У некоторых людей случается вот такой странный «симптом»: кажется, будто их мировоззрение единственно возможное, а к тем, кто эти убеждения не поддерживает, отношение обычно как к слепцам.
Это бывает по обе стороны любых баррикад: в политике, в науке, в искусстве… В религии тоже. Есть христиане, которые недоумевают: «Почему люди не верят в Бога, ведь так очевидно, что Он есть?
Наверное, это какие-то очень плохие закоренелые противники религии?». Нет, не всегда. Давайте позволим себе немного поразмыслить на тему атеизма.
Человека, не верящего в Бога, называют атеистом
Атеисты получили своё название из греческого языка. «А» — приставка отрицания или противопоставления и «теос» — то есть «Бог». Выходит: «Отрицающий Бога» или, если точнее, «безбожник».
Не стоит ошибаться и приравнивать значение «а» к значению «анти». Атеист — это не богоборец. Чтобы бороться с чем-то, нужно верить в существование этого. Если ты не веришь, то и бороться не с чем.Атеизм в наше время получил серьёзные масштабы. Бояться мы этого не должны.
Благочестивые верующие таковыми и остаются, а люди, которые не преданы религии, отсеиваются.
Атеизм — это своеобразный фильтр. Но не так важно, как неверующий человек называется. Куда важнее, почему он не верит.
Ошибка 4: вера в Бога и отрицание Церкви
Как человеку понять, в правильном ли направлении он движется? Ответ на этот вопрос можно получить, став членом единой общины – Церкви. Пожалуй, одним из самых частых аргументов, почему тот или иной «верующий» не ходит в храм и не живет полноценной церковной жизнью (свечи и куличи не считаются, простите), будет то, что для общения с Богом ему не нужен посредник (третье лицо в виде священника и пр.). Также оппонент может быть недоволен тем, что в Церкви «все за деньги», что священнослужители порой могут нагрубить или ошибиться, отнестись не так внимательно, как хотелось бы человеку, поэтому доверия к Церкви нет и отношение к ней соответствующее – как к чему-то не обязательному.
Такой подход избавляет от ответственности. Ведь если у кого-то заболит зуб, вероятно, он обратится к стоматологу. И если доктор нагрубит или не понравится еще чем-то, вряд ли после этого человек решит, что все стоматологи грубияны, и перестанем совсем лечить зубы. Но когда речь идет о Церкви, то мы забываем, что там находятся точно такие же люди. Да, предъявляемые ожидания к ним выше, но не надо забывать, что они не святые. Если же все-таки не перекладывать ответственность за свою жизнь на «плохую Церковь», то окажется, что неизбежно придется задавать себе очень неудобные вопросы и постоянно испытывать себя, сравнивая с тем путеводителем, который дан нам Христом в Евангелии, которое, как мы уже выяснили, необходимо изучать от Первоисточника, то есть в Церкви.
АВТОР: Владислава Попова @milivladi
Первый вариант атеизма — те, кого не удалось убедить, что Бог есть
Раньше было без сложностей: дождь пошёл, значит, по Божьей воле. Гроза — Бог гневается. Извержение вулкана — ещё одно проявление Божественной силы.
Какие-то народы подходили к таким явлениям глубокомысленно — мол, всё это материальный мир, но за его кулисами стоит духовная причина — некое Божество.
Более примитивные народы смотрели на это проще: льёт дождь, стало быть, где-то на небе бегает старичок с какой-нибудь лейкой и поливает землю.
Атеисты не враждуют с Богом, они просто не признают Его существование.
Первый взгляд недоказуем. В него можно лишь верить. Но так глубоко на божественные явления мало кто смотрит. В представлении обывателя Бог — это старичок на небе, а вход в рай — золотые ворота на облаке.
Такие люди утверждают: «Гагарин летал в космос и никакого Бога не видел».
Это, безусловно, профанация религии. Но что с этим сделаешь? Некоторые люди просто не способны смотреть глубже.
Книга «Забавная Библия» Лео Таксиля — один из самых полных и обстоятельных списков вопросов к Священному Писанию. Фото: kob-media.ru
Атеизм основывается на логике. Все эти вопросы справедливы, и ни один богослов не смог найти ответы на каждый. А есть те, кто способен, но требует «железных» доказательств. Скажем:
- Если Вселенная могла возникнуть сама по себе, как утверждает наука, то объясните, зачем нужен Бог?
- Если Бог есть любовь, то почему Он допускает зло в нашем мире?
- Если Богу нужно, чтобы я в Него верил, почему Он не докажет Своё существование?
- Если Богу противен атеизм, почему Он не уничтожит всех атеистов, как делал с неправедными народами в Ветхом Завете?
Лео Таксиль » Забавная библия» читать онлайн
И надо признать, что у богословия нет готовых ответов на эти вопросы. Веками выдающиеся умы проповедников и философов ищут ответы на эти вопросы. И находят. Но ответы у всех разные.
А если нет согласия в религиозном мире, как мы можем рассчитывать на то, что убедим атеиста? Конечно, никак.
МОЁ ЗНАКОМСТВО С БИБЛИЕЙ
После просмотра очередного политического шоу, где обсуждалась тема внесения “божественных” поправок в Конституцию, я отыскала Библию, подаренную мне при увольнении из ЖКХ бабушками, приходившими платить за коммунальные услуги. Я любила с ними общаться, всегда поила чаем с конфетами, выслушивала их.
В знак благодарности и на память Дарья Андрияновна Антохина преподнесла мне Библию с просьбой читать и думать о Нем. И я читала её, но, честное слово, ничего не приняла из написанного, кроме десяти заповедей Господа.
Десять заповедей – это сила, если бы они соблюдались всеми поголовно, на Земле наступил бы рай. Верующие считают, что эта книга – правила веры. Написана она под воздействием Святого Духа и состоит из двух частей: Ветхий и Новый заветы.
Бабушки советовали начать читать Библию с Нового завета, обязательно просить растолковывать непонятное у серьёзных верующих людей. После прочтения Евангелия от Луки, где понятным языком описана роль Иисуса Христа, можно перейти к Ветхому завету.
Я пошла не тем путём, начала с начала книги, наверное, поэтому всё моё существо запротестовало. Столько возникло вопросов и несогласий со Святым писанием, что на десятой странице я вновь отложила его. Теперь не знаю, вернусь ли к нему. Понятно теперь, почему люди не верят в Бога – тяжёлое это дело изучать святые тексты.
Но если вы хотите прийти к вере, придётся читать и подробнее узнать родословную Христа, а также причину, по которой Бог отправил своего родненького сына на такие мучения и в итоге на смерть. У меня пока не возникло больше желания продолжить чтиво, заглянула в исторические повествования, просмотрела пророчества и убрала Библию в шкаф.
Второй вариант атеизма — те, кто перестал верить в Бога
Есть люди, которые разочаровались в Боге. Как правило, это те, кто ждал от Него чего-то и не дождался. Подчас это возникает из-за поверхностного представления о религии или из-за её принятия в неразумном возрасте.
Вот родился человек, крестили, пару раз ходил в церковь. Говорит о себе, что православный. И тут у него умирает мать, отец. Молитвы не помогли. «Где был ваш Бог?», — возмущается такой человек.
И ему невдомёк, что это не те вопросы, в которые Всевышний вмешивается, что молитва — это не заказ того, как будет дальше, а средство общения.
«Поцелуй Иуды» фрагмент четырёхчастной иконы. Фото: icons.pstgu.ru
Если опираться на традиционную христианскую версию, то Иуда Искариот вполне сгодится на роль человека, который разочаровался в Боге. Он некогда был избран среди выдающихся верующих, но предпочёл пойти от Христа, а не к нему.
И вот появляется ещё один человек, который не верит в Бога, потому что обозлился. И религия для него — уже сказки. А что поделать, если нет правильного религиозного воспитания.
А бывает, что ищет человек себя в религии и не находит.
Кто-то мечется, берётся за другие учения. Не нравится ему, скажем, идея о том, что все мы живём один раз, им неприятна.
А вот реинкарнация — самое то. И человек находит, что ему особенно близки восточные учения.
А бывает, что из таких кризисов выходят люди, которые не верят в Бога. Просто думают, что не может быть у такого жестокого мира Творца и отрицают идею о его существовании.
Пример истории, когда человек становится атеистом, рассказывает в видео ниже протоиерей Александр (Игнатов). В его рассказе проиллюстрирован ещё один путь к атеизму — через чувство вины.
Собственно, вся проповедь отца Александра — попытка осмысления атеизма с позиции верующего.
Слово о вере. От 7 февраля. Об атеистах
ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ВЕРЯТ В БОГА
Первые вопросы о религии я задала своему папке, услышав мамину “обзываку” в его адрес – двоедан. Тогда на мой вопрос, что это означает, он объяснил, что все люди, верящие в Бога, относятся к христианам, исламистам, буддистам, а христиане делятся на православных, католиков, протестантов.
Он относился к самым правильным православным христианам, а мать хоть и православная христианка, но относится к новой церкви от греков, с которой мы в контрах. Мол, подрасту, узнаю, если будет любопытно.
Я ещё не раз обращалась с подобными вопросами к папке – почему люди не верят в Бога, а почему верят; где и как их уживается на небе столько. Помню, он рассмеялся и сказал, что он один там, просто его все по-разному называют, по-своему молятся ему. Никто Его не видел, но многие верят, что он есть.
Бог не Бог, но что-то есть. Чудес не бывает, всему найдётся объяснение. Верь в Природу и Человека!
Сегодня я могу сказать, что чем больше у человека в голове ума и рассудка, любознательности и реализма, тем меньше места в ней остаётся для Бога. В советское время в церковь ходили только бабушки. Наверное, в деревнях больше было верующих, в городах люди меньше соглашались с религиозными нормами.
Умный человек, казалось бы, не принимает верования, скептически относится к религии, потому что он всё происходящее анализирует и логически объясняет. Но, глядя на людей образованных и начитанных, недоумеваешь и удивляешься, когда они обращаются к Нему. Значит, нельзя связывать ум и отрицание Творца. Как-то слишком просто получается, наверное есть другие причины.
Задаю себе вопрос, почему я неверующая, при этом не могу сослаться на свой ум и мудрость. У меня нет высшего образования, каких-то особенных знаний, хотя я много читала и много видела, но я не верю во Всевышнего. Наверное, всё зависит от воспитания, когда в семье постоянно обращаются к Богу и к нормам религии.
Третий вариант атеизма — некоторые школы буддизма
А есть религиозные атеисты. Это представители разных школ буддизма. Нельзя сказать, что буддист — это тот, кто не верит в Бога однозначно. Скорее он просто игнорирует этот вопрос.
То есть формально мы получаем такой же атеизм: буддист живёт сам по себе, как человек, не верящий в Бога. Но в то же время он может признавать, что Бог, возможно, где-то есть.
И даже если Он есть, для буддиста это вовсе и не важно. Каждый из нас внутри — такой же Бог, так что аспекты поклонения вводить в жизнь смысла нет.
Впрочем, оговоримся, что далеко не весь буддизм — религия атеистов. В нём очень много школ. В каждой есть свои отличия. Но большинство буддистских течений тему Всевышнего не затрагивают и не приветствуют такие вопросы.
Сиддхартха Гаутама — Будда. Мы не знаем, верил ли он в существование Бога, но своим ученикам он рекомендовал не задаваться вопросами о Всевышнем. Это форма религиозного атеизма
Религия и вера: история прошлого
Религиозная деятельность — часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.
Искажение религии
По мнению славян, жизнь и вера — это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.
Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.
Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.
Есть люди религиозные, но не верящие в Бога
Отдельная категория — те, кто почитают разного рода духов, а про Бога-Творца даже не слышали. Они не верят в то, что есть некоторый Бог над всеми, но это не мешает быть людьми верующими, благочестивыми, добродетельными.
Вера в духов — это форма выродившейся религиозной традиции. Иногда в ней можно проследить рудименты монотеизма, а иногда от них не остаётся и следа.
Примеры таких верований можно наблюдать в различных племенах и относительно изолированных этнических группах.
Это явно не атеистическое сознание, но от веры в Бога там мало чего остаётся. Что толкает людей на такой шаг? Обычно это стремление уйти от ответственности.
Наличие Бога-Творца предполагает некий свод Законов и посмертный суд за их нарушение. Традиции, в которых почитают только духов, обычно ничего не сообщают о серьёзном наказании для грешников.
Что такое чудо. Необъяснимое явление природы или призыв человека к Богу?
Выйдя из-под надзора Бога-Творца, магические традиции провозглашают свободу для человека. Иногда она просто номинальная — чтобы была.
А встречается, что такая распущенность доводит до жуткого падения — к каннибализму, жертвоприношениям и прочему. В общем, раз на раз не приходится.
Вера и её понимание
Верование — признание чего или кого-либо истинным по собственному убеждению без доказательства логики и фактов.
Убеждение, то есть религия, — учение о вере. Общество так реализует связь с высшими силами. Но вера главнее.
Вера — принятие недоказанного чего-либо, идеи, явления ли, основанного больше на внутреннем ощущении, интуиции. Оно обосновано субъективно и не требует доказательств. По Расселу, вера исчезает, когда появляется доказательство, и превращается в знание.
Объект веры существует исключительно в состоянии возможности. Его можно почувствовать психологически, эмоционально и образно. Это зависит от особенностей организма. Чем же отличается вера от религии?
Понятие религии
Что есть религия? Это некое социальное явление, одна из форм восприятия, понимания всего сущего, мира, Вселенной. Она обычно базируется на веровании в некие сверхъестественные сущности. Согласно мнению теологов, религия связывает Бога и людей. Вероисповедание — это официальная принадлежность к определённой конфессии, а также вероучение с обрядностью.
Философ Юнг полагал конфессию способом, приёмом психологического анализа и соответствующей терапии. Фрейд же полагал её лишь большой иллюзией, обманом, которая заменяет непонимание. Карл Маркс видел в ней «опиум» (наркотик) для простых людей (способ обмана, введения в заблуждения и эксплуатации).
Социологические составляющие религии таковы. Это, во-первых, деятельность (культовая или внекультовая), внешнее проявление, ритуализм. А также внутреннее самоосознание (отношение к концепции Бога, моральным нормам, запретам и ограничениям).
Религиозная деятельность, так или иначе, присутствует во всех народах, всех континентах и странах по всему миру. Люди относятся к различным вероисповеданиям. Несмотря на различия религиозных конфессий, есть понятия, являющиеся общими для них: добро и зло, нравственные идеалы, смысл человеческой жизни.
Различайте верование и конфессию! Вера: первична — её выбираем, способна существовать самостоятельно. Её можно потерять, но она находится в состоянии прогресса. Находится внутри, зависит от особенностей нашей психики. Объединяет людей. Бескорыстна, это атрибут религии.
Религия: её принимаем, без веры не существует. Можно менять, но нет прогресса. Является шаблоном верования, состоит из догм. Нередко приводит общество к разногласиям. Всегда преследует определенную цель, не всегда благородную. Не является атрибутом веры.
Есть условно религиозные люди, которым лучше бы быть атеистами
Некоторые верующие любят возводить все религиозные вопросы в абсолют. Встречаются православные христиане, которые считают, что атеизм — это большой грех, а неверующий в Бога — потерянный человек для общества.
Но это несправедливо. Пусть человек и не живёт мыслями о Боге, но зато это остаётся его личным делом.
Можно быть добропорядочным атеистом и из рук вон плохим христианином. Само причисление себя к тому или иному «лагерю» ещё не делает человека однозначно плохим и однозначно хорошим.
Свечи, молитвы, поклоны и прочее — это атрибуты религиозной жизни. Главное — что у человека внутри. Если приоритеты расставлены неправильно, вера такого человека вряд ли благочестивее атеизма
За что можно похвалить атеистов — это за честность. Ведь он признаёт своё отрицание Всевышнего. А есть немало христиан, которые всем вокруг сообщают о своей набожности, а сами ведут себя грубо и невоспитанно.
Вспомните озлобленных старушек, что есть в каждом храме. Зайдёт в такой девушка в джинсах и ловит на себе косые взгляды — и это в лучшем случае, а то ещё и замечаний наговорят, оскорбят.
А всё потому, что это они-де такие праведные. На самом деле в церкви никто никому делать замечания не вправе. Не может быть более опытного верующего, ни на какую церковную «дедовщину» мы не должны даже замахиваться.
Ошибка 1: вера в Бога и отрицание необходимости религии как вероучения
Если мы хотим выучить и знать английский язык, то обращаемся к учебнику, либо к тому, кто знает язык сам и готов нас ему научить. В вопросах веры действуют те же самые принципы – без изучения того, в Кого и во что мы верим, без получения знаний от первоисточника, такая абстрактная вера может привести к заблуждениям, к суевериям и другим ее искажениям. На каждой Литургии христиане поют Символ веры – азы православного вероучения. Без знакомства с вероучением и без его осмысления невозможно добровольно исполнять то, к чему Бог призывает человека, то есть невозможно верить правильно. Поэтому недостаточно одного лишь признания факта существования Бога, а необходим непрерывный процесс Его познания. Не случайно сам Иисус Христос повелел апостолам идти и учить все народы (Мф. 28:20).
Когда мы говорим, что верим в Бога, знаем ли мы и понимаем ли, в какого Бога мы верим?
Среди людей, называющим себя верующими, нередко встречается мнение, что Бог у всех один (то есть разные религии по сути говорят об одном и том же, только разными словами). Это большое заблуждение, так как истина может быть только одна. И для верующего Бог – это живая и совершенно конкретная Личность – Иисус Христос, который и есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Таким образом, если рассматривать религию как синоним вероучения, то очевидно, что она совершенно необходима, так как получить эти знания в оригинале можно только в Церкви и в Евангелии.
Атеисты не верят в Бога, а агностики говорят, что не знают, есть ли Он
Сейчас вовсю набрало популярность слово «агностик». Те, кто хочет казаться оригинальным, называют себя так. «Ты веришь в Бога?». «Я агностик». Красиво. И звучит серьёзно, должно вызывать уважение будто бы.
В действительности агностицизм — это просто заявление о том, что мы ничего не знаем о том, есть ли Бог или нет. Откуда нам делать такие выводы? Человек живёт тем, что видел и знает. Какие-то факты он принимает на веру, какие-то нет.
Скажем, не были мы ни разу в США, но эта страна есть на глобусе, она производит фильмы, куча людей туда летают в отпуск или по работе. Звучит достоверно, значит, она есть.
Агностицизм не имеет ничего общего с гностицизмом, просто однокоренные слова.
А вот если кто-то расскажет, что вчера видел на улице снежного человека, тут справедливо усомниться. Слишком уж странное заявление.
О нём если и сообщают, то гималайские туристы и тамошние старожилы, но никак не жители среднестатистического города.
С Богом сложнее: о нём говорят святые, апостолы, верующие, священники. Моисей будто бы даже видел лицом к лицу, а Иисуса Его ученики считали воплотившимся Господом. Как ни крути — все лица заинтересованные.
На что тут опираться, чтобы верить или нет? Это факт, который ты либо беспрекословно принимаешь, либо отвергаешь.
Агностик честен с собой: он не замахивается судить о том, о чём не знает. Это не равнодушие к духовному, а просто объективный взгляд на мир.
И атеизм, и агностицизм, и вера требуют смелости
Атеизм предполагает смелость: тяжело жить, зная, что после смерти тебя ничего не ждёт. Агностику тоже нужна храбрость: он живёт вслепую, без надежд, без твёрдого фундамента под ногами.
Верующему тоже непросто: вера требует постоянной поддержки. Очень тяжело верить в то, что ты не видишь.
Это здорово — надеться на то, что в духовном мире кто-то о тебе заботиться.
Но так много разочарований в этом мире, многие удары судьбы нам показывают, что мы словно там, на небе, никому и не нужны. И нужна невероятная стойкость, чтобы преодолеть все эти сомнения.
МОИ СОМНЕНИЯ В БИБЛИИ
“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”. Сердцем и душой — понятно, а разумение куда деть, голова пухнет от сомнений, отрицаний и даже от удивления и возмущения.
“Вначале сотворил Бог небо и землю”. А до этого он где сидел? Не было же ни неба, ни тверди, ни света, даже облачка, на котором можно было бы обосноваться. Как же он, бедный, в темноте-то жил?!
“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку”. А дальше полные непонятки: парочка съела яблоко, узнала кучу секретов жизни, и Он изгнал их за непослушание.
Ты зачем их создавал? В игрушки с ними хотел играть или чтобы они плодились и размножались? Если для того, чтобы полюбоваться творением рук своих, значит, надо было создать их бесполыми. А если в планах было зарождение человечества, так почему бы и не дать им волю познания себя и своего партнёра, да не научить их добру и объяснить в чём их предназначение?
“…и она зачала, и родила Каина… И ещё родила брата его, Авеля”. Прекрасно! А потом от кого рождались дети у сыновей? От матери? От родных сестёр? А нельзя было создать (раз уж ты, Господи, такой волшебник!) пять женщин и двух мужиков?
И так далее, и так далее, одни вопросы и недоумения. Разумом в Бога поверить невозможно, простите, накосячил Он, вроде, немного. Оно и понятно, посоветоваться было не с кем, в одиночестве приходят иногда такие безумные идеи, воплощение в жизнь которых приводит к непоправимой ошибке.
Возможно, Он уже пожалел о создании Земли и человечества, от скуки позволяет вести войны, допускает убийства, смерть невинных детей. Порядок не хочет наводить в человеческом обществе, насылает испытания на тех, кто уже бедствует и страдает.
Наверное, Он, сидит и удивляется, почему люди не верят в Бога, почему не боятся его суда.
Я не знаю, как приходят люди к вере, как начинают понимать и принимать Библию, что или кто озаряет их умы и души. Моя одноклассница Татьяна С., которая без х@я не садилась за стол, вдруг начала ходить в дом, где собираются верующие для прослушивания аудио проповедей и чтения молитв.
Церкви в нашей деревне нет, но верующие собрали какие-то деньги и установили на месте, где она стояла до войны, большой памятный крест в надежде на то, что когда-нибудь хотя бы часовня будет построена. В соседнем селе действует храм Рождества Христова, Николая Чудотворца, Воздвижения Креста Господня, но нашим верующим хотелось бы иметь свою.
Вера бывает результатом как духовного поиска, так и простой доверчивости
Настоящая вера — это результат духовных исканий. Её необходимо примерять на себя, как одежду, испытать, понять, что это твой путь, без которого ты жить не можешь.
Вера — это не что-то такое, что ты взял, попробовал, забыл, потом вернулся. Это постоянная работа. Даже самые стойкие священники подчас страдают от периодов сомнений.
Иммануил Кант — известный агностик. Философски обосновывал, что нельзя не доказать, ни опровергнут существование Бога. Фото: upload.wikimedia.org
Но есть ряд других «верующих» — номинальных. Это те люди, которые родились где-то в религиозной семье, всю жизнь росли по религиозным правилам, но никогда не ценили и по-настоящему не осмысляли то, что имели. Это вера по привычке, данность. Она пуста.
А некоторые и вовсе принимают всё на веру: послушали первых встречных проповедников и крестились в любую подвернувшуюся религию.
Много сомнительных религиозных течений собраны из вот таких недотёп: ни разу в жизни о Боге не слышали, увидели брошюрку про Библию — и всё, они уже Свидетели Иеговы.
Буддизм, индуизм, ислам, католицизм, православие, вы им говорите? Да что вы, теперь и слушать не станут, хотя не знают, о чём речь.
Существует 2 типа «верующих»: те, кто выстрадал веру и те, кто верит по привычке.
Каждый верующий человек обязан в своей жизни хотя бы раз задать себе вопрос: а что, если ничего нет, если я не прав, почему я думаю, что всё так, а не иначе?
Только после честного ответа мы можем называть себя истинным верующим.
И мы не должны осуждать атеистов. Конечно, среди них много тех, кто также «не верит» по привычке, ибо родители были не из религиозной семьи.
Но подлинный атеист — это тот, кто остался честен с собой. Его выбор — не наш, но уважительное отношение друг к другу нам необходимо.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Что значит верить в Бога?
Слушать:
Что значит верить в Бога? Много встречал людей, называющих себя верующими, но они очень различаются по жизни, поведению, по отношению к Богу. И каждый говорит: я верующий. Что значит по-настоящему верить в Бога?
прот. Дмитрий Смирнов: — Тут есть сложность. Раньше не было формулировки: «верую в Бога», потому что в Бога все веруют, не только люди, но и бесы. И сам сатана в Бога верует. Поэтому этим никого нельзя было удивить. С тех пор как появился атеизм, вернее сказать, проявился, то понадобилось это как-то отделить, потому что в древности говорили: Веруешь ли ты Богу? Что это значит? Это значит, что человек изучает все обращения Бога к нему, человеку. Считаешь ли ты эти слова Божии, обращенные к тебе и к другим, своим Символом веры? Ты веруешь, что это истина? Веруешь ли ты, что это добро? Что это правда? И вот, у нас христиан, такая вера и называется верой христианской. Потому что ведь Христа Бога распяли в Иерусалиме на Голгофе вовсе не атеисты …
прот. Александр Березовский: — Верующие люди …
прот. Дмитрий Смирнов: — Верующие, глубоко верующие люди. Но это вера не христианская.
прот. Александр Березовский: — То есть, некогда она была истинной, данной от Бога и люди постепенно …
прот. Дмитрий Смирнов: — И постепенно они ее преобразовали, прямо в свою противоположность.
прот. Александр Березовский: — То есть, сатана вмешался в это …
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, не без его помощи. Все дурное, что происходит у нас, например, фестиваль кино. Как он без сатаны может обойтись? Все, что есть мерзко, отвратительно, пошло и подло – это демонстрируется, и этим заражают людей. То есть все равно, что вместо риса и пшенки, кормить цианистым калием. Ну что – и это факт. Но, при соблазнении сатаной человека всегда необходимо человеческое согласие. И человек это принимает. Поэтому вера в Бога — конечно, люди так себя позиционируют, но большинство людей, неверующих в Бога, не представляют, что это ничего не значит. Потому что то, что существует Бог — знают все.
прот. Александр Березовский: — Но и сейчас еще есть люди, которые говорят: «Нет».
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет, они это отрицают, но они не могут этого не чувствовать.
прот. Александр Березовский: — Ну, если человек себе такую установку дал…
прот. Дмитрий Смирнов: — Установку – да. Таких установок много и таких людей мы даже их всех знаем, они на виду, они все время это демонстрируют — но их немного. Это частные случаи, в основном происходят от гордости, потому что человек хочет как-то о себе заявить. Некоторые гребень на голове делают, или пирсингом покрывают все лицо и тело, некоторые ходят без штанов, или, наоборот, в таких штанах, в которых неудобно ходить. Ну, каждый старается быть заметным. Некоторые эпатируют публику своими, с позволения сказать, «произведениями искусства», тоже в кавычках, кстати. Это всегда, потому что гордость порождает, прежде всего, тщеславие. И тщеславный человек все время хочет, по-русски это теперь называется «выпендриваться», а в другом контексте –«заявить о себе». И вот люди заявляют: «А я не верую в Бога!», большинству. Давно еще царь Давид сказал: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога». Этим человек расписывается в отсутствии ума. Потому что, тогда объясни закон всемирного тяготения, к примеру. Или как какой-нибудь подсолнух из земли добывает те элементы, которые нужны ему для роста. Ну вот, как? У него же ума нет. Ну, и так далее, то есть ни на один вопрос нет ответа у современной науки, кроме таких самых простых, что уже разведано. Ну, даже можно представить, что возникла таблица Менделеева. Вот в таком порядке, они по атомным весам распределяются, металлы – неметаллы — как? В такой стройной системе, как будто их ученик шестого класса по линейке нарисовал? Нет ответа.
прот. Александр Березовский: — Когда нам все это известно, то кажется простым, привычным …
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Это пусть привычно, может быть — и просто, но не объяснимо. Без Высшего Существа, Который это все сочинил, организовал по определенному плану, создал – просто невозможно. Это только безумец может подобное заявлять. Поэтому для нас очень важно, что человек веровал Богу. В то, что Господь изрек, и что записали те люди, которые хотели сохранить это слово. Пророк Моисей, апостолы – это совсем другое дело. А так — человек знает, что есть Бог, а делает все противоположное. Ну, это какая это вера? У нее есть название – эта вера бесовская. Ибо и бесы веруют и трепещут, а человек в худшем положении – и не трепещет. Это вообще обнаглевшее существо.
прот. Александр Березовский: — Причем еще с вызовом таким: «а я, мол, вот так!»
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, да.
прот. Александр Березовский: — Когда-то люди все были верующие, и вообще не стоял вопрос веровать в Бога или нет. И вот сто лет назад вдруг из среды этих верующих людей появляется немалое число атеистов. Они что, переродились из верующих в атеисты? Каким образом произошла утеря той веры, в которой они были воспитаны, крещены, которая им преподавалась с самого младенчества?
прот. Дмитрий Смирнов: — Вот коснемся вопроса «преподавалась». Наша страна перед революцией была вся покрыта сетью церковно-приходских школ. И в тоже время — я не помню цифру, но около шести миллионов детей были вне этой системы. То есть им, этим детям ничто не преподавалось.
прот. Александр Березовский: — Они оказались в какой-то определенной изоляции, почему?
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, по разным причинам. Удаленности, отсутствия преподавателя, не знаю, я не изучал этот вопрос. Но в литературе я наткнулся на эту ситуацию. Поэтому для этих людей, как для нынешних советских, этого не существует. Они в церкви тоже ничего не понимали, что там происходит.
прот. Александр Березовский: — Получилось, что из них неверие произросло.
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет, нет. Неверие произошло, как мы говорим, сверху. Хотя где верх, где низ – это надо подумать, если ближе к Богу верх — то это будет совсем не высший слой. Нет, это происходит вот от чего. Что у людей, как это было в первые века, помимо церковных книг не было вообще никакой литературы. Это возникло только в XVIII веке. И те люди, которые составляли дворянство, правящий класс, много читали литературы, в частности, французской. В ней они сталкивались с идеями, которые были им милы, потому что те призывы Господни, которые звучали из Церкви, из церковной литературы, были им чужды и неприятны, потому что их обличали. И у них тоже закрадывались такие мысли. Это называлось «вольнодумство». А потом они организовывали всякие издания, некоторые — заграницей и делились своими соображениями. Так как люди среди них попадались и талантливые, одаренные даром слова, по тем временам довольно образованные. Сама императрица состояла в переписке с французскими так называемыми философами-просветителями, которые были атеистами. Ее это увлекало. Почему? Ну, потому что она по своим нравственным качествам была далека от христианства. Несмотря на ум, начитанность, нравственные качества ее оставляли желать много лучшего.
Нужно было найти этому объяснение, потому что она состояла в конфликте с учением Церкви. А как? Сказать: а вот, есть другие мнения. Ей все это было интересно. Постепенно вся религиозность высших слоев выветрилась настолько, что граф Лев Николаевич Толстой уже откровенно глумился над тем, что христианство считает святыней. Это говорит о том, что он тоже был большой шалун. И ясно, офицерская среда, там это все буйным цветом расцветало.
прот. Александр Березовский: — Это было модно — такие вольнодумства в этой среде.
прот. Дмитрий Смирнов: — Я не думаю, чтоб это было так. Мода — это слишком легковесное слово. Нет, для них это было достаточно серьезно. Они это осмысливали по-разному. Федор Михайлович Достоевский в романе «Бесы» очень хорошо это осмыслил. И назвал. Вот, и бесы, наверх общества эта пена всплыла.
прот. Александр Березовский: — И тогда возникла революционная атмосфера ….
прот. Дмитрий Смирнов: — Это уже XIX век.
прот. Александр Березовский: — Это уже начало давало плоды.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да. Разложение, духовное, конечно, и нравственное.
Скажите, пожалуйста, если я спровоцировала человека на нелицеприятное, но, на мой взгляд, греховное высказывание, я виновата? Это мой грех? Как мне к этому относиться? Человек неправославный, он не считает сам это грехом, но мне кажется, что это очень страшно. Я переживаю, потому что это близкий человек.
прот. Дмитрий Смирнов: — Вы можете переживать, сколько вам угодно. И ваше то, что вы именуете «переживание» свидетельствует о том, что ваша совесть не выдержала вашего поступка. Независимо от того, как он, сам этот человек, которого вы уважаете, на это реагирует. Вас, сударыня, мучит совесть. Если вы хотите избавиться от мук совести, в данном конкретном случае, вы должны покаяться. Что это такое? Не поленюсь рассказать. Покаяться – это значит осудить себя как человека, совершившего этот поступок. И обещать Богу никогда ничего подобного не производить. И тогда наступит облегчение. Будут искушения повторить. Обязательно. Потому что навык-то есть. Но если вы удержитесь, значит, действительно, вы покаялись. Потому что просто назвать на исповеди, ну, как вот сейчас – вы поисповедовались, мы это слышали, тут вся наша компания, нас здесь 5 человек, что вы публично принесли исповедь, но это еще не покаяние. Покаяние тогда, когда вы себя осудите и попросите у Бога прощения и больше никогда этого не будете делать. Вот тогда вы покаялись. Вот единственный для вас путь. Иначе, в противном случае до смерти будете эту гадость вспоминать.
прот. Александр Березовский: — Как-то встретился с таким вопросом, батюшка, человек говорит: «Истинная ли во мне вера? Я люблю Бога, но согрешаю против него тем или иным, или в мыслях, или поступком». Вот что это значит? Некрепкость веры, неистинность веры? И как в этой ситуации быть?
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет, это сродни вот такому же переживанию, как у этой замечательной женщины, которая нам звонила. Переживать, знаешь — режу и переживаю. Тем более вида крови не люблю, но режу. Но, вы знаете, я потом так переживаю, так себя казню. Это совершенно из этой же оперы. Я Бога люблю, у меня бывает минута, когда я так вот расстроюсь, прям, умиляюсь. Или когда вот какой-нибудь фильм посмотрю про Бога. Ну, вот прямо – весь люблю. Это просто эмоция, а любовь к Богу, она проявляется только таким образом: «Аще любит меня человек, он заповеди мои соблюдет». Причем соблюдет не потому, что она над ним там тяготеет, его кто-то заставляет, а потому что он не может иначе.
прот. Александр Березовский: — Ну, это уже именуется страх Божий в человеке. К сожалению, с этим редко встречаешься со страхом Божиим в верующих людях.
прот. Дмитрий Смирнов: — Потому что они верующие, они веруют в Бога, но не веруют Богу. Их вера бесовская. Чего ж тут такого непонятно?
Ну, как верующий человек мог это сделать? Да, запросто.
прот. Александр Березовский: — Ну, раз сделал, значит мог.
прот. Дмитрий Смирнов: — Сколько этих верующих бросают детей, или жену без средств к существованию!
прот. Александр Березовский: — Ну, батюшка, это, к сожалению, очень часто.
прот. Дмитрий Смирнов: — Или бросил жену с детьми и вышкрябывает у нее квартиру. А некоторые вообще, подлюги, так делают: чтобы не платить алименты, детей у матери отнимают, а суд, снабженный определенными, так сказать, поощрениями, присуждает, что дети будут жить у папы. И мать лишается детей, а он не дает им видеться годами. А некоторые еще и алименты заставляют платить, хотя получают в аккурат в двести раз большую зарплату, чем она. И она детей не видит, а она их лишилась насильно, все суды это подтвердили, комиссия опеки тоже, плюс представители исполкомов там всяких. Вот, и на двадцать лет разлучается с детьми, платя алименты это все время. Это вот такая справедливость. Хотя никогда ничего своим детям плохого не сделала, и они могут это вспомнить. Только со слов отца. Как одна девочка маме заявила: «Я не хочу тебя слушать, потому что ты все врешь». Ее обработали специально назначенные психологи.
прот. Александр Березовский: — То есть папа там все организовал?
прот. Дмитрий Смирнов: — Все организовал, все оплатил. На него работают все. И комиссия по делам несовершеннолетних, все до одного чиновники сидят: начальник опёки, потом организация, которая занимается психологическим исследованием — все врут. Даже рисунки детей это выявляют. Дети скучают и страдают без матери. Такие тесты есть. Вот оно видно. Я же знаю эти тесты. Нет, они все перевирают, прямо в суде. Они на апелляцию – то же самое. Все схвачено. Русская пословица говорит: не судись с богатым. Почему? Это бесполезно.
прот. Александр Березовский: — И в этой цепочке неправды, есть люди, наверное, церковные …
прот. Дмитрий Смирнов: — Да все с крестами. Ну, это худшее, что есть на религиозной почве. Это как вот фарисеи науськивали на Христа толпу. И все кричали: «Распни, распни Его!» За что? За то, что слепым давал зрение, за то, что распрямлял согбенных? За то, что воскрешал мертвых? За что? Люди мои, что Я вам сделал? И вот ко мне приходят матери, которых просто убивают заживо, с помощью нашего дорогого государственного аппарата.
прот. Александр Березовский: — Против него есть какое-то средство?
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет, наверное, есть, но я не знаю, как этого добиться, потому что всюду действует формализм.
прот. Александр Березовский: — То есть по закону все правильно?
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Даже по закону неправильно. Но, например, вот последний случай: там один этот папаша, он такой человек крутой, совершил уголовное преступление. Тут же договорился с местной прокуратурой, они переквалифицировали это в административное нарушение. А? А уже уголовное дело-то было заведено.
прот. Александр Березовский: — Ну, когда денег много …
прот. Дмитрий Смирнов: — Не только денег. Тут и административный ресурс, все в одну школу ходили, все …. Ну вот, как в маленьких городах – там, ну, все друг друга знают – это один и тот же бутерброд. Но, а добиться, чтобы кто-то там, ну допустим, Юрий Яковлевич начал бы этим заниматься, но он тут же заму своему или помощнику – ну а помощник туда, а там уже все схвачено. Ну, бесполезно.
Вот если у человека есть явная немощь психосоматическая, которая мешает как-то полноценно радоваться жизни, и человек решает нести это как крест: терпеть, не избавляться от этого, чтобы помнить о смерти, чтобы излишне не радоваться. Вот это правильно? Или это глупость и садомазохизм, как вы считаете?
прот. Дмитрий Смирнов: — Я считаю, что это неправильно. Болезнь дана для того, чтобы с терпением лечиться. Есть заболевания, которые вылечить нельзя, но облегчить ситуацию можно всегда. И вот это правильный путь. А путь, когда человек берет на себя, вот как бы, все терпеть – это путь гордого человека. Это путь неправильный.
прот. Александр Березовский: — Все-таки человеку нужно использовать то, что Богом дано и через медицину, через близких людей …
прот. Дмитрий Смирнов: — Да. Конечно.
прот. Александр Березовский: — Потому что очень часто люди рассказывают о чудесах, которые Господь им творит.
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Господь Сам знает, когда творить, кому творить, что за чудо творить. Это чудо такого длительного действия или сиюминутное, как вот один рассказывал заключенный. Его поместили в карцер ледяной, он там просидел несколько суток, и от него шел пар. Он думал, что топили, оказывается — нет. Господь его Своей благодатью укрыл. Но это не длилось всю его жизнь, а только на какой-то момент. Когда пришли его труп забирать, они увидели, что он живой, сидит, и неголодный. Так что бывают чудеса, такие, совершенно потрясающие.
прот. Александр Березовский: — Но они всегда связаны со смирением человека.
прот. Дмитрий Смирнов: — Конечно. Без смирения благодать Божия не может прикоснуться. А это все действие благодати Божией.
Близкий человек Бога не отрицает, но говорит, что Церковь – не мое. И в рай она не верит. Не знаю, как поговорить с ней или только молить Господа о просвещении души ее? Подскажите.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да не буду ничего подсказывать. Ну, Церковь – не ее. И рай – не ее. Ну, человек сам выбирает ад. Ну, представь себе, я поймал рыбу на крючок и леску и поместил эту рыбу в рай, положил на травку, среди цветочков, на солнышке, и вот рыба в этом раю в страшных муках погибает. Потом в силок поймал птичку и ее пустил под воду, чтобы она смотрела, какие там камешки красивые, какие там плавают рыбки, в мир безмолвия. И она там так же задохнулась, как рыбка в раю среди цветочков. Человек выбирает ад, а я буду молиться, чтобы он попал на травку с цветочками!
прот. Александр Березовский: — Для него ад …
прот. Дмитрий Смирнов: — Это рай.
прот. Александр Березовский: — Вожделенней – да. Но человек в надежде, что он сможет в той жизни удовлетворять свои страсти, оказывается обманутым – страсть-то не удовлетворишь.
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Диавол он в силу специфики своей – это абсолютно законченное злобное существо, он никого не может наградить ничем. Пробирочку показывать с нервнопаралитическим веществом – он может. Может только обманывать.
прот. Александр Березовский: — Но человек же сам желает продолжения той жизни, которую он здесь ведет, а она далека от рая.
прот. Дмитрий Смирнов: — Это с точки зрения того, кто имеет близкое понятие к тому, что есть рай. А для другого рай – это целыми днями пиво пить, и чтобы ему от этого ничего не было.
прот. Александр Березовский: — Но ад не может человеку дать удовлетворение.
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Всегда будет хотеть. Ненасытно.
прот. Александр Березовский: — Вот червь неусыпаемый – это как раз страсть, желание, которое я никак не могу удовлетворить.
прот. Дмитрий Смирнов: — Невозможно. Диавол не может никого наградить.
прот. Александр Березовский: — И все-таки человек выбирает этот ад.
прот. Дмитрий Смирнов: — А почему? Он верит этому гораздо больше …
прот. Александр Березовский: — То есть он верит, что там все равно будет хорошо …
прот. Дмитрий Смирнов: — Да. Все будет хорошо.
