Начинающему христианину
Опубликовано 15.12.2012
В чем заключается смысл и суть крещения человека? Зачем надо креститься и что об этом говорит Библия? Почти все люди рано или поздно задумываются о духовных вещах и духовных ценностях в этом мире. О существовании духовного мира. Причины у всех разные. Бог по-разному дает людям веру. Некоторые начинают верить оттого, что они разочаровались в этом мире, некоторые из-за надежды на лучшее будущее. Некоторые начинают верить из-за смерти близкого человека или осознания того, что они не вечно будут на этой земле.
Правила крещения ребенка для родителей
Крещение малыша для одних родителей является важным таинством, для других же это — просто дань моде.
Но в обоих случаях чадо соединяется с Богом, становится членом Церкви, ему с Небес посылается Ангел-Хранитель, который будет сопровождать новокрещенного на протяжении всей его земной жизни.
Церковный клир рекомендует крестить детей на 40 день с момента рождения, потому что его мать до этого времени считается «нечистой» и ей запрещено принимать участие в совершении Таинства (разрешено лишь стоять в церковном притворе).
Важно! Если же новорожденное чадо находится в опасном, угрожающем жизни состоянии, то окрестить его необходимо как можно быстрей.
Перед крестинами родители выбирают православное имя для ребенка. Святой, нареченный тем же именем, становится его Покровителем.
Крещение ребенка
В какие дни можно крестить малыша
Крестить детей можно в любой день, Церковь не определяет абсолютно никаких ограничений. Но следует знать режим работы храма, в котором предстоит совершить Таинство.
Во многих приходах для крестин отведены определенные дни и часы: к примеру, суббота и воскресение по окончанию Литургии.
Что подготовить для обряда
Для проведения Таинства малышу необходим нательный крест (не обязательно золотой или серебряный), крестильная рубашка, полотенце и пеленка. Обычно приготовлением этих принадлежностей занимаются крестные.
Родители и крестные должны быть крещены в православной вере, исповедовать православие и носить на своей груди освященный крест.
В церкви издавна принято, что родители не принимают участия в совершении таинства, всем занимаются крестные. Но сейчас матери с отцом разрешено взять малыша на руки в том случае, если он капризничает и не может успокоиться.
Важно! Вещи, в которых крестился ребенок, ни в коем случае нельзя продавать, выбрасывать, сжигать. На них остаются капли святого мира и капли освященной воды. А если же малыш заболеет, то можно его завернуть в эту одежду или надеть на него, молясь о скорейшем выздоровлении.
Нужно ли платить за крещение
Никакого прейскуранта и обязательных расценок за совершение таинства не существует.
Хоть большинство храмов и приходов устанавливают определенную величину пожертвования за содеянное таинство, но в действительности родители вправе самостоятельно решить, какую сумму они готовы для этого выделить.
Более того, даже если семья вообще не имеет возможности внести жертву за крещение, ей никто не может отказать в проведении обряда.
Совет! Все интересующие родителей нюансы совершения таинства следует обговорить со священником или служителями в церковной лавке.
О других Таинствах Церкви:
- Таинство Причастия
- Таинство Исповеди
- Таинство Венчания
К вопросу о рукоположении женщин
Как было показано выше, допущение женщин к совершению крещения является большим парадоксом христианской жизни. В древней Церкви оно вызывало большие сомнения. Какие точки зрения существовали и существуют в церкви в отношении такого вопроса как рукоположение женщин? Так, в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. III.6) говорится: «Если в предыдущем не позволили мы женщинам учить, то, как позволит им кто, вопреки природе, священнодействовать?» Однако, в письменности древней Церкви можно найти интересные свидетельства. В тех же «Апостольских постановлениях» содержится упоминание о пресвитеридах, которым давалась особая привилегия стоять впереди молящихся во время богослужения. О наставнической деятельности пресвитерид или стариц пишет апостол Павел в Тит 2:3-5:24: они должны быть уважаемыми в народе, чтобы к их наставлениям могли прислушаться молодые. Очевидно, древние пресвитериды были подобны современным старицам-духовницам в женских монастырях, не имеющим сана. [15]. В другом раннехристианском памятнике «Дидаскалия» говорится об истинных вдовах, которые молятся за кого-то и возлагают руки [14, с. 130]. Было ли это харизматическим служением, которое предполагало исцеление, или просто обрядом, сейчас возможно только предполагать. Однако, на сегодня хорошо известно, что в древней церкви женщины служили в качестве дьяконисс. На Западе дьякониссы обычно рассматривались скорее как «мирские», нежели как «посвященные» служительницы. На христианском Востоке они благословлялись теми же молитвами и согласно тому же обряду, что и дьяконы-мужчины, поэтому есть веские основания ставить их на тот же сакраментальный уровень. В частности, дьякониссы помогали при крещении взрослых женщин, а также трудились на пастырском поприще среди женщин-членов общины, хотя, по-видимому, не проповедовали и не помогали при принятии святого причастия. Сан дьякониссы никогда не отменялся в Православной церкви, но с VI-VII вв. становился все более редким, пока примерно в XI в. не исчез совсем. В Русской церкви, в городах и селах, дьяконисское служение женщин сохранялось под разными наименованиями, в том числе — «обетных дев», или «черничек», о которых упоминает, например, преподобномученица вел. кн. Елизавета Федоровна, а также «учительш» и «попадей», известных в среде старообрядцев-беспоповцев. Дьякониссы упоминаются как «бабы» в древнерусских Евхологиях еще в ХVI в. — они мазали елеем тело «крещаемых» взрослых (вероятно, женщин). Православие, несомненно, допускает рукоположение женщин в сан дьяконисс.
Впервые мысль о возрождении чина дьяконисс в Русской церкви была высказана архим. Макарием (Глухаревым) в 1830-е годы в связи с нуждами Алтайской миссии (1830-1843). Это по времени совпало с возрождением института дьяконисс на Западе. В 1840 г. митрополит Филарет (Дроздов) «посвятил настоятельницу Спасо-Бородинского монастыря Марию (Маргариту Михайловну Тучкову) в сан игуменьи по чину дьяконисс с возглашением слов “повели”, “повелите” и “аксиос” трижды». В 1861 г. о. Александр Гумилевский пришел к мысли устроить общину приходских дьяконисс. Он высказывал соображения, очень созвучные и близкие нашему времени. По его мнению, «приход как христианская община, проникнутая любовью ко Христу, обязан заботиться о своих бедствующих прихожанах» [12]. Он считал также, что дьякониссы должны «образовываться в приходских церквах под непосредственным ведением священников и ближайшим ведением местных епископов», а затем формироваться в епархиальные общины и сосредоточиваться в одном общем учреждении дьяконисс, под которым он имел в виду Крестовоздвиженскую общину в России и Константинопольскую на Востоке [12].
В опыте братства еп. Макария (Опоцкого) известен факт возведения в «достоинство и служение дьякониссы» активной братчицы Марии Федоровны Покровской, которую влад. Макарий называл своей «сподвижницей в благоустроении домашней церкви». Чин поставления не сохранился, однако известно, в частности, что еп. Макарий благословил Марию Федоровну хлебом, символизирующим святое единство христиан, которое она была призвана сохранять и поддерживать в братстве. Ей было поручено руководство кружком-сестричеством, в который в 1925-1926 годах входили девицы и вдовы с детьми (ок. 26 человек), о которых она заботилась, читала с ними Писание, разучивала акафисты, давала и проверяла письменные задания. Владыка благословлял ее быть старшей в братстве во время его отъездов из Новгорода.
Важно отметить, что на Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. наряду с вопросами «Об участии женщин в жизни церкви» и «О праве женщин входить в алтарь» был подготовлен для рассмотрения вопрос о восстановлении чина дьяконисс. Предложенный Собором чин поставления диаконисс можно назвать копией чина дьяконской хиротонии, копией, отличающейся от своего оригинала только тем, что от дьякониссы не требовалось преклонять колен пред престолом и не предписывалось ей преподавать народу св. Чашу.
Если женщины могут быть рукоположены в дьякониссы, могут ли они быть также рукоположены во священство? Можно с уверенностью констатировать, что в святоотеческой традиции нет определенных указаний антропологического, литургического или исторического характера, на основании которых можно было бы говорить о возможности введения в Православной Церкви женского священства. Подавляющее большинство православных считают, что это невозможно. При этом, прежде всего ссылаются на неизменную практику церкви в течение двух тысячелетий и приводят следующие аргументы: 1) Если бы Христос желал видеть женщин священниками, он бы соответствующим образом научил бы апостолов и они повиновались; 2) Рукоположение женщин в священство не имеет никаких оснований в Писании и Предании, и у нас нет никакого права две тысячи лет спустя вносить нововведения в столь важный пункт; 3) Некоторые православные богословы прибегают к символическим или «иконическим» доводам, выдвинутым в католической церкви: поскольку священник при совершении евхаристии представляет Христа, а Христос был мужчиной, то и священник тоже должен быть мужчиной.
При этом некоторые православные богословы находят выдвинутые аргументы (как против, так и за) недостаточными и говорят о необходимости серьезного и всестороннего осмысления следующих вопросов: Кто такой священник? Как возможно возродить то богатое разнообразие служений, которые были в ранней церкви? Современные богословы в настоящее время сводят вопрос о женском священстве к следующим глобальным проблемам: статус женщины в отношении мужчины согласно христианской антропологии и применительно к священническому служению; возможность эволюции и трансформации церковного предания.
Источники и литература
- Аксаков Н.П. Духа не угашайте. М. : МВПХШ, 2002. 168 с.
- Афанасьев Н., протопр. Вступление в церковь. Режим доступа: https://www.golubinski.ru/afanasiev/vstuplenie6.htm (дата обращения 21.02.2014).
- Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого / Рига : Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1994. 328 с.
- Бер-Сижель Элизабет. Служение женщины в церкви. М. : ББИ, 2002. 215 с.
- Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр), еп.Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной церкви. М. : ББИ, 2000. 81 с.
- Булгаков Сергий, свящ. Православие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 368 с.
- Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под. ред. свящ. Георгия Кочеткова.М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
- Gary Macy. The Hidden History of Women`s Ordination. Female Clergy in the Medieval West. Oxford University Press, 2007. 260 p.
- Евдокимов П.Н. Православие. М. : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. 504 с.
- Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1998. 244 с.
- Кочетков Георгий, свящ. Книга о.Николая Афанасьева «Служение мирян в Церкви» и современность // Материалы Международной богословской конференции «Миряне в церкви» (Москва, август1995 г.). М. : МВПШ, 1999. С. 9-19.
- Паглазова Н. Cвятитель Филарет Московский и две попытки восстановления чина дьяконисс в Русской церкви его времени. Режим доступа: https://archive.sfi.ru/lib.asp?art_id=3996&rubr_id=755&print=1 (дата обращения 02.09.2013)
- Постернак А., свящ. Вопрос о «женском священстве» //Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 июня2007 г.) Т.2. Евхаристия: Богословие, Священство. М. : Синодальная Библейско-Богословская комиссия, 2009. С. 427-446.
- Сперанская Елена. О женских служениях в раннем христианстве// Материалы Международной богословской конференции «Миряне в церкви» (Москва, август1995 г.). М. : МВПШ, 1999. С. 125-136.
- Феогност (Пушков), игум. «Апостольское Предание» священномученика Ипполита Римского: учение о священстве // Церковь и время. 2009, № 1 (46). Режим доступа: https://www.mospat.ru/church-and-time/340 (дата обращения: 21.02.2014).
Выбор крестных родителей
Выбирать восприемников для своего чада необходимо очень серьезно. Крестные — это те люди, которые возьмут на себя всю ответственность за ребенка, его жизнь, здоровье и воспитание в том случае, если с его биологическими родителями случится что-либо серьезное.
Крестными должны быть только православные христиане, никак не иноверцы и некрещенные люди.
Крещение взрослого
Кого можно брать крестными родителями
Достаточно иметь всего лишь одного крестного, но важно — он должен быть однополым с ребенком. Для девочки может быть лишь крестная мать, для мальчика — отец.
Биологические родители не могут быть восприемниками своего чада. Хотя бабушки и дедушки, тети и дяди могут успешно исполнить эту роль. Эти люди возьмут на себя обязательство за дальнейшее духовное житие и православное воспитание восприемника, молитвы о нем.
С них, стоящих пред Престолом Господним, спросит Всевышний о должном исполнении данных обязательств.
Запрещено возлагать ответственность за детей на людей, страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями. Монахи, атеисты, несовершеннолетние дети, супружеская пара, родители, будущие молодожены также не могут быть крестными.
Правила для крестных
Перед совершением Таинства крестные должны выучить «Символ веры» и прослушать огласительные беседы.
Это краткий цикл лекций, где священник или катехизатор проповедует людям основы православной веры, разъясняет суть самого Крещения, рассказывает об обязанностях крестных родителей в духовной жизни ребенка.
Крестные родители обязаны:
- посещать богослужения;
- исповедоваться во грехах, причащаться Святых Христовых Таин;
- водить своего крестника к Причастию;
- по достижению ребенком возраста 7 лет привести на первую исповедь;
- заботиться о ребенке, защищать от бед,
Некоторых родителей волнует вопрос о возможности крещения ребенка без присутствия крестных матери или отца. Священники позволяют обойтись без них в том случае, если на примете нет достойных людей.
Миропомазание взрослого
Кто может участвовать в Таинстве?
Кроме священника и самого ребенка в Таинстве участвуют крестные родители – восприемники. Название произошло от того, что они принимают ребенка от купели. Мать, отец и другие приглашенные гости также могут присутствовать в храме.
Какие требования предъявляются к крестным? Священники называют основные четыре правила.
- Крестными не могут быть сами родители.
- Крестные не должны быть монахами.
- Крестные не должны быть между собой в браке или собираться вступать в него.
- Крестные должны быть искренними христианами, чтущими Бога и Церковь.
Допустимо приглашать не двоих крестных родителей, а одного, соответствующего полу крещаемого ребенка. Для девочки нужна крестная мама, а мальчику необходимо выбрать крестного папу.
Совершение обряда
- Священник возлагает свои руки на малыша, что служит символом обретения Божиего покровительства.
- Крестные мать с отцом от имени своего крестника отвечают на вопросы священника.
- Клирик помазует малыша елеем — освященным маслом.
- Крестные с ребенком на руках подходят к купели со святой водой. Клирик три раза погружает малыша в воду, после чего передает новокрещенное чадо матери или отцу, а сам надевает на ребенка крестик и рубашку.
- Совершается Таинство Миропомазания — святым миром помазуют человека лишь раз в жизни.
- С головки ребенка крестообразно состригается небольшая прядка волос.
- Чадо трижды обносят вокруг купели, что означает полное единение с Богом, отречение от темных сил и принятие православной веры.
- Мальчиков батюшка поочередно вносит в алтарь и обходит в ребенком вокруг престола. Девочек прикладывают к иконе Богородицы.
По возвращении из храма принято собирать гостей за праздничным столом. Но праздник не должен превратиться в шумное веселье с обильными возлияниями, громкими песнями. Это семейный тихий праздник.
Важно! Среди угощений обязательно должны присутствовать пироги, булочки и блюда из крупы. Но так как каша — это совсем не праздничное блюдо, поэтому ее можно заменить пудингом, крупяной запеканкой.
Что дальше?
А дальше вы сами уже хозяева того дара, который только что получили. Опять же в идеале, было бы неплохо серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь. Узнать, что такое молитва, стараться посещать субботние и воскресные богослужения в храме, исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц и так далее, но об этом, подробнее и развернуто, стоит говорить отдельно. В любом случае, крещение делает каждого Богу своим более, чем это было прежде. Крещение – это рождение в себе нового человека. А каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить.
Длительность и стоимость обряда
Канонически денег за совершение таинства Святого Крещения брать не полагается. Крещаемые могут внести лишь пожертвования на храм.
Соборы, церкви, священнослужители персонал, работающие в них, существуют именно на эти пожертвования, потому что у них нет возможности получать иной материальный доход, да и Церковь не финансируется государством. К тому же необходимо оплачивать коммунальные услуги: отопление, воду, электричество, отчислять налоги, содержать сам объект и семьи клириком.
Важно! Батюшка не может отказать в совершении Крещения малоимущей семье — в церкви не торгуют благодатью. Но если все же случился такой нонсенс и человек получил отказ от клирика по причине отсутствия у него денег, то следует обратиться к настоятелю церкви или к благочинному.
Длительность обряда варьируется, она зависит от количества крещаемых и от самого священника. Обычно таинство совершается от 40 минут до 2 часов.
Размер пожертвования необходимо узнать в церковной лавке, сумма обычно колеблется от 500 рублей до 2000 рублей, а в крупных городах возможно и еще больше.
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Крещение взрослого человека
Взрослые люди крестятся осознанно, и принять таинство им разрешено без крестных. Они сами могут отвечать на вопросы священника, самостоятельно отрекаются от сатаны.
Но иметь опытного наставника, который поможет новокрещенному воцерковиться — отличный вариант.
Подготовка к обряду
Будущий христианин «в возрасте» самостоятельно может прочесть Евангелие, Новый Завет, выучить основные православные молитвы, изучит все церковные таинства. Не составит для него труда посетить огласительные беседы, кои сейчас обязательны.
Если же они не проводятся, то с интересующими вопросами необходимо подойти к священнику.
Необходимо выучить «Символ веры», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся». Все основные молитвы содержатся в православных молитвословах.
После полуночи, перед днем совершения Крещения, запрещается вкушать пищу и пить, желательно совершить 2-3 дневное постничество. Запрещено пустословие, увеселительные мероприятия, плотские утехи.
Приходить на Таинство нужно опрятным, на голове женщине должен быть платок. А для погружения в воду нужно приобрести или сшить самостоятельно длинную белую сорочку.
Не забудьте полотенце и сланцы на ноги!
О духовной жизни крещенного христианина:
- Почему в церкви хочется плакать
- Как православные приветствуют друг друга
- Как правильно прикладываться к иконе?