии, откуда его забрали в армию, потому что институт отсрочки не давал. После армии – работа отделочником квартир. В 1998 году игумен Лукиан (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский, пригласил его на два месяца потрудиться в монастырь преподобного Александра Свирского… Два месяца превратились в двадцать лет.

Иеромонах Антоний, наоборот, говорит, что в юности жил жизнью, максимально далекой от веры. Некоторых его друзей из той поры уже нет в живых – умерли от наркотиков. По образованию он инженер-электрик, или, как шутит сам, «инженер минус электрик». Крестился в 1994 году «из соображений безопасности»: чтобы «какая беда не случилась». И лишь через год после этого события решил почитать Библию – надо же знать, что там написано.

– Понимания написанного не пришло, но в подсознании что-то отложилось. А уже затем я услышал у друга радио «Радонеж» и решил почитать что-нибудь о православии.

Сначала Павел (имя отца Антония в миру) хотел купить в церковной лавке «Лествицу», но её не было, и он приобрел «Маргарит духовный».

– Тогда-то я и понял: монашество – это мое.

Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания

Ученик великого старца преподобного Силуана Афонского отец Софроний (Сахаров) (1896 – 1993) волею судеб попал в Англию, где поселился в тихом месте с учениками. Потихоньку скит разросся, но все равно не велик, но важен тем, что исихастские духовные тексты и делания прижились в Великобритании. Кстати, принц Чарльз исихазм очень уважает и регулярно живет на Афоне в монастыре Ватопед.

Есть забавная история об основании скита. Местный пастор по приезде о. Софрония очень был заинтересован, что там происходит, кто они такие, эти православные? И он спросил своего епископа: «Что это – секта? Верят ли они в Святую Троицу, хотя бы?» И епископ сказал: «Don’t worry. They are orthodox. They are the ones who invented it». (Они православные, они создали учение о ней).

Сергей Хоружий: «Процесс, начавшийся снизу в русском монашестве, а также за пределами России деятельностью св. Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников, вырастает постепенно в русское исихастское возрождение XIX-XX вв. Его основные вехи — создание и распространение русского «Добротолюбия» (фундаментальный свод исихастских текстов, не раз пересматривавшийся, дополнявшийся и ставший базовым руководством для устроения православного сознания и жизни); создание влиятельных очагов исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Саров и др.); подвиг учителей русского исихазма — свв. Тихона Задонского, Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в нашем веке — св. Силуана Афонского и его ученика игумена Софрония (Сахарова); становление новых форм исихазма — странничества и, в особенности, старчества. Новые формы показывали, что особая черта русского исихазма — широкое развитие намеченной у Паламы тенденции к утверждению исихазма в качестве универсальной, общеантропологической стратегии: в отличие от древнего института старцев — наставников иноков, в русском старчестве, а также в движении «Монастырь в миру», идущем от славянофилов и получившем развитие в нашем веке, в том числе, при большевистских гонениях, — совершается выход исихазма в мир».

Из спорта в монахи


А благочинный Антониево-Дымского монастыря иеродиакон [1] Александр (Семак) понял, что монашество – это его, когда приехал по благословению протоиерея Николая Беляева из Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке потрудиться в Антониево-Дымский.
Отец Александр – наверное, самый скромный насельник монастыря. Историю своей жизни он описывает общими фразами, будто не хочет, чтобы воспоминания о прошлом вторгались в его нынешнюю монашескую жизнь. Родился он в Воронеже, учился в Москве, потом профессионально занимался спортом. Однажды друзья попросили его стать крестным их ребенку – и так, оказавшись в храме, будущий монах захотел вернуться под его своды еще раз.

– Самое главное в монашеской жизни – это, действительно, терпение. Его нужно здесь не воз, а целый обоз. Но еще важнее – желание служить Богу и духовно возрастать. Без этого даже терпение не поможет, – говорит отец Александр.

Отец Александр – также и монастырский повар. Каждый день он, когда в одиночку, когда с помощниками, умудряется досыта и вкусно кормить братию. Непростая задача. С ней он справляется на отлично. А неизменные на столе малосольные монастырские огурцы и вовсе бесподобны. И еще он печет просфоры и хлеб.

– Так что история у меня самая что ни на есть простая, – скромно подытоживает рассказ этот замечательный монах, не очень-то желая тиражировать публично подробности своей жизни.

Вот мы и не станем этого делать.

Имена монахов Шаолиня

Даются они в момент пострига. Обычно это делает подстригающий. Имена составляются из нескольких слогов. Можно рассмотреть на примере:

  • Ши или Ша – это фамилия всех буддистов;
  • второй слог в имени – фамилия правления династии;
  • третий слог – собственное имя, которое получает монах в момент пострига.

Редко, но случается, что новые монахи желают сохранить имя, которое носили в миру. Этому никто не будет противостоять. Но обета в момент пострига не избежать. Монах отрекается от мирских желаний. Это похоже на новое рождение. Днем рождения отныне считают не тот день, который значился в паспорте, а день пострига. Это день его ангела и все монахи поздравляют его именно в этот день.

Первый храм Антония Дымского

Игумен Адриан рассказывает, какие восстановительные работы он хотел бы провести в первую очередь:

– Перво-наперво нужно достроить соборный храм. Службы-то идут пока только в нижнем Казанском храме. Когда завершим все работы на втором этаже, Казанским станет тот, верхний храм, а нижний – храмом преподобного Антония Дымского.

Кстати, в России пока нет ни одного храма в честь этого святого. Чтобы идея игумена претворилась в жизнь, надо освоить огромный фронт работ – например, перенести в другое место храмовую лавку, чтобы сделать на ее месте лестницу в верхний храм, но прежде возвести пять куполов, отремонтировать колокольню и крышу. Этим уже начали заниматься.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов – это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Не бывший, но действующий

И все-таки монастырь – это, прежде всего, не стены, и даже не храм, а люди, которые придают таким постройкам смысл. Чем еще совсем недавно были эти стены без монахов? Школой трактористов, психиатрической больницей, складом, санаторием-профилакторием. И слово «монастырь» в отношении этого места можно было употреблять, только добавляя к нему «бывший». Теперь в этих стенах снова молятся. Здесь снова – монастырь. Игумен Адриан, отцы Антоний, Никон и Александр, остальные монахи, иноки и послушники – вот те люди, которые возвращают стенам их первоначальный смысл, переводя монастырь из категории «бывший» в категорию «действующий».

[1] Вскоре после первой публикации статьи, 9 сентября 2021 года, Преосвященнейший Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский, рукоположил насельника Антониево-Дымского мужского монастыря иеродиакона Александра (Семака) во иеромонаха. – Примеч. редакции сайта «Монастырский вестник».

Евгений Перевалов

Фото: Станислав Марченко. Также публикуются фото с сайта монастыря

Публикуется с сокращениями

Распечатать

Автономное монашеское государство Святой Горы, Греция

Иосиф Исихаст, Силуан Афонский, Паисий Святогорец, другие молитвенники и их ныне живущие последователи возродили с XX века в монашеской жизни на Святой Горе духовный путь исихазма, или, скорее, дали ему новый импульс. Сейчас в разных уединенных местах Афона существует несколько исихастириев – пустынных келий, где живут соответственно монахи-исихасты. Афон является интернациональным центром исихазма, более того, например, болгарские монахи – исихасты традиционно живут на Афоне, а не в болгарских монастырях.

Фото

28 сентября 2021 Источник: «Вода живая». Санкт-Петербургский церковный вестник

Православные скиты России

Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.


Челябинская область, Старообрядческий скит

Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.

От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.

Женские православные скиты

В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.

Серафимо-Знаменский скит

На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.

Покровский скит

В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]