«Покаяние возможно не только в храме»: как правильно исповедоваться?

Исповедание грехов – основная часть жизни православного христианина, которая входит в устав Церкви. Душа после смерти продолжает жить, и место куда она пойдет зависит от состояния души, исполнения Божиих заповедей и искреннего принятия участия в Святых Тайнах крещения, покаяния и причастия.

В Евангелии написаны следующие слова: Бог с распростертыми руками примет всякого грешника, который обратится к Нему с покаянием. Господь ждет исправления путей наших и исповедания грехов от чистого, искреннего сердца, не зрит на красоту лица и одежды. Если ты служишь греху, но желаешь уйти от его рабства и полученного плода:

  • душевных терзаний,
  • переживаний,
  • страха,
  • уныния,
  • гордости,
  • лености.

Нужно принести истинное покаяние перед Богом, пойти в Православную Церковь и сказать: «Я согрешил», иначе будешь обвинен дьяволом-клеветником, который ненавидит человека и желает всем людям смерти духовной и телесной смерти. Предупреди его действия и лиши его такой чести через таинство покаяния, серьезно настройся на спасение своей бессмертной души. Кто отдаляется от исповеди и причащения является врагом Бога и другом дьявола.

После покаяния буквально вы ощутите легкость, радость, как будто весь груз снялся у вас с плеч. Также во время искреннего принесения исповедания грехов, они сжигаются из хартии бесов, которые могли быть представлены на мытарствах, чтобы ввести вашу душу в огонь вечный. После смерти и во время жизни идет борьба за вашу душу. Исповеданный, оплаканный слезами грех не пойдет с вами на Страшный Суд.

Как же про­ис­хо­дит Таин­ство Пока­я­ния, как к нему гото­виться и как при­сту­пать?

Чино­по­сле­до­ва­ние испо­веди: начало обыч­ное, иерей­ские молитвы и обра­ще­ние к каю­щимся «Се чадо, Хри­стос неви­димо стоит, при­емля испо­ве­да­ние твое…», соб­ственно испо­ведь. По окон­ча­нии испо­веди свя­щен­ник воз­ла­гает край епи­тра­хили на голову каю­ще­муся и читает раз­ре­ши­тель­ную молитву. Каю­щийся целует Еван­ге­лие и крест, лежа­щие на аналое.

Испо­ведь при­нято совер­шать после вечер­него бого­слу­же­ния или утром, непо­сред­ственно перед литур­гией, поскольку миряне к при­ча­ще­нию по тра­ди­ции допус­ка­ются после испо­веди.

Под­го­товка к испо­веди не носит внешне фор­маль­ного харак­тера. В отли­чие от дру­гого вели­кого Таин­ства Церкви – Свя­того При­ча­стия, испо­ведь может совер­шаться всегда и везде (при нали­чии закон­ного тай­но­со­вер­ши­теля – пра­во­слав­ного свя­щен­ника). При под­го­товке к испо­веди цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила, а нужны только вера и пока­я­ние. То есть испо­ве­ду­ю­щийся чело­век должен быть кре­ще­ным членом Пра­во­слав­ной Церкви, созна­тельно веру­ю­щим (при­зна­ю­щим все основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния и при­зна­ю­щим себя чадом Пра­во­слав­ной Церкви) и рас­ка­и­ва­ю­щимся в своих грехах.

Грехи нужно пони­мать и в широ­ком смысле – как свой­ствен­ные падшей чело­ве­че­ской при­роде стра­сти, и в более кон­крет­ном – как фак­ти­че­ские случаи пре­ступ­ле­ния запо­ве­дей Божиих. Сла­вян­ское слово «пока­я­ние», озна­чает не столько «изви­не­ние», сколько «изме­не­ние» – реши­мость не допус­кать в буду­щем совер­ше­ния тех же грехов. Таким обра­зом, пока­я­ние есть состо­я­ние бес­ком­про­мисс­ного само­осуж­де­ния за свои про­шлые грехи и стрем­ле­ние впредь упорно бороться со стра­стями.

Итак, при­го­то­виться к испо­веди – это значит пока­ян­ным взгля­дом оки­нуть свою жизнь, про­ана­ли­зи­ро­вать свои дела и мысли с точки зрения запо­ве­дей Божиих (при необ­хо­ди­мо­сти и запи­сать для памяти), помо­литься Гос­поду о про­ще­нии грехов и даро­ва­нии истин­ного пока­я­ния. Как пра­вило, за период после послед­ней испо­веди. Но можно испо­ве­дать и про­шлые грехи – или ранее по забыв­чи­во­сти или лож­ному стыду не испо­ве­дан­ные, или испо­ве­дан­ные без долж­ного рас­ка­я­ния, меха­ни­че­ски. При этом нужно знать, что искренне испо­ве­дан­ные грехи всегда и необ­ра­тимо про­ща­ются Гос­по­дом (грязь омы­ва­ется, болезнь исце­ля­ется, про­кля­тие сни­ма­ется), в этой непре­лож­но­сти – смысл Таин­ства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он оста­ется в памяти для сми­ре­ния и охра­не­ния от буду­щих паде­ний; он может еще долго бес­по­ко­ить душу, как может бес­по­ко­ить чело­века зажив­шая рана, – уже не смер­тель­ная, но еще ощу­ти­мая. В этом случае испо­ве­до­вать повторно грех можно (для уми­ре­ния души), но не обя­за­тельно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий испо­ве­даться.

Хотя, как уже гово­ри­лось, испо­ве­до­ваться можно в любой обста­новке, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме – перед бого­слу­же­нием или в спе­ци­ально назна­чен­ное свя­щен­ни­ком время (в особых слу­чаях, напри­мер, для испо­веди боль­ного на дому, нужно инди­ви­ду­ально дого­во­риться со свя­щен­но­слу­жи­те­лем).

Обыч­ное время совер­ше­ния испо­веди – перед Боже­ствен­ной литур­гией. Обычно испо­ве­дуют и на вечер­нем бого­слу­же­нии, иногда уста­нав­ли­вают особое время. Узнать о вре­мени испо­веди жела­тельно зара­нее.

Как пра­вило, свя­щен­ник испо­ве­дует перед ана­лоем (Аналой – столик для цер­ков­ных книг или икон с наклон­ной верх­ней поверх­но­стью). При­шед­шие на испо­ведь ста­но­вятся друг за другом перед ана­лоем, где испо­ве­дует свя­щен­ник, но на неко­то­ром рас­сто­я­нии от аналоя, чтобы не мешать чужой испо­веди; стоят тихо, слушая цер­ков­ные молитвы, сокру­ша­ясь в сердце о своих грехах. Когда наста­нет их оче­редь – под­хо­дят к испо­веди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по жела­нию; но в вос­крес­ные дни и вели­кие празд­ники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коле­но­пре­кло­не­ния отме­ня­ются). Иногда свя­щен­ник покры­вает главу каю­ще­гося епи­тра­хи­лью (Епи­тра­хиль – деталь обла­че­ния свя­щен­ника – вер­ти­каль­ная полоса ткани на груди), молится, спра­ши­вает, как зовут испо­вед­ника и что он желает испо­ве­дать пред Богом. Здесь каю­щийся должен испо­ве­дать, с одной сто­роны, общее осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти, особо назы­вая наи­бо­лее свой­ствен­ные ему стра­сти и немощи (напри­мер: мало­ве­рие, среб­ро­лю­бие, гнев­ли­вость и т. п.), а с другой сто­роны, назвать те кон­крет­ные грехи, кото­рые он за собой видит, и осо­бенно те, кото­рые как камень лежат на его сове­сти, напри­мер: аборты, оскорб­ле­ния роди­те­лей или близ­ких, воров­ство, блуд, при­вычка к мату и бого­хуль­ству, несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божиих и цер­ков­ных уста­нов­ле­ний, и т. п., и т. п. Разо­браться в своих грехах вам помо­жет раздел «Общая испо­ведь».

Свя­щен­ник, выслу­шав испо­ведь, как сви­де­тель и хода­тай пред Богом, задает (если счи­тает нужным) вопросы и гово­рит настав­ле­ние, молится о про­ще­нии грехов каю­ще­гося греш­ника и, когда видит искрен­нее рас­ка­я­ние и стрем­ле­ние к исправ­ле­нию, читает «раз­ре­ши­тель­ную» молитву.

Само Таин­ство про­ще­ния грехов совер­ша­ется не в момент чтения «раз­ре­ши­тель­ной» молитвы, а всей сово­куп­но­стью чино­по­сле­до­ва­ния испо­веди, однако «раз­ре­ши­тель­ная» молитва явля­ется как бы печа­тью, удо­сто­ве­ря­ю­щей совер­ше­ние Таин­ства.

Итак – испо­ведь совер­шена, при искрен­нем рас­ка­я­нии грех Богом прощен.

Про­ще­ный греш­ник, пере­кре­стясь, целует крест, Еван­ге­лие и берет у батюшки бла­го­сло­ве­ние.

Взять бла­го­сло­ве­ние – это попро­сить свя­щен­ника его иерей­ской вла­стью нис­по­слать укреп­ля­ю­щую и освя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­того Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сло­жить руки ладо­нями вверх (правую на левую), скло­нить голову и ска­зать: «Бла­го­слови, отче». Свя­щен­ник кре­стит чело­века знаком свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния и кладет свою ладонь на сло­жен­ные ладони бла­го­слов­ля­е­мого. Сле­дует при­ло­житься устами к руке свя­щен­ника – не как к руке чело­ве­че­ской, но как к образу бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ницы Пода­теля всех благ Гос­пода.

Если он гото­вился к при­ча­стию, то спра­ши­вает: «Бла­го­сло­вите при­ча­ститься?» – и при поло­жи­тель­ном ответе идет гото­виться к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн.

Все ли грехи про­ща­ются в Таин­стве Пока­я­ния, или только назван­ные?

В Таин­стве про­ща­ются все грехи за исклю­че­нием наме­ренно сокры­тых. Если вы забыли назвать какой-то незна­чи­тель­ный грех, то не пере­жи­вайте. Таин­ство назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния всех совер­шён­ных грехов”.

Про­чтём раз­ре­ши­тель­ную молитву свя­щен­ника после испо­веди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согре­ше­ния твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:…если чело­век не ута­и­вает грехи созна­тельно, если испо­ведь при­но­сится им искренне, чисто­сер­дечно, с наме­ре­нием испра­виться, ему про­ща­ются все грехи: и те, кото­рые он назвал, и те, о кото­рых забыл, и те, кото­рые он сам в себе не заме­чает. Одна­жды на лекции в Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии я выска­зал эту мысль – о том, что грехи на испо­веди или все про­ща­ются, или все не про­ща­ются, а тре­тьего (то есть какого-то частич­ного, непол­ного про­ще­ния) не дано. Один семи­на­рист очень резко воз­ра­зил мне, сказав, что он «под­ни­мет тво­ре­ния всех Святых Отцов», чтобы дока­зать обрат­ное, а именно, что про­ща­ются только назван­ные на испо­веди грехи. Он пол­года рабо­тал в биб­лио­теке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: про­ща­ются все грехи». Но, как уже было ска­зано, усло­вием пол­ного про­ще­ния явля­ется чисто­сер­деч­ность и искрен­ность испо­веди, реши­мость испра­виться и начать новую жизнь. Если чело­век на испо­веди ута­и­вает грехи, или если вся его испо­ведь сво­дится к пустой фор­маль­но­сти, или если он гово­рит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таин­ство про­фа­ни­ру­ется. Иначе говоря, Таин­ство в таком случае вовсе не про­ис­хо­дит, потому что не про­ис­хо­дит в чело­веке та пере­мена ума, кото­рая должна сопут­ство­вать испо­веди. (Источ­ник).

Епитимия за рукоблудие

Каждый духовный отец назначает наказание индивидуально, зная особенности своего чада, но обычно они не бывают очень жестокими и трудными. Некоторые просто не допускают к Причащению, а кто-то назначает пост и воздержание. Были случаи, когда по 50 поклонов каждый день с особыми молитвами было благословлено.

Но Церковь не предписывает строго наказывать рукоблудников, поскольку Нравственное богословие гласит:

Как часто нужно испо­ве­до­ваться?

Мини­мально — перед каждым При­ча­стием (по цер­ков­ным кано­нам верные при­ча­ща­ются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 сед­мицы), мак­си­маль­ное число испо­ве­дей не уста­нов­лено и остав­лено на усмот­ре­ние самого хри­сти­а­нина.

При этом сле­дует пом­нить, что пока­я­ние — это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Поэтому Таин­ство и назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния грехов”. Пока­я­ние в грехе состоит из трёх этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния (см. послед­нюю молитву в Вечер­нем молит­вен­ном пра­виле); испо­ве­дать его и полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов в Таин­стве Испо­веди.

Итог

Никогда не забывайте о важности Покаяния и борьбе со страстями. Уповайте на Господа. Молитесь, непрестанно молитесь. Причащайтесь, исповедуйтесь. Говорите, не молчите. Именно эти советы и будут профилактикой такого греха, как рукоблудие.

Чтобы не говорило общество, Вы должны понимать пагубность некоторых действий. Мастурбация ещё никого не сделала счастливым. Удовлетворённым на некоторое время – да. Но в этом ли смысл? Смысл в чем-то более важном. Этому и стремитесь. Да поможет Вам Господь!

Rate this post

The following two tabs change content below.

  • Автор
  • Последние статьи

Инга Ямб

Как уви­деть свои грехи?

Так как грехи — это нару­ше­ние Запо­ве­дей Божьих, то необ­хо­димо изу­чать Запо­веди и Еван­ге­лие. И сле­дует про­сить Бога о виде­нии своих грехов. Когда чело­век не видит в себе ничего дур­ного, это нико­гда не сви­де­тель­ствует об отсут­ствии грехов. Это обычно след­ствие гор­до­сти и духов­ной апатии. Тому, кто не видит в себе грехов, необ­хо­димо начать с испо­ве­да­ния этой духов­ной сле­поты, далее свя­щен­ник помо­жет вспом­нить и другие пороки.

Может ли свя­щен­ник не при­нять испо­ведь?

Апо­столь­ские Пра­вила (52‑е пра­вило) «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, обра­ща­ю­ще­гося от греха не примет, да будет извер­жен из свя­щен­ного чина. Ибо [он] опе­ча­ли­вает Христа, ска­зав­шего: радость бывает на небе­сах об одном каю­щемся греш­нике (Лк.15:7)».

Отка­зать в испо­веди можно, если её, по сути, нет. Если чело­век не рас­ка­и­ва­ется, не счи­тает себя вино­ва­тым в своих грехах, не желает при­ми­ряться с ближ­ними. Также не могут полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов некре­щё­ные и отлу­чён­ные от цер­ков­ного обще­ния.

Также суще­ствует ещё несколько причин: Каю­щи­еся, кото­рых нельзя раз­ре­шить.

Для чего православные исповедуются

Человек состоит из духа, души и тела. Все знают, что тело превратится в прах, но забота о телесной чистоте занимает немаловажное место в жизни христиан. Душа, которой предстоит в конце жизни встретиться со Спасителем, также нуждается в очищении от грехов.

Смыть грязь с души может только исповедание греховных дел, мыслей, слов. Накопление нечистот в душе вызывает негативные эмоции:

  • раздражение;
  • гнев;
  • депрессию;
  • апатию.

Часто православные сами не могут объяснить своего поведения, даже не подозревают, что причиной всему неисповеданные прегрешения.

Духовное здоровье человека, спокойная совесть напрямую зависит от частоты исповедания своих порочных наклонностей.

Исповедь, принятая Богом, напрямую связана, вернее, является результатом искреннего покаяния. Кающийся человек искренне желает жить согласно заповедям Господним, он постоянно критически относится к своим заблуждениям и прегрешениям.


Исповедь в Православной церкви

По словам святителя Феофана Затворника, покаяние проходит четырьмя ступенями:

  • осознать грех;
  • признать свою вину в совершении проступка;
  • принять решение навсегда разорвать свои отношения с неправильными действиями или помыслами;
  • слезно молить Творца о прощении.

Важно! Исповедь должна быть проговорена вслух, ибо написанное знает Бог, а высказанное голосом слышат бесы.
В послушании идя на откровенное открытие своего сердца, которое происходит в присутствии священника, человек в первую очередь переступает через свою гордыню. Некоторые верующие утверждают, что можно исповедоваться непосредственно в присутствии Создателя, но по законам Православной Русской Церкви Таинство исповеди считается законным, если оно совершенно через ходатая, молитвенника и свидетеля в одном лице, через священнослужителя.

Главное при исповедании прегрешений не чин посредника, а состояние сердца грешника, его сердечное сокрушение и полный отказ от совершенного проступка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]