За что Каин убил Авеля? За Еву


За что Каин убил Авеля? За Еву

Христианская церковь отлично знает свои слабые места, в том числе и сомнительные места в ее основополагающем документе, в Ветхом Завете, унаследованном от евреев. Церковь кое-как заговаривает зубы вопрошающим ее – почему противоречат друг другу главы I и II Книги Бытия? – в них, по сути дела, изложены две разнящиеся версии сотворения человека.

Еще одно слабое место церкви, которое, если его расковырять, превратится в гнойную рану, это «жена Каина».

Обратимся к ситуации, создавшейся ко времени убийства Авеля Каином.

Адам и Ева – первопара, совокупившись, размножились. У них два сына: первородный – Каин и младший – Авель. И все, других детей Книга Бытия не упоминает к этому моменту. На планете четверо: три самца – Адам, Каин, Авель и одна самка – Ева.

Далее Каин убивает младшего брата, ­якобы из ревности к благосклонности Яхве. Убийство совершено. Цитирую по главе IV Книги Бытия. «/16/ И ушел Каин от Яхве, и поселился в стране Нод супротив Эдена. /17/ И познал Каин свою жену, и она понесла и родила Ханоха», – гласит Книга Бытия. Вопрос, часто задаваемый Церкви дотошными верующими, внимательно прочитавшими Ветхий Завет:

Кто такая жена Каина? Ведь на земле три человека, двое из них – мужчины… Просветите, святые отцы!

Святые отцы обыкновенно отвечают одно и то же: мол, древние евреи никакого внимания дочерям не уделяли. И потому, мол, не удосужились упомянуть об уже родившейся, может быть, дочери или дочерях. Это все, что могут ответить святые отцы. Однако меня лично ответ не удовлетворяет нисколько, поскольку как раз у евреев женщина очень важна, и согласно их религиозному ­закону ­евреем считается ребенок, родившийся от еврейки… Хорошо, я помогу святым отцам, бросаю спасательный круг! Автором Пятикнижия Ветхого Завета считается ­Моисей [Мозес]. Многие источники утверждают, что Мозес был египтянином. У него даже имя египетское, Мозес (продолжите – Рамзес, Тутмос…). У египтян были иные, чем у более поздних евреев, исторические традиции и обычаи. У египтян фараоны обязательно женились на сестрах, следуя в этом примеру египетских первобогов: Озирис был женат на своей сестре Изиде, а его брат Сет на сестре Нефтиде. Нормально. Инцест не должен был смущать Мозеса. Он, вероятно, честно записал египетскую традиционную историю перво­людей. Но его историю кто-то исправлял.

Судите сами. Четвертая глава Книги Бытия, повествующая об убийстве Авеля Каином, упоминает о жене Каина, не называя ее имя, и перечисляет потомство Каина, называя имена, в том числе и женские. А глава пятая, – «книга родословий Человека» никак не упоминает ни Каина, ни Авеля! О Каине ни полслова: такое впечатление, что некий редактор потрудился над концом 4-й и над 5-й главой, но работу не закончил и оставил неряшливые следы. Каин подвергнут цензуре. Вырезан. Что-то пытались скрыть. Что?

Перечтем начало 5-й главы Книги Бытия: «/1/ Это книга родословий Человека. В день когда создал Бог человека, по подобию Бога он сотворил его, /2/ самцом и самкою он создал их, и благословил их, и назвал их: Чело­век, в день, когда он создал их. /3/ И жил ­Человек сто тридцать лет, и родил по своему подобию. По своему образу, и назвал его Шет. /4/ И было дней Человека после того, как он родил Шета, восемьсот лет, и он рождал сыновей и дочерей. /5/ И было всего дней Человека, которые он жил, девятьсот тридцать лет, и он умер».

В годы после рождения Шета (заметьте!) у Адама (Человека) рождались и сыновья, и дочери. А вот до рождения Шета никаких упоминаний о дочерях нет. Есть в главе четвертой история первоубийства, а затем перечисление потом­ков Каина. А в родословной Человека ни Каина, ни его потомков не обнаружено.

Реконструкция событий может выглядеть так: видимо, Каин и Авель, взрослые сыновья, в свое время отселились от родителей, и один занялся земледелием, а другой скотоводством. После первоубийства Каин вернулся к родителям, в страну Нод, что «супротив Эдена», ведь туда Адам и Ева бежали, изгнанные из Рая. Непонятно, как отнеслись к убийству Авеля первородители: Адам и Ева. Об их реакции священная книга умалчивает. Известно отношение Яхве к Каину (снисходительное и даже заступническое). И вот, как бы там ни было, сын-убийца у родителей. Тут следует сообщить, что у древних евреев обычной была полигамная семья. К тому же Каин был первородный сын, что давало ему определенный сакральный ореол. В наличии только одна самка, его мать Ева. Но никто еще не установил, что можно, что нельзя, табу на инцест еще не существует. Все в первый раз.

Сама собой приходит догадка: «женой» Каина стала Ева, его мать, ее он «познал», и она «понесла и родила…», ведь больше женщин не было на земле.

Что нарушил Каин? Да ничего, по сути, не нарушил. Никаких обычаев еще не было. Он скорее основал обычай полигамной семьи.

Если расширить приоткрывшуюся щель, нажать на дверь догадки, то возможно предположить, что Каин убил Авеля из ревности к благосклонности Евы. То, что это их мать, для них не имело значения, нравственности ведь еще не было. Если принять эту версию: Каин убил брата из ревности к благосклонности единственной самки на земле – Евы, то убийство становится более правдоподобным. Христианская же (и иудейская) версия, что Каин убил Авеля из ревности к благосклонности Яхве – гонителя его семьи, изгнавшего его родителей из рая, представляется в сравнении неправдоподобной.

Это был первый инцест и первое изнасилование. Нравственности пусть и не было, но Ева была самкой Адама. Она привыкла к Адаму, привыкла делать с ним свою love, беременеть и рожать от него детей. А тут сын-убийца.

Набросившийся на нее сын и удивил, и испугал ее вначале. Но удовольствие все равно неизбежно пришло.

Стыдное (скрываемое) удовольствие каждой женщины от определенной дозы насилия, принуждения, восходит (я думаю, я не ошибаюсь) к ­этому акту первого инцеста-изнасилования. С тех пор мужчина вламывается в женщину с более или менее ожесточенным насилием. И эта матрица поведения (он получает удовольствие от насилия над ней, она – от его насильственных действий) не могла быть унаследована от love с Адамом. Ева же, собственно, была частью Адама, была клонирована от его ребра, и потому элемент насилия отсутствовал в их love.

Евреи позднее подчистили текст египтянина Мозеса. Возможно, те же люди дописали (поставив ее первой) новую главу Книги Бытия в раннем Средневековье, и это достоверно известно, была же распространена практика незанесения в летописи и муниципальные акты случаев ужасных преступлений (например, людоедства). То же самое, ­видимо, случилось и с Книгой Бытия. Ведь с точки зрения позднее сложившегося еврейского религиозно-нравственного кодекса Каин совершил нечто экстраординарно-ужасное: совершил первоубийство и первое изнасилование, оно же инцест. И Ева попеременно рожала­ от Адама и Каина. Этот скандал спрятали. ­Евреи запутали следы.

Возможно, что еще подростками оба сына, улучив момент (Адам не присутствовал, но мог и присутствовать), капризами настойчиво принуждали мать к соитию. А повзрослев, напрочь рассорились из-за ее, каждый раз вырываемой у нее благосклонности. И Каин убил Авеля и основал в матрице механизм изнасилования.

Материал был впервые опубликован в номере GQ за май 2010 года.

Фото: giphy.com

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Каин: печать милосердия

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет — «первый». Каин — первый ребенок Адама и Евы. То есть первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а родившийся от папы и мамы. Кроме того, он первый строитель — создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления — зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.


Каин. Ловис Коринт. 1917

Так и с жертвой Богу — она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

Бог не оставил его Своей любовью и после того, как он решил убить своего брата. Увидев, как один лишь замысел братоубийства уже изменил саму внешность Каина, Бог обращается к нему с такими словами: …почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт 4:6–7). Грех у дверей — образ мыслей Каина, которые всеведущий Бог провидел так же ясно, как мы слышим произнесенные слова. Мысль — дверь, ведущая к поступку. Мысль об убийстве — путь к убийству. Бог дал Каину понять, что замысел убить брата Ему известен. Однако при этом Бог не угрожает наказанием, а объясняет ему, словно маленькому ребенку, как должен вести себя человек, когда его одолевают нехорошие мысли: грех влечет тебя, но ты господствуй над ним. Но Каин снова отвергает этот совет и предупреждение. Мало того, даже убив своего брата, Каин все равно не захотел услышать призыв Бога, теперь уже — к покаянию в сделанном. Где Авель, брат твой?Это ведь очень страшные слова. Бог спрашивает его так вовсе не потому, что не знает, где Авель. «Что же ты натворил, Каин? Подумай, где теперь из-за тебя твой брат, опомнись!» — вот что звучало в этом, таком простом с виду, вопросе. Но Каин уже окончательно окаменел душой: Не знаю, разве я сторож брату своему? Так действует на человека совершенный грех: сердце становится невосприимчивым к голосу совести, разум мутнеет, и вот — уже самому Богу он готов врать.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. И пресловутая каинова печать — знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца на Земле — Каин.

Сыны Сифа и сыны Каина

Мы продолжаем наши беседы по Книге Бытия. И читаем 1-й и 2-й стихи 5-й главы:

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их»

(Быт.5:1–2).

Как мы видим, только потомки Сифа называются «родословием Адама». Потомки Каина – бесполезное поколение людей. О них Писание говорит как бы нехотя и, где возможно, умалчивает.

Каждому из нас тяжело вспоминать о чем-то печальном, минорном. Приятными бывают воспоминания о положительном и духовно значимом. А негативное и отрицательное мы спешим забыть и вычеркнуть из жизни своей. Но, с другой стороны, отрицательный опыт нашей жизни и жизни других людей может иметь для нас и некий предостерегающий момент. Как говорится в русском народе, «на ошибках других учатся». Печальный пример поколения Каина должен насторожить нас и заставить сделать правильные выводы.

Выражение «и нарек им имя: человек, в день сотворения их»

свидетельствует о причастности всех нас к Адаму, праотцу нашему. Ибо само слово «человек» и означает «Адам». В Новом Завете сказано по этому поводу:
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию»
(Деян.17:26).

С другой стороны, то, что здесь опять вспоминается о сотворении Адама «по подобию Божию»

, указывает на те разительные перемены, происшедшие с его (Адама) личным потомством, ведь далее говорится:
«Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф»
(Быт.5:3). Мы уже говорили об этом ранее: дети Адама, в отличие от их отца, созданного по
«образу и подобию Божию»
, рождаются по его (Адама) падшему
«подобию… образу»
. Грех, унаследованный нами от наших прародителей, является частью самой нашей природы. Но может ли это означать, что мы полностью потеряли в грехопадении наших прародителей хотя бы причастность к Божьему
«образу»
и
«подобию»
и наследовали только Адамов грех? Для не принадлежащих к Церкви это, очевидно, так и есть. Чуждые Христу, они чужды и Божьему
«подобию»
и
«образу»
. Ибо Господь Иисус Христос и называется Вторым Адамом, потому что Он восстановил в человечестве падшие в первом Адаме подобие и образ Господень. Апостол Павел говорит об этом со всею определенностью:
«Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного»
(1Кор.15:47–49). Здесь показана принципиальная разница между
«небесными»
– верующими Христу – и
«перстными»
– не признающими власть Бога над собою.

Мы действительно слишком разные и слишком не похожи друг на друга – верующие и не верующие. И это различие касается не только нравственных аспектов. Мы все согрешаем: как те, которые уверовали в Создателя, так и те, которые не уверовали. Но обратим внимание на то, как по-разному мы относимся к проблеме греха.

Для неверующего человека грех не является достаточно серьезной проблемой. Безбожники даже не стыдятся своих дурных поступков. Сказано: «…о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло»

(Ис.3:9).

Верующий человек, напротив, всегда, согрешив, испытывает внутреннее волнение, угрызения совести. Грех может быть сравним для него с кораблекрушением, полным крахом его чаяний и надежд. Апостол Павел, говоря о нравственном кризисе Именея и Александра, замечает: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере»

(1Тим.1:19). В своей жизни я всегда именно так и воспринимаю грех – как кораблекрушение. Согрешив, я не могу спокойно спать, у меня пропадает аппетит, начинает повышаться давление, я чувствую полную апатию, потерю радостного восприятия жизни. А разве в вашей жизни дела обстоят иначе? И как мы радуемся, когда чрез святые Таинства Покаяния и Причастия мы вновь из состояния
«чад гнева»
преображаемся в
«чад Божиих»
. Может ли хотя бы что-то быть сравнимо с подобным ликованием и торжеством? Как схожа эта радость спасаемой души с той радостью, которая передается следующими словами из Писания:
«Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей»
(Песн.2:11–12).

Но вернемся к нашему повествованию из Книги Бытия. Далее сказано: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей»

(Быт.5:4). Три главных сына Адама обозначены ранее – Каин, Авель и Сиф. Их имена и личности показывают те процессы, которые происходили в тогдашнем обществе, настроения, господствовавшие в нем. Каин – плотской (заземленный) человек; Авель – духовный (небесный); а Сиф – душевный (именно человечный), стоящий как бы между добром и злом, еще делающий свой выбор.

Плотской человек – это тот, который готов что-либо приобретать в этой жизни даже ценой страдания других. Нельзя сказать, что таких людей большинство.

Душевный – стремится к благу и для себя и для других, в этом полнота его комфорта. Таких людей подавляющее большинство.

Духовный человек – готов страдать сам ради блага других. Таких меньше всего на земле.

Но здесь надо уточнить, что душевный недалеко ушел от плотского (земного). Сказано: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…»

(Иак.3:14–16). И последующие браки между
«сынами человеческими»
(«каинитами») и
«сынами Божьими»
(«сифитами») – тому яркое подтверждение. Сохранить равновесие между добром и злом практически невозможно, ибо всегда побеждает или зло или добро.

Душевный человек – это «лаодикийский» тип религиозности, очень опасное колебание между добром и злом. По сути такой человек – лицемер.

Духовный человек – набожный, верующий Богу (возложивший на Него всю свою надежду и упование).

Душевный – верующий в Бога (в Его существование).

Плотской – безбожник (атеист).

В большей иллюзии пребывает именно «душевный». Он «ни холоден, ни горяч»

. Он думает о себе, что он разбогател и ни в чем не имеет нужды, а не знает, что он
«несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»
(Откр.3:15–17). Его вера почти ничем не отличается от веры бесовской, он только верует в существование Бога, но не доверяет Творцу целиком, т. е. не доверяет Богу. Такие люди могут посещать храм, молиться и поститься, но притом всегда преследовать только свои собственные цели. Их лицемерие очевидно. Именно о таких Сын Божий учил:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие
(Мф.7:21–23). Именно о таких сказано:
«…о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»
(Откр.3:15–16). – Горячее согревает других, холодное может потянуться и тянется к теплу. А теплохладный христианин не меняется – именно тлеет. Его номинальная (сугубо внешняя) религиозность хуже неверия. Такие могут искать в религии и политических интересов, и гнусной наживы, но никогда подобные не ищут Бога, ведь они считают себя религиозными людьми, «верующими».

Духовный человек – это святой, такой, как Авель, Сиф, Ламех, Енох и Ной. Святость всегда проявляется как результат осознания собственной греховности (как в случае с Авелем); как следствие Божьего благословения, иногда по факту рождения (как в случае с Сифом); иногда как награда за искреннее раскаяние и сокрушение о собственных грехах – как в случае с убийцею Ламехом. Святым становится и тот, кто живет с полным осознанием, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга, в которую записываются все деяния его, – как в случае с Енохом; и тот, кто ищет спасение от греха только в Боге и с Богом, – как пьющий праведник Ной. Итак, святость бывает и вопреки родству, и воспитанию, и окружению, и пристрастиям, и даже вопреки заслуженному проклятию – как в случае с Ламехом и Ноемой (предполагаемой женою Ноя).

В случае с Ноемой, однако, есть свидетельство из Писания, что она могла и не быть женой Ноя. В Книге Товит («второканонической») сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю»

(Тов.4:12). Но наша задача рассмотреть именно различные истолкования, которые порою хотя и не отражают фактической стороны дела, все же свидетельствуют об определенном наборе верований. Предание о том, что Ноема оказалась одной из спасенных, раздвигает для нас диапазон Божественного милосердия и на «каинитов». С другой стороны, известный ветхозаветный текст:
«Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души»
(Иез.14:19–20), – может быть понят как свидетельство о том, что только Ной был последним чистым «сифитом», а его дети не спаслись от влияния крови поколения Каина (проникшей в послепотопный мир именно через Ноему).

Безбожник (атеист) – безумен, следовательно, бесноватый. Сказано: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро»

(Пс.13:1). Гнусные поступки и полное отсутствие добра – вот главная причина неверия. Некоторые ошибочно думают, что неверию способствует образование, наука как средство постижения мира или – философский склад ума. Но еще Лейбниц сказал:
«От поверхностного изучения философий человек становиться атеистом, а от более глубокого – верующим»
. Главная причина, по которой люди не хотят признать власть Бога над собою, – это их привязанность ко греху. Христос говорил
: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы»
(Ин.3:19–20).

И мы читаем далее:

«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер»

(Быт.5:5).

Так в Священном Писании говорится о первой смерти, наступившей естественным путем.

Каждую минуту на земном шаре умирает около ста человек. И никто не может откупиться от нее. Она, смерть, настигает и самых богатых и самых бедных, праведных и неправедных, молодых и старых, верующих и не верующих. Человек уже рождается в эту жизнь для того, чтобы умереть, но умирает для того, чтобы вечно жить.

Само слово «смерть» имеет в Писании несколько значений: «состояние, наступающее по завершению земной жизни», а также «некая личность, по воле Бога осуществляющая эту задачу» – Ангел Смерти. Смерть может наступить в результате болезни, и здесь необходимо, чтобы человек сделал необходимые распоряжения перед ее наступлением. Сказано: «В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь»

(4Цар.20:1). – Из прочитанного текста очевидно, что наступление смерти нельзя скрывать от человека.

В нашей жизни почти всегда и все лгут умирающим. Врачи говорят: «ты поправишься», родственники: «у тебя все в порядке, ты не умрешь». Гнусные лжецы, они не понимают, насколько важно для человека подготовиться к смерти: успеть примириться с Богом, решить проблему с долгами и позаботиться о наследниках.

О царе Езекии мы читаем далее: «И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего»

(4Цар.20:2–6). Как мы видим, знание о близкой смерти преображает Езекию, он совершает слезное покаяние пред Творцом, и Господь исцеляет его. Жизнь его продлевается еще на 15 лет, и у него появляется возможность решить все свои насущные проблемы. На третий день после смертельной агонии он уже молился в Храме.

Смерть возникает не только как результат болезни. Библия учит, что человек может умереть от старости и от нанесенных ран. Писание говорит, что смерть бывает горька, для умирающего, и неслучайно существует выражение «тоска смертная». Но иногда смерть может быть желанным избавлением от притеснений и бедствий. Сказано о пророке Ионе: «Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить»

(Иона 4,8). О последних временах сказано, что скорбь тех дней будет столь невыносима, что люди станут искать для себя смерти, но не найдут ее:
«В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них»
(Откр.9:6).

Но при всем при этом известно, что Бог не хочет смерти даже для грешников. Сказано: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»

(Иез.18:23).

В конечном итоге смерть потерпит полное поражение. Господь говорит через пророка Осию: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня»

(Ос.13:14). Все мы, обреченные на смерть, в этой жизнь будем ходить
«пред лицем Божиим во свете живых»
, в Его вечной жизни:
«ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых»
(Пс.55:14).

Многие задают себе вопросы: как воскреснут люди и какими они будут после своего воскресения?

Отвечая на первый вопрос, хочется напомнить слова св. Иустина Философа, он писал: «Так как атомы (из которых он, человек, создан) неразрушимы, то нет ничего невозможного им сойтись и соединиться в том же порядке и положении и потом составить такое же тело, какое прежде было из них, подобно тому, как если мозаический художник сделает из камней образ… когда потом они распадутся от времени или по воле художника, то он, имея те же кусочки, может собрать и расположить в подобном порядке и сделать такое же изображение»

(Св. Иустин, Философ и мученик. Творения. «Паломник», 1995 г. стр. 477). Сегодня уже человек может, восстановив генетический код, воссоздавать умершие тела и даже тиражировать их (такой способ называется «клонирование»). Тем более Бог, Который и создал человека, может и воссоздать (воскресить) его.

Даже если тело сгорело или сгнило в воде, все равно сохраняются частицы, на основании которых воскресение каждого человеческого тела возможно. Пророк Исаия говорил об этом следующее: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов»

(Ис.26:19). Здесь надо вспомнить, что человек зачинается от одной капли, как говорил св. Иоанн Златоуст,
«живительного семени»
. Да и меньше, чем капли, всего одна маленькая ее частица – и человек зачат. Воскресение людей будет подобно и схождению с небес живительной росы:
«Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан»
(Ос.14:6).

Не то же ли мы наблюдаем и весною, когда под мощными звуками раскатов грозы в начале мая природа как бы просыпается и оживает. Гром (!) – и все приходит в движение, убыстряется рост зелени, просыпаются насекомые и все наполняется их жужжанием, меняется цвет неба, да и сам человек ощущает начало особых перемен и в самом своем организме. О живительном звуке с небес сказано и в Новом Завете: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

(1Сол.4:16); и еще:
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»
(1Кор.15:51–53). У пророка Исаии сказано:
«Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь»
(Ис.25:8). Пророк Иезекииль в видении созерцал:
«…произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище»
(Иез.37:7–10).

Но какими будут люди по воскресении своем из мертвых?

Они все будут «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова»

(Еф.4:13). То есть, все будут молоды и совершенны. Это будет начало вечной юности, о которой в Книге Иова сказано:
«Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей»
(Иов 33,24–25).

Освобожденный от могилы человек будет обладать уникальным познанием о Боге, и заслугами Христа совершится его полное искупление от власти греха. Сказано: «Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он

(т.е. человек)
будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он
(Господь)
освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых»
(Иов.33:26–30). Как приятно будет ходить во свете живых и радоваться обилию Божьих благословений.

В том мире люди будут здоровы и физически, и духовно: «И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения»

(Ис.33:24).
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь»
(Ис.35:5–6).

Изменится и мир окружающей нас природы: «ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; а жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша»

(Ис.35:6–7).
«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце»
(Ис.65:17).

Животный мир перестанет быть источником агрессии как по отношению к человеку, так и по отношению к самому себе: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море»

(Ис.11:6–9).

Где будет этот удивительный мир? На небе или на земле? Святые Отцы с древних времен задавали себе этот вопрос. Св. Ипполит, папа римский, учил, что «там праведники будут в состоянии перешагнуть самое море, если только оно будет течь. Там не будет более недоступно для людей небо, а также путь, ведущий к нему, не останется непроходимым. Там земля не будет невозделанной и исполненной для людей трудов, но украсится плодами. Там не будут рождаться звери, а также не будет увеличиваться число людей, но всегда останется одно»

(Митрополит Макарий (Оксиюк), «Эсхатология св. Григория Нисского». Изд. «Паломник», 1999 г., стр. 104).

Поистине Царство Божие будет «и на земле, как на небе»

(«яко на небеси и на земли» – Мф.6:10). Перемены произойдут не только на уровне религиозно-этическом, но и на космическо-физическом уровне. По представлениям св. Феофила Антиохийского, блаженная будущность, ожидающая праведных, не есть повторяющееся однообразие; напротив – великое многообразие (Митрополит Макарий (Оксиюк), «Эсхатология св. Григория Нисского». Изд. «Паломник», 1999 г., стр. 24). Но, прежде чем мы войдем в этот удивительный мир, мы должны будем вкусить и последнюю «епитимию» – смерть… Сказано:
«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»
(Рим.6:23).

Некогда в Раю Господь Бог сказал Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»

(Быт.2:17). Адам был сотворен в Божьем мире, где
«один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»
(2Пет.3:8). Адаму не доставало семидесяти лет до своего тысячелетия. Он точно умер в тот «день Божий», о котором и сказано было:
«ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»
. Поистине, как и сказано в Книге Иова:
«Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа»
(Иов.10:5).

Когда умер первый человек Адам, то, как свидетельствует предание, люди, не зная, что делать с его телом, положили его на горе. От яркого солнца кожа сошла с головы, и вид оголенного черепа подсказал людям название для этого места «ГОЛГОФА», или «гора черепа».

О первых в поколении Сифа сказано:

«Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила»

(Быт.5:6–12).

Внимательно рассмотрев значение их имен, мы сможем дать им соответствующую характеристику.

Имя Енос (Энош

) означает – «вспыльчивый человек»;

Имя Каинан – «приобретать»;

Имя Малелеил означает – «восхвалять Бога».

Общая характеристика, этой части поколения Сифа следующая: благочестивое начало (Сиф) не может в грядущих поколениях остановить животное начало (Каинан), но свет веры не погас, и восхваление Бога (Малелеил) продолжалось.

И мы читаем далее: «По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала»

(Быт.5:13–21).

Имя Иаред означает – «нисходить, опускаться»;

Енох означает – «воспитанник».

Мафусал – в синодальном переводе это имя транскриптируется, как и имя «каинита» Мафусала, сына Мехиаеля, отца Ламеха (Быт.4:18). В действительности имя «каинита» Мафусала произносится как Метушаель

– «просящий смерти», а имя «сифита» Мафусала, сына Еноха, – как
Матушалах
– «отсылающий, прогоняющий смерть». Возможно, что он (Мафусал) обладал даром исцелять смертельно больных людей. И без сомнения, своим благочестием, он действительно отодвинул свою собственную смерть на недосягаемый для других смертных рубеж.

Общая характеристика этой части поколения «сифитов» следующая: духовная деградация продолжалась (Иаред), но правильные духовные наставления (Енох) по-прежнему приносили религиозно значимые результаты (Мафусал), которые, несмотря на колебания поколения «сифитов» между добром и злом, сохранялись с поразительным постоянством.

Далее мы читаем: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его»

(Быт.5:22–24).
«И ходил Енох пред Богом»
. Что означают эти слова? Прежде всего, они означают, что времена были тяжелые и «ходить» (жить) без Бога было невозможно. Енох и был таким человеком, который всецело возложил свое упование на Творца. Приставка
эт
перед словом
элоhим
означает союз «с». Следовательно, дословный перевод данного выражения будет следующий: «ходил с Богом»
эт элоhим
. Нечто подобное говориться и о Ное:
«Ной ходил пред Богом»
(Быт.6:9). Здесь тоже присутствует приставка
эт
. Но контекст стиха
«был человек праведный и непорочный в роде своем»
подсказывает несколько иной смысл. О чем мы поговорим позже.

Итак, ходить перед Богом означает «действовать справедливо, любить дела милосердия»

(Мих.6:8). О ходящем пред Богом можно было бы сказать вместе с пророком Малахией, засвидетельствовавшим от лица Господа Бога:
«Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха»
(Мал.2:6).

365 лет жизни Еноха соответствуют годичному количеству дней и свидетельствуют о духовной завершенности (цельности) его короткой по стандартам допотопного человечества Жизни.

«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его»

. Подобное свидетельство об окончании земной жизни Еноха поражает своею таинственностью, так же как и его «хождение перед Богом». Вся жизнь этого Божьего человека – одна великая загадка. Апостол Иуда, как мы уже выше об этом говорили, знал Книгу Еноха и даже цитировал ее в своем Послании. Енох был пророком Божьим и, подобно другому, уже послепотопному пророку Илие, тоже живым был взят на Небо. В Книге Откровения говорится о том, что эти два представителя древнего времени (допотопного и послепотопного человечества) вновь явятся в этот мир во дни царства антихриста:
«И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами»
(Откр.11:3–6). Последние слова о власти –
«затворить небо
и
власть над водами»
– есть свидетельство о том, что они именно Илия (который затворил небо своею молитвою) и Енох (который пророчествовал во дни свои о Потопе, как о суде
«над всеми… ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»
(Иуд.1:15).

Далее мы читаем:

«Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер»

(Быт.5:25–27).

Мафусал прожил более всех на земле – 969 лет. По сравнению с земной жизнью своего отца (365 лет), его жизнь представляется более чем огромной. Но в чем секрет подобного долголетия?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.

Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Библия не сообщает конкретно, кем была жена Каина. Единственным возможным ответом является, что жена Каина была его сестрой или племянницей. В Библии не указан возраст Каина в момент убийства Авеля (Бытие 4:8). А так как они оба возделывали землю, то, скорее всего, уже были взрослыми мужчинами и, возможно, имели собственные семьи.

Адам и Ева имели и других детей кроме Каина и Авеля.

Бытие 5:4

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Тот факт, что после убийства Авеля Каин опасался за свою жизнь, указывает, что в это время были и другие дети, а может даже и внуки Адама и Евы.

Бытие 4:14

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Таким образом, жена Каина была дочерью или внучкой Адама.

Бытие 4:17

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Поскольку Адам и Ева были первыми (и единственными) людьми, то их детям приходилось вступать в брак друг с другом. Бог запретил внутрисемейные браки значительно позже, когда людей было достаточно для того, чтобы устранить потребность в таких браках.

Левит 18:6–18

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Кровосмешение людей с похожей генетикой часто приводит к генетическим отклонениям у их потомков. Вероятность генетических отклонений повышается, если отец и мать имеют одинаковые генетические проблемы (например, брат и сестра). У супругов из разных семей возможность совпадения генетических дефектов минимальна. На протяжении веков человеческий генетический код стал чрезвычайно «загрязненным», ведь генетические дефекты накоплялись, видоизменялись и передавались от поколения к поколению. Так как Адам и Ева не имели генетических дефектов, это позволило им и первым поколениям их потомков владеть намного лучшим здоровьем, чем мы имеем зараз. Дети Адама и Евы, если даже и имели генетические дефекты, то очень незначительные, то есть, внутрисемейные браки были безопасными для них. Нам трудно представить, что жена Каина была его сестрой, но сначала, так как Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, у второго поколения людей просто не было другого выбора, как только вступать в брак с братьями и сестрами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]