Как построить небольшой (сельский) православный Храм

Начав в 2021 году строительство небольшого сельского Храма (храмового комплекса) я столкнулся с тем, что в сети практически нет информации на эту тему. Я решил описать свой опыт и ошибки, чтобы тебе, кто читает этот блог, было немного легче. Весь процесс строительства опубликован тут: https://vk.com/orehram

При строительстве Храма я решил максимально использовать современные материалы и технологии, главное не в ущерб долговечности.

Зачем вообще некоторые люди начинают строительство храма

Вопрос скорее философский. Я встречал многих людей, которые по тем или иным причинам принимали решение о строительстве Храма. Как правило обыватели со стороны говорят, что такие люди «замаливают грехи», «наворовали и теперь делают вид что раскаиваются» и так далее. Может в каких-то случаях это так и есть, но я таких людей к счастью не встречал.
Думаю, что если кто-то действительно в чем-то раскаивается и по этой причине делает что-то хорошее для людей, это в любом случае хорошо.

В моем случае не было каких-то особых причин или событий, которые подтолкнули меня, рожденного в Москве, начать строить сельский Храм за 1000 км от места где я родился. Просто в один момент я вдруг осознал что должен немедленно начать возведение Храма и это на годы стало моей самой главной задачей и смыслом жизни. Видно так Бог устроил.

Как открыть церковь

Открытие храма — дело загадочное. Ему не учат в школе, о нём не расскажут по телевизору. Просто было в древности: соорудил алтарь из камней — вот тебе и место для молитвы. А вот сейчас полно всякой бюрократии, да ещё и с церковью как-то согласовать нужно. Да и само здание ведь как-то должно быть по-особому устроено, верно?

Кажется, надо столько перелопатить информации о том, как открыть церковь, что лучше не начинать. Было бы место, где всё сразу написано. Да вот же оно! В этой статье есть все основные моменты.

Строить Храм или просто пожертвовать деньги на строительство?

Есть огромная разница между тем, что ты просто жертвуешь деньги на постройку, благоукрашение или ремонт церкви или сам полостью занимаешься строительством. В течение многих лет я жертвовал церковные нужды и благотворительность. Как сказал мне один мудрый человек игумен Александр, «жертвуя десятину от тебя не убудет». Примерно так я и поступал, направляя на благотворительность коло 10% своих доходов. Игумен был прав, у меня не убыло. За это время удалось помочь в строительстве и восстановлении нескольких Храмов, сделать раку для мощей Святого Мартирия Зеленецкого в его монастыре, восстановить кладбище, помочь дому престарелых и просто людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Все это время я получал только благодарности.

Строить Храм самому — это совсем другое дело. Тут нужно быть готовым к тому, что на тебя и твою семью повалятся шишки и невзгоды как и рога изобилия. Святые отцы говорят, что бесы очень не любят, когда появляются церкви.

На время строительства Храма выпали смерти близких, пандемия короновируса, попытка рейдерского захвата предприятия, два сфабрикованных уголовных дела, пожар на НПЗ, бесчинства и унижения со стороны государственных служб, покушение и множество искушений.

Нужно переформатировать сознание

Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма Святых царственных мучеников с. Александро-Калиново:

Я считаю, что строительство храма — это дело каждого верующего человека, будь то священник, диакон или мирянин. Мы все — члены Церкви. Христиане собираются вокруг прихода, поэтому дело его строительства, содержания, хозяйственных нужд — забота каждого прихожанина. Это крайне важно сейчас, в эпоху потребления. Иногда доводится слышать: «А почему я должен помогать Церкви?» Такое отношение приводит к тому, что Церковь существует сама по себе, а верующий человек — сам по себе. Но мы все находимся внутри Церкви — этого мистического Тела Христова, мы его члены, и каждый из нас должен делать для неё что-то по своим силам.

Часто случается, что всё — начиная от уборки храма после литургии и заканчивая более глобальными задачами — возложено на священника и нескольких людей, которые пытаются ему помочь. Правильное отношение к храму нужно воспитывать, об этом надо говорить — тогда мы сможем реализовывать все поставленные перед нами задачи в сфере миссионерской работы, работы с молодёжью и так далее. Это будет возможно, когда будут живые приходы, состоящие из деятельных прихожан, которые понимают, что в воскресенье нужно остаться после литургии, обсудить и решить какие-то насущные вопросы. Одни уберут храм, другие позаботятся о его охране в ночное время, третьи продумают вопрос об отоплении, составят бюджет. Это дело всех членов общины.

обязанности по мере своих сил. Кто-то может пожертвовать материальные средства, на которые купят для храма уголь. У другого такой возможности нет, но он может нарубить дрова, чтобы протопить печку в храме перед богослужением. Кто-то напечатает расписание служб, кто-то проведёт работу с детьми — нужно просто подумать, что вы можете сделать для прихода.

Именно так я старался всё организовать с того момента, как приехал на приход. Мне очень повезло, что у нас собрались люди, с которыми можно было работать. Храма тогда ещё не было, но они сами организовались и сделали всё, чтобы его открыть. Активных людей было немного, но они были. В течение пятнадцати лет мы постоянно говорим о важности неравнодушия. У нас есть чёткое понимание, кто такой член приходского собрания, член приходского совета, кто имеет право голоса в храме. Сейчас ведь есть такая проблема, когда приходят неизвестные люди в храм и говорят: «Это моя церковь!» — пытаясь перевести его в другой патриархат.

Мы постоянно занимаемся просветительской деятельностью, объясняя людям, как и чем живёт приход. Пытаемся донести, что средства не поступают «откуда-то»: из епархии, митрополии, Брюсселя или Вашингтона, что приход — это наша забота. Вот уже двенадцать лет мы переформатируем сознание прихожан, объясняя это. Многие предпочитают поехать в город, поставить свечку и уехать, им не надо переживать за храм. Что ж, каждому своё.

У нас был такой случай, когда я ещё не жил в селе: кто-то принёс рассаду цветов и оставил у крыльца храма. Я сказал выбросить её. Возможно, это было резко, но порой такая шоковая терапия приносит результат. Тем, кто видел это, пришлось объяснить: хорошо, когда священник приходит в храм, где у икон стоят цветы. Однако оставленная рассада значит, что батюшка должен быть садовником: сажать, поливать, ухаживать. Человек, оставивший её, потом придёт и скажет: «О, это мои цветочки!» — так не годится. Надо принести не цветы, а своё желание помочь. Когда человек приходит и говорит: «Батюшка, благословите: я принёс цветы, посажу их у храма, буду поливать и ухаживать, а потом мы поставим их в вазу у аналоя!» — это правильный подход. Вот такие люди получают Царствие Небесное. А просто бросить рассаду у крыльца и считать это добрым делом — думаю, неправильно. Сейчас я вижу, что люди начинают понимать это, они стараются самоорганизоваться, украсить храм к празднику, и это очень радостно. Это касается не только цветов, конечно же, но и всех вопросов, связанных с жизнью храма.

Безусловно, священник тоже должен участвовать во всём, чем живёт приход. Если я или мои близкие приходим в храм, то так же, как и прихожане, покупаем свечи и просфоры за свои деньги. Если собираем средства на какие-то нужды, то я, как и все, вношу свою лепту. У нас так: если участвуют все — то священник не исключение.

Мне очень близка история Козельщанской иконы Божией Матери. Больную девочку хотели привезти к чудотворному образу, и мама сказала ей сделать украшение для него. Девочка сделала — и была исцелена. Я ещё помню бабушек, которые учили: «Деточка, тебе плохо, настроения нет? Возьми тряпочку и помой подсвечник — и посмотришь, как всё изменится! Заболел ребёнок? — останься после службы и помой полы или возьми домой постирать какую-то церковную вещь». Люди понимали, что труд на благо Церкви награждается Богом. Понимание этого, к сожалению, выжжено напалмом безбожия за годы советской власти, его приходится восстанавливать. Потому, когда люди трудятся на благо храма, собираются во внеслужебное время, общаются — это поистине прекрасно.

С чего начать строительство Храма

Если примерное место строительства уже понятно, необходимо отправиться к верховному Архиерею в Епархию (епископу), к которой относится будущий (или существующий) приход. Только он может дать благословение, тем самым разрешив строить Храм. Благословение архиерея очень важно так как именно он впоследствии назначит настоятеля Храма. Только верховный архиерей имеет право служить чин заложения краеугольного камня и освящать Храм (но об этом ниже).

До похода к Владыке Филарету (епископу барышскому и инзенскому) я подготовил некоторые эскизы церкви, распечатав предполагаемые изображения из интернета. Первая встреча с владыкой оказалась весьма запоминающейся. Владыка не сразу осознал то, что из Москвы приехал какой-то человек, который хочет полностью построить Храм в отдаленной сельской местности ульяновской области. У меня сложилось впечатление, что он даже немного меня отговаривал, полагая что я не до конца понимаю что предстоит сделать. Благословение в конечном итоге было получено на строительство Храма Божьей Матери иконы ее «Живоносный источник».

Если хотите открыть церковь в деревне или городе, лучше начать с небольшой часовни

Начните с малого. Небольшая деревянная избушка, часовня, обойдётся примерно в 100 тысяч рублей. Она будет выстроена в короткие сроки и без накладок. При желании здание можно будет расширить.

Зато почти сразу получится организовать службы, включиться в жизнь православия. В противном же случае, если решить построить большой собор, работа встанет надолго. А непредвиденные обстоятельства могут и вовсе сорвать все планы.


Часовня Во имя святого Илии-пророка в Мокром Острове — пример маленького храма, который можно построить на первое время. Возможно, впоследствии на её месте построят большой храм

Кто должен владеть Храмом и землей?

Я сразу решил, что собственность на приобретаемую землю и все строения на ней, включая Храм, будет принадлежать РПЦ. Мне известны примеры, когда храмы строятся на частной земле, само здание оформляется в частную собственность. Я знаю даже случай, когда все пожертвования из Храма забираются именно частным владельцем, получается своего рода бизнес.

В нашей стране есть особый вид организаций — «религиозная организация». Это некая юридическая форма общины (в моем случае православной), которая как некоммерческая организация владеет землей, Храмом, принимает пожертвования. На нее же оформляются договоры энергоснабжения, отопления и ЖКХ, Особенность такой организации — она согласно закона не платит налоги. У такой организации есть Устав, ее руководителем является настоятель Храма. Организация может включать в себя несколько Храмов (общин).

Деятельность религиозной организации регулируется федеральным законом 125-ФЗ от 26-09-1997. В Епархии обязательно есть типовой устав такой организации. Там же помогут с оформлением при необходимости.

Выделение земли под строительство Храма от местных властей

Если у местных властей имеется участок земли, пригодный для размещения Храма, местная администрация может его безвозмездно выделить под строительство. Для этого в ГПЗУ (градостроительном плане земельного участка) должно быть прописано соответствующее назначение — «для общественных и религиозных нужд». Назначение земельного участка очень важно для дальнейшего получения разрешения на строительство.

С вопросом выделения земли под строительство я отправился в районную администрацию. Меня там встретили как инопланетянина. После того как я сказал что приехал из Москвы строить Храм в селе и прошу помочь с выделением земли, меня точно сочли сумасшедшим. Со временем к счастью, это прошло и местная администрация всячески помогала чем могла.

В селе, где планировалось строить Храм имелось историческое место, где до 50-х годов 20 го века стоял Храм, который потом сгорел. На месте старого Храма находился магазин (сельпо). Земля и магазин принадлежал частному лицу. Собственник земли категорически отказывался передавать землю под Храм. С большим трудом удалось уговорить его продать землю и полуразрушенный магазин.

Вообще говоря в нашей стране существует указ президента 1996 года, согласного которого в РПЦ подлежит возвращению все церковное имущество (включая здания и прилегающую землю). Поэтому в тех случаях, когда на месте старого Храма осталось хоть что-то, пусть и разрушенное, оформить собственность гораздо проще через суд. В моем случае не было ничего так как старый Храм был деревянным и сгорел до тла.

Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». Подробная информация о церковном имуществе тут.

Проект храма должна сделать архитектурно-проектная мастерская

Не так давно люди могли сколотить деревянную избушку и назвать её храмом. В советские годы гонений все были и этому рады. Собственно, подобные строительные инициативы встречаются и сегодня, но всё реже.

Православный храм надлежит строить по строгим правилам, чтобы он мог функционировать. Тут нужно учесть и требования пожарной безопасности, и особенности устройства вентиляционной системы. Очень может быть, что проект, выполненный новичком в строительстве, просто забракуют. А ведь усилий и времени жалко.

Есть специальные архитектурно-проектные мастерские. Их немного, но зато все с государственной лицензии. Храмы по их проектам легко проходят согласование в комитете по архитектуре и генплане, а также проходят необходимые экспертизы.

Но стоит заранее убедится, что конкретная архитектурно-проектная мастерская согласна учесть пожелания заказчика, а не заниматься отсебятиной.

Материалы по теме

00:04 — 29 июня 2019

Культурный слой

Сотни домов по всей Европе напоминают СССР. Эти люди видят в них особую красоту
Наконец, у храма есть недостