Наталья О’Шей («Мельница»): Рождение химеры

Порой многим из нас так часто не хватает денег не только на какие-то изыски, но и просто на самое необходимое. Как увеличить свой доход, чтобы ни в чём не нуждаться? Каждый человек решает свой денежный вопрос по-своему: кто-то ищет подработку или более прибыльную работу, а кто-то прибегает к магии, в частности к рунам, благодаря которым можно найти и новую работу, и увеличить свой доход, причём из самых неожиданных источников. Рунический талисман Денежная Мельница — уникальное сочетание рун, которое поможет быстро и легко привлечь денежную энергию в жизнь человека и улучшить его благосостояние.

История происхождения

Согласно древней легенде, в далёкие времена правителем Дании являлся один из потомков бога Одина по имени Фроди. Народ в стране в те времена ни в чём не нуждался — люди даже стали забывать о значении золота и денег, которые воспринимали как должное. Государство то было настолько богатым, что в нём не было ни бедных, ни воров. А случилось это следующим образом — как то раз боги преподнесли правителю Фроди в дар двух рабынь-великанш, в придачу к которым подарили ещё и жернова, вращать которые было под силу только этим двум великаншам. Рабыни перемалывали камни и получали таким образом золото, а Фроди в первое время благодарил их за верную службу и довольствовался малым. Страна начала быстро процветать, а властелин её становился всё более жадным. Он заставлял несчастных рабынь крутить жернова и день, и ночь, не давая им времени на отдых, сон и еду. Тогда женщины за работой стали петь песню:

«Намелем для Фроди богатства немало, сокровищ намелем на жёрнове счастья, в довольстве сидеть ему, спать на пуху, просыпаться счастливым — славно мы мелем!»

Недовольные тяжёлой жизнью у Фроди, они под эту песнь намололи вражеское золотое войско, которое и разорило Данию. Жернова же одна из великанш разбила об огромный каменный валун, на котором остался отпечаток, ставший символом Денежной Мельницы или Мельницы Гротти, как её ещё называли. Несчастные жители страны пришли на поклон к великаншам и умоляли их вернуть жерновам прежнюю силу, но мельница была разбита, и добрые рабыни смилостивились над людьми и отдали им знак, оставленный жерновами на валуне, в который и перешла их волшебная сила. Это и есть руна Волшебная или Денежная Мельница.

Ангелы, дороги и книги

28 апреля группа «Мельница» выпускает на лейбле Navigator Records пятый студийный альбом «Ангелофрения». В этот же день пластинка будет презентована на концерте в столичном клубе Arena Moscow. Накануне релиза вокалистка «Мельницы» Наталья О’Шей, она же Хелависа, подробно рассказала «Ленте.ру» об истории создания каждой из песен нового диска.

Дороги

У всех авторов есть города или прочие места, где им особенно хорошо пишется. У меня такое место — Нью-Йорк, Манхэттен. Три раза я была там и каждый раз привозила по свежей песне, и вот в последний раз, весной 2010 года, там написались «Дороги». Текст куплетов пришел от дорогого моего соавтора Ольги Лишиной, а припевы сделала я. Извержение вулкана в Исландии, отразившееся на путешествиях многих людей той весной, в том числе и на моих, не могло не быть упомянуто в песне, так что герои «Дорог», потенциальные ангелы, тоже страдают от зависшего в воздухе пепла.

Я хотела, чтобы этот трек был с одной стороны тонкой отсылкой к нашей самой первой песне, «Дороге Сна», а с другой, чтобы его аранжировка отражала наше современное звучание. Поэтому жанр кантри, на который как раз намекала еще «Дорога Сна», мы решили взять в этом треке за основу и подчеркнуть это, в числе прочего, использованием аккордеона.

Ангел на полставки

Одна из определяющих для альбома песен — совершенно «немельничная», что я в данном случае считаю плюсом. Тема «ангела на полставки» давным-давно крутилась у меня в голове, с тех пор как кто-то из друзей так назвал меня саму, но я никак не могла понять, как же построить вокруг нее песню, пока мой друг, поэт и соавтор Иван Малютин не прислал мне набросок первых строк: «У изголовья сердце уловит вкрадчивый шаг…» — и в этих строках был и гипнотический ритм 5/4, и намек на оборотническую тему, которая меня всегда завораживала, и все стало кристально ясно, и я принялась писать. Ольга Лишина снабдила текст бесценным образом автозаправки, созвездие Возничего превратилось в созвездие Таксиста, и получилась истинно ангелофреническая песня.

Когда группа засела за аранжировку, наибольшее удовольствие, по-моему, получил Сергей Вишняков, который вспомнил все, за что он любит Эджа из U2, и с успехом приложил уроки великого ирландца к нашему материалу.

Контрабанда

Наверное, ни одна песня, написанная мною уже во время работы в «Мельнице», не ждала своего часа так долго, как эта — я написала ее еще в 2006 году! Для тогдашнего нашего состава было вообще неясно, как, чем и, главное, зачем такое играть, посему трек отправился в загашник на несколько лет. Потом был период регги-Контрабанды, которая звучала на концертах, но было понятно, что это не то, как песня должна звучать в записи, тем более что в концепции и саунд предыдущих пластинок она не укладывалась совсем. В итоге сейчас мы вернулись к латинскому ритму, а точнее попытались дать отсылку к очаровательному жанру «рагатон», и наконец-то в концепцию «Ангелофрении» песня улеглась идеально.

Писала я ее, конечно, под большим влиянием от первого прочтения «Королевы Юга» Артуро Переса-Реверте — это одна из моих любимых книжек, с тех пор я перечитывала ее уже раз пять… Так что теперь могу дать указание — «Королеву Юга» рекомендуется читать под саундтрек из нашей песни «Контрабанда»!

Одной Крови

Я вообще очень люблю больших кошек, у меня даже на аватарке в ЖЖ снежный барс. Я поддерживаю WWF, конкретно их программы по защите дальневосточного и переднеазиатского леопардов и снежных барсов. И даже странно как-то было, что при этом у «Мельницы» не было ни одной песни о кошках, какие-то сплошные птицы, лошади и волки в текстах. Как всегда, вдохновение редко приходит без внешней причины, и в данном случае оно пришло вместе с двумя чудесными парнями — братьями Запашными. Когда я увидела «изнутри», как они живут друг с другом и со своими зверями, мне стало ясно, что это магия, построенная на абсолютной честности, что кошки не терпят вранья, и что, опять же, мое любимое оборотничество должно присутствовать в песне. Вот и получился такой позитивный блюз о зверях и их людях, в котором я даже позволила себе сыграть арфовое соло, а в аранжировке прозвучал небольшой привет нашему любимому Эндрю Ллойду Уэбберу.

Неперелетная

С этой песни все и началось — все, то есть написание треков альбома в жанре «только успевай записывать». У меня был довольно долгий период творческого молчания, связанный с первой беременностью и рождением Нины, вдохновение по-настоящему включилось только года через полтора после родов, и включилось оно как раз на «Неперелетной». Конечно, не обошлось без волшебного пинка от замечательной Ольги Лишиной, которая снабдила меня магической фразой «ты моя птица неперелетная», вокруг которой построился арфовый рифф и возникла основная тема. А вся песня продолжилась вокруг впечатлений от поездки в Новую Зеландию, страну птиц, которая случилась аж за два года до того. «Неперелетная» — одна из тех песен пластинки, которая хотя бы более-менее похожа на то творчество «Мельницы», к которому поклонники привыкли, поскольку на ней солируют арфа и флейты, но и сюда мы ухитрились запихать сложную драйвовую ритм-секцию. Кстати, в этом треке Сергей Заславский играет на очень необычном инструменте — китайской волынке хулуси. У хулуси такой грустный нежный голос, что она идеально подошла к песне.

Река

Я очень люблю ходить и бегать — в одиночестве по парку, а еще больше люблю писать при этом песни. Они получаются со странными, но динамичными ритмами, вот как этот трек, чей размер 11/8 поначалу свел с ума всю команду, в том числе и меня. Причем основная арфовая тема содержит акценты, совершенно не соответствующие реальному размеру песни, что должно еще больше дезориентировать слушателя.

Вообще в каждой пластинке должна быть мощная баллада, или даже лучше две — мрачная и светлая. Вот «Река» выполняет в «Ангелофрении» функцию тяжелой мрачной баллады, в которой почему-то одновременно играют тяжелая роковая ритм-секция, ирландская арфа и русская жалейка — типичный мельничный винегрет.

Гори, Москва

Группа «Мельница». Фото предоставлено Navigator Records

Lenta.ru

В августе 2010 вокруг Москвы горели леса, мои родные задыхались на своем Юго-Западе, а я сидела в Женеве и по третьему разу перечитывала совершенно сумасшедший роман Феликса Максимова «Кавалер, или Духов День». И такая это страшная и прекрасная в своем ужасе книга, и так она соответствует моим собственным нехорошим шизофреническим галлюцинациям, которые одолевают каждую осень, что было необходимо вылить все эти идеи в песне, избавиться от них, чтобы не мучили. Вот и получилась с виду нарочито русская-народная, а на самом деле очень жесткая «Гори-Москва», где опять же очень помог Иван Малютин с прекрасным словом «околица».

С точки зрения аранжировки это самая жесткая песня пластинки, даже хозяин барабанов Дмитрий Фролов это отмечает — а он любит постучать! А я на записи поиграла с вокализацией, записала все куплеты народным вокалом, а припевы эстрадным, для чего пришлось сделать большой перерыв в записи, чтобы переставить весь голосовой аппарат в другую позицию.

Что ты знаешь

Это еще один опус наш с Ольгой Лишиной. Мы как-то на пару читали современный британский готический детектив «Время Ведьм» — то, что с первой страницы было понятно, кто убийца, наслаждению текстом не помешало. И вот у Ольги родился некий текст, который был полон отсылок на роман, очень интересен, но совершенно непонятен никому, кроме нас двоих. Тем не менее, я на тот текст написала музыку, но показывать песню никому не стала… пока не сообразила, что на самом деле мне хочется продолжить историю, начатую в песне «Кувшин» на пластинке «Дикие Травы», и тогда вспомнился совсем давний Ольгин текст, навеянный, в свою очередь, великим романом «Имя Розы», а из того текста и пришла строчка «что ты знаешь?», и таким вот сложным образом соткалась песня. Если в «Кувшине» была романтичная и нежная Магдалина, то в этом треке она ироничная и даже циничная, но все еще влюбленная.

Аранжировка построилась вокруг басового риффа в припеве, предложенного Алексеем Кожановым, а наш аранжировщик Александр Самойлов предложил Сергею Заславскому использовать и саксофон.

Поезд на Мемфис

Начала писать в Нью-Йорке, доделала в Женеве, причем был такой сумасшедший драйв вдохновения, что мне не мешал играть даже параллельно дергающий струны гитары ребенок. Почему-то весной 2010 года я была одновременно очарована ангелами, птицами, кошками и Элвисом (помимо него, в песне появляется и Фредди, ибо им я очарована по жизни). И еще я в очередной раз перечитала избранные места из цикла «Темная Башня» Стивена Кинга и вспомнила, что всегда хотела написать песню про поезд. Естественно, что все эти исходные данные — поезд, Элвис, Стивен Кинг — должны были в итоге дать классический рок, ну, собственно, он и получился, даже сочинился вполне аутентичный гитарный ход, хотя я на гитаре и не особо умею играть. Как обычно бывает с хорошими песнями, музыкантам приходится повысить уровень мастерства для того, чтобы их исполнить. Сергей Вишняков, например, для этого трека освоил игру слайдом, а Алексей Орлов научился изображать виолончелью духовые.

Не успеваю

Надо сказать, что большинство песен этого цикла я по ходу написания транслировала своей новой подруге Мегги из Чикаго, юной арфистке с ирландскими и грузинскими корнями. Не буду вдаваться в детали этой удивительной дружбы (они есть в моем блоге), но факт тот, что человечек мне был очень дорог, и я почти каждый вечер болтала с ней посредством почты, делала подстрочники новых текстов, даже давала слушать сырые демо-версии с репетиций… А Мегги умирала от лейкемии, и времени у нас почти не было. Сначала я написала «Черную Овечку» — для нее, а потом «Не успеваю» — скорее для себя.

Эта песня в альбоме занимает позицию «светлой баллады», в ее куплетах довольно традиционная кельтская гармония, но припевы и проигрыши я хотела сделать максимально роковыми и наконец поблагодарить таким образом свою любимую группу Queen. А в тексте, помимо арф и рун, появились вертолет и цеппелин — потому что любимой группой Мегги были Led Zeppelin.

Как работает Денежная Мельница

Данный талисман обладает огромной космической энергией, благодаря чему притягивает к своему владельцу материальные блага. При этом открывается энергетическая оболочка человека для денежного потока. Одновременно происходит закрытие канала бедности.

Работать руны начинают буквально через несколько дней после начала ношения амулета при себе.

Талисман необходимо не только носить при себе, но и раз в неделю доставать, ставить ребром на гладкую твёрдую поверхность и крутить по часовой стрелке, при этом предмет должен сделать не более трёх оборотов. Если проводить такой ритуал чаще, то можно не только лишиться действия Денежной Мельницы, но и понести непредвиденные траты. При раскрутке амулета нужно говорить о том, как деньги потоком идут в твою жизнь из любых источников.

Специально для вас: Рунический став Гнев Немезиды: происхождение, действие, применение

Точно также талисман и активируют перед началом ношения. Активацию магического предмета проводят исключительно на растущую луну. Опытные рунологи рекомендуют те деньги, которые приходят при помощи работы данного амулета, не откладывать на «чёрный день», а тратить себе на радость, например, на приятные покупки или путешествия.

Талисман Денежная Мельница можно купить в специальном магазине или сделать самостоятельно. Заказывая амулет, например, в этнолавке «Рада» от Натальи Добролюбовой, можно быть абсолютно уверенным, что магический предмет будет работать, так как все талисманы, продаваемые там, изготовлены вручную по всем правилам и традициям из уникального материала и освящены в Аркаиме — древнем месте силы, расположенном в Челябинской области.

Значение слова «мельница»

Мельница

(жернова; Исх 11:5). Мельницы для молотьбы зернового хлеба — изобретение очень древнее. В первый раз мы встречаемся с ними еще во времена Исхода, когда в Египте господствовал обычай заставлять женщин ворочать жернова, как это принято на Востоке даже до настоящего времени. Израильтяне мололи манну в жерновах (Чис 11:8), и мельничный жернов был столь важным предметом в домашнем обиходе, что его не дозволялось даже брать в залог (Вт 24:6). Указания на жернова вообще, мельничные жернова и их употребление, нередки в Свящ. Писании, и некоторые из означенных указаний весьма замечательны. Так, например, в Суд 11:53, 16:21, Ис 47:2, Пл.Иер 5:13, Мф 24:41 и др. Одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Филистимляне взяли Самсона, выкололи ему глаза… и он молол в доме узников (Суд 17:21). «Возьми жернова, — говорит пр. Исаия, — и мели муку». «Юношей берут к жерновам, — говорит пр. Иеремия в описании бедствий Иерусалима, — и отроки падают под ношею дров». «И прекращу у них, — говорит тот же пророк в другом месте, — голос радости и голос веселья… и шума от жерновов не будет слышно у них» (25:10), — что означает не только прекращение веселья, но и отсутствие самого необходимого и существенного для ежедневного пропитания в Иудее под игом царя Вавилонского. То же предвещается и о судьбе самого Вавилона (От 18:22). «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — говорит Спаситель, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6). Означенный в Евангелии род казни был нередко употребляем в Сирии, и был в одно время введен в Риме по указанию Августа Кесаря. Ручные мельницы, как уже замечено выше, составляют на Востоке одну из необходимейших домашних утварей, и обыкновенно состоят из двух круглых, лежащих друг на друге мельничных жерновов или камней, которые быстрым вращением верхнего трутся друг о друга и, таким образом, перемалывают находящиеся между ними зерна. Нижний жернов твердо стоит в своем основании, а верхний приводится во вращение на нем животными, машиною, или даже человеческими руками. Потому-то Спаситель и говорит: «Две мелющие в жерновах: одна берется, другая оставляется» (Мф 24:41). Так как труд этот был очень тяжел, то он часто возлагался на рабов, пленников и рабынь, как то видно из истории Самсона, Седекии и др. Молотьбою зернового хлеба на мельницах обыкновенно занимались две женщины, — одна из них бросала зерна в мельницу, а другая вертела верхний жернов (Лк 17:35). Ежедневная молотьба хлеба в домах производила иногда такой шум, что он был слышен даже на улицах. Так как он напоминал собою о труде, деятельности и соединенных с ними довольстве и благосостоянии жизни, то, конечно, всегда было приятно слышать этот шум. В этом-то и сила пророчества Иеремии: «И прекращу у них звук жерновов» (Иер 25:10).

Для чего используют

Амулет используют для привлечения материальных благ различными способами. Он помогает:

  • найти более высокооплачиваемую работу;
  • избавиться от долгов;
  • улучшить своё материальное состояние, увеличив свой доход;
  • выигрывать деньги, например, в лотерею;
  • решить все имеющиеся финансовые вопросы;
  • найти дополнительные источники получения денег;
  • достичь денежной независимости.

При помощи амулета можно быстро и надолго улучшить в положительную сторону своё финансовое благополучие и обрести уверенность в завтрашнем дне. Благодаря ему откроется денежный канал, снимутся все блокировки, препятствующие проходу денежной энергии, а также появится возможность работать на прибыльной работе, исчезнут страхи, связанные с бедностью, возникнет небывалый подъём и жажда жизни, покинут мысли о бесполезности постылого существования.

Из каких рун состоит

Денежная Мельница состоит из четырёх рун — одной скандинавской и трёх тюркских:

  • руны Феху, привлекающей деньги со всех источников;
  • символа Ch, который перекрывает поток негатива, связанного с деньгами, помогает установить прочный контакт с денежной энергией, позволяет освободиться от всех долгов и наделяет желанием получить всё и сразу;
  • руны Z, несущей энергию урожая, позволяющую собрать максимальную прибыль;
  • знака N, который отвечает за любое начинание, приносящее материальный достаток.

Специально для вас: Даждьбог руна — значение

Носят талисман обычно в кошельке либо помещают в место хранения денег.

Существует упрощённый вариант Денежной Мельницы, который состоит из трёх рун Феху. Этот вариант является классическим и также не менее эффективен.

Как изготовить талисман собственными руками

Не у всех есть возможность приобрести Денежную Мельницу в магазине. И это — не беда. Можно сделать денежный амулет своими руками.

Для этого необходимо подготовить:

  • кусок прочного картона, фанеры или кругляшок, отрезанный от толстой ветки дерева;
  • красную или зелёную краску, можно маркер.

Из фанеры или картона вырезают ровный круг небольшого диаметра, чтобы поместился в кошелёк. Одну сторону круга покрывают красной краской, а затем наносят зелёным цветом руны. Готовый амулет покрывают лаком. Почему используют именно эти цвета? Да всё очень просто — красный цвет усиливает любую энергетику и при этом активирует талисман, а зелёный цвет привлекает денежную энергию.

Амулет, сделанный собственными руками, изначально пропитывается энергетикой того человека, которому станет служить, поэтому такая вещица будет работать наиболее эффективно именно на своего хозяина.

Делают магический предмет исключительно на растущую луну.

Некоторые маги утверждают, что рунические знаки можно нанести на простой лист бумаги, а потом сложить его и поместить в кошелёк, но это не совсем так. Чтобы амулет действительно приносил пользу, его активируют методом кручения, как было рассказано выше, а с листом бумаги проделать такие манипуляции просто невозможно.

Плавные мотивы фолк-рока, песни, наполненные множеством изящных аллюзий и реминисценций и полный зал Нижегородской филармонии — все это о прошедшем 14 января концерте без преувеличения Королевны русского рока Хелависы.

Концертная программа назвалась «Кровь Химеры» и была посвящена недавно вышедшему альбому «Химера» и юбилею «Зова крови», сборника группы Мельница, вышедшему 10 лет назад. Нашему изданию удалось пообщаться с вокалисткой группы Натальей О’Шей лично и задать несколько вопросов.

КАК ВАМ НИЖНИЙ НОВГОРОД?

Хорошо. Раньше мы приезжали к вам в ноябре, когда намного темнее, чем сейчас. Поэтому рады, что в этом году концерт выпал именно на январь, когда уже светлее. Так что — очень красиво.

ЛЮДИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ АНТИЧНОСТЬЮ. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ НОВОЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ?

Хороший вопрос. Не сказать, чтобы человеком Новой Эпохи… Но если говорить о Возрождении, то интерес к постоянному познанию мне близок.

ВАШИ ПЕСНИ ОСНОВАНЫ НА КЕЛЬТСКОМ ЭПОСЕ?

Нет, мои песни не основаны на кельтском эпосе и фольклоре. С чего вы взяли? Да у меня есть песни «На север», «Огонь», «Господин горных дорог», которая основана на горах так сказать, предположительно на горах Кавказа, но это не значит, что мои песни — это не истории из скандинавского эпоса.

Это мои личные истории, другой момент, что у меня есть аллюзии, как например в песне «Прощай» я употребляю раз — цитату из Байрона («Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай»), два — цитату из Шекспира – «Прощай, прощай и помни обо мне!», а далее я вставляю такую штуку, отсылку действительно к сюжету «Старшей Эдды», переворачивая ее на свой лад: «Я заключен как истукан в кольце его огней». Но это так или иначе мои истории, я сама их придумала.

У ВАС ЕСТЬ ПЕСНИ, ТАКИЕ КАК «БАЛЛАДА О БЕРЕНЕ И ЛЮТИЭНЕ», «НИМРОДЕЛЬ», ОСНОВАННЫЕ НА ЛЕГЕНДАРИУМЕ ТОЛКИЕНА. СТОИТ ЛИ ЖДАТЬ ЕЩЕ ПЕСЕН, А МОЖЕТ БЫТЬ И ЦЕЛЫЙ АЛЬБОМ?

У меня гораздо больше песен по Толкиену, чем вы назвали. Да, я думаю о том, чтобы сделать такой акустический альбом, но в данном случае это будет уже не «Мельница», а мой сольный проект. Вы используете огромное количество различных инструментов, как в студийных версиях песни, так и в концертных.

ОТРАЖАЕТ ЛИ НАБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СПЕЦИФИКУ ТЕКСТУ?

Скорее да. В песне «Обряд», например, мы хотели создать атмосферу с одной стороны мистики, с другой стороны звенящей пустоты. У нас есть барабаны, которые звучат низко, пугающе, а есть гитара, которая звучит очень фолково и высоко. И получается, что у нас нет середины, там пусто. Иными словами, есть дракон, летящий высоко в небе, а есть земля, которая бог знает где, а между ними пустота.

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ФОЛК-РОК, ТАК СКАЗАТЬ, ДОБРЫМ РОКОМ?

Если говорить о звучании, то фолк действительно звучит очень легко. В отношении текста — нет. Недавно читала обсуждение альбома «Ключ к шифру», который мне кстати говоря очень понравился, где многие писали что-то вроде: «что это за весельнькие песни про любовь, где наш старый добрый депрессивный Васильев?» Да, это действительно песни про любовь, но и депрессивного там достаточно. Это песни о любви и смерти, о том, что все взаимосвязано.

Например, песня «Мама больше не позвонит» («Реквием», А.Васильев, «Ключ к шифру» — прим. автора), если задуматься, о чем в ней поется, это же так страшно! Так и мы, мы говорим с нашими слушателями о смерти, но не для того, чтобы ввергнуть их в какую-то крипоту и напугать.

И НАПОСЛЕДОК, КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ АЛЬБОМ?

Скорее всего последний диптих «Алхимия» и «Химера».

БЕСЕДОВАЛА ЕЛИЗАВЕТА СМИРНОВА

Зарядка амулета Денежная Мельница

Покупной ли талисман или он сделан своими руками — его необходимо зарядить под себя. Проводят зарядку Денежной Мельницы также на растущей луне. Делают это следующим образом:

  • берут вещицу в руки и сжимают, согревая своим теплом;
  • после того, как амулет нагреется, произносят слова оговора в произвольной форме.

Специально для вас: Руны возврата долга

Можно произносить следующий оговор:

«Мели для меня (имя), Мельница, богатства немало, сокровищ мели на жёрнове счастья. В довольстве сидеть мне, спать на пуху, просыпаться счастливой. Славно мели!»

Что мелют мельницы богов?

«Прервалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?»

«Гамлет»

В древней скандинавской легенде рассказывается про гигантскую мельницу. В обычные времена она мелет зерно, превращая его в добрую муку. Но порой море вздымается, затапливая мыс, и мука превращается в соль, а затем в камни и песок. И тогда на смену миру и благоденствию приходят смерть, разрушение и хаос.

Древний бог Амлоди, повелитель мельницы, очень похож на датского принца: он умен и меланхоличен, его загадочные и двусмысленные речи раскрывают горькую, но неизбежную правду, и его миссия — отомстить за гибель своего отца. Выполнив задачу, он снова исчезает в пучине времени, возвращаясь в Золотой Век и обретая свое подлинное звание: Король на все времена.

Легенды о Золотом Веке, времени мира и гармонии, сменяющегося бедствиями и катаклизмами, встречаются едва ли ни у всех народов Земли. Они рассказывают о водах, вышедших из берегов и затопивших Землю, о битве богов и титанов, об изгнании из рая и разлуке Отца-Неба с Матерью-Землей.

В этих легендах описывается космический цикл — великий год богов. Он продолжается 24000 лет, и каждые две тысячи лет точка весеннего равноденствия переходит в предыдущий знак Зодиака. Этот год делится на две половины: Эпоха Света и Эпоха Мрака, Золотой Век и Век Упадка. Каждая из этих половин, в свою очередь, делится на четыре времени года: лето, осень, зиму и весну.

Смена эпох сопровождается ужасными бедствиями и катастрофами. Всемирный потоп и гибель Атлантиды произошли именно в конце Золотого Века.

В этих же легендах можно встретить пророчество о том, что причиной следующей катастрофы будет огонь. Ядерный взрыв, глобальное потепление, пожар, охвативший отравленные нефтью водоемы, — вот каким может стать грядущий Апокалипсис.

В греческих мифах правителем Золотого Века называют Сатурна — бога плодородия и земледелия, облаченного в золотой цвет спелого зерна. Этот цвет сопутствует и другим королям — легенды говорят о золотом цвете бороды короля Артура и царя Соломона.

Когда Юпитер убил своего отца Сатурна и занял его трон, мир сменился войной, порядок — хаосом, а лето — зимой.

Золото сменяется снежной белизной. Безумная Офелия поет о покойнике с белой, как снег, бородой. Кто он — ее отец или умерший бог?

Полный оборот Сатурна вокруг Солнца продолжается от 29 до 30 лет. Поэтому число 29 символизировало странствие в поисках совершенства, а число 30 мир и гармонию. В знаменитой поэме Чосера «Кентерберийские рассказы» число паломников — 29.

В «Мышеловке» трижды повторяется, что король и королева состоят в браке 30 лет.

Могильщик рассказывает, что копает могилы уже 30 лет — с того самого дня, когда родился Гамлет.

Однако Золотому Веку приходит конец. Король засыпает в райском саду, а его брат подкрадывается к нему, подобно змию-искусителю, и вливает в его ухо яд, уносящий душу короля прямиком в пламя чистилища. Юпитер-Клавдий убивает Сатурна-Гамлета, и наступают великие бедствия — в небе появляется зловещая звезда, а вода и огонь грозят живущим смертью и безумием.

В пьесе несколько раз упоминается вода. Гамлет говорит о «схватке с целым морем бед». В море он подменяет смертоносные письма и попадает в руки пиратов, откуда выходит «нагим» (рожденным заново). А в это самое время вода поглощает Офелию — нимфу, музу, любимую, ненавистную и безумную. Душа, лишенная разума и связей с миром живых, скрывается в пучине вод, а бездыханное тело принимает земля.

Гамлету же суждены не вода и земля, а огонь и воздух. Принц говорит о том, что слишком долго пребывал на солнце, Призрак рассказывает о жгучем пламени, в котором он обречен страдать, пока его грехи не сгорят дотла, Полоний предостерегает Офелию против любви принца, потому что в ней больше света, чем тепла. Троя охвачена пламенем, в котором мечется обезумевшая Гекуба, а в беседе с Гертрудой Гамлет с горечью говорит о том, что ее добродетель растаяла подобно воску в пламени нечестивой страсти — и это напоминает об Икаре, взлетевшем к небу на восковых крыльях. Солнце расплавило их, и он рухнул в море, погибнув одновременно и от огня, и от воды.

Гамлета убивает отравленный меч, символизирующий мужские стихии — огонь и воздух. Космический цикл завершен — позже герои «Лира» скажут о «кончине мира, исполненьи сроков, конце времен и прекращеньи дней». Тело Гамлета уносят под грохот пушечных выстрелов — и наступает долгая холодная зима. Все сковано смертельным холодом, и лишь грядущая весна может вернуть жизнь и надежду.

Семь лет спустя свет увидели «Сонеты». В них автор уже не обличает женское двуличие и коварство, не пытается прогнать свою музу и заточить в монастырь, доведя ее до безумия и гибели. Он одолел демонов, разлучивших его с музой и погрузивших его душу в холод и мрак. Он принимает опасность и двойственность темной леди, убивающей и животворящей, прекрасной и порочной, безжалостной и милосердной. И темная богиня, единая в трех лицах — дева, мать и старуха — наградила его властью над огнем и водой и великой мудростью, позволяющей соединить мужское и женское, огонь и воду, свет и тьму. Сонеты завершаются строками:

Вода способна пламень победить, Однако ей любви не остудить.

В 1623 году колесо Фортуны совершило еще один оборот, и для поэта окончился второй цикл Сатурна. В этом году вышло Первое Фолио под именем Вильяма Шекспира.

Теги: Уильям Шекспир, версии, сонет, загадка, поэты, культура, история

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]