Происхождение [↑]
Сара родилась в семье язычников. Отец Сары — Аран — был сводным братом Авраама (ее будущего мужа) [1] по отцу. Мидраш рассказывает о трагической гибели Арана во время допроса Авраама Нимродом — грозным царем Междуречья. Авраам, «пропагандирующий» веру в единого Б-га, ярый противник язычества, представлял угрозу для абсолютной власти Нимрода, который приписывал себе божественную силу. Нимрод приказал бросить Авраама в огонь, но Всевышний спас его чудесным образом.
Когда Нимрод допрашивал Авраама, Аран решил: если Авраам выйдет живым из огненной печи, то он, Аран, последует за Авраамом и пойдет в огонь за веру в единого Б-га, а если нет, примет сторону Нимрода. После чудесного спасения Авраама, Аран заявил о своей вере в единого Б-га и была брошен в печь, где и погиб. После гибели Арана Авраам берет в жены дочь брата — Сару, которая тогда еще носила имя Сарай, и растит сына Арана — Лота.
Кто такой пророк Авраам
Авраам (в переводе с древнееврейского – «отец множества») – ветхозаветный пророк, родоначальник еврейского народа. Пророк Авраам в христианстве является одним из трёх библейских патриархов. Это ключевые святые Ветхого Завета, которые исполняли волю Бога до рождения Христа. Два других библейских патриарха – Исаак (сын Авраама) и Иаков (внук Авраама).
Пророк Авраам (средневековая католическая мозаика)
Пророк Авраам является основоположником трёх мировых монотеистических (проповедующих единобожие) религий – христианства, иудаизма и ислама. В связи с этим перечисленные религии называются авраамическими. Все они восходят своими корнями к ветхозаветному иудаизму. В исламе Авраам почитается как пророк Ибрахим.
Праведность Сары [↑]
Сара была великой праведницей и, как и Авраам, отличалась безграничным гостеприимством. Во все дни жизни Сары двери их шатров были открыты для путников, кем бы те ни были. Она готовила изысканные блюда для всех гостей, как видно из рассказа о трех ангелах в начале главы Ваера.
Там же подчеркивается необыкновенная скромность Сары: бОльшую часть времени она проводила в шатре, стараясь не показываться без надобности чужим людям.
Мидраш перечисляет три чуда в доме Авраама, которые были посланы в награду за заслуги Сары: над ее шатром всегда стояло Б-жественное облако, субботняя свеча горела от одной субботы до другой и тесто всегда было благословенно. После смерти Сары эти чудеса прекратились, но возобновились, когда Ицхак женился на Ривке[2].
Библейская критика
Священная книга иудеев – Танах (Ветхий Завет), существует в неизменном виде около 3000 лет. Столько же времени существует критика первой части Библии. В отношении Авраама – это скептическое отношение к словам Господа, пообещавшем:
- произвести от него великий народ;
- возвеличить его имя;
- через него благословить другие народы.
Потомки праведника стали прародителями евреев, арабов и других народов, которые сохранили имя своего предка на протяжении тысячелетий. Ни один человек в земной истории не имеет такой известности. Евреи – великий народ потому, что они были отмечены Богом, и об этом знает весь мир.
Авраам в ожидании исполнения этих обещаний роптал и взывал к Господу. Бог снова и снова повторял ему, что у него будет наследник, а его потомков будет столько же, сколько звезд на небе. Авраам поверил Богу, за это стал праведником. Вера – вот главное, что имеет значение для Бога. Люди стараются обрести праведность делами, забывая о вере.
Пророчество Сары [↑]
Сара была, как мы помним, первой из семи еврейских пророчиц. Другие праматери также были пророчицами [3], но из них лишь Сара получила пророчество, имеющее значение для будущих поколений: «Не будет наследовать сын рабыни этой вместе с сыном моим, Ицхаком» (Берешит 21, 10).
Сара была пророчицей с рождения, поэтому при рождении ей дали имя Иска, что толкуют как «созерцание», «вИдение», имея в виду ее пророческий дар, способность «видеть», «провидеть».
Уровень пророчества Сары был выше, чем уровень пророчества Авраама. Это следует из того, что Всевышний «утвердил» ее решение изгнать Агарь с Ишмаэлем, а Аврааму сказал: «Все что скажет тебе Сара — слушайся голоса ее…» (Берешит 21, 12).
Пророк Авраам — отец верующих
Для Православной Церкви Авраам – не просто далёкий благочестивый предок Христа и «генетический» отец верующих. Этот пророк стал отцом для христиан и по своим духовным качествам. Его безоговорочное доверие Всевышнему и решимость во всём следовать Божественной воле являются для всех нас назидательным примером. В долгой жизни Авраама было много испытаний. Но даже в них пророк оставался преданным Творцу и ставил Его волю выше собственных интересов. Этот ветхозаветный праведник показал нам, что настоящая вера в испытаниях только крепнет и растёт. Пример Авраама учит нас не просто признавать бытие Бога, но и доверять Ему, стараться следовать Его Промыслу.
Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» называет Авраама хранителем и проповедником истинной веры среди язычников. Приведём также слова профессора А. Лопухина:
«Вся жизнь Авраама показывает, что его вера не была простым внешним исповеданием, но деятельным началом всего его бытия. Он всецело уповал на Бога, успокаивая свой дух в этой вере, как дитя покоится на руках матери своей. И вот такая вера была вменена ему в праведность» («Православная Богословская энциклопедия»).
Наряду с двумя другими патриархами Авраам упоминается в молитвенных обращениях к Богу:
«Господи вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного…»
Православной церковью пророк Авраам почитается святым в лике праведных. Его память совершается 22 октября и во 2-е воскресенье накануне Рождества Христова (в «Неделю праотцов»).
Рождение Ицхака [↑]
Сара родила Ицхака в возрасте девяноста лет, после того как Авраам сделал обрезание, как ему повелел Всевышний, — это было за год до рождения Ицхака. Рождение Ицхака было открытым чудом — как из-за глубокой старости Сары, так и из-за ее врожденного бесплодия.
В преддверии рождения Ицхака Аврам, согласно повелению Б-га, изменил свое имя на Авраам, а Сарай — на Сара. Мудрецы разъясняют, почему это было необходимо: по предначертанию звезд Аврам и Сарай не могли иметь детей, но Авраам и Сара — могли [4]. Отсюда делают вывод: «Тот, кто меняет имя, — меняет судьбу».
Исполнение завета
Как и обещал Бог, в следующем году Сарра родила ребенка, и нарекли имя ему Исаак. Роды были непростыми, Сарра была стара.
После родов Сарра посмотрела на ребенка и с ворчанием проговорила, что люди будут потешаться, когда узнают, что старая женщина не только родила дитя, но еще и способна кормить молоком. В 21-й главе книги Бытия читаем:
И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.
Авраам обрадовался, что родился наследник, обещанный Богом, ребенок, от которого произойдет многочисленный народ. По этому случаю, когда Сарра перестала кормить ребенка грудью, он устроил богатый пир.
Сара и Агарь [↑]
Агарь — дочь египетского фараона, ставшая служанкой в доме Авраама. Фараон отдал ее в услужение, чтобы компенсировать вред, который он нанес Аврааму и Саре.
После десяти лет, проведенных в Земле Кнаан, в течение которых Сара по-прежнему оставалась бесплодной, она дает Аврааму в жены свою рабыню Агарь, чтобы та родила ему ребенка. Мудрецы видят в этом проявление огромной силы духа Сары, готовой поступиться своим статусом единственной жены Авраама ради того, чтобы он не остался бездетным. Заслуга Сары и в том, что она потребовала для Агари именно статус жены, а не бесправной наложницы.
Быстро забеременев, Агарь перестает подчинятся Саре. Она связывает бесплодие Сары с недостаточной праведностью своей госпожи. Став полноправной женой Авраама (исключительно благодаря Саре), она позволяет себе открытый бунт. Есть комментаторы, считающие, что Агарь открыто унижала Сару.
Сара меняет свое отношение к Агарь, начинает с разрешения Авраама притеснять ее (Берешит 16, 6), и Агарь бежит из дома Авраама. После встречи с ангелом, который велит ей вернуться, Агарь «смиряется под рукой» Сары. Но позже Агарь и ее сына Ишмаэля изгоняют окончательно — когда соседство с Ишмаэлем начинает представлять серьезную опасность для Ицхака.
После смерти Сары Авраам возвращает Агарь (Кетуру), но уже в качестве наложницы [5], и она рожает ему еще шестерых сыновей.
Сарра умерла в возрасте 127 лет
Священное Писание говорит о том, что Сарра умерла в возрасте 127 лет. Она единственная женщина, чьи годы упоминаются в Ветхом Завете. Место её смерти — Кериаф-Абеба (сегодня Хеврон), что в Ханаанской земле.
Г.Доре. Похороны Сарры. Гравюра. Сарра умерла, прожив 127 лет. Предание гласит, что это произошло по козням Сатаны
Определяя место упокоения Сарры, богословы говорят о том, что Авраам, скорее всего, имел два места стоянки. Одно находилось в Вирсавии, а второе в Хевроне. Между ними патриарх и кочевал со своими стадами.
