История [ править ]
Основная статья: История Русской Православной Церкви
История Русской Православной Церкви начинается с христианизации Киевской Руси в Киеве , датой которой обычно считается 988 год; однако доказательства этого события оспариваются. В 1316 г. Киевский митрополит сменил кафедру на город Владимир , а в 1322 г. снова переехал в Москву . В 1589 г. кафедра была преобразована в Патриархат . Патриархат был упразднен церковной реформой Петра Великого в 1721 году и заменен Святейшим Правящим Синодом., и епископ Московский снова стал называться митрополитом. Патриархат был восстановлен в 1917 году и приостановлен советским правительством в 1925 году. В последний раз он был восстановлен в 1943 году, во время Второй мировой войны, по инициативе советского лидера Иосифа Сталина . К настоящему времени в Русской Православной Церкви прославлено 19 митрополитов .
Материнский обет
Патриарх Пимен, в миру Сергей Михайлович Извеков, был человеком спокойным и рассудительным. И, когда Александр Исаевич Солженицын строчил ему письма с призывом бороться с государственным атеизмом, Пимен без каких-либо эмоций отправлял послания в корзину.
Впоследствии те священнослужители, которые получат в новой России возможность зарабатывать на алкоголе и сигаретах, ввезенных без пошлины, о Пимене будут вспоминать, презрительно сжав губы. Но человек, возглавлявший РПЦ в течение двадцати лет, больше думал о душе, а не о бюджете.
Патриарх Пимен (Извеков) (в центре), архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (слева на втором плане), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (справа на втором плане) и патриарх Иерусалимский Диодор (справа) во время божественной литургии в Богоявленском соборе Москвы в честь тысячелетия крещения Руси. Фото: РИА Новости/ Олег Макаров.
Его жизнь была полна головокружительных поворотов, в которых биографы путаются по сей день. Тем более что сам Пимен не любил много говорить о прошлом.
Сергей Михайлович Извеков родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье механика Михаила Карповича Извекова. Впрочем, очень часто в качестве места его рождения указывают Ногинск, где жила семья Извековых. Мать Сергея была набожной женщиной. Кроме старшей дочери Марии все дети Извековых умирали во младенчестве. И тогда Пелагея Афанасьева дала обет: если родится сын, то жизнь его будет посвящена служению Богу. Так что в каком-то смысле судьба Сережи была предопределена заранее.
Митрополиты Киевские и всея Руси (постоянная резиденция в Москве, 1325–1461 гг.) [ Править ]
Нет. | Примас | Портрет | Царствовать | Примечания |
1 | Святой Петр | 1308–1326 | ||
Свободное место 1326–1328 | ||||
2 | Святой Феогност | 1328–1353 | ||
3 | Святой Алексий | 1354–1378 | ||
Михаил (Митяй) | 1378–1379 | Местоблюститель | ||
Свободное место 1379–1381 | ||||
4 | Святой Киприан | 1381–1382 | Первое владение | |
5 | Пимен | 1382–1384 | ||
6 | Святой Дионисий I | 1384–1385 | ||
Свободное место 1385–1390 | ||||
Святой Киприан | 1390–1406 | Второй срок | ||
Свободное место 1406–1408 | ||||
7 | Святой Фотий | 1408–1431 | ||
Свободное место 1431–1433 | ||||
8 | Герасим ( ) | 1433–1435 | ||
9 | Исидор | 1436–1441 | ||
Свободное место 1441–1448 гг. | ||||
10 | Святой Иона | 1448–1461 |
Устройство
Церковная власть митрополитов простиралось на все русские земли, а в его прямом ведении находилась также и митрополичья епархия. Вначале это была собственно Киевская епархия, а затем имела две части: Киевскую область и область вокруг действительного местопребывания митрополитов.
Первое время по принятии Христианства назначение епископов зависело всецело от митрополитов, но в XII веке устанавливается обычай, что митрополит только посвящает епископов, избирает же их вече. Когда удельно-вечевой порядок ослабел и усилилась централизация, епископов стали назначать из столицы, и роль митрополитов в этом назначении сделалась более активной, хотя часто парализовалась властью князей. Только Новгород до потери независимости сохранил вечевую выборность владык, которые ездили в кафедральный город лишь для поставления. Сообразно увеличению или уменьшению роли митрополитов при назначении архиереев, увеличивалась или уменьшалась власть его в епархиях: в удельно-вечевой период, когда каждая епархия стремилась сделаться самостоятельной, митрополичья власть была невелика, зато с падением уделов увеличивается.
При митрополите созывались соборы епископов митрополии — на них решались канонические вопросы и составлялись правила, судились епископы.
В настольных грамотах постоянно говорилось, чтобы епископы во всем повиновались митрополиту, наблюдали его пошлины в своей епархии, являлись по первому его зову на суд или собор, величали его «отцом» — за название митрополита «братом» они подвергались от него выговору.
В пользу митрополита шли разные церковные доходы: ставленные пошлины при поставлении епископов; подарки от вновь поставленного и его епархии; дары во время поездок; «подъезд» от духовенства на содержание митрополита вместе с свитой во время поездок. В своей епархии митрополит имел много вотчин, с которых получал значительные доходы. Как всякий архиерей, митрополит получал в своей епархии дань со всех церквей ежегодно, петровские и рождественские сборы, сбор с десятильников и других служилых и домовых людей.
Двор митрополитов был устроен по образцу дворов удельных князей. При нем был целый штат вольных слуг и людей, которые составляли особое войско, находившееся под начальством воеводы, назначаемого митрополитом. Каждый вольный слуга мог свободно поступать на службу к митрополиту, где служить было выгодно, так как митрополичьи слуги выступали на войну только тогда, когда сам князь садился на коня. С Василия Димитриевича начинаются ограничения в праве митрополита принимать в свое войско вольных слуг, затем, по мере централизации Московского государства, митрополиты лишаются права иметь войско. Для управления митрополией у митрополита существовали светские и духовные чиновники: в Киеве, например, сидели наместники из лиц духовных; протопопам и архимандритам поручались разные судебные и административные духовные дела; десятильники разбирали гражданские тяжбы церковных людей и заведовали сборами с духовенства; для управления вотчинными волостями назначались волостели.
Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Будучи духовным главой всех русских земель, он стоял не только во главе церковной иерархии, но являлся часто и ближайшим советником великого князя, оказывали важное влияние и на ход государственной жизни. Так, для возвышения московского князя много сделали святители Петр, Алексий и Иона; в малолетство благоверного Димитрия Донского святитель Алексий был на деле правителем государства. Митрополит часто являлся и третейским судьей между князьями. Княжеские грамоты часто начинались словами «по благословению отца нашего митрополита
,» а также скреплялись митрополичьей подписью и печатью.
Устройство в Юго-Западной Руси
С разделением митрополий в ведении Юго-Западной с середины века были вначале 9 епархий перечисленных выше. С введением Брестской унии эти епархии заняли униаты, и хотя с 1620 года на некоторые поставлялись опять православные владыки, но они в большинстве случаев не управляли своими епархиями. Ко времени проведения Поместного Собора митрополии в 1640 году в её составе действовали семь епархий — собственно Киевская митрополичья, архиепископии Полоцкая и Смоленская, епископии Перемышльская, Луцкая, Львовская и Могилевская [4]. С 1686 года в ведении митрополита Гедеона остались четыре епархии — Галицкая, Львовская, Луцкая и Перемышльская; но и они скоро были обращены в унию, после чего Гедеон остался с собственно митрополичьей епархией.
В политической жизни в первые времена образования Юго-Западной митрополии митрополит занял место в ряду высших чиновников государства, но с введением унии православный митрополит потерял значение. В XVII веке он стремился занять место в сенате наряду с римо-католическими митрополитами, это было не раз обещано, но не исполнялось. Митрополиты принимают участие в радах при выборе гетманов, участвуют и в политической борьбе, происходившей в Малороссии между русской и польской партиями.
За исключением ставропигиальных монастырей и Черниговской кафедры, остальные епархии и монастыри в области управления были подчинены митрополиту, который посвящал туда лиц начальствующих, судил и т.п., назначая иногда по округам наместников, с правом суда над монастырями, церквами, их прихожанами и подданными по делам духовным, а иногда даже и гражданским. С XVII столетия при Киевском митрополите упоминается особый кафедральный капитул, по римо-католическому образцу, состоявший из высших духовных сановников митрополий; с ним митрополит совещался и решал некоторые дела управления. В завещании Гедеона (князя Четвертинского) в 1690 году упоминаются консистористы. Кафедральный причт при митрополитах и епископах назывался крылошанами.
Источники содержания киевских митрополитов складывались из владения недвижимыми имениями, из судных пошлин, пошлин за поставление, венечных памятей, а также различных сборов: столовых — с каждого двора по две коп., мировых — по деньге, солодовых — по полушке, канцелярских — по деньге. Недвижимые имения киевской кафедры образовались, главным образом, путем пожалования государственной властью, гетманами и киевскими полковниками; частные лица также жертвовали немало; немало земель приобретала и сама кафедра покупкой.
Митрополиты Московские и всея Руси (1461–1589) [ править ]
Нет. | Примас | Портрет | Царствовать | Примечания |
1 | Феодосий | 1461–1464 | ||
2 | Филипп I | 1464–1473 | ||
3 | Геронтий | 1473–1489 | ||
4 | Зосим | 1490–1494 | ||
5 | Саймон | 1495–1511 | ||
6 | Варлаам | 1511–1521 | ||
7 | Даниэль | 1522–1539 | ||
8 | Иоасаф | 1539–1542 | ||
9 | Святой Макарий | 1542–1563 | ||
10 | Афанасий | 1564–1566 | ||
11 | Святой Герман | 1566 | ||
12 | Святой Филипп II | 1566–1568 | ||
13 | Кирилл III (IV) | 1568–1572 | ||
14 | Энтони | 1572–1581 | ||
15 | Дионисий II | 1581–1587 | ||
16 | Святой Иов | 1587–1589 | Возведен в сан Патриарха |
Патриархи Московские и всея Руси (1589–1721) [ править ]
Нет. | Примас | Портрет | Царствовать | Примечания |
1 | Святой Иов | 1589–1605 | ||
Игнатий | 1605–1606 | |||
2 | Святой Гермоген | 1606–1612 | ||
Свободное место 1612–1619 гг. | ||||
3 | Филарет | 1619–1633 | ||
4 | Иоасаф I | 1634–1640 | ||
Свободное место 1640–1642 гг. | ||||
5 | Джозеф | 1642–1652 | ||
6 | Nikon | 1652–1658 | ||
Питирим | 1658–1667 | Первое владение; местоблюститель | ||
7 | Иоасаф II | 1667–1672 | ||
8 | Питирим | 1672–1673 | Второй срок | |
9 | Иоахим | 1674–1690 | ||
10 | Адриан | 1690–1700 | ||
Стефан | 1700–1721 | Местоблюститель |
Митрополиты и архиепископы Московские (1721–1917) [ править ]
Нет. | Примас | Портрет | Царствовать | Примечания |
1 | Стефан | 1721–1722 | ||
2 | Феофан | 1722–1736 | ||
Свободное место 1736–1742 гг. | ||||
3 | Джозеф | 1742–1745 | [1] | |
4 | Платон I | 1745–1754 гг. | [2] | |
Иларион | 1754–1757 | Коадъютор | ||
5 | Тимоти | 1757–1767 | ||
6 | Амвросий | 1768–1771 | ||
Самоэль | 1771–1775 | Коадъютор | ||
7 | Платон II | 1775–1812 | ||
8 | Августин | 1812–1819 гг. | ||
9 | Серафима | 1819–1821 | ||
10 | Святой Филарет | 1821–1867 гг. | ||
11 | Святой Иннокентий | 1868–1879 | ||
12 | Макарий I | 1879–1882 гг. | ||
13 | Иоанникий | 1882–1891 | ||
14 | Леонтий | 1891–1893 гг. | ||
15 | Сергий I | 1893–1898 | ||
16 | Святой Владимир | 1898–1912 | ||
17 | Святой Макарий II | 1912–1917 |
Патриархи Московские и всея Руси (реставрированы, 1917 – настоящее время) [ править ]
Нет. | Примас | Портрет | Выборы | Царствовать | Примечания | |
11 | Святой Тихон | 1917–18 | 4 декабря 1917 г. | 7 апреля 1925 г. | ||
Место свободно 1925–1943 гг. |
| |||||
12 | Сергий I | 1943 г. | 12 сентября 1943 г. | 15 мая 1944 г. | ||
13 | Алексий I | 1945 г. | 4 февраля 1945 г. | 17 апреля 1970 г. | ||
14 | Пимен I | 1971 г. | 3 июня 1971 г. | 3 мая 1990 г. | ||
15 | Алексий II | 1990 г. | 10 июня 1990 г. | 5 декабря 2008 г. | ||
16 | Кирилл I | 2009 г. | 1 февраля 2009 г. | Действующий |
Каналоармеец, санинспектор, завуч
В 1937 году, в период «Большого террора», Пимена арестовали вновь, отправив на принудительные работы на строительстве канала Москва — Волга. Для многих окончание стройки стало днем освобождения, но Пимен попал в число тех, кому определили новое место для отбывания наказания: Узбекистан. В Андижане оценили хорошее образование, которое имел опальный монах, и вскоре товарищ Извеков стал санитарным инспектором по качеству общественного питания. Чуть позже его назначили заведующим областным Домом санитарного просвещения, благодаря чему он снова смог побывать в Москве, куда поехал на конференцию работников санпросвещения.
В 1940 году Сергей Извеков поступает на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Из санпросвещения он перешел в обычное просвещение, став завучем школы № 1 в Андижане. Может быть, постепенно стал бы Извеков заслуженным учителем, но начало Великой Отечественной войны вновь поменяло его судьбу. В августе 1941 года он был призван на службу.