Осипов николай ильич. Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера


Молодость и учеба

В школьные годы ему, как и всем ученикам предлагали вступить в комсомол. Но Алексей был из немногих, кто наотрез отказался от предложения. О причинах такого решения он не рассказывал, но, возможно, это связано с верой.

Через 3 года, а именно в 1955, Осипов окончил среднюю школу, но поступать в ВУЗ, несмотря на уговоры родителей, отказался. Причиной отказа опять же была вера. Вместо высшего образования, он на несколько лет углубился богословие под руководством священнослужителя игумена Никона. В 1958 году получил от наставника рекомендательное письмо, благодаря которому ему удалось с первого раза поступить в четвертый класс Московской духовной семинарии.

Всего через 1 год он уже учился в Московской духовной академии. Защитил диссертацию по кафедре древнегреческого языка. Окончил учебное заведение, получив степень кандидата богословия. При выпуске ему оформили справку, направляющую на работу в Смоленскую епархию.

https://youtu.be/https
://youtu.be/Rr6dSXIbR8k

Возрастание в вере

Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника. Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви — Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие».

Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.

Карьера

Несмотря на возможности, принял приглашение в аспирантуру при Московской духовной академии. Окончив, ее остался там преподавать по новой для того времени дисциплине «Экуменизм». Через два года ему предложили вести занятия по Основному богословию, а потом этот же предмет в семинарии.

Экуменизм (вселенная, обитаемый мир) — это идеология всехристианской сплоченности, стремление единству религиозных общин во всей Вселенной.

Будучи аспирантом, Алексей Ильич проводил лекционные занятия по Современным богословским проблемам, Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму. В академии, кроме своего основного предмета, еще преподавал Западные исповедания.

По карьерной лестнице поднимался медленно, но уверенно. В 1969 году он стал доцентом той же академии, через 6 лет – профессором, а через 9 – доктором богословия.

Многие люди интересуются, почему Алексей Иванович, пройдя довольно длинный путь обучения, в итоге при выпуске получив степень кандидата богословия, не стал священником, ведь по идее все шло именно к этому. На самом деле, он просто в какой-то момент понял, что его истинное направление — это не священнослужение, а педагогика.

По его мнению, принять сан в академии, это очень странный поступок. У священника должна быть паства. В академии ее главой является ректор, а дело священника лишь служить. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.

Жизнь вне академии

За пределами академической жизни Алексей Осипов также много достиг. К примеру, в 1964 был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этническую энциклопедию Афин. С 1967 по 1987, а позднее и 1995-2005 гг. — в составе коллегии альманаха «Богославские труды». Примерно в этот же период (1973-1986) был членом учебного комитета при Священном синоде. Также в продолжительное время (1976-2004) состоял в комиссии Священного синода.

Около 22 лет Осипов работал заведующим филиалом аспирантуры Московской духовной академии при отделе внешних церковных связей. Был главным редактором журнала «Богословский вестник» и сопредседателем ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия».

Год работал одновременно в издательском совете Московской патриархии, совместном координационном комитете по взаимодействию между Русской православной церковью и Вооруженными силами РФ. Позднее состоял в постоянном Президиуме I-IV Всемирных русских соборов.

С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии.

Участвовал в двусторонних диалогах, которые проводились Русской православной церковью с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранскими церквями ГДР, Национальным советом церквей США и т. д.

Участвовал в различных ассамблеях, например, во Всемирном совете церквей, Христианской мирной конференции, многих международных, региональных и других мероприятиях как на родине, так и заграницей.

Выступал на радиоэфирах, телевизионных передачах, в средних школах, институтах, университетах, домах культуры, приходских храмах и конференциях (Россия, Украина, Белоруссия, Турция, Польша, Индия и т. д.).

Отрывки из его книг публиковались в «Богословских трудах», «Журнале Московской патриархии», газетах, а также заграницей.

В 2014 г. во многих газетных изданиях, журналах, в Интернете появилась информация о том, что Алексей Ильич Осипов ушел из Московской духовной академии в связи с достижением 75-го возраста. Но на официальном сайте академии он все еще числится как работник.

За активную деятельность Осипова удостоили множеством наград, к примеру: Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени, Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени и т. д.

ссылка > В последнее время все заметнее становятся нападки, которым подвергается профессор Московской Духовной Академии Осипов Алексей Ильич. В этой статье мы немного поразмышляем над тем, что за силы и по каким причинам пытаются устроить травлю Алексея Ильича?

Те, кто внимательно следят за деятельностью профессора Осипова А.И., слушают его лекции, прекрасно понимают, что главное отличие Алексея Ильича, от всех остальных медийных представителей Русской Православной Церкви, в том, что он говорит о главном — о правильной духовной жизни. Рассказывает доступно, понятно и главное не от себя, а исключительно из святоотеческих творений. И в этом плане лекции Алексея Ильича являются связующим звеном, приводящим людей к Святым Отцам. Потому, как слушать лекцию нам все-таки легче, чем читать Святых Отцов, особенно в начале, когда многие вопросы не понятны и нужно приобрести предварительное понимание того, о чем идет речь. Читая же Святых Отцов, человек получает знание о том, что такое духовная жизнь, как её вести и может впоследствии, начав так жить, опытно прийти ко Христу.

Думается, именно в этом и состоит причина критики. Задумайтесь, почему популярные священники, не сходящие с экранов ТВ говорят о чем угодно, забывая сказать о правильной духовной жизни, внимании к себе, правильной молитве и необходимости чтения Святых Отцов. Выше, мы назвали Алексея Ильича медийным лицом, но это не совсем верно, ведь кроме как на православных телеканалах, его собственно нигде и не показывают. Однажды, в 2012 году, пригласили на телеканал «Культура», где А. И. Осипов выступил в программе «Аcademia» с лекцией «Происхождение человека». Там профессор Осипов ответил на вопрос студентки по поводу теории эволюции, рассказав, что она не имеет научных подтверждений. Ведь нет переходного звена между человеком и обезьяной, нет таких же звеньев между животными, нет закона, по которому из неживого могло бы произойти живое, привел другие аргументы.

И что потом было? Поднялась паника, доморощенные палеонтологи, будучи не в состоянии опровергнуть ни один из аргументов, приведенных Алексеем Ильичом, начали огульно и беспочвенно обвинять его в невежестве.

Находятся священники и прочие церковные деятели, которые пытаются не дать людям прийти к Святым Отцам, через лекции Осипова А.И. и поэтому, рассчитывая на легковерие людей, делают наветы на Алексея Ильича, обвиняя его если не во всех смертных грехах, то уж в большинстве из них точно.

Из всей критики можно выделить три основных момента, профессора обвиняют в том, что он якобы:

1. Запрещает крестить младенцев;

2. Извращает учение Церкви, говоря что геенна (адские муки) будут ограничены по времени;

3. Запрещает монахам, исповедоваться настоятелям монастырей.

Все вышеуказанные аргументы являются неправдой, и вот почему.

Крещение младенцев

Алексей Ильич вовсе не говорит о запрете крестить младенцев, он говорит о другом, что к таинствам надо относится правильно, а не как к магии.

Тоже самое и на счет Евхаристии (Свято́го Прича́стия). Об ограниченности геенны.

По этому вопросу мнения Святых Отцов разделяются, одни говорят, что гиена будет вечной, другие что гиена будет ограниченной. Об ограниченности геенны пишут многие Святые Отцы, ведь Бог есть любовь и как же понять тогда, что он создал людей, зная, что они будут обречены на муки вечные. Ссылаясь на них и говорит Алексей Ильич.

То есть Алексей Ильич говорит, что есть два мнения по этому вопросу, так за что его критиковать? Или теперь если действительно геенна ограниченная, то и спасаться не надо, ну подумаешь «погорю в аду» тысячу лет, что страшного? Думается, что так никто серьезно сказать не может, ведь даже в этой, коротенькой земной жизни, желающих страдать, терпеть какие-то ужасные мучения, не имея утешений, нет.

О духовных наставниках, послушании. Тут речь идет о чем? О том, что сегодня Богодухновенных наставников ( то есть достигших бесстрастия) нет. Об этом писал еще святой 19 века св. Игнатий Брянчанинов:

игнатий брянчанинов о наставниках

«Святой Григорий Синаит, писатель14-го века решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. (Добр. Гл.118, ч. 1). Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас»!

Поэтому, для нашего времени, предлагается жительство по совету. Духовный наставник дает совет из Святых Отцов, а находящийся в руководстве, проверяет его Св. Отцами, и потом принимает решение: принять этот совет или нет.

И Алексей Ильич говорит о том, что сан, сам по себе, вовсе не дает святости, и если человек занимает должность настоятеля монастыря (игумена), то это вовсе не значит, что он достиг святости. И поэтому то послушание, которое было принято между послушником и старцем ранее в Церкви, сегодня невозможно, так как нет людей достигших бесстрастия. Но вовсе не идет речь о запрете исповедоваться настоятелям монастырей. Речь идет о том, чтобы наша Церковь не распалась на сотни тоталитарных сект.

А сегодня полным-полно лжедуховников, и вот что, по этому поводу, писал свт. Игнатий:

«Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, принимающие на себя вид древних старцев, но не имеющие их духовных дарований».

Выходит, что Алексея Ильича не приглашают на телеканалы, как других церковных деятелей, именно потому, что он всегда говорит о главном — об основах духовной жизни.

Кому это выгодно? Тем силам, которые не хотят, чтобы наш народ обратился ко Христу, тем силам, которые хотят прельстить наш народ и направить его по ложному пути. Силы эти, в большей степени политические, их задача подменить правильную веру «православным язычеством» и поклонением Царю — Помазаннику Божьему, нужно это им, для того, чтобы обмануть нас и использовать русский народ для реализации идеи построения в России теократической Империи.

Детство

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.

Происхождение и рождение

О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине. Поменяв несколько городов, в 1952 году Осиповы обосновались в г. Гжатске (ныне г. Гагарин) Смоленской области.

Семья

О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э. Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.

Биография Осипова Алексея Ильича. Личная жизнь, жена

Родился Алексей Ильич 31 марта 1938 года в древнем русском городке Белево, что располагается в Тульской области. Но детство и юность он провел в городе Козельске и поселке Оптино, рядом с известной Оптиной пустынью, православным монастырем, в то время недействующим.

Алексей Ильич Осипов

Биографию Алексея Ильича Осипова и личную жизнь определило его знакомство с игуменом Никоном. Эта встреча произошла в раннем детстве и повлияла на всю дальнейшую жизнь и судьбу мальчика. Он возрастал в четком понимании своего пути и старался во всем походить на своего учителя и духовника отца Никона.

Благочестивая жизнь, аскеза и молитвенная практика явились наполнением жизни и биографии Алексея Ильича Осипова. Жена и семья в такой практически монашеской обстановке исключались. Алексей Ильич не женат, ведет скромную жизнь и трудится на благо церкви Христовой.

Юношеские годы и молодость

По окончании средней школы перед Алексеем Осиповым встал вопрос о дальнейшем образовании. Дирекция школы, в которой он учился, предлагала ему поступать в какой-либо институт, однако его наставник игумен Никон посоветовал Алексею избрать другой путь.

Изучение богословия

В течение последующих 3-х лет Алексей Осипов под руководством своего духовного наставника готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию. Упор делался на изучение жизнеописаний святых отцов и их трактовки основ христианской веры.

В 1958 году, получив письменную рекомендацию игумена Никона, Алексей Осипов был зачислен в 4 (выпускной) класс духовной семинарии, которую с успехом закончил в 1959 году. Как позже вспоминал Алексей Ильич, таких глубоких познаний в богословии и изучении трудов святых отцов, которые давал ему Наставник, даже преподаватели семинарии не давали своим студентам.

Далее Осипов поступает в Московскую духовную академию, выпускается из которой в 1963 году, получает степень кандидата богословия и направление на работу в одну из церквей города Смоленска (тема диссертации — «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания»). В новой должности Осипов проработал недолго. По приглашению высшего учебного заведения Русской православной церкви, он поступает в аспирантуру.

Наставник Алексея – игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Алексей Ильич Осипов

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах. Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь. В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Зрелый возраст

В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии.

Преподавание в академии

Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм (всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной). Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям.

С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник».

Работа в РПЦ

В 1964 году Осипов назначается секретарем комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издание которой планировалось осуществить в Афинах.

С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ:

  • состоял в членах учебного комитета от духовной Академии при Священном Синоде (орган управления РПЦ) до 1986 года;
  • был членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства до 2004 года;
  • в 1988 году был членом Юбилейного Поместного Собора РПЦ
  • с 1994—1995 г.г. состоял в членах координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и РПЦ
  • с 1995—1997 г.г. — член постоянного Президиума Всемирных русских соборов II-IV созывов;
  • состоял членом Церковно-общественной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;
  • состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ концепции РПЦ;
  • с 2009 года — член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению.
  • принимал участие в двусторонних диалогах РПЦ с другими религиозными конфессиями.

Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А.И. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия (апологетики), он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия (разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека), то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии (2016 г.), лекции профессора не соответствуют православному вероучению, основанному на Божественном откровении.

В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А.И. Осипова «О десяти праведниках».

Общественно-политическая деятельность

Профессор А.И. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни:

  • с 1996 по 1987 гг. и с 1995 по 2005 гг. являлся членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;
  • с 1991 по 2021 гг. — состоял сопредседателем (от религии) ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия»;
  • был участником ассамблей Всемирного совета церквей;
  • участвовал в конференции европейских церквей;
  • принимал участие в Христианской мирной конференции;
  • был приглашен на многие всемирные международные и иные церковные и общественные конференции и ассамблеи в России и за рубежом.

Участие в телепрограммах

Алексей Ильич Осипов много выступает:

  • на встречах с учениками духовных академий;
  • с верующими;
  • на телевидении.

Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз».

Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе. Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений.

Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение:

  1. Донести до присутствующих послания святых отцов.
  2. Обсудить вопросы православия и христианства.

Лекционная деятельность

В своих лекциях Алексей Ильич рассказывает о православии, о духовной жизни, о наследии святых отцов. Эрудированность профессора не только в богословских вопросах, но и в вопросах философии, психологии и культуры привлекает внимание все новых и новых слушателей. Алексей Ильич всегда находит нужные слова, простым языком говорит о сложных вопросах Бытия, мотивирует на дальнейшее познание и возрастание в вере, большое значение уделяет воспитанию детей.

Биография Алексея Ильича Осипова сама по себе является примером правильной церковной жизни, примером благочестия и смирения. Сквозь жизнь этого удивительного и скромного человека, православие предстает перед нами во всем своем историческом значении, в своем духовном величии, в своей красоте и великолепии. Истинность православия, как рассказывает в своих лекциях профессор Осипов, легко доказывается, надо лишь не предвзято и с открытым сердцем подходить к этому вопросу.

Алексей Ильич Осипов

Не скрывает Алексей Ильич и важные вопросы негативного свойства – проблемы церкви, свои собственные ошибки, некрасивые поступки священнослужителей и церковного клира. Обо всем этом он рассказывает слушателям и откровенно делится своими размышлениями о церковной жизни.

Лекции и проповеди Алексея Осипова

Богослов Осипов Алексей Ильич активно выступает с докладами и лекциями на радио и телевидении, пишет и издает книги, аудио и видео диски с записями своих лекций. Его активно приглашают на встречи в различные аудитории.

Выступления А.И. Осипова отличаются великолепным языком, понятным всем присутствующим, без всякой елейности. Каждый раз после встречи с ним зрители и слушатели задают профессору вопросы и получают на них исчерпывающие ответы, поэтому каждая лекция Осипова — это интереснейшая дискуссия о различных аспектах православия, а также о разных сторонах духовной жизни человека и общества.

Послушать А.И. Осипова можно на его личном сайте в интернете, где собраны все записи выступлений и интервью последних лет, а также новые лекции профессора Осипова.

Темы, которые затрагиваются в беседах, очень обширны: от вопросов о христианстве, что такое христианство, что дает человеку, до ответов на житейские вопросы, волнующие каждого человека: как избавиться от скорби, депрессии, уныния, о принципах православного воспитания детей, об основах нравственности, о браке, любви.

Изданы книги А.И. Осипова, содержащие основные его мысли и тезисы:

  • «Бог»;
  • «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
  • «Путь разума в поисках истины»;
  • «Любовь, брак и семья»;
  • «Стать святым»;
  • «Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни»;
  • «Носители духа».

У профессора Осипова очень много друзей и сторонников, но также есть критики и недоброжелатели. Алексей Ильич не раз говорил в интервью, что готов на конструктивный диалог с любыми оппонентами, если только обвинения подкреплены какими-либо доказательствами. Осипов советует каждому иметь свое мнение по вопросам веры, для этого он рекомендует изучать жития и откровения святых отцов, изучению трудов которых посвятил всю свою жизнь.

Духовная жизнь

Духовная жизнь в биографии Алексея Ильича Осипова является фундаментальным понятием. Она, как учили святые отцы Церкви, единственно правильная жизнь. Единственно верный и самый трудный путь. Еще юному Алексею Ильичу отец Никон говорил, что духовная жизнь – это величайшая редкость среди людей в наше время. Люди привыкли путать высоконравственную жизнь и духовную. Очень многие в этом обманываются и идут ложным путем. Духовная жизнь, или путь подвижника – это постоянное памятование смерти, ясная осознанность, чистота ежесекундного нравственного выбора и величественное спокойствие.

Современные люди погружены в антидуховную атмосферу суеты. Суета захватывает все свободное время таких людей и не дает им ни малейшего шанса на остановку и осмысление происходящего с ними. Прежде всего, на осмысление самих себя, своих жизней и смысла этих жизней. А если человек не задумывается о смысле жизни, отдает его на откуп суете, то его существование становится бессмысленным, – говорит Осипов Алексей Ильич. В биографиях многих подвижников церкви это неоднократно подтверждается. Каким бы человек ни был в жизни, если у него есть потребность в осмыслении своего бытия, то его жизнь постепенно преображается, структурируется, и он постепенно начинает двигаться по религиозному пути.

Алексей Ильич Осипов

Много Алексей Ильич рассказывает о святоотеческом наследии, об апостольском служении и святых мучениках двадцатого века. Его взвешенная позиция, глубокая вера и блестящее остроумие создают атмосферу интеллектуальности и доверия во время лекций. Но не только святым отцам уделяет внимание профессор, много примеров благочестия он приводит из жизни обычных людей, простых мужей и жен. В биографии Алексея Ильича Осипова тоже встречаются такие люди – чистые, великодушные христиане, знакомство с которыми преображает и украшает мир.

Еще одна беда современности, по словам Алексея Ильича – это развлечения. Бесконечные соблазны и удовольствия, подобно суете, отвлекают людей от главных вопросов существования. Все это атрибуты полностью антихристианского мира, в котором нет места покаянию и молитве. Человеку некогда остановиться, задуматься, поднять голову и всмотреться в небо. Осмыслить Вечность.

ОСИПОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих.

До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм».

В 1964 году был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по западным исповеданиям.

С 1967 по 1987 и с сентября 1995 по 2005 год был членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В 1969 году получил звание доцента.

С 1973 по 1986 год — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

В 1975 году утвержден в звании профессора.

С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию.

С 1979 года состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 по 2007 год — Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 по 1998 год — членом комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.

С 1981 по 2004 год — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

Критика

Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси. В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. В. Люлькой [1], в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А.И. Осипова «точному изложению православной веры». Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах:

  1. Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.
  2. В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления.
  3. Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.
  4. Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.
  5. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.

В 2021 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А. А. Шишкова [2] по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему:

  1. Мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании
  2. В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху.
  3. Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении.
  4. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного. Что касается теории профессора А. И. Осипова, то она является богословским новшеством, основанным на воззрениях протоиерея Сергия Булгакова.
  5. Практика крещения младенцев упоминается в раннехристианских источниках. На вопрос о конечной участи некрещеных младенцев однозначного ответа в православной традиции нет.

Письмо заключалось следующим образом:

Алексей Ильич не согласился с «Заключением», в своем ответе он указал на то, что его высказывания отчасти были искажены обвинителями, либо вырваны из контекста, и выразил сожаление, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний. С ответом профессора А.И. Осипова на «Заключение» и реакцией его оппонентов на этот ответ можно ознакомиться на странице «Заочная полемика по поводу заключения СББК о богословских воззрениях проф. Осипова» интернет-ресурса «Азбука веры» — https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/zaochnaja-polemika-po. va/

Награды

  • орден св. кн. Владимира III ст. (1971);
  • орден преп. Сергия III ст. (1979);
  • орден св. князя Владимира II-й ст. (февраль 1988, в связи с 50-летием со дня рождения);
  • орден блгв. кн. Даниила Московского III ст. (март 1998, в связи с 60-летием со дня рождения);
  • орден свят. Макария, митрополита Московского, II ст. (апрель 2013, во внимание к активной просветительской деятельности, за усердные миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения) [3].

Труды, публикации

Публиковался в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

  • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. (Рукопись. Библиотека МПДА.)
  • Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва.1994.
  • Путь разума в поисках истины. М. «Даниловский благовестник». 1997; «Братство во имя св. Александра Невского». 1999; М. «Сретенский м-рь». 2002, 2003, 2004; М. «Благо». 2003; СПб. «Сатис». 2007.
  • Православное понимание смысла жизни. Киев. 2001.
  • Посмертная жизнь души. «Даниловский благовестник». 2005; 4-е изд.: М. 2007.
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. Сретенский м-рь. 2005.
  • Посмертная жизнь. М. «Дар». М. 2006.
  • Носители духа святителя Игнатия (Брянчанинова). М. 2007.

Из опубликованных статей, докладов:

  • Справедливость и насилие. Богословские труды. №11.М. 1973.
  • Насилие и справедливость. ЖМП.1973. №5.
  • Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви. ЖМП.1976.№3.
  • О некоторых принципах православного понимания экуменизма. Богословские труды. №18. М. 1978.
  • Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей. ЖМП. 1978. №12.- 1979. №1.

Источники:

https://zakulisi.ru/biografii/biografiya-osipova-alekseya-ilyacha/ https://proreligiu.club/lichnosty/deyateli/osipov-aleksej-ilich.html https://drevo-info.ru/articles/4427.html

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: