Отец Василий из Жлобина: биография, контактная информация и отзывы


В Православной вере никогда не прерывалась традиция старчества. К прозорливцам протаптывалась народная тропа, они почитались за святых, что было справедливо – никто из посетителей не уходил обиженным вниманием, даже если совет или пророчество не сулили счастья в ближайшем будущем. Старцы на Руси были всегда – иногда их было много, но чаще не хватало на всю необъятную страну. Сегодня один из старцев проживает в Беларуси, местом его службы является Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Жлобин). Отец Василий – настоятель самого большого городского храма и помощник, утешитель, чудотворец для многих прихожан.

Отец Василий из Жлобина: биография, контактная информация и отзывы

В Православной вере никогда не прерывалась традиция старчества. К прозорливцам протаптывалась народная тропа, они почитались за святых, что было справедливо – никто из посетителей не уходил обиженным вниманием, даже если совет или пророчество не сулили счастья в ближайшем будущем. Старцы на Руси были всегда – иногда их было много, но чаще не хватало на всю необъятную страну. Сегодня один из старцев проживает в Беларуси, местом его службы является Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Жлобин). Отец Василий – настоятель самого большого городского храма и помощник, утешитель, чудотворец для многих прихожан.

Новый этап

Освящение нового храма состоялось в девяносто пятом году прошлого века. Это событие собрало глав Русской православной церкви, а настоятель был награжден несколькими наградами.

Отец Василий не остановился на достигнутом и продолжает облагораживать церковную территорию. За несколько лет он возвел колокольню, поставил новые ворота, открыл воскресную школу и специальное образовательное учреждение для иконописцев. Люди тянутся в храм Святой Живоначальной Троицы, который стал буквально символом новой эпохи. Но больше всего верующих привлекает сюда сам настоятель храма. О нем и пойдет речь в следующих разделах статьи.

Древний собор и война

Новый каменный храм в городе был построен в конце XIX века. До этого на берегу Днепра стояла старинная деревянная Крестовоздвиженская церковь, она сгорела во время большого пожарища вместе с половиной городских построек. В храме было много прихожан, на воскресные богослужения сюда съезжались люди из окрестных городков и деревень.

После революции церковь долго была действующей, несмотря на все притеснения. В 1932 году арестовали настоятеля, нового священника найти не удалось и помещения отошли городской власти. В бывшем соборе обустроили архив, здание было крепким. В начале войны, в 1941 году, немцы использовали колокольни церкви в качестве ориентира, благодаря чему накрывали прицельным артиллерийским огнем город и базирующиеся в нем войска. По приказу советского командования купола было решено обрушить, для этого потребовалось три закладки взрывчатки, после чего купола рухнули, но стены остались на месте.

Небольшой экскурс в историю

Троицкий собор в Жлобине очень популярен у православного населения Белоруссии и других стран. В небольшой городок, расположенный в восьмидесяти километрах от Гомеля, приезжают люди из разных уголков мира в первую очередь для того, чтобы попросить помощи у его настоятеля – старца Василия, как его часто величают не за возраст, а за мудрость и благочестие.

Однако храм имеет очень древнюю историю, ведь построен он был еще в восьмидесятых годах девятнадцатого века. Место для строительства собора было выбрано неслучайно, здесь с давних времен стояла Крестовоздвиженская церковь. Она располагалась на самой высокой точке Днепра, но после ужасающего пожара сгорела вместе с большей частью города.

Новый храм из камня строился около шести лет и стал самым посещаемым в округе. На службу часто приходили и приезжали верующие из близлежащих деревень. Здесь всегда было многолюдно в праздники, а приход считался одним из самых крупных в области.

Возрождение

В послевоенные годы жители города и окрестностей постепенно разбирали стены храма для строительства и ремонта своих домов или для хозяйственных нужд. К 90-м годам прошлого века от величественного собора остался только добротный фундамент, да память старожилов о том, каким набожным был город Жлобин. Отец Василий приложил максимум усилий для возрождения церкви, став протоиреем еще не возведенного храма. Ему удалось за три года возвести здание практически с нуля.

Церковь поставили рядом с уцелевшим фундаментом Крестовоздвиженского храма, освящение закладного камня состоялось в 1992 году, а в октябре 1995 года был освящен Свято-Троицкий собор. Сегодня в храме проводятся ежедневные службы, принимает детей воскресная школа, работают школа иконописи и общественная библиотека. Построена надвратная колокольня, обустраивается пространство вокруг храма, совершенствуется внутреннее убранство.

Советские годы

Тридцатые годы прошлого века открыли новую страницу в истории храма. Она наполнена трагическими событиями и запустением, что, впрочем, свойственно многим соборам в период борьбы с верой в Бога.

Последний настоятель храма светской эпохи Адам Жинович был арестован в тридцать втором году двадцатого века. Его отправили в ссылку, а новый священник для ведения службы так и не нашелся. Здание церкви стало постепенно приходить в запустение. Старики сокрушались, что место, в котором с одиннадцатого века собирались православные, теперь превратилось в советский архив.

Отечественная война стала чередой печальных событий для собора. Его купола были видны за многие километры, и фашисты приноровились, ориентируясь по ним, вести огонь по городу и позициям красноармейцев. Чтобы запутать врага, было принято решение взорвать древний храм. Однако сделать это было нелегко, русские мастера всегда строили церкви по особой технологии, поэтому разрушить стены даже направленным взрывом было крайне сложно. Солдатом понадобилось три закладки, чтобы обрушить купола. При этом стены остались на месте практически в нетронутом виде.

Но после окончания войны полуразрушенный собор стали постепенно разбирать по кирпичику люди. Они остро нуждались в строительных материалах для восстановления своих, уничтоженных бомбами, жилищ, и никто не гнушался в этих целях брать камни со стен бывшего храма.

К девяностым годам от когда-то красивого древнего строения остались только жалкие остатки, мало напоминающие храмовый комплекс.

Начало пути

Местом паломничества многих прихожан из Беларуси и стран ближнего зарубежья стал Свято-Троицкий собор (г. Жлобин). Отец Василий притягивает к себе людей во времена невзгод, разочарований или несчастий. Благодаря его молитвам и беседам паломникам удается справиться со своими проблемами. Народная молва называет его прозорливым старцем.

Отец Василий Пилипенко из Жлобино не сразу пришел к вере. В юности и молодости, по его словам, о церкви не думал, а уж о священничестве просто не шла речь, хотя семья была православной, многие посещали церковь не только в дни праздников. По достижению совершеннолетия Василия призвали в армию, проходить службу пришлось в Афганистане и там случилось первое чудо — он участвовал в боях, но его ни разу не ранило, в чем теперь он видит Божий промысел.

Священничество

Демобилизовавшись, юноша начал работать в одном из лесных хозяйств, где судьба подарила ему встречу с архимандритом Павлом. Проводя время в беседах и рассуждениях, Василий постепенно начал осознавать возможность другой жизни и пути. На пробуждение к новой деятельности понадобилось несколько плодотворных лет. В 1988 году отец Василий стал священником и первое время посвящал весь пыл восстановлению церквей.

К моменту его посвящения в сан закончилась богоборческая кампания, для совершения миссии открылось огромное поле деятельности. Он принимал участие в реставрациях, строительстве многих церквей Беларуси, но подлинной любовью стала церковь в Жлобине. Отец Василий искренне полюбил храм на высоком берегу Днепра. Свято-Троицкий собор отстраивался на деньги благотворителей, деньги давали организации, делали пожертвования прихожане. Настоятель принимал самое живое участие в работах, чередуя обязанности прораба, строителя, утешителя и священника.

Путь к Богу

Вернувшись из армии, Василий пошел работать лесником и познакомился с архимандритом Павлом Войтовичем. Они часто вели задушевные беседы о Боге и жизненном предназначении. Юный Василий и не заметил, как душа встрепенулась и потянулась к свету. Через несколько лет, в восемьдесят восьмом году прошлого века он принял сан священника.

Буквально сразу же после этого он заинтересовался восстановлением храмов. В рамках своей миссии Пилипенко объездил множество заброшенных и разрушенных церквей, в восстановлении которых принимал активное участие. Но настоящим призванием отца Василия в Жлобине стал Троицкий собор, восстановленный им вместе с единомышленниками по кирпичику.

Народное паломничество

В настоящее время неиссякаем поток прихожан в Свято-Троицкий собор (г. Жлобин). Отец Василий снискал славу священника, помогающего всем страждущим. Православные, побывавшие у него на приеме, утверждают, что батюшке под силу справиться с любыми несчастьями. К нему обращаются в те моменты, когда количество бед и горя не имеет границ, а несчастья сыплются на семью постоянно и ничего не помогает. Настоятель принимает всех приехавших, но для этого отведены два дня в неделю – суббота и воскресенье.

В городе, возле кафедрального собора, часто можно увидеть длинную очередь с раннего утра, все эти люди ожидают, когда их примет отец Василий (Жлобин). Как принимает настоятель прихожан? К нему обязательно попадут все, кто ожидал его слова. Иногда он сам выбирает из длинной очереди тех, кто, по его мнению, безотлагательно нуждается в молитве и утешении, также вне очереди проходят семьи с маленькими детьми.

Сын священника

Отец Василий появился на свет в 1975 году в городе Хуст, в Закарпатье. В семье также подрастали еще двое его братьев. Этот город примечателен тем, что его жители еще с рождения разговаривают сразу на нескольких языках, так как рядом находятся Венгрия, Чехия, Румыния и Польша. Граница находилась так близко, что будущий протоиерей и его друзья ходили за хлебом в булочную другой страны.

В 1983 году отец Гелевана стал священником и вскоре его назначили служить в Орловской и Брянской епархии. Примерно через год он получил назначение на приходское служение в храм, который находился в селе Голубея Брянской области. Василий вместе с братьями провели там все детство; они приезжали туда вместе с отцом каждое воскресение, из-за чего им приходилось просыпаться в шесть утра.

Всем по вере

За двадцать лет деятельности настоятелем многим помог отец Василий (Жлобин). Отзывы тех, кому посчастливилось получить его молитвенное благословение, рассказывают, что после визита к нему почти все переставали нервничать и понимали суть своих проблем, быстро находилось решение для преодоления несчастий и так постепенно все приходило в норму.

Не менее влиятельна молитва и беседа священника в излечении больных алкоголизмом, за этим чудом многие родственники едут в Жлобин. Отец Василий помогает, как может, и часто эффективно. Сам он считает, что никаким даром не располагает, а на все воля Божья и искренняя молитва самого просящего. Как сообщает сам батюшка, он занимается своими прямыми обязанностями – обращает сердца человеческие к Всевышнему и показывает, какой дорогой идти. Рассказы о его возможностях передаются «сарафанным радио», изредка появляются интервью в прессе Беларуси.

Супружеский союз

Гелеван счастливо женат и воспитывает шестерых детей. Со своей будущей женой Екатериной он встречался около восьми лет. Все это время девушка ждала, пока он учился и набирался опыта. Конечно, Катя получала предложения от других парней, но она всё вынесла и дождалась своего суженого. Это случилось в 2003 году после того, как Василий вместе с Катюшей побывал в Оптиной пустыни. В то время молодой человек никак не мог определиться: то ли ему монашество принять, то ли семью создать.

Батюшка на исповеди выслушал его и посоветовал сделать девушке предложение. Когда влюбленные приехали домой, Гелеван сообщил родным, что они решили пожениться. Вскоре после долгожданной свадьбы ему предложили стать настоятелем в Рио-де-Жанейро. К тому времени он уже начал служить в храме Казанской Божьей Матери села Новоселки под Брянском, к тому же его жена ждала первенца.

Супруги решили поехать в дальние края, ведь они были тогда еще молоды. Проживая в Бразилии, отец Василий представлялся местному населению как падре Базилио. Когда в семье родился сын Лаврик, его записали как Лоренцо, а появившаяся потом на свет дочь Ульяна стала Джулианой. Третьему ребенку, девочке, дали уже русское имя Серафима.


Семья. фото https://www.facebook.com/padrebasilio

Сейчас в этой семье царит гармония, любовь и уважение. Супруги во всём полагаются на волю Божию, они молятся за детей и показывают им личный пример. В воспитании они не давят на детей и дают им свободу выбора. Своей задачей протоиерей видит только не соблазнить сыновей и дочерей ничем ни в своей личной жизни, ни в своем священническом пути.

В надежде на материнство

Многие бездетные пары едут за последней надеждой в Жлобин. Отец Василий своими молитвами помогает обрести родительское счастье. Женщины предупреждают, что батюшка принимает только повенчанных супругов, также важно пройти процедуры причастия, покаяния и после этого обращаться за помощью. Через несколько месяцев после визита к настоятелю собора семейные пары часто звонят со словами благодарности и рассказами о том, что ожидают пополнения семейства.

Многие женщины проходят все клиники в желании выяснить причину бездетности у себя и мужа. Если диагностируется болезнь, то православная церковь призывает сделать все для обретения здоровья для зачатия здоровых детей. Но все чаще складывается ситуация, когда оба супруга здоровы, но малышей у них нет. Тогда будущие мамы ищут и находят заветные адреса и телефоны. Чтобы составить представление о мнении посетителей храма, можно прочесть 8-9 отзывов на форуме про церковь в Жлобине и отца Василия. Телефон передается по эстафете с рекомендациями о том, когда звонить, как подготовиться, в какое время лучше приехать.

О роде Селицких из Жлобина (Глава 1)

Прадед Ефим Селицкий. 1910.

Звали моего прадеда Ефим Максимович. Возможно, что отчество звучало более помпезно как Максимилианович. Но я точно в этом не уверен. Все рассказы о роде Селицких в Жлобине, я помню со слов сестры моего деда Варвары Ефимовны Селицкой, рассказанные мне очень давно, в семидесятые годы, и в начале 80-х годов. Здесь кроется некая тайна, но другие родственники из старшего поколения, наотрез отказывались вспоминать дореволюционный Жлобин и свою жизнь там. Только бабушка Варя, самая младшая из девочек нашего рода, пускалась в воспоминания.


Верхний ряд — Ольга, Иван Нечаев, Неонила, в центре — Екатерина, экономка дома, Ефим, Христя, Анастасия, внизу младшие дети — Варвара, Евгений, Василий. 1915.

Прадед мой Ефим (1863-1934), женился на Христине (Кристине) Михайловне Лавецкой (1873-1943), где-то в 1891 году. Моя прабабушка была скорее всего польского происхождения. Прадед был белорусом, но тоже вполне возможно имел польские корни. У них родилось 10 детей:

Неонила (Нила) (1893-1982) Ольга (1896-1968) Екатерина (1899-1941/42) Анастасия (1901-2001) Владимир (1902/03-1941) Василий (1905-1960) Варвара (1908-1994) Евгений (1912-1941) Аркадий (1914-1915) Николай (1915-1915)

Сама фамилия популярна не только в Белоруссии, но и в Польше, Чехии и Словакии, Литве. Как ни странно, но она относится и к русским фамилиям, и находится во всех справочниках русских фамилий. Вот что пишут про мою фамилию:

Фамилия Селицкий происходит от прозвища Селяк, в основе которого лежит глагол «селить» — «обзаводиться домом, хозяйством или поселяться, обживаться на новом месте по своей воле». Селом в старину называли обстроенное и заселенное крестьянами место, в котором есть церковь. В Новгородской земле село состояло из многих, раскинутых деревенек, приписанных к одному приходу. Церковь с усадьбами духовенства и причетников, обычно стояла отдельно и называлась селом же или погостом. Об этом, поповском селе, говорится: «Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки», т. е. почти нет хлебопашества. В народе говорили: «Купил бы село, да денег голо», «Чего нет в себе, не найдешь и на селе (правды в людях)». Таким образом, прозвище Селяк получил житель села. Позже, в 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Селяк, со временем получил фамилию Селицкий.

Редко, но всё же встречается, фамилия Селицкий среди евреев. Но евреи есть и Ивановы, и Сидоровы…

Все собранные сведения о моём роде и изучение судеб его носителей наводят на мысль, что с нашим родом произошло что-то нехорошее. Вполне возможно что в начале 20-го века в Жлобине произошли события которые повлияли на весь род Селицких, и особенно на его ветвь которая идёт по мужской линии.

Имея скудные данные о жизни моего прадеда трудно делать какие-либо выводы о его жизни и его личности. Внешность прадеда была очень сочная, мало напоминающая славянскую. Черная густая борода, курчавые волосы, пронзительные глаза. Когда я показывал его фото другим людям, то в нём скорей узнавали кавказца, чем славянина. Эти же черты сильно просматривались и в некоторых его детях. Существует поверье, что прадеда за глаза называли в городе Цыганом. По другой версии Цыганком звали моего деда, его сына. Интересно, что я внешне очень на него похож чертами лица, и меня тоже часто путали с кавказцем и наши правоохранительные органы и по сей день любят проверять у меня документы. Кроме того, что прадед всю жизнь прослужил на железной дороге, и часто бывал в отлучках, неизвестно почти ничего. Вроде он также занимался какой-то инженерной работой при железной дороге. Известно, что дед был весьма состоятельным человеком, дал детям хорошее образование. В доме жила прислуга. Да и домов у него было несколько. И земли было много.

Никто так и не смог донести до меня рассказы о его характере и его нраве.


Вообще тут происходит очень странная вещь. Все мои родственники, с кем мне пришлось пообщаться, и кто помнил что-то о Жлобине и моем прадеде, впадали в странное состояние и уходили от прямых вопросов, ограничивась словами: «Не помню, не знаю, не хочу говорить». Словно кто-то им заблокировал память или как-будто воспоминания о жлобинском доме доставляют им большую тяжесть.

Только бабушка Варя, которая часто приезжала в Москву, и которая ухаживала за могилами нашей родни, говорила о нашем роде. Но она о своем отце мне тоже старалась не говорить. Бабушка Нила уклонялась от рассказов о Жлобине. И бабушка Настя, прожившая 100 лет, и находясь до конца дней своих в прекрасной памяти, тоже совершенно не желала ничего говорить о родовом гнезде, где она прожила больше двадцати лет.

Несколько лет назад, находясь не в лучшем расположении духа, на своей даче я заговорил с моей соседкой Ларисой на тему моего рода. И она вдруг, совершенно ничего не зная о моих предках, указала мне на прадеда и моего деда по отцовской линии, говоря о родовом проклятье. Просила меня пойти в церковь и отслужить молебен за души Ефима и Василия. Лариса обладает экстрасенсорными способностями, но мы как добрые соседи никогда не злоупотребляли долгими разговорами на эти темы, сохраняя паритет, столь необходимый для гармоничного проживания рядом. Тогда я очень удивился её словам, потому что не чувствовал никакой угрозы по этой линии. Хотя в церковь пошёл и заказал молебен за их души.

Кстати, когда я спросил у Ларисы не глубже ли лежат корни этого проклятья, то она ответила, что никак не глубже, и что всё начинается именно с моего прадеда.

Последующие события, связанные с болезнью и тяжелым душевным состоянием моего родного брата, опять навели нас на этот след. Проведя биографический анализ жизни моего брата, мы не могли не углубиться в изучение нашего рода по отцу и по матери. И здесь опять же всё что по линии нашего отца вызывало у нас трепет и необъяснимое ощущение некой тайны рода и возможного родового проклятья.

Похоже, что проклятье особенно сильно проявляет себя по мужской линии.

Очень интересно, что у прадеда долго не могли родиться мальчики. Первые были четыре девочки, и только пятым ребенком был мальчик. Его назвали Владимир. По рассказам родни, считается, что меня назвали в честь него. О Владимире известно очень мало. Бабушка Варя, говорила, что он был нелюдимый и замкнутый человек. Интересно, что на двух представленных снимках рода, где есть все персонажи, и даже няня-служанка, Владимира нет. Хотя ему было тогда чуть больше 10 лет, и где ему быть, казалось как ни дома. Его вообще нигде нет на снимках. Моя тетя Тамара, дочь бабушки Насти, которую привозили в Жлобин из Энгельса в 1933 году, на короткое время, помнит его. Помнит, как её катал он на лошадке, и не разрешал подходить к лошади, угрожая вожжами. Похоже, его вскоре посадили в тюрьму. За что – неизвестно. Но зато известно, что когда он вышел из тюрьмы и возвращался домой, в 1941 году, он попал под авианалёт и был смертельно ранен. Но он доплёлся до отчего дома и умер прямо на пороге.

Известно также, что в это же день погиб и Женя, младший сын моего прадеда. Но его убило сразу. Говорят, что бомба взорвалась около дома, прямо в саду.

О Жене известно мало. Он был болен. Отец мой говорит, что у него были проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но бабушка Варя говорила мне, что он был слегка блаженный и удивительно добрый. Играл на балалайке и других музыкальных инструментах, прекрасно пел. Впрочем, у нас в роду все были очень музыкальные. И она же мне рассказывала, что они устраивали такие концерты, что многие соседи приходили их слушать.

Ни у Жени, ни у Володи не было детей, и погибли они неженатыми. Женя был не последним ребенком в семье. После него родились еще двое мальчиков: Аркадий и Николай, но оба умерли во младенчестве от эпидемии тифа. И оба похороны в Жлобине, как и их старшие братья.

Получается, что единственным уцелевшим наследником и носителем фамилии из десяти детей, был только мой дед Василий.

Мой дед был интересным и незаурядным человеком. Он уехал из Жлобина в начале 20-х годов в Москву и поступил в Тимирязевскую сельхозакадемию. Там он познакомился с моей бабушкой Антошевской Фёклой Фёдоровной и они расписались еще в 20-е годы. Но мой отец родился только в 1931 году. Дед мой много работал и очень неплохо продвигался по служебной лестнице. И до войны и после. Был номенклатурным работником, главным инженером рыбного института ВНИРО. После войны он ушёл из семьи, и его отправили на повышение в Астрахань, где он работал директором «Каспрыбы». Там он и умер в 1960 году, еще совсем не старым, от рака желудка.

Я никогда не видел деда. Он знал только о том, что родился мой брат Сергей. Мой отец прервал с ним отношения еще в конце 40-х годов, и только перед смертью он приехал к нему в Астрахань попрощаться.

У моего деда родился только один ребёнок мой отец Селицкий Вадим Васильевич. Получилось так, что из десяти детей, единственным продолжателем фамилии остался мой дед. Правда, потом появился еще один продолжатель фамилии, сын бабушки Вари, дядя Эдик. Бабушка Варя вернулась после войны к своей девичьей фамилии (Селицкая) и дала её же своему единственному сыну. Это связано было с тем, что её муж, Тимофей Рублёв, писатель и работник белорусского радио оказался после войны в Польше, и она считала его перебежчиком. Помню, что бабушка Варя мне говорила, что у моего отца был разговор, чтобы он не менял фамилию на Антошевский, после его развода с моей бабушкой, потому что мой отец остаётся единственным Селицким из всего многочисленного рода. Правда, мой отец это не подтвердил.

У отца моего родились два сына. Мой старший брат Сергей в 1957 году и в 1963 году родился я, Селицкий Владимир. У моего брата в 1980 году от первого брака родился сын Евгений, и от второго брака в 1985 году, родился второй сын Тимофей. После у брата родилась уже в Израиле, куда он переехал жить с женой еврейкой по национальности, дочь Авиталь. А у меня в Москве родились две девочки Яна в 1999 году и Мария в 2002 году. К тому же я воспитывал с двухлетнего возраста сына своей жены Кирилла, и многие считали его моим родным, кровным сыном. Вот так вкратце выглядит наше семейное дерево от моего прадеда Ефима до сих дней.

Казалось бы всё как у всех, и ничего выдающегося. И драматизм судеб многих участников нашего рода, можно объяснить досужими размышлениями, что все мы жили в общих похожих условиях советского времени, все пережили революции, войну, лагеря и проч. Но всё же очень очевидно, что род Селицких, помимо всего этого, был также подвержен некой силе, которая особенным образом проявлялась по мужской линии.

***

Почему мужская линия моего прадеда, подверглась фактически истреблению? Из пяти мужчин, двое умерли маленькими, а Володя и Женя погибли молодыми, не женясь и не оставив наследников. Интересно, что пары мальчиков умерли одновременно. Скорей всего в один день. Двое от болезни, и двое от разрыва бомбы. Только мой дед стоял как бы сам по себе. И его судьба была более-менее ясна и благополучна для внешнего взгляда. Хотя умереть в 55 лет, почти во цвете лет, после тяжелой и продолжительной болезни, это тоже не значит благополучно.

Судьбы всех женщин рода были намного определенней и защищенней. Все вышли замуж и у всех родились дети. Только Екатерина не родила детей, и её судьба оборвалась во время войны. Она всё время была вместе со своим мужем, кадровым военным, офицером советской армии Александром Севастьяновым. По одной из версий считается, что они погибли вместе, где-то под Харьковом, в начале войны.

Хотя драматизм женских судеб тоже впечатляет. Бабушка Настя выйдя за немца Герберта Брандта, переехала с ним в республику немцев Поволжья, а потом они были высланы в Сибирь на много лет. Она и её дети и муж до самых 60-х годов жили невоссоединенными. Хотя она и прожила 100 лет, но жизнь её была довольно сложная.


Неонила и Ольга с их подругой. Жлобин 1911 г.

Бабушка Нила еще в 1913 году вышла замуж за офицера царской армии Ивана Ульяновича Нечаева (он запечатлен почти на всех групповых снимках), и прожила с ним в браке 64 года. Правда, Ивана Ульяновича несколько раз сажали в тюрьму на длительные сроки. Сначала как белого офицера, а потом уже в 45 году, за сообщничество с немцами. Так как они жилу в Крыму, в Феодосии, и у них квартировали в доме фашисты. Но тем не менее они остались верны друг другу, и дожили оба до глубокой старости.

Бабушка Варя была замужем дважды. И оба брака были неудачны. От первого брака она в 16 лет родила больную девочку по имени Гертруда. Это был короткий брак и о нём мало что известно. А второй её брак длился подольше и окончился бегством её мужа в Польшу. К тому же во время войны она оказалась в концлагере, где совершенно поседела. Она бежала оттуда с группой людей. И долго еще потом прятала в погребе девушку еврейку, которая спаслась вместе с ними. Её жизнь после войны была более спокойная. Она работала врачом в Барановичах, а потом перебралась в Минск. Бабушка Варя была архивариусом рода Селицких, и она была каким-то важным звеном между всеми родственниками. Часто навещая их, и ухаживая за их могилами.

Наверно самая благополучная семейная жизнь была у бабушки Оли. Она в начале 20-х годов вышла замуж за ученого Авксентия Ивановича Ахромейко и вскоре переехала с ним в Москву. Авксентий Иванович, был доктором наук, и являлся основателем пушкинского лесо-технического института под Москвой. Была какая-то история про то, почему он не стал академиком. Хотя этого звания вполне заслуживал. Они жили в арбатских переулках, и у них в Пушкино была роскошная дача, куда меня часто отвозили в детстве, до 1968 года. Бабушка Оля была очень интеллигентная, и на фоне остальных сестер выглядела просто аристократически. Они прожили вместе долгую, счастливую жизнь. Только большой, зияющей раной стала для них потеря единственного сына Валерия, который уйдя добровольцем на фронт, погиб в первые месяцы войны.

***

Почти ничего не известно, про то какая была в жлобинском доме атмосфера. Известно, что во времена революции и в начале 20-х годом, дом опустел. Бабушка Нила с мужем уехали первые. Бабушка Оля, выйдя замуж, уехала жить к мужу. Вскоре, покинул отчий дом и мой дед в 1922 году, уехав в Москву. В 1923 году, в один день из дома бежали две сестры, Настя и Варвара, не получив родительского благословения. Обе влюбились в милиционеров, к которым как понятно их отец большой любви не питал. Они украли из сундука подушки, заперли сундук, а ключ от сундука выбросили с моста в Днепр, когда проезжали его на подводе. После этого в доме остались только прадед Ефим с моей прабабушкой Христей, Женя и Володя.

Тётя Тамара, дочь Анастасии, рассказывала мне, что когда она приезжала в Жлобин в 1933 году, то она еще застала прадеда живым. Он был седой, с окладистой бородой, и уже не совсем здоровый. Но своих ощущений по его поводу она не помнит. Помнит, как она ходила с бабушкой Христей в церковь. И помнит, как Володя её катал на лошади. Больше она там не была никогда. И рассказов матери о Жлобине никогда не слышала.


Слева направо: Екатерина с мужем, кадровым офицером Александром Севастьяновым, Варвара, мой отец Вадим, прабабушка Христя, Ольга, Неонила с Иваном Ульяновичем и дочерью Галиной. Интересно, что два офицера на снимке, один красный, а один белый. 1938.

Мой отец приезжал в Жлобин в 1938 году, с отцом и бабушкой Олей. Дед Василий вскоре уехал обратно, а они с бабушкой Олей остались на время погостить. Тогда же там были и другие родственники: вся семья Нечаевых, приехавшая из Феодосии, бабушка Варя, и бабушка Катя с мужем. Прадед уже несколько лет как умер, и отец его не видел. Интересен рассказ отца, что он пошёл купаться на Днепр, и чуть не утонул. Даже фактически уже утонул, но его вытащил со дна один местный мужик, и оказал ему первую помощь. Отец еще несколько дней приходил в себя после этого случая.

Наверно это все биографические воспоминания моих родственников. Дети моего прадеда, все словно сговорились, и не желали вспоминать ничего. Ни о Жлобине, ни о своем отце.

Как попасть к батюшке?

Всех, кто нуждается в духовной помощи, интересует, в какие дни принимает отец Василий (Жлобин). Как попасть на беседу и получить поддержку: необходимо предварительно созвониться и выяснить когда можно приехать. Визиты стоит планировать на субботу или воскресенье, прием начинается сразу после утреннего богослужения. В дни православных праздников настоятель занят насущными проблемами церкви и прихожан, поэтому поездку нужно согласовать.

По отзывам посетителей, лучшее время для планирования поездки и предварительного согласования – со вторника по четверг, обращаться необходимо в Свято-Троицкий собор (Жлобин). Отец Василий телефон редко берет, на все интересующие вопросы чаще отвечает матушка или служитель храма. Бывают случаи, когда все проблемы разрешаются в режиме телефонного разговора и необходимость в поездке отпадает.

Прием начинается около 12 часов дня, но очередь выстраивается уже с 10 часов утра. Посетители с маленькими детьми проходят к батюшке вне очереди, иногда настоятель сам выбирает, с кем он будет беседовать сразу, а кому стоит подождать, подумать и помолиться.

Глазами отца Василия

Журналисты, в поисках истины и в желании рассказать о благих делах, нередко приезжают в Жлобин. Отец Василий иногда дает интервью. Часто ему задают вопрос о том, всем ли стоит оказывать помощь, как он понимает какой человек перед ним и что он думает о своем даре. Батюшка рассказывает о своей деятельности открыто, ничего не скрывая и не лукавя. Он считает, что каждый человек достоин помощи и что нет на свете «плохих» или «хороших» посетителей. По его мнению, люди похожи на книгу и открывая ее, следует понять, с чем пришел прихожанин и постараться не навредить ни словом, ни поступком.

Много возникает вопросов о том, как он выбирает тех, кому необходимо помочь сразу, не томя человека в очереди. Ответ на этот вопрос весьма прозаичен, считает отец Василий (Жлобин). Как принимает он решение? Только с практической точки зрения. Молодым, здоровым людям проще подождать, ожидание их меньше утомит, не подорвет здоровье. А вот маленькие детки или люди с болезнями, пожилые прихожане – это те категории посетителей, которых он старается выслушать как можно скорее.

Что говорит сам Василий Пилипенко о своем даре?

Настоятель храма в Жлобине не любит, когда его помощь людям ассоциируют с даром. Сам он всегда отмечает, что является всего лишь проводником Божьей воли. Если Господь не захочет, то священник не сможет решить проблему человека. Поэтому самое главное – это понять Божий замысел и не противиться ему.

Отец Василий часто рассказывает, что иногда самое тяжелое в общении с людьми заключается в объяснении им необходимости смирения перед той или иной ситуацией. Ведь только Творец знает от чего он уберегает нас, допуская ту или иную беду. Но если человеку можно помочь, то будьте уверены, что настоятель Василий сделает все, что от него зависит, чтобы его молитва была услышана Господом.

Как добраться?

До города Жлобина из Гомеля ездит рейсовый автобус. Есть одно неудобство – по выходным дням автобусные поездки не совершаются, поэтому этот вариант подходит тем, кто может приехать в Жлобин накануне встречи (в пятницу) и переночевать в гостинице. Стоимость поездки около 200 рублей, длительность – до 1,5 часа.

По субботам и воскресеньям из Гомеля до Жлобина можно добраться пригородной электричкой, что займет не более 1 часа. Свято-Троицкий собор расположен на ул. К. Маркса, местные жители с удовольствием расскажут, как его найти.

источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]