Похоронные традиции отпевания и обряды православных во время погребения


Основные правила православного погребального обряда

По правилам, православный погребальный обряд проходит в несколько стадий, каждая из которых важна:

  • омовение – проводится сразу после смерти человека, в эту процедуру входит обмывание покойника с параллельным чтением специальных молитв;
  • облачение – в это понятие входит надевание на покойника одежды;
  • уложение тела в гроб;
  • укладывание всей необходимой атрибутики, а именно креста, савана или иконы;
  • молитвы за упокоение усопшего;
  • отпевание грехов христианина, которые он мог совершить за период своей жизни;
  • погребение умершего человека на православном кладбище;
  • поминовение.

Вообще процедура похорон имеет расплывчатое значение в христианстве. Согласно Библии, для умершего человека не имеет никакого значения, как именно было проведено погребение. Это связано с тем, что даже Иисус Христос был погребен поспешно. По этой причине мироносицы пытались как можно быстрее воздать ему почести.

Если исходить из этого, не имеет никакого значения, как именно был захоронен человек. Например, если он погиб в горах или пропал без вести – это никак не повлияет на его посмертную участь в Царствие Небесном. В основном, все необходимые обряды проводятся не столько для умершего, как для его близких людей, которые хотят отпустить человека согласно всем православным канонам.

Существует большое количество различных обрядов, а также суеверий, которые их сопровождают. Одно из самых распространенных – это помещение в гроб к усопшему его любимых вещей, чтобы он мог воспользоваться ими в новой жизни. Однако проблема в том, что в Библии не указано о надобности вещей из физического мира. Потому такая процедура является не более чем суеверием, которое пошло еще со времен языческих обычаев.

Омовение

Сразу после того, как человек умирает, проводится обряд очищения тела, который называется омовением. Эта процедура делается, чтобы усопший предстал перед Господом Богом чистым и непорочным. Согласно писаниям, эту процедуру должны выполнять мужчины для мужчин и, соответственно, женщины для женщин.

Однако на сегодняшний день все чаще от этого правила отходят, заказывая специальную услугу.

Омовение проводится при помощи теплой воды и чистых губок или тряпок. Тело полностью раздевают, кладут на ровную, покрытую белой тканью поверхность и проводят обмывание усопшего. Начинается процедура с головы и медленно спускается ниже, при этом человек, который проводит омовение, делает определенные движения руками, а также читает молитву. Взгляд усопшего направлен в сторону икон. После процедуры всю одежду, которая ранее была одета на усопшем, следует сжечь и закопать.

Облачение

После омовения тело одевают. Многие люди преклонного возраста самостоятельно заготавливают наряд, который хотят, чтобы использовали во время захоронения. Потому лучше выполнить волю усопшего и одеть его в подготовленную заранее одежду. Главное правило – наряд должен быть чистым и новым, обувь также должна соответствовать, но не обязательно покупать белую обувку – подойдет любой официальный стиль.

Уложение в гроб

Умершего человека помещают в гроб таким образом, чтобы он был расположен по отношению к иконам. При этом глаза предварительно закрывают (если они были открыты), уста также смыкают (в случае необходимости челюсть подвязывают). Руки покойного лежат крестообразно на груди.

Крест, саван, икона

Согласно обрядам, в руках у покойного должна находиться небольшая икона или православных крест. Также тело может быть укутано в саван – это специальная ткань, в которую ранее, согласно писаниям, заматывали умерших людей.

Молитва

После того, как тело усопшего прошло омовение, было одето и уложено в гроб, следует проводить чтение канона под названием «Последование по исходе души». Тексты этой молитвы можно найти в любом, полном Молитвослове:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй». (12 раз)

Лития

За час до выноса тела проводится чтение заупокойной литии, ее текст также можно найти в Молитвослове:

«Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

И абие поют тропари сия. Глас 4:

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́ши раб Твои́х, Спа́се, упоко́й, / сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, / я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, / иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, / упоко́й и ду́ши раб Твои́х, / я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Слава: Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, / Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.

И ныне: Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, / моли́ спасти́ся душа́м их».

Молитва

«Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь».

Кондак, глас 8

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.

Икос

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / я́ко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние, творя́ще песнь: / аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй, трижды.

Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй, Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, ду́ши от нас преста́вльшихся рабо́в Свои́х [имярек], в селе́ниих пра́ведных учини́, в не́дрех Авраа́ма упоко́й и с пра́ведными сопричти, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь. И абие: Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м Твои́м [имярек], и сотвори́ им ве́чную па́мять.

Поют: Ве́чная па́мять, трижды.

По традиции также поют:

Ду́ши их во благи́х водворя́тся и па́мять их в род и род.

Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Отпевание

Отпевание зачастую проводится в церкви, однако процедура может быть осуществлена и дома – для этого нужно вызвать батюшку. После того, как тело усопшего доставляется в храм, его располагают таким образом, чтобы взор был направлен на священный алтарь, а по 4 сторонам от гроба его окружали лампы.

Отпевание проходит на 3 день после смерти, поскольку этот период считается наиболее сложным для усопшего; над ним читают специальные каноны и Псалтырь.

После отпевания проводится ритуал прощания, основная функция которого заключается в напевании умиляющих стихир, в которых указывается о том, что усопший оставляет бренность и всю земную суету. После этого родственники и знакомые покойника обходят гроб, кланяются и просят простить их за различные обиды, которые могли быть при жизни. К усопшему кладут специальный венчик либо маленькую икону, которую любой желающий может поцеловать. После этого тело накрывается белой тканью, батюшка осыпает ее землей при помощи крестообразных движений, гроб выносят из храма, при этом напевая «Трисвятую»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Погребение

Во время погребения гроб с умершим человеком поворачивают таким образом, чтобы его лицо было направлено на Восток, это нужно для того, чтобы усопший мог ожидать встречи с Божьим Сыном. После этого гроб медленно опускают в землю, во время этой процедуры люди, также и церковнослужители, напевают «Трисвятую». Напоследок каждому дают возможность кинуть небольшой комок земли на гроб, это свидетельствует о покорности высшему провидению. После этого яму закапывают и устанавливают правильный и обязательно восьмиконечный крест, его должны вкопать со стороны ног усопшего.

Поминовение

После этапа погребения наступает поминовение, церкви и храмы постоянно возносят молитвы об усопших, также православие позволяет проводить частные поминовения, в случае если у родственников усопшего появилось благочестивое желание.

Освящение воды

В настоящее время освящение воды совершается во всех храмах Русской Православной Церкви, и все верующие имеют доступ к святой воде. Освящение воды как чин бывает двух видов: малое освящение воды и великое. После великого освящения мы называем воду великой агиасмой, или великой святыней. Такое освящение бывает только дважды в год, на праздник Богоявления (Крещения) и в его канун. Освящение воды совершается в этот день не только в храмах, но и на реках и водоемах. Если священник или архиерей в праздник Крещения идут освящать воду в естественном открытом водоеме, то такое освящение называется «хождением на Иордань», в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. На Руси освящение воды в канун праздника совершалось в храме, а в сам праздник на «Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина[].

Чин малого освящения воды совершается чаще, чем великого. Основные дни, когда освящается вода: в праздник Происхождения Древ (1 августа), в праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы, в день престольного праздника храма. Однако, помимо перечисленных, вода освящается по просьбам верующих и в другие дни. Во многих храмах есть традиция освящать воду каждое воскресенье, чтобы верующие могли всегда испить святой воды.

Святая вода употребляется верующими с благоговение и молитвой, во исцеление души и тела[].

Меню поминального стола

Во время поминок также нужно придерживаться некоторых обычаев и накрывать стол только определенными блюдами, среди которых:

  • кутья – это блюдо готовится из зерен риса или пшеницы, также в нее добавляется мед, изюм и изредка другие сладости, также важно, чтобы это блюдо было предварительно освящено на панихиде;
  • различные мясные закуски, которые могут варьироваться в зависимости от пожелания родственников;
  • соления и салаты, зачастую в них используются привычные овощи: белокочанная капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук;
  • в обязательном порядке должно присутствовать какое-либо блюдо из куриных яиц, зачастую их делают фаршированными;
  • жареная или соленая рыба;
  • на первое блюдо обычно подают борщ либо свекольник, в зависимости от пожеланий родственников;
  • в качестве гарнира зачастую используется гречневая каша, однако бывает плов или картофельное пюре;
  • в завершение поминального стола, по традиции, подают блины с медом или сладкие пирожки;
  • из напитков фигурируют фруктовый компот или кисель, при желании могут быть алкогольные напитки.

Соборование

Православные праздники и обряды часто путают между собой, так случилось и с таинством соборования. Мало того, что эти понятия путают между собой, так в заблуждение еще вводятся люди тем, что в обоих случаях используется елей. Разница в том, что во время соборования призывается Божья благодать, а вот во втором обряд имеет только символический характер.

Кстати, таинство соборования всегда считалось наиболее сложным действием, ведь совершать его должны по церковным канонам семь священников. Только в крайних случаях допускается ситуация, когда таинство совершает один иерей. Помазание делается семь раз, во время них читаются отрывки из Евангелия. В частности, звучат главы из Послания апостолов и особые молитвы, которые предназначены именно для этого случая. А вот обряд миропомазания заключается лишь в том, что священник благословляет и наносит крест на лоб верующего человека.

Еще обряды, связанные с похоронами

Существует еще большое количество обрядов, которые проводятся в зависимости от ситуации. Для того, согласно Библии, чтобы человеку было проще на том свете, следует проводить различные обряды и процедуры, потому их правильное выполнение очень важно в христианстве.

Человек при смерти

Если человек находится на смертном одре, следует вызвать к нему батюшку для исповеди или чтобы он мог покаяться и отмолить свои возможные грехи. Также это право следует предоставить тем, кто в течение всей жизни не был приверженцем Православной церкви. Эта традиция также связана с тем, что люди, которые не были христианами, не могут быть отпеты в церквях и захоронены на православных кладбищах. И по этой причине их души отправляются на тот свет не отпетыми и предстают перед Господом Богом грешниками.

Также следует учитывать, что родственники никак не могут повлиять на возможность отпевания, поскольку если они утаят то, что погибший не был христианином, тем самым навлекут на себя страшный грех.

Болезнь со смертельным исходом

В случае смертельной болезни следует молиться за прощение грехов больного человека, который мог их получить в жизни мирской. За здравие можно поставить свечу и вызвать к родственнику священника, чтобы тот мог исповедать больного и, в случае надобности, отмолить его грехи при жизни. Эта процедура поможет человеческой душе после смерти.

Перед похоронами

После того, как человек умер, в первую очередь, следует оформить всю необходимую документацию. Основной бумагой является бланк о констатации смерти. Такой документ выдает врач. Он это делает в случае гибели человека в больнице (если тот болел или находился на предсмертном одре); либо участковый врач, который прибыл на дом по частному вызову скорой помощи.

Кроме бланка о констатации смерти, следует оформить протокол осмотра тела усопшего, который составляют сотрудники правоохранительных органов, их следует вызвать сразу после гибели. Также они могут оформить направление на судебно-медицинское вскрытие, если сочтут смерть неестественной. Зачастую, если человек был в глубоком пожилом возрасте или имел серьезные проблемы со здоровьем (о чем может свидетельствовать медицинская карта и медикаменты), такое направление не выписывается.

В общем, нужно в обязательном порядке собрать такую документацию:

  • бланк о констатации смерти человека;
  • удостоверение личности умершего;
  • паспорт того, кто будет заниматься непосредственно оформлением всех бумаг;
  • медицинская карта и полис усопшего;
  • протокол об осмотре тела.

Со всеми бумагами следует пойти в поликлинику, в регистратуру. Если отсутствуют подозрения на не насильственную или неестественную смерть, участковый выписывает соответствующую справку на имя главврача районной поликлиники. Эта бумага нужна для получения медицинского свидетельства о гибели.

Однако получить ее можно только в случае наличия амбулаторной карточки умершего в больнице, в которой будет отображено наличие какой-либо болезни и динамические показатели его общего состояния. Если таких свидетельств нет, больница может отказать в выдаче свидетельства.

Если такая ситуация происходит, главный врач имеет право направить тело на патологоанатомическое обследование, для выявления точных причин смерти. Исходя из полученных свидетельств, после вскрытия выдается медицинское свидетельство о смерти либо начинается процедура расследования со всеми последующими процедурами.

В храме

Ранее было принято оставлять гроб с усопшим на ночь в храме, для того чтобы большее количество родственников и знакомых усопшего могли поучаствовать в заупокойной молитве. Это чтение проходило в течение всей ночи и завершалось только с наступлением утра.

Поминовение на 3, 9 и 40-й дни

Поминовение проходит на:

  1. 3 день – ритуал отпевания проводится согласно апостольской традиции, поскольку любой верующий человек крещен во славу Троицы. В течение первых двух дней душа усопшего скитается возле собственного жилья, в котором в это время должно проходить отпевание.
  2. 9 день – в это время православная церковь проводит молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. В течение 6 дней перед усопшим раскрываются красоты Рая, а также душа прославляет Господа Бога, при этом забываются все мирские страдания и боли, которые были когда-либо связаны с телом. В это же время грешники корят себя любуясь на Райские красоты до того времени, пока не получат Божественного помилования.
  3. 40-дневный период – в период с 9 по 40 день душе усопшего человека показывают адские чертоги, в которых демонстрируются различные кошмарные страдания и пытки грешных душ. В это время церковь проводит прошения, читает молитвы и приносит бескровные жертвы для получения блага для умершего христианина. После 30 дней блуждания по адским чертогам душа отправляется обратно на поклонение и ожидает, какое именно решение вынесет Господь Бог и какое место он определит.

После 40 дня

После того, как прошел 40 день с момента смерти человека, об усопшем можно и даже нужно заказать панихиду. Именно в этот период душа возвращается к Господу Богу для того, чтобы он определил, куда именно человек попадет.

Панихида – это заупокойное богослужение, которое состоит из череды молитв и производится в церкви. Основная задача таких текстов – упование на милосердие Божие для прощения различных деяний и грехов усопшего при жизни и даровании душе блаженной вечной жизни. Такие молитвы принято проводить не только перед захоронением тела, но также на 3, 9 и 40 день после гибели человека. После 40 дней совершать панихиды следует в дни рождения усопшего и годовщины смерти.

Годовщина смерти

На каждую годовщину смерти человека проводятся поминки. Для них также лучше накрывать стол, включая все специальные позиции из поминального меню. Кроме этого, согласно христианским обычаям, в эти дни принято заказывать в церкви панихиду, которая должна помочь усопшему лучше жить в Царствие Господнем.

Молебен

Молебен, или молебное пение, — это особенное богослужение, на котором испрашивают благодатной помощи Господа Иисуса Христа, Преблагословенной Богородицы, Небесных Сил или святых Православной Церкви. Молебны служат не только чтобы испросить помощи в различных нуждах, но и для благодарения за полученные благодеяния Божии.

Молебны служатся не только в храмах, но и по домам верующих, на улицах, в поле (на бездождие), в школах (на начало учебы) и т. п.

Всегда на Руси служили молебны, и это было естественное стремление людей в общей молитве испросить у Бога благословения. Константин Паустовский описывает в «Повести о лесах» такой общий молебен: «Наутро пришел из Парамонова поп с псаломщиком служить молебен о ниспослании дождя. Вышел весь народ с хоругвями на бугор среди полей, — с того бугра в ясную погоду был виден правый берег Волги»[].

В настоящее время во многих храмах молебен служится каждый день после Литургии — так называемое чинопоследование общего молебна. Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными»[]. Однако не только простота восприятия молебнов служит к их распространению. Также способствует этому непосредственное озвучивание просимых вещей: если это начало года — молебен с прошениями о благоприятном годе; если засуха — молебен с прошениями о ниспослании дождя. И, несомненно, желание людей заказать молебен и прийти помолиться на нем растет от службы к службе.

Русские траурные ритуальные традиции и обычаи

Есть несколько русских траурных традиций и обычаев, которые будут непонятными для представителей других религий:

  1. Омовение усопших – этот ритуал проводился в различных культурах, но у русских людей имел целый ряд специфических отличий. Тело усопшего располагали таким образом, чтобы его ноги были уложены в сторону печи, а в качестве омывальщиц часто выступали женщины, которые не были способны на телесный грех по ряду причин. В качестве платы они обычно получали одежду покойного.
  2. Русский народ вплоть до 20 века самостоятельно подготавливал весь необходимый для погребения инвентарь. Особым уважением пользовался тот, кто самостоятельно сколотил для себя гроб или сшил наряд.
  3. Согласно поверьям, оставлять усопшего в квартире одного нельзя, поскольку его душа в первые 3 дня очень уязвима к различным потусторонним силам и потому кто-то из родных должен остаться и читать над телом молитвы. Однако на самом деле эта традиция пришла к русским людям еще со времен язычества. Согласно христианским писаниям, такие обряды проводить нет необходимости.
  4. Закрывание зеркал белой тканью – это устойчивая традиция, которая проводилась по разным причинам. Наиболее распространены две. Первая гласит, что после смерти человека в зеркале начинают показываться моменты из жизни усопшего, и тот, кто их увидит, может вскоре отправиться за умершим. Другая трактовка гласит о том, что это делается для безопасности души мертвого человека, чтобы его душа не могла заблудиться в зазеркалье.

Освящение храма

На Руси, на том месте, где начинали селиться люди, первым делом ставился храм. Храм, как и все производимое на земле для спасения верующих, необходимо освящается. Ведь храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После же совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, т.к. становится вместилищем величайшей святыни[]. С самого начала строительства храм, как величайшая святыня Церкви, сопровождается молитвами верующих. Недаром с возведением здания храма связан ряд молебствований. Это и чин основания храма, чин водружения крестов на купола, чин освящения колоколов и непосредственно сам чин освящения храма.

Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.

Антиминс — это небольшой шелковый или льняной плат, который полагается на престоле и на котором совершается преложение Святых Тела и Крови Иисуса Христа. Антиминс или вместопрестолье освящает архиерей, так что «если он по какой-либо причине не может освятить храм, освящает только антиминс. Впоследствии этот антиминс отправляется в церковь, для которой он предназначен, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем»[].

Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения.

Кого церковь не отпевает в православии

Священники Православной церкви руководствуются церковными канонами и имеют право отказать в отпевании людей, которые:

  • умерли в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения;
  • исповедовали другую религию;
  • относились к христианству с презрением или издевкой;
  • были некрещенными;
  • умерли в младенчестве и не успели пройти крещение;
  • покончили жизнь самоубийством.

Также из этого правила есть множество исключений, которые могут сыграть ключевую роль в возможности отпевания. Например, если человек, который покончил жизнь самоубийством, сделал это случайно (упал со скалы, по незнанию съел отравленные ягода) или пожертвовал своей жизнью ради других, такого человека можно отпевать.

Также запрет не касается людей, которые имеют какие-либо психологические отклонения и сами не понимают, что делают.

Акафист

Во многих храмах и монастырях совершаются в наше время молебные пения с присоединением к ним акафистов. Такая практика получила распространение лишь на территории Русской Православной Церкви и только за последние полтора-два столетия[].

Акафисты представляют собой умилительные церковные произведения. Слово «акафист» греческого происхождения, означает «гимн, при пении которого не сидят», в отличии от «кафизмы». Акафисты довольно просты по своему содержанию и с легкостью запоминаются на слух верующими. (Так, например, акафисты святым составляются по принципу краткого переложения содержания их житий). Именно поэтому число акафистов за последние десятилетия выросло неимоверно. Общее количество текстов акафистов составляет свыше 1200[].

Существуют акафисты Спасителю, Богородице, Ангелу-Хранителю, какому-либо из святых. В уставах, регламентирующих правило, по которому необходимо готовиться к причащению, присутствует акафист (Иисусу Сладчайшему либо Божией Матери). «Частое повторение имени Иисус и имени Божией Матери вводит читающего в живое общение и отношение к Спасителю и Богоматери»[].

О заочном отпевании в церкви

Практика заочного отпевания в церкви становится все более распространенной, но насчет возможности такой процедуры идут дискуссии до сегодняшнего дня. С одной стороны, такой обряд необходим тем, кто находится в далеких странах за границей либо тем, у кого усопший утонул или погиб в пожаре. В таких случаях у родственников нет возможности провести стандартное церковное отпевание, потому заочная процедура – единственный выход, который позволит сделать все согласно христианским канонам.

Крещение

Среди православных таинств и обрядов очень популярно крещение. Даже светские люди хотят покрестить детей. Ребенка можно крестить после того, как пройдет сорок дней от рождения. Чтобы провести обряд, достаточно присутствия крестных родителей. Как правило, их выбирают из самых близких людей. Крестных нужно выбирать очень внимательно, ведь они обязаны духовно воспитывать крестника и поддерживать его по жизни. Сейчас правила не настолько суровы, если раньше нельзя было матери присутствовать на крещении, то теперь это правило действует лишь на сорок дней от рождения ребенка.

Во время крещения ребенок должен быть одет в новую крестильную рубашку и находиться на руках одного из крестных. Последние во время обряда молятся и крестятся вместе со священником. Божий слуга три раза проносит малыша вокруг купели, а также трижды окунает его в купель. Во время крещения срезается прядь волос с головы дитя, которая символизирует покорность Богу. Мальчиков под конец обряда заносят за алтарь, а вот девочек прислоняют к лику Богородицы.

В народе считается, что если человек прошел обряд крещения, то ему во всех начинаниях будет обеспечена помощь Бога. Спаситель убережет от грехов и бед, а также даст второе рождение.

Развенчание популярных мифов

Существует целый ряд языческих и народных обычаев, которые до сих пор существуют в православии и не были изжиты временем до конца:

  1. Укладывание в гроб или могилу монет, любимых вещей усопшего либо топора. На самом деле, этот ритуал был сформирован еще в период язычества и никак не относится к христианским обрядам.
  2. Еще один обычай – это помещение в гроб с усопшим его выпавших во время жизни зубов или даже потерянных конечностей. В язычестве считалось, если похоронить человека без руки или ноги, тогда он и в том мире будет оставаться калекой.
  3. Завешивание зеркал – еще один достаточно распространенный обычай, который ведет свое начало с язычества. На самом деле, в христианских обрядах захоронения проводить такую процедуру нет никакой необходимости.

Кроме традиций, которые пришли к людям из язычества, есть также народные приметы и обряды, возникшие из собственной фантазии. Большинство из таких обычаев возникли в дореволюционный период, тогда зародилось большое количество суеверий:

  • класть в гроб к умершему еду или предметы различной надобности;
  • невозможность переноса гроба родственниками;
  • на поминках ставить рюмку водки и кусочек хлеба для усопшего;
  • вливать водку в могилу;
  • хранить рюмку с поминок до 40 дня с момента смерти;
  • говорить устоявшееся выражение «Земля пухом»;
  • если умерший не был отпет как полагается, тогда его душа будет скитаться по земле;
  • нельзя хранить погребальную землю, полученную на заочном отпевании, больше, чем 1 день;
  • кремация тела приводит к возникновению болезней у тех, кто заказал такую процедуру.

Елеопомазание

Чтобы стало понятнее, о чем речь, давайте рассмотрим самые популярные обряды. Тот, кто хоть раз бывал в церкви на утренней службе в церкви, видел его или даже участвовал в этом обряде. Священник во время обряда делает крестообразные движения на лбу верующего елеем (освященным маслом). Называется это действие елеопомазанием. Он означает Божью милость, которая изливается на человека. Некоторые православные праздники и обряды к нам пришли еще с ветхозаветных времени и елеопомазание относится к одним из них. Еще Моисей завещал совершать помазание маслом Аарона и его потомков, служителей Иерусалимского храма. В Новом Завете апостол Иаков в соборном послании упоминает исцеляющее действие елея и говорит, что этот обряд очень важен.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]