Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью


Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София

София Римская
(+137 г.), мученица Память 17 сентября

Благочестивая вдова-христианка София жила во веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Италии. Назвав своих дочерей, Веру, Надежду и Любовь, именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.

Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны.

Тогда все трое были подвергнуты жесточайшим мучениям. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены, случилось это в 137 году. Софию не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей.

Император разрешил святой Софии взять тела дочерей. Она положила останки в ковчег и отвезла за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.

Святая София, претерпевшая за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Поле чудес

В начале XV века испанский дипломат и путешественник Руй Гонсалес де Клавихо более всего в Святой Софии был поражен мраморной плитой с изображением Богоматери, младенца и Иоанна Крестителя прямо в прожилках камня. В османские времена навязчивые местные гиды в тюрбанах демонстрировали путешественникам знак ладони на одной из колонн, на уровне пять метров от пола, — по легенде, сам Мехмед II Завоеватель в день взятия Константинополя 29 мая 1453 года въехал в храм на коне, конь встал на дыбы на горе трупов и Мехмед оперся о мрамор кровавой рукой. А если до превращения Святой Софии в мечеть вы отправились бы в музей с турецким гидом, он, ракетой проведя вас мимо византийских древностей, показал бы вам в разводах яшмовой стены, у самого нефа, нерукотворный профиль Ататюрка.
Путешественники прошлого оставили нам немало описаний Софии. Но в центре ее мифа всегда были чудеса. Они и по сей день нагромождены в Софии, как в историческом аттракционе. Вот след в стене, в которой скрылся священник, служивший последнюю службу в день завоевания Константинополя. «Когда святая София опять станет христианской, стена раскроется, священник, выйдя из своего убежища, вернется к алтарю, чтобы докончить службу, начатую 400 лет назад» (Теофиль Готье, «Константинополь», 1853). Вот колонна Святого Григория, влажная изнутри, прикоснуться к которой для излечения приходили паломники еще в византийские времена. «Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем», — писал русский паломник Антоний Новгородец в 1200 году. Вот столб, где, как известно любому жителю Константинополя, обитал ангел храма — в ночь завоевания ангел, по свидетельству Нестора Искандера, христианина в османском войске, ушел в небо огненным столпом «бысть яко свет неизреченны».


Historical Picture Archive/CORBIS/Corbis via Getty Images

Собор Святой Софии, начало 19 века, цветная литография

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы: с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL. Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться музейной картой.

Фабрика мифов

При любой власти София становилась важным символом. Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего.

История той Софии, по поводу которой сегодня бьют копья, началась в 532 году нашей эры, когда император Юстиниан задумал перестроить константинопольский храм Святой Софии, разрушенный во время восстания «Ника», так, чтобы равных ему не было в мире. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым.


Alamy/Legion Media

Богоматерь с младенцем и исламская каллиграфия в Соборе Святой Софии, 2021 год

София предназначена была поражать не снаружи, а изнутри, сияя золотым убранством и светом тысяч золотых светильников. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли.

Чуть менее тысячи лет спустя в день падения Константинополя, 29 мая 1453 года, в храм вошел новый хозяин, 19-летний османский султан Мехмед II Завоеватель. Свидетель описывал, как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: «Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет».

Происхождение имени Софья

Это имя считается древнерусским, уходящим своими корнями все к тому же древнегреческому значению «мудрость». Не секрет, что большинство имен на Руси перекочевало именно из древнегреческого языка и из Византии — центра православия. Если рассматривать этимологию, то это имя также связывают с раннехристианской святой Софьей, матерью трех дочерей великомучениц. Однако именно Софья считается покровительницей женской линии царской семьи в России. Поэтому среди дворянских особ второй половины XIX века был так распространен обычай величать своих новорожденных дочерей этим именем.

Золотые купола

Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.

В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.

Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.

Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.

В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век


Alamy/Legion Media

Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.

