Первая и вторая книги Маккавейские. Восстание Маккавеев. Начало династии.

Маккавеи

— первоначально прозвание одного Иуды Маккавея, потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана, в особенности же на семью самого Иуды Маккавея, возглавившую иудейское восстание против Селевкидов, и основавшую династию
ХасмонеевО пострадавших за веру мучениках см. Маккавейские мученики
Прозвище «Маккавей» носил вначале Иуда (1 Мак 2:4). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к древнееврейскому маккевет

или арамейскому
маккава
— «молот». Согласно же традиционному иудейскому толкованию, оно является аббревиатурой древнееврейского оригинала стиха Исх 15:11:
«Кто, как Ты, Господи, между богами?»
Будучи малосильны, евреи много терпели от соседних народов. Самое жестокое гонение претерпели они от сирийского царя Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до н.э.), который особенно усердствовал в насильственной эллинизации Палестины и в самом иерусалимском Храме поставил идола.

Священник Маттафия Асмоней, или Хасмонид, из Модина (в 10 км юго-восточнее Лидды), собрал вокруг себя ревнителей веры и, поддерживаемый пятью сыновьями, Иоанном, Симоном, Иудой, Елеазаром и Ионафаном, в 167 г. до н.э. начал из неприступных горных убежищ борьбу с войсками Антиоха Епифана, постановив сражаться и в дни субботние. Он совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, производя обрезание, наказывая отступников и совратителей, но скоро умер (166 г. до н.э.).

Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда Маккавей, который неоднократно побеждал сирийцев. В декабре 164 г. до н.э. ему удалось отвоевать у них Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. В память об этом иудеи установили праздник Обновления — Хануку (см. Ин 10:22). В 160 г. до н.э. Иуда Маккавей пал в бою с сирийцами.

Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан, который добился признания его сирийским наместником, сделался первосвященником и занялся упорядочением управления. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври — членами разбойничьего племени в Заиорданье. Не желая допустить отложения Иудеи от Сирии, сирийский узурпатор Трифон Диодот в 143 г. до н.э. заманил к себе Ионафана с двумя сыновьями и велел всех трех умертвить.

Во главе Маккавеев стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. Он укрепил находившиеся под его властью города, завоевал гавань Иоппию, поощрял торговлю и промыслы, ввел антиселевкидовскую эру и был провозглашен наследственным первосвященником и князем в 140 г. до н.э. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род.

Земля Израиля под властью эллинистической Сирии [↑]

В 3390

году (370 г. до н.э.) евреи вернулись из Вавилонского плена и постепенно отстроили Второй Храм. Земля Израиля входила тогда в состав Персидской империи.

В 3428

году (332 г. до н.э.) Персию побеждает Александр Македонский, который, как рассказывает Агада, с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений.

После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.

Эллинизм. Правление Антиоха IV Эпифана. [↑]

В странах, завоеванных Александром Македонским, распространился эллинизм (от слова Эллада

— Греция) — мировоззрение и культура, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Насаждались занятия гимнастикой, устраивались фестивали разнузданных танцев, повсеместным стало поклонение греческим божествам. Завоеванные народы охотно восприняли греческий образ жизни. Среди евреев также нашлись его сторонники. Их называли «
митъявним»
— т.е. уподобившиеся грекам, эллинисты. Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.

Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист.

В 3593

году (167 г. до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там греческого идола и принеся ему жертву.

Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, делал обрезание своим сыновьям, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.

Всегда ли можно мстить за кровь мучеников?

Как быть, если подобное мученичество за веру, какое претерпели Маккавеи, будет происходить у нас? Поднимать ли восстание? В нашей недавней, советской, истории был подобный пример. Храмы закрывали, священников расстреливали, верующих отправляли в лагеря. Но православные христиане не взяли в руки оружие — ведь воевать им пришлось бы против своих же братьев. Они собирались для молитвы и совершения литургии тайно, а вместо одного убитого священника рукополагались двое… Таким образом народ пытался сохранить свою веру в условиях гонений, и ему это удалось.

Кровь целого сонма мучеников, исповедников советской эпохи свидетельствует о терпении и покорном несении креста нашим народом. Они учат нас своим примером, как надо реагировать на подобные ситуации, приход безбожной власти. Посмотрите, как сегодня ведут себя христиане на Западной Украине. Священники и миряне, которых выгоняют из собственных храмов, собираются на молитву на улице или где-то ещё. Они «протестуют» своим смирением, молитвой и защищают свои храмы в судах, а не в сражениях.

Протоиерей Константин Лисняк

Восстание в Модиине [↑]

Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин

, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана.

Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник.

Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы.

Матитьяу призвал всех верных Торе евреев присоединиться к нему. Его лозунгом стал призыв Моше покарать виновных в грехе Золотого тельца: «Ми ле-а-Шем — элай»

(
«Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!»

см. Шмот, 32:26
).

Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат.

Когда Матитьяу почувствовал приближение смерти, он поручил военное руководство своему сыну Иеуде, обладавшему выдающимися способностями

полководца. Иеуду, а впоследствии и всю его семью прозвали Макаби

(
Маккавей
) —
«молот»
. Кроме того, как сказано выше,
«Макаби»
— это также аббревиатура из четырех букв:
«мем»
,
«кав»
,
«бейт»
,
«йуд»
, по первым буквам стиха:
«Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний»(Шмот, 15:11
). Эти слова были начертаны на знамени восставших.

Святые мученики Маккавеи

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Победы Маккавеев и чудо Хануки. [↑]

К отряду Иеуды Маккавея присоединялось все больше людей. Маккавеи начали вступать в открытые сражения с сирийцами и всякий раз чудесным образом одерживали победы — силы врага во много раз превосходили их численностью.

Через три года дороги Иудеи, наконец, были освобождены. Евреи подошли к Иерусалиму.

Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник, т.к. старый был уже непригоден, и 25 Кислева 3596 года

(164 год до н.э.) освятили его, т.е. в первый раз принесли на нем жертвы. Освящение на иврите
«ханука»
— отсюда название праздника Ханука.

Золотой семисвечник, стоявший прежде в Храме, был украден. Вместо него изготовили железную менору. Когда захотели ее зажечь, не оказалось достаточного количества чистого масла — нашли только маленький кувшинчик с печатью первосвященника Йоханана. Этого масла должно было хватить только на один день, но произошло чудо: оно горело восемь дней, пока не приготовили новое чистое масло (семь дней требовалось для исполнения ритуала храмового очищения, и еще один день — на приготовление масла).

В память о чуде мудрецы постановили каждый год в течение восьми дней, начиная с 25 Кислева, праздновать Хануку, зажигая огни и восхваляя Создателя.

Воспоминание о Маккавеях в молитвах Хануки [↑]

В память о чудесных победах, посланных Вс-вышним через Маккавеев, в молитвах «Шмонэ эсрэ» (основной еврейской молитве) и послеобеденной молитве «Биркат а-мазон» в дни Хануки читают специальную вставку «Аль а-нисим»(«За чудеса»

) — благодарность «за чудеса, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за войны, которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года)…».

В дни Хануки мы также прославляем и благодарим Вс-вышнего, читая в утренней молитве «Шахарит» полный «Алель» (псалмы, восхваляющие Б-га). А траурные отрывки — Таханун, «Б-г долготерпеливый», «Начальнику хора» и «Долготерпеливость Твоя» — принято пропускать.

В утренней молитве в Хануку читают специальные отрывки из Торы, рассказывающие об освящении жертвенника в Мишкане (о принесении жертв главами каждого колена), а в последний день Хануки — также об изготовлении семисвечника-меноры (Бамидбар, 7:1—8:4

).

Династия Хасмонеев после Хануки [↑]

Через четыре года после Хануки, в 3600

году (160 г. до н.э.) Иеуда Макаби погиб в бою. Его братья Йонатан и Шимон продолжали войну.

Йонатан воспользовался борьбой за власть между различными селевкидскими правителями, и один из них назначил его первосвященником. Впоследствии Йонатан был захвачен и убит сирийцами. Первосвященником и правителем стал Шимон, которому удалось полностью изгнать сирийцев из страны.

В 3625

году (135 г.) до н. э. Шимон и два его сына, Матитьяу и Йеуда, были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона. Третьему сыну Шимона, Йоханану Гиркану, удалось одержать верх в борьбе за власть. Он правил до
3656
года (104 г. до н.э.) и значительно расширил границы Хасмонейского государства.

В конце своего правления Йоханан Гиркан принял сторону цдуким (саддукеев), которые отрицали Устную Тору, понимая то, что написано в Торе, буквально.

Сын Йоханана Йеуда Аристобул (3656-3657

гг. / 104—103 гг. до н.э.) стал первым правителем Хасмонейской династии, который объявил себя царем.

При его брате Александре Янае еще более углубился конфликт Хасмонеев с прушим (фарисеями) — евреями, которые, в отличии от цдуким, полностью соблюдали Тору. Царь начал преследовать еврейских мудрецов.

После смерти Александра Яная власть перешла к его жене Шломцион (3684-3693

гг. / 76—67 гг. до н.э.), сестре мудреца
Шимона бен Шатаха
. При ней было восстановлено судебное и религиозное руководство мудрецов.

После смерти царицы Шломцион началась междоусобная война между ее сыновьями, Гирканом и Аристобулом. В 3697

году (63 г. до н.э.) обе стороны обратились за помощью к римскому полководцу Помпею, и тот воспользовался этим, чтобы подчинить Иудею Риму. Римляне оставили за Гирканом титул первосвященника, но упразднили царскую власть и отторгли значительные территории от бывшего Хасмонейского царства.

В окружении Гиркана большим влиянием стали пользоваться эдумей Антипатр и его сын Гордус (Ирод).

В последующие годы было несколько неудачных восстаний против римлян, возглавляемых Аристобулом и его сыном Александром. Последнюю попытку восстановить прежнее величие Хасмонейской династии предпринял сын Аристобула Матитьяу Антигон. Воспользовавшись враждой парфян с Римом и овладев с их помощью Иерусалимом, он стал царем и первосвященником. Но ненадолго.

Первая и вторая книги Маккавейские. Восстание Маккавеев. Начало династии.

Гонения Антиоха Епифана долго продолжаться не могли. Во главе восстания становится священник Маттафия. В его город являются посланники царя и требуют от всех пойти и принести жертву. Маттафия, несмотря на уговоры, отказывается и призывает к тому же народ. Затем священник убивает иудея, согласившегося идти, и убивает царского посланника, и вместе с пятью своими сыновьями убегает в горы. Идет война. Маттафия как партизан, изредка делает вылазки, грабит Палестину. Все движение стало называться Маккавейским, по имени Иуды Маккавея (Молота), он был назначен военачальником своим отцом Маттафией. Старший того Симон, хоть и был главой, но командовал войсками Иуда. Действия Иуды Маккавея (166–160 гг. до Р. Х) оказались весьма успешными, поскольку Антиох не ожидал встретить серьезное сопротивление.

Первая книга Маккавейская описывает поворот гнева Божия на милость. Эта книга неканоническая, и поэтому можно было бы сказать, несколько тенденциозна. Ее автор пытался оправдать и придать величия новой царской династии Маккавеев, а те не были из рода Давидова. Поэтому книги эти могут выставлять Маккавеев как героев и великих праведников, хотя это могло быть не так.

Иуде Маккавею через очень краткое время удается прийти в Иерусалим и отвоевать Сион. В руках сирийцев осталась только цитадель. Храм был очищен от всех мерзостей, которые там творились, возобновилось богослужение. Складывается новый жертвенник, а камни от прежнего, оскверненного, откладываются в сторону. Иудеи не знали, что с ними делать, и решили их оставить до времени, когда придет верный пророк и скажет, как поступить с камнями от этого жертвенника (1 Мак. 4: 43–45). Совершив восьмидневное празднование по подобию праздника Кущей, иудеи постановили ежегодно совершать праздник обновления Храма.

В одном из эпизодов Иуда Маккавей, молящийся перед сражением, видит первосвященника Онию праведного и пророка Иеремию, которые молят Бога о благополучном исходе этого сражения (2 Мак.15: 12–13).

После освобождения Иерусалима и Храма умирает Антиох Епифан. Он раскаивается и признает, что это кара за осквернение Храма Божия и города Божия. Перед кончиной Антиох провозгласил право иудеев на свободу своего вероисповедания и повелел вернуть все, что он захватил в Храме, и дал указ, чтобы там приносили жертвы, и даже обещал в случае выздоровления сделаться иудеем. Он не выздоравливает (2 Мак. 9). Но с этого момента религиозные преследования прекращаются.

Война теряет свой религиозный смысл, но продолжается дальше и с этого момента приобретает уже национально-освободительный характер. Некоторые благочестивые иудеи, названные в Писании хасидеями, от движения Маккавейского отстают, потому что не видят смысла бороться дальше. Смысл воевать за отеческий закон они видели, а смысла воевать за политическую независимость и за восстановление царства – нет.

Иуде Маккавею не удается отвоевать Иерусалимскую цитадель. Она находилась в руках язычников, которые продолжали контролировать город, Иуда был вынужден отступить. Тем не менее он постепенно расширяет подвластную ему территорию. Иерусалим на время снова переходит к сирийцам. Управление Иудеей поручается Вакхиду, вместе с которым приезжает некто Алким, который домогался первосвященства и которому царь Димитрий поручил «сделать отмщение сынам Израиля» (1 Мак. 7: 9). Они произвели многие убийства и насилие в Израиле, чем вызвали против себя активные действия Маккавеев.

Посланный против них полководец Никанор, придя в Иерусалим, поклялся после сражений с Иудой сжечь храм. Но он был разбит и погиб. После этого Иуда заключает против Димитрия военный союз с римлянами. Еще одна деталь, подчеркивающая изменившийся характер войны, поскольку раньше иудеи рассчитывали только на помощь Божию. После этого Иуда проигрывает сражение Вакхиду и Алкиму и сам погибает. Произошло это в 160 году. Союз с язычниками не принес ему большой пользы. Вакхид некоторое время торжествует, однако во главе иудеев встает Ионафан (160–143 гг. до Р. Х.), который нанес ему ряд поражений. Вакхид заключил мир с Ионафаном и покинул Иудею.

В Сирии тем временем идет борьба двух родов потомков Антиоха Великого в лице Димитрия и Александра; наступает такой момент, что Ионафан сам поддерживает то одного, то другого претендента на престол, и поддерживал каждый раз того представителя династии, который в данный момент имел больше законных прав на престол, т.е не за деньги.

Ионафан направляет посольство в Рим для возобновления союза. Естественно, римляне весьма охотно идут на этот союз. Заключается также союз со спартанцами, о которых было найдено, что «они – братья и от рода Авраамова» (1 Мак. 12: 7, 21). За союзников–язычников возносится молитва и приносится жертва.

Ионафан, одержав очередную победу над войсками Димитрия, доверился сирийскому военачальнику Трифону. Его захватывают в заложники, потом требуют к себе его детей, но, в конце концов, умерщвляют и его, и их. Поскольку еще раньше в различных походах погибли и два других брата, Иоанн и Елеазар, то остается один–единственный из Маккавеев, Симон (143–135). При нем в Иудее наконец наступил мир (1 Мак. 14: 4–15). Народ провозглашает его начальником над всем народом и первосвященником, как написано на доске, которая по этому случаю была отчеканена, до тех пор пока не придет пророк верный (1 Мак. 14: 41). То есть до времени, пока не придет пророк, могущий рассудить, верно или нет поставлены Маккавеи на первосвященство и царство. Фактически, хотя Маккавеи царями не объявлялись, они провозглашались предводителями народа, а до них эту функцию исполняли первосвященники. Либо Симон объявляется начальником народа до времени пришествия Христова, тогда это постановление оказывается в каком‑то смысле пророческим: после того как династия Маккавеев была отторгнута от власти, престол занял Ирод — идумеянин, во время которого рождается Христос.

Маккавеи подчиняют себе значительную территорию и становятся полностью автономными, сами начинают чеканить монету, что является признаком независимости. В 135 году бесславно погибает Симон, убитый собственным зятем, который пожелал сам править и пытался перебить и его детей. В живых остается Иоанн Гиркан, который в 134 году становится преемником. На приходе к власти Иоанна кончается самая первая книга Маккавейская, ее повествование доводится до 135 года. Вторая книга Маккавейская заканчивается смертью Иуды Маккавея. В этой книге религиозный момент выражен гораздо более ярко, и поскольку после смерти Иуды Маккавея все движение становится чисто политическим, то здесь оно не находит отражения.

А о событиях следующего столетия не повествует ни одна из книг Библии.

Трагический конец династии Хасмонеев [↑]

В 3723

году (37 г. до н. э.) римские войска взяли Иерусалим после длительной осады. Матитьяу Антигон был казнен, и римляне возвели на престол Ирода.

Желая, чтобы евреи относились к нему как к законному царю, Ирод решил породниться с династией Хасмонеев и женился на Мирьям, внучке Гиркана. Через несколько лет Мирьям была казнена по приказу Ирода. Он убил также ее брата, деда и мать.

В конце концов, из рода Хашмонеев в живых осталась лишь одна молодая женщина, на которой Ирод решил жениться. Но она, чтобы избежать этой участи, покончила жизнь самоубийством.

Уничтожение династии Хасмонеев было наказанием за то, что члены этой семьи, будучи коэнами (священнослужителями), присвоили себе царскую власть и не хотели отдавать ее потомкам царя Давида, которым она принадлежит по праву.

Святые «революционеры» на Руси

Таких примеров в истории Церкви было немало. Вспомним преподобного Сергия Радонежского, который благословил святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву против татаро-монголов и даже дал ему в помощь двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. Долгое время славяне терпели, платили татарам дань, пока те не трогали религиозную часть их жизни. Но вот татаро-монголы, которые раньше были огнепоклонниками, приняли ислам и стали его активно насаждать на Руси. И славяне восстали. Произошло сражение, которое принесло нашим предкам победу.

Вспомним 1612 год, когда попытались захватить власть и насильно насадить католицизм польские интервенты. Простые горожане, крестьяне под руководством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина собрались в народное ополчение, неся впереди себя Казанскую икону Божией Матери, и свергли оккупантов, наголову разбили польскую армию. Чем вам не Маккавеи? Сейчас многие исторические моменты подвергают сомнению, но свержение польских интервентов простым народом — полностью подтверждённый в истории факт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]