В чем разница между православием и христианством


Юлия Серебрякова — Основы Православия

Е. Н. Никулина, Юлия Серебрякова, Николай Серебряков

Основы Православия

Рецензент:

канд. богословия, доцент П. Ю. Малков

© Серебрякова Ю. В., Никулина Е. Н., Серебряков Н. С., 2010

© Оформление. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013

* * *

Предисловие

Настоящее учебное пособие ориентировано, прежде всего, на будущих слушателей факультета дополнительного образования (ФДО) ПСТГУ, поэтому составлено в соответствии с принятой на факультете программой вступительного собеседования по основам христианства (Православия).

Последовательность семи разделов пособия отражает рекомендованный порядок изучения основ Православия: вначале священная история Ветхого и Нового Заветов[1], затем системное изложение основ христианского вероучения (в объеме Символа веры), описание богослужебной жизни Церкви (значение Таинств, смысл двунадесятых праздников, порядок совершения церковных служб), и, наконец, обзор церковной истории (основных этапов истории Вселенской Церкви и Русской Православной Церкви), являющейся продолжением священной истории Нового Завета. Последовательное чтение позволит также постепенно усвоить базовую богословскую лексику.

Почему изучение основ Православия начинается знакомством с историей Ветхого Завета? Христиане верят, что Бог есть Бог-Троица: Отец, Сын и Святой Дух, и что Второе Лицо Святой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей стал человеком и избавил людей от власти смерти, греха и диавола. Но о том, как люди подпали под власть смерти, греха и диавола, о том, почему человечеству был необходим приход Спасителя, об истории ожидания Мессии рассказывается в Писании Ветхого Завета – и вне этого контекста нельзя понять новозаветную историю.

О событии Боговоплощения, о проповеди Господом Иисусом Христом покаяния и приближения Царства Божия, о Его Крестной смерти и Воскресении, об образовании Сыном Божиим Святой Церкви через ниспослание Духа Святого и начале распространения христианства апостолами, учениками Христа, говорит Писание Нового Завета. Комментированному обзору этих событий посвящен второй раздел пособия.

Следующие три раздела пособия содержат краткое изложение догматического учения Православной Церкви и обзор ее богослужебной жизни. Святая Церковь является хранительницей Божественного Откровения и истинного почитания Бога. Через Церковь люди усваивают плоды искупления и спасения, совершенного Богочеловеком Иисусом Христом. В ней восстанавливается нарушенная в момент грехопадения прародителей связь человека с Богом и поврежденная грехом человеческая природа. Этому восстановлению служат установленные Богом церковные Таинства. Через Таинство Крещения человек входит в Церковь, через участие в Таинстве Евхаристии – живет в Ней. Все стороны человеческой жизни получают освящение в Церкви через святые Таинства. Кроме Таинств в Церкви есть богослужебная жизнь – внешнее выражение внутренней устремленности человека к Творцу. Если Таинства – это то, что Бог дал человеку, то богослужение, молитва – это благодарный ответ человека.

Пребывание в Церкви возможно только при условии верности Христову учению, переданному нам через святых апостолов. Но не все христиане сохранили в чистоте Божественное Откровение и истинное богопочитание. Известны случаи массовых отпадений от Церкви, самое крупное из которых – отпадение Римской Церкви (XI в.). В XVI веке от нее отделился протестантизм, распавшийся впоследствии на многочисленные течения. Но Вселенская Церковь продолжает хранить неповрежденным учение Господа Иисуса Христа и апостольское преемство. Она называется Православной, потому что в ней правильно славится Бог, то есть сохраняется истинное богопочитание. Обзору ключевых событий истории вселенской Церкви посвящен шестой раздел пособия.

Завершается пособие краткой историей Русской Православной Церкви: от крещения и начала христианизации нашей страны до гонений на Церковь в ХХ веке и прославления подвига новомучеников и исповедников российских.

Авторы выражают сердечную признательность заведующему кафедрой теологии ПСТГУ П. Ю. Малкову за ценные советы по содержанию пособия, а также своим коллегам – преподавателям ПСТГУ игумену Тихону (Полянскому) и Н. Д. Гимранову за помощь в подборе материалов по разделам «Священная история Ветхого Завета», «Православное вероучение», «Основные события истории Вселенской Церкви», «Основные события истории Русской Православной Церкви».

Раздел 1. Священная история Ветхого Завета

Значение понятий «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Священное Писание», «Библия», «Ветхий и Новый Завет»

Целью Божественного домостроительства, т. е. попечения Бога о Своем творении, является спасение человека и соединение его с Творцом. Свидетельством заботы Бога о человечестве является Божественное Откровение – то, что «Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить»[2].

Божественное Откровение сохраняется в Церкви и распространяется среди людей через Священное Предание. «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды»[3]. Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на действие, то есть на сам процесс передачи: «…я от Самого Господа принял то, что и вам передал» – говорит св. ап. Павел (1 Кор. 11.23).

Одной из форм Священного Предания является Священное Писание, или Библия. Библия – слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она представляет собой собрание книг, большая часть которых богодухновенны, т. е. написаны избранными Богом людьми (пророками и апостолами) по вдохновению Святого Духа. Библию называют Священным Писанием, так как все, исходящее от Бога, свято.

Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. «Завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет был заключен сразу после грехопадения первых людей и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который, в отличие от Ветхого, является заветом вечным.

Библия состоит из 77 книг: 50 ветхозаветных и 27 новозаветных. Ветхозаветные книги делятся на канонические (39 книг) и неканонические (11 книг). Канонические книги, по учению Церкви, являются богодухновенными; неканонические не признаются богодухновенными, но, вследствие назидательного характера, рекомендуются христианам для чтения.

Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке. В III веке до н. э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. По преданию, этот труд проделали 72 толковника, поэтому их перевод называется переводом семидесяти двух или просто переводом семидесяти (сокращенно – LXX) или Септуагинтой.

Книги Нового Завета были написаны на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, оригинальным языком которого, скорее всего, был еврейский.

Начиная с IV века после Р.Х. начался перевод всей Библии – и Ветхого, и Нового Завета – на другие языки. На славянский язык Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. На русский язык Библию перевели в XIX веке. Этот перевод был сделан по благословению Святейшего Синода, поэтому его называют Синодальным переводом.

По своему содержанию книги Ветхого Завета условно делятся на четыре разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Но при всем разнообразии содержания через все книги Библии красной нитью проходит единая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Происхождение мира и грехопадение прародителей

Библейское повествование о творении мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15).

Дивишься, может быть, почему, предположив говорить о вочеловечении Слова, рассуждаем теперь о начале людей. Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом к Его пришествию, и нашим преступлением вызвано человеколюбие Слова, чтобы Господь пришел к нам и явился среди людей.

Свт. Афанасий Александрийский.

О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, 1:4[4]

Разногласия

Даже на первый взгляд, существенные различия между католиками и православными могут наблюдаться во многих вещах:

  • одежда священников;
  • порядок культов;
  • вид на церковь;
  • метод плавления Креста;
  • сопровождающий звук литургий.
  • Православные священники не бреют бороды.

Отличие православия от христианства от других религий является восточным стилем поклонения. Православная церковь сохранила Восточную традицию чувственности, в культах нет музыкальных инструментов, принято зажигать свечи и жечь благовония , а крестным знамением ставить справа налево пальцы и делать руку.

Православные христиане считают, что их церковь берет свое начало в распятии и Воскресении Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году византийской традиции, которая сохраняется и по сей день.

Сравнение христиан и православных

Православие доказало веру, с ее догмами, ее ценностями, ее тысячелетней историей. По христианству часто дают, что такого, собственно, нет. Например, движение Белого Братства, активно действующее в Киеве в начале 90-х годов прошлого века. У православных главное их мышление-исполнение заповедей Евангелия, собственное спасение и спасение духовного Ближнего от порабощения страстей. Наследие христианства на его съездах объявляет спасение в чистом материальном плане-от бедности – болезней, войны, наркотиков и т. д., которое является внешним благочестием.

Для православного духовное значение святости человека. Доказательством тому являются святые, православная церковь, жизнь христианского идеала. В христианстве вообще ума и чувств выше духовного. Православные считают себя спутниками бога в деле своего спасения. В христианстве, особенно в протестантизме, человек подобен колонне, которая ничего не должна делать, потому что для него он совершил спасительную работу на Голгофе Христовой.

В основе учения о мировой вере христианства лежит Священное Писание-Писание Божественного Откровения. Она учит нас, как жить. Православные, как и католики, считают, что Писание отличилось от священной традиции, которая разъясняет образ жизни, а также является бесспорным авторитетом. Протестантские церкви течения отвергли это утверждение.

Краткое изложение основ христианской веры дается в Кредо. Для православных это символ веры Никейско-Цареградской. Католики есть в тексте символ понятия сына, согласно которому Святой Дух я от Бога Отца и Бога Сына. Протестанты не отрицают Никейского символа, однако то, что они приняли, считается древним апостольским символом веры.

Православные особенно чтят Божью Матерь. Они считают, что он не имел личного греха, но он не был лишен первородного греха, как и все люди. После Вознесения Божией Матери вознесся на небо. Однако догмы не существует. Католики считают, что Божьей матери не хватает и первородного греха. Один из догматов католической веры-догмат телесного Успения на небо Девы Марии. Протестанты и многочисленные сектанты не имеют поклонения Божией Матери.

Православное христианство заключено в церковных догмах. Не все движения, называющие себя христианами, на самом деле таковы. Для православных внутреннее благочестие-основа праведной жизни. Для современного христианства в его массе гораздо важнее внешнего благочестия.

Православные стремятся к духовной святости. Христианство в целом, сосредоточив внимание на духовности и чувственности. Это ясно видно на примере православных и других христианских проповедников.

Православный-союзник Бога в собственном спасении. Католики тоже придерживаются той же позиции. Другие представители христианского мира убеждены, что спасение-это не нравственное достижение человека. Спасение было совершено на Голгофе. Основой веры человека является Священное Писание и священная традиция, как для католиков. Протестанты отвергли традицию. Многие христианские сектанты движения также искажают письменность.

Краткое изложение основ православной веры дается в Никее символом веры. Католики добавили понятие filioque к символу. Большинство протестантов принимают древний символ апостольской веры. Многие другие не имеют никакого смысла веры. Только православные и католики почитают Божью Матерь. Других христиан его культа нет.

Христианско-католическая во время отличается от православного христианства подходы к празднованию богослужения и вероисповедания. В Римско-католической церкви традиции глава церкви Папа, а не Иисус Христос, как в православии.

Католические отличия от христианской веры, от христианской православной церкви:

Автокефалия что в церкви на простом языке

Святой Дух исходит и от Сына Божия, в той же мере, что и от отца; он рожден от непорочной девы и принят на небо телом и не только душой; * католики почитают большое количество разных Святых; * все деяния папа, как Верховный иерарх церкви, считает непогрешимыми; * после смерти тела душу не убивают, в отличие от православного христианства, но оказывается, что в чистилище, где их ждут испытания; для причащения нужен хлеб без дрожжей.

Принципиальным отличием католического христианства от Православия является понятие искупления грехов дарами (индульгенцией). Западная традиция считает, что Христос, Богородица и святые своими действиями создали неисчерпаемый запас доброты, которого достаточно, чтобы покрыть все грехи всей христианской общины. Заповедник добра принадлежит христианской католической церкви и продается грешникам в виде специальных ратификаций, то есть домовладельцы получают отпущение грехов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]