«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою»


Хагар
(ивр. הָגָר)
Святой праведник Авраам выгоняет Агарь с собственным сыном на верную смерть в безводную пустыню
Пол:жен.
Период жизни:праотцы
Супруг(а):Авраам
Дети:Исмаил

Агарь
(
Хагар
, ивр. הגר, греч.
Άγαρ
, лат.
Agar
, араб.
هاجر
,
Хаджар
, англ. Hagar) — египтянка, рабыня, наложница Авраама, служанка Сарры, мать Измаила, легендарного предка арабов[1].

[править] Биография

Имя означает «странница» (от арабского корня הגר‎ — «убегать», «выселяться», «hadshara» («переселяться»), откуда происходит и слово «хиджра»).

По преданию, сохранившемуся в Мидраше, Агарь была дочерью фараона[2], но стала рабыней Сарры во время пребывания Авраама и Сары в Египте.

Так или иначе, Агарь была египтянкой, но при этом рабыней Сарры.

Так как Сарра долгое время не имела детей, он дала свою рабыню Аврааму в наложницы (предложила Аврааму войти к её служанке, чтобы иметь от неё детей[3]), расчитывая усыновить потомство рабыни от Авраама (Рахиль делает то же[4]).

Забеременев, Агарь возгордилась и стала относиться презрительно к своей госпоже (стала относиться пренебрежительно к своей госпоже). Сарра, с разрешения Авраама, начала её преследовать, и Агарь убежала в пустыню. Тут у одного источника предстал пред нею ангел Божий, повелевший ей возвратиться к госпоже и покориться ей. Он предсказал Αгарь, что она родит сына и назовет его Ишма‘эль («тот, кого услышит Бог»), и он будет бойцом («как дикий осел между людьми: руки его на всех и руки всех на него»[5].

Согласно аггадистам, Cappa отомстила Агарь тем, что удалила её от Авраама, избивала её своей туфлей и заставила исполнять разные унизительные работы; кроме того, посредством «дурного глаза» она довела Агарь до выкидыша, так что Исмаил явился уже не первым, а вторым ребёнком.

Когда Исаак, родной сын Сарры, был отнят от груди, Сарра, увидев Исмаила, сына египтянки Αгарь, играющим с её сыном (или «издевающимся над ним»; еврейский глагол צחק‎ означает — «забавляться», «смеяться» и «насмехаться»), потребовала от Авраама изгнать Агарь и её сына, «ибо не будет наследовать сын этой служанки вместе с моим сыном, с Исааком». Авраам сначала не согласился, однако, покорный велению Божию, отправил Αгарь, дав ей хлеба и кувшин воды и возложив ей ребёнка на плечи.

Таким образом, когда Исаак, сын Авраама от Сарры, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама.

Агарь ушла в пустыню. Вскоре запас воды иссяк. Но ангел Божий предотвратил гибель Агари и её сына, указав им на колодец: ангел Божий, услышав плач умирающего от жажды ребёнка, указал ей колодец и предсказал, что Исмаил будет родоначальником великого народа.

Агарь поселилась с Исмаилом в пустыне Фаран в Аравийской пустыне и выбрала ему жену из египтянок[6].

По еврейским и арабским преданиям, Агарь и Исмаил — родоночальники арабского народа — агарян (hagrüm, hagrim). По-видимому, подобное предание существовало и в Сирии, и через сирийца Посидония стало известно греческому учёному Аполлонию Молону, который рассказывал так:

Аполлоний Молон, писавший против иудеев, говорит, что человек, оставшийся в живых после потопа, вместе с сыновьями покинул Армению, изгнанный местными жителями из родной земли. Пересекши большие пространства, он пришел в горную часть Сирии, которая была безлюдной. Через три поколения родился Авраам, чье имя означает «друг отца». Он был мудрец и устремился в пустыню. Он взял двух жен, одну местную, свою родственницу, другую египтянку, рабыню, от которой у него родилось двенадцать сыновей. Они, удалившись в Аравию, разделили землю и стали первыми царствовать над местным населением. С тех пор до наших времен двенадцать аравийских царей носят имена сыновей Авраама[7].

