Акафист святому блаженному Андрею Симбирскому, Христа ради юродивому


Андрей Блаженный, Христа ради юродивый

17 июля этого года исполнится 255 лет со дня рождения Андрея Ильича Огородникова (1763-1841), снискавшего еще при жизни широкую известность далеко за пределами Симбирска.

Он родился в бедной мещанской семье. С 7 лет Андреюшка «[…] зимою, в самые лютые морозы, и летом, невзирая ни на какие перемены погоды, стал бегать по улицам города босиком, в одной длинной рубахе, и с той поры сделался предметом благоговейного почитания и удивления для одних, сомнения и предубеждения для других, и для некоторых, к счастью, немногих, предметом насмешек и глумления».

П.Л. Мартынов писал: «Лишенный, по-видимому, всех даров природы, скорченный, имевший жалкий вид, Андрей Ильич принял на себя подвиг юродства и молчальника на всю жизнь. После смерти родителей он с сестрой Натальей, служившей ему до его кончины, приютился в хижине, построенной для него в 1813 г. помещицею Е.А. Мильгуновою, на Панской улице […]. Одним из обыкновенных его занятий было стоять на одном месте по целым часам, перекачиваясь с ноги на ногу. […] Так целые дни, а иногда и ночи, он стоял на церковной паперти или на колокольне, в трескучий мороз босиком, в одной рубахе; вытаскивал голыми руками чугунные горшки из пылающей печи; целовал кипящий самовар, причем случалось, что обливался кипятком – и все это не имело никакого влияния на его здоровье».

Андрей Блаженный в первые десятилетия XIX века жил в приходе Вознесенского храма.

«Особенное внимание современников обращал на себя несомненный дар прозорливости Андрея Ильича; все, что ни подавал он встречавшимся с ним, имело значение и смысл: кому даст деньги – тот разживался и богател, кому предлагал щепку или землю – тот вскоре же умирал; перед переходом дома в чужие руки или перед пожаром он приходил с метлой и начинал мести двор хозяина».

Священнослужители отмечали, что почитание блаженного многократно усилилось в годину Отечественной войны 1812 года: «Многие из знатных дворянских фамилий стали посещать замечательные русские святые обители». Но в Саровской пустыни Серафим Саровский «[…] отказывал в благословении приходившим к нему симбирским богомольцам и, отсылая их в отечественный город к Андрею Ильичу, говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, – у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич». Вера в него как в праведника, покровительствующего своими молитвами Симбирску, непоколебимо упрочилась.

27 ноября 1841 года блаженный скончался. Епископ Герасим писал: «Стечение к хижине его людей всякого сословия было чрезвычайное, улица была запружена экипажами». Похороны бедного мещанина были устроены «от своего усердия богатым купечеством и знатным дворянством. В богатом гробе, в обычной длинной рубахе и босой, как ходил при жизни, Андрей Ильич покоился 5 суток в своей маленькой тесной хижине. […] 3-го декабря останки блаженного торжественно были перенесены с благословения епископа Анатолия в Вознесенский собор ко всенощному бдению, по совершению которого, затем во всю ночь при гробе были отправляемы панихиды».

Некоторые знатные симбиряне ходатайствовали перед архиепископом Анатолием о погребении Андрея Ильича около Вознесенской церкви. Но высокопреосвященный не мог дать такого разрешения – законодательство запрещало хоронить в черте города. Владыка избрал местом упокоения старца кладбище Покровского мужского монастыря, «где обыкновенно погребались лишь люди знатные». К тому же, в монастыре в ту пору располагался архиерейский дом.

В советское время Покровский монастырь с некрополем был уничтожен, на его месте устроен сквер. Лишь осенью 1991 года была обнаружена и восстановлена могила Андрея Ильича. 3 июня 1998 года Святой Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Симбирский чудотворец был прославлен в лике местночтимых святых Симбирской епархии по благословению патриарха Алексия II. Тогда же святые мощи блаженного были перенесены в церковь во имя Всех Святых. А в октябре 2004 года Блаженный Андрей Симбирский был причислен к лику общецерковных святых.

5 июня 2009 года на здании по ул. Энгельса, 23, где некогда стояла хижина, в которой жил и скончался Андрей Огородников была открыта мемориальная доска. Ее освятил Симбирский архиепископ Прокл. Скульптор Олег Анатольевич Клюев (р. 1961) выполнил доску похожей на икону-складень. В центре помещено изображение Андрея Симбирского, а на боковых створках – рельефы, хижины святого и трех симбирских соборов, в том числе Вознесенского, на паперти которого часто видели Блаженного Андрея.

5 февраля 2015 года в храмовом комплексе нового Спасо-Вознесенского собора на ул. Минаева был открыт памятник Андрею Симбирскому. Молебен на открытии совершил митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан (р. 1947). Святой покровитель города изображен в полный рост, в длинной рубахе, босиком. В правой руке он держит две щепочки. Андрей Ильич обращен лицом к собору. Автор памятника – ульяновский скульптор Игорь Степанович Смиркин, чей проект победил на конкурсе, объявленном в 2013 году.

9 декабря 2015 года мощи небесного покровителя Симбирска перенесли в Спасо-Вознесенский кафедральный собор.

Подготовлено по материалам книги «Улица Гончарова», Ульяновск

О покровителе города — святом Андрее Симбирском

В Ульяновской области пройдут дни памяти небесного покровителя нашего города — святого блаженного Андрея Симбирского. Каким был этот человек, память о котором сохранилась до наших дней?

Андреюшка родился 15 (4) июля 1763 года в бедной семье симбирских мещан Ильи Ивановича и Анны Иосифовны Огородниковых, воспитывавших своих детей в православной вере. Особой набожностью отличалась мать.

Андрей до трех лет не мог самостоятельно передвигаться, всю жизнь произносил только два слова: «Мама Анна». В семь лет он отказался носить обычную одежду. Во все времена года надевал длинную рубаху, босым ходил даже по снегу. Ел простую пищу. Спал на досках или голом полу.

Милостыню никогда не просил. А когда подавали, то делился подаянием с нуждающимися. Кротко сносил оскорбления и побои. Уважение горожан юродивый снискал праведностью, прозорливостью, добротой и стремлением помочь ближнему.

Сохранилось множество воспоминаний симбирян о разных случаях, связанных с Андреем. Купцы и лавочники радовались, если он что-либо брал у них. Это означало, что будет прибыль. Если блаженный совал кому-то в руку землю или щепку — предупреждал о скорой смерти. Пришел в дом и начал мести — к разорению или переезду. Многих он спасал от смерти или нравственной погибели. Вылечивал неизлечимо больных.

Считалось, что это благодаря его заступничеству перед Богом деревянный Симбирск, пока Андрей был жив, не подвергся ни одному большому пожару. Преподобный Серафим Саровский, в глаза не видевшей симбирского блаженного, говорил приезжавшим к нему за благословением и советом симбирянам: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть — ваш Андрей Ильич».

Смерть 78-летнего старца 10 декабря (28 ноября) 1841 году стала горем всех горо- жан. Его с великой скорбью и почестями похоронили у стен Благовещенского собора Покровского мужского монастыря. В 1893 году на средства симбирян на могиле Андрея Ильича, ставшей местом паломничества, был сооружен богатый памятник из литого чугуна.

Во времена воинствующего атеизма Покровский монастырь с собором и кладбищем были разрушены. Могилу блаженного осквернили и скрыли под асфальтом. Однако истинно верующие продолжали приходить на это место. Когда началось возрождение Русской православной церкви в стране, в 1990 году в Ульяновске провели археологические раскопки и нашли мощи старца, после торжественно их захоронили. В 1998 году с официальным признанием Андрея Ильича местным святым его мощи перенесли во Всехсвятскую церковь. На месте могилы поставили часовню.

В 2004 году он был причислен к лику общецерковных святых Русской православной церкви. В 2015 году мощи Андрея перенесли в Спасо-Вознесенский кафедральный собор.

В нашем городе память святого отмечается два раза в год: 3 июня (обретение мощей) и 10 декабря. В этом году с 10 ноября по 10 декабря в школах и других образовательных учреждениях Ульяновска пройдут тематические классные часы, викторины, акции и благотворительные марафоны, «круглые столы», родительские собрания и другие мероприятия, посвященные Андрею Блаженному, экскурсии по святым местам.

8 декабря в СвятоМихайло-Архангельском Комаровском монастыре состоится семинар, на котором предстоит обсудить тему «Дети — будущее России: духовно-нравственное воспитание личности». А 9 и 10 декабря в храме Всех Святых отслужат Божественную литургию и молебен.

Святой Русской Православной церкви, симбирский юродивый, покровитель Симбирска Андрей Блаженный

Симбирск издавна величали «городом-дворянином на Волге». Действительно, в Симбирской губернии жили и владели поместьями представители знатных дворянских родов России. Город известен родившимися здесь писателями, художниками, историками, общественными и политическими деятелями.

Но в сердцах верующих православных ульяновцев бережно хранится имя одного симбирянина, родившегося в нашем городе в середине XVIII века и прожившего здесь всю свою долгую жизнь. Это имя не выходца из родовитой дворянской знати, не выдающегося чиновника или государственного деятеля, не победоносного воина или градостроителя. Это имя простого городского нищего, не имевшего ни тленного богатства, ни талантов служителя искусств. Но этот человек был столь богат благодатными дарами веры и человеколюбия, что и при жизни, и после праведной кончины был почитаем сильными мира сего, духовенством и простыми верующими людьми.

Имя этого праведника – Андрей Блаженный, Симбирский Христа ради юродивый, в миру – Андрей Ильич Огородников.

Не гражданские подвиги и не воинские доблести прославили его, а с самых юных лет добровольно принятый на себя подвиг глубокого смирения, отречения от всех благ жизни, подвиг так называемого юродства, которому он был верен до последних дней своей жизни.

Минуло полтора с лишним столетия со дня кончины святого, но могила, хранящая останки Андрея Блаженного, привлекает к себе всё больше и больше людей. Сюда идут православные верующие и те, кто, оказавшись в тяжёлых жизненных обстоятельствах, ищет нравственной опоры.

Что же за личность был Андрей Ильич и чем оставил по себе такую неувядающую память? Мы изложим историю его жизни, насколько она открывается нам из рассказов его современников и дошедших до нас письменных и печатных источников.

Андрей Ильич родился в г. Симбирске 4 июля по старому стилю (15 июля по новому стилю) 1763 года и был назван в честь святого Андрея, архиепископа Критского.

Родители его Илья Иванович и Анна Иосифовна Огородниковы были бедные, набожные симбирские мещане, проживавшие в Подгорной части Симбирска.

До трехлетнего возраста Андрей Ильич был «сиднем», пил и ел из чужих рук; потом стал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама-Анна» или просто «Анна», и так во всю свою жизнь. На обращаемые к нему вопросы он давал ответы звуками, жестами, движением рук или головы – утвердительные или отрицательные и, несомненно, вполне сознательные.

До семи лет он носил обычную одежду. С наступлением же этого возраста перестал надевать верхнее платье и обувь. Невзирая ни на какие перемены погоды, он ходил по улицам города босиком, в одной длинной рубахе.

С той поры Андрюша сделался предметом благоговейного почитания и удивления для одних, сомнения и предубеждения для других. Между тем, при внимательном взгляде на его жизнь, нельзя не увидеть, что все его внешние действия и поступки служили выражением духовной жизни.

С самых ранних лет отрок устремил свой духовный взгляд к Небу, к Богу, — при этом совсем не обращая внимания на земное: он не признавал хлопот о еде, одежде, человеческих условностях. В собственной жизни он придерживался суровой аскезы. С малолетства блаженный Андрей спал совсем не достаточно, да и то на земле либо на голых досках. Его видели спящим на лавке так, что голова его держалась на весу, ни на что не делая упор.

Отрешившимся от ума он мог казаться лишь в случаях соприкосновения с внешней стороною жизни. В общественной жизни он нередко являлся наивным как дитя. Попечение о пище, одежде, приличии для него оставалось как бы неизвестным и ненужным.

Пища Андрея Ильича была самая простая: ни вина, ни мяса он не употреблял, а любил, по рассказам знавших его, чай и намазанный мёдом чёрный хлеб. От необыкновенного воздержания тело его было сухо, как трава, и очень легко.

Телу своему Андрей Ильич никогда не давал покоя. Спал с самых юных лет мало, да и то на голых досках или на земле.

Кротость его нрава и незлобие были поразительны. Несмотря ни на какие издевательства – глумления пьяных и дерзких людей, поношения от невоспитанных и шаловливых ребят, – Андрей Ильич никогда не выходил из себя и даже не оборонялся, оставаясь невозмутимым, отходил от оскорбителей.

Необычайность поведения и образа жизни Андрея Ильича приковывала к нему взоры и внимание людей всех сословий, званий и состояния – бедных и богатых, безвестных и знатных. Укреплению веры в его праведность – веры, которая пережила более полутораста лет, нисколько не умалясь в своей силе до нашего времени, – способствовали проявленные им дарования.

Так, всё, что подавал он прохожим, имело особенное значение и смысл: кому давал Андрей Ильич деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот вскоре умирал. Симбирские торговцы считали за особенное счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавок, что-либо брал по предложению того или другого из них, так как бывало, что в тот же день или вскоре они вознаграждались за щедрость необыкновенной успешностью торговых оборотов. По прозорливости своей блаженный всегда узнавал, кто с каким усердием приносил ему гостинцы.

Заступником Симбирска Блаженного считают не случайно. Древесный Симбирск, как понятно, не один раз горел. Но при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было огромных опустошительных пожаров. «Пока Андреюшка блаженный жив, не будет у нас пожаров», – с уверенностью говорили жители города. И действительно, по свидетельству современников, в то время как соседняя Казань сгорала чуть ли не дотла, в Симбирске, пока был жив Андрей Ильич, пожаров не было.

Интересно, что после погибели святого пожары в Симбирске возобновились. Может быть, отсутствие пожаров связано было с тем, что одним из обыденных занятий Блаженного были нередкие и быстрые переходы из одной части города в другую? После таковых переходов он мог стоять на одном месте в каком-то внутреннем созерцании часами, переминаясь с ноги на ногу, качаясь из стороны в сторону, подобно колокольному языку, и произнося ему только одному внятное: «Бум, бум, бум…» Не пробуждал ли блаженный таковым образом симбирский люд к покаянию и праведной жизни в Боге, к отрешению от житейской суеты?

Всё это возвысило подвиг Андрея Ильича в глазах и во мнении народа. Вера в него как в праведника, покровительствующего своими молитвами Симбирску, упрочилась.

Кроме прозорливости, многие замечали в блаженном Андрее и другие необыкновенные способности, в их числе – дар целительства. Бывали случаи, которые подтверждали мнение, что имеющий дар речи старец нёс подвиг молчания.

В этом отношении замечателен следующий случай. Однажды известная симбирская помещица испытывала ужасную тоску, душевное томление, болезнь, которая доводила её почти до сумасшествия. В таком положении она встретила блаженного на паперти храма и попросила о помощи и заступничестве перед Богом. На что Андрей Ильич ответствовал: «Будешь здорова», – и тотчас же скрылся из виду. А просительница исцелилась.

Уважение к Андрею Блаженному как к мужу праведной жизни, достойному почитания, стало заметно увеличиваться с 1812 года, с начала Отечественной войны. Сражения тех лет воспламенили национальное самосознание, нравственные и религиозные чувства русского народа.

Многие из знатных дворянских фамилий стали посещать православные святые обители, в том числе Саровскую пустынь.

Подвизавшийся там великий праведник Земли Русской святой преподобный Серафим отказывал в благословении приходящим к нему симбирским богомольцам и отсылал их в своё отечество со словами: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, – у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич…».

Блаженного Андрея Ильича многие люди стремились чем-либо одарить. Но он духом прозревал настроение и духовное устроение человека и не постоянно воспринимал угощение или подарок.

Один человек принес ему яблоки, завернутые в платок, который жаль ему было подарить совместно с яблоками. Андрей Ильич принял яблоки, а платок вернул владельцу.

Одна симбирская помещица из-за Волги прислала к празднику целый воз провизии: масла, яиц, крупы меду и пр. Но эта помещица плохо кормила собственных крепостных. Андрей Ильич сам вынес из собственного малёхонького домика принесенные продукты, кадочки и мешки, уложил назад в телегу и показал знаками, чтоб все выслали обратно.

В особенности усердно подавали Андрею Ильичу подаяние торговцы, которые за счастье считали, когда блаженный не отказывался принять средства либо угощение. Ведь тот, у кого Андрей Ильич что-нибудь брал, был в этот день необычайно удачлив в торговле.

Всю свою жизнь избранный на особенный духовный подвиг блаженный Андрей Ильич вел невидимую брань с духами злости, побеждая свою немощную плоть. Он отказался от многих условностей, от обуви, одежды. Духовное возрастание сопровождалось у Андрея Ильича усилением аскетических подвигов. Известны случаи, когда он мог прямо из огня вытаскивать чугунные горшки. Много раз целовал кипящий самовар, а если и обливался кипятком, то нисколечко не страдал из-за этого. Горожане частенько видели его стоящим босиком в сугробах по целым ночам. В особенности частенько простаивал он в снежных сугробах ночи перед алтарем Вознесенского собора, который находился на Большой Саратовской улице. В сильнейшие зимние морозы стоял Андрей Ильич в холодной воде озера Маришка.

Автор бессмертного романа «Обломов» Иван Александрович Гончаров с детства слышал о блаженном Андрее. Глубоко религиозная мать Ивана Александровича, непременно, как и все горожане, почитала святого человека и рассказывала сыну о нём. В Музее И. А. Гончарова сейчас хранится портрет св. Блаженного Андрея Симбирского, написанный, разумеется, при его жизни и хранившийся в доме Гончаровых. Есть основания предполагать, что блаженный Андрей, частенько заходивший в дома симбирян, бывал и у Гончаровых. Может быть, устные воспоминания родственников Гончарова дали известному биографу Гончарова Е. Ляцкому основание сказать о том, что в доме Гончаровых «находили приют юродивые».

В постоянном подвиге и всевозможных лишениях прожил Андрей Ильич 78 лет. Перед смертью от телесной слабости и изнеможения он слег в постель (21 ноября 1841 г.). Заслышав о его болезни, народ во множестве стекался к нему за благословением, считая за великое счастье поцеловать ему руку.

Кончина блаженного взволновала не только жителей города, но и народ окрестных селений. Все стремились отдать последний христианский долг усопшему. По описанию очевидцев, при погребении и выносе блаженного «только тот из жителей города оставался в своем доме, кому не было возможности сделать ни одного шага. Даже закоренелые раскольники разных сект присутствовали в церкви во время литургии и с благоговением проводили гроб до места погребения».

Шесть суток прощания с покойным не имели влияния на умершего – тление не касалось его останков.

Могила Андрея Ильича была приготовлена с южной стороны монастырского храма. Вскоре после погребения на ней была положена чугунная плита с надписью о происхождении, времени рождения и кончины Андрея Ильича. В таком виде могила сохранялась до 1893 года, когда, по мысли и почину Преосвященного Симбирского Варсонофия, на пожертвования симбирских благотворителей был поставлен памятник с живописным изображением блаженного.

В конце 20-х – начале 30-х годов могила почитаемого старца была утеряна. Многие десятилетия она была скрыта под слоем битого кирпича, щебня и асфальта. Однако православные симбиряне многие десятилетия приходили на место, где ранее располагалось кладбище Покровского монастыря и сама обитель, молились и искали утешения у того, чьи останки незримо скрывала эта земля.

Сегодня почитаемый горожанами угодник Божий вновь сохраняет свое земное отечество. В начале сентября 1991 года в ходе работ, организованных Ульяновским епархиальным управлением, могила Андрея Ильича была найдена. В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси блаженный Андрей был канонизирован и причислен к рангу Святых. С этого момента праведник, предстоящий и молящийся за весь наш город пред Престолом Всевышнего, телесно находится рядом со своими земными согражданами. Молился весь православный Симбирск, вновь просил помощи и заступления у новопрославленного святого своего, родного угодника Божия.

А на Архиерейском Соборе 2004 г. состоялось его прославление в лике святых российской Православной Церкви. Нереально обрисовать все случаи исцеления людей, приходивших на могилку и к мощам блаж. Андрея в Храм Всех Святых в Симбирске.

Велик и труден подвиг юродства. Это значит – совершенно забыть себя, в собственном мнении лишить себя всякого значения, всякого достоинства в среде разумных созданий. Это значит – прямо отдать себя на поругание, прямо считать себя достойным одних этих хулений. Именно подвизавшиеся в юродстве угодники Божии изначально усмирили в себе источник всяческих соблазнов и искушений – гордыню, названную «матерью всех грехов». Уничижив себя, отложив попечение о тленной плоти, эти подвижники делали предметом своей заботы лишь одно – бессмертную человеческую душу.

Народная вера присвоила Андрею Ильичу имя «блаженный» – и не напрасно. Вся его жизнь была постоянным подвигом против духовной нищеты. Ежегодное поминовение новопрославляемого святого блаженного Андрея 3 июня (нов. стиля) — день прославления и обретения честных мощей и 10 декабря (нов. стиля) — день праведной кончины блаженного.

В списке 12 номинантов второго этапа областного конкурса «Имя Симбирского-Ульяновского края» есть это имя, имя человека, страждущего во имя блага родного края. Пусть же высокодуховный облик старца Андрея служит нам путеводною звездою в стремлении воспитать в себе те драгоценные добродетели, которыми украсил свою жизнь приснопамятный Андрей Ильич Огородников, святой Русской Православной церкви, покровитель Симбирска Андрей Блаженный.

Небесный Ангел земли Симбирской

Краткое жизнеописание

Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий. В миру — Андрей Иванович Максимович. Родился в 1766г. в дворянской семье в Малороссии. В 1790г. окончил Петербургскую Духовную семинарию. С 1792г. — священник. В 1809г. принял монашество и определен ректором Петербургской семинарии и профессором богословских наук. С 1812г. — Епископ Полтавский. С 1816г. — архиепископ Минский. С 8 мая 1832г. по 1842г. возглавлял вновь открытую Симбирскую епархию. Благодаря его заботам, в Симбирске была открыта Духовная семинария, построен и 15 сентября 1841г. освящен Свято-Троицкий кафедральный летний собор-памятник первой Отечественной войны. Именно Владыке Анатолию выпала честь в 1841г. проводить в последний путь будущего общероссийского святого — блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца. Был мудр, мягок и красноречив. Однажды, в дни посещения Симбирска Императором Николаем I в 1836г., сказал в его адрес проникновенные слова: «Промысел Всевышнего назначил нам смиренную участь жить в отдалении от твоего престола! Но сия отдаленность не отдаляет нас от твоего сердца… Мы взираем на тебя, как на росоносный облак в земле жаждущей: все оживляется твоим присутствием, все растет и зреет под твоими влияниями». Николаю I речь понравилась, и он, по свидетельству современников, был к симбирянам очень добр. Уйдя на покой, Владыка Анатолий поселился в небогатом Сызранском Вознесенском монастыре Симбирской епархии. Скончался там же 14 февраля 1844г. и погребен в монастырской церкви Феодоровской иконы Божией Матери. Точное место погребения до недавнего времени было неизвестно.

Известие

Лет восемь назад я впервые прочитал жизнеописание высокопреосвященного Анатолия. «Как же так! — думалось мне, — я так часто бывал в Сызрани, и до сих пор мне не удавалось побывать в этом святом месте — у могилы Владыки, в Феодоровской Церкви!» То, что место это свято, почувствовал почему-то сразу. Однако что-то не складывалось. И вот в конце лета этого года в прессе прошло сообщение, что в Феодоровской церкви Вознесенского мужского монастыря Сызрани обнаружены честные останки Архиепископа Симбирского и Сызранского Анатолия. И что на уровне Патриархии и двух Архиепископов — Самарского и Сызоранского Сергия и Симбирского и Мелекесского Прокла, вопрос о перемещении останков в Симбирск решен положительно. Так что вопрос о том — еду в Сызрань или не еду, даже не стоял — конечно же еду… …Постоянно ловил себя на мысли: почему-то все время хочется написать — «святые мощи», а не «честные останки»; «житие», а не «жизнеописание»…

Вознесенский монастырь

Хотя рейсовый автобус пришел в Сызрань поздновато, монастырь нашел поразительно быстро. Приятно удивляло, что каждый прохожий, кого я спрашивал, монастырь знал и уверенно показывал к нему дорогу. И вот я стою перед монастырскими воротами. Пожилой доброжелательный послушник провел в единственный действующий сегодня храм — Вознесенский. Поздний час, около одиннадцати вечера, огромный совершенно пустой храм, посредине на возвышении — закрытый дубовый гроб с останками Владыки Анатолия, в ногах — его большой портрет. Торжественно и гулко звучит под сводами храма Слово Божие — это братия, сменяя друг друга через каждый час, непрерывно читает Евангелие. Стою тихонечко в сторонке и в меру сил молюсь. Довольно трогательные чувства охватили при этом: вроде бы страшновато должно быть ночью в пустом храме — а страха нет, наоборот — ощущение чего-то неземного, торжественного; вроде бы и печаль должна охватить — гроб, смерть, кажущаяся победа тления, но нет — на душе ожидание радости, праздника, уверенность, что пред нами святые мощи Небожителя и только Церковь земная, почему-то пока медлит с прославлением этого несомненного Угодника Божия. И что завтра у него будет большой-большой праздник — он, спустя 160 лет, поедет домой! В СВОЙ кафедральный град! Какой уж тут страх, какая печаль!

Последняя Литургия

А утром, 15 сентября, состоялась Литургия. Последняя для Владыки Анатолия на нынешней Самарской земле. И Крестный ход вокруг Вознесенского собора монастыря — словно прощание с обителью, бывшей для него все эти годы хоть и надежным, но все же временным пристанищем и которая — кто знает! — может быть и избежала полного уничтожения благодаря его небесному заступничеству. Перед выносом Святых Даров служивший Литургию благочинный Сызранского округа Самарской епархии протоиерей Григорий Коберник попросил ульяновского священника Алексия Скала рассказать многочисленным верующим о жизненном пути Архиепископа Анатолия. Отец Алексий сказал, что целью жизни Владыки было служение Святой Церкви Христовой, служение у алтаря Господа и Спасителя нашего. Это был первый Епископ Симбирской кафедры. В то время Симбирск входил в состав Rазанской митрополии. Но к моменту царствования Алексея Михайловича Романова угодьями вновь присоединенной к России плодородной симбирской земли стали награждаться именитые российские сановники, военачальники, словом, люди, имевшие перед Россией и Царем значительные заслуги. Симбирск даже стали называть «город — дворянин на Волге». Храмов становилось все больше, так как каждый дворянин считал своим долгом обязательно возвести в своем имении церковь. Поэтому неизбежно встал вопрос об образовании самостоятельной Симбирской епархии. И как наиболее мудрого, маститого Архипастыря Священный Синод рекомендовал Царю направить в Симбирск минского Владыку — Архиепископа Анатолия. Он был уже не молод, шел ему 67-й год. Но он с ревностью и тщанием начал проходить свое десятилетнее послушание на Симбирской кафедре. Громадные усилия приложил Владыка для приобщения к Православию иноверцев и инородцев. В 1842 г., «по упадку сил», Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий попросился на покой. Он мог бы остаться и в самом Симбирске, например, в благоустроенном Покровском монастыре, однако ввиду своей скромности не захотел создавать ситуацию, когда в кафедральном городе одновременно было бы два Архиерея — он и вновь назначенный Владыка Феодотий. Но совсем покидать Симбирскую землю он не хотел, так как именно в ней он и желал быть похороненным.

И выбрал небольшой Вознесенский монастырь в Сызрани. Но поскольку в советское время город Сызрань оказался в составе Куйбышевской области, то сегодня, сказал отец Алексий Скала, выполняя последнюю волю Владыки Анатолия, мы и перевезем его честные останки в его кафедральный град — в Симбирск-Ульяновск. Его присутствие там очень нужно — город, в духовном смысле, изуродован. Из 33 храмов в советское время уцелело всего три. Уничтожено два монастыря, семинария, два духовных училища. Только в одну ночь с 17 на 18 февраля 1938 г. в Ульяновске, на «родине атеизма», было расстреляно 70 священников и пять архиереев! Вот так разрушали Церковь. Хочется надеяться, говорил священник Алексий, что с возвращением Владыки Анатолия у нас что-то изменится к лучшему. Через эти честные останки мы можем прикоснуться к светлому и радостному времени, когда Русь была Святой, когда во главе страны был Православный Государь, когда Церковь была основой жизни граждан России. Сейчас мы — жатели той нивы, которую не сеяли. Вернется ли то благодатное время — зависит от нас с вами. А примером пусть нам будет жизнь Владыки Анатолия, закончил свое выступление отец Алексий Скала.

Обретение

Об обстоятельствах обнаружения честных останков Владыки Анатолия я попросил рассказать иеродиакона Диодора, ставшего свидетелем этих событий. «Монастырь возвращен епархии в 1996 г, — говорит отец Диодор. — В последнее время здесь располагался завод пищевых концентратов. Соответственно и церковные здания перестраивали под его нужды. Сейчас игумен Марк активно ведет здесь реставрационные и строительные работы. Расчищается территория, убирается мусор, монастырь постепенно возвращает себе прежний благолепный вид. Останки Архиепископа Анатолия были обретены в Феодоровском, самом старом храме монастыря. Несколько лет назад было принято решение о его реставрации. Но прежде чем сделать внешний косметический ремонт, решили выкопать у его стен шурфы и проверить качество фундамента. В начале октября 2003 года, когда копали шурф у колонны в левой части главного зала храма, лом рабочего провалился в неизвестный ранее склеп. Рядом обнаружили еще один. Тот, что был ближе к иконостасу, принадлежал, как выяснил в архивах отец наместник, Владыке Анатолию, а другой — Архимандриту Герману, одному из настоятелей монастыря того же времени. У Владыки прекрасно сохранились митра, облачение. Сюда приезжал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, останки были подняты и перед ними отслужена лития. В храме три алтаря. В правом алтаре — приделе Архангела Михаила — советские «хозяева» вырыли смотровую яму для машин. Одна из святынь Самарской епархии — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская — была именно в этом храме. Сейчас она в Казанском храме Сызрани». Благочинный Сызранского округа протоиерей Григорий Коберник сказал так: «Это великое событие. Это, наверное, Промысл Божий, что сегодня состоится перезахоронение Владыки Анатолия на Симбирской земле. Недеюсь, что по его молитвам и нас Господь не оставит. Святители все стоят пред Богом и молятся за нас». …И вот в полдень 15 сентября группа машин выехала из ворот Вознесенского монастыря. Через несколько часов гроб с честными останками Владыки Анатолия уже готовились встретить в Симбирске. Всю дорогу светило яркое солнце, было тихо и тепло. Да и как могло быть иначе? Завершилась еще одна страница его земной жизни — спустя 160 лет основатель епархии вернулся в свой град. Ведь у Бога все живы… Наместник Сызранского Вознесенского мужского монастыря игумен Марк (Алексеев), также прибывший в Ульяновск, сказал, что возвращение Архиепископа Анатолия в Симбирск — большое событие и для Сызрани. Последние десятилетия его останки пребывали поистине в «мерзости запустения» — там был и склад, и водонапорная башня, и гараж. Теперь же они будут достойно погребены в Симбирске и им будут воздаваться особые почести. Он также надеется, что прибытие останков Владыки Анатолия даст новый толчок духовному развитию Симбирской епархии.

Снова на кафедре

При большом стечении народа, утром 16 сентября, в кафедральном Неопалимовском соборе Симбирска прошла Божественная литургия, которую с сонмом духовенства отслужил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. После нее была отслужена панихида по упокоению души Архиепископа Анатолия. Богу было угодно, чтобы возвращение Владыки Анатолия совпало с 15-летием возрождения в 1989 г. самостоятельной кафедры в Ульяновске. Очень знаменательно было соприсутствие в храме этих двух Архиереев — основателя Архиепископа Анатолия и Архиепископа Прокла, Владыки, по сути, возродившего симбирскую кафедру заново спустя 167 лет. В отличие от своего предшественника, Владыка Прокл получил епархию, где было не 500, как при Владыке Анатолии, а всего 4 действующих прихода и около миллиона расхристанных, развоцерковленных душ! Такого раньше не было. Дай Бог, чтобы этот благодатный союз двух Архиереев в дальнейшем духовно укреплял всю епархию.

Со святыми упокой!

Перед захоронением Владыки на старом городском кладбище Ульяновска, рядом с алтарем Воскресенской церкви, торжественное слово вновь произнес иерей Алексий Скала: «…сегодня в Симбирской земле погребается седьмой Архипастырь. Владыка Анатолий оказал честь блаженному Андрею, благословив его погребение в Покровском монастыре. И именно вчера, как только мы установили гроб Владыки в Неопалимовском соборе, позвонили из Священного Синода и сказали, что вопрос о всероссийском прославлении блаженного Андрея решено вынести на Архиерейский Собор 2004 г. (решением Собора он прославлен как общероссийский святой — С.С.

). Первый симбирский Архипастырь не зря вернулся в наш город».

Гроб с останками Владыки в присутствии Архиепископа Прокла опустили в могилу, вырытую между могилами Василия Асафовича Пифиева, служившего когда-то начальником городской полиции Симбирска, и его сына. Один из присутствовавших на церемонии священнослужителей вскользь заметил: «Пифиев, думаю, был бы рад такому соседству». Надпись на Кресте гласит: «Под сим Крестом погребен первый симбирский Архипастырь Высокопреосвященный Анатолий, Архиепископ Симбирский и Сызранский. 1766 г.-1844 г. Епархией управлял десять лет — 1832-1842 г.г. Во Царствии Твоем помяни его, Господи!» Теперь, с помощью Божией, честные останки всех симбирских Архиереев, закончивших свой земной путь на Симбирской земле, находятся в кафедральном граде и их местоположение точно установлено: — Архиепископ Анатолий (Максимович) (+ 1844 г.) — на старом городском кладбище; — Епископ Феодотий (Озеров) (+ 1858 г.) — под алтарем Никольского собора; — Епископ Евгений (Сахаров) (+ 1888 г.) — под алтарем Никольского собора; — Епископ Варсонофий (Охотин) (+ 1895 г.) — под алтарем Никольского собора; — Епископ Гурий (Буртасовский) (+ 1907 г.) — под алтарем Знаменского придела Никольского собора; — Епископ Иоаким (Благовидов) (+ 1929 г.) — на старом городском кладбище; — Архиепископ Иоанн (Братолюбов) (+ 1959 г.) — на старом городском кладбище. Архиепископ Митрофан (Гринёв) и Епископ Владимир (Горьковский) -расстреляны в Ульяновске богоборческой властью в 1938 г. Точное место расстрела в настоящее время неизвестно. Святителие Симбирские, молите Бога о нас!

На снимках: Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий; Крестный Ход с честными останками в Сызрани; могила Архиепископа Анатолия в Симбирске.
Сергей Серюбин Фото автора. 19.11.2004

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]