Первый Киевский митрополит в Москве. Что случилось 695 лет тому назад


История [ править ]

Основная статья: История Русской Православной Церкви

История Русской Православной Церкви начинается с христианизации Киевской Руси в Киеве , датой которой обычно считается 988 год; однако доказательства этого события оспариваются. В 1316 г. Киевский митрополит сменил кафедру на город Владимир , а в 1322 г. снова переехал в Москву . В 1589 г. кафедра была преобразована в Патриархат . Патриархат был упразднен церковной реформой Петра Великого в 1721 году и заменен Святейшим Правящим Синодом., и епископ Московский снова стал называться митрополитом. Патриархат был восстановлен в 1917 году и приостановлен советским правительством в 1925 году. В последний раз он был восстановлен в 1943 году, во время Второй мировой войны, по инициативе советского лидера Иосифа Сталина . К настоящему времени в Русской Православной Церкви прославлено 19 митрополитов .

Материнский обет

Патриарх Пимен, в миру Сергей Михайлович Извеков, был человеком спокойным и рассудительным. И, когда Александр Исаевич Солженицын строчил ему письма с призывом бороться с государственным атеизмом, Пимен без каких-либо эмоций отправлял послания в корзину.

Впоследствии те священнослужители, которые получат в новой России возможность зарабатывать на алкоголе и сигаретах, ввезенных без пошлины, о Пимене будут вспоминать, презрительно сжав губы. Но человек, возглавлявший РПЦ в течение двадцати лет, больше думал о душе, а не о бюджете.

Патриарх Пимен (Извеков) (в центре), архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (слева на втором плане), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (справа на втором плане) и патриарх Иерусалимский Диодор (справа) во время божественной литургии в Богоявленском соборе Москвы в честь тысячелетия крещения Руси. Фото: РИА Новости/ Олег Макаров.

Его жизнь была полна головокружительных поворотов, в которых биографы путаются по сей день. Тем более что сам Пимен не любил много говорить о прошлом.

Сергей Михайлович Извеков родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье механика Михаила Карповича Извекова. Впрочем, очень часто в качестве места его рождения указывают Ногинск, где жила семья Извековых. Мать Сергея была набожной женщиной. Кроме старшей дочери Марии все дети Извековых умирали во младенчестве. И тогда Пелагея Афанасьева дала обет: если родится сын, то жизнь его будет посвящена служению Богу. Так что в каком-то смысле судьба Сережи была предопределена заранее.

Митрополиты Киевские и всея Руси (постоянная резиденция в Москве, 1325–1461 гг.) [ Править ]

Нет.ПримасПортретЦарствоватьПримечания
1Святой Петр

1308–1326
Свободное место 1326–1328
2Святой Феогност1328–1353
3Святой Алексий

1354–1378
Михаил (Митяй)1378–1379Местоблюститель
Свободное место 1379–1381
4Святой Киприан1381–1382Первое владение
5Пимен1382–1384
6Святой Дионисий I

1384–1385
Свободное место 1385–1390
Святой Киприан1390–1406Второй срок
Свободное место 1406–1408
7Святой Фотий1408–1431
Свободное место 1431–1433
8Герасим
( )
1433–1435
9Исидор

1436–1441
Свободное место 1441–1448 гг.
10Святой Иона

1448–1461

Устройство

Церковная власть митрополитов простиралось на все русские земли, а в его прямом ведении находилась также и митрополичья епархия. Вначале это была собственно Киевская епархия, а затем имела две части: Киевскую область и область вокруг действительного местопребывания митрополитов.

Первое время по принятии Христианства назначение епископов зависело всецело от митрополитов, но в XII веке устанавливается обычай, что митрополит только посвящает епископов, избирает же их вече. Когда удельно-вечевой порядок ослабел и усилилась централизация, епископов стали назначать из столицы, и роль митрополитов в этом назначении сделалась более активной, хотя часто парализовалась властью князей. Только Новгород до потери независимости сохранил вечевую выборность владык, которые ездили в кафедральный город лишь для поставления. Сообразно увеличению или уменьшению роли митрополитов при назначении архиереев, увеличивалась или уменьшалась власть его в епархиях: в удельно-вечевой период, когда каждая епархия стремилась сделаться самостоятельной, митрополичья власть была невелика, зато с падением уделов увеличивается.

При митрополите созывались соборы епископов митрополии — на них решались канонические вопросы и составлялись правила, судились епископы.

В настольных грамотах постоянно говорилось, чтобы епископы во всем повиновались митрополиту, наблюдали его пошлины в своей епархии, являлись по первому его зову на суд или собор, величали его «отцом» — за название митрополита «братом» они подвергались от него выговору.

В пользу митрополита шли разные церковные доходы: ставленные пошлины при поставлении епископов; подарки от вновь поставленного и его епархии; дары во время поездок; «подъезд» от духовенства на содержание митрополита вместе с свитой во время поездок. В своей епархии митрополит имел много вотчин, с которых получал значительные доходы. Как всякий архиерей, митрополит получал в своей епархии дань со всех церквей ежегодно, петровские и рождественские сборы, сбор с десятильников и других служилых и домовых людей.

Двор митрополитов был устроен по образцу дворов удельных князей. При нем был целый штат вольных слуг и людей, которые составляли особое войско, находившееся под начальством воеводы, назначаемого митрополитом. Каждый вольный слуга мог свободно поступать на службу к митрополиту, где служить было выгодно, так как митрополичьи слуги выступали на войну только тогда, когда сам князь садился на коня. С Василия Димитриевича начинаются ограничения в праве митрополита принимать в свое войско вольных слуг, затем, по мере централизации Московского государства, митрополиты лишаются права иметь войско. Для управления митрополией у митрополита существовали светские и духовные чиновники: в Киеве, например, сидели наместники из лиц духовных; протопопам и архимандритам поручались разные судебные и административные духовные дела; десятильники разбирали гражданские тяжбы церковных людей и заведовали сборами с духовенства; для управления вотчинными волостями назначались волостели.

Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Будучи духовным главой всех русских земель, он стоял не только во главе церковной иерархии, но являлся часто и ближайшим советником великого князя, оказывали важное влияние и на ход государственной жизни. Так, для возвышения московского князя много сделали святители Петр, Алексий и Иона; в малолетство благоверного Димитрия Донского святитель Алексий был на деле правителем государства. Митрополит часто являлся и третейским судьей между князьями. Княжеские грамоты часто начинались словами «по благословению отца нашего митрополита

,» а также скреплялись митрополичьей подписью и печатью.

Устройство в Юго-Западной Руси

С разделением митрополий в ведении Юго-Западной с середины века были вначале 9 епархий перечисленных выше. С введением Брестской унии эти епархии заняли униаты, и хотя с 1620 года на некоторые поставлялись опять православные владыки, но они в большинстве случаев не управляли своими епархиями. Ко времени проведения Поместного Собора митрополии в 1640 году в её составе действовали семь епархий — собственно Киевская митрополичья, архиепископии Полоцкая и Смоленская, епископии Перемышльская, Луцкая, Львовская и Могилевская [4]. С 1686 года в ведении митрополита Гедеона остались четыре епархии — Галицкая, Львовская, Луцкая и Перемышльская; но и они скоро были обращены в унию, после чего Гедеон остался с собственно митрополичьей епархией.

В политической жизни в первые времена образования Юго-Западной митрополии митрополит занял место в ряду высших чиновников государства, но с введением унии православный митрополит потерял значение. В XVII веке он стремился занять место в сенате наряду с римо-католическими митрополитами, это было не раз обещано, но не исполнялось. Митрополиты принимают участие в радах при выборе гетманов, участвуют и в политической борьбе, происходившей в Малороссии между русской и польской партиями.

За исключением ставропигиальных монастырей и Черниговской кафедры, остальные епархии и монастыри в области управления были подчинены митрополиту, который посвящал туда лиц начальствующих, судил и т.п., назначая иногда по округам наместников, с правом суда над монастырями, церквами, их прихожанами и подданными по делам духовным, а иногда даже и гражданским. С XVII столетия при Киевском митрополите упоминается особый кафедральный капитул, по римо-католическому образцу, состоявший из высших духовных сановников митрополий; с ним митрополит совещался и решал некоторые дела управления. В завещании Гедеона (князя Четвертинского) в 1690 году упоминаются консистористы. Кафедральный причт при митрополитах и епископах назывался крылошанами.

Источники содержания киевских митрополитов складывались из владения недвижимыми имениями, из судных пошлин, пошлин за поставление, венечных памятей, а также различных сборов: столовых — с каждого двора по две коп., мировых — по деньге, солодовых — по полушке, канцелярских — по деньге. Недвижимые имения киевской кафедры образовались, главным образом, путем пожалования государственной властью, гетманами и киевскими полковниками; частные лица также жертвовали немало; немало земель приобретала и сама кафедра покупкой.

Митрополиты Московские и всея Руси (1461–1589) [ править ]

Нет.ПримасПортретЦарствоватьПримечания
1Феодосий1461–1464
2Филипп I1464–1473
3Геронтий1473–1489
4Зосим1490–1494
5Саймон1495–1511
6Варлаам1511–1521
7Даниэль1522–1539
8Иоасаф1539–1542
9Святой Макарий

1542–1563
10Афанасий1564–1566
11Святой Герман1566
12Святой Филипп II

1566–1568
13Кирилл III (IV)1568–1572
14Энтони1572–1581
15Дионисий II1581–1587
16Святой Иов

1587–1589Возведен в сан Патриарха

Патриархи Московские и всея Руси (1589–1721) [ править ]

Нет.ПримасПортретЦарствоватьПримечания
1Святой Иов1589–1605
Игнатий

1605–1606
2Святой Гермоген

1606–1612
Свободное место 1612–1619 гг.
3Филарет

1619–1633
4Иоасаф I

1634–1640
Свободное место 1640–1642 гг.
5Джозеф

1642–1652
6Nikon

1652–1658
Питирим

1658–1667Первое владение; местоблюститель
7Иоасаф II

1667–1672
8Питирим1672–1673Второй срок
9Иоахим

1674–1690
10Адриан

1690–1700
Стефан

1700–1721Местоблюститель

Митрополиты и архиепископы Московские (1721–1917) [ править ]

Нет.ПримасПортретЦарствоватьПримечания
1Стефан1721–1722
2Феофан

1722–1736
Свободное место 1736–1742 гг.
3Джозеф1742–1745[1]
4Платон I1745–1754 гг.[2]
Иларион1754–1757Коадъютор
5Тимоти

1757–1767
6Амвросий

1768–1771
Самоэль

1771–1775Коадъютор
7Платон II

1775–1812
8Августин

1812–1819 гг.
9Серафима

1819–1821
10Святой Филарет

1821–1867 гг.
11Святой Иннокентий

1868–1879
12Макарий I

1879–1882 гг.
13Иоанникий

1882–1891
14Леонтий

1891–1893 гг.
15Сергий I

1893–1898
16Святой Владимир

1898–1912
17Святой Макарий II

1912–1917

Патриархи Московские и всея Руси (реставрированы, 1917 – настоящее время) [ править ]

Нет.ПримасПортретВыборыЦарствоватьПримечания
11Святой Тихон

1917–184 декабря 1917 г.7 апреля 1925 г.
Место свободно 1925–1943 гг.
  • Митрополит Крутицкий Петр , местоблюститель
    (1925–1936), де-факто только до 1926 г.
  • Митрополит Нижегородский Сергий , временно исполняющий обязанности местоблюстителя
    (1926–1936)
  • Митрополит Московский и Коломенский Сергий (ранее Нижегородский), местоблюститель
    (1936–1943)
12Сергий I

1943 г.12 сентября 1943 г.15 мая 1944 г.
13Алексий I

1945 г.4 февраля 1945 г.17 апреля 1970 г.
14Пимен I

1971 г.3 июня 1971 г.3 мая 1990 г.
15Алексий II

1990 г.10 июня 1990 г.5 декабря 2008 г.
16Кирилл I

2009 г.1 февраля 2009 г.Действующий

Каналоармеец, санинспектор, завуч

В 1937 году, в период «Большого террора», Пимена арестовали вновь, отправив на принудительные работы на строительстве канала Москва — Волга. Для многих окончание стройки стало днем освобождения, но Пимен попал в число тех, кому определили новое место для отбывания наказания: Узбекистан. В Андижане оценили хорошее образование, которое имел опальный монах, и вскоре товарищ Извеков стал санитарным инспектором по качеству общественного питания. Чуть позже его назначили заведующим областным Домом санитарного просвещения, благодаря чему он снова смог побывать в Москве, куда поехал на конференцию работников санпросвещения.

В 1940 году Сергей Извеков поступает на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Из санпросвещения он перешел в обычное просвещение, став завучем школы № 1 в Андижане. Может быть, постепенно стал бы Извеков заслуженным учителем, но начало Великой Отечественной войны вновь поменяло его судьбу. В августе 1941 года он был призван на службу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]