прот. Александр Березовский: — На чем эта вера основана?
прот. Дмитрий Смирнов: — На переживаниях. Вот человек сделал какую-то гадость, а потом переживает. И считает, раз я переживаю – я хороший человек. А хороший человек не переживает, он идет, просит прощения, и старается компенсировать то зло, которое он сотворил. Это значит -покаялся. А если нет дел покаяния – то это как алюминиевая крышка от кефира. То есть, ничего из нее не сделаешь.
Внука крестили в полгода и крестный с крестной, вышли — говорят: а почему считается законным? Его 15 человек крестили и поливали из ковшика, а не окунали в купель – это как? Все равно крещением считается?
прот. Дмитрий Смирнов: — Конечно. А вы не знали, что ли?
Нет, не знала.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, вы книжки почитайте соответствующие, чего там знать.
Меня все раздражает, как справиться с этим? Может, к врачу уже пора обратиться?
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, я же не знаю, до какой степени. Надо на человека посмотреть, поговорить, вообще-то это будет невредно. Может быть, врач скажет: вы немножко утрируете, вы вполне собственной волей сможете преодолеть. Ну, и всегда же можно медикаментами помочь. В этом никакого греха нет.
прот. Александр Березовский: — Ну, раздражение — это все-таки духовное заболевание.
прот. Дмитрий Смирнов: — Конечно. Это проявление страсти гнева. Некоторые отцы даже отдельно раздражительность выделяли. Ну, как вот отделяют тщеславие от гордости. Хотя это родная дочка.
прот. Александр Березовский: — Раздражение – это начало гнева, так сказать, человек пока еще себя удерживает, а потом уже …
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет, нет. Это может быть такой общий фон вообще, в котором живет человек.
прот. Александр Березовский: — То есть, непроходящее состояние.
прот. Дмитрий Смирнов: — Непроходящее состояние – все раздражает.
прот. Александр Березовский: — От того, что все не нравится.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да. Просто болезнь пустила очень глубокие корни, если угодно, метастазы. Они же бывают не только в костях головы или ног, может быть — и в печени, и в легких, и в желудке, все – боль сплошная.
прот. Александр Березовский: — То есть человек попустил себе такую болезнь. Или это Господь ему …
прот. Дмитрий Смирнов: — Взрастил. Человек считает себя очень правым. Ничего не хочет терпеть.
прот. Александр Березовский: — И вот начал себе взращивать это недовольство.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да. Потому что оно его утешает. Потому что, когда человека раздражает, он тут же начинает осуждать. Когда осуждает, он возвеличивает себя. Тешит эту гордость, потому что гордость – это производное всех страстей. Гнев же тоже от гордости. Юпитер, ты сердишься? Значит, ты не прав, Юпитер. Чего ж ты так бесишься-то?
прот. Александр Березовский: — Но при этом человек готов с пеной у рта отстаивать свою правоту.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да, это на здоровье. Один – готов переживать …
Я слышал, что в качестве профилактики правонарушений среди малолетних практикуется такая вещь. Их водят в тюрьмы или колонии для малолетних. Вот интересно, такое вы никогда не делали? Как узнать ваше отношение к этому?
прот. Дмитрий Смирнов: — Я считаю, что для многих деточек – это очень полезная экскурсия.
Здоровый образ жизни может ли помешать спасению души?
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, конечно. Спасению души может помешать игра в шахматы, в шашки, в домино, любовь к фигурному катанию….
прот. Александр Березовский: — То есть самые, казалось бы, безобидные увлечения …
прот. Дмитрий Смирнов: — Абсолютно. Потому что фигурное катание же прекрасный, один из самых прекраснейших видов спорта. Но отношение человека к нему…. Как говорят: Спорт – это жизнь.
прот. Александр Березовский: — Главное – это здоровье. Тоже такая фраза, она звучит очень часто…
прот. Дмитрий Смирнов: — Главное – здоровье, особенно для покойников. Это просто, очень даже интересно.
прот. Александр Березовский: — При этом здоровью уделяют гораздо больше внимания, чем …
прот. Дмитрий Смирнов: — Потому что это свое, родное. А оно еще имеет свойство болеть.
прот. Александр Березовский: — Ну, и для детей. Выбирают именно …
прот. Дмитрий Смирнов: — А потому, что не знают же, где у ребенка душа. Поэтому я все время наблюдаю, даже вот я всегда теперь смотрю на родителей, гуляющих с детьми, и редко встречаешь, что мама интересуется душой ребенка. В основном – состоянием одежды.
прот. Александр Березовский: — А забота о душе ребенка, она в чем, на ваш взгляд, выражается у этих мамочек?
прот. Дмитрий Смирнов: — Ни в чем, никак не выражается.
прот. Александр Березовский: — Нет, ну если вы все-таки наблюдаете, что есть такие …
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, например, сдерживать ребенка, чтоб не дергать его за руку, выворачивая суставы плеча, локтевого. Я вижу, как вот молодые мамы зачастую совершенно преступно себя ведут по отношению к детям. Их что-то раздражает, они раздражаются и действуют в своем раздражении.
прот. Александр Березовский: — Важно во что бы то ни стало подчинить ребенка своей воле …
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Это надо даже для безопасности ребенка, но алгоритмы, которыми блещет это воспитание – это, конечно, антивоспитание.
прот. Александр Березовский: — Ну, по-другому просто не знают как.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, не знают – все известно. Все книги написаны, даже много лишних.
В некоторых молитвах мы обращаемся к Кресту как к персоне. Почему это, чем это, можно объяснить? Какой смысл? Второй вопрос – можно ли простыми словами объяснить, что Господь наш умер за нас на кресте и взял на Себя наши грехи? Или только, может быть, это по благодати можно понять?
прот. Дмитрий Смирнов: — Да, понять это можно только по благодати. Если вот Бог даст такой человеку Божий дар. Для него все слова — и простые, и посложней – они будут неубедительны. Но, когда я слышу стихиры Кресту, например, мое сердце наполняется умилением. И мне понятны тексты, которые обращаются ко Кресту не как к засохшему дереву, из которого сделали орудие убийства Христа Спасителя, а как к живому существу. Я такой человек, очень чувствительный к поэзии, но это такая высота. Для меня тут нет никакой проблемы. Ну, понимаете, нельзя перевести слова в какие-то более простые. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты». Уж куда проще – а что за этим стоит. Здесь то же самое. Это вершина церковной поэзии.
прот. Александр Березовский: — И нужно просто постараться воспринять ее.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, это тоже нельзя: я встал, сосредоточился и воспринял. Для этого нужно, не побоюсь сказать, быть соучастником некой культуры. Человек, который всю жизнь занимался изготовлением компьютерных программ, он это не может почувствовать. Это человек только, который с юности читал Блока, Мандельштама, Ахматову или даже что-нибудь попроще — Гумилева.
прот. Александр Березовский: — То есть, человек должен иметь некое воспитание души…
прот. Дмитрий Смирнов: — Да конечно. Для человека, который не ходит в концерты серьезной музыки, для него музыка – это скучнейший из шумов. Но как ему это объяснить? Музыку нельзя перевести в текст. Так что и это никак нельзя объяснить какими-то другими словами. Это есть некий факт нашей церковной культуры в ее высшем проявлении.
прот. Александр Березовский: — И при этом люди ратуют за перевод церковных текстов.
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Перевести можно, но, к сожалению, все переводы, вот например, наш, опять же вернемся опять к Александру Сергеевичу. Пушкин – непереводим. Его невозможно перевести — не только поэзию, но и прозу.
прот. Александр Березовский: — А в чем причина?
прот. Дмитрий Смирнов: — Это – неуловимо. Это не объяснишь.
прот. Александр Березовский: — То есть перевод теряет вот что-то такое особенное.
прот. Дмитрий Смирнов: — Не что-то такое, а он теряет самое важное, что его отличает от всех других текстов. Да, содержание останется. А чтоб адекватно перевести, как Лермонтов переводил немецкую поэзию, но абсолютно адекватно. Но это тоже уникальный случай. Ну, как это возможно? Чудо из чудес. Парню там двадцать с чем-то лет, а вот такая высота культуры и такое поэтическое чутье.
прот. Александр Березовский: — Ну, это такой гений, Богом явленный.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, просто: а это гений, и все. Да, ты стань гением, и потом…. Дело в том, что это все воспитывается. Я слышал про одного человека, который по пластинкам изучал русское бельканто. И научился петь, извлекать звуки. Потому что он столько этого всего прослушал, что понял. Потому что современный человек не может отличить настоящее пение от Ивана Козловского. И то вроде сладкое и это приемлемо. А человек, который слышит этот примарный звук — он его слышит, но его надо услышать. Для этого нужно отобрать определенных вокалистов, и только их слушать несколько лет. Тогда ты будешь аналогичных уже узнавать.
прот. Александр Березовский: — Но это, действительно, серьезный труд.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, нельзя сказать труд – это удовольствие. Что, Александра Блока читать — это труд? Или там Маяковского Владимира Владимировича?
прот. Александр Березовский: — Ну, как-то современные люди не очень-то зачитываются …
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, что про современных людей говорить? Как перевести «Крест – хранитель Вселенной»? У меня дух захватывает от этих слов.
прот. Александр Березовский: — Служба Животворящему Кресту – одна из красивейших в нашем багаже церковном. И там каждое слово удивительно.
Как подавать милостыню, чтобы она была на пользу душе? Как быть, если возникли сомнения в честности просящего?
прот. Дмитрий Смирнов: — Дай поменьше, чтоб не жалко было. И потом, не надо на себя брать Божественных прерогатив. «Польза души» — ты что, Спаситель что ли?
прот. Александр Березовский: — Ну, как? Человек услышал, что все должно быть с пользой для души.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, а кто ты такой, чтобы заботиться о его душе?
прот. Александр Березовский: — Имеется в виду – для своей души.
прот. Дмитрий Смирнов: — Так вот и для своей тоже надо так мирно, потому что как только ты пожалел — что это значит пожалел? Это уже покаялся. Раз покаялся, то, что ты дал –уже исчезло, этого нет.
прот. Александр Березовский: — То есть, ты это уже потерял.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну да, просто деньги истратил и никакой пользы не приобрел. Нужно доброхотное даяние.
прот. Александр Березовский: — Но вот сомнение в честности того, кто просит, останавливает. Доброхотно дам, как один мне сказал …
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну и дай! И иди спокойно. Что ты из-за такой ерунды, вообще, тратишь эфирное время?
Что человеку больше всего мешает быть счастливым?
прот. Дмитрий Смирнов: — Эгоизм. Эгоист все время мучается.
прот. Александр Березовский: — Ну, ему, да, всегда плохо.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да, плоховато так.
прот. Александр Березовский: — Ну, эгоизм – это же не одежда старая, которую можно снять с себя. Это же тоже, наверное, воспитано человеком…
прот. Дмитрий Смирнов: — Можно взять и поставить себе задачу избавиться от эгоизма. Все время поступать против него.
Святитель Феофан Затворник говорит: нет большего греха, как молиться Богу без страха, внимания и благоговения – молиться языком, а умом с бесами вести беседу. Но ведь у нас чаще всего так и происходит: ум постоянно увлекается. Значит ли, что ни молитва- то грех?
прот. Дмитрий Смирнов: — Значит.
прот. Александр Березовский: — Ну, встаем на молитву, чтобы угодить Богу, при этом совершаем грех?
прот. Дмитрий Смирнов: — Конечно.
прот. Александр Березовский: — Чтобы не совершать грех, давайте перестанем молиться?
прот. Дмитрий Смирнов: — Нет. Нужно молиться, как владыка Феофан.
прот. Александр Березовский: — Ну, не получается.
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, так не получается. У человека и не может это получиться. Это только, если ему Бог даст. А даст, если ты его упросишь.
прот. Александр Березовский: — Взмолись Богу, возжелай ото всего сердца.
прот. Дмитрий Смирнов: — Да, конечно. А те люди, которые говорят: у меня не получается. Всем, кто нас слышит из таковых, заранее говорю – ничего у вас не получится, причем никогда. Потому что самость.
Хочется нам взять ребеночка, но официально достаток небольшой. Достаточно ли просто желания, или это будет очень сложно- взять ребенка?
прот. Дмитрий Смирнов: — Ну, во-первых, мы всех, кого можно было отдать, уже отдали. А больше никого не отдадим. Во-вторых, это очень ответственное решение, поэтому к этому нужно серьезно подготовиться, а детям не деньги нужны, а любовь и желание с ними заниматься. Детей такие вопросы не интересуют.
прот. Александр Березовский: — Батюшка, а почему вы говорите: больше не отдадим?
прот. Дмитрий Смирнов: — А потому что у них есть мамы, а у некоторых даже и папы. Мы взяли их, потому что они попали в трудную житейскую ситуацию. Они у нас находятся по заявлению мам. И мы помогаем их растить. А всех деток, которые были сироты настоящие, мы каждому дали семью из наших, православных. Нашли желающих.
прот. Александр Березовский: — И насколько это оказалось для детей лучше? Все-таки ваш детский дом, действительно, детям дал очень много, семейную обстановку.
прот. Дмитрий Смирнов: — Не все ситуации идеальные, чем наш детский дом отличается? У нас все взрослые люди участвуют в воспитании детей. Это идеальная ситуация. Это модель семьи. Как должно быть. Потому что в школе этого не происходит. Учитель видит детей в течение перемены и своего урока, потом второй, и так далее. И ребенок в эти зазоры вполне может нырнуть, и там заниматься, чем ему угодно. А здесь у нас – все – полный контроль. Мы организовываем им жизнь. Она очень интересная, насыщенная. Ну, кто-то взбрыкнет, взбунтует — не потому, что он устал, изможден, а по другим причинам. Может, мысли его посещают, но мы за этим следим. Поэтому это гораздо эффективнее, чем любая семья. Поэтому, когда ребеночек, хотя мы всех родителей изучаем, по полгода и больше, пока приходим к выводу, что можно отдать. Потом стараемся помогать, мы общаемся. Все детки к нам приходят, наши бывшие воспитанники.
Всего доброго.