На путь служения Богу многие священнослужители встают по примеру своих родителей, когда папа или мама (а иногда оба) были людьми верующими, и с детства прививали любовь к Господу своему ребенку. Или же, это случается от обратного: если человек, изначально неверующий, перенес в жизни трудности, прошел через испытания, и уверовал в то, что высшие силы существуют, что Христос рядом с ним и направляет его на служение христианской вере. Протоиерей Федор Бородин – в мире православной веры фигура уникальная. Он родился и вырос в семье людей, далеких от церкви, не подвергался страшным испытаниям, но пришел к мысли о вере уже в детстве, и в более взрослом возрасте встал на путь служения Богу.
Федор Александрович пользуется большим уважением у прихожан, у него масса поклонников: священник Бородин проводит много времени в храме, где служит, часто выступает на телевидении, публикует большие материалы в интернете, пишет книги. Интерес к протоиерею Федору Бородину у его поклонников и последователей поддерживается его благими делами, но людей интересует и биография священнослужителя. В какой момент случилось так, что юноша обратился к вере? Как его родители относились к тому, что их сын начал веровать в Бога? Служил ли Федор Александрович в армии, и как проходила его служба? Что интересного известно о его семье, супруге, детях?
Официальные данные
- Фамилия, имя, отчество: Бородин, Федор Александрович;
- Место рождения: Российская Федерация, г. Москва;
- Дата рождения: 1968-й год, 8 апреля;
- Образование: выпускник Московской духовной семинарии;
- Церковный сан: протоиерей;
- Род деятельности: настоятель Храма святых бессребренников Космы и Домиана на Маросейке (Московская епархия, Русская православная церковь);
- Семейное положение, дети: женат, супруга – Людмила Бородина; в семье – восемь детей.
Детство, школа
Федор Бородин и правда воспитывался родителями, которые в его детские годы были далеки от религии, как большинство советских людей того времени. Мальчик рос в большой семье – кроме Федора, Бородины растили еще старшую дочь и младшего сына. Но, несмотря на «социалистические» убеждения, папа и мама будущего священника были людьми порядочными и трудолюбивыми, и наследников воспитывали такими же. К примеру, Федор Александрович рассказывал в интервью для «radiovera»: «Мама как-то позвала нас с Аней (старшая сестра) и сказала, что мы должны ей помогать по дому: ходить за хлебом и молоком, подметать на кухне и в коридоре, накрывать и убирать стол, мыть посуду».
В школе мальчику нравились гуманитарные предметы, еще он любил рисовать и чертить. Вера Горбачева – так звали женщину, которая повлияла кардинально на судьбу мальчика. С ней Федя познакомился, когда ему было девять лет: новая соседка появилась в доме, где жили Бородины. У Веры Алексеевны мальчик увидел в доме иконы, она его и сестру учила молитвам, водила в церковь. Когда Федор был в девятом классе, а его сестра – в десятом, они выбрали для себя учебу после школы: юноша хотел поступить в художественное училище, Аня – на факультет филологии. Беседа со святым старцем, отцом Германом, стала неожиданностью для парня, потому что сестру старец благословил на поступление в вуз, а ее брату сказал: «Ты будешь священником».
Когда священник “тыкает” пожилой прихожанке
– Случается, что священник обращается на «ты» к человеку, старше его чуть ли не в два раза…
– Когда молодой священник, вчера кончивший семинарию, “тыкает” пожилой прихожанке, которая годится ему в бабушки и называет ее на «ты», указывает ей на ее обычно мнимые грехи, мне жалко, что рядом нет его отца, который бы его хорошенько выпорол. Потому, что человек, который не научился быть просто вежливым, не может быть иереем Божьим. Это недопустимо, просто мерзко. Другого слова я найти не могу.
Священник – это человек, который сначала должен стать безупречным христианином. А безупречный христианин – это человек, который до этого должен научиться быть хорошим, порядочным и воспитанным человеком. А воспитанный человек не может быть хамом.
Так что – нельзя быть грубияном и быть хорошим христианином. И тем более, нельзя быть грубияном и быть священником.
Недавно мой двадцатидвухлетний сын сказал: «Пап, я не хочу быть священником». Я ни на кого из своих сыновей не давлю, этот вопрос они будут решать сами, но спросил: «Почему?» И он мне рассказал, что стал свидетелем следующего эпизода в одном подмосковном храме.
На скамейке в храме после богослужения сидит молодой священник – крепкий, статный мужчина, лет тридцати. К нему подходит поговорить согнутая горем старая женщина. Глаза все проплаканы. И, рыдая, она начинает рассказывать о том, как у нее пьет муж, пьет сын, разваливается семья у дочки, тоже из-за пьянства, ей не дают внуков, они гуляют, не учатся.
В общем, вся ткань жизни в ее руках рассыпается у ее любимых людей и у нее самой. И этот священник громко, на весь храм отвечает ей, конечно же на «ты»: «Да ты сама во всем виновата. Это все по твоим грехам. Иди кайся! Как тебе не стыдно. Что ты пришла ко мне. Тебе надо на себя смотреть».
Думаю, что рано или поздно этот священник сам упрется в свое горе и если он к этому времени не переменится, его никто не утешит, никто не поддержит. Чтобы не понять, что человеку плохо, и при этом так по-хамски разговаривать сверху вниз – это надо обладать таким сердцем, такой черствой душой!
Все это настолько потрясло сына, что он сказал: «Мне страшно даже от мысли, что вдруг можно стать таким. Я не хочу вот так тяжело грешить».
Эта манера судить, сразу, сходу обличать во всем, часто не имея никакого опыта, убивает в людях доверие к священству. Не случайно в Греции, например, очень малое число и только опытных и пожилых священников имеют благословение архиерея, чтобы исповедовать. Потому, что если у священника не хватает смирения для того, чтобы понять свое место, то тогда последствия боли, которую он может принести людям от своего самодовольства, напыщенности, самоуверенности, могут быть просто страшными.
Мы все знаем много случаев, когда обличающие слова священника стали непомерным грузом для человека, пригнули его к земле и втоптали его в страшное уныние.
Мне известна история, о том, как «встреча» со священником в храме стала последней каплей для молодого человека, после которой он наложил на себя руки. Я не знаю, о каком священнике речь, не хочу никого обвинить в таком тяжелейшем грехе, но факт остается фактом, – человек приходил в храм с последней искрой надежды… После того, как священник его «принял», надежды не осталось…
– Что же делать?
– Не случайно есть возрастной ценз на рукоположение – 30 лет. Не случайно апостол Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (Тим. 5:22). То есть и рукопологать человека, не испытав – нельзя.
У человека должен быть определенный жизненный опыт. Причем именно жизни духовной. Он должен успеть быть этим опытом смирен до хиротонии. Почему апостолу Петру даются ключи от Царствия Божьего? Потому, что Христос знает, что тот предаст и будет прощен. И вот символ духовной власти – эти ключи Христовы можно дать такому человеку. И другим апостолам, потому что, они тоже отказывались от Христа и вернулись к Нему.
Когда человек молод, когда ему кажется, что он запросто свернет горы, когда он еще не познал свои немощи, как христианин, у него возникает иллюзия, что раз служит литургию, – у него власть над людьми, власть решать, как им быть, ведь он то знает, как правильно. А это, к сожалению, не так.
Владыка Антоний (Блум) великолепно сказал, что в таинстве хиротонии человеку дается благодать священнодействия, но не дается мудрость.
Надо быть очень умным человеком, чтобы влезать в чужую судьбу. А не у всех есть этот дар- дар мудрости духовной. Кто-то проповедует, кто-то служит, а есть духовники. И если ты понимаешь, что ты не духовник, у тебя нет этого дара или нет пока этого опыта, ты вот скажи, что вот от Писания, от канонов, от Заповедей Божьих я бы дал такой ответ, но настаивать не могу.
Фото: VK/Симбирская митрополия
Армия, получение духовного образования
Федор Александрович рассказывал, что он дважды не смог поступить в училище – пытался туда попасть, потому что не поверил до конца старцу. Потом его призвали в армию, и юноше светила перспектива поехать в Афганистан: там вовсю велись военные действия с участием контингента советских войск, а Федор занимался прыжками с парашютом в кружке ДОСААФ. Наверняка Бог спас его от гибели на чужбине в несправедливой войне, потому что всю группу призывников-десантников, в которую попал парень, отправили в Афганистан, а он оказался в Литве. С собой в армию Федор Бородин взял Евангелие, подаренное мамой (она к тому времени прониклась верой сына и дала в дорогу ему импортное издание книги).
Из армии он вернулся в конце 80-х, и сразу окунулся в атмосферу перестройки: уже не так отрицательно относились к религии, можно было не скрывать свои взгляды, даже без оглядки на «особые» органы поступить в духовное учебное заведение. Что Федор Бородин и сделал – он поступил в Московскую духовную семинарию. Как упоминалось на сайте «proreligiu», Федор получил на дальнейшую службу Богу благословение от архимандрита Кирилла (Павлова) – имеется в виду один из самых почитаемых старцев православной церкви советского и постсоветского времени, архимандрит Кирилл, духовник Троице-Сергиевой лавры. Старец благословил выпускника семинарии на духовный путь, и Бородин начал служить в Никольском храме в Кленниках.
