Православный храм. Стиль, формы, символика


Православный храм. Стиль, формы, символика

«Идея Христианства неизменна, а формы храмов изменчивы»

Н.В. Покровский

В этой статье будет предпринята попытка ответить на вопросы:

  1. Существует ли документально закрепленный регламент (или церковный архитектурный канон) строительства православных храмов, узаконенный церковной властью и государством и что он из себя представляет.
  2. Все ли православные храмы разных стран выдержаны в единой стилистике или отличаются внешним обликом друг от друга?

До недавнего времени я жил с мыслью о том, что православные храмы стоятся по определенным правилам. То есть думал, что есть сложившаяся традиция, которой должны следовать при возведении православный церквей, закрепленная нормативными документами, скорее всего, изданными самой церковью.

Закрыв глаза, и вызвав образ православного храма, я видел его чаще всего золотыми куполами, которые завершались крестами, обязательно присутствовал церковный колокол. Цвета храма — в основном они представлялись мне белыми, с добавлением синего или голубого и золотого. В нашем городе именно так и выглядят. Таинство исповеди и причастия (незабываемое и ни с чем не сравнимое ощущение) первый раз я совершил в Ксение Покровском Монастыре в д. Михайловка (Яровое, Алтайский край) — он выглядел так же. Если задуматься и напрячь память, то при путешествиях по России можно вспомнить окраску наружных стен в другие цвета, ну и бревенчатые церквушки, которые видел воочию, или на картинках.

Особенность православия, оказавшая влияние на архитектуру храмов разных стран состоит в том, что Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви, есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все православные церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все православные церкви признают друг друга истинными церквями. Главой церкви православные считают Иисуса Христа. Административного органа всей православной церкви нет.

Территориальное деление, обособленность и этническая самобытность сказалось и на внешнем облике храмов различных православных стран. Посмотри на примерах разных стран, где православие — ведущая религия.

Грузия

Самый крутой — известный каждому жителю Грузии, и самый известный в мире — Собор Светицховели. В нем крестился первый царь Грузии. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь Святого Николая расположена в самом центре Батуми. Этой церкви больше 150 лет и она является одной из старейших в Батуми.

Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы . Начат в 1897 году, и закончен 1902 году.

После присоединения Батуми к России увеличился приток католиков в город. Среди прихожан церквей были грузины, иностранные подданные — французы, поляки, занимавшиеся торговлей, ремесленничеством. Подданные ряда европейских государств обратились к своим консулам с просьбой об открытии в Батуми своей католической церкви. Церковь спроектировали и построили в неоготическом стиле. Верх собора украшают три купола. По всем стандартам готических построек фасад храма украшен орнаментом. А в 1989 году произошла торжественная передача его во владения православных служителей. Сегодня Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы это главный храм местной епархии.

Румыния

Церковь Святого Николая — румынская православная церковь в Брашове, в историческом районе Шкей. Начали строить в 1200-1300 г. Достраивали в 1495 году местные жители отстроили церковь в камне при поддержке сына Влада Дракулы. Ну и потом перестраивали. В XVIII веке за счет пожертвований русской императрицы Елизаветы Петровны к церкви была пристроена башня с часами, а также часовня и притвор. Императрица России Екатерина II присылала церкви Св. Николая дорогие подарки — золотые и серебряные предметы религиозного культа, иконы, церковные книги, деньги. Первоначально построенная в готическом стиле, позднее церковь была перестроена в стиле барокко.

И еще одна малюсенькая православная церковь Румынии Святая Параскева-Пятница на местном кладбище, интересна башенками как у мусульманских мечетей.

Сербия

1 Храм Святого Саввы — один из крупнейших Православных храмов мира. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы отличается от константинопольского образца — Софийского Собора. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Теперь — то что касается России-матушки.

Бревенчатые церквушки — чаще всего это шатровые церкви. (Были еще клетские и ярусные) Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Шатровый храм характерен тем, что на четырехугольный сруб (четверик) ставится восьмиугольный (восьмерик). Что и видно на схеме и фото шатровых церквей (на схеме слева направо — клетский храм, шатровый и ярусный).

Церковь Александра Невского в Архангельске

В ХVII веке патриарх Никон, который впервые начал составлять чертежи храмов, — запретил строительство шатровых церквей, а повелел строить пятиглавый храмы (М. Покровский «Памятники христианской архитектуры, особенно русские»).

И теперь здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Вернемся к вопросу — Православный архитектурный канон (правило) — существует ли он и что из себя представляет?

Его нет. В изданном на бумаге или оном носителе я его не обнаружил. Но есть так называемое Богословское понимание канона — то есть символика — как прикладной язык выражения религиозной идеи. Священник Б. Михайлов в своей статье «Критерии церковности в храмовом зодчестве» пишет, что «Мы живем в своеобразное время: искусственный перерыв в храмовом строительстве привел к утрате и навыков и преемственности и чувства живой традиции. Поэтому мы сейчас находимся в поисках церковности, мы ее соборне определяем» Как образцы Православной архитектуры он приводит пример подворья в Оптинской пустыне в Троицкой церкви в Останкино, храм св. Николая в Клепниках и прочее. Итог его статьи выражается следующей фразой «Если храмовая архитектура на своем языке и своими средствами произносит это живое слово о Боге, она церковна».

На иллюстрации ниже — традиционная схема православного храма и Троицкая церковь в Останкино как признанный церковью образец архитектуры Православия.

Ну, понятно, что в ситуации отсутствия церковных норм самую решающую роль при создании и утверждении внешнего лика Православного храма играет человеческий фактор. С одной стороны — это личность художника, создающего эскиз или проект. Его богословское понимание, его красота, его понимание Бога, его приемы и методы. Ну и с противоположной стороны — это Православная Епархия той административно-территориальной единицы, где этот храм собираются возводить. То есть церковная власть, утверждающая проект, и дающая ему дальнейшую жизнь. А далее, уже органы государственной власти.

Яркий тому пример. Март 1837 года. Митрополит Филарет, причисленный к лику Святых, дает план строительства в Москве храм во имя Христа Спасителя, «совершенно в новых значениях, основанных на символах видения св. Иоанна Богослова» . По его словам этот проект был внушен ему свыше.

Три раздела по обыкновению — трапеза, сама церковь, и алтарь. Семь престолов — по числу семи церквей — два престола в трапезе, пять — в церкви (посвящены Благовещению, Рождеству, Богоявлению, Преображению, Воскресению). В верхней части храма, символизирующей престол Всевышнего, — изображено всевидящее око. Вместо окон — семь прорезов со стеклами — подобие семи светильников пред Господом. В верхней части — четыре дуги из семицветных стекол, изображающих радугу — символ примирения Бога с человеком.

Основанный на священном Писании, исходящий от одного из первых иерархов Православной церкви, проект остался без внимания, по причине его «нецерковности».

Что же остается неизменным на протяжении всей истории православия в языке строительства храма?

  1. В планировке — это трехчастность — притвор, храм и алтарь или двухчастность — храм и алтарь. Это символ Троицы.
  2. Число глав — обязательно символично. Одна большая глава окружена двенадцатью — по числу учеников Иисуса. Одноглавый — Единство Спасителя. Пятиглавые — образуя через этот символ Христа, окруженного четырьмя евангелистами.
  3. Ориентация алтаря храма на Восток (допускается отклонение на 15 градусов) — непременное условие при строительстве православного храма. Символизирует сторону света потерянного рая.

А вот со стороны государства есть норматив, регламентирующий строительство православного храма. В России издан документ — Свод правил по проектированию и строительству СП – 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. В этом своде собраны воедино и перемешаны все существующие требования градостроительных планов и церковные традиции.

В нем обобщены, систематизированы, скорее всего, совместно с церковными представителями данные о постройках церквей. Даны определения частей храма, его внешнего вида, планировочного типа и его символичных элементов.

Здесь же мы найдем и трехчастность.

И увидим, признанные церковью примеры планировочных типов храмов — на правой схеме. Рисунок 1, 2,3 — кубический тип, 4 и 5 — центрический тип, 6 — крестово-купольный. Есть еще один тип храмовой планировки, называемый «кораблем» — он прямоугольный, но почему-то в этот сборник он не вошел, хотя и признается церковью и часто встречается в другой литературе.

В общем, достаточно скромная информация об архитектурных канонах православия, да и сами нормы, обнаруженные в специально литературе тоже немногочисленны. То есть в православии архитектурный канон выражается в символике храма, которая в свою очередь подчинена самой идее православия и предназначению храма — как места для поклонения и молитвы. Ну и еще можно сделать вывод о том, что здания храмов, построенные в определенной традиции, со временем и становятся этим самым архитектурным каноном — то есть приводятся как образец. Ну, вот, пожалуй, и всё, друзья мои :)

Другие символические толкования структуры и элементов православных храмов приведены в табл. 1.

Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.

Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

Схематическая модель православного храма с символическим смыслом его элементов приведена на рис. 5.

В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба «неба небесе», где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.

Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть — чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной.

Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила — круги планет. Нижняя зона означает землю.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.

Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]