Мироточение икон – физическое явление или чудеса православного мира

Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый «Природа» №10, 2019

Об авторах

Никита Викторович Томин

— кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены.

Илья Станиславович Бутов

— кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства — филиала ФНБНУ «Федеральный научный центр овощеводства». Специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.

Вадим Сергеевич Алексинский

— соискатель, врач специализированной клиники Нойкирхен. Научные интересы — патологическая анатомия, иммуногистохимия, диагностика рака, гистопатология.

Александр Викторович Московский

— кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Область научных интересов — религиоведение, религиозные феномены, история православия.

Павел Васильевич Флоренский

— доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Научные интересы — нефтегазовая геология, метеоритика, этнология, история русской философии.

Михаил Александрович Дебелый

— кандидат биологических наук, научный сотрудник Фрибурского университета. Специалист в области биохимии, липидомики, масс-спектрометрии.

Мироточением в целом называют появление любой влаги на поверхности икон или предметах культа. Оно может происходить не только в стенах сакральных сооружений (монастырей, храмов, соборов), но и в обычных жилых домах или квартирах [1–4]. За мироточение принимаются различные, чаще всего естественные процессы (выделение смол или шеллака, набухание и загнивание клея и некоторых используемых в живописи органических веществ, осаждение конденсата или запотевание, сорбция различных веществ на липофильных поверхностях, образование ржавчины). Кроме того, это может быть результат жизнедеятельности специфических бактерий или других микроорганизмов, следы от елея, масла от лампад и др. [].

В результате мироточения довольно часто происходит осаждение разнородных по химическому составу жидкостей на поверхности икон (рис. 1). Если икона застеклена, маслянистая жидкость появляется на внешней поверхности стекла, но нередки случаи, когда она возникает и под стеклом. Неоднократно наблюдались рядом с иконой следы масла, имеющие различную форму (чаще всего неправильную), причем иногда фиксировалось уменьшение частоты и размера капель по мере удаления от иконы. Реже происходит осаждение масла вокруг икон, тогда правильнее говорить не о мироточении, а о маслоосаждении. Миро, собранное с икон, имеет разнообразную консистенцию и цвет, часто напоминает маслянистую жидкость, похожую на смолу []. В ряде случаев такая жидкость обладает приятным запахом, напоминающим запахи ароматических веществ (в частности, розы, жасмина, лаванды и др.), которые входят в состав духов или благовоний [, ]. Иногда выделение, имеющее консистенцию масла, называют елеем. Однако в широком смысле елей — это оливковое, а впоследствии в православном церковном обиходе и любое освященное растительное масло [].

Рис. 1.

Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина

До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.

Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее — экспертная группа).

В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией; липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.

Что означает термин «святое миро»

В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.

По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.


«Миро» переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат»

Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.

Богословы говорят о том, что факт мироточения не означает, что даже икона Божьей Матери чудотворна

Православная Церковь считает, что все канонические иконы, не зависимо от того, находятся ли они в храме или дома священны по священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу.

При этом некоторые из них избираются Промыслом Божием для особых знамений. Они являют миру вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего — благоухание, неизреченный свет, миро.


Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней

В «Полном церковнославянском словаре» Г. Дьяченко говориться о том, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». При этом далеко не всегда мироточащие иконы могут творить чудо исцеления.

Миро же источаемое такой иконой или мощами в любом случае признается чудотворным. В истории Православной Церкви есть случаи, когда миро собирали даже мусульмане, которые считали его медицинским снадобьем от любых болезней. Это произошло во время захвата турками города Салоники, где хранились мощи святого Димитрия Солунского.

Известны случаи, когда мусульмане собирали миро с христианских икон и мощей святых.

Церковное сообщество также неоднозначно реагирует на «плачущие» иконы. Так член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви Павел Васильевич Флоренский говорит о том, что «признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили.

«Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах». При этом он также призывает верующих не заострять внимание на факте мироточения, так как любая каноническая икона уже в силу этого факта признается священной.

Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон

Современные богословы также призывают трезво относиться к фактам истечения миро. Так Андрей Кураев говорит:

Андрей Кураев

Богослов

«… само по себе крово-, слезо-, мироточение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай по этому поводу сказал следующее: «У меня ничего не мироточит. … Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. … Быстро создали комиссию. Все иконы протёрли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определённой настороженностью».

Почему мироточит икона

Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.

Христианская вера не основывается на чуде, но основывается на вере

Если же подвести некоторый итог, то можно сказать, что Православная Церковь относиться к фактам мироточений икон и иным чудесам настороженно.