LiveInternetLiveInternet

София — Премудрость Божья – Исида Крылатая. Пресвятая Владычица

Исида. Богоматерь

Христианский культ эклектичен*. Он вобрал в себя и культ Митры (обозначивший 25 декабря), Гора (25 декабря) из культа Богини-Матери Изиды (а в древности это вообще был один из главных объектов поклонения, — Астарта, Кибела, Дэви, Шехина и т.д.). Поклонение Богоматери (обратите внимание! не матери сына божия, а именно — БОГОМАТЕРИ) пришло в христианство из более древних эпох. Архетип матери — один из древнейших, и у него есть своё почётное место как в подсознании каждого отдельно взятого человека, так и в коллективном безсознательном… Культ Богини, на самом деле, очень древний, имеется в религиях всех народов нашей планеты. Что облегчает задачу поиска «недостающих деталей» в целостную картину. Ведь какие-то подробности сохранились в одних традициях, а какие-то существенные — в других. Культ Женской Богини имеет отголоски в христианстве. Но исключительно, как культ богоматери.

София стоит на возвышении, под Ней семь ступеней совершенства (семь эонов гностиков, чакр йогов). Согласно Апокалипсису Иоанна (2:1) перед концом света (цикла) на Небе появится Знамение — «Жена, Облечённая в Солнце; под ногами Её Луна, и на главе Её венец из двенадцати звёзд». Но это образ всё той же стоящей на Луне Софии, чьё тело излучает Свет. София опирается не только на полумесяц (Луну), но и на шар, обвитый змеем. Этот символ нам уже знаком… Остаётся только удивляться тому, что признавая Бога-Отца своим Отцом Небесным и стремясь к нему, христиане ничего не говорят о своей Матери. Словно сироты. Но если об Отце своём Небесном некоторые люди тоскуют и устремляют в заоблачные выси свои взоры, то Мать вообще остаётся почти полностью забыта. Бог-Отец — «там», а где Бог-Мать, где? И если Бог-Отец — это Любовь, то кто Бог Мать? Большинство людей даже не задаются этим вопросом. В Библии об этом действительно не так много сказано, но, например, в ставших уже знаменитыми Свитках Мёртвого моря (Кумранских свитках), одном неканоническом Евангелии (которое приписывается ессеям, а по мнению других учёных исследователей — саддукеям) говорится о Матери человечества ну просто открытым текстом:«… «Блаженны вы, ищущие истину, ибо я помогу вам и дам хлеб мудрости. Блаженны вы, захотевшие вырваться из власти Сатаны, ибо я приведу вас в царство ангелов Нашей Матери, туда, куда власть Сатаны не может проникнуть.» И с великим удивлением спросили они: «Где наша Мать, и кто ее ангелы? Где находится царство Ее?»«Наша Мать находится в вас, а вы находитесь в Ней. Это Она нас породила и дала нам жизнь. Это от Нее вы получили тело свое и придет день, когда вы должны вернуть его. Блаженны будете вы, когда сможете познать Ее. Ее и царствие Ее, когда последуете законам Ее. Поистине говорю я вам: тот, кто достигнет этого, никогда не увидит болезни, ибо власть вашей Матери господствует надо всем. И власть эта уничтожает Сатану и царство его, и закон вашей Матери господствует над всем и управляет вашими телами так же, как и всеми живущими на Земле…»

Открыто возвещается о великой Матери также и в других апокрифических евангелиях: «… И она окружила его светлым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовется матерью живых» Апокриф Иоанна, 10; «Мать — это истина» (в Библии сказано «А Господь Бог есть истина» Иерем. 10:10);«Некоторые говорили, что Мария зачала от Духа святого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины? …» Апокриф «Евангелие от Филиппа», 17, 110; «Моя мать, Дух святой» Апокриф «Евангелие от евреев»;

«Я — Та, которую называют «Истина».» Апокриф «Гром. Совершенный УМ». Святой Дух Истины, Премудрость Божья — София — или Мировая Душа (Анима Мунди), отделилась в результате свободного волевого акта от Бога. Но позволить себе такое автономное существование мог только Абсолют. Следовательно, третья ипостась Бога — София — есть Абсолют в женском облике. Именно София является тем связующим звеном, которое соединяет человека с Богом. В Евангелии от Иоанна Богослова сказано: «Утешитель же, Святой Дух Истины, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Также: «Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:12-13). Взято из источника. https://www.krupaspb.ru/forum/ «… 33. СВЯТЫЙ ДУХ — КРЫЛАТАЯ ИСИДА Христианский символ Святого Духа изображается в виде голубя с раскинутыми крыльями. Основной же, египетский символ — это Солнечный диск в раскинутых крыльях орла, в облачении двух змей, что значит — Премудрость Божия (Земная и Небесная Мудрость). Это Символ Верховного Духа, пронизывающего, подобно Солнцу, всё живое. В Евангелии от Иоанна (1:32) сказано: «И свидетельствовал Иоанн: я видел Духа, сходящего с Неба, как голубя, и пребывающего на нём». Дух Божьего Откровения Сошёл на Иисуса, и лишь тогда Иисус почувствовал Себя Христом. В «Откровении Иоанна Богослова» также просматривается канва Истинного Учения, взятого от Египта. Приведу лишь один из эпизодов, ярко свидетельствующий об Истине. В главе 12 раскрывается одно из основных Апокалиптических знамений последнего времени: Явление «Жены, Облечённой в Солнце». «И Явилось на Небе Великое Знамение: Жена, Облечённая в Солнце; под ногами Её Луна, и на Главе венец из двенадцати Звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.» (12:1, 2). «Когда же дракон увидел, что низвержен на Землю, начал преследовать Жену, которая родила Младенца мужеского пола. И даны были Жене два крыла большого орла, чтобы Она летела в пустыню в Своё место от лица змия…» (12:13, 14). Это очень напоминает историю об Исиде, которую вместе с Младенцем Гором Сет упрятал в тюрьму. Два крыла большого орла присущи Крылатой Исиде — Матери Богов.

34. ПРОРОЧЕСТВА О МАРИИ ДЭВИ ХРИСТОС 11 Апреля 1990 Года Совершилось планетарное Явление Духа Святого в Матери Мира Марии ДЭВИ Христос — Новой Исиде. С того самого момента, дракон начал преследовать Жену. Когда же в 1993 году тоталитарный змий православия во главе со спецслужбами упрятал в тюрьму Матерь Мира с Её Младенцем Гором — Иоанном-Петром Вторым, — библейское пророчество исполнилось. Я не буду детально рассматривать иудейскую Библию-писание христиан всего мира, но говоря даже об этих важных символах, картина вырисовывается чёткая: всё исходит из Египта, Древних Вед и Матери Богов. И никакой патриархальный строй не создаст религию более духовную и полноценную, нежели религия Женщины-Бога. А теперь, вскользь коснёмся нашей современности. Явление Матери Мира на Славянскую землю было предречено издревле. Сказано об этом и в древнеегипетских свитках, Нострадамусом, Богородицей, Иисусом Христом, в «Ведах», Вл. Соловьёвым, Саровским, сонорецкими старцами, Еленой Рерих, Даниилом Андреевым, «Откровение Иоанна Богослова» запечатляет это Событие. Хотя канон и заменил Женский Образ Бога на Мужское Обличие, Богослову, всё же, Господь Являлся в Образе Жены, и даже не девы. А более того, он знал о будущем Явлении Утешительницы из уст своего Любимого Учителя. Канонизированный «Ветхий Завет» также имеет эти свидетельства. «Бытие» возвещает, что Жена поразит Своим Семенем змея прямо в голову, «Книга Притчей Соломона» и «Книга Премудрости Соломона» открыто говорят о Роли Матери, Премудрости Божией, Духе Святом, то же можно найти в «Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова», даже пророк Исайя не удерживается и возвещает о «Венце Славы Господней», «Новом Имени», «Моём Благоволении к Нему», о Матери, должной победить Тьму: «Ни одно оружие, сделанное против Тебя, не будет состязаться с Тобою на суде, — Ты обвинишь.» (54:11-17). Говорят о Матери и другие пророки: Иеремия, Варух, Михей, Софония, Захария, Малахия, Третья Книга Ездры, «Песнь Песней» Соломона. Так, что свидетельств этому Явлению вполне достаточно!» (Матерь Мира Мария ДЭВИ Христос. «ОТКРОВЕНИЕ ДУХА СВЯТОГО, или станьте, наконец, зрячими!»).https://usmalos.com/modules.php?name=EpohaSveta&pa=showpage&pid=9&page=2 В. Соловьёв в своей «Sophie» предсказал, что:«Своё Пребывание на Земле София — Премудрость Божия Заканчивает в Качестве Бога, о чём свидетельствует шестая ступень Её Совершенства — Благодать… После Благодати Софию ожидает Слава… Новое сущностное знание о Человеке, Боге и Вселенной появится в преддверии Эры Водолея на территории России и Украины…» (В.С. Соловьёв, 6 письмо, 1875 г.). «Десять Божественных Ликов Святой Софии»https://usmalos.com/modules.php?name=UsmalosWorld&pa=showpage&pid=45

«… Лик десятый Русская София. Это национальный аспект. Философ верил, что всечеловеческое космическое божество вочеловечится в ситуации «конца света» именно в русской женщине-философе. Ведь именно русский народ отличал Софию от Святой Девы Марии, а Христа от Иисуса Христа. София была для него самостоятельной Небесной Сущностью, скрытой, под видимостью низшего мира, лучезарным духом возрождённого человечества, ангелом-хранителем Земли, грядущим и окончательным Явлением Божества». Матерь Мира — Эпохальный Учитель Новой Эры — Первая Разбила вековые догмы и каноны патриархального мира и Открыла Лицо Мировой Женственности Дала Свою Духовную «Науку о Свете и Его Трансформации», Узаконила Порядок Вещей в Мироздании, Раскрыла Тайну Пирамиды, Открыла Закон Вечности, Уравновесила Два противоположных Начала, Мужа и Жену на Вселенских Весах. Мария ДЭВИ Христос Даёт миру Новое Мировоззрение и Совершенное Познание Абсолюта, Утверждает Новую КультУру, в Которой Звучит Её Голос, Слово, Пение; Явлен Духовный Танец. Матерь Мира Соединила Небо и Землю, Духовное и Материальное, Создав Абсолютное Всеведение, ЧелоВека.


Мария ДЭВИ Христос через Высшую Форму Проявления Духовности — Искусство — Открыла землянам Миры Вселенской Космической Реальности, Углубила Сакральные Знания, а главное — Полностью Раскрыла Свой Сокровенный Мир — Абсолюта Эйн-Соф, Воплощённой в Мире Материи. Божественные Знания, которые были сокрыты до времени, — ныне Открыты Матерью Мира. Нет более ничего тайного — всё тайное стало явным! «Космическое Полиискусство Третьего Тысячелетия Виктории ПреобРАженской» Стало завершающим этапом Божественно-Космической Программы ЮСМАЛОС.

София Предвечная София — Свет Светов! Сошедшая с Небес, ПрекРАснокрылая! Тебе Вершить Свой Суд над Тьмой веков! И новый Мир Наполнить Божьей Силою! Подходит Время! Скоро Срок Пробьёт Твоей Вселенской Славы во Спасение Руси Сурийской. Твоё Племя ждёт Тебя, Майтрейя! Матерь Всепрощения! Твой Божий Лик исторгли с Алтаря, разрушили Дома Твои Священные. Но возвещает о Тебе Сама Земля, являя Твои ОбРАзы Нетленные. София! Мать Огня, Земли и Вод! Мать Мироздания! Могучая, Единая! Под Твой Покров Святая Русь Взойдёт — Небесной Армией Непобедимою! Мать-Сурья! Ты Пришла, как ЧелоВек, к землянам: Принесла Спасение… Но люди не поймут Тебя вовек, пока не обретут ПреобРАжения. И только Племя Белое Твоё Ступает под Знамёна Твои Свя́тые! Ты вновь Простишь Творение Своё — за Свои Муки Крестные, Пути Распятые… 14.01.2011 Виктория ПреобРАженская

Победа Света уже Произошла! Мистерия Апокалиптической Жены, Облечённой в Солнце, Совершилась во всех Мирах и Пространствах. И уже нет ничего, что может остановить Викторию ПреобРАжения! УРА! ЮСМАЛОС! АУМ-ИНЬ! Подробнее на сайте www.victoriara.com Елена Краевская

София для русских

Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.

Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.

Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).

Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.


Yuksel Goz/Unsplash

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Торжеству́ет Це́рковь перворо́дных,/ и свесели́тся прие́мля ма́терь о ча́дех веселя́щуюся,/ я́же я́ко му́дрости тезоиме́нитая/ тро́йственным богосло́вским доброде́телем равночи́сленныя породи́./ Ты́я с му́дрыми де́вами зри́т уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Сло́ву,/ с не́ю и мы́ духо́вне в па́мяти и́х свесели́мся, глаго́люще:/ Тро́ицы побо́рницы,/ Ве́ро, Любве́ и Наде́ждо,// в ве́ре, любви́ и наде́жде утвержда́йте на́с.

Кондак, глас 1

(Подобен: Гроб Твой, Спасе:)

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви, Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́вшеся,/ му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию,/ и пострада́вше, и победо́носицы яви́вшеся,/ венце́м нетле́нным// от все́х Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Nobody’s business but the Turks

Призывы вернуть Софии статус мечети не умолкали с исторического решения 1934 года, но в последние годы заигрывания с этой темой стали одной из любимых тем внутренней политики. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад на просьбу сделать Софию мечетью. Не последнюю роль играло и то, что София-музей была самым прибыльным туристическим объектом города: по разным подсчетам, она приносила в год до $75 миллионов.

Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.

И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.


Alamy/Legion Media

Внутреннее убранство Собора Святой Софии

Нельзя сказать, что голосов против совсем нет. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC, что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия.

Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.

В культуре и религии

Имя стало популярным не только у славян. По нраву оно пришлось англичанам и жителям Ирландии. В 2010-м каждая вторая украинская семья так нарекла своих дочерей. В мире имя София занимает третью строчку в списке популярности. Это самое распространенное имя в Болгарии, такое же название носит столица этого государства.

Имя было чрезвычайно распространено среди царских особ европейских государств. В разное время истории во главе государств находились Софии: королевы Пруссии, Греции, Норвегии, Швеции, герцогиня Баварская и принцесса Альденская.

Каноническая церковь насчитывает не менее десятка святых с именем Софья, именно вариант написания с мягким знаком православие считает истинным. Именины Софьи отмечают 30 сентября в честь матери и мученицы. Кроме этой даты, день Ангела православная церковь празднует еще несколько раз в году: в феврале, апреле, июне, октябре и 31 декабря. Католичкам с именем София отвели два дня – в мае и октябре.

В русской литературе самыми известными персонажами, обладательницами имени, стала Сонечка Мармеладова из романа «Преступление и наказание», Софья Павловна из «Горя от ума», встречается оно в пьесе Фонвизина и романе Толстого. Сонька — Золотая Ручка стала легендой криминального мира, а знаменитая тетя Соня из Одессы – героиней многочисленных анекдотов. Кстати, в переводе с еврейского, Софа означает «вечно молодая», с арабского – «умная», а с хинди – «золотая». Имена звучат по-разному, но происхождение общее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]