Вера и знание
Напрасно, ибо неосновательно, и о науках, хотя бы самых точных, думают, что всё в них зиждется на точном и достоверном знании, опытно доказуемом и чувствами воспринимаемом. Не говоря о массе разных теорий, предположений, гипотез, в каждой науке обильно рассыпанных, все так называемые «высшие и последние основания» точных наук, а равно устанавливаемые ими «законы», как заметил в одном из своих последних сочинений известный, недавно скончавшийся философ Гар (т.е. предположительны, лишь вероятны). Вот несколько этому общеизвестных примеров.
Самой точной наукой почитается математика. Но математическое познание, как всецело основанное на идеях чистого пространства (геометрия) и времени (арифметика), не может выходить из опыта и наблюдения над данными опыта и на них только основываться; оно есть чисто рациональное познание.
Ни один гениальнейший математик не растолкует мне понятия об единице или нескольких единицах, если оно не будет находиться во мне самом. Ни один человек не сможет доказать, что один и один будет два, чему удивлялся уже Сократ, или что прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Так и математика начинает с того, что заставляет нас верить без доказательства некоторым основным, элементарным истинам, чтобы иметь возможность строить на них дальнейшие заключения. Поэтому, если вдуматься хорошенько, мы не увидим ничего странного и страшного в словах некоторых молодых людей, о которых рассказывает в своих воспоминаниях известный мыслитель и педагог Пирогов; эти молодые люди говорили: «Я приму математическую аксиому, если захочу; а если нет, то не приму»11.
Химия основывается на вере в самопротиворечивую гипотезу об атоме: атом, как частица материи, с одной стороны, должен иметь в себе все свойства материи, а с другой, для объяснения происхождения химических соединений тел, признается неделимым. И хотя никто и ничто не может доказать, что материя состоит из отдельных бесконечно малых атомов, но наука верит этой гипотезе об этом, потому что только с принятием этой гипотезы все химические и физические явления могут быть объяснены и многое непонятное может быть объединено.
Далее, что такое материя сама по себе? Что такое сила, какое ее отношение к материи? От чего происходит разнообразие сил? Решение всех этих вопросов лежит за пределами эмпирического познания, так как опыт показывает нам обнаружение той или иной силы, но не даёт понятия о силе, как таковой. Без веры не обойтись и здесь.
Не менее положительные учёные, естественники, по крайней мере наиболее осторожные и критичные из них, в так называемых «законах природы» начинают видеть лишь «наиболее удачный путь излагать результаты опыта в форме удобной для будущих справок», – нечто вроде «удобных стенографических выражений организованных сведений, находящихся теперь в их распоряжении». Предостерегая от «мифологии механистов», они напоминают, что хотя «в лаборатории, как и в практической жизни, нет места, ни времени для философского сомнения», однако в периоды размышлений, когда они обсуждают теоретические результаты своих опытов и им «бывает полезно вспомнить об ограниченности нашего нынешнего достоверного знания и о чисто умозрительной (т.е. на веру воспринимающей. – М.Ч.) природе схемы естествознания, основанного только на его собственных индукциях»12. Проф. Пойнтинг перед лицом Ассоциации наук сказал: «Физические законы… еще недавно их признавали за истинные законы природы, управляющие Вселенной; ныне мы можем приписать им лишь скромную степень описания тех сходств, которые были наблюдаемы, описаний часто рискованных, а часто и ошибочных».
Наконец, самое наше знание, по данным гносеологии в очень значительной степени зиждется на вере. Делая то или иное заключение, мы делаем его, веря, что наш разум нас не обманул, что он работал на основании достаточных данных, что процесс самой его работы отвечает законам логики и действительности, что ничего неверного не вошло в его работу. И говоря о верности его заключений, забываем, что они всегда субъективны, почему двое об одном и том же предмете судят иначе; откуда постоянные и неумолкаемые споры между самыми, по-видимому, солидарными людьми. Да и что мы знаем о каждом предмете? Нам кажется, что мы знаем самый предмет, каков он есть; тогда как на самом деле мы знаем, сознаём лишь только различные ощущения, восприятия наши, от предмета нами полученные. Я говорю, что вижу стол; тогда как на самом деле я вижу нечто чёрное; осязание добавляет, что это чёрное имеет известную твёрдость и плотность; измерение говорит о величине его и так далее. И эту-то сумму ощущений я сознаю как определённый предмет – стол, к нему относя все эти свои ощущения и веря, что к нему они и должны быть относимы. И только наша привычка доверять, что делая так, мы поступаем правильно, даёт нам то, что, мы называем знанием предмета.
Апостол Павел
«Я, конечно, желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе…»
Апостол Павел
Сын зажиточных иудеев, первоначальное имя — Савл. Первый образованный человек из числа первых последователей Иисуса Христа.
Считается, что именно он сделал христианство достоянием всего человечества, выведя его за пределы иудейских общин…
В юности бил известен гонениями на христиан… Однажды в пути с ним произошло чудо: «Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».
После обращения в христианство, жизнь апостола Павла представляет собой цепь миссионерских трудов, проповедей среди язычников, которые он совершал на пространстве от Малой Азии до самого Рима.
Павел вместе с апостолом Петром были осуждены императором Нероном и казнены в Риме…
«Всю жизнь Павла мучила некая загадочная болезнь. Её отвратительные симптомы были тяжелы не только для него, но и для тех, кто его окружал, вольно или невольно был рядом с ним. Сам Павел эту болезнь нигде прямо не описывает, отделываясь больше туманными намеками. Но, судя по всему, учитывая его склонность к экстатическим состояниям, это была эпилепсия…».
Таранов П.С., От Периандра Корфинского до Ван Шоужэня, М., «Аст», 2001 г., с. 123.
Апостолу Павлу принадлежат 14 посланий (это больше, чем у других апостолов), входящих в Новый Завет (хотя Павел не знал Христа во время Его земной жизни и не входил в число 12 ближайших учеников).
Часто цитируются высказывания апостола:
«Если Бог за нас, то кто против нас?»
«Бог верен, а всякий человек лжив».
«Видимое временно, а невидимое вечно».
«Немудрое мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное».
«Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».
«Кто ты, человек, что пытаешься спорить с Богом? Это Бог определяет, кого ему миловать, а кого ожесточать. Разве изделие вправе сказать сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» И вообще: не властен ли горшечник над глиною, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?!»
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо если мудрость мира не привела к премудрости Божией, то пусть это сделает юродство проповеди. Греки, видите ли, ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, что для греков — безумие. Вот и получается, что немудрое Божие премудрее человеков».
«Глупых и невежественных состязаний следует уклоняться, ибо надлежит знать, что они рождают ссоры».
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное».
В Послании апостола Павла сказано: «Надобно вам все вещи, какие бывают у вас на глазах, перетолковать в духовном смысле, и это перетолкование так набить в ум, чтобы, когда смотрите на какую вещь, и видел вещь чувственную, а ум созерцал истину духовную». (II Кор. 2,15).
Главная идея, проходящая через все его наставления — духовное спасение верующего.
Обычно на изображениях Павел имеет высокий лоб.
«Иисус был провидцем, предсказавшим царство Бога на Земле и пытавшимся убедить людей вести себя как боги, а не как звери. Но он не отвращался от телесного и был готов разделить хлеб с простолюдинами и грешниками. Именно святой Павел изобрёл религию спасения путем самоистязания, процветающую на истерии и эмоциональности. Это совпало с желанием человеческой расы на данном этапе её развития отречься от «низшей части личности», которая живёт и умирает подобно животному».
Колин Уилсон, Оккультизм, М., «Клышников – Комаров и Ко», 1994 г., с. 84.
Обетования Аврааму не отменены законом
Евангелие Божьей благодати было возвещено ещё Аврааму. Произошло это задолго до того, как Бог дал закон Моисею. Именно поэтому Павел написал, что закон не может отменить завет Бога с Авраамом, который был прообразом завета о Христе:
(Галатам 3:17-18) Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
Наша вера, подобно вере Авраама, основана на Божьих обещаниях, а не запретах закона.
Даровал, это греческое слово «харизомаи». Означает:
«1) давать, даровать, выдавать;
2) отпускать (грехи), прощать».
Корень этого глагола «харис», что значит благодать.
Наследие вечной жизни и благословенной жизни верой на земле – это дар Божьей благодати.
Именно в этом Библия открывает нам коренное отличие между делами закона и жизнью верой.
По закону
Если ты тщательно исполняешь заповеди, ты получаешь благословение, если не исполняешь, то проклятие (Второзаконие 27 и 28 главы). Причём проклятие за нарушение заповедей было провозглашено первым. Павел объяснил об этом Галатам таким образом:
«Все, кто полагается на соблюдение Закона, находятся под проклятием. Ведь написано: «Проклят каждый, кто не исполняет всего, что записано в книге Закона». Ясно ведь, что никто не получает оправдания перед Богом исполнением Закона, потому что «праведный верой жив будет». Закон же основывается не на вере, потому что написано: «Исполняющий их будет жив благодаря им»». (Галатам 3:10-12)
Почему закон не основан на вере? Потому что закон был дан для обнаружения грехов. Закон был нужен для внешнего послушания и не мог исправить сердце человека. Кто полагается на внешнее соблюдение закона, живёт благодаря соблюдению заповедей. Такая жизнь полностью зависит от действий человека: «поступаешь по закону – благословен, нарушил заповедь – проклят». По закону это справедливо.
Однако, Иисус искупил верующих от проклятия закона, чтобы мы жили верой:
«Так вот, Христос искупил нас от проклятия Закона. Он Сам понес проклятие вместо нас (как об этом и сказано: «Проклят каждый, кто повешен на дереве»), чтобы все народы могли получить через Иисуса Христа благословение, данное Аврааму, и чтобы мы получили обещанного Духа по вере». (Галатам 3:13-14, НРП)
По благодати
Мы получаем в наследие благословение Божье через веру в Иисуса Христа. Который искупил нас навсегда, для принятия вечного наследия от Бога:
«И поэтому Христос стал посредником нового завета, чтобы призванные получили обещанное вечное наследие. Это стало возможным благодаря тому, что Его смерть искупила их от грехов, совершенных еще в условиях первого завета». (Евреям 9:15, НРП)
Есть ли разногласия между Павлом и Иаковом в оправдании только по вере?
Телеграм канал @ieshua.org
Критики девиза «только по вере» часто указывают на то, что Писание всего один раз говорит о том, что мы оправдываемся одной только верой, и что следующий текст отрицает это: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иакова, 2:24).
Что Иаков имеет в виду, говоря, что мы оправдываемся делами?
Я не стану защищать подробно истину оправдания только по вере, но об этом очень ясно учит, к примеру, Послание к Римлянам, 3:28: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Или, как Павел учит в Послании к Римлянам, 4:5: «Бог оправдывает нечестивого». И Авраам, и Давид были оправданы по вере, а не по делам (Послание к Римлянам,4:1–8; к Галатам, 3:6-9).
Спасение, как Павел демонстрирует это в другом отрывке, «по благодати» и «через веру» (Послание к Ефесянам, 2:8–9). В качестве фундамента спасения дела исключены, иначе люди могли бы хвалиться тем, что они совершили. Спасение по благодати через веру подчёркивает потрясающую и утешающую истину о том, что спасение — работа Господа, а не наша.
Но противоречит ли Павел Иакову?
Оправдание делами в Послании Иакова
В Послании Иакова, 2:14–26 несколько раз приводится аргумент, что вера без дел не спасает в последний день. Те, кто утверждает, что у них есть вера, но которым недостаёт добрых дел, не спасены такой заявленной верой (Иакова, 2:14). Иаков сравнивает такую веру со словами любви и утешения («грейтесь и питайтесь»), сказанными кому-то, кто замёрз и голоден. Такие слова не имеют смысла, если они не сопровождаются действиями, чтобы накормить и одеть нуждающегося (2:15–16). Поэтому также вера без дел «мертва» и «бесполезна» (2:17, 20, 26).
Вера просто на уровне интеллекта, или вера, заявляющая, что верит, но лишённая всяких действий, ничем не лучше «веры» бесов. В конце концов, они придерживаются общепринятой веры, что «Бог един», и они «трепещут» в ужасе (2:19). Иаков подчёркивает, что Авраам «оправдался делами», возложив на жертвенник Исаака (2:21), и блудница Раав «оправдалась делами», приняв соглядатаев и защитив их от опасности (2:25).
Вера на уровне интеллекта не спасает
На первый взгляд может показаться, что Иаков отвергает оправдание только по вере, но при чтении Писаний одного первого взгляда недостаточно. Мы призваны вчитываться глубоко и в соответствии с канонами. Иаков не отрицает, что вера спасает: он отвергает предположение, что спасает определённый вид веры — та вера, которая не производит дел. Вкратце, вера, являющаяся просто интеллектуальным согласием, не является спасающей верой.
Опять же, бесы провозглашали, что Иисус — «Святой Божий», но их вера в эту истину не спасла их. Даже хотя они знали, кем был Иисус, они ненавидели Его. В таком случае спасающая вера — это действие всей личности. Она включает в себя волю и эмоции, так что те, кто верит в Иисуса, отдают себя Ему.
Не основание
Давайте подумаем об этом иначе. Вера сама по себе оправдывает, но оправдывает только тот тип веры, который неизбежно производит добрые дела. Теперь, такие добрые дела не являются фундаментом оправдания, несомненно, они не могут им являться, так как один грех делает вас преступником закона (Послание Иакова, 2:10–11). Добрые дела не могут служить основанием нашего оправдания, так как Бог требует совершенства, но даже после нашего обращения мы продолжаем грешить.
Фактически, Иаков говорит именно об этом в следующем отрывке, после обсуждения оправдания делами: «Мы все спотыкаемся многими способами» (Послание Иакова, 3:2, дословный перевод с английского перевода ESV). Слово «спотыкаться» означает «грешить», как показывает нам параллельный текст в Послании Иакова, 2:10. Каждый из нас без исключения — включая Иакова («мы все») — продолжает грешить.
Говорит ли он о том, что мы иногда грешим? Конечно, нет. Он говорит, что мы все грешим «многими способами». Мы не просто грешим несколькими способами, но грешим многими. Так как грех заметным образом продолжает характеризовать жизни верующих, и так как Бог требует совершенства, дела не могут формировать фундамент нашего оправдания.
Плод, а не корень
Как же нам понимать дела, которых требует Иаков? Конечно же, добрые дела являются необходимыми, так как без них мы не будем оправданы, но мы увидели, что они не являются необходимым фундаментом или основанием.
Наилучшим решением будет сказать, что они являются результатом и плодом веры. Истинная вера выражает себя в делах. В действительности, Павел говорит то же самое, уча о том, что главное значение имеет «вера, выражающая себя через любовь» (Послание к Галатам, 5:6, дословный перевод с английского перевода NIV).
Эту концепцию несложно понять. Если бы я сказал, что помещение, в котором вы находитесь, взорвётся через одну минуту, и вы поверили бы мне, то, желая продолжить жить и будучи физически способными уйти, вы бы поспешили к выходу. Истинная вера привела бы к делам! Выход из помещения был бы результатом вашей веры. Поэтому будет правильно сказать, как это делали Реформаторы, что мы оправданы одной только верой, но эта истинная вера никогда не остаётся одна. Я полагаю, что Иаков учит именно этой идее.
Речь не о том, будто бы наши дела спасают или оправдывают в том смысле, что они делают нас достойными войти в Божье присутствие: так, словно наша добродетель завоёвывает для нас Божье расположение в последний день. Иаков учит о том, что между настоящей верой и делами есть органичная связь. Если мы действительно доверяем Христу, это доверие проявляется в том, как мы живём. Дела являются свидетельством нашей веры.
Взаимодополняющие истины
Почему же слова Павла и Иакова звучат настолько по-разному? Почему на первый взгляд кажется, что они противоречат друг другу? Нам необходимо помнить, что Послания были написаны к конкретным ситуациям, с которыми сталкивались конкретные церкви. Павел писал церквям, где люди ощущали искушение уповать на свои дела в вопросе спасения, в то время как Иаков писал тем, кто был расположен думать, что их может спасти интеллектуальное согласие.
Павел сражается с законничеством, в то время как Иаков исправляет антиномизм.
Конечно же, Павел также отверг антиномизм: «Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Послание к Галатам, 5:21). Он также верил, что добрые дела необходимы для вечной жизни, но и Павел и Иаков верили, что такие дела были плодом спасающей веры, а не её корнем.
В красоте и полноте Божьего Слова Павел и Иаков учат истинам, которые взаимно дополняют, а не противоречат друг другу.
Автор — Томас Шрайнер / thegospelcoalition.org Перевод — Виталий Рогонский для
Томас Шрайнер (@drtomschreiner) является Профессором толкования Нового Завета и Профессором Библейской теологии Теологической Семинарии Южных Баптистов (Southern Baptist Theological Seminary), в которой он также служит заместителем декана Школы теологии. Он является автором и редактором нескольких книг и комментариев.
Пожертвовать Последнее: 05.07. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Ещё по теме:
- Можно ли потерять спасение?
- 7 прекрасных примеров Божьей благодати в Ветхом Завете
- Борис Грисенко: Отвержение Израиля — корень многих ересей
- Как именно женщины спасаются через чадородие?