Что такое Голгофа: дорога скорби или путь к спасению?

Среди христиан до сих пор ведутся ссоры о том, где расположено место казни Иисуса Христа.

Так православные и католики считают истинным современное место расположения Голгофы в конце дороги скорби или Виа Долорес. Этим путём шёл Спаситель на смерть.

Протестанты же считают, что гора Голгофа находятся севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Это место принято называть Садовая могила.

В любом случае значение Лобного места для христианства столь велико, что в настоящее время на месте казни Христа построен целых храмовый комплекс, называемей «Храм Гроба Господня».

Голгофа — это место совершения казней, Лобное место

Что такое Голгофа говориться в Новом Завете. Согласно ему это Лобное место, то есть то место, где совершались публичные казни приговорённых к смерти преступников. Кроме того, под Голгофой также понимается место для распятия.

Здесь распяли Иисуса Христа и здесь он принял свою мученическую смерть во искупление грехов человечества для того, чтобы люди могли войти в царство Небесное. В наше время Голгофа находиться на территории государства Израиль, и она признана одной из двух главных святынь христианства.


Вид на Голгофу и Камень Миропомазания. В результате множества перестроек, Голгофа в наше время находиться внутри Храма Гроба Господня. Сам холм срыт, а скала Голгофа помещена внутрь помещения Храма

В переводе с греческого, иврита и арамейского слово «Голгофа» переводиться как череп. Изначально Голгофа — место распятия Господа, считалась частью холма Гареб.

С точки зрения геологии это небольшая скала или же холм. Возможно, гора так названа, благодаря своей внешней похожести с людским черепом.

Голгофа

в переводе с ирита и арамейского — «череп»

В христианстве укрепились другие имена этой местности ― латинское «Кальвария» и греческое «Великий Кранион», что в обоих случаях означает «череп». По другой версии название горы происходит от «Гол-Гофа», что означает «Гора Наказания»

Общие сведения

Гора Голгофа в Израиле, на которой, по преданию, был распят Иисус Христос, считается одной из двух главных святынь для христиан (вторая – Гроб Господний). Изначально она была частью холма Гареб, однако после его намеренного разрушения для строительства церкви, гора вошла в состав единого храмового комплекса.

В высоту она достигает 11,45 метров, высота над уровнем пола – 5 метров. Расположена в западной части страны, недалеко от границы Израиля с Иорданией. Голгофа на туристической карте Иерусалима занимает почётное место – ежегодно сюда приезжает более 3 млн. паломников, которых не останавливает ни палящее солнце в июле и августе, ни огромные очереди.

Христианская традиция помещает Голгофу за городские стены Иерусалима

В евангельские времена христианская традиция помещала в начале I века нашей эры Голгофу за пределы городских стен на северо-запад от города.

В настоящее время она входит в состав Храма Господня в христианском квартале города Иерусалима.

Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении, например, говоря о Садовой могиле, расположенной на севере Иерусалима у Дамасских ворот.


Садовая гробница. Выемки в скале напоминают череп. Христианская традиция помещает Голгофу за стены Иерусалима. Именно поэтому район Садовой гробницы считается альтернативным место нахождения Голгофы

В новозаветные времена Голгофа занимала большую территорию Израиля, при этом на западе горы росли красивейшие сады. Их высадили на месте бывшей каменоломни.

К горе Гареб также примыкала и небольшая смотровая площадка, называемая смотровой. Здесь в древние времена народ собирался для того, чтобы посмотреть на казнь преступников.

В 19 веке рядом с могилой Христа обнаружили могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.

На одном из склонов горы обнаружена рукотворная пещера. Здесь временно содержались осуждённые на казнь узники. Здесь перед распятием также содержался Иисус Христос.

В последствие эта пещера получила название «Темница Христова». Существует легенда о том, что в основании Голгофы захоронен первочеловек Адам.

Видеоролик: Темница Христа. Иерусалим. На 27 секунде автор показывает то место, где в темницы Иисус Христос ожидал свою казнь.

Под самой горой находилась глубокая яма, куда после казни, по обычаю сбрасывались тела мертвых преступников, а также кресты, на которых они были распяты. Сюда же после казни сбросили и Крест Христов, который потом засыпали.

Известно, что с древних времен на склонах горы Голгофа, совершались захоронения людей, и одно из таких захоронений, которое находится у подножия горы на западном склоне, до сего дня почитается как Гробница Христа.

Археологи поняли, как именно был распят Иисус Христос

Иисус был распят не так, как изображено на всех живописных полотнах

Гвозди в пятки

Многочисленные художники, веками изображавшие распятого Иисуса Христа, ошибались. Уже вторая археологическая находка свидетельствует: гвозди, которыми палачи приколотили тело Спасителя к кресту, расположены на живописных полотнах не в тех местах, где они должны быть. Ступни распятым пробивали не в районе плюсневых или предплюсневых костей, как это изображено практических у всех. На самом деле ноги крепили одним гвоздем, проходившим сквозь обе пятки — точнее обе пяточные кости. Характерные повреждения именно в этих местах имеются на обнаруженных останках — на костях людей, погибших на крестах в начале первого века нашей эры. В это время как раз и был казнен Иисус Христос.

Первое материальное подтверждение того, что распятие, как казнь — жестокая и мучительная — действительно существовало, было получено лишь в 1968 году. Тогда в одном из захоронений в Иерусалиме археологи нашли две пяточные кости, скрепленные железным гвоздем, на котором сохранился кусочек древесины. Гвоздь был примерно 18-сантиметровым, кусочек дерева — 2-сантиметровым. В 1985 году находку детально описал ныне покойный греческий археолог Василиос Цаферис (Vassilios Tzaferis ) в журнале Biblical Archaeology Review в статье под названием Crucifixion—The Archaeological Evidence («Распятие — археологическое свидетельство»).

Пробитые гвоздем пятки, найденные в Иерусалиме.

По мнению Цафериса, кости принадлежали знатному еврею возрастом около 25 лет, которого распяли за какое-то политическое преступление. То есть, за измену Риму.

И вот недавно в журнале Archaeological and Anthropological Sciences появилось описание второй аналогичной находки — по сути второго материального подтверждение реальности распятия. Итальянские ученые из Флорентийского и Феррарского университетов доложили о результатах исследования скелета, обнаруженного на севере Италии в 60 километрах от Венеции во время раскопок 2006-2007 годов, проходивших на месте древних захоронений.

Скелет распятого, найденный под Венецией.

Скелет принадлежал мужчине возрастом чуть больше 30 лет, погибшим и захороненным примерно 2 тысяч лет назад. У него пробита одна пятка — правая. Пробита насквозь — примерно так же, как и у жертвы политических репрессий из Иерусалима. Гвоздя, правда, не было. Но археологи, исследовав отверстия — входное диаметром 9 миллиметров и выходное диаметром 6,5 миллиметров, все же рискнули предположить, что и «итальянец» был распят. Ему почему-то «зафиксировали» лишь за одну пятку. Характер повреждения кости свидетельствовал о том, что она была приколочена к некой твердой поверхности.

В Иерусалиме гвоздь имел прямоугольное сечение, близ Венеции — овальное. Археологи уверяют, что именно такой «крепеж и был распространен в тех местах около 2 тысяч лет назад.

Дырки в пятке римлянина.

Модель пятки, пробитой гвоздем. Пятка от скелета римлянина.

Место, гды был найден скелет распятого римлянина.

Гвозди в запястья

Итальянские археологи уверяют, что «их» распятый имел характерные повреждения и на руках. Они свидетельствуют, что руки были прибиты гвоздями, протыкавшими запястья. А что на картинах? Живописцы — опять же массово — изображают распятого Иисуса Христа с пробитыми ладонями. То есть, и тут ошибаются.

Один из примеров: Рубенс изобразил гвозди не там.

То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго на кресте не продержится, доказал еще в 1931 годы французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.

Понадобились несколько десятилетий, чтобы «медицинскому открытию» нашлось хотя бы одно археологическое свидетельство — тот самый скелет с дырками в пятке и запястьях, исследованный итальянцами — потомками древних римлян.

Кстати, Василиос Цаферис, описавший «первого распятого», снял с них — древних римлян — обвинение в том, что именно они изобрели казнь через распятие. Уверял, что еще в первом тысячелетии до нашей эры подобным образом зверствовали ассирийцы, финикийцы и персы.

«Правильное» расположение ног казненного согласно мнению археологов.

Следы на Туринской плащанице

Туринская плащаница — льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое хранится в соборе Иоанна Крестителя итальянского города Турина. На полотне два негативных опечатка человеческого тела со следами увечий — спереди и сзади.

Одни считают, что именно в это полотно был обернут и положен в гроб снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом. «Проявилось» словно на фотопленке в процессе воскрешения.

Скептики же подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно.

Скептики ссылаются на исследования 1988 года, когда три независимые лаборатории провели радиоуглеродное датирование ткани. И пришли к выводу, что плащаница была изготовлена в период с 1260 года по 1390. То есть, настоящий она быть не может. Ведь Иисус Христос был распят в 33 году нашей эры.

На плащанице имеются изображения многочисленных ран, полученных Спасителем перед смертью. У фигуры пробиты запястья. Что археологически верно, как теперь выяснилось благодаря итальянским ученым. Это «подробность» — в пользу подлинности плащаницы. А вот раны на ногах «неправильные» — не в области пяток. Что дает скептикам еще один повод усомниться в подлинности реликвии.

Эмануэла Гуалди (Emanuela Gualdi) из Феррарского университета, исследовавшая скелет распятого, который был найден под Венецией, полагает: пятки казненного приколачивали к вертикальной стойке креста двумя способами. Первый — обе ступни повернуты в одну сторону, второй — ступни развернуты в разные стороны. Гвоздь в любом случае был один: пятки совмещали и пробивали разом. Он позволял жертве опираться на него и тем самым продлевать ее мучения.

Об исследованиях следов крови, найденных на льняном полотне, которое возможно, стало погребальным для Иисуса Христа, читайте Получено самое убедительное свидетельство подлинности Туринской плащаницы

ЧУТЬ РАНЬШЕ

Гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос, найдены?!

Итальянцы объяснили, почему в скелете «их» распятого дырки от гвоздей есть, а сами х гвоздей нет. Исследователи уверяют, что гвозди с распятия не клали в могилы, а сохраняли. Считали, что они обладают магической силой.

Это научное откровение придает больше доверия утверждению археолога, журналиста и режиссера-кинодокументалиста Симхи Якубовичи (Simcha Jacobovici), прозвучавшему в 2011 году в его документальном фильме «Гвозди Христовы».

Якубовичи утверждает: два гвоздя с округлыми шляпками длиной около 8 сантиметров, загнутые на концах, которые были обнаружены в 1990 году в могиле, случайно откопанной строителями в районе Абу-Тор Иерусалима, те самые. Ими были прибиты руки Иисуса Христа.

Якубовичи с одним из «гвоздей Иисуса Христа».

Могила — семейное захоронение возрастом около 2 тысяч лет — находилась в пещере. Внутри стояли каменные погребальные ящики — оссуарии. На одном из них была выгравирована надпись «Иосиф бар Каиафа». Внутри кости 60-летнего мужчины. Один гвоздь лежал среди них, другой рядом с ящиком.

По мнению исследователей, этот «Иосиф бар Каиафа» вполне мог быть тем саммым Каиафой — первосвященником, в руки которого попал арестованный Сын Божий («…Анна послал его связанного к первосвященнику Каиафе», Иоанн 18- 24).

Якобовичи уверен, что первосвященник сохранил гвозди и даже забрал с собой в могилу, потому что они представляли великую ценность. То есть, были не просто с распятия, а с распятия Иисуса Христа.

Гвозди, которые были изъяты из захоронения в 1990 году, почему-то не попали в официальный список предметов, переданных ученым. И пропали.

Нашлись в 2011 году в одной из лабораторий Тель-Авивского университета. То, что они те самые — из могилы «первосвященника» — подтвердил тогда Исраель Гершкович (Israel Hershkovitz) профессор отделения анатомии и антропологии этого университета (professor of the Department of Anatomy and Anthropology at Tel Aviv University). Но в самом ли деле гвозди с распятия Спасителя? Кто знает… А вдруг? Израильские археологи не отрицают, что в районе Абу-Тор действительно найдена могила первосвященника Каиафы.

Оба гвоздя из могилы первосвященника Каиафы.

СПРАВКА «КП»

Каиафа был назначен первосвященником в 18 году по распоряжению римского губернатора Валериуса Гратиуса. Сменивший его Понтий Пилат не стал назначать нового — оставил на этом посту богатого и влиятельного Каиафу, который был женат на дочери Анны — главы мощного клана.

Каиафа был главой Сендриона, религиозного совета в Иерусалиме. Именно Каиафа выступал за то, чтобы убить Иисуса. Опасался, что его учение поднимет народ на бунт, римляне его подавят, погубив множество людей, а самого Каиафу отрешат от должности («С этого дня положили убить Его», Иоанн, 11, 53).

Каиафа прослужил до 36 года. В 37 году его снял губернатор Сирии Лусиус Ветелиус. Но бывший первосвященник остался очень влиятельным. Умер в возрасте 60 лет.

В Иерусалиме есть две Голгофы

О том, где находится Голгофа до сих пор идут ожесточённые споры. Дело в том, что современное местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Голгофы в центре Старого города — это результат перепланировки Иерусалима в римскую эпоху.

Дело в том, что в 70 году император Тит, а позже и Адриан, разрушили Иерусалим. Далее к северу от него построили новый римский город Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina). В результате Голгофа оказалась в центре новой планировки города.


Схема комплекса Храма Гроба Господня. После произошедшего в ХI веке пожара Голгофу и Храм Гроба Господня объединили в единый храмовый комплекс. В результате Лобное место теперь полностью закрыто и попасть к нему можно передвигаясь от церкви к церкви

В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.

В ХI веке произошёл пожар, в результате которого Голгофа приобрела современный вид. Чтобы объединить Голгофу и Храм Гроба Господня в единый храмовой комплекс, возвели двухэтажную церковь. В результате стало возможным, передвигаясь от церкви к церкви попасть непосредственно на саму Голгофу.

В наше время существует две версии местоположения на карте места, где распяли Христа и подлинности Гроба Господня. Первой придерживаются православная и католическая церковь.

Их представители считают нынешнее местонахождение Голгофы и место захоронения Спасителя единственно верным. По этой версии выходит, что Голгофа располагается в конце улицы, по которой Христос нёс свой крест, Виа Долороса или Дорога Скорби.


Реконструкция Элии Капитолины, изображены основные памятники кроме храма Асклепия-Сераписа. В 70 году римский император Тит разрушил Иерусалим. На его место построили римский город Колония Элия Капитолина. В результате местность так изменилось, что в наше время существует две версии размещения Голгофы

По другой теории Лобное место находиться севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Эту теорию поддерживают различные протестантские группы. Гора, которую они считают Голгофой, так же внешне напоминает череп и внутри ее имеются две могилы.

Это место принято называть Садовая могила. Больше фактов для подкрепления этой теории нет.

Историческая справка

В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.

Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.

В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.

В 1009 году мусульманский правитель города халиф аль-Хаким хотел уничтожить святыню. Однако благодаря медлительности правительства, этого, к счастью, не произошло.

Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.

Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.

Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.

Современная Голгофа

Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.

Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.


Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы Booking.com

Практическая информация:

Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.

Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.

Полезные советы

  1. Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
  2. Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
  3. Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
  4. Будьте готовы к огромной очереди.
  5. Священники разрешают делать фото горы Голгофы.

Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.

Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Автор: Мария Протасеня

В наше время Голгофа — часть скалы, чья высота составляет 5 метров

Во времена строительства в Византии храмов на святом месте захоронения Христа гору срыли и скалу обнажили. Её оборудовали лестницей, а на вершине установили золотой Крест. По этой лестнице подниматься нужно было 28 ступеней, обязательно сняв обувь.

17 ступеней

ведут к Голгофе от Храма Гроба Господня

В наше время к Голгофе от Храма Гроба Господня ведёт очень крутая лестница из 17 ступеней. Естественно, что святое место выглядит не так как в новозаветные времена. Сейчас это возвышение, высота которого составляет 5 метров над уровнем пола, а вершина горы Голгофа в современном варианте имеет размер 11,45/9 25 метров.


Лестница с улицы, ведущая на Голгофу. В наше время она редко используется

Современный облик Голгофа приобрела в 1808 году. В настоящее время кроме лестницы с улице, которая практически не используется, доступ к Голгофе осуществляется через ещё две лестницы. Правая сразу от дверей храма ведет к католическому приделу, левая, со стороны Кафоликона, ведет к главному, православному приделу.

4,5 метра

составляет высота платформы, в которую превращена Голгофа

В наше время Голгофа превращена в платформу высотой 4,5 метра и площадью 11,5 × 9,25 метра. Она образует как бы один единый храм, который разделён двумя массивными колонами на два нефа.

Левый принадлежит православным, правый — католикам. В православном нефе возведен престол из розового мрамора метр высотой. Перед ним расположено обложенное серебряным кругом отверстие. В него водрузили Крест Господень.


Часть вершины (справа от православного престола) закрыта стеклом. Во время строительных работ холм, покрывавший Голгофу, срыли. Саму же скалу поместили в храмовый комплекс Храма Гроба Господня. В наше время она возвышается над полом всего лишь на 4,5 метра

Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, только справа и слева от престола, в застеклённых проемах, можно увидеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя:

Мф. 27, 51

«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись».

В католическом нефе находится серебряный алтарь, первоначально предназначенный для Камня Миропомазания. Из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им правом приделе Голгофы.

Распятие. Смерть и погребение Господа

Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова); обычно это название переводится как лобное место. По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов.


Симон несет крест Христов

На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский.


Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон

Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: ныне же будешь со Мною в раю.


Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы

Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.

Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой, преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.

Современная Голгофа делиться на три Алтаря

Если взять фото современной Голгофы, то можно увидеть, что она делиться на три части:

  • Алтарь Распятия;
  • Алтарь Гвоздей;
  • Алтарь «Стабат Матер».


Серебряный круг под православным престолом Голгофы отмечает место, где стоял Крест Господен. Он помещён в Алтаре Распятия. В Алтаре также можно прикоснуться к камню Голгофы
Место размещения Креста Господня в наше время — Алтарь Распятия. Он входит в состав греческой части Храма Гроба Господня. Внизу алтаря лежит престол с открытым промежутком, оставленным для того чтобы странники и богомольцы могли прикоснуться к тому самому месту, где возвышался крест с Сыном Божьим.

3 алтаря

размещено на Голгофе в Храме Гроба Господня

Проповеди в этом месте вместе с греками иногда проводят русские священнослужители. Алтарь Распятия – это место XII стояния Крестного пути или как еще говорят, путь Хрита в Голгофу (Виа Долороса).

То место, где солдаты сняли с Христа одеяние и прибили Его к Кресту, находиться правее места распятия и оно называется Алтарь Говздей. Принадлежит оно католической церкви.

Здесь происходят Х и ХI стояния Крестного пути. Что же касается третьего Алтаря, то он носит название Стабат Матер. Принадлежит он католической церкви и по легенде здесь стояла Богородица, когда распяли ее сына. Это ХIII стояние Виа Долороса.


Часовня Адама Храма Гроба Господня. Часовня размещается внизу Храма. По легенде тело праотца Адама захоронено под Голгофой

Примерно в 300 метрах от места распятия Христа отмечено место стояния святых Жен. Отсюда, по предсказанию Спасителя, его близкие друзья смотрели издали, как он встретил смерть. Называется это место «Спудий».

Спудий

место откуда близкие друзья Спасителя смотрели, как он встретил смерть

Здесь обустроили монастырь и часовня имени Богородицы. Кроме того, внизу храма разместилась Часовня головы Адама. По преданию, распятие Сына Божьего свершилось на месте где лежало тело Адама и, как написано в Библии, Христос кровью омыл останки нашего праотца.

Так как место захоронения Адама было скрыто от людских глаз, ранее оно не являлось местом поклонения.

Каждую пятницу монахи-францисканцы повторяют шествие Христа на Голгофу

Каждую пятницу в Старом Городе Иерусалима проходит шествие монахов. Это ритуал «виа долороса». Во время его пилигримы поют псалмы и шествуют по улицам Иерусалима, вспоминая путь Христа на Голгофу.

Сам же чёткий маршрут шествия по одноимённой улице появился к концу XIX в. в одном из руководств для паломников Via Dolorosa. При этом необходимо отметить, что Иисус шел на место по улицам Иерусалима, а Виа Долороса — это улица построенного на месте разрушенного Иерусалима римского города Элия Капитолийская.


Путь Скорби, Via Dolorosa — священная дорога от Львиных ворот Старого города до Голгофы, пройденный Иисусом Христом. Еженедельно в пятницу Путь Скорби повторяют монахи-францисканцы в память о Страстях Христовых

Символическая дорога Христа на Голгофу символически пересказывает библейский сюжет о Его Распятии. Так на этом пути, согласно библейской традиции насчитывается 14 остановок, 9 из которых находятся на самой улице и 4 на земле Храма Гроба Господня.

Непосредственно в ритуале Via Dolorosa принимают участие монахи из францисканской Кустодии Святой Земли.

Монахи-францисканцы каждую пятницу повторят путь Христа на Голгофу.

Монахи начинают свой путь от крепости Антония, где в древности размещалась резиденция римского всадника Понтия Пилата. Здесь он приговорил к смерти Спасителя, поддавшись давлению Синедриона.

Далее шествие идёт на место бичевания, где римские солдаты истязали увенчанного терновым венцом Христа перед тем, как казнить его. Третья и четвёртая остановки на скорбном пути посвящены первому падению измученного Христа, несшего свой Крест и Его встрече с Богоматерью.


Симон несёт Крест на Голгофу (фреска Феофана Стрелидзаса). Пятая остановка на пути Скорби посвящена подвигу святого Симона Киренеянина, помогавшего Христу нести его Крест на Голгофу

Пятая остановка. Здесь Симон из Киринеи, случайный человек, помог нести Христу его крест по приказанию римских легионеров. Далее вышедшая из дома женщина по имени Вероника пожалела идущего на казнь Христа и отерла его лицо от крови грязи своим платком.

Позже святая Вероника обнаружила на платке нерукотворный образ Иисуса.

Смотрите также статью Нерукотворный образ Иисуса Христа

Основные места, связанные с Распятием Господнем, находятся в храме Гроба Господня

После встречи со святой Вероникой Христос нёс свой Крест один, так как римляне повелели Симону Киринянину уйти. Из-за этого Христос упал рядом с порогом Судных ворот.

Легионеры избивали Спасителя по пути на Голгофу, при этом в последний путь Мессию провожали преданные ему женщины, которые следовали за ним во время его проповедей.


«Распятие с предстоящими» (икона новгородской школы; ок. 1360 г.) Основные события Казни Христа произошли на территории современного Храма Гроба Господня

Основные же события Казни совершились на территории нынешнего Храма Гроба Господня:

  • Десятая остановка на пути шествия — Предел Деления Риз, здесь солдаты разделе Христа перед казнью;
  • Одиннадцатая алтаря Храма. На этом месте Христа прибили к Кресту;
  • Двенадцатая — под алтарем. Здесь размещена специальная отметка в виде серебряного диска. Она указывает на то место, где стоял Животворящий Крест Господень. Кроме того, здесь можно через специальное отверстие коснуться верхушки Голгофы;
  • Тринадцатая остановка отмечает такое событие, как снятие с Креста. В этом месте тело распятого Христа сняли с Креста и помазали миром;
  • Четырнадцатая и последняя остановка шествия францисканских монахов показывает место положения Иисуса Христа в Гроб. Здесь тело Христа положили в склеп. Опасаясь, что его украдут ученики Христа, римляне привалили ко входу к нему камень. Когда же Христос воскрес, камень чудесным образом сдвинулся и открыл выход из склепа.

Храм Гроба Господня построен на месте Голгофы

В наше время на месте Голгофы построен Храм Гроба Господня. Он расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима. Храм Гроба Господня считается главной святыней, а с IV века — местом паломничества христиан всего мира.

Это место считается штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви. В Храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.


Храм Гроба Господня, вид с воздуха. В наше время на месте крестных страданий Иисуса Христа построен храмовый комплекс. Именно поэтому увидеть гору Голгофу в том виде, в каком она было в евангельские времена невозможно

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня с 638 г. хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит другой арабской семье — Нусейба. Главные святыни Храма: Голгофа, Кувуклия, Кафоликон,

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]