Раки и крольчатина: чего нельзя есть православным не только во время поста

Пищевые запреты издревле существовали у многих народов, даже у языческих, но больше всего их было у древних иудеев. О них написано в Ветхом Завете, где Бог даёт Моисею и Аарону повеление никогда не вкушать «скверную» пищу, и приводит целый список животных, которых нельзя есть. Можно употреблять в пищу только животных, которые «жуют жвачку». Животные также должны иметь раздвоенное копыто. Морская и речная рыба – должна была быть покрыта чешуей, а птица – перьями. Творец запретил евреям даже прикасаться к «нечистым» животным: «и к трупам их не прикасайтесь». Особо подчеркивается, что нельзя употреблять в пищу мясо тушканчиков и зайчатину.

Книга Левит содержит запреты на употребление в пищу падальщиков и хищников, в том числе ворон, сов, филинов, чаек. Нельзя была есть мясо вполне обычных птиц вроде удодов, страусов, цапель, лебедей. К нечистым животным относились также всех хищники, животные, у которых отсутствуют копыта, лягушки и ящерицы, змеи, летучие мыши, грызуны и насекомые. Объяснить этот запрет ясно и точно до сих пор никто не может, а раввины сходятся на том, что запретная пища «оскверняет кровь и замутняет рассудок».

Чего нельзя употреблять христианину

В целом, христианской религией почти не регламентируется пищевое поведение человека. В Писании можно найти слова Христа о том, что для него значения не имеет, что употребляет верующий, важны лишь духовные и моральные качества христианина, его действия, слова и мысли. Богом был создан этот мир и все в нем прекрасно, без разделения на «чистое» и «нечистое».

Вместе с тем на разных этапах развития православия появлялись традиции, предполагающие отказ от той или иной пищи. Первые люди были вегетарианцами, их пищей, а также всех, «в ком есть душа живая», являлись трава, плоды деревьев. Такое питание было полезно человеку, в те времена люди жили очень долго.

Но потом население разрослось, возникли новые потребности. Во времена Ноя было дозволено употреблять «то, что движется, что живет». Под строгим запретом было лишь мясо с кровью. Святое писание говорит, что душа животного находится в крови. Кровь разрешается использовать только для жертвоприношений либо проливать на землю. Этим объясняется старинная традиция выпускать кровь животного прежде, чем употреблять его мясо в пищу.

В Антарктиде снег поменял окрас и превратился в зеленый и малиновый

Пенсионеры изобрели «Бесполезную машину», которую выставили в музее

До свадьбы Никиты Джигурды остались считаные дни: он женится на бывшей супруге

Позже евреям через Моисея были даны указания по поводу еды. В Ветхом Завете говорится, что нельзя принимать в пищу мясо животных, которые были удушены или умерли своей смертью.

Нечистым мясом считались:

  • дохлые животные (которым не спустили кровь);
  • раки;
  • конина;
  • крабы;
  • рыба без чешуи;
  • кролики и зайцы;
  • кровь животных и птиц в жареном виде.

При этом запрещенную еду разрешалось употреблять в периоды нужды или голода.

Иудейские запреты – христианам не важны?

Впервые в христианской литературе термин «скверноядение» появляется в Четвертой книге Маккавеевской, которая была написана предположительно в I веке нашей эры, то есть возможно, почти сразу после Евангельских событий. Но возникновение самого понятия связывают с сотником Корнилием, который был обращен в христианство самим апостолом Петром. Корнилий был римлянином, а не иудеем, и после его крещения возник ряд вопросов: следует ли христианам – выходцам из других народов обрезаться, как это принято у иудеев? Следует ли им соблюдать всей иудейские обычаи, в том числе – пищевые запреты? Для решения такого важного вопроса в столице Иудеи был собран собор, на который пришли апостолы, и было решено, что христианам-неевреям нужно придерживаться простых правил: «воздерживаться от идoлoжертвеннoгo и крoви, и удaвленины, и блудa, и не делать другим того, чего себе не хотите. Сoблюдaя сиe, хoрoшo сделаете. Будьте здрaвы» (Деян. 15:29). Те христиане, кто преступал это правило добровольно – извергались из церкви Христовой, а те, кто поступал так в силу внешних обстоятельств: были в плену, в рабстве, либо нарушали запрет во время голода – подлежали отлучению от Евхаристии на несколько лет и допускались к ней лишь по прочтению над ними специальной очищающей молитвы.

Мясо кролика и зайца, конина: почему запрещены

Согласно Писанию, разрешается употреблять только мясо животных с раздвоенным копытом и тех, которые жуют жвачку. Это козы, коровы, овцы и др. Зайчатина запрещена потому, что животное не имеет раздвоенных копыт, хоть и жует жвачку.

Кроме того, мясо кролика или зайца нельзя есть, потому что их убивают, ударив по затылку, при этом кровь из животного не выходит, а значит также употребляется в пищу, что недопустимо для православных.

Относительно конины единого ответа нет. Мясо относилось к «нечистым» видам. Скорей всего, причиной запрета являлось то, что в конине содержится много веществ, которые негативно сказываются на здоровье человека.

Из крайности в крайность

Но поскольку часть ранних христиан была евреями, вместе с ними в христианство пришли и ветхозаветные запреты, которые то и дело распространялись среди верующих. Уже в Византии появились неканонические запреты на мясо кукушки, ворон, галок, орлов, волков, белок, собак, кошек и куниц. Протоиерей Георгий Крылов в книге «Понятие «скверна» в Средневековой Руси» указывает, что в Средние века на Руси был распространен запрет на приготовление блюд из осетров, сомов, угрей, морепродуктов, кальмаров и раков. Нельзя было есть собачатину, конину, ослятину, зайчатину, мясо бобра и белки, а свинину ели, только если она «очищалась огнем» – была приготовлена на вертеле. Русский писатель Николай Семенович Лесков дополнял этот список миногами и налимом, телятиной, черепахой, голубями, медвежатиной, лисятиной и соболятиной. Особенно были распространены пищевые запреты у старообрядцев и сектантов, например, у старообрядцев-федосеевцев в уставе к скверноядению относят даже чай и сахар, колбасу, кофе, шоколад, мясо ягненка и мясо лебедя. Кроме этого, старообрядцы всегда старались готовить пищу сами, и не покупать «на торжище», чтобы знать кем и из чего она приготовлена. Таким образом, для современного православного человека наиболее актуальными остаются запреты на употребление в пищу продуктов из крови, павшей скотины, идоложертвенного и дичи, пойманной силками.

Разрешена ли свинина

В Библии говорится, что несмотря на то, что свинья имеет раздвоенное копыто, она не жует жвачку и является нечистой. Поэтому свиное мясо есть нельзя.

В то же время, Новый Завет говорит о том, что можно употреблять в пищу все, что продается на рынке. И, следуя за неверующими по их приглашению, нельзя отказываться от того, что вам предложат.

В Новом Завете не запрещается употреблять свиное мясо христианину. А также в нем отсутствуют законы относительно другой еды. Разрешено, хоть и не приветствуется, употребление всех видов мяса, которые были запрещены Ветхим Заветом, кроме мертвечины и крови. Но в то же время существуют ограничительные посты, которых нужно придерживаться.

Относительно питания, стоит вспомнить такие слова из Библии: «Все мне позволительно, но не все полезно». Употребляя различные продукты, человек должен учитывать, что не все это будет во благо. Видимо, на этом были основаны христианские запреты по поводу еды. Тело является сосудом для души, поэтому мы должны поддерживать его в здоровом состоянии. А это можно сделать с помощью здорового питания.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

История православных постов

Постом считается добровольное ограничение в еде для достижения духовных целей. Пост помогает человеку бороться с греховными привычками и искушением, а также укрепиться в своей вере. В связи с этим традиция православного поста предполагает участие в говении, которое включает в себя посещение всех церковных служб, чтение Псалтыря, Евангелия и трудов Отцов Церкви.

Во время поста человек не только ест умеренно, но также отказывает себе в некоторых видах пищи, уменьшает свои ежедневные порции или полностью воздерживается от еды. Православные посты часто предваряют праздники, подготавливая к ним душу человека. Так, например, Четыредесятница готовит православных христиан к празднованию Пасхи, Рождественский пост предваряет Рождество Христово и т. д. Пример поста был дан самим Иисусом Христом, который 40 дней постился, воздерживаясь от пищи и пития. Христос также дал наказ поститься своим ученикам. Он указывал на важность поста с молитвой для победы над врагом душ человеческих: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Матф.17:21). В Деяниях апостолов описывается, как они постились.

В древности во время поста люди облекались во вретище (старую, ветхую одежду), снимали сандалии, посыпали голову пеплом, ходили с грязными руками и непомазанной маслом головой.

^ Исламская пища — разрешается условно

«Халяль» — это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие — это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относиться:

  • сви­ни­на и про­из­вод­ные её,
  • недоз­во­ле­но потреб­ле­ние мяса с невы­пу­щен­ной кро­вью и падаль,
  • а так­же мясо с выпу­щен­ной кро­вью, но при­го­тов­лен­ное без про­из­нен­се­ния име­ни Аллаха.

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое

было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».

К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

Подроб­нее: Мож­но ли пра­во­слав­ным упо­треб­лять халяль­ную пищу?

^ Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия (Быт.1:29) напи­са­но, что Гос­подь дает нам «вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя», и гово­рит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: «раз­ре­шаю вам на вре­мя». Он про­сто благословил.

Гос­подь есть Любовь и всё тво­ри­мое Им есть бла­гая забо­та о всем живом в зем­ной нашей жиз­ни и, важ­но, за ее чер­той. Сле­до­ва­тель­но, ни умерщ­вле­ние всех людей на пла­не­те во вре­мя пото­па, ни смерть живот­ных по Божи­е­му бла­го­сло­ве­нию не про­ти­во­ре­чит Его бла­го­му про­мыс­лу о всех нас, как бы ужас­но это нас ни впечатляло.

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает,

что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи.

Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…»

Свт. Васи­лий Вели­кий.

Агапы

Особенно важной частью жизни раннехристианских общин были так называемые агапы — вечерние или ночные собрания верующих, которые сопровождались молитвами, таинством Евхаристии и совместной трапезой. В I–II вв. христианские общины обычно проводили вечери раз в неделю. Зачастую подобные встречи организовывались на деньги общины или же ее наиболее состоятельных членов с целью поддержать беднейших христиан, одиноких вдов, стариков и сирот. Как писал во II в. Юстин Философ: «достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живем за одно друг с другом». Тертуллиан упоминал, что «каких бы издержек наша вечеря ни стоила, но есть польза делать издержки во имя любви, так как мы на этой вечере помогаем всем бедным…потому, что Бог особенно печется о бедных».


Агапа. Фреска из катакомб Домицилы. Фото wikipedia.org

Обычно в ходе агапы вкушались простые, но сытные блюда из овощей, фруктов, мяса (впрочем, многие христиане I–II вв. от мяса отказывались вовсе). Очень часто на столе появлялась рыба, которая считалась самой пристойной для христианина пищей вследствие ее неоднократного упоминания в Евангелиях. Из напитков употреблялись вино и вода. Иногда часть пищи члены общины могли унести домой.

Cкрытый характер христианских трапез, на которые не допускались даже оглашенные, их подозрительное для слуха язычников название приводили к возникновению среди последних ложных слухов об этих христианских встречах (вплоть до обвинения христиан в принесении на них кровавых человеческих жертв). Однако большинство записей авторов I–III вв., как язычников, так и христиан, указывали на ложность подобных предположений. Упомянутый выше Плиний Младший, специально расследовавший дело о распространении христианства в Вифинии, в начале II в. сообщал императору Траяну, что «…их вина… состояла в том, что в известные дни, рано утром, они сходились вместе и пели песнь Христу, как Богу, что во имя религии они обязывались не на преступление какое-нибудь, но к тому, чтобы не красть, не грабить, не прелюбодействовать, честно держать свое слово и возвращать вверенные залоги, что после этого они расходились и затем собирались снова для вкушения пищи, впрочем, обыкновенной и невинной…».

Смотрите также лекцию Михаила Ведешкина «Византийская империя и христианство» в рамках проекта «Академия «Фомы»:

Почему буддисты свинину не едят


Много указаний о явлении сострадания имеется в Сутрах. Не буду их перечислять. Но в сказании, приведенном ниже выражена вся заботливость Благословенного по отношению к ближнему.

«Чунда, кузнец, услышав, что Благословенный пришел к Паву и остановился в роще, направился к нему и, оказав почитание, просил Благословенного назавтра посетить его трапезу. Получив согласие, Чунда удалился и к следующему утру приготовил всевозможные яства, а также большой кусочек сочной свинины. Благословенный в сопровождении учеников прибыл в дом кузнеца. Опустившись на приготовленное сидение, он обратился к кузнецу Чунде: «Чунда, свинину, припасенную тобою, принеси мне, ученикам же дай другие приготовленные тобой яства». «Да, господин», — ответил кузнец и поступил так, как было указано. Тогда сказал Благословенный: «Чунда, что осталось у тебя от свинины, закопай в землю, ибо я не знаю существа, кроме Татхагаты, кто мог бы усвоить ее». «Да, господин», — ответил Чунда и зарыл в землю остаток свинины. Вкусив пищу в доме кузнеца Чунды, Благословенный заболел тяжелой желудочной болезнью, и, испытывая сильнейшие боли, сказал ученику Ананде: «Встань, Ананда,: мы пойдем в Кушинагара». По дороге Благословенный часто останавливался, испытывая жесточайшие боли, жажду и томление. Так дошли они до реки Какутхы; здесь, совершив омовение, Благословенный остановился на опушке леса, лег на разосланные одежды и обратился к Ананде: «Ананда, возможно, что кто-нибудь огорчит сердце кузнеца Чунды следующими речами: «Чунда, большая неприятность тебе, и должен ты чувствовать себя очень несчастным, что Татхагата покинул преходящее после того, как он принял трапезу в доме твоем». Ананда, отгони тяжкие мысли Чунды словами: «Друг, ты должен радоваться, ибо в этом счастье твое, что так случилось. Из уст самого Татхагаты слышал и внял я, что дара пищи находят себе одинаковую оценку и воздаяние. Воистину, получают они большую награду и благословение, нежели другие. Какие два? Тот, после которого Татхагата достигает высочайшего, полного озарения, и тот, после которого он вступает в освобождение Нирваны». Такими речами должен ты, Ананда, рассеять тяжкие мысли кузнеца Чунды» Махапаринирвана Сутра Таким образом Благословенный не только развенчал будущие мифы о Будде-боге, но и очень наглядно показал вред и последствия употребления мясной пищи.

Можно ли христианам есть свинину согласно Библии?

Опубликовано 14.11.2017

Очень многих людей людей интересует можно ли христианам есть свинину. Что говорится в Библии по этому поводу? На самом деле, ответ очень простой, давайте разбираться. Мы сначала посмотрим на практику Ветхого Завета для израильского народа, а потом посмотрим учение Нового Завета. Таким образом, мы рассмотрим все учение Библии насчет того, можно ли современным христианам есть свинину.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]