Её именем был назван астероид (682) Агар, открытый в 1909 году.

Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом…

Здравствуйте, А.!

Вы задаете интересный вопрос.

Попробуем глубже понять Агарь, ее характер, возможности и обстоятельства.

Прежде всего, она вовсе не была ограниченной и простоватой служанкой, привыкшей к труду и покорности. Она была дочерью фараона (Раши, Берешит 16:1). Увидев чудеса, которые Б-г послал Саре, фараон сказал дочери: лучше быть тебе служанкой в доме Авраама, чем госпожой в любом другом месте.

Но это, вроде бы, только усиливает Ваш вопрос: разве трудно было предугадать, что она возгордится? Да и как вообще могла гордая принцесса согласиться быть чьей-то служанкой? О чем думал фараон, отдавая ее в служанки, а Авраам и Сара — принимая?

Чтобы понять это, попробуем сравнить Агарь с другими служанками праматерей. Ведь Агарь в этом отношении была не уникальна. У обеих жен Яакова, Рахели и Леи, тоже были служанки, соответственно Била и Зильпа. И каждую из них ее госпожа тоже дала своему мужу, Яакову, надеясь, что в награду за такую самоотверженность и она удостоится родить мужу сыновей.

Они не боялись, что с Билой и Зильпой произойдет то же, что произошло с Агарью: что они, забеременев, возгордятся и родят таких же проблемных сыновей, как Ишмаэль, которых потом придется изгонять, со всеми вытекающими? Они ведь сознательно следовали примеру Сары (Раши, Берешит 30:3). И при этом не было очевидно, что наступают на те же грабли?

Похоже, что не было. И действительно, с Билой и Зильпой ничего подобного не произошло. Благополучно родили сыновей (каждая по два), которые — стали полноценными членами еврейской семьи, основателями колен наряду с сыновьями самих Рахели и Леи. Что, вообще-то, само по себе удивительно и вызывает вопрос: ведь только Рахель и Лея считаются праматерями, а не их служанки. Как же могли потомки служанок, а не самих праматерей, быть полноценными евреями, членами семьи? Ведь Рахель и Лея — не их праматери!

Особенно любопытно то, что было с Билой, служанкой Рахели. Как известно, Яаков любил Рахель больше Леи, в большей степени жил с ней «душа в душу». И после смерти Рахели он, погоревав, перенес свою постель в шатер — Билы. Старший сын Леи, Реувен, возмутился: еще можно понять, что Рахель мила Яакову больше Леи, но ее служанка?! Однако из Торы ясно, что именно Реувен тут погорячился, а Яаков поступил вполне адекватно. Более того, поскольку Йосеф, сын Яакова от Рахели, остался без матери, его воспитала Била, «как мать» (Раши Берешит 37:10). Разумеется, с ведома Яакова. А ведь Йосеф был любимым сыном Яакова и, как казалось тогда, его главным наследником, самым обещающим и перспективным потомком. Его воспитание Яаков доверил служанке — и Йосеф действительно вырос в великого праведника (Йосэф а-Цадик

).

В чем же секрет этих служанок?

Вернемся к семье Авраама: у него тоже был слуга — Элиэзер. Если проблемность Агари можно связать с тем, что она дочь не самого праведного в мире фараона, то полюбуйтесь на Элиэзера — по словам мудрецов, он был сыном деспотичного вавилонского царя Нимрода. Фараон, по крайней мере, забросал Авраама подарками, а Нимрод бросил его в огонь! И Элиэзера откровенно приставил к Аврааму в качестве шпиона, чтобы доносил о деятельности «человека, подрывающего устои».

И, тем не менее, в последующих главах видим, что Элиэзер пользуется полным доверием Авраама. Тот доверяет ему важнейшую миссию — найти и привезти невесту для Ицхака, т. е. обеспечить будущее еврейского народа. И Элиэзер блестяще справляется с миссией, проявляя глубокую веру в Б-га, удостаиваясь Его чудесной помощи — и демонстрируя тотальную преданность Аврааму. Мудрецы говорят, что у Элиэзера самого была дочь и он был не прочь выдать ее за Ицхака. Но, получив отказ, Элиэзер, тем не менее, преданно пошел искать ту, кого Б-г на самом деле предназначил сыну Авраама.

В чем секрет всех этих слуг?

Возможно, ключ к разгадке — толкование прозвища, которое Авраам дал Элиэзеру: «Дамесек» (Берешит 15:2). Простой смысл — «Дамаск», т.е. город, из которого тот был родом. Но мудрецы толкуют: д

оле у-
машкэ ми-торато шель рабо
— он «черпал и разливал [другим] из [колодца] Торы своего господина». То есть он перенимал Тору у Авраама и разъяснял ее другим. Элиэзеру можно было доверить не только выполнение некоторых задач в «светской» жизни, но и преподавание Торы Авраама. Но — только «Торы господина». «Своей Торы» Элиэзер произвести не мог. Он был не в состоянии сам ее изучать, пролагать свой путь. Он мог лишь учиться у Авраама, перенимать его мудрость.

Т.к. в этом суть слуги: он несамостоятелен и физически, и духовно, у него нет своего пути. Но он может весьма преуспеть, сопровождая господина в его

пути. Стать его «правой рукой» во всех отношениях. Отказавшись от своего «я», не только покориться господину физически, отдать в его распоряжение свое тело, но и отдать ему на воспитание свою душу, стать его «продолжением». (Есть в святом языке хорошее слово
битуль
.) И так перенять все достоинства господина: его мудрость, его веру, его характер, в целом.

В этом был секрет Билы и Зильпы. Будучи служанками Рахели и Леи, они отказались от своего «я» и превратили себя в «продолжение» праматерей. Полностью переняли их характер, со всеми достоинствами. Поэтому и сыновья, которых они родили, стали полноценными евреями: биологически Рахель и Лея не были их праматерями, но в духовном плане — были! Ибо их родили и воспитали служанки праматерей, их духовное «продолжение». Поэтому и Яаков после смерти Рахели переселился в шатер Билы: в отсутствии «оригинала» он мог утешиться хотя бы «копией», смягчить утрату. Била во всем напоминала ему саму Рахель, и это было лучше, чем ничего — или чем Лея, пусть великая праведница, но с совершенно другим характером, наоборот, резко контрастирующим с характером Рахели, что Яакову никогда особенно не нравилось, а теперь тем более заставляло еще сильнее ощущать утрату. И Йосефа Била могла воспитать — как «продолжение» Рахели.

И даже человек, происходящий из гордой царской семьи, такой, как Элиэзер, мог отказаться от своего изначального «я» и превратить себя в «продолжение» господина. Разумеется, это не так просто. Но, судя по всему, Авраам обладал такой «харизмой» и настолько было очевидно, что ему помогает Сам Б-г, открытыми чудесами, что это производило глубочайшее впечатление на всех, кому доводилось с ним встретиться. Да, Нимрод бросил его в огонь — но Б-г чудеснейшим образом его спас! Какой потрясающий человек! Даже на Нимрода он произвел впечатление. А его сыну Элиэзеру, который оказался в доме Авраама и покинул дом Нимрода, тем более было не трудно полностью подпасть под влияние Авраама и покориться ему. Не как забитому слуге

, а как искреннему
служителю
и последователю, готовому пройти ради того, во что верит, через огонь и воду.

Так же были впечатлены и подпали под обаяние Авраама и Сары фараон и его дочь Агарь. Быть служительницей пророка Б-га, для которого Он творит чудеса и в доме которого постоянно видишь ангелов (Раши, Берешит 16:13), — это свято, это круто! И перед женой Авраама, праведной и красивой Сарой, Агарь благоговела. И, действительно, во многом переняла ее характер. Тора сообщает, что после смерти Сары Авраам взял в жены Кетуру (Берешит 25:1). По словам мудрецов (Раши, там же), это Агарь, Авраам снова на ней женился. А именем Кетура она названа потому, что «приятны ее деяния, как благовоние Кторет». Все это время, несмотря ни на что, Агарь хранила верность Аврааму и не выходила ни за кого другого. Так что Агарь была праведницей, которая искренне любила Авраама и была ему предана. Где она переняла ценные человеческие качества, верность? Надо полагать, не у фараона, а у Авраама и Сары. Как и все слуги и служанки в том доме.

Поэтому, отдавая ее Аврааму, Сара вполне могла рассчитывать, что все сложится так же хорошо, как сложилось потом с Билой и Зильпой. Ведь даже Элиэзер, сын Нимрода, бросившего Авраама в огонь, стал абсолютно преданным слугой. Тем более, Агарь, дочь фараона, изначально менее враждебно настроенного, по логике должна была стать такой — и, вроде бы, становилась. Поэтому Рахель и Лея не побоялись пойти потом тем же путем: по логике и согласно опыту (с Элиэзером) должно было сработать — и действительно сработало. Но Агарь все-таки в чем-то не дотянула до уровня других служанок, не полностью отказалась от своего «я», от былой гордыни и амбициозности египетской принцессы, отчего и возникли проблемы и с ней, и с ее сыном Ишмаэлем.

Быть может, изначально она увлеклась идеей служения Аврааму и Его Б-гу не столько потому, что свято, сколько потому, что круто? То есть здесь была также опасность служить не искренне, ради самой святой цели (ли-шма

), забывая о своем «я», а, наоборот, ради престижа (
ше-ло ли-шма
).
Я
, Агарь — Служительница! Сара — объект восхищения, ей следует подражать — а, может быть, даже догнать и перегнать? Я забеременела от Авраама быстрее, чем Сара, — вот оно! Может быть, я теперь даже праведнее самой Сары? И больше подхожу для великой роли партнера Авраама в его священном служении? Так что соблазн тут действительно был. Но такой соблазн есть у каждого праведника и служителя, и действительно великим праведникам удается его побороть. Самим Аврааму и Саре удавалось, и их слугам тоже обычно удавалось, такой в доме был всеобщий настрой — искреннего, бескорыстного служения Б-гу. Поэтому и от Агари иного не ждали. Да и в ней, по всей видимости, это несовершенство было минимальным, изначально она неплохо вписалась, так, что даже Сара не смогла предвидеть.

Как Ицхак не смог изначально предвидеть масштаб проблем с Эйсавом и искренне считал, что тот может стать полноценным евреем, поскольку растет в той же семье, что и его праведный брат-близнец Яаков. Ицхак знал характер Эйсава и представлял, какие проблемы могут возникнуть, но полагал, что Эйсав их преодолеет и направит свою хитрость и способности к охоте и добыче пропитания в благое русло.

Но как только стало очевидно, что проблемы непреодолимы, и Сара, и Ицхак приняли решительные меры, чтобы Ишмаэль и Эйсав не стали частью еврейской линии. Меры болезненные, но на том этапе уже необходимые. Ицхак, поняв, что Волей Б-га благословение заслужил и получил Яаков, однозначно ответил Эйсаву: извини, но для тебя такого же уже не осталось. А Сара настояла, чтобы Авраам изгнал Ишмаэля вместе с матерью.

Да, в конечном счете, с Ишмаэлем возникли проблемы, которые продолжаются и по сей день. Но, по крайней мере, изгнание тут не причина, а следствие. По словам Торы, Сара потребовала изгнать Ишмаэля, увидев, что он «забавляется». Мудрецы (см. Раши, Берешит 21:10) объясняют: Ишмаэль претендовал на долю Ицхака в наследстве и пускал в него стрелы. Предок арабов в предка евреев. Уже тогда! Еврейка Сара ранее изъявила готовность делить дом и даже мужа с предками арабов, но сами предки арабов не очень хотели делиться, предпочитая вести переговоры стрелами и ракетами (хотя нет, тогда еще не ракетами). И что делать евреям? Помучавшись, решили, что делать нечего, придется принимать достаточно крутые меры… Аврааму очень не понравилась идея — он был «голубь», олицетворение милосердия, он всех любил. А тут поступать жестоко, как «ястреб»?! Это же не по-еврейски! Но Б-г ему сказал: послушайся Сары, ей тут виднее, ничего не поделаешь. А об Ишмаэле не волнуйся, Я сделаю его великим народом, позабочусь о нем. Даже когда Аврааму и его потомкам приходится принимать крутые меры против Ишмаэля, всегда найдутся те, кто ему посочувствует и поможет, всем миром. Не волнуйтесь слишком о нем, он не пропадет.

Так что да, праотцы не всегда могли все полностью

предвидеть — в конце концов, они люди, а не боги. Но правда в том, что тут действительно был план Б-га. От еврейского народа должны были отойти две ветви, сходные с ним во многом, но, в то же время отличные от него — и часто враждебные ему, претендующие на его статус. Чувствующие, что и сами к этому близки, но, все же, не там. Западная и Восточная цивилизации, каждая по-своему великая, с отчасти еврейскими корнями и идеями, но, все же, не еврейская, с проблемами и крайностями, от которых не может отделаться. Такие тоже нужны. Ибо только еврейский народ способен на полноценное служение Б-гу, выполнение всех многочисленных заповедей Торы. Другие народы на это неспособны, но они способны принять и распространить два основных «ответвления» от еврейской религии, христианство и ислам, которые менее требовательны, но передают основные идеи о Б-ге, пусть и не полностью, и со своими искажениями и крайностями. Для евреев они поэтому неприемлемы, но для неевреев — единственный возможный путь распространения этих идей о Б-ге по всему миру, только так они пока что могут быть восприняты. А враждебность к евреям — это напоминание: несмотря на потенциальную привлекательность этих ветвей, сами евреи должны оставаться собой и выполнять свою миссию, а не ассимилироваться — это не выйдет, их не примут.

Такие «ответвления» могли создать только потомки еврейских праотцев, перенявшие качества праотцев отчасти, не полностью, и отклонившиеся поэтому от чисто еврейского пути. Такими и были Эйсав и Ишмаэль. Намеренно воспитать таких потомков праотцы бы не могли. Но так вышло по Воле Б-га: праотцы действовали, как знали и могли, а Б-г повернул все таким путем, какой был нужен.

С уважением, Меир Мучник

[править] Взгляд критической школы

Оба рассказа Библии, иеговистический[8] и элогистический[9], по сути описывают одно и то же событие — изгнание Агари, но противоречат друг другу в подробностях. Общие обоим рассказам черты: в обоих Агарь изгоняется по требованию Сарры, получает божественное откровение в пустыне, у воды, и предсказание о великой будущности сына, но в первом действие происходит до рождения Исмаила, Агарь является настоящей рабыней (sifcha) Сарры и за заносчивость передается в руки госпожи; во втором — Агарь уходит в пустыню против воли Авраама с маленьким Исмаилом на спине (по иеговисту — Исмаилу в это время не менее 14 лет), и её рабское состояние оттеняется не так резко. В этих рассказах мы имеем два параллельных сказания о происхождении измаильтян, живших в пустыне Фаран, то есть в северной части Синайского полуострова, у египетской «стены» («тур»[10]). Расовое родство этих кочевников с израильтянами не подвергалось сомнению, но их производили от египетской рабыни или наложницы их общего предка.

Другое явное противоречие — сначала Сарра ведёт Агарь к Аврааму, но затем ревнует и соперничает с ней. Вряд ли Авраам нуждался в разрешении жены сойтись с рабыней. Вероятно, авторы Библии посчитали, что Аврааму не может быть свойственна похоть, и решили сделать инициатором Сарру. Не исключено, что главная жена должна была дать формальное разрешение на наложницу.

Странно, что египтянка оказалась рабыней у Авраама и Сарры. Возможно, в этом предании нашли отражения воспоминания о вторжениях предков евреев — хапиру (гиксосов) — на Египет, в результате чего, у предков евреев могли появляться египетские рабыни (если бы Агарь стала женой Авраама когда он был в Египте добровольно, непонятно, почему она оказалась рабыней). Видимо, между потомками пленниц и потомками главных жён (даже у современных израильских бедуинов есть разделение на потомков свободных и потомков рабов) происходила вражда, что, судя по рассказу, привело племя к распаду и отделению потомков рабынь.

В юридической системе Месопотамии, родины Авраама, упоминаются ситуации, аналогичные описанным в библейском повествовании об Агари (как во многих других повествованиях, связанных с периодом патриархов). Так, кодекс Хаммурапи[11] устанавливает, что при определенных обстоятельствах наложница, родившая от своего господина и потребовавшая равенства со своей госпожой, может быть наказана, однако не продана.

Литература

  • Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 102-118, 127-134;
  • Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 105-109; Т. 11. С. 221-223;
  • idem. Вавилонский царь Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. СПб. 1904;
  • Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914. С. 418-432, 512-516;
  • Kittel R. ̓Αγάρ // ThWNT. Bd. 1;
  • Heitzer A. Hagar: Eine kritische und exegetische Untersuchung zu Gen 16 und 21, 1-21. Bonn, 1934;
  • Новая толковая Библия. Т. 1. С. 321-322, 332-334;
  • Knauf E. A. Hagar // ABD. Vol. 1 [библиогр.];
  • Grohmann M. Die Erzmütter: Sara und Hagar, Rebekka, Rahel // Alttestamentliche Gestalten im Neuen Testament: Beitr. z. Biblischen Theologie / Hrsg. M. Öhler. Darmstadt, 1999. S. 53-74;
  • Sellin G. Hagar und Sara: Religionsgeschichtliche Hintergründe der Schriftallegorese Gal 4. 21-31 // Das Urchritentum in seiner literarischen Geschichte: Festschrift für J. Becker / Hrsg. U. Mell, U. B. Müller. B., 1999. S. 59-84. (BZNW; 100).

Итоги сравнения:


Иносказание об Агари и Сарре

Личности и события

  1. Две женщины: Агарь, рабыня (Быт. 16:15). Сарра, свободная женщина (Быт. 21:2)
  2. Два сына: Измаил, обычное рождение (Гал. 4:22,23). Исаак, рожден по обетованию (Гал. 4:23; Быт. 21:2)
  3. Две категории общественного положения: Изма­ил, рабство в семье (Быт. 16:15). Исаак, свободен в семье (Быт. 21:2; 18:10-14)
  4. Два персонажа: Измаил был гонителем Исаак был гоним (Быт. 16:12; 21:9; Гал. 4:29)
  5. Две категории материального наследия: Измаил получил рабскую долю хлеба и воды (Быт. 21:14). Исаак получил все имение своего отца и все благословения (Быт. 21:12; 25:2)
  6. Двое были изгнаны: Агарь и Измаил, не получившие наследия вместе с сыном свободной женщины (Быт. 21:10-12; Гал. 4:30,31)
  7. Двое остались в милости: Сарра и Исаак, сын по обетованию (Быт. 18:10-14; 21:2,12)

Заключение: Прежний завет исполнен (Кол. 2:14­-16; Еф. 2:14-16; Рим. 7:4; Гал. 3:23-25) Иудеи по­теряны духовно согласно прежнему завету (Рим. 3:9,23; Евр. 10:4); они — не наследники.

Вера и заветы

  1. Два завета (Гал. 4:24,26): Прежний завет рабства Новый завет свободы
  2. Две религии: Иудейская по обычному рождению Церковь Христа по духовному рождению (Рим. 9:7,8; Евр. 11:11; Иоан.3:5-8)
  3. Две категории духовного состояния: Иудейская религия в рабстве законничества (Гал. 3:10-12) Церковь Христа в духовной свободе (Гал. 5:1,13)
  4. Два образа: Иудейская религия—гонитель Церковь Христа — гонимая (Деян.8:1; 9:1,2; Гал.4:29)
  5. Две категории духовного наследия: Иудеи получили преходящее наследие, ханаанскую землю. Христиане получают духовное наследие, всю ми­лость Божию и все благословения (Рим.8:17,28; Гал.3:8,29; Еф.1:3)
  6. Двое изгнаны: Прежний завет и плотский Израиль, или сын, не наследующий с духовным Израилем (Быт. 21:10-12; Иоан. 8:35; Гал. 4:28-31)
  7. Двое остались в милости: Новый завет и христиане по обетованию (Деян. 3:25; Гал. 3:8,16,29; 4:28)

Заключение: Новый завет остается (2 Кор. 3:6-11). Христиане обретают спасение согласно новому за­вету (Гал. 3:26-29); они — наследники.

Библейская стилистика: образы и прообразы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]