Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. |
Порядок совершения полной (то есть не преждеосвященной) литургии таков. Вначале приготовляется вещество для совершения евхаристии. Затем верующие готовятся к таинству. И, наконец, совершается само таинство освящение святых даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, состоит из трех частей: проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных.
Проскомидия
Слово это греческое и в переводе означает принесение
. В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургиейвсе нужное для таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии имеет название просфоры, что значит приношение, опять же в знак того, что раньше хлебы были приносимы христианами на литургию. В православной Церкви евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.
Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.
Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекла кровь и вода.
Проскомидия очень важная часть Божественной литургии и приготовление даров для освящения имеет глубокое символическое значение.
Проскомидия совершается на четырехугольном столе, который стоит слева от престола и называется жертвенник.
Приготовление даров на проскомидии имеет несколько значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие Его в мир и, конечно же, голгофская жертва на Кресте, а также погребение.
Приготовленный агнец и частицы, вынутые из четырех других просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и земной. После приготовления агнца он полагается на специальном блюде – дискосе.
Священник из второй просфоры, на которой изображается Матерь Божия, вынимает треугольную частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от агнца.
Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь Иоанна Предтечи, пророков апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, родителей Богородицы – праведных Иоакима и Анны и того святителя, чья литургия совершается.
Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан.
В алтарь на проскомидию верующими подаются записки о здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в записках, также вынимаются частицы.
Все частицы полагаются в определенном порядке на дискосе. Священник, покадив, ставит на дискосе над агнцем и частицами звездицу. Это две металлические дуги, соединенные в виде креста. Дискос знаменует и Вифлеемскую пещеру и Голгофу, звездица – звезду над пещерой и крест. Священник кадит специальные покровы и полагает их поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили во гробе и повили Его тело пеленами, но эти пелены также символизируют пелены рождественские.
Значение поминовения на проскомидии
Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в литургии.
Литургия оглашенных
Вторая часть литургии называется литургия оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до определенного момента службы. Перед перенесением даров с жертвенника на престол оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.
Мирная ектения охватывает как бы все сферы нашего бытия. Мы молимся о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помочь всем путешествующим, больным и находящимся в плену.
Далее следуют положенные в этот день чтения из посланий святых апостолов или Деяний апостольских и Евангелия.
Во время сугубой ектении священник разворачивает на престоле святой антиминс. Это прямоугольный плат с изображением положения во гроб Спасителя. Он всегда находится на престоле и на нем служится Божественная литургия. В антиминс вшиты мощи святых. В древней Церкви первые христиане служили литургию на гробах мучеников, как это было, например, в римских катакомбах, где хоронили казненных мучителями христиан.
После произнесенной сугубой ектении следует ектения об умерших. Во время нее мы молимся о всех преждепочивших отцах, братьях и сестрах наших, просим у Бога прощения их вольных и невольных грехов и водворения их в небесных обителях, где упокояются все праведные.
Литургия верных
В этой песне упоминается, что Господь окружен ангельскими воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на Божественной литургии молятся не только священнослужители и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает Церковь небесная.
Во время Херувимской песни совершается перенесение приготовленных для освящения даров с жертвенника на престол. Перенесение это называется Великий вход. Священник с диаконом переносят дары, выйдя из алтаря северными (левыми) дверями. Остановившись на амвоне перед царскими вратами, они, обратившись лицом к верующим, поминают святейшего патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и молящихся в храме сем.
После этого священнослужители входят в алтарь царскими вратами, ставят чашу и дискос на престол и покрывают дары специальной пеленой – воздухом. Тем временем хор допевает Херувимскую песнь. Великий вход символизирует торжественное шествие Христа на Свои вольные страдания и смерть.
Ектения, следующая после перенесения даров, называется просительной и готовит верующих к самой важной части литургии – освящению честных даров.
Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.
Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные – восприемники при таинстве крещения – не могут прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и знает это песнопение наизусть.
Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник читает во время пения евхаристические тайносовершительные молитвы. Остановимся на основных, самых главных молитвах евхаристического канона.
Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он дал им эту молитву. И в ней мы просим обо всем необходимом для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас принять хлеб небесный – тело Его), о прощении наших грехов, и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все искушения и избавил нас от козней дьявола.
Причащающийся недостойно, без веры, сокрушения сердечного, имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников, присутствовал на Тайной вечери, а потом пошел и предал Учителя.
Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причащаются святых Христовых таин. После этого священник уносит святую чашу в алтарь.
Диакон произносит краткую благодарственную ектению.
В конце литургии священник говорит отпуст. В отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья литургия совершалась, святые храма и дня.
Все молящиеся целуют святой крест, который дает им священник.
После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по святом причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их, вернувшись домой.
Кратко о технологии приготовления сладкого вина
Российские постановления о церковном вине
Какое вино лучше?
Из двух десятков греческих вин категории «NAMA», т.е. заявленных как вина Святого Причастия, мы рекомендуем NAMA BYZANTINO — (см. посвящённый ему раздел на нашем сайте). Остальные либо выпускаются в очень малом количестве, стоят запредельно дорого и достаются только немногим, либо, наоборот, везде представлены и широко разрекламированы, но количество их достигается за счёт ущерба качеству. Пример тому известная компания Canava ROUSSOS, основанная в 1836 г. с целью производства высококачественных вин, и когда-то действительно выпускавшая превосходное церковное вино, но с 2009 года качество обиходного NAMA ROUSSOS резко ухудшилось . Дело в том, что на всем острове Санторини не найдется столько винограда сколько вина делает ROUSSOS. Поэтому мы не рекомендуем обиходное вино от Canava ROUSSOS (на этикетке бочка кофейного цвета). Если уж брать у этого производителя, то гораздо более дорогие (бочка на этикетке желтого цвета и цена в 3-4 раза выше) NAMA (375ml) , Mavrathiro (375ml) , Vinsanto (375ml).
Выводы
Подробнее о наших предложениях смотрите в разделе НАМА .
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова на проспекте Королева иеромонах Игнатий (Юрченков).
Почему это так? Вообще, хлеб и вино – продукты, известные еще в древнем мире, – были основой рациона средиземноморских народов и всегда ассоциировались с благополучием и достатком. Сюда же входил и елей – оливковое масло. Естественно, что эти вещества употреблялись в религиозных ритуалах – не только христианских: мы знаем, что многие народы, в том числе греки и римляне, хлеб воспринимали как важный элемент, от которого зависит жизнь человека. И в Ветхом Завете пророк Давид говорит в псалме, что вино веселит сердце человека, а хлеб укрепляет человека. Эти вещества употреблялись, повторю, в религиозных обрядах многих народов (если говорить о язычниках, то в качестве приношения божествам).
Ветхий Завет четко говорит, что ветхозаветные иудеи приносили в жертву Единому Богу хлеба предложения – пять хлебов, которые приносились в ветхозаветный храм. В этом случае это был пресный хлеб. На алтарь возливали чашу возлияния – вино. И здесь древние иудеи отчасти копировали обряды окружающих их языческих народов. Но если язычники делали это, считая, что их божества нуждаются в пище, то для иудеев это прежде всего символ общения Единого Бога со Своим народом. Эти вещества, важные прежде всего для жизнедеятельности людей, употреблялись в религиозных обрядах.
Христианская Церковь не исключение. Мы знаем, что на Тайной Вечере Господь предложил в виде хлеба и вина Свое Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь. Этот обряд, если мы будем ссылаться на Священное Писание, назывался преломление хлеба. Если опять спрашивать, какой хлеб употребляли древние христиане, то были разные традиции. В то далекое время мало кто уделял внимание тому, был это квасной хлеб или пресный. Но на Востоке это чаще всего был квасной хлеб, его покупали на рынке. Для многих, наверное, будет откровением, что хлеб, употребляемый на Евхаристии, покупали на рынке почти до VIII века. Только в VII веке мы узнаем о наличии в монастырях такой должности, как просфорник: тот, кто выпекает просфоры – наш литургический хлеб.
Сегодня наш литургический хлеб имеет определенную форму. Греческий хлеб немного отличается от нашего – это большой круглый хлеб, как каравай (можно так его назвать). В русской традиции хлеб имеет сложную форму, поэтому, наверное, при выпекании его есть определенные тонкости, и здесь нужно мастерство просфорника, чтобы при выпекании две эти части не развалились.
Мы иногда забываем, что христианскую жизнь вообще надо воспринимать как молитву. Молитва – это не только чтение правила. Молитвенное состояние – это вся наша жизнь. Тогда становятся понятны слова апостола Павла: Непрестанно молитесь. Как можно непрестанно молиться, ведь я должен еще помыслить о житейском? Но если мы рассмотрим свою жизнь как посвящение Богу: здесь я оказал человеку милость, послужил ему, – это моя молитвенная подготовка. Ведь в этих правилах мы как раз и черпаем то, что должны отдать людям в своем служении. В правилах мы учимся именно этому, и это нас готовит к встрече с Богом, ведь наш Божественный Учитель показал нам Своей жизнью пример того, как надо относиться друг к другу: Он не учил нас длинным молитвенным правилам, а, наоборот, в некоторых местах Евангелия говорит, что не в многословии прославляется Бог: а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Это не значит, что не нужны длинные богослужения, – здесь вопрос о внутреннем состоянии. Если человек не может на протяжении полутора или двух часов быть в состоянии разговора с Богом – а молитва должна восприниматься нами именно так, – пусть лучше он скажет несколько слов от души, от сердца. Пусть это будет всего лишь одна молитва, которая его трогает, или та молитва, которую мы называем Господней и в которую включены все прошения, касающиеся жизни человека: да будет воля Твоя, хлеб наш насущный дай нам и да придет Царство Твое – все это есть. Наверное, лучше подготовиться так.
Есть еще один нюанс. Наверное, вы знаете, что в большинстве храмов, когда причащается духовенство, образовывается богослужебная пауза, и тогда чтец чаще всего читает правило ко святому Причащению – это не просто чтобы заполнить паузу, но здесь как раз можно сосредоточиться и восполнить то, что мы не успели сделать в своей частной молитве дома.
– Получается, что и сейчас происходит обмен: люди жертвуют деньги, и получается, как будто они принесли этот хлеб и получают его обратно?
Так что, хотя свеча утеряла свое практическое значение как источник света (однако знаю, что есть храмы и монастыри, которые не пользуются электричеством, и там свеча актуальна и в этом плане), как элемент благолепия, которое создаете вы, ставя эту свечу, она по-прежнему уместна.
– Как Вы считаете, возможно ли сейчас вернуться к практике, когда люди непосредственно приносят в храм просфоры?
– Думаю, в рамках мегаполиса, наверное, нет, но в рамках небольших селений, деревень или городков так оно и есть. Я знаю такие приходы на юге России, где прихожанка православного храма сама печет просфорки и приносит их для литургии: там нет возможности где-то покупать их. Но в условиях большого города, где несколько десятков, а то и сотен приходов, найти на каждом из них человека, сведущего в этом искусстве, весьма сложно. Здесь централизация необходима из чисто практических соображений.
– Пост предписывается с полуночи, хотя это предписание тоже имеет свою историю: еще несколько столетий назад пост начинался не с полуночи, а с того момента, когда ты лег спать. Были и такие варианты, просто они уже забыты.
Что касается детей до семи лет, я полагаю, что такого плана вопросы должны решаться на уровне или духовных отцов, или настоятелей храмов, куда вы водите своего ребенка. Можно исповедовать вариант икономии: понятно, что ребенок до семи лет хочет кушать и до 12–13 часов ему сложно оставаться голодным, что, несомненно, сказывается и на психике ребенка. Но вы можете столкнуться с ситуацией, когда батюшка может вам отказать. Не будем сейчас говорить, правомерно он это делает или нет: видимо, он руководствуется какими-то указаниями или своими взглядами. В любом случае никакого конфликта и выяснения отношений тут быть не должно. Наверное, этот вопрос должен решаться именно в том храме, куда вы водите ребенка.
Что касается меня, я здесь руководствуюсь своими знаниями, которые распространяются опытом не только Русской Православной Церкви, но и других Православных Церквей, и, если вижу, что те или иные варианты действий уместны в той или иной конкретной ситуации как полезные, я их применяю. Есть пожелание, чтобы к семи годам ребенок уже навык к посту, понимал, что это такое, – это задача родителей. Но не всегда это получается, дети разные и родители разные, поэтому всех положить в прокрустово ложе просто невозможно, и пастырский долг – индивидуально подходить к вопросу. Я знаю греческую практику, где детей начинают исповедовать только с 13 лет; русская предполагает, что надо подготавливать к ней детей к семи годам. На своем опыте я вижу, что это не всегда эффективно: ребенок подходит и совершенно не знает, что ему тут делать и что говорить. А есть маленькие детишки 5-6 лет, которые уже могут что-то осмысленно сказать, – разные уровни, разные возможности. Соответственно должен строиться и подход к еде. Где-то можно и попустить из пастырских соображений, иначе младенец вообще не сможет причащаться. А если это семья не только верующая, но и практикующая (не все понимают, чего требует от нас вера, и опыт знаний тоже необходим), то можно подходить и иначе.
– Тут как раз уместно вспомнить об Уставе Русской Православной Церкви, который, в свою очередь, пользуется Уставом Иерусалимским, он же Савваитский устав, поскольку ведет свое начало от лавры Саввы Освященного в Палестине. Он предполагает в дни Святок – от Рождества до сочельника Богоявления – отменять пост. Пост отменяется, но литургии при этом служатся. Понятно, что на литургиях люди должны причащаться, а Устав при этом говорит, что люди не должны поститься. Это не значит, что, пользуясь праздничными днями, мы должны подходить к вопросу подготовки спустя рукава и перенасыщаться. Но мы можем употреблять в этот период скоромную пищу, Устав это позволяет и прямо регламентирует. При этом литургия служится, а литургия – это общественное богослужение, общее делание, призванное к общению людей с Богом через Причастие. Поэтому, если мы готовимся к Причастию, в отношении пищи надо быть просто поскромнее. Ведь и постной пищей можно объесться так, что по совести к Причастию и не подойдешь: хотя и постная пища, а наелся ею больше, чем требовалось. Так что скромность и воздержание могут касаться и скоромной пищи.
– Печь хлеб и артос не является сакральным действием, но подходить к этому надо благоговейно, понимая, что это не просто хлеб, но литургический, в широком смысле этого слова, то есть употребляемый для богослужения. Соответственно, требуется благоговение. Благословение получено, поэтому не думаю, что здесь должно быть место какому-то сомнению. Если священник просит об этой помощи, значит, наш христианский долг – помочь. Следовательно, есть в чем-то недостаток, так что было необходимо обратиться к вам, чтобы вы помогли. Поэтому я думаю, если у вас есть такое послушание, надо исполнять его и радоваться, что мы можем приложить к нашему богослужению хоть частицу трудов. Учитывая опыт Древней Церкви, о котором я уже говорил, когда верующие люди сами пекли хлеб или могли купить его на торжище (рынке) и принести для богослужения, никаких запретов тут не может быть.
– Артос как-то связан с просфорой?
Как мы с вами уже говорили, хлеб – это достаток. Если ты своим достатком делишься, значит, ты проявляешь любовь. Артос очень близок чину панагии. Наверное, не все знают, что это такое – это монашеская традиция возношения уже освященной богородичной просфоры с определенными молитвословиями, разрезания на многие части и раздачи братии уже после литургии и после братской трапезы. Думаю, что артос примерно оттуда.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, несколько слов о составе просфоры.
– Мука, вода, дрожжи, но более аутентично не дрожжи, а закваска. Еще кладут щепотку соли в память о словах вы соль земли – хотя это необязательно, но так делают. Очень простой состав, без изысков, и это чувствуется на вкус.
– Тем не менее, если раньше использовались разные хлебы, они могли быть и более разнообразны по составу?
– Древний хлеб весьма прост. Если посмотреть на культуру древних народов, восточных, азиатских, это простые лепешки, которые где-то могут быть замешены на закваске или дрожжах, а где-то это просто мука, разведенная с водой и испеченная в тандыре. Тут нет никаких изысков, и хлеб в своей аутентичной подаче очень прост. Конечно, он полностью отличается от того, который мы можем приобретать, например, во французских булочных, в котором могут быть и семечки, и орехи, и яйца. Древний хлеб был и остается простым, и эту традицию Церковь сохранила, только преумножила форму хлеба, внесла свое понимание, на которое повлияло церковное богословие, в контексте христологии – учения о Христе как Личности, единой в двух природах – Божественной и Человеческой.
– Батюшка, простой, но очень популярный вопрос: просфорки портятся, плесневеют. Что с ними делать?
– Вы уже сказали, что в монастыре есть практика вкушения просфоры после трапезы, а миряне очень часто смущаются тем, можно ли съесть просфору или выпить святую воду не натощак.
– Спаси Господи, батюшка. Благословите нас, пожалуйста, на прощание.
– Еще раз, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Рождества Христова и желаю вам внутренней радости и четкой веры в то, что Господь любит каждого из нас, какими бы мы ни были. Он и пришел в этот мир, чтобы через Себя освятить нас и простить нам наши грехи. Через несколько дней мы будем праздновать праздник Крещения Господня, который будет нам напоминать о наших крещальных обетах, в которых мы отреклись от зла, дьявола, злых дел и выразили свое желание сочетаться Христу. Аминь.
Размышляя об евхаристии, отдельно стоит остановиться на вине. В обряде причастия популярные конфессии используют алкогольное вино. Однако, согласно Библии Иисус и апостолы на Вечери причащались виноградным соком – новым вином:
Именно поэтому неделя после Пасхи называлась праздником Опресноков (см. Исх. 23:15, Исх. 34:18, Лев. 23:6). Я думаю, Вам, дорогой читатель, сложно сразу поверить новой информации о том, что ранее виноград и виноградный сок именовались тоже вином. Поэтому я предлагаю доказательства данному утверждению:
1. В тексте Библии описано, что вино висит на виноградной лозе и находится в точилах (приспособление для выжимания сока из виноградных лоз):
3. Священное Писание говорит, что младенцы пили вино, значит, речь идет о виноградном соке:
4. Знаменитая фраза Христа о молодом вине и ветхих мехах имеет глубокий смысл и доказывает, что в те времена молодым вином назывался виноградный сок.
Сегодня многие введены в заблуждение тем, что вино, мол, полезно для организма. Отчасти это так. Но полезные свойства в нем связаны не с процессом брожения, а с составом. То есть натуральный виноградный сок благотворнее влияет на человека, чем вино, ведь полезный состав винограда в них практически одинаков, но вино в отличие от сока имеет вредный компонент – этиловый спирт, который по утверждению многих ученых является наркотическим ядом.
Итак, хлеб символизирует тело Иисуса, ведь Христос в Библии назван хлебом жизни (см. Ин. 6:35,48,51), а виноградный сок безусловно символизирует кровь Иисуса, так как Христос назван в Священном Писании духовным питием (см. 1 Кор. 10:4), благодаря Которому верующие не будут жаждать (см. Ин. 6:35). Христиане должны задуматься над тем, какое новое вино они будут пить с Иисусом, когда станут небожителями в Царствии Божьем — алкогольное или сок?
Популярные конфессии подтверждение принятия на Вечери для причастия первыми христианами алкогольного вина видят в тексте послания Павла к Коринфянам:
В библейские времена для того чтобы длительное время иметь возможность пить безалкогольный напиток из плодов винограда, люди пытались сберечь сок от процесса брожения. Делалось это разными способами: консервированием — герметичным закрытием и хранением в прохладном месте, кипячением, выпариванием воды и др. Абсолютно понятно, что в новых мехах сок дольше сохранялся от процесса брожения.
На протяжении уже многих веков большинство конфессий христианской церкви причащаются красным вином, чаще всего кагором, содержащим 16% алкоголя. Однако алкоголь – моча дрожжевых бактерий – очень вреден для здоровья даже в малых дозах. Алкоголь разрушает клетки мозга и половые клетки, и поэтому даже у родителей, пьющих пиво, рождаются дети с разными отклонениями – слепые, глухие, недоразвитые, дебилы, с болезнью Дауна и т.п.. Поэтому даже христиане, ведущие трезвый образ жизни, все равно травят себя регулярным потреблением алкоголя на причастии, а потом удивляются, откуда в нормальной семье рождаются дети с отклонениями.
Поэтому я решил изучить этот вопрос более детально по Библии и обнаружил, что Библия не только осуждает пьянство: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Библия , Притчи 23:29-32) «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.» (Библия , Притчи 20:1) «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (Библия, Книга пророка Исайи 5:22-23) но также и во многих случаях под словом «вино» в Библии упоминается именно безалкогольный виноградный сок, а не алкогольное вино . Например, в Бытие 40:9-11 мы читаем, что виночерпий подавал фараону Египта свежевыжатый виноградный сок, а не алкогольное вино : «И рассказал главный виночерпий Иосифу. вот виноградная лоза предо мною ; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону .» (Бытие 40:9-11) Таким образом, слово «вино» в Библии может означать также и свежевыжатый виноградный сок, который не содержит алкоголя!
Поэтому для причастия в церкви можно использовать красный виноградный сок, а не красное вино. А теперь я Вам докажу, что Иисус Христос подавал Своим ученикам на причастии именно виноградный сок, а не вино.
Когда Бог учредил ветхозаветную Пасху, то Он заповедал, что пасхальный ужин должен состоять из жареного ягненка, пресного хлеба и горьких трав, и что в доме не должно быть НИЧЕГО КВАСНОГО, т.е. ничего содержащего дрожжей, даже хлеб бездрожжевой – пресный: «это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня УНИЧТОЖЬТЕ КВАСНОЕ в домах ваших , ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет. Наблюдайте опресноки , ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб .» (Библия, Исход 12:11, 15, 17, 19, 20) А поскольку алкогольные напитки делаются с использованием закваски из дрожжей, и потому представляют собой такие же квасные продукты, как и дрожжевой хлеб, то алкогольное вино недопустимо на Пасху. Более того, согласно заповеди, его даже не должно быть в доме. И тем более его нельзя пить на Пасху.
Иисус Христос установил евхаристию(причастие) как раз в пасхальную ночь: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.» (Матфея 26:17, 27-29) А поскольку на Пасху не должно быть ничего квасного, то, естественно, Иисус не мог подавать ученикам квасное алкогольное вино. Следовательно, Он подавал апостолам именно пресный виноградный сок. Иисус даже не употребил слово «вино», а сказал нарочито «пить от плода сего виноградного», т.е. опять-таки имеется ввиду именно свежевыжатый неперебродивший пресный виноградный сок, а не 16% кагор.
Таким образом, Иисус Христос причащал Своих учеников в пасхальную ночь пресным бездрожжевым хлебом и пресным бездрожжевым виноградным СОКОМ, не содержавшим ни дрожжей, ни алкоголя , а отнюдь не 16% кагором, как это делают христиане сейчас в противоречии с заповедью о недопустимости квасного на Пасху! Алкоголь разрушает клетки мозга и поэтому регулярное употребление даже глотка алкоголя на причастии в церкви губительно для мозга. Поэтому, если Вы хотите быть умнее и иметь крепкое здоровье, то вообще не употребляйте алкоголь даже на причастии – причащайтесь красным виноградным соком, каким Иисус причащал апостолов.
Свежевыжатый виноградный сок символизирует Кровь Христа, пролитую за наши грехи, а преломление хлеба символизирует Его Тело, распятое за наши грехи (Матфея 26:26-28). А алкоголь и закваска всегда в Библии символизирует именно грех и распутство (1 Коринфянам 5:8). И закваска недопустима на Пасху (Исход 12:15-20).
Некорректно сравнивать Кровь Христа, не содержавшую алкоголя, с вином, содержащим алкоголь – мочу дрожжевых бактерий.
И вообще кощунственно сравнивать Кровь Христа, которая была пролита, чтобы даровать христианам жизнь вечную, с вином, содержащим губительный яд – алкоголь – мочу дрожжевых бактерий – который разрушает клетки мозга и половые клетки, поэтому у пьющих людей рождаются дети-дебилы. Нелогично губительный яд делать символом животворной Крови Христовой, пролитой за многих во оставление грехов.
Поэтому я призываю все христианские конфессии перейти на трезвое причастие – причащайтесь не вином, а бездрожжевым хлебом и бездрожжевым красным виноградным соком – он не менее ярко символизирует пролитую за наши грехи Кровь Христа.
Донесите эту информацию до всех известных Вам православных и католических священников и протестантских пасторов и вообще до знакомых Вам христиан. Сохраните эту страницу, перешлите её по электронной почте или ссылку на неё и, распечатав, передайте тем, у кого нет электронной почты.
Сообщи другу об этом сайте
Вернуться на домашнюю страницу — Решение проблем России
Кагор — это известное церковное вино. В том числе его используют в церемонии причастия и в других церковных ритуалах. Однако купить кагор можно и в обычных магазинах. Многие выбирают именно это вино для праздничного стола ко дню Пасхи. Специалисты Роскачества рассказали, какое вино считается настоящим кагором и как самостоятельно выбрать хороший продукт.
Концентрированный кагор даже при разбавлении водой сохраняет свой вкус, хотя и не такой насыщенный, и красный цвет. Поэтому он хорошо подходит для церковных служб: к примеру, для причастия вино разбавляют водой. Некоторые священники и сегодня проверяют качество кагора таким способом. Если после разбавления пополам с водой вино стало бледно-розового цвета, а его вкус значительно изменился, назвать его качественным нельзя.
Вино причастия: почему в православной традиции используют только кагор
Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1).
Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.
Христос пил кагор?
Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.
В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.
Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).
Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.
Как делали каор в старину
Собранный виноград прессовали. Для большей экстрактивности – насыщенности вкусовыми и ароматическими веществами – сусло, то есть еще не перебродивший виноградный сок нагревали в печи. Затем сок бродил, после чего в него для крепости часто добавляли своеобразный ликер rogome, состоящий из четырёх частей нагретого в течение пяти минут сусла того же оксеруа и одной части виноградного бренди. Затем вино помещали в бочки для выдержки. Получалось оно довольно крепким, мощным, с характерными тонами варенья.
Для России – только кагор!
После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.
Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.
Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.
Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.
Каор в прошлые века
На территории современной области Керси, где и находится городок Каор, вина делали еще во времена Древнего Рима. За века на долю этого винодельческого региона выпало множество испытаний, он знал взлеты и падения, то он поставлял вина королевскому двору, то подвергался полному забвению.
Говорят, каор подавали к столу на свадьбе Элеоноры Аквитанской и Генриха II Плантагенета. Среди поклонников каора были Папа Римский Иоанн XII и король Франциск I. В XIII в. каорские вина экспортировались в Англию, где за чернильный, почти непрозрачный цвет их называли «черными». Таким цветом, а также мощным, «тяжелым» вкусом каор обязан сорту оксеруа, более известному в мире как мальбек.
Для Таинств нужен «правильный» кагор
С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.
Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.
Каор сегодня
До недавнего времени единых требований к производству этого вина не было и делали его по-разному, пока наконец в 1971 году французский закон не даровал этому вину статус АОС (контролируемого наименования по происхождению), а вместе с этим не установил строгие правила его производства.
Каор, который вы можете сегодня купить в магазине (хотя в России это сделать не так просто, большой популярностью у нас он не пользуется) не похож ни на своего предка, ни на российского «тезку» – кагор. Современный каор – вино некрепленое и сухое, т. е. произведено без добавления спирта, а содержавшийся в винограде сахар почти полностью превратился в алкоголь.
Кагор бывает разный
Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.
Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.
Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.
Источник статьи: https://cyrillitsa.ru/tradition/130653-vino-prichastiya-pochemu-v-pravoslavnoy.html
Какое вино использует Русская Православная Церковь для причастия?
Традиции использования вина в ритуалах богослужений существует с незапамятных времен. https://barmentv.ru/articles/napitki/487
Сцена Тайной Вечери дала начало многовековой традиции богослужения, послужив прообразом Таинства причащения. Христос подал ученикам чашу вина со словами: “Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставление грехов ваших. Сие творите в воспоминание обо мне”.
Изначально на земле Израиля, а по мере распространения христианства в других странах церковно-богослужебным вином считалось натуральное сухое вино . Для нужд церкви использовался виноград старинных красных сортов: каберне, мерло, саперави, кахет, мальбек.
Совсем иначе обстояло дело в России. https://ggf.nm.ru/
В России еще с языческих времен любили крепкие и сладкие напитки. После Крещения Киевской Руси и постепенного восприятия пришедших из Византии церковных обрядов таким же захотели россияне видеть и церковное вино: крепким и сладким. Истинно русским церковным вином стал у нас (недавно – около 150 лет назад) красный десертный кагор (по названию города Каор во Франции) .
До этого для нужд богослужения вина поставлялись из других стран и закупались церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках. Конечно, это вино было очень дорогим. Поэтому в начале XVIII века в южных регионах России монахи стали высаживать вблизи монастырей закавказские виноградные лозы.
Привозимое из-за рубежа, и произведенное в России церковное вино часто фальсифицировалось. Продажа фальсифицированных напитков с названием “церковное” составляло в конце XVIII века около 5 миллионов декалитров в год. Российские фальсификаторы не пугались ни царских указов, ни постановлений Святейшего Синода, грозящих наказанием за подделку.
Хотя запреты на любые примеси не виноградного происхождения в кагоре были суровыми: “Кто дерзнет кроме самаго виноградного вина, на иных винах и соках, или вино кислостию во оцет претворится, или с чем смешано будет, никакоже таинств а не совершит, но согрешит иерей тяжко, смертно”.
Проезжий лист, данный сибирским губернатором кн. М. П. Гагариным шведскому пленнику поручику Юрию Тиролю, отпущенному из Тобольска для доставки в Якутск меда, церковного вина, воска, сахара, “масла деревянного” и сукна. Подпись-автограф М. П. Гагарина. Печать Сибирского царства
Источник статьи: https://otvet.mail.ru/question/39905706
Вино для Святого Причастия — это вещество (материя) Тайны Крови Христовой, и потому к нему предъявляются особые требования. В теме церковного вина можно выделить две части: церковно-каноническую и практическую. Есть три основных церковно-канонических требования для вина Таинства Евхаристии: 1) Вино должно быть изготовлено только из чистого виноградного сока, без примеси других соков, ароматов и веществ. Именно на таком вине совершил Таинство Сам Спаситель (Мф. 26, 27-29). «Известие учительное», составленное в конце XVII века, указывает, какое вино надо приносить на проскомидию: «Вещество Крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус, и обоняние, и к питию приемное и чистое быти, несмешеное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия: в Проскомидии же влияти мало в вино воды, и по освящении Таин теплыя воды, якоже чин имать. Вином же не суть, и быти не могут вси соки от различных овощей и ягод источены, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя. Аще же кто дерзнет, кроме самаго винограднаго вина, на иных видах и соках, или вино кислотию во оцет претворится, или с чим смешаное будет, никакоже Таинства совершит: но согрешит иерей тяжко смертно и извержению от священства подпадет… Темже должно иерею и диакону, егда хощет вливати вино, опасно всех сих случаев смотрети, да не погрешит нерадением смертно, еже бы вино не оцетно, не заплеснело, не загнило, и чим либо не мерзко было. Ибо аще неспособное узриши, служити не дерзай: но присно о лучшем во угождение Господу Богу промышляти, и всем христианом должно: со страхом, рече, спасение свое содевайте: пренебрегающии бо страшное сие служение, и о благоискусстве не тщащиися люто постраждут». К сожалению, смертно грешат и многие современные производители кагоров. Большинство кагоров на прилавках наших магазинов — это не кагоры, а подделки с суррогатным вкусом. Ибо настоящее церковное вино разрешается готовить только из винограда. 2) Вино должно иметь красновато-рубиновый цвет или, по крайней мере, иметь красноватый оттенок. В “Настольной книге для священно-церковнослужителей Православной Церкви” на основании книг Священного Писания Бытие (49, 11) и Второзаконие (32, 14) утверждается следующее: “Несомненно употребление Спасителем на Тайной вечере вина именного красного, которое было в общем употреблении в Палестине, отчего называется в Священном Писании «кровию гроздовою», «кровию виноградных ягод»”. Следовательно, церковное вино должно быть виноградным, чистым, красным и не обязательно сладким. Последнее требование, предъявляемое к церковному вину — густота его окраски — связано с тем, что на Литургии вино разбавляется водой, но его цвет должен оставаться красным. Римо-католики и румыны допускают применение белого вина. Некоторые греки смешивают белое и красное вино (красное дает цвет, а белое – нежный вкус). Согласно Православной традиции издавна принято совершать Евхаристию на красном вине, которое своим внешним видом полнее изображает преестественную Кровь Христа, подаваемую в Евхаристии. 3) Церковь издавна следила за качеством богослужебного вина. Употребление плохого вина считалось весьма тяжкой провинностью, вплоть до извержения из сана. Поэтому вино должно быть высшего качества, по возможности, самое лучшее. Этого требует величие и святость Таинства. О церковной практике можно сказать довольно много, но главными представляются следующие пункты: 1) Вино должно быть достаточно густое, так как на Литургии оно еще разбавляется водой (теплотой), но после разбавления должен сохраняться вкус вина. 2) Вино должно быть сладким и приятным на вкус. Это совершенно необходимо для причащения младенцев. Дело в том, что младенцы рефлекторно сразу же выплевывают все кислое или содержащее много спирта. 3) Вино должно легким, не давать эффекта похмелья даже после потребления значительного количества. Это актуально в тех приходах или монастырях, где вынимают большое количество частиц на проскомидии и поэтому потреблять надо много. Кислое вино натощак может привести к язве желудка. 4) Желательно, чтобы вино изготовлялось православными людьми. К концу XIX века сложилось представление о церковном вине как о сладком, умеренно крепком (10—15%), густо-красном, полученном брожением чистого виноградного сока без посторонних примесей (придется сделать исключение для сульфитов, микроскопическое количество которых сейчас добавляют почти во все вина, чтобы избежать окисления). В настоящее время для церковного употребления остается не такой уж большой выбор, ведь в сладкие десертные вина сейчас чего только не добавляют. Добавляют в первую очередь сахар (свекольный или тростниковый), спирт (не виноградного происхождения), различные красители, ароматизаторы и другие ингредиенты. Особенно в последнее время достигнуты большие «успехи» в производстве «вина» без винограда. Специалист химик или хороший винный эксперт сомелье, открыв дорогую марочную бутылку, могут обнаружить в ней все, что угодно, кроме вина. И вообще нужно сказать, что нигде в мире нет такого разнообразия поддельных вин, как в России. Попадается много такого «церковного вина», которое и капли настоящего виноградного вина в себе не содержит. Цена в настоящее время не может служить критерием качества, за подделку тоже дерут немало. Мошенники действуют нагло, изготавливая огромные партии подделок под названием «Церковное вино». В поисках церковного вина в первую очередь следует обратиться к Греции и странам Средиземноморья. Во-первых, здесь существуют тысячелетние традиции производства такого вина. Во-вторых, мягкий жаркий и сухой климат (особенно на островах) способствует созреванию исключительно сладкого винограда. На вкус, аромат и качество вина влияет не только сорт винограда, но и используемые методы ферментации, климатические условия и даже состояние почвы, на которой расположены виноградники. Вот почему вина даже из одного сорта винограда у разных производителей имеют индивидуальный аромат и особенные вкусовые качества. Только в Греции существует специальное название для категории церковных вин — «NAMA». Само название «NAMA» означает, что вино изначально, еще со стадии закладки виноградника, ориентировано на богослужебное применение. Мне довелось 7 лет постоянно служить в Греции, и, в связи с этим, я всегда интересовался, где найти хорошее церковное вино. Не раз бывало, что те производители, которые делали прекрасное вино, вдруг начинали делать вино худшего качества, и приходилось искать другое.
Кратко о технологии приготовления сладкого вина
Красное вино приготовляется из сока чёрного винограда. Оно содержит сильные антиоксиданты, которые являются не только противовоспалительным средством, но и помогают разжижению тромбов. Кроме того, в виноградной кожице содержится Tyrosol (тиросол), очищающий артерии от бляшек. Перебродивший виноградный сок содержит кладезь витаминов и минеральных веществ. Сладкое вино производится следующим образом. После сбора винограда прессом выжимают сок, который называется суслом. Сусло имеет следующие главные составные части: 1) вода, 2) сахар, 3) кислоты, 4) минеральные вещества, 5) соли органических кислот, 6) красящие вещества. Главными составными частями являются сахар и вода, а все остальные вещества находятся в самом незначительном количестве в сусле, хотя именно они в основном придают напитку характер вина. Мы не будем объяснять здесь взаимодействие этих составных элементов сусла, а проследим только за теми превращениями, которые совершаются с главным элементом сусла – сахаром. Обычно хорошее сусло содержит: 20% сахара, 75% воды и только 5% других веществ (их около 30). Эти значения, разумеется, постоянно колеблются, в зависимости от сорта винограда, географическому и климатическому положению виноградника и вообще от многих других причин. Предположим, что перед нами сусло, имеющее именно вышесказанное соотношение составных элементов. Из этого сусла мы желаем приготовить сладкое вино. Сусло сливается в большие сосуды, где оно подвергается естественному брожению. Брожение есть процесс жизнедеятельности маленьких бактерий – дрожжей. Дрожжи находятся на кожице винограда и, как только попадают в сусло, производят брожение. Дрожжи разлагают сахар на два новых продукта: приблизительно половина сахара превращается в алкоголь, а другая половина – в углекислый газ, который улетучивается в воздух. Через некоторое время, исследуя наше сусло, мы обнаружим, что сахара в нем уже не существует, а вместо него образовался спирт. Наше сусло превратилось в вино, имеющее примерно 10% алкоголя. Как же получить сладкое вино? Сусло, имеющее 20% сахара, после брожения превращается в вино, совсем без сахара, взамен которого содержится 10% алкоголя. Точно так же из сусла, имеющего 25% сахара, получается кислое вино с содержанием 12% алкоголя. Если сахаров изначально немного, около 12,5-13 Bome, вино получается кислым. Но дело принимает другой оборот, когда сусло содержит больше 30% сахара. Дрожжи в 15% растворе алкоголя погибают и перестают перерабатывать сахар. Таким образом, если бы сусло содержало 35% сахара, то дрожжи смогли бы переработать не более 30% его, и в вине осталось бы 5% свободного сахара. Теперь понятно, как приготовить натурально сладкое вино: достаточно взять чрезвычайно сладкое сусло, имеющее не менее 35% сахара (чтобы дрожжи не смогли все съесть). Спрашивается только, может ли обыкновенный свежий виноград содержать в себе столько сахара? Нет, не может. Самый сладкий виноград из самых южных мест может содержать не более 27-28% сахара. Получить действительно натуральное сладкое вино, ничего не примешивая к винограду, можно только одним способом. Для этого выбираются самые спелые гроздья и вялятся (подсушиваются) на солнце. Под действием солнечных лучей вода начинает испаряться, и ягодки винограда при этом сжимаются. Гроздья винограда держат на солнце неделю на одном боку и неделю на другом. В результате виноград теряет 2/3 влаги, и выжатое из такого полуизюма сусло, чрезвычайно сладкое и густое. Как некоторые шутят: «Сусло настолько густое, что его можно резать ножом». Этот способ приготовления сладкого вина из вяленого винограда и есть единственно натуральный. С древнейших времен в Греции применялся этот способ приготовления сладкого вина. Сохранились свидетельства, что так делали вино еще в шестом веке до Рождества Христова. Полученное сусло может содержать более 40% сахара. Если это сусло перебродит, то дрожжи, переработав не более 30% сахара в алкоголь, погибают и выпадают в виде осадка. Оставшееся же количество сахара придает вину значительную сладость. Подвяленный виноград может дать около 1/3 того количества вина, которое получилось бы, если бы виноград выжали свежим. Для вяления пригоден не всякий виноград, но только лучшие сорта, обладающие твердой кожицей, могут выдержать эту операцию. При вялении винограда значительная часть его портится, покрывается плесенью, лопается и т.д. По-другому добиться сгущения виноградного сока можно уваркою, выпаривая над огнем емкость с суслом. Такой способ проще и дешевле первого, но вино получится менее ароматным. Свидетельством того, что вино изготовлено из вяленого винограда является надпись на этикетке: «ΑΠΟ ΛΙΑΣΤΑ ΣΤΑΦΥΛΙΑ». За такое вино людям благоговейным придется раскошелиться, стоит оно в три раза дороже обычного (маленькая бутылка 375 мл. стоит в Греции около 20 евро), но только оно и может быть чисто натуральным, без посторонних добавок. Также важно количество и качество спирта. Алкоголь может быть разного вида и по-разному воздействовать на человека. Лучшие производители церковного вина отделяют веточки гроздьев от ягод, поскольку веточки дают «плохой», опьяняющий спирт. В красном вине присутствует два вида алкоголя — этанол и метанол. Человеческий организм усваивает метанол так же, как этанол, но конечные продукты при этом получаются разные. Этанол производит ацетальдегид, а при расщеплении метанола образуется в основном формальдегид. Он более токсичен, чем ацетальдегид, и в высоких концентрациях может вызвать слепоту и даже летальный исход. На одной бутылке может быть написано, что содержание спирта 10%, а на другой 15%, но во втором случае опьяняющий эффект может быть гораздо меньше. Обычно сильнее других опьяняют вина, произведенные на острове Крит. Есть много секретов производства церковного вина, о которых производители умалчивают. Как видим, приготовление натурального сладкого виноградного вина довольно сложное дело, хлопотливое и дорогое. Поэтому производством вина подобным путем занимаются очень редкие виноделы, и то в самых ограниченных размерах, так как такие вина по достоинству оценят только знатоки. Вина из вяленого винограда не могут выдержать конкуренцию с несравненно более дешевыми сладкими винами, приготовленными другим путем. Правда, некоторые виноделы с корыстной целью пишут на этикетках, что их сладкие вина приготовлены из вяленого винограда, но всякий, знакомый с истинным положением дела, с большим недоверием отнесется к этому заявлению. Сладкое вино, приготовленное из вяленого винограда, является редкостью. Трудоемкость и себестоимость такого вина высока, а желающих платить 50-80 евро за одну бутылку не так уж много. Большинство священников, к сожалению, ради экономии делают выбор в пользу обычных десертных вин. Поэтому не многие берутся за изготовление каноничного церковного вина. Достаточно сказать, что известный афонский монастырь Ватопед, производящий и экспортирующий большое количество столового вина не делает церковное вино даже для своих нужд, а покупает у производителей вина категории «NAMA».
Российские постановления о церковном вине
В 1902 году первый российский съезд виноградарей и виноделов определил два вида вина для нужд Церкви: сладкое красное и сухое красное, к которому привыкло население южных регионов России. В постановлении съезда оговаривалось, что вино в обоих случаях нужно готовить только из винограда, для повышения крепости использовать только чистый виноградный ректифицированный спирт, а для увеличения сахаристости необходимо применять исключительно сгущенный виноградный сок. Полностью исключается добавление экстрактов трав, сахара и крахмало-паточного спирта. Первый российский закон «О виноградном вине России» был утвержден 24 апреля 1915 года императором Николаем II. Целью закона было оградить вино от всякого рода подделок и использования в изготовлении посторонних материалов: сахара, хлебного или крахмало-паточного спирта, экстрактов трав. В законе, в частности, были определены требования для производителей церковных вин: «Церковно-богослужебное вино готовят благонадежные и добросовестные винодельческие фирмы для всех епархий, всех церквей Святейшего Синода». Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд Церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились из черничного морса, хлебного спирта, свекольного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «…церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб…» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина. Но в наше время, как и много лет назад, существует множество фальсифицированных церковных вин. Их выпускают под привлекательными названиями — “Церковное”, “Пасхальное”, “Монашеское”. Фальсификаторы снабжают бутылки интригующими номерами на этикетках и описаниями несуществующих лечебных свойств, совершенно не учитывая канонических требований Церкви. В них чаще всего встречается все тот же, “коммерческий” набор ингредиентов: вино, красители, ароматизаторы, сахар, спирт, травы. По старинным российским традициям церковное вино должно быть не только густой окраски, сладким и умеренно крепким, но, чтобы совершилось Таинство, оно должно быть изготовлено только из чистого виноградного сока, без каких-либо посторонних примесей.
Какое вино лучше?
Из двух десятков греческих вин категории «NAMA», т.е. заявленных как вина Святого Причастия, мы рекомендуем NAMA BYZANTINO — (см. посвящённый ему раздел на нашем сайте). Остальные либо выпускаются в очень малом количестве, стоят запредельно дорого и достаются только немногим, либо, наоборот, везде представлены и широко разрекламированы, но количество их достигается за счёт ущерба качеству. Пример тому известная компания Canava ROUSSOS, основанная в 1836 г. с целью производства высококачественных вин, и когда-то действительно выпускавшая превосходное церковное вино, но с 2009 года качество обиходного NAMA ROUSSOS резко ухудшилось . Дело в том, что на всем острове Санторини не найдется столько винограда сколько вина делает ROUSSOS. Поэтому мы не рекомендуем обиходное вино от Canava ROUSSOS (на этикетке бочка кофейного цвета). Если уж брать у этого производителя, то гораздо более дорогие (бочка на этикетке желтого цвета и цена в 3-4 раза выше) NAMA (375ml), Mavrathiro (375ml), Vinsanto (375ml).
Выводы
Итак, можно сделать следующие выводы. В последнее десятилетие появилось в торговле великое множество так называемого церковного вина, под самыми фантастическими этикетками и названиями. Очевидно, есть спрос на такое вино, и предприимчивые виноторговцы, пользуясь легковерием и неопытностью покупателей, часто выпускают в продажу не церковное вино, а самую гнусную фальсификацию. Если бы священники знали обо всех тех примесях, которые находятся в так называемых церковных винах, то никогда бы их не употребляли не только в церкви, но и дома. Сколько бутылок сладкого вина покупается духовенством для богослужения? Миллионы бутылок ежегодно. Ведь это же целая отрасль винной индустрии! И подумать только, в основном эти вина – гнусная фальсификация! Почти все производство и торговля этими винами уже давно сосредоточены в руках евреев. Для богослужения желательно сладкое вино, однако, натуральное сладкое вино – большая редкость. Почти все производители сладких вин либо добавляют в него не виноградные компоненты (свекольный или тростниковый сахар), либо останавливают брожение добавлением спирта или химических препаратов. Для церковного вина ни тот, ни другой способ приготовления не желательны. Поэтому многие церковные виночерпии предпочитают приобретать натуральное сухое, хорошо выдержанное и не очень кислое вино, так как сладкое дороже и зачастую не натуральное. Конечно, и сухое вино отвечает всем церковно-каноническим требованиям, но стоит ли пренебрегать практической стороной? Если вино не сладкое на вкус, то младенцы рефлекторно сразу же выплевывают Причастие. С них какой спрос? Понятно, что грех будет на священнике, который не позаботился избежать такого случая. Практическая сторона может быть не менее важна, чем догматическая. Вот, например, при причащении клирики в алтаре отпивают из святого потира три глотка со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Догматически такие действия никак не обоснованы и неуместны (при причащении Телом ничего подобного не делается). А установлено это просто по причине практической необходимости смыть все крошки во рту. Поэтому компания ПРОСКИНИМА прилагает старание помочь православным в России решить проблему с церковным вином. Мы доставляем в Россию исключительно натуральное проверенное сладкое церковное вино от лучших православных греческих производителей.
Подробнее о наших предложениях смотрите в разделе НАМА.