Рождество: почему и зачем Бог стал Человеком?
Помню, как-то в преддверии Рождества один знакомый тележурналист полушутя жаловался: «Ну не могу я рассказывать о новости, которой 2000 лет!» Шутки шутками, но на самом деле: в чем новость?
Главная рождественская новость, конечно, в том, что Бог стал Человеком. Но в чем причина появления Бога в нашем мире? И какова цель? Два главных вопроса.
Для ответа на них никак не обойтись без рассказа о грехопадении. Да, да — это про Адама и Еву, нарушение заповеди, изгнание из Эдемского сада… Известное библейское повествование — не история жизни первого семейства: жил да был мужчина Адам, и была у него жена. Потом они что-то не то съели, Бог рассердился на них и выгнал из Рая… В этом внешне простом рассказе книга Бытия говорит нам о вселенской катастрофе, произошедшей в отношениях Бога с человеком. Катастрофе, которая отразилась не только на жизни человека, но и на бытии всего сотворенного мира. Грехопадение фундаментально изменило человека. Венец творения, созданный Богом для пребывания в общении с Ним, человек отверг предложенную ему жизнь в Эдемском саду, променяв ее на призрачное обещание «быть как боги».
Чуда не случилось. Напротив, непослушание исказило изначально сотворенную Богом человеческую природу, созданную по образу и подобию Творца. И вот уже Адам с женой прячутся от Создателя… за деревьями! Так нашкодившие дети забираются под кровать, наивно полагая, что родители не догадаются, где они. Но Бог как милостивый Отец дает Адаму еще один шанс, спрашивая его сначала, где он, и потом, не ел ли он от плодов дерева, с которого вкушать не следовало? Конечно, Бог задает этот вопрос не потому, что не знает, что было на самом деле.
Подобно заботливому родителю, Господь надеется на раскаяние своего творения. Но что слышит в ответ? Увы, то же, что нередко подростки обращают к своим родителям: упреки и обвинения. «Жена, которую Ты мне дал, она ела и меня соблазнила», — отвечает Адам. Правда, знакомо? Вместо раскаяния – попытка обвинить в произошедшем сначала жену (увы, знакомое мужское, точнее, не очень мужское поведение) и даже Самого Бога… После произошедшего разрыва Адам уже не может оставаться в Эдеме. Его гонит оттуда отсутствие покаяния. Грех умножает грех.
Изгнание из Рая стало одновременно и наказанием первых людей, и в каком-то смысле их спасением — поврежденная человеческая природа обжигается Любовью Творца. Что-то подобное мы испытываем, когда сделали близкому человеку гадость, а он не только не сердится на нас, но продолжает любить и заботиться. В такие моменты хочется провалиться сквозь землю. Как провалились в новую жизнь Адам и Ева.
Но тоска по потерянному раю не оставляет первых людей, а также передается их потомкам, становится неутоляемой жаждой всего рода человеческого. Человек отчаянно стремится восстановить эту утраченную связь с Богом, но, увы, сам этого сделать не может. Ведь в реальности каждому из нас далеко до барона Мюнхгаузена — никак не получается вытащить самих себя за волосы из болота. Человек мучается, как слепой котенок пытается нащупать путь к Богу, но вместо Него, в итоге, изображает себе то идола, то золотого тельца, то кого-то другого и поклоняется ему.
У христианских писателей встречается образ источника, некогда загрязненного, который уже не в состоянии давать чистую воду. Представьте себе: вокруг этого источника поколениями живут люди, пьют эту грязную воду, постоянно болеют, умирают. Все понимают: что-то не так с водой, но другого источника нет! В эту воду бросают то глину, то какие-то травы, читают заклинания, а проблема так и остается: ведь никто из жителей и представления не имеет, что такое — чистая вода! Только «преданье старины глубокой» хранит веру в то, что вода когда-то была чистой. И вот однажды в этом же селении вдруг из-под земли пробивается новый ключ с кристально чистой водой. Это Творец Сам приходит к Своему творению, приходит на землю, чтобы исцелить падшую природу, чтобы поднять человека с колен, чтобы он вновь мог свободно предстоять перед Богом и свободно, по своей воле выбирать добро. Таков ответ на наш первый вопрос: почему в мир приходит Бог. Потому, что сам человек неспособен вернуть себе то, что он когда-то потерял.
Отсюда понятно, для чего Бог рождается в земную жизнь. Один замечательный святой, Афанасий Александрийский, в IV веке так ответил на этот вопрос: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Ни больше, ни меньше. Вот что значит спасение с христианской точки зрения, в этой фразе заключена вся суть христианства. Чтобы человек смог зайти на небо, небо сначала должно опуститься на землю. Это и есть проявление той любви, о которой говорит Библия, называя Самого Бога Любовью: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).
В этом и есть основной смысл Рождества. Вот что мы празднуем и вспоминаем в эти Рождественские дни. С наступающим Рождеством Христовым!
Автор — глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО
Глава вторая
Как говорит святой Григорий Нисский, «действие есть естественная сила и движение каждой сущности, которых лишено только небытие. То, что причаствует какой-либо сущности, разумеется, сопричаствует и действию, делающему явной ее. Ибо истинное рассуждение может определить границы сущностей, зная неложные действия их». Например, мышление есть действие мыслящих [существ], чувство – чувствующих, полет – птиц, плавание – водоплавающих, рост – произрастающих, ползание – пресмыкающихся, свечение – светящихся, сжигание – воспламеняющих, течение – жидких, зрение – зрячих и рождение – рождающих. Говоря вообще, естественное действие всякой природы есть то, что обозначает и определяет ее, когда оно прекращается, то вместе с ним разрушается и гибнет природа. Ведь с прекращением жара тухнет огонь; когда живое существо лишается движения, оно гибнет; а когда [человек] перестает мыслить, то гибнет мыслящее и рассуждающее [начало его] души. Поэтому мы и говорим о двух волях и действиях во Христе, дабы нам не высказывать [ложное положение] о неодушевленном теле и неразумной душе Его. Ибо действием одушевленного тела является ходьба и труд, действием разумной души волящая, рассуждающая и желающая мысль ее.
Не только в одушевленных и движущихся [существах], но и в неодушевленных и неподвижных [тварях] обнаруживаются естественные действия. Об этом свидетельствуют скаммония и [другие] очищающие [растения], обладающие слабительным действием; гидраргира, производящая смертельное действие, и цикута, также губительная. Удивительно то, что некоторые самые различные природы, лишаясь своих естественных действий, часто порождают другие действия. Например, раскаленный камень теряет свое охлаждающее действие, но приобретает (поскольку его нельзя погасить) способность жечь тело. Равным образом и кедр, когда его обжигают в огне, лишается своего растительного, возрастающего и порождающего действий, но ему даруется целительное и уничтожающее червей действия.
Для тех, кто со знанием дела и рассудительно подходит к рассмотрению и суждению о названиях сущих, не составляет труда обнаружить, что большинство наименований любой существующей вещи соотносятся с действием, а не с естеством, ибо они имеют имена, производимые от их собственных действий. Для доказательства этого следует начать с самого названия и имени «Бог». Это слово представляет нам не саму непостижимую и безымянную сущность Творца, но Бог [так именуется] вследствие Своего созерцающего действия. Равным образом [слово] «Ангел» обнаруживает не саму сущность и бытие природы Ангелов, но происходит от возвещающего действия и ангельского служения их. Точно так же и человек называется «человеком» не от сущностного своего качества, но потому что он устремляющий взгляд вверх и именуемый «вверхглядящим, единственный из всех живых существ, [обычно] глядящих в землю, возводит очи горе. Поэтому, то есть по причине своего «вверхглядящего» действия, он и называется «человеком». Другие же говорят, что он именуется «человеком» так как из всех живых существ, [обычно] ходящих согнутыми и с опущенной вниз головой, он один облагает действием прямохождения.
Если оба названия сущностей Христа (я имею в виду; «Бог» и «человек») происходят от своих естественных действий, то почему некоторые не стыдятся отрицать два действия в Нем? Они, даже если не приводить никаких свидетельств из [Священного] Писания и отцов, посрамляются самими названиями Христа, то есть обозначением Его как «Бога и человека». Ибо, как мы только что говорили, почти всякая природа именуется от сущностного действия своего. Например, «дева», [что означает] «умерщвляющая огонь», происходит от «умерщвлять разжигание плоти». И опять же, когда мы говорим «голубь», то обозначаем не естество этого живого существа или качество плоти его, но совершенное им действие – ведь название «голубь» происходит от «быть устойчивым в полете». И другие наименования соотносятся с действием, а не с естеством. В частности, [слово] «олень» [происходит] от «поражать змей», «ласточка» – от «трясти клювом при щебетании», «змей» – от «некогда говоривший или обращавшийся с речью к Еве», «антилопа» – от «зорко смотреть или видеть»; горлица, или «сохраняющая плод», [называется так] потому, что она «сохраняет свой род» и никогда не вступает во второе супружество; [слово] «соловей» [происходит] от «всегда петь», то есть петь летом и зимой, «коршун» – от «кружить в высоте», «лошадь» – от «поражать супруга», «эллебор» – от «поражать или убивать пищу» (поскольку «пища» по-другому называется еще «едой»), «орел» или «вечный год» – от «часто обновляться» и «много жить», «птица» – от «напрягать крыло»; река [называется так] потому, что она напояет, поток потому, что «течет зимой»; [слово] «природа» [происходит] от «производить на свет ипостаси», «трава» – от «идти вверх», а «цветок» – от «двигаться или устремляться вверх».
И душа называется «душой» от собственного действия, ибо «дышать» значит «животворить»; поэтому от животворящего действия души происходит ее название, поскольку она животворит тело.
И можно найти бесчисленное множество других [сущих], если не сказать все, которые получают наименования своим действиям, ибо действие есть сила природы.
Не одно и то же действие, действующий и результат действия. Ведь «действующим» называется само сущее или реальность сущности. Результат действия есть завершающий итог действия действующего; например, результаты действия Бога суть небо, человек, Ангел и [вообще] всякая тварь. Действие же называется «действием» поскольку оно есть и проявляется в деяниях. Оно мыслится двояко: как [действие] мыслящее и как [действие] чувственное. Чувственное есть то [действие], которое ощущаемо, слышимо и подвержено тлению; умопостигаемое же есть нетленное и вечное [действие]; а мыслящее есть то [действие], которое созерцает незримые умозрения. Действие называется «действием» еще и от [глаголов] «действовать» и «совершать».
Не одно и то же воля, волящее и желаемое. Ибо воля есть мыслящее стремление мыслящей сущности; волящее – само то, что обладает волей; а желаемое есть объект любви.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА || ОГЛАВЛЕНИЕ || СОДЕРЖАНИЕ || ВОПРОСЫ |
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
Верую в Бога Отца
|
- Почему Бога мы называем Отцом?
- В чем заключается подобие между земным отцом и Отцом небесным?
- Как должен относиться к Богу человек, верующий, что Он наш Отец?
Бог — наш Отец небесный
С Церковью мы веруем в единого Бога, Отца всемогущего. Мы рассмотрим теперь, по какому поводу всемогущий Бог есть Отец.
Почему Бога мы называем Отцом?
Слово «отец» применительно к Богу разумеется по-разному. Оно обозначает или Его отношение к творениям, или отношение первого Лица Пресвятой Троицы к Сыну.
— Бог — Отец творений
Бог — наш Отец, так как Он создал нас и все видимое и невидимое. В этом смысле слова, Бога называли Отцом в Израиле и даже в некоторых языческих религиях, которым неизвестна тайна Пресвятой Троицы. «Обращение к Богу как к «Отцу» известно во многих религиях. Божество часто рассматривается как «отец богов и людей». В Израиле Бога называют Отцом, поскольку Он – Творец мира. Бог есть Отец в еще большей степени в силу союза и дарования закона Израилю, Своему сыну «первенцу» (Исх 4,22). Его также называют Отцом царя Израиля.»
(Катехизис Католической Церкви, 238)
— Бог Отец — Первое Лицо Пресвятой Троицы
Но Отцом называется прежде всего Первое Лицо Пресвятой Троицы, Которое вечно рождает Сына.
— Отец крещеных
Бог является Отцом особенно для тех, кто принял крещение, так как в этом таинстве человек получает благодать усыновления и становится чадом Божьим, участвующим в жизни Пресвятой Троицы.
В чем заключается подобие между земным отцом и Отцом небесным?
— Отец — Творец
На земле отец это человек, который передал жизнь своим детям, который заботится о них, воспитает их. Бог есть наш Отец, поскольку Он для нас создал мир, сотворил бессмертную душу каждого из нас, поскольку Он печется о нас и обо всем творении. Своими заповедями Он, благой Отец небесный, воспитывает нас и ведет к полноте будущего вечного счастья. В особенности «Бог есть «Отец бедных», Отец сирот и вдов, которые находятся под Его любящей опекой.»
(Катехизис Католической Церкви, 238)
Детское отношение к Отцу небесному
Как должен относиться к Богу человек, верующий, что Он наш Отец?
— Оказывать любовь, соблюдая Божьи заповеди
Вера в Бога, нашего Отца, должна прежде всего побуждать к искренней любви к Нему. Эта любовь не является одним лишь чувством, но она проявляется в выполнении Его заповедей. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.» (1 Ин 5,3). Если какой-то ребенок любит своего отца и матерь, он оказывает им послушание. То же самое мы должны делать по отношению к нашему Отцу небесному.
— Во всех обстоятельствах доверять Отцу
Добрый земной отец всегда помогает своим детям. Еще более свою помощь оказывает нам Отец небесный, так как Он очень любит нас. Если мы об этом забываем, надо посмотреть вокруг себя, как советует Иисус: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (…) Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф 6,25-30)
— Ввериться Отцу небесному и искать Его помощи
Если какой-то ребенок голоден, он обращается к матери или к своему отцу, говоря просто: «я голоден». Ребенок просит. Так как Бог наш Отец, мы можем всегда просить Его о помощи во всех жизненных обстоятельствах. Сам Иисус показал, как дети с простотой должны обращаться к своему доброму Отцу и просить Его: «Отче наш, сущий на небесах. (…) Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от зла.»
— Любить людей как своих братьев, детей одного Отца
Нам надо обращаться к людям как к братьям. Если веруем, что Бог истинно наш Отец, мы должны видеть в каждом человеке нашего брата и сестру, члена одной великой Божьей семьи. (ср. Мф 23,8)
Каждый человек создан Богом по Его образу и подобию.
(ср. Быт 1.27)
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА || ОГЛАВЛЕНИЕ || СОДЕРЖАНИЕ || ВОПРОСЫ |
В какого Бога веруют православные христиане
Для православного человека Библия дает четкие представления о том, в кого именно веруют христиане. Ветхий и Новый заветы подразумевают повествование о старом и новом заветах между человеком и Богом. В Новом Завете верующему человеку открывается истина о том, кто является в полном смысле Богом.
Для православных людей Бог это Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. В православном богословии Троица именуется единосущной и нераздельной. Что же это означает?
Православные христиане имеют веру в единого Бога троичного в Лицах. Так, Отец — первое Лицо святой Троицы, Сын — второе Лицо Троицы и Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы. Иначе Лица именуют ипостасями, поэтому можно встретить именование христианского Бога, заключающееся в термине триипостасный. По учению христианской православной Церкви все три Лица имеют божественное достоинство и равенство в божественном величии между собой.
Бог Отец явил себя миру в Ветхом Завете. Бог Сын воплотился на земле, приняв человеческое тело. В современное время уже никто не сомневается в исторической личности Иисуса Христа. Для православных людей Христос является в полном смысле Богом, даровавшем человечеству спасение. Именно о пришествии в мир Христа Спасителя и повествуют евангелия. Святой Дух явил себя миру на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Тогда Святой Дух сошел на апостолов Христовых, передавая им божественную благодать. Именно с момента Сошествия святого Духа на апостолов и началась общественная проповедь христианства. Поэтому праздник Пятидесятницы и называют днем рождения Церкви.
Тайна догмата о Пресвятой Троице скрыта для полного понимания человеком в меру ограниченности людского мышления. Человек не может в полной мере постигнуть сущность Бога. Православным остается верить в то, что Бог един, но троичен в Лицах. То есть, не существует трех разных богов, но один и един триипостасный Господь.
Необходимо отметить, что для православного человека Святая Троица это не просто Бог, который не учавствует в жизни людей. Так, христиане воспринимают Бога как любящего Отца. Святой Иоанн Богослов в своем евангелии говорит прямо, что Бог есть любовь. Именно такое восприятие божества и легло в основу мировоззрения православного человека. Бог не просто вселенский мировой судья, Он не просто Творец мира видимого и невидимого. Господь для православных людей является любящим Отцом, который готов помочь во всех праведных нуждах тем, кто с верой к Нему обращается.