Мiръ
Украина Киев Киевская духовная академия и семинария Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:50.43249999999999744204615126363933086395263671875,»lon»:30.559166999999998637349563068710267543792724609375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0438 \u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f\»\u003E\u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0438 \u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0435 \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0423\u043a\u0440\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0435 \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0443\u044e\u0449\u0435\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442 \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0442\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e) \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0441 4-\u0433\u043e\u0434\u043e\u0432\u044b\u043c \u0441\u0440\u043e\u043a\u043e\u043c \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0421\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442 \u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e \u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442\u0443 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0423\u041f\u0426.\u0421\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e-\u043a\u0432\u0430\u043b\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f: \u0431\u0430\u043a\u0430\u043b\u0430\u0432\u0440\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E\u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0435 \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0443\u044e\u0449\u0435\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442 \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0442\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e) \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0441 4-\u0433\u043e\u0434\u043e\u0432\u044b\u043c \u0441\u0440\u043e\u043a\u043e\u043c \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0421\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442 \u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e \u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442\u0443 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0423\u041f\u0426.\u0026lt;/br\u0026gt;\u0026lt;/br\u0026gt;\u0421\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e-\u043a\u0432\u0430\u043b\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f: \u0431\u0430\u043a\u0430\u043b\u0430\u0432\u0440\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e-\u043a\u0432\u0430\u043b\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f: \u0431\u0430\u043a\u0430\u043b\u0430\u0432\u0440",»title»:»\u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0438 \u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u0438\u044f»,»link»:»»,»lat»:50.43249999999999744204615126363933086395263671875,»lon»:30.559166999999998637349563068710267543792724609375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
50.432548; 30.559321
Украина, Киев, Лаврская улица, 25к64
Киев
Украина
Телефоны
:
Телефон
:
Киевская духовная академия
— высшее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, являющееся научно-богословским и образовательным центром, который осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей богословских учебных заведений, церковных ученых и т.д.
Академия готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: кандидат богословия, магистр богословия.
Киевская духовная семинария
— среднее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, реализующее стандарт богословского (теологического) образования с 4-годовым сроком обучения. Семинария готовит священнослужителей, а также церковнослужителей согласно стандарту духовного образования УПЦ.
Семинария готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: бакалавр.
Киево-братская школа
Первоисточником Киевской духовной академии и семинарии является Киево-Братская школа, которая появилась на базе Богоявленского монастыря в 1615 году. Ее появление было реализовано по идее архимандрита Елисея Плетенецкого. По его замыслу, здесь должны были изучать классические языки, риторику, богословие и ряд направлений элементарного образования. Позже киевский митрополит Петр Могила поспособствовал объединению своей школы с Киево-Братской. Спустя некоторое время заведение сменило свой статус и стало Киево-Могилянской коллегией.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы[[править]h2>
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Киевской духовной академии и семинарии расположен на Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Как и сама Духовная школа, он имеет долгую и богатую историю: построенный в 1696 году на средства родственника гетмана Ивана Мазепы
белоцерковского полковника
Константина Мокиевского
. Академический храм является памятником архитектуры и представляет собой образец украинского барокко.
Церковь неоднократно претерпевала изменения: несколько раз достраивалась и разукрашивалась. В 1767 году ко всем 4-х углов храма были сделаны пристройки, которые украшены четырьмя куполами. В 1784 году для храма был вырезан новый деревянный иконостас в стиле рококо с серебряными царскими вратами. Впоследствии, как и царские врата Крестовоздвиженской церкви, врата храма Рождества Богородицы оказались музее искусств в Лос-Анджелесе (США), иконостас, к сожалению, не сохранился. В 1817 году храм был расписан в академическом стиле Иваном Квятковским.
В советское время храм был закрыт, после открытия его восстановили и заново расписали. Иконостас выполнен в конце 1980-х гг. Мастерами Троице-Сергиевой Лавры в каноническом иконописном стиле XV-XVI вв.
Ремонт и новая роспись храма произошел в течение 2021 во времена ректорства митрополита
Бориспольского и БроварскогоАнтония
, управляющего делами Украинской Православной Церкви. Освящение храма состоялось 26 ноября 2021. Освятил храм Предстоятель Украинской Православной Церкви
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
в сослужении епископата УПЦ, академического духовенства и гостей в священном сане.
Вокруг храма расположен некрополь, на котором похоронены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством: архимандриты Амвросий
и
Антоний
, ныне канонизированный Украинской Православной Церковью как мисцевошановний святой Киевской епархии
иеросхимонах Вассиан Слепой
,
дочь
писателя
С.Т. Аксакова София
, генерал-майор
Платон Голубцов
с женой, сенатор
В. Ильяшенко
, герои и участники Отечественной войны 1812 года.
Киево-Могилянская коллегия
Формат работы данного заведения был похож на иностранные аналоги, в которых образование получал сам Могила. В рамках программы ученики изучали языки, арифметику, поэзию, риторику, богословие, музыку, катехизис и философию. Также по субботам воспитанники ходили на занятия по ведению диспутов. Во главе учебного заведения стоял ректор, часть полномочий он делегировал перфекту и суперинтенданту. Известными личностями, проходившими здесь обучение, являются Лазарь Баранович, Феофан Прокопович, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский.
Киево-Могилянская академия
Статус академии учебное заведение получило в 1701 году. В связи с этими изменениями здесь стали преподавать еще несколько наук и языков:
- география;
- математика;
- естественная история;
- французский язык;
- немецкий язык;
- еврейский язык;
- живопись;
- архитектура;
- медицина;
- сельская и домашняя экономия;
- высшее красноречие.
К концу XVIII века штат преподавателей насчитывал более двадцати человек, в местной библиотеке хранилось более десяти тысяч книг. Основная часть учебной программы строилась на базе иностранных источников. Исключениями были только богословие, которое изучали по системе Прокоповича, и риторика, основа которой была прописана в руководстве Ломоносова.
В конце XVIII века в жизни академии начались серьезные изменения. В этот период государство стало выделять на ее нужды некоторые ассигнования, что очень облегчило жизнь духовных особ. Высокий уровень образования позволял воспитанникам школы без труда поступать в академии и семинарии Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Спустя некоторое время ее популярность значительно угасла в связи с появлением Московского и Харьковского университетов. По решению Синода, с 1817 года Киево-Могилянская академия была закрыта.
История[[править]h2>Киевская духовная академия[[править]h3>Киево-братская школа (1615—1631)[[править]h4>
Киево-братская школа (1615—1631)[[править]h4>
Первоначально, в 1615, архимандритом Елисеем Плетенецким
в Богоявленском монастыре была учреждена Киево-братская школа, предназначенная для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования.
Киевский митрополит Пётр Могила
объединил эту школу с основанным им училищем; заведение получило впоследствии звание высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631—1701).
Киево-Могилянская коллегия (1631—1701)[[править]h4>
По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель
,
Иоасаф Кроковский
,
Лазарь Баранович
,
Иоанникий Голятовский
,
Антоний Радзивиловский
,
Гавриил Домецкий
,
Варлаам Ясинский
,
св. Димитрий (Туптало)
,
Стефан Яворский
,
Феофилакт Лопатинский
,
Феофан Прокопович
,
св. Иннокентий Кульчинский
и
Гавриил Буянинский
.
Киево-Могилянская академия (1701—1817)[[править]h4>
В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика.
Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича
, риторика — по руководству к красноречию
Ломоносова
, остальные предметы, главным образом, — по иностранным руководствам.
Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в.
Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии.
С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии падало. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта. Одновременно в Киеве учреждалась Киевская духовная семинария.
Киевская духовная академия (1819—1919)[[править]h4>
Киевская духовная академия была открыта «в новом её устройстве» 28 сентября 1819 года на своём историческом месте, в Братском Богоявленском училищном монастыре.
Деятельности Киевской духовной академии и выдающимся учёным-историкам профессорам КДА, проживавшим на Андреевском спуске: Афанасию Булгакову
,
Степану Голубеву
,
Петру Кудрявцеву
,
Фёдору Титову
,
Александру Глаголеву
и другим посвящено несколько музейных витрин киевского Музея одной улицы.
В научной среде ведутся споры о том, можно ли считать Киевскую духовную академию правопреемницей Киево-Могилянской академии, так как после реформы 1819 года полностью изменился учебный процесс и из числа старого преподавательского состава был оставлен только один человек.
Закрытие в годы советской власти[[править]h4>
В 1919 году Киевская духовная академия была официально закрыта советской властью. В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище. Однако ещё несколько лет занятия продолжались в новосозданной Православной Богословской академии, которую возглавил последний ректор КДА протоиерей Александр Глаголев
, а преподавателями были оставшиеся в Киеве профессора. Эта академия не имела определенного помещения, занятия проводились на частных квартирах. Сохранились сведения о том, что она существовала ещё в 1925 году.
Киевская духовная семинария[[править]h3>
Киевская духовная семинария была учреждена в связи с изданием нового Устава духовных школ Русской Православной Церкви от 1808 года, предполагавшего трёхступенчатую систему обучения. Киево-Могилянская академия была преобразована согласно этому уставу в 1817—1819 годах. Киевская духовная семинария, оснащённая новым преподавательским корпусом преимущественно из выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, начала свою работу 27 октября 1817 года.
28 сентября 1819 года семинария была переведена в здание, находившееся на берегу Днепра и бывшее известным под именем «бурсы». В 1832 года была вновь перемещена в здания бывшего греческого Петропавловского монастыря.
В годы гражданской войны семинария прекратила своё существование.
В 1945 году Совет Министров СССР дал своё согласие на открытие в Киеве пастырско-богословских курсов. В 1946 году начался процесс преобразования курсов в духовные семинарии, и Киевская духовная семинария была торжественно открыта 18 февраля 1947 года.
Первоначально Киевская семинария располагалась в Михайловском монастыре. В 1949 году эта обитель была закрыта, и духовная школа вынуждена была переселиться в стилобат Андреевской церкви — место, мало подходящее для учебного заведения.
В 1959 году украинские органы власти начали негласную подготовку к закрытию Киевской семинарии. 4 мая 1960 года на встрече с патриархом Алексием
председатель Совета по делам Русской Православной Церкви
В. А. Куроедов
потребовал ликвидировать Киевскую семинарию. Патриарх был вынужден пойти на это и 8 июня того же года Учебный комитет при Священном Синоде принял решение о закрытии семинарии. Студенты были переведны в Одесскую духовную семинарию.
Закрытие в советские времена
Официальная ликвидация Киевской духовной академии произошла в 1919 году по решению советских властей. По их приказу, здание семинарии было переоборудовано под Военно-морское политическое училище, но несмотря на эти изменения религиозные граждане создали небольшую Православную Богословскую академию, руководителем которой стал бывший ректор Киевской духовной академии Александр Глаголев. Именно здесь и проходило обучение тех, кто решил посвятить себя религиозному служению. Стоит отметить, что собственного здания у учебного заведения не было. Преподаватели читали лекции на частных квартирах. Есть информация, что такой формат обучения просуществовал до 1925 года.
Новая жизнь академии
После распада СССР Украина получила полную независимость, а религиозные веяния в стране — новую ветку развития. Так, в 1992 году Украинская православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата создали по собственной инициативе Киевскую духовную академию — так появились две независимые семинарии с одинаковыми названиями. Создатели утверждали, что каждое из этих религиозных заведений является преемником академии, закрытой в 1919 году. Позже церковь Киевского патриархата все же решила переименовать свое учебное заведение в Киевскую православную богословскую академию.
Современная «Киевская духовная академия»
Местом основания учебного заведения стала Киево-Печерская лавра. Выпускники получают квалификации кандидатов богословия и магистров богословия. Почетным изданием считается журнал «Труды Киевской духовной академии».
В учебном заведении хотят учиться абитуриенты из разных стран. В настоящее время обучение проходят гости из Сербии, Греции и Польши. Здесь изучают гуманитарные предметы и богословие, что позволяет выпускникам быть не только религиозно образованными, но и получить глубокие знания в самых разных направлениях (языки, философия, история и прочие). Музыкально одаренные воспитанники могут попробовать свои силы в хоре Киевской духовной академии, который известен во всем мире.
Литература
- Аскоченский В. И.
Киев с древнейшим его училищем академией. — К., 1856. — ч. 1, 2. - Аскоченский В. И.
История Киевской духовной академии по преобразовании её в 1819 году. — СПб., 1863. - Барсов Н. И.
Академии духовные православные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819—1920-е гг. Т. 1: А—Й. — К., 2014. — 576 с.
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819—1920-е гг. Т. 2: К—П. — К., 2015. — 624 с.
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. Т.3: Р — Я. К., 2021. — 640 с.
- Вишневский Д.
Киевская академия в первой половине XVIII в. — К., 1903. - Голубев С. Т.
История Киевской духовной академии, вып. 1; период домогилянский. — К., 1886. - Голубев С. Т.
Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования. — К., 1883. — Т. 1; 1898. — Т. 2. - Голубев С. Т.
Киево-Могилянская коллегия при жизни своего фундатора киевского митрополита Петра Могилы. — К., 1890. - Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Киевская духовная академия / К. К. Крайний // Большая российская энциклопедия : [[в 35 т.] гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Линчевский М.
Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киевской академии // ТКДА. — 1870. - Макарий (Булгаков), иером.
История Киевской духовной академии. — СПб., 1843. - Малышевский И. И.
Историческая записка о состоянии Киевской духовной академии в минувшее пятидесятилетие // ТКДА. — 1869. — № 4. - Петров Н. И.
Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. — К., 1904—1907. — Т. 1—5. - Петров Н. И.
Киевская академия в гетьманство Кирилла Разумовского. — К., 1905. - Петров Н. И.
Киевская академия во второй половине XVII в.. — К., 1895. - Петров Н. И.
О словесных науках и литературных занятиях в Киевской духовной академии от начала её до преобразования в 1819 г. // ТКДА. — 1866—1868. — № 4. - Серебренников В.
Киевская академия с половины XVIII в. до преобразования её в 1819 г.. — К., 1896—1897. - Титов Ф. I.
Императорская Киевская духовная академия. 1615—1915. — Репринт. изд. — К., 2003. - Титов Ф. I.
Стара вища освіта в Київській Україні кінця XVI — поч. XIX в. — К., 1924. (укр.)
Принцип поступления в академию
Срок обучения в Киевской духовной академии составляет два года. Студентами учебного заведения могут стать только мужчины в возрасте младше тридцати пяти лет. Все абитуриенты предварительно проходят обучение в семинарии и получают первый разряд. Стоит отметить, что диплом семинарии должен быть без троек. Прежде чем стать студентами, поступающие должны успешно пройти собеседование и сдать экзамены по таким предметам, как церковная история, английский язык, догматическое богословие, Священное писание Нового и Ветхого завета. Полный список необходимых для поступления документов представлен на официальном сайте академии. На вступительные экзамены необходимо прийти с паспортом и военным билетом. Студенты, поступившие в академию, обеспечиваются бесплатным питанием и проживанием в общежитии с бытовым обслуживанием. Обучение здесь абсолютно бесплатное. Стипендии для отличников в Киевской духовной академии не предусмотрено.
Абитуриенту[[править]h2>Правила приема в Киевскую духовную академию[[править]h3>
Киевская духовная академия
— высшее учебное заведение Украинской Православной Церкви, которое готовит священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений и специалистов в области богословской науки для церковных учреждений. Срок обучения (магистратура) — 2 года.
В Академию принимаются лица в возрасте до 35 лет, которые успешно закончили семинарию по I-му разряду (без троек).
Абитуриенты должны пройти собеседование и сдать устные экзамены по следующим дисциплинам:
- Догматическое богословие;
- Священное Писание Ветхого и Нового Завета;
- Церковная история;
- Английский язык.
Список документов, необходимых для поступления в академию, можно найти на сайте академии.
На период вступительных экзаменов абитуриенты должны иметь паспорт и военный билет или приписное свидетельство. Прием документов осуществляется только при наличии всех документов. Время вступительных экзаменов сообщается при сдаче документов в канцелярию.
Телефоны
:
канцелярия
: 255-11-79;
дежурный
: 255-11-79;
заочный сектор
: 255-12-18.
Всем учащимся предоставляется бесплатное питание, общежитие с бытовым обслуживанием. Обучение бесплатное. Стипендия не выплачивается. Ученики духовных школ пользуются библиотекой Академии. Книги и учебные пособия для поступающих не высылаются.
Для обучения на заочном отделении принимаются только лица в священном сане и миряне, которые выполняют постоянное послушание при епархиальных управлениях.
Правила приема в Киевскую духовную семинарию[[править]h3>
Киевская духовная семинария
— высшее учебное заведение, готовящее священнослужителей.
Срок обучения — 4 года.
В семинарию принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.
Абитуриенты должны пройти собеседование и сдать устные экзамены по следующим дисциплинам:
- Библейская история Ветхого и Нового Заветов,
- Основы Православного вероучения,
- написать сочинение на библейскую или церковно-историческую тему,
- показать твердое и осмысленное знание молитв наизусть:
начальных
: «Слава тебе, Боже наш, слава тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите поклонимся «;
утренних
: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешнаго», «Пресвятая Владычица моя, Богородице», «Святый Ангеле»;
вечерних
: «Боже вечный», «Вседержитель слово Отчее», «Благаго Царя Благая Мати», «Ангелу Хранителю»;
Божьей Матери
: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи»;
а также
— символ веры, заповеди Моисея, заповеди Блаженств, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й, тропари двунадесятых праздников, молитву перед причастием, молитву преп. Ефрема Сирина.
Абитуриенты должны уметь читать Псалтирь на церковнославянском языке, знать основные церковные песнопения и иметь опыт клиросного послушания.
Список документов, необходимых для поступления в семинарию, можно посмотреть на сайте семинарии.
На период вступительных экзаменов абитуриенты должны иметь паспорт и военный билет или приписное свидетельство. Прием документов осуществляется только при наличии всех документов. Время вступительных экзаменов сообщается при сдаче документов в канцелярию.
Всем воспитанникам предоставляется бесплатное питание, общежитие с бытовым обслуживанием.
Ученики духовных школ пользуются библиотекой академии. Книги и учебные пособия для поступающих не высылаются.
Иностранным абитуриентам[[править]h3>
Граждане иностранных государств, которые прибыли в Украину на учебу, обязаны соблюдать и выполнять правила пребывания в Украине согласно решению Кабинета Министров Украины от 29.12.1995 г.. № 1074.
По прибытии в указанный в визах, учебное заведение, иностранцы обязаны в течение 3 календарных дней сдать национальные паспорта администрациям заведений для продления сроков пребывания в Украине.
Граждане иностранных государств при оформлении разрешений на пребывание в Украине обязаны оформить страховой медицинский полис.
Для продления сроков пребывания, документы учебным заведением подаются в службу УПРФ не позднее чем за 3 рабочих дней до окончания действия регистрации.
Иностранцы у которых заканчиваются сроки действия национальных паспортов, обязаны своевременно продлить или заменить их, о чем предупредить администрацию учебного заведения.
Иностранец, который заключил договор о проживании в общежитии, обязан соблюдать правила проживания в общежитии.
Иностранец может оформить проживание по частному адресу, при условии:
— Заключение договора с собственником квартиры, заверенным жилым органом по месту жительства,
— Копия паспорта владельца квартиры, с подтверждением регистрации по указанному адресу,
— Разрешение службы УПРФ, оформленное по разрешению учебного заведения.
При выезде за границу или в другие города Украины, иностранцы обязаны сообщать администрации учебного заведения.
После окончания обучения или при выключении иностранец обязан выехать из Украины в установленные сроки.
При нарушении указанных правил иностранец:
— Через судебные органы привлекается к административной ответственности, штрафы уплачиваются в размере 340-680 гривен,
— Задержание в УВД от 3:00 до 1 дня пребывания в виду суда,
— Выдворении из Украины за счет иностранца,
— Привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Украины.
Список документов, которые должны предоставить иностранцы в канцелярию КДАиС при поступлении
:
- Анкета установленного образца
- Копия документа об образовании и полученные по учебным дисциплинам оценки
- Документ об отсутствии ВИЧ-инфекции
- Медицинский сертификат о состоянии здоровья, заверенный официальным органом здравоохранения страны, из которой прибыл иностранец, и выданный не позднее чем за 1 месяц перед отъездом на учебу в Украину
- Страховой полис о предоставлении экстренной медицинской помощи (кроме иностранцев из стран, с которыми составлен договор о безвозмездном предоставлении экстренной медицинской помощи)
- Копию документа о рождении
- 6 фотографий 6х48
- Обратный билет с открытой датой возвращения на родину сроком до одного года.
Ректоры
За период существования семинарии у ее руководства стояли более двадцати талантливых ректоров. Киевской духовной семинарией» в разные периоды управляли следующие легендарные личности:
- Архиепископ Моисей — период его службы на данной должности 1819 -1823 гг.
- Иннокентий Борисов — легендарный ректор Киевской духовной академии и семинарии. Работал в данной должности с 1830 года в течение девяти лет. Считается очень известным проповедникам, членом Российской академии. Также на его счету почетное место в Святейшем синоде.
- Митрополит Иоанникий — епископ русской православной церкви и ректор Киевской духовной семинарии в период с 1859-1860 гг. Он известен миру тем, что основал три духовных журнала. В 2021 году его причислили к лику местночтимых святых.
- Епископ Михаил — руководил академией с 1877 по 1883 год. Духовный писатель и богослов написал десятки известных в религиозных кругах сочинений. «Библейская наука», «Очерк истории толкования Библии», «Пророческие книги Ветхого завета» — это его работы.
- Платон Рождественский — стоял у руля с 1902 по 1907 год. После Киевской духовной академии руководил Северо-Американской епархией. Его трижды отстраняли от данной должности.
- Николай Забуга — ректор с 1994 по 2007 год. С 2005 по 2007 являлся председателем отдела внешних церковных связей Православной церкви Украины.
- Митрополит Антоний — руководил семинарией в течение десяти лет с 2007 по 2021 годы. Автор таких важных религиозных книг, как «Простые истины», «Научиться доверять Богу», «Не ходи один».
- Епископ Сильвестр — вступил в должность ректора в 2021 году и носит это звание по сей день. Обладает орденом святителя Петра Могилы и преподобного Нестора Летописца.
Все представители руководящих должностей «Киевской духовной семинарии» являются выдающимися личностями и великолепными наставниками.
Православная Жизнь
Историческая память состоит не только из знаний исторических дат или фактов, но включает в себя некую цепочку из жизни святых людей Церкви.
Михаил Эммануилович Поснов (1873-1931)
В последние годы все больше внимания уделяется изучению исторического прошлого Киевской духовной академии, которая на протяжении столетий являлась центром духовного образования нашего народа. В 2021 г. увидела свет энциклопедия «Киевская духовная академия в именах», в ней осуществлен серьёзный анализ деятельности академии сквозь призму изучения жизни и творчества ее выдающихся преподавателей и воспитанников. Несмотря на то что опубликовано немало исследований, касающихся различных отраслей богословского знания в трудах, представляющих несомненный научный интерес, у церковных людей есть запрос относительно личностей и авторитетов христианской мысли. Историческая память состоит не только из знаний исторических дат или фактов, но включает в себя некую цепочку из жизни святых людей Церкви, и в этом историческом пласте, конечно же, учители и просветители церковные, какими, несомненно, являются богословы, библеисты, профессора КДА.
Одной из таких уникальных личностей был Михаил Эммануилович Поснов (1873–1931) – профессор Киевской духовной академии, основоположник отечественного историко-критического изучения христианства, основатель религиоведческой мысли в Киевском университете Святого Владимира, первый российский и украинский исследователь гностического христианства.
В конце XIX – начале XX века Киевская духовная академия утвердилась как одно из ведущих высших учебных заведений Европы, где преподавали лучшие профессора Российской империи. В КДА сложилась солидная богословская, философская и историческая школа во главе с известными учеными. Академия показала способность воспитания кадров европейского и даже мирового уровня.
С начала своей деятельности кафедра общей церковной и светской истории принадлежала к второразрядной категории. Изучение светской истории было необязательным. Однако со временем эта ситуация изменилась в лучшую сторону благодаря научной деятельности известных церковных историков Киевской академии. К наиболее выдающимся представителям исследования православия можно отнести М. Э. Поснова, автора фундаментального труда, изложенного в книге «История христианской Церкви», где рассматривается период до разделения христиан Востока и Запада в 1054 г.
Работа известного историка давно стала классической, хотя одно время и оставалась малоизвестной широкому кругу читателей. Ее отличает глубокое проникновение в суть исторического развития Церкви со сложной и противоречивой динамикой становления догматики, структуры организации, канонических правил, литургики и таинственной практики. Автор на историческом, лингвистическом и теологическом материале раскрывает глубину святоотеческого наследия первых десяти веков церковной истории, когда были заложены основы церковности, определяющей жизнь христианства и в наши дни.
Колоссальный труд церковного историка – незаменимый источник для любого специалиста, занимающегося исследованием истории Православной Церкви, истории Вселенских Соборов, догматического богословия, экклесиологии, агиологии, патрологии, всеобщей истории. Книга Поснова используется в качестве одного из основных учебных пособий по предмету «Общая церковная история» для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов, для всех интересующихся историей христианской Церкви.
Отличие главной работы Поснова от работ других церковных историков именно в конкретизации исследования. Помимо религиозных и догматических причин разделения единой христианской Церкви, так любимых теологами, и государственно-политических разногласий, автор указывает на столь важное, но не увиденное многими другими учеными этнографическое отличие Востока и Запада.
Кроме известной книги по истории Церкви существуют также другие труды выдающегося киевского профессора, такие как: «Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете», «Иудейство», «О судьбах библейского Израиля», «О Личности Основателя Христианской Церкви», «Гностицизм и борьба Церкви с ним в II веке» и др. Поснов неоднократно публиковался в знаменитых «Трудах Киевской духовной академии», писал статьи по библейской истории для «Православной богословской энциклопедии».
В своих работах по истории Церкви и в богословских сочинениях существенное место отводил историко-философской проблематике. Особенно важным считал вопрос о связях древнегреческой философии и патристики, был убежденным сторонником идеи догматического развития. Испытал влияние богословских и философских взглядов В. Соловьева. Как и основоположник метафизики всеединства, считал, что историческое объединение Церквей возможно и необходимо.
Как ученый-историк Поснов придерживался принципа внеконфессиональности (насколько, правда, это могло быть возможно для него как для православного верующего и не противоречило его личным религиозным убеждениям), считая, что именно при таком подходе исследовательская работа имеет характер незаангажированной, с объективными выводами – только так ее можно будет считать научной.
По словам Поснова, «Во время собирания источников, исследования материала и обработке его историк должен бать объективным, свободным от ошибочного патриотизма (шовинизма), а церковный историк – от конфессиональных тенденций». Заложенные им традиции исследования истории христианской Церкви, в частности раннехристианского вероучения, не были известны в советское время, теперь находят свое отражение и в работах современных украинских, в частности киевских, ученых и библиоведов. И в этом усматривается преемственность в исследовательской деятельности.
Поснов родился в Рязанской губернии, в семье, где царил строгий христианский порядок. Дед будущего профессора был из крепостных крестьян, откупился на волю и затем приписался к мещанскому сословию, занимался хуторским хозяйством на собственном участке земли и лесным промыслом. Успешное хозяйство, которое досталось по наследству сыновьям, пришло со временем в упадок, имение было заложено и продано.
Восьми лет, в 1881 г., Михаил был отдан в сельскую школу, где его образование могло и закончиться, но священник посоветовал его отцу отдать мальчика в духовное училище. Родители последовали этому совету, и в 1883 г. десяти лет роду Михаил поступил в приготовительный класс Сапожковского духовного училища. В 1888 г. перешел в Рязанскую духовную семинарию, а в 1894 г. выдержал вступительный экзамен на 1-й курс Киевской духовной академии. Его магистерская диссертация «Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете» была посвящена проблемам библейского богословия. Содержание уже тогда указывало на то, что впереди Михаила ожидает успешная научная судьба.
В 1903 г. был переведен на должность помощника инспектора в КДА. В 1908 г. избран приват-доцентом в Университете Св. Владимира на кафедру истории Древней Церкви. С 1910 г. преподавал в Киевской духовной академии Священное Писание Нового Завета. В 1913 г. стал профессором кафедры истории древней Церкви Киевской академии. За заслуги перед Церковью имел ордена: Св. Анны 2-й и 3-й степени и Св. Станислава 2-й и 3-й степени. По статусу имел звание статского советника, что в Российской империи соответствовало генеральскому чину.
Гражданская война и национальное движение в Украине заставили профессора перебраться в Одессу, где он устроился преподавать в Новороссийском университете. Далее Михаил был вынужден эмигрировать, он вместе с большой группой эмигрантов прибыл в Солун, и оттуда их перевезли в Сербию. В конце 1920 г. Поснов приехал в Софию. Выбор Болгарии был неслучайным. В то время страна была православной монархией, к тому же болгары считали русских своими освободителями от турецкого ига. Духовная близость славянских народов дает Поснову шанс сразу же найти себя и свое место здесь, достойную и, главное, любимую работу преподавателя и исследователя христианства. В Болгарии работал в различных учебных заведениях, в том числе профессором догматики и истории церкви в Софийской духовной академии. Преподавал в Пловдивской семинарии и был руководителем богословского факультета университета в Софии.
Революционные события вынудили огромные массы русских людей покинуть свою родину и принять тяжёлый крест эмиграции, вследствие чего они находили убежище в разных концах мира. В Болгарии первоначально поселилось около 40 тыс. русских эмигрантов. Уже в начале 1920-х гг. в стране стали возникать многочисленные русские общества, культурные, учебные, благотворительные заведения; действовали три госпиталя; выходило почти 100 русских газет и журналов.
Работая по селам и городам в разных уголках Болгарии, прекрасные специалисты, русские врачи и учителя благодаря умению, профессиональным качествам и самоотверженности надолго остались в памяти болгар. Самым ценным потенциалом среди русских, осевших в Болгарии, являлся внушительный коллектив профессоров и ассистентов: многие имена, пользовавшиеся широкой известностью ещё в дореволюционной России, носители профессорских и академических званий, имеющие открытия и достижения в научной теории и практике. Все они становятся частью общей культурной жизни болгарского народа, а во многих областях науки и культуры русские интеллектуалы вносят свою долю для обогащения творческих достижений болгарской науки и культуры. В Болгарии начинают работать около 80 университетских профессоров и преподавателей. Многие из них назначены в Софийский и Свободный университеты.
Главным высшим учебным заведением Болгарской Православной Церкви является богословский факультет Софийского университета. Факультет был открыт в 1923 г. и разместился в здании, построенном на средства Болгарской Церкви. Значительный вклад в создание и деятельность Богословского факультета Софийского университета внесли русские богословы: Николай Глубоковский, Михаил Поснов, Михаил Зызыкин, протоиерей Александр Рождественский, протопресвитер Георгий Шавельский, С. Троицкий. Именно они заложили основы самобытной богословской и церковно-исторической науки в Болгарии. Таким образом, наследие духовных академий бывшей империи смогло найти свое органичное продолжение и в рамках другой формы организации богословского образования – на богословских факультетах государственных университетов.
В 1951 г. решением Болгарского правительства факультет преобразован в Духовную академию им. св. Климента Охридского. Духовным центром эмиграции в Болгарии была Русская Церковь, при храмах возникали братства, сестричества, молодежные и детские группы, которые активно занимались просветительской, культурной и благотворительной деятельностью. Возглавлял русское благочиние в стране канонизированный в 2021 г. архиепископ Серафим (Соболев).
Будучи в Болгарии профессор Поснов написал работу «Митрополит Антоний как православный богослов-догматист», посвященную известному духовному лидеру РПЦЗ владыке Антонии (Храповицкому), которая была издана в Варшаве в 1929 г., а также готовил издание еще одного фундаментального произведения по истории христианской Церкви. К сожалению, смерть не позволила закончить работу. Книга «История христианской Церкви: до разделения Церквей (1054)» в краткой редакции была напечатана уже в 1937 г. в Софии.
Дочь Поснова – Ирина Михайловна, всецело посвятила себя помощи советским пленным, работавшим на шахтах в Лимбурге, а после окончания войны делала все возможное, чтобы облегчить жизнь беженцам из СССР, оставшимся в Бельгии. В 1945 г. она основала издательство «Жизнь с Богом», которое стало главным делом ее жизни. Благодаря деятельности Ирины Михайловны в издательстве была издана главная книга ее отца – полный вариант «Истории христианской Церкви». Скончался проф. Поснов в Софии, где и поныне есть его могила среди русских участков Центрального Софийского кладбища.
Несмотря на то что Поснов практически вторую половину жизни провел на чужбине, он остается киевским знатоком христианства и по праву может считаться одним из основателей религиозной мысли в Киевском университете, основоположником отечественного историко-критического изучения христианства. Значительная часть жизни профессора была связана именно с Киевской духовной академией, в Киеве происходило его становление и утверждение как научного деятеля и выдающегося историка.
На протяжении многих столетий профессорско-преподавательский состав Киевских духовных школ воспитывает будущих пастырей и богословов Христовой Церкви. Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего Истины. Ученый историк Поснов принадлежал к консервативному лагерю киевской духовно-академической профессуры. Был представителем школы, которая стала целой эпохой в истории отечественной духовной и интеллектуальной культуры, представляющей собой богатую традицию в области науки и педагогики. Она не могла исчезнуть навсегда или затеряться в смутных очертаниях полузабытых воспоминаний.
Сейчас имеется большая потребность в исследовании величественного прошлого духовно-учебного заведения, в т. ч. необходимость в изучении, публикации и осмыслении духовного наследия КДА. Киевская духовная академия стремится сохранять, продолжать и приумножать свои древние научные традиции в сочетании с новыми тенденциями в богословской и педагогической науке.
Андрей Герман
Инспекторы
Служащие этой категории занимаются контролем учебных процессов в академии. Эту должность занимали разные выдающиеся личности. Сейчас ее упразднили. Последним инспектором стал Василий Богдашевский, который работал в данной должности с 1909 по 1913 год. Он известен тем, что написал такие замечательные книги:
- «О церкви»,
- «Закон и Евангелие»,
- «О христианской благотворительности» и другие.
Также в разное время инспекторами работали Григорий Миткевич, Иоанникий Горский, Дмитрий Ковальницкий.
Выпускники
За весь период существования Киевская духовная академия выпустила множество легендарных личностей. Они добились огромного успеха как в религиозных делах, так и в науке. Один из самых талантливых выпускников Киевской духовной академии — Диденко Елевферий. Именно он стал первым наместником возрожденной Лавры. Вот еще несколько выпускников Киевской духовной академии:
- Феофан Затворник — епископ Русской православной церкви. В 1988 году его причислили к лику святых. Его мощи хранятся в Казанском соборе Вышенского монастыря. В свое время Феофан Затворник написал множество монументальных трудов. В их числе: «Путь ко спасению», «Собрание писем», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
- Попов Константин Дмитриевич — выпускник и преподаватель патристики учебного заведения. Список его значимых трудов для Киевской духовной академии таков: «Учение двенадцати апостолов», «Тертуллиан», «Блаженный Диаход».
- Памфил Данилович Юркевич — сын священника и воспитанник семинарии. С 1869 по 1873 год был деканом учительской семинарии военного ведомства. У него было несколько философских идей, которые были включены в труды Киевской духовной академии и опубликованы в Журнале Министерства народного просвещения.
Также воспитанниками данного учебного заведения являются Назарий Фаворов, Николай Стеллецкий, Никодим Милаш и другие известные богословы.
Адрес академии: г. Киев, ул. Лаврская, д. 15.
Отрывок, характеризующий Киевская духовная семинария
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною». В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву. – Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l’Empereur. [[Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице. После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов: «Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора. На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это. Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками. За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью. – Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [[святая?]колько церквей в Moscou? – спрашивал он. И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал: – К чему такая бездна церквей? – Русские очень набожны, – отвечал Балашев. – Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения. Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора. – У каждой страны свои нравы, – сказал он. – Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон. – Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей. Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно. По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [[как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,]то есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях. После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву. Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.