Священник Федор Бородин: служение Богу с 1992-го по наши дни
В возрасте 24 лет бывший десантник, мечтавший в школе рисовать картины, вошел в храм священником и посвятил себя церкви и прихожанам. Проводить таинство исповеди для него поначалу было тяжким делом – многие его прихожане были намного старше молодого священника! Из Никольской церкви его перевели на Маросейку, в храм святых Космы и Домиана. В том же 1992-м Федор Бородин получил сан диакона, очень скоро был рукоположен Святейшим Патриархом Алексием в сан пресвитера. Через 10 лет отец Федор получил звание протоиерея, и настоятель храма на Маросейке до сих пор в этой церкви служит Богу и прихожанам с радостью и воодушевлением.
Федор Бородин не ограничивается общением с людьми только в церкви. На интернет-ресурсе «Фома» регулярно выкладываются его рассуждения на важные вопросы, например:
- «Как проповедовать Господа в современной школе»;
- «Отношение к бездетности»;
- «В чем единство народов России»;
- «Вопросы о церковной общине»;
- «Спасение на байдарках».
Последняя статья посвящена внецерковной деятельности Федора Бородина: он организует с прихожанами байдарочные походы, куда активно привлекаются дети. Кроме походов на байдарках, священник и прихожане выезжают на природу с палатками: «Поездки помогают расти в церковности, трудиться и создать короткие миги жизни по заповедям», – со слов Федора Бородина для сайта «pravoslavie». Священник активно выступает на ТВ и в интернете: он частый гость на канале «Спас», где его с радостью ждут верующие. Люди слушают его выступления, также получают ответы на вопросы в режиме онлайн.
Личная жизнь
Когда старец Кирилл благословлял Федора Бородина, он поставил перед выпускником духовного вуза условие: «Сперва нужно жениться». Священник, получая приход, правда должен создать семью – в православии женитьба возможна до принятия священного сана.Еще приходской священник, если имеет семейство, может своим примером показать прихожанам, как нужно вести себя в браке. У Федора не было сомнений в выборе жены, потому что в Лавре он познакомился с чудесной девушкой Людмилой – она там расписывала иконы.
Федор Бородин с женой и детьми. Фото https://www.instagram.com/filarethram/
Супруги воспитывают сыновей и дочь в таком же духе, как и они сами – в вере, в гармонии с миром, в понимании Божественного предназначения. Как человек семейный, Федор Бородин хорошо понимает, что значит иметь маленьких деток, как трудно их растить. Большой резонанс получило его интервью в ответ на статью «Здесь молятся и рожают»: женщина рассказала, как тяжко ей с грудным младенцем ходить в храм, а в ответ на нее посыпались упреки. Бородин осудил недовольных: «Горько слушать тех, кто нападает на уставшую женщину. Отношение христиан к чадородию должно быть бережным!»
семья
Уважение к себе священник должен заслужить
– Может священник не допустить до причастия человека из-за того, что тот, например, не вычитал правило?
– Священник может не допустить только в случае, если человек совершает какой-то смертный грех.
Во всех остальных случаях священник не имеет права не допустить к причастию. Это закреплено еще дореволюционными синодальными постановлениями первой половины XVIII века. Более того, если мне не изменяет память, то в этих синодальных постановлениях говорится о том, что вопрос о недопущении до причастия человека по грехам также должен решать правящий архиерей.
Технически это постановление выполнить невозможно, но понятно, что оно рождено ситуацией, когда священники позволяют себе слишком много.
Увы, мы сталкиваемся с такой картиной, когда священник не допускает человека до причастия без каких-либо канонических причин, и это иногда больно ранит душу человека.
Так было с моей мамой, когда ее не допустили до причастия, причем она в первый раз в жизни готовилась приступить к таинству. У нее был очень тяжелый период в жизни. Распалась семья, я помню, как она похудела за месяц на 16 килограмм. Она пришла в не закрывавшийся храм, а там такая толпа народа, что надо проталкиваться к причастию. Когда она все-таки поняла, что Чашу уносят и стала проталкиваться, причащавший священник увидел ее и сказал: «Тебе нельзя». И ушел с Чашей в алтарь. Ему было лень развернуться лицом к этой страдающей, измученной горем женщине и преподать ей Тело и Кровь Христову. Хотя она и постилась, и исповедовалась, и правило прочитала.
Это было ужасным испытанием для нее. Слава Богу, что это не отвратило ее от Церкви.
– То есть священник в таких случаях по сути злоупотребляет своей властью?
– Часто священник просто не понимает природу власти, которую дает сан. Природа власти священника уподобляется Христовой власти. А власть Христа – умирать на кресте за людей. Эта власть исчерпывающе объяснена Им на Тайной вечере, когда Господь, как раб (потому что только рабы умывали ноги гостям), умыл ноги своим ученикам.
Вспомним реакцию святых апостолов. Они были категорически против. Их можно понять. Им было страшно. Это не должно было случиться, не мог их Учитель умывать им ноги. Но Он настоял и потом пояснил: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». (Ин. 13:14-15).
Это вот как раз – о власти священника. Апостолы были так против еще и потому, что предыдущее руководство той общиной Христос осуществлял совершенно по-другому. Во-первых, Он безоговорочно ими руководил, Он с ними не советовался. Он не выслушивал их мнения. Он был для них Учителем безусловно. И, более того, Он был с ними очень строг. Он не потакал их ошибкам, страстям. И достаточно вспомнить слова, которые Он говорит апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф.,16:23). Может быть, это самые резкие из слов в Евангелии. Он обращается к преданнейшему, старшему из Своих учеников.
Вот эта модель поведения между учителем и учениками была полностью сломана Христом на Тайной вечери умыванием ног.
Священник по отношению к прихожанам должен руководствоваться и тем, и другим. И умывание ног – как принцип служения прихожанам должен реализовывать всегда.
А вот уважение к себе, как к учителю, священник должен заслужить и заработать. Настаивать на нем он не имеет права.
Интересные факты
- Папа Федора обожал физический труд и часто помогал соседям с переездом и ремонтом. Человек в принципе далекий от религии, он после знакомства с соседкой Верой Горбачевой, увидев ее иконы, попросил женщину стать крестной для Феди и Ани.
- Александр Бородин был человеком культурным и начитанным. Он Библию часто читал как художественную литературу, писал стихи и прозу – одна из его пьес шла в Театре на Таганке.
- В доме у Федора в период его детства бывали часто люди искусства: приходили Жанна Бичевская, супруги Ахеджакова и Кочеишвили. У папы и мамы Федора даже какое-то время гостил Эдуард Лимонов.
- Своим детям Федор Бородин рассказывал сказки собственного сочинения с продолжением и поучительным содержанием, когда те были маленькими. Этот талант он унаследовал от папы: тот своим трем деткам тоже писал «многосерийные небылицы» (так он их называл).
- Когда Федора назначили на службу на Маросейку, здание только вернули церкви – там была мастерская Ильи Глазунова. Всей семьей Бородины помогали восстанавливать церковь: сестра Федора, например, готовила для строителей еду.
- Матушка Людмила, супруга Федора Бородина, тоже из семьи, далекой от веры. Шесть человек из предков Людмилы было репрессировано, а ее воспитывала прабабушка, убежденная коммунистка.
- Супругов Бородиных жизнь сводила с интереснейшими людьми, один из них – духовный писатель, митрофорный протоиерей, отец Валериан (Кречетов). Один из сыновей Федора, побеседовав с отцом Валерианом, высказался: «Гендальф отдыхает!»
- Федор Александрович – автор двух интереснейших и полезных книг. Это «Сотвори любовь: как вырастить счастливого ребенка» и «Возрастай с Евангелием: как воспитать ребенка в евангельском духе».
- Со слов священника Бородина: «Я мечтал быть художником, и не мыслил о пути в церковь. Но Бог привел меня сюда, и я даже не представляю теперь что-то более значимое. Когда служу литургию – счастлив абсолютно!»
О дисциплине и наказаниях
— Как вы решаете конфликтные ситуации, которые возникают между детьми?
— Когда дети ссорятся, дерутся, возникают конфликты, мы всегда задаем два вопроса каждому из участников ссоры: «В чем твоя часть вины?» — и: «Что ты мог сделать, но не сделал для того, чтобы конфликта не было?»
Если ребенок знает, что эти вопросы будут ему заданы, конфликтов становится намного меньше. Эти вопросы надо обязательно задавать и своим детям. Если ваш ребенок с кем-то поссорился на детской площадке, не надо сразу, сломя голову, бросаться за него в драку. Может быть, он неправ. Если вы защитите его в неправоте — вы согрешите перед ним. Если ребенок неправ, его надо научить и наказать. Он должен видеть от взрослого справедливость. А если вы защищаете ребёнка в любом случае, вы предаете его, причиняете ему зло. В Священном Писании сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына», — не «ошибается» или «мало любит», а «ненавидит». Если родители не ограничивают зло, которое разрастается в ребёнке, они страшно виноваты перед ним, они портят его будущую жизнь.
К сожалению, сейчас многие родители этого не понимают. Бывает совершенно очевидно, что ребенок ведет себя неправильно, но родители, как слепые, не хотят этого видеть — это мой ребенок, мое продолжение, поэтому он всегда прав. И доказать ничего невозможно.
Понятно, что сейчас нет нужды употреблять для наказания розги, но наказывать нужно. Если у нас в летнем лагере происходят конфликты, мы наказываем дополнительными дежурствами. А за ругань или ее имитацию мы наказываем поклонами.
Также в лагере мы категорически запрещаем любые гаджеты, вместе переживаем ломку, которая неизменно возникает у ребенка, привыкшего часами сидеть у компьютера, с планшетом, но потом дети расцветают.