Хеврон отличается более мягким климатом, чем Вирсавия. Здесь и жила Сарра вместе со всем имуществом семьи. В Хевроне Авраам оплакал умершую жену и похоронил её в пещере Махпела. Её он ранее купил специально для погребения у хеттейца Эфрона.
127 лет
в этом возрасте умерла Сарра
Пещера Махпела — это склеп патриархов, расположенный в древней части Хеврона. Библия говорит о том, что там похоронены Авраам, Сарра, Иссак и Ревека, а также Иаков и его жена Лия.
Все они относятся к семейству Авраама. Он специально приобрёл это место за 400 шекелей для того, чтобы хороните здесь членов своей семьи.
Кроме того, существует легенда, что в пещере похоронены первые люди — Адам и Ева.
Пещера Махпела в Хевроне. В этой гробнице захоронены библейский праотцы и праматери, в том числе и Сарра
Предания говорят о том, что смерть Сарры наступила из-за козней Диавола. Когда Авраам ушёл для того, чтобы принести в жертву Богу своего единственного и любимого сына Иакова, к ней явился Сатана.
Он сказал, что Авраам обманул Сарру и пошёл приносить в жертву не животное, а самого Исаака. В доказательство этого он показал восходящий к небу дым на горе.
Сарра не выдержала мыслей об этом и умерла, хотя в это время Авраам приносил уже во всесожжение овна, который запутался рогами в чаще.
Отношения Сары и Агарь — прообраз арабо-еврейского конфликта [↑]
Рамбан, исходя из принципа «дела праотцов — знак для потомков» (т. е. поступки праотцов определяют будущее потомков), считает, что Саре не следовало притеснять Агарь, т. к. это привело к тому, что потомки Агарь — арабы — притесняют потомков Сары — евреев.
То, что ангел повелел Агарь вернуться и смириться под рукой Сары, Рамбан видит как пророчество о грядущем подчинении потомков Агарь потомкам Сары — когда придет Машиах.
После смерти Авраама Ишмаэль признал превосходство Ицхака [6], что многие комментаторы также толкуют как предвестие смирения потомков Агарь перед потомками Сары.
Красота Сары [↑]
Сара обладала необыкновенной красотой. Талмуд называет ее одной из четырех самых красивых женщин всех времен. Остальные — Авигаиль, Рахав, Эстер, а по некоторым мнениям — Вашти (вместо Эстер).
Из-за ее красоты жизнь Авраама не раз подвергалась опасности. Авраам знал, что, услышав о появлении такой красивой женщины, любой местный правитель пожелает ее взять в жены, а ее мужа — убить. Поэтому, куда бы Авраам и Сара не приходили, Авраам представлял ее своей сестрой. Он был уверен в абсолютной праведности Сары и знал: Б-г не допустит, чтобы ее осквернили.
Писание сообщает о двух случаях, когда Сара была взята к местному правителю: первый раз — к фараону, когда Авраам был вынужден спустится в Египет из-за голода; второй — к Авимелеху, царю Грара. И в первом, и во втором случае Б-г чудесным образом охраняет и спасает Сару, после чего ее и Авраама наделяют дарами и провожают с великими почестями как пророков Б-га.
Гости Авраама
Когда Авраам сидел у входа в шатер, как истинный бедуин, он приметил, что к нему приближаются три человека. Авраам подбежал к этим людям и поклонился, он каким-то образом узнал, что один из гостей – Господь. Он обрадовался, что Бог пришел навестить его. Хозяин дома начал суетиться, чтобы накормить гостей. Женщины отвечали за хозяйство. Авраам прибежал к Сарре и попросил ее испечь пресные лепешки для дорогих гостей, а слугу попросил взять самого лучшего теленка и приготовить его.
Гости сказали Аврааму, что Бог даст ему потомство, исполнит Свой завет, что обещал, то исполнится. Сарра подслушивала, о чем говорит ее муж с гостями, и рассмеялась. Ей было смешно, что она еще сможет родить ребенка. Сарра понимала, что была стара, и обычно все репродуктивные функции организма в этом возрасте уже неактивны.
Господь с непониманием отнесся к смеху Сарры. Ответ описан в Библии: жена Авраама, Сарра, поделилась своим сомнением, что родить в старости дитя невозможно. На что Господь сказал Аврааму, что ребенок появится на свет в следующем году.
Когда Сарра, жена Авраама, услышала, что сказал один из гостей, она соврала, что не смеялась. Но от Господа ничего нельзя утаить, Он знает сердце каждого человека. Сарра испугалась, что засомневалась в словах Бога, и поэтому сказала неправду.