Дело в том, что Мироточение не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Так, например, в Индии некоторые языческие каменные идолы не только источали молоко, но и пили его. Фиксируются даже случаи мироточения статуй Будды.


«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием

Отцы Церкви учат, что Вера наша не должна основываться на чудесах, так как ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Кроме того, того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе.

Об этом в Евангелии сказано так: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). Более того книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).

(Мф. 24, 24)

Священное Писание говорит о том, что мироточение — это чудо, которое могут сотворить демоны.

Святитель Игнатий Брянчанинов написал книгу «О чудесах и знамениях». В ней он предостерегает от увлечения чудесами. Дело в том, что они могут заменить веру. В результате человек будет обольщён и впадёт в грех плоского мудрования. Он перестанет исповедоваться, каяться и причащаться, что приведёт его к духовной смерти, то есть прервет его связь с Богом.


Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон

Церковь учит о том, что принятие ложных чудес за истинные, повреждает душу. Именно поэтому существует рекомендация для православных «не отвергать и не принимать». Это означает, что ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Именно поэтому недоверчивое отношение к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека. Таким образом, нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры.

Православная же Вера основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Видео «Почему мироточат иконы?»

В этом видеоролике представлено мнение одного из протоиереев.

Точка зрения служителей церкви

Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.

Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.

Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.


Маслянистые капли означают доброе знамение

Мнения скептиков

Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.

Научное объяснение

Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.

Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.

Мироточение икон с точки зрения науки

Существуют различные научные попытки объяснения мироточения икон. Например, масло может оказаться на иконе в результате естественной конденсации паров масла с находящихся неподалёку лампад. Часто в таких случаях появление жидкости наблюдается и на посторонних предметах.

Согласно другой версии, масло может появляться на иконе вследствие капиллярного эффекта. То есть движения древесной смолы по порам древесины, из которой изготовлена икона. Также масло нередко наносится на икону контактным путём, в результате прикосновения прихожан после помазания.

Мироточение прошедших веков

Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.


Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица

Секрет разоблачения


С одной стороны, такой знак всегда несет в себе толику неизвестности: что предвещает это явление — добро или зло, и к чему следует готовиться, не знает никто. С другой стороны, даже глубоко верующие люди иногда сомневаются в подлинности такого явления. Все потому, что истории известно множество случаев, когда подобным образом священнослужители пытались обмануть народ и власть, чтобы добиться определенных целей.

Так, при Петре I священнослужители одной из церквей заявили, что у них в соборе произошло явление мироточения икон. Разоблачение не заставило себя долго ждать. Притом что царь был верующим человеком, он все же усомнился в подлинности происходящего. Попы в один голос заявляли, что таким образом Бог оплакивает старые порядки, которые были отменены Великим царем. Петр I смел предположить, что, используя это событие, попы хотят склонить его к отмене нововведений и возвращению былых порядков.

Он отнесся довольно скептически к подобному «божественному» проявлению и приказал забрать мироточащий образ из собора. После прибытия в свой дворец, царь разорил икону и обнаружил в ней капсулы с жидкостью, расположенные внутри ее в районе глаз. В свою очередь, в глазах были проделаны маленькие отверстия, через которые жидкость выходила наружу.

В связи с этим царь издал грозный указ, который гласил: «Если еще в какой-нибудь церкви заплачут иконы, то поповские задницы заплачут кровью». С тех пор образы больше не «плакали».

Мироточения последних десятилетий

До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.

Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.

Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.

Современные мироточивые иконы

Мироточение Богородичной иконы «Умиление» началось в 90-е годы и продолжается в наше время. Бумажный образ начал источать миро в доме одной из жительниц посёлка Локоть Брянской области. Позднее на обратной стороне иконы проявились изображения Спаса Нерукотворного и Богородицы. Святыня была украшена ризой и помещена в киот. Сегодня икона принадлежит одной из епархий Курской области и является объектом паломничества.

В 2015 году миро начала источать Казанская икона Божьей Матери в Валаамском монастыре. Чудо произошло на Всенощном бдении накануне престольного праздника скита, в котором находится икона. В 2016 году замироточила Казанская икона Божьей Матери в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. По словам митрополита Илариона (Алфеева), чудо повторилось через год. Это случилось, когда в столицу привезли мощи святителя Николая Чудотворца. В 2018 и 2021 годах эта икона источала миро в Богородичные праздники.

В 2021 году накануне праздника Крещения Господня в храме Трёх Святителей казахстанского города Каратау замироточила икона «Спас Нерукотворный». Впервые образ стал источать миро ещё в 2000 году накануне Пасхи. В 2021 году сообщалось о мироточении Богородичной иконы «Знамение» в Михаило-Архангельском храме Тульской области.

Какие иконы сейчас мироточат в России

Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:

  • страстотерпца царя Николая II (Свято-Никольский храм, Пыжи);
  • святителя Николая (там же);
  • Казанской Богоматери (собор Троицы Живоначальной, Берсеневская набережная);
  • Иверской Божией Матери (церковь Архангела Михаила, Девичье поле);
  • Всех Святых (там же);
  • Богородицы «Семистрельная» (там же).


Икона Казанской Богоматери


Богородица «Семистрельная»


Страстотерпца царя Николая II

Мнение церкви

Священнослужители неоднозначно относятся к мироточению. По христианскому вероучению, иконы связаны с запечатленными на них первообразами. Через иконы к святому покровителю, Богородице или Спасителю переходит душевный посыл, вложенный в молитву. Мироточение — посыл с другой стороны, знамение Царствия Божия. Но что именно предвещают капли масла на лике — трудно догадаться.

Случаи мироточения икон расследует комиссия от епархии, чтобы исключить обман. Химический анализ выявил в составе мира с икон подсолнечное масло, а также вещество из смолы лиственных деревьев, растущих в Аравии. Священнослужители не позволяют проводить более тщательные научные исследования святынь. Лабораторные анализы не помогут понять, откуда берется миро. Методику для измерения чудес еще не изобрели.

В церковной среде признают факты фальсификации. Священники прибегают к уловке, чтобы привлечь верующих в храм и собрать большие пожертвования. Участники комиссий по расследованию случаев мироточения заметили закономерность: плачут только иконы частных владельцев и новые образа. Главный эксперт группы по исследованию чудес РПЦ, П. Флоренский, высказал философскую трактовку явления: не стоит преувеличивать значение мироточения. Подлинное или инсценированное явление совершается во славу Божию. Профессор Флоренский также отмечает, что известные древнерусские святыни не мироточили.

По мнению современных богословов, появление слезной, кровавой, масляной жидкости не означает безусловной святости предмета. Маслом покрывались языческие идолы. Активно льют слезы иконы «Богородичного центра», новой московской секты. Явление часто используют в корыстных целях. Каждый случай нужно проверять, чтобы не вводить верующих в заблуждение.

Мироточение в большинстве случаев объявляют чудом. Но под божественные чудеса может маскироваться лукавый, и пробуждать тщеславие в батюшках и владельцах необычных образов.

Что делать, если мироточит икона дома

Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.

Не стоит бояться, если замироточила домашняя икона, ведь в большинстве случаев это хорошее предзнаменование.

Полезная информация

Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.

Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Плачущие» иконы РПЦ проверяет по собой процедуре

Плачут иконы в России достаточно часто и во многих случаях факты мироточения сомнительны, именно поэтому в РПЦ разработана специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения.

Согласно ей после обнаружения факто истечения миро на иконе об этом сразу же докладывается в епархиальное управление. Оно направляет в храм специальную комиссию для выяснения, что это значит. Если икона дома у частного лица, то комиссия может посетить его жилище, с согласия такого человека.


Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре

В задачи комиссии входит, осмотр иконы для установления её местоположения и условий хранения, опрос свидетелей. Кроме того, её члены могу также сделать фото иконы. В том случае, когда первая комиссия вынесла положительное заключение, на место направляется вторая комиссия.

Её задача — более тщательно расследовать возможность появления маслянистых пятен на образе естественным путём.

Факт неестественного мироточения икон проверят специальная комиссия епархиального управления.

Если вторая комиссия также не выявит естественного происхождения миро, икону помещают в опечатанный киот. В том случае, когда и здесь фиксируется возникновение масляных пятен, икону объявляют миротчивой.

«Московские епархиальные ведомости» за 2005 год напечатали статью, посвященную изучения фактов массового мирточения икон, происходивших в Клину в доме В.М. Жучковой. Анализируя их, члены епархиальной комиссии установили следующее:

  • все иконы мироточили в разных местах и не были связанны с одни «намеленным» или «святым» местом;
  • подлинные мироточения никогда не связывались с присутствием рядом с ним конкретного живого человека;
  • подлинные мироточения всегда продолжались, если икону приносили в храм.


«Мироточащие» иконы В.М. Жучковой в её квартире. 2003 год. РПЦ факт их мироточения не признала
Таким образом, на примере В.М. Жучковой можно сказать, что случаи массового мироточения икон и их фотографий носят нецерковный характер. Духовной традиции Православной Церкви они не соответствуют и не имеют к ней никакого отношения.

То же самое касается и случаев, когда на образах проступает кровь и епархиальная комиссия не находит подтверждения чудесности этого явления.

Как определить подлинность явления

Примечательно, что при появлении росы на иконе к месту события сразу же приезжает специальная комиссия, в состав которой входят ученые и священнослужители, чтобы засвидетельствовать подлинность этого факта. Для чистоты эксперимента ее помещают в специальную капсулу.

К сожалению, во все времена находились мошенники, которые пытались сфальсифицировать подобное чудо. Многим это удавалось: доверчивый народ толпами шел в церковь, где происходило подобное явление, и нес подаяния. Некоторые имитировали феномен из корыстных целей, другие — чтобы прославить себя и свою церковь. Однако существуют некие закономерности, благодаря которым можно определить, насколько подлинным выступает подобное явление:

  1. Мироточение не имеет привязки к определенному месту.
  2. Плач Святых ликов могут видеть все, а не один или несколько человек, так как это является истинным чудом.
  3. Образ не перестает мироточить оттого, что его перенесли в другое место.

Если случившийся феномен противоречит какому-либо из этих признаков, то, скорее всего, это обман.

ЗАГАДКИ КРОВОТОЧАЩИХ ИКОН

Тысячи людей стекаются к дому полицейского на одном из островов Андаманского архипелага в Индии, чтобы помолиться на икону Христа, который, по словам хозяина образа, в течение последних двух недель истекал кровью.

* * * «Эрик Натаниель, оператор полицейского радио обнаружил красную жидкость, стекающую по изображению Иисуса Христа. По его утверждениям, это была кровь. Мы зажгли свечи и стали молиться. Молитва продолжалась всю ночь. Спустя некоторое время кровь перестала струиться, но начала течь из рук и сердца Христа, изображенного на других иконах, — рассказывает Натаниель.»

«Специалисты утверждают, что кровью полицейский назвал алую краску, использованную при написании икон. В условиях чрезмерной влажности она имеет свойство плавиться. Но, несмотря на это, огромное количество людей со всех островов Андаманского архипелага и архипелага Никобар приплывает к дому Натаниеля, чтобы помолиться на кровоточащее изображение Христа.»

Поток гостей оказался настолько большим, что полицейскому стало трудно с ним управляться. В итоге одна из икон была перенесена в располагающийся неподалеку дом епископа.

* * * В России самыми известными на сегодняшний день кровоточащими иконами являются Казанская икона Божией Матери, обнаруженная в небольшом православном храме в поселке Лог Иловлинского района Волгоградской области, и икона Спасителя, принадлежащая жительнице Оренбургской области.

На лике Божией Матери кровоточащее пятно, которое то темнеет, то светлеет, то пульсирует, как настоящее человеческое сердце, появилось год назад. Вскоре после этого поселок Лог стал объектом паломничества верующих со всей России, и ожиданиям некоторых из них суждено было сбыться.

Кровоточащая икона — само по себе чудо, однако Казанская икона еще и излечивает людей от многих тяжелых болезней. К одной из паломниц после молитвы перед иконой вернулось зрение, вторая избавилась от страшных язв на ногах. А недавно в храм приезжали родители с десятилетним мальчиком, который страдал припадками эпилепсии. После многочасовых молитв перед чудотворной иконой болезнь отступила.

Москвичка несколько дней молилась перед иконой за отца, умиравшего от рака. Через некоторое время ее отец стал чувствовать себя значительно лучше.

В Волгоградской епархии создали специальную комиссию для изучения этого явления, в которую вошли и сотрудники Волгоградского областного кардиоцентра. Они пришли к выводу, что контуры кровавого пятна на лике Богородицы абсолютно точно повторяют анатомическую карту кровеносных сосудов на лице человека.

Сейчас все случаи чудодейственных исцелений волгоградские священнослужители фиксируют в специальной книге, где ставят свои подписи и врачи.

* * * Хозяйкой другой, возможно, еще более знаменитой кровоточащей иконы, является пенсионерка Антонина Ефимова. Именно в ее доме в селе Державино Оренбургской области 5 апреля 2000 года, в Великую среду, на поверхности иконы Спасителя (на лике и благословляющей деснице, а затем и на лбу) неожиданно начали появляться мелкие пятна красной жидкости, которая вела себя как кровь: сгущалась, свертывалась и превращалась в струпья.

Узнав об этом чудесном явлении, самарские священнослужители с благословения патриарха всея Руси организовали проведение биохимической экспертизы, которая подтвердила первоначальные предположения — икона чудесным образом выделяет настоящую человеческую кровь. Гематологи даже установили группу крови — IV, что совпало с данными, полученными их итальянскими коллегами, исследовавшими кровоподтеки на легендарной Туринской плащанице.

Между тем пятна крови, которые вначале были небольшими, чуть заметными, быстро просыхали и сгущались, стали увеличиваться в размере, медленнее сохнуть, а образовавшиеся на их месте струпья стали удерживаться на доске дольше прежнего.

За последние годы икона посетила большую часть епархий России и некоторых стран СНГ. Как часто бывает в таких случаях, чудотворность образа подтверждается его целебными свойствами.

Практически во всех городах, где она побывала, священники говорят о случаях или полного исцеления людей, страдавших серьезными заболеваниями, или существенного улучшения их самочувствия после того, как они приложились к иконе.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Феодоровская

Тропарь, глас 4 Присшествием честныя твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает к изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.

Молитва О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковные приметы

Стараясь выяснить, почему мироточат иконы, люди выявили некоторые особенности этого процесса. На основе таких особенностей были составлены приметы, благодаря которым это проявление можно приурочить к тому или иному событию:

  • Плачущая икона — знак грядущих больших перемен. Светлые слезы — положительные перемены, темные или «кровавые» — плохие перемены.
  • Плачущая «росой» икона — хорошее предзнаменование, обещающее перемены к лучшему.
  • Обильно мироточащий лик святого — предвестник хороших новостей и событий.
  • Икона замироточила в церкви — благие вести для прихожан, церкви и города в целом.
  • Образ мироточит дома — чудо случится в семье, возможно, чудесное исцеление.
  • Плачет икона Вседержителя — к благоприятным событиям, переменам, ладу в делах и счастью в жизни.
  • Икона Николая Чудотворца — хороший знак, положительные перемены в жизни.
  • Лик Божьей Матери — рождение ребенка, здоровые дети, исцеление от недугов.
  • Семистрельная икона — мир и покой в семье, защита от сглаза.

Также известен факт, что мироточение может быть как единичным, когда плачет одна или несколько икон, так и массовым и распространяться даже на несколько государств.

Что это значит и что предвещает?

Для начала, нужно понимать, что сам по себе термин «мироточение» является условным. Миро представляет собой масло-благовонию, которое делают путем соединения более пятидесяти видов растительных масел, смол и душистых трав.

Используется миро при совершении таинства миропомазания, и в тех случаях, когда католические или протестантские христиане переходят в православие. Варят такое масло всего одну неделю в году – на Страстной Седмице.

Вещество, которое выделяется из икон во время мироточения лишь отдаленно напоминает традиционное миро. Они имеют схожую на первый взгляд маслянистую текстуру и благоухание. К слову, отнюдь не всегда и эти два свойства объединяют настоящее и «чудесное» миро. Цвет, запах и консистенция вещества, которое выделяется из икон, может быть разным: от густого тягуче-смольного до прозрачно-водянистого.

Священнослужители разделяют этот феномен на несколько видов:

  • Мироточение – когда иконы выделяют маслянистое вещество.
  • Елеоточение – когда выделяется густое темное вещество, похожее на смолу.
  • Росоточение – когда выделяемая жидкость прозрачная и похожа на обычную воду.

Эти три вида религиозных чудес объединяет в себе термин «мироточение». В христианстве выделение иконами жидкостей случай не редкий. Эти события так же подразделяют на три вида:

  • «Плачущие иконы». Они встречаются довольно редко и считаются грозным предзнаменованием. Самой известной «плачущей иконой» считается икона Богородицы, которая для России всегда предрекала нелегкие времена.
  • «Мироточащие иконы». Тут мнения расходятся. Некоторые полагают, что миро выделяется в преддверии важных перемен в истории, а другие настроены более пессимистично утверждают, что этот феномен означает будущие трудности и испытания, которые предстоит пережить народу.
  • «Кровоточащие иконы». Это наиболее редкий и самый грозный знак в христианстве. Известно всего несколько случаев кровотечений у икон и все они являлись предвестниками страшных катаклизмов, разрушительных войн и катастроф.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]