Споры, гнев, рукоприкладство — прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.


Этимология

Само слово «пономарь» — это неофициальное обозначение церковнослужителя, который зовется еще «парамонарем» (греческий термин). Последний, более правильный вариант был вытеснен из обихода русской церкви и практически забыт. Переводится он как «привратник», хотя едва ли современные функции пономарей соответствуют этому определению. Но об истории и эволюции пономарского служения мы поговорим чуть позже.

История служения пономарей

Привратник, то есть служитель древнехристианской церкви, функции которого выполняет современный пономарь, — это человек, в обязанности которого входило следить за порядком во время совершения богослужения. В определенное время он закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных — оглашаемых, инаковерующих, еретиков, отлученных или кающихся — не смог проникнуть на совершаемую евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане, на которых не наложена епитимия. Кроме того, пономари в древности заботились о сохранности храмового имущества, об его освещении, наблюдали за поведением прихожан, чтобы предотвратить кражи, святотатства и прочее. В особых местах, как, например, на Голгофе или в Вифлееме, пономари дежурили постоянно, чтобы охранять места массового паломничества и оказывать помощь пилигримам.

Обязанности пономарей в наши дни

В настоящее время пономарь — это прежде всего прислужник, основная задача которого — материально-техническое, если можно так выразиться, обеспечение богослужения. В его задачу входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре и прочие обязанности, которые позволяют проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют роль чтецов и помогают этим работе клироса, то есть хора. Во внебогослужебное время на пономарях лежит ответственность за чистоту в алтаре. Исполняют это служение в русской церкви, как правило, прихожане из числа мужчин. Нередко алтарниками становятся дети прихожан. Если мужчин среди прихожан храма не хватает, то для алтарного служения могут быть избраны благочестивые женщины пожилого возраста. В монастырях, понятное дело, часто алтарницами бывают монахини. Но вообще-то вход в алтарь для женщин запрещен, и это делается в качестве исключения. Такая категоричность свойственна русской церкви. В храмах Антиохийского патриархата, например, а также в других поместных церквях в алтаре нередко можно увидеть и девушек, причем также облаченных в стихарь — особое одеяние пономаря. Для России это просто немыслимо.

Кто такой пономарь?

В современной православной церкви, пономарь представляет собой некого прислужника. Основной его задачей является материально-техническое сопровождение, то есть он должен обеспечивать правильное прохождение богослужения. В современном мире пономарь готовит одеяния для священнослужителей храма, в то же самое время именно он отвечает за подготовку многих сосудов для проведения службы. Данные Служитель храма росжигает кадило и свечи в алтаре. Следовательно, он должен убедиться в том, что все нюансы выполнены для того, чтобы священнослужитель мог провести службу без суеты и различных проблем, то еть говоря человеческим языком: «Без сучка и задоринки». Во многих храма за последние несколько лет стало актуальным, что пономари исполняют некую роль чтецов, следовательно, они, таким образом, помогают работе клироса, то есть хора. В тот момент, когда в храме не проходят службы или иные деяния именно пономарь отвечает за чистоту и сохранность всего инвентаря, который находится вблизи алтаря или на территории храма.

Стоит отметить, что зачастую данными служителями Всевышнего являются мужчины, которые прежде были праведными прихожанами. В то же самое время очень часто случаются ситуации, когда алтарниками спустя несколько лет становятся дети тех или иных прихожан определенного храма. Богослужители утверждают, что в случае, если в приходском храме не хватает мужчин для того, чтобы избрать их для алтарного служения, тогда служители храма могут избрать самых благочестивых женщины из числа прихожан, но в то же самое время они должны быть пожилого возраста. Следовательно, можно сказать о том, что пономарем ни в коем случае не может быть юная девушка, особенно данное правило, касается русской церкви, поскольку в иных державах данное деяние допустимо. Православным верующим людям также важно знать и о том, что в монастырях ни в коем случае не бывает мужчин пономарей, поскольку там служат алтарницы — женщины. Однако согласно церковных канонов, женщинам строго запрещено заходить в алтарь, однако для женщин, которые проживают в монастыре и служат в сане алтарницы делаются исключения. Такие деяния были совершены вследствие того, что для русской церкви свойственна некая категоричность.

Многие люди утверждают о том, что в разнообразных храмах, которые принадлежат антиохийскому патриархату можно встретить вблизи алтаря служителей пономарей, которые имеют женский пол и в тоже время они молоды. Таким образом, многие свидетели говорят о том, что в антиохийском патриархате можно встретить девушек облаченных в стихарь (одеяние пономарей), следовательно, они являются пономарями храма. Однако такое деяние для Русской Православной христианской церкви немыслимо.

Как стать пономарем

В древности «поставление в парамонаря» было особым чином. Церемония носила характер хиротесии, то есть полноценного посвящения в церковнослужение. Сегодня эту процедуру редко воспроизводят. Обязанности пономаря в наши дни достаточно тривиальны, чтобы обойтись обычным устным разрешением настоятеля храма. Он же благословляет алтарника на ношение стихаря. Впрочем, при посещении прихода архиереем надлежит получить и епископское благословение. Многие пономари в наше время также испрашивают разрешения на ношение подрясника, что, в принципе, не является церковной традицией, а носит характер местного обычая. Но чтобы стать пономарем, не требуется ничего особенного. Достаточно просто являться постоянным прихожанином храма, участвовать в церковной жизни и иметь хорошую репутацию среди членов общины. В таком случае можно попросить благословения у настоятеля приобщиться к пономарскому служению.

Важно понимать, что современный пономарь — это чаще всего мирянин, которому вверено особое послушание в храме, а не священнослужитель. В крупных храмах, как правило, некоторые алтарники являются штатными, то есть профессиональными. Их работу курирует и организует старший пономарь в храме. Такие люди исполняют свое служение не только по зову сердца и благословению духовника, но и по трудовому договору, соответственно, получают заработную плату. Для них пономарство связано с ежедневным посещением богослужений. Прочие же алтарники появляются на службах только в праздники, воскресенья и тогда, когда сами этого захотят.

Пономарь — о духовных болезнях пономарей


Пономарь — о духовных болезнях пономарей

(интервью с протоиереем Алексием Сорокиным)
– Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело – те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…

– Вообще-то такой опасности – привыканию к святыне – подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного – начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…

Теперь об алтарниках. Да, пономарь нужен. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых пономарей (алтарников): и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей пономаря, нужно считать его содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, пономарь не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен – иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред – собственной душе в первую очередь.

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».

Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя – это профанация христианства.

– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?

– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.

Кроме того, важна помощь и старших пономарей. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).

С протоиереем Алексием Сорокиным беседовал Петр Давыдов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]