Евангелическо-Лютеранский приход Благовещения (СЕЛЦ)


Из лютеранства в православие

За послед­ние годы несколь­ко пас­то­ров пере­шли из люте­ран­ства в пра­во­сла­вие. О том, поче­му люте­ран­ские свя­щен­ни­ки меня­ют рели­ги­оз­ную ори­ен­та­цию, рас­ска­зы­ва­ют быв­шие пас­то­ры насто­я­тель хра­ма Всех свя­тых в Гат­чине иерей Алек­сандр Асо­нов и при­хо­жа­нин того же хра­ма Дмит­рий Галахов.

Почему лютеранство?

Отец Алек­сандр: Навер­ное, мой изна­чаль­ный выбор сфор­ми­ро­ва­ли роди­те­ли, кото­рые чаще все­го дей­ству­ют из доб­рых побуж­де­ний ‒ хотят, как луч­ше. Я был кре­щен в пра­во­сла­вии еще в дет­стве, но моя мать ста­ла посе­щать бап­тист­скую цер­ковь. Бап­тизм ‒ одно из направ­ле­ний про­те­стан­тиз­ма, и когда уже в пост­со­вет­ский пери­од эта ветвь хри­сти­ан­ства, так же как и про­чие кон­фес­сии, ста­ла ожи­вать, мно­гие при­мкну­ли к нему. Есте­ствен­но, я пери­о­ди­че­ски ходил с мамой на бап­тист­ские собра­ния. Потом я стал посе­щать мес­сы в люте­ран­ском собо­ре свя­то­го Архан­ге­ла Миха­и­ла. Мно­гое меня заин­те­ре­со­ва­ло, и, про­слу­шав курс под­го­то­ви­тель­ных заня­тий, я был кон­фир­ми­ро­ван, затем посту­пил в Тео­ло­ги­че­ский инсти­тут Еван­ге­ли­че­ско-Люте­ран­ской Церк­ви Ингрии, после уче­бы был руко­по­ло­жен во диа­ко­на и затем во пресвитера.

Дмит­рий: В 1990‑х в Рос­сии ста­ли откры­вать­ся раз­лич­ные рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции. Когда мне уже было лет восемь-девять, я стал посе­щать вос­крес­ную шко­лу пяти­де­сят­ни­че­ской общи­ны, там посте­пен­но вырос в про­по­вед­ни­ка, окон­чил в Пско­ве кол­ледж и гото­вил­ся к руко­по­ло­же­нию. Но с неко­то­ры­ми веща­ми в пяти­де­сят­ни­че­стве я кате­го­ри­че­ски не мог согла­сить­ся. Напри­мер, у пяти­де­сят­ни­ков быту­ет мне­ние, что сила, кото­рую веру­ю­щий полу­ча­ет в резуль­та­те «Кре­ще­ния Свя­тым Духом», внеш­ним обра­зом про­яв­ля­ет­ся гово­ре­ни­ем на иных язы­ках. Из всех «гово­ря­щих», кого я знал, у боль­шин­ства был не дар, а бол­тов­ня, у како­го-то про­цен­та ‒ бесов­щи­на и, может быть, у одно­го из несколь­ких тысяч ‒ дей­стви­тель­но сверхъ­есте­ствен­ный дар. К момен­ту выхо­да из пяти­де­сят­ни­че­ской общи­ны у меня сфор­ми­ро­ва­лась точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой Цер­ковь, будучи явле­ни­ем древним, не может жить без Пре­да­ния (или свя­то­оте­че­ско­го насле­дия), в част­но­сти, реше­ний VII Все­лен­ских Собо­ров, не может не кре­стить детей, и Евха­ри­стия не может вос­при­ни­мать­ся как сим­вол. Уже в Люте­ран­ской Церк­ви ко мне при­шло пони­ма­ние важ­но­сти апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти. Пра­во­сла­вие по этим кри­те­ри­ям вполне под­хо­ди­ло, но у меня не было ни пра­во­слав­но­го вос­пи­та­ния, ни куль­тур­но­го фона. Да, кра­си­во. Поют хоро­шо. Ино­гда я на Рож­де­ство и Пас­ху в хра­ме служ­бу отста­и­вал, потом гово­рил: «Гос­по­ди! Какие они герои! Столь­ко сто­ять!» И като­ли­цизм под­хо­дил, но в Выбор­ге като­ли­ков не было. А люте­ран­ский при­ход ‒ цер­ковь свя­тых Пет­ра и Пав­ла ‒ есть, и когда я впер­вые ока­зал­ся там, то встре­тил очень теп­лый прием.

Почему не лютеранство?

Отец Алек­сандр: По мое­му мне­нию, есть древ­няя Цер­ковь, име­ю­щая пря­мую связь с источ­ни­ка­ми хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, сохра­ня­ю­щая связь хри­сти­ан­ских поко­ле­ний, с веко­вым куль­тур­ным насле­ди­ем, а есть цер­ков­ные общи­ны, воз­ник­шие намно­го поз­же и, чаще все­го, как про­ект отдель­но взя­той лич­но­сти или вслед­ствие поли­ти­че­ских обсто­я­тельств. Поче­му люте­ран­ство вооб­ще так назы­ва­ет­ся? Пото­му что его осно­во­по­лож­ни­ком был Мар­тин Лютер. Как гово­рил апо­стол Павел: «Я разу­мею то, что у вас гово­рят: „я Пав­лов“; „я Апол­ло­сов“; „я Кифин“; „а я Хри­стов“». (1 Кор. 1, 12). Фун­да­мент дол­жен стро­ить­ся не на лич­но­сти чело­ве­ка, а на Христе!

Дмит­рий: Уже к момен­ту окон­ча­ния семи­на­рии, у меня появи­лась серь­езная мысль, что из люте­ран­ства, даже столь «доб­ро­го», как Цер­ковь Ингрии, нуж­но ухо­дить… так как не было внут­рен­не­го согла­сия даже с пятью зна­ме­ни­ты­ми прин­ци­па­ми про­те­стант­ской тео­ло­гии ‒ sola Scriptura («толь­ко Писа­ние»), sola fide («толь­ко верой»), sola gratia («толь­ко бла­го­да­тью»), Solus Christus («толь­ко Хри­стос»), soli Deo gloria («одно­му Богу сла­ва») ‒ в том пони­ма­нии, в кото­ром их вос­при­ни­ма­ют боль­шин­ство люте­ран. Кро­ме, пожа­луй, soli Deo gloria и Solus Christus. И то люте­ране зача­стую пони­ма­ют это как «толь­ко Богу сла­ва» и «толь­ко Хри­стос», даже вопре­ки Кни­ге Согла­сия (сбор­ник люте­ран­ских веро­ис­по­вед­ных тек­стов. ‒ Прим. ред.), в кото­рой напи­са­но, что «долж­ны про­слав­лять­ся и сами свя­тые». Но один вопрос мысль, дру­гой реальность…

Вместо успешной карьеры

Отец Алек­сандр: Я был насто­я­те­лем хра­ма Пре­об­ра­же­ния в Зеле­но­гор­ске, одно­вре­мен­но пре­по­да­вал в Тео­ло­ги­че­ском инсти­ту­те сим­во­ли­че­ские кни­ги и англий­ский язык, какое-то вре­мя воз­глав­лял инфор­ма­ци­он­ный отдел епар­хии… Одна­ко про­шло вре­мя, и Гос­подь открыл мне путь в истин­ную Цер­ковь, кото­рую я обрел в пра­во­сла­вии. Вспо­ми­наю, как один из моих фин­ских зна­ко­мых, узнав о моем реше­нии спро­сил: why? Я ему отве­тил: because I’m a christian. Боль­ше вопро­сов с его сто­ро­ны не после­до­ва­ло. Думаю, что если бы я внут­ренне не искал под­лин­ную Цер­ковь Хри­сто­ву, то я бы там и остался.

Дмит­рий: После Тео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та я вер­нул­ся в Выборг (слу­жил в собо­ре свя­тых Пет­ра и Пав­ла), женил­ся, пере­ехал с супру­гой во Все­во­ложск, слу­жил немно­го в кафед­раль­ном собо­ре свя­той Марии, потом меня пере­ве­ли в цер­ковь свя­то­го Миха­и­ла, а после неожи­дан­но пред­ло­жи­ли место насто­я­те­ля в Зеле­но­гор­ске. На при­хо­де за вре­мя мое­го слу­же­ния (2011–2015) сфор­ми­ро­ва­лась одна из самых «высо­ких» Литур­гий Церк­ви Ингрии. В люте­ран­ском кон­тек­сте высо­кая Литур­гия пред­по­ла­га­ет боль­шое коли­че­ство чте­ний, пение молитв и псал­мов, еже­вос­крес­ное исполь­зо­ва­ние кади­ла ‒ для пол­но­ты чувств, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в слу­же­нии. Меня радо­ва­ло, что при­хо­жане ста­ли читать Еван­ге­лие и мы часто обсуж­да­ли инте­рес­ные, серьез­ные, бого­слов­ские вопро­сы. При­ход духов­но вырос за это вре­мя. Сей­час я, конеч­но, ску­чаю по при­хо­жа­нам и по хра­му. Даже испо­ве­ду­юсь в том, что их оста­вил, но лег­че пока не ста­но­вит­ся. В свое вре­мя я откры­то ска­зал отцу Алек­сан­дру: «Не могу оста­вить при­ход, свин­ство будет». А на самом деле, оно и сей­час ‒ свин­ство. Но остать­ся было бы бес­чест­но. То, что я ушел из Церк­ви Ингрии и из люте­ран­ства в целом, ‒ пра­виль­ное реше­ние. Кри­ти­че­ская мас­са моих внут­рен­них несо­гла­сий с про­ис­хо­дя­щим уже пере­шла за край, я начал заме­чать, что, обща­ясь с при­хо­жа­на­ми про­из­но­шу: «…в общем, у люте­ран тако­го нет, но и не запре­ще­но». И так часто стал ого­ва­ри­вать­ся, что понял ‒ пора окан­чи­вать это без­об­ра­зие и чест­но при­знать, что я уже дав­но не люте­ра­нин. Сла­ва Богу, ни с кем не раз­ру­гал­ся, и доб­рые отно­ше­ния оста­лись со все­ми, с кем ранее под­дер­жи­вал общение.

Сравнение post factum

Дмит­рий: Важ­но преж­де все­го при­сут­ствие в Пра­во­слав­ной Церк­ви пол­но­ты Таинств, пол­но­ты средств ко спа­се­нию. Люте­ране уре­за­ли Таин­ства до «двух с поло­ви­ной», а если свя­зать их дей­ствен­ность с апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­стью, то вста­ет вопрос: а есть ли вооб­ще у люте­ран Таин­ства? Далее, если пра­во­слав­ный батюш­ка при­дет в вос­кре­се­нье, и нико­го в хра­ме нет, то он всё рав­но будет слу­жить. Люте­ран­ский пас­тор в такой ситу­а­ции закро­ет дверь и пой­дет пить кофе. Пото­му что слу­жит чело­ве­ку ради чело­ве­ка. Это немно­го стран­но ‒ поче­му бы не помо­лить­ся само­му, пусть нико­го и не будет, кро­ме тебя и Бога? Запо­ведь «воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го» пред­ше­ству­ет запо­ве­ди о люб­ви к ближ­не­му (хотя и явля­ет­ся рав­ной ей).

Но, к вопро­су о «плю­сах», ‒ для люте­ран­ско­го при­хо­да харак­тер­на общин­ность, воз­мож­ность собрать­ся за тра­пе­зой после служ­бы, пооб­щать­ся. Еще один плюс ‒ доступ­ность пас­то­ра для обще­ния. Впро­чем, это удоб­но и хоро­шо, если при­ход малень­кий: на боль­шом воз­ни­ка­ет про­бле­ма «груп­пи­ро­вок», да и у пас­то­ра боль­ше хло­пот. Важ­но отме­тить, что люте­ране стре­мят­ся к обу­че­нию сво­их при­хо­жан не толь­ко осно­вам веры, но и более слож­ным дог­ма­там (послед­ствия, впро­чем, быва­ют раз­ные). Раду­ет, что сей­час при боль­шин­стве пра­во­слав­ных церк­вей есть тра­пез­ные и вос­крес­ные шко­лы, а так­же всё чаще гово­рят об обра­зо­ва­нии при­хо­жан и уже не кре­стят без огла­си­тель­ных бесед. В 1990‑х это­го не было.

Отец Алек­сандр: Да, в про­те­стан­тиз­ме хри­сто­цен­трич­ность неза­мет­ным обра­зом под­ме­ни­лась антро­по­цен­трич­но­стью. Слу­жат не Богу, а чело­ве­ку. Поэто­му основ­ной акцент дела­ет­ся на соци­аль­ной рабо­те и вооб­ще на слу­же­нии обще­ству. Мне кажет­ся, имен­но из это­го роди­лись совре­мен­ные пред­став­ле­ния о демо­кра­тии. Прав­ле­ние при­над­ле­жит «обще­ству», то есть всем, а зна­чит ‒ нико­му. При этом все­гда есть какие-то кук­ло­во­ды, кото­рые кон­тро­ли­ру­ют общий про­цесс. Обще­ство вро­де бы при­ни­ма­ет какие-­то реше­ния, но не видит про­цесс их фор­ми­ро­ва­ния и испол­не­ния. Его гото­вят к при­ня­тию тех или иных реше­ний, кото­рые даже могут быть направ­ле­ны про­тив обще­ства, но если обна­ру­жи­ва­ет­ся их деструк­тив­ная суть, обще­ство может винить толь­ко себя, ведь голо­со­ва­ли-то всем миром. Очень часто нам, пра­во­слав­ным, ука­зы­ва­ют на то, что мы слиш­ком силь­но чтим зем­ную и небес­ную иерар­хию. Да, всё это нам доро­го, так как мы верим в Цар­ствие Небес­ное, но нико­гда не слы­ша­ли о Небес­ной рес­пуб­ли­ке. Мы верим во Хри­ста-царя, а не в человека-демократа.

Свет­ла­на Булатова

Источ­ни­ки: жур­нал: № 2 (фев­раль) 2021 / пра­во­слав­ный жур­нал «Вода живая»

Лютеранство

Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:

о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;

о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;

о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;

о таинствах и

об отношении между Церковью земною и небесною.

Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское

нравоучение и

богослужение.

1.

Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры – авторитет Предания, учителей Церкви, Соборов31. Отвергая значение в делах веры всякого вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении Св. Писания должно служить само же Священное Писание: сопоставление одних мест с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п.

2.

Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном совершенстве его природы. Грех глубочайшим образом повредил природу человека, извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах; через падение человек лишился не только подобия Божия (как у католиков), но и образа Божия. Как потерявший свою свободу, сам человек нравственно действовать не может, если бы даже и хотел. Спасение его поэтому всецело совершается Богом, силою Его благодати. Именно едва только грешный человек, услышав евангельскую проповедь о спасении, признает свою греховность и виновность перед Богом, свое полное бессилие исполнить божественный закон и через то спастись и твердо уверует, что примирен с Богом через Иисуса Христа, тотчас подается ему ради веры его, божественная благодать32. Поданная человеку благодать вменяет ему заслуги Христовы, оправдывает его или, точнее, объявляет его праведным и святым, хотя, на самом деле, он и не становится таковым; она же производит в нем и все его добрые дела, во свидетельство его веры, но без всякого с его стороны участия, к которому он положительно не способен вследствие своего полного бессилия. Таким образом, по Лютеру, человек заслуживает свое спасение или спасается исключительно верою, но не делами33, потому что вера его есть единственный акт, к которому он оказывается самостоятельно способным, хотя и благодаря благодати (евангельской проповеди о спасении).

3.

По лютеранскому учению, Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми, составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не действительно – реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви, не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны между собою, по божественному праву (
jиге divinо
) имеют одни и те же служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (
Аmt
) или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными дарами.

4.

По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и укрепления веры в Искупителя,– напоминания о том, что благодатью Его род человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних напоминаний может ослабевать,– и вот для поддержания и воспитания ее и даны таинства – эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение, настолько оно и имеет для него силу и значение.

Установив такой взгляд на таинства, лютеране большую часть из них отвергают, именно: миропомазание34, священство, брак, елеосвящение. Относительно таинства покаяния Лютер некоторое время колебался и сперва признавал его за таинство, находя, что оно, имея своею целью отпущение грехов через веру во Христа, возбуждает эту веру, но потом отверг и его. Протестанты утверждают, что исповедь совершенно невозможна, потому что, по словам псалма, «грехопадения кто разумеет»; исповедание грехов они признают тайное и внутреннее перед Богом, а не перед священником. Имеющими все признаки таинства лютеране считают таинства крещения и евхаристию, но и эти таинства видоизменяют сообразно со своими взглядами. Крещение, по их учению, не доставляет верующему во Христа совершенного очищения от всех (первородного и личных) грехов (как учит Православная Церковь), а только служит символом или внешним знаком прощения их ему. Через крещение изменяются только отношения человека к Богу: из отверженного он становится сыном Божьим, имеющим надежду на вечную жизнь, и участником в дарах благодати, которые получаются им не через самое таинство, а невидимым образом и вне всяких внешних условий: природа же его нимало не изменяется, и грех по-прежнему продолжает царствовать в нем.

Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы, лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: «In pane, cum pane, sub pane»

(в хлебе, с хлебом и под хлебом).

5.

Так как человек оправдывается только верою в Искупителя, через которую он входит в непосредственное общение с Ним, и если для оправдания человека ничего не нужно, кроме внутренней личной уверенности в своем спасении, то, само собою понятно, для него не могут иметь никакого значения предстательства и ходатайства прославленных на небе святых и после его смерти молитвы за него оставшихся в живых его собратий. Посему лютеране считают совершенно неуместным почитание и призывание святых, почитание их мощей и изображений – икон35 и молитвы за умерших36.

6.

Что касается
нравоучения
, то, отрицая вообще значение добрых дел в спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.

7.

Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем, стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность – обрядность в богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]