Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.
Изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» сегодня относят к поговоркам. Разница в том, что оно имеет автора, и не одного. Выражение, подобное приведенному выше, применяли в своих произведениях многие авторы.
Откуда появилось изречение
Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».
Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.
Иеромонах Иов подробно расшифровывает известное высказывание, что совершенно не схоже с обывательским объяснением. Он утверждал, что одних лишь благих намерений недостаточно, чтобы угодить Спасителю. Пожелания не соединят нас с Господом. Как правило, намерения остаются лишь желаниями, которые никогда не станут реальностью. Чтобы угодить Всевышнему, необходимо иметь непоколебимую веру. Только она способна провести христианина через испытания и тернии.
Значение выражения
Существуют самые разнообразные толкования высказывания о благих намерениях, вымостивших дорогу в преисподнюю. Человек постоянно намеревается сделать что-то хорошее, полезное, но все на этом и заканчивается. Постоянно находятся отговорки: то нет возможности, то времени, то повседневные дела затягивают. Так эти намерения и остаются всего лишь замыслами, превращаясь в несовершенные добрые дела. Каждое из них – камень в упомянутой дороге, ведущей в преисподнюю, так как несовершенные добрые намерения дают пространство для недобрых поступков, т. е. для греха. Это, пожалуй, наиболее верное толкование этой крылатой фразы.
Зачастую замыслы не касаются другого человека – ухаживать, помочь, защитить, а целью является стать лучше самому. Такие намерения выполнить наиболее трудно. Доброе дело не нужно планировать сделать, а нужно действовать. Изречение применяют в случае, когда, пытаясь сделать добро, человек получает совершенно противоположный результат, как правило, с негативными последствиями.
Читать онлайн «Осел и морковка»
Анна Стриковская
Осел и морковка
® СамИздат 2015
Пролог
Когда‑то давным — давно этот мир населяли магические расы: эльфы, драконы, демоны… А потом пришли люди.
У них не было магии, не было долгой жизни, да много еще чего у них не было по сравнению с древними расами. Только неуемная воля к жизни и плодовитость. Эльфы, драконы и демоны поначалу равнодушно наблюдали, как люди расселяются по всей планете, занимая все новые и новые земли. Затем заметили, что эти так похожие на них забавные зверушки могут быть замечательными постельными игрушками. Тогда и родились первые полукровки.
Магические расы к ним отнеслись по — разному. Эльфы брезгливо отворачивались, их незаконные отпрыски вынуждены были жить среди людей, как девочки, так и мальчики. Драконы всегда забирали дочерей, а с сыновьями ждали, сможет ли дитя обернуться, и уводили тех, кто обладал второй ипостасью, чтобы вырастить как драконов, остальные их не интересовали. Эти остальные тоже жили среди людей. Демоны забирали себе сыновей: только мальчики наследовали внешность и свойства их расы. Девочки же рождались похожими на своих матерей и оставались с ними.
Об одном тогда не подумал никто: все эти дети получили от своих родителей не только долгую жизнь, но и способности к магии.
Сыновья эльфов и драконов стали предводителями людских кланов и триб, а по прошествии времени основали королевства и княжества. Их способности накапливать магию и затем трансформировать ее в нужные заклинания, восхищали лишенных таких качеств людей и заставляли безоговорочно признать главенство тех, кого они назвали Магами. Маги научились использовать свою силу, поставили ее себе на служб, разработали заклинания, научились создавать артефакты. Это давало им огромные преимущества, силу, которая изначально является источником власти.
Под их защитой люди еще больше размножились. Их стало столько, что они начали теснить исконных обитателей. Те сначала пробовали бороться, уничтожая людей, но и сами при этом несли огромные потери. Слабые людишки не желали сдаваться без боя.
И тогда древние магические расы отступили.
Первыми мир покинули демоны. За ними ушли эльфы и большинство драконов. Остались только те, что не меняли ипостаси, но и они поселились в горах, там, куда без крыльев хода не было.
Мир остался людям.
. Правили им поначалу величественные Маги, потомки древних рас, сыновья эльфов и драконов.
Дочери же демонов растворились в людском море. Они не могли накапливать магию, как дети эльфов и драконов, поэтому никто не принимал их во внимание, и напрасно. Очень нескоро люди узнали, что этим женщинам было дано управлять магическими потоками мира, которые они пропускали через себя. Когда девочка становилась девушкой, ее способности пробуждались. Уже в этом нежном возрасте юная еще не ведьма, а ведьмочка, могла силой желания вскипятить воду, заживить ранку или вырастить цветок. Первая близость с мужчиной становилась для нее моментом инициации, раскрытием каналов силы: начиная с этого момента она могла полноценно пользоваться своим даром. Если все проходило хорошо, наступал следующий этап: становление дара. Должно было пройти несколько лет, прежде чем каналы силы стабилизировались и ведьмочка превращалась в полноценную ведьму, способную на такое, о чем большинство магов могло только мечтать.
Еще ведьмочки отличались невероятной привлекательностью. Мало кто из них мог похвастаться идеальной красотой, но мужчин к ним тянуло будто магнитом. Еще бы: для стабилизации каналов им нужна была любовь в ее плотском проявлении, и чем больше, тем лучше. Поэтому те девушки, которые не сумели обзавестись постоянным партнером в виде любимого мужа, неосознанно рассылали во все стороны флюиды влечения, противиться которому было невозможно.
Маги не могли оставить без внимания такое явление. Первой их мыслью было улучшить магические свойства своих будущих детей. Если магический резерв соединить с каналами силы… Но увы! Эти два свойства отказывались объединяться в одном теле. От брака с ведьмами не рождались маго — ведьмаки. Дети были или магами, или ведьмами, или обычными людьми, лишенными силы и способностей.
Зато выяснилось, что при физической близости ведьмы за считанные минуты могли наполнить резерв мага, так, как самому ему этого не сделать и за месяц. Первые маги, заметившие этот феномен, поступили разумно. Они взяли ведьм в жены и жили с ними в любви и согласии, получив неисчерпаемый источник энергии впридачу и красивой и умной жене.
Но разумность не слишком свойственна людям. Желание злоупотребить и испортить бывает сильнее доводов рассудка. Маги начали ловить ведьм, чтобы принудить их отдать ту силу, которой они готовы были делиться только добровольно …
Почему важно научиться отделять ложь от истины
Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами.
В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.
Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.
Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.
Варианты выражения
В русском языке слова могут изменяться, знакомые выражения начинают звучать по-другому, обретая иной смысл, но при этом сохранив содержание, изменяя словесную форму. Так, высказывание о благих намерениях иногда изменяет глагольную форму, оставляя смысл. В этом случае выражение может звучать следующим образом: дорога в ад выстелена, устелена, устлана.
Как вымощена, так и устлана благими намерениями может быть дорога в преисподнюю. Существуют и другие интересные варианты. Один из них звучит примерно следующим образом: «Из благих намерений дорожка прямо в ад».
Синонимы
Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.
«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».
Употребление выражения
Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.
Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром.
Жадность
Жадность – это желание иметь больше необходимого. Для каждого человека выделена определенная доля, которой он должен довольствоваться, радея о благе других и своем долге, а не о повышенном уровне жизни.
Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит. Придерживаясь такого образа действий, человек может надеяться прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека нет.
Шри Ишопанишад. 1-2.
Особо примечательно в этом тексте: «Иного пути для человека нет», означающее что иные пути предназначены для животных, а не людей. Только обладающий разумом, может называться человеком. И разумный человек не пойдет по пути все возрастающих потребностей. Такой путь ведет к обману, страху и ненависти. Богатые люди не просто так обносят свои жилища крепостными стенами, а на окнах ставят решётки. Им явно недостает спокойствия.
Рекомендуем также эту статью: Духовные знания – чем они отличаются от материальных знаний?
Жадность, в таком понимании, это желание потреблять что-то сверх меры и получать выгоду там, где её получать не надо. Иногда человек, занимающий определенное положение может пользоваться им, чтобы получить прибыль. Это есть жадность. Полученные таким путем богатства всегда находятся под угрозой, если не со стороны государства и вором, то со стороны конкурентов.
Жадность погружает человека в определенный вид деятельности, из которого он хочет получить много наслаждений. Порок нерегулированных наслаждений проявляется не только в вожделении, ведь вожделении можно удовлетворить на время, а жадность будет побуждать наслаждаться без перерыва. В этом жадность опаснее. Опасна она и тем, что никогда не будет удовлетворена, ведь получив что-то человеческий ум жаждет больше.
Вот и лето прошло, Словно и не бывало. На пригреве тепло. Только этого мало.
Всё, что сбыться могло, Мне, как лист пятипалый, Прямо в руки легло. Только этого мало.
Понапрасну ни зло, Ни добро не пропало, Всё горело светло. Только этого мало.
Жизнь брала под крыло, Берегла и спасала. Мне и вправду везло. Только этого мало.
Листьев не обожгло, Веток не обломало… День промыт, как стекло Только этого мало.
Арсений Тарковский.
Происхождение изречения и его вариантов
Существует версия, что фраза принадлежит писателю из Англии Сэмюэлю Джонсону, о чем упоминает его биограф, автор двух томов мемуаров о литераторе.
Однако существует и иная версия происхождения этого выражения. Считается, что автором является священник и поэт-метафизик Джордж Герберт, живший в 17 веке, у которого фраза звучит следующим образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Она как бы подчеркивает смысл высказывания из Библии, где она звучит как: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада». Наиболее вероятен второй вариант, так как автор как бы демонстрирует этим выражением одну из основ протестантской этики. Его суть в том, что истинная вера несомненно выражается в добрых делах, а не мечтаниям о них.
История имеет много примеров, когда благие намерения привели не только к негативным результатам, но даже к трагическим событиям. Прикрываясь желанием улучшить жизнь человечества, сколько было проведено революций, создано партий и радикальных движений. В результате все приводило к крестовым походам, большевизму, фашизму, цель которых была сделать счастливым если не все человечество, то как минимум отдельный расам или народам, по их мнению достойных этого. Поэтому очень важно, чтобы благие намерения приводили только к добрым делам.
Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте
Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.
Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».
Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.
Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.
Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения
Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.
Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).
Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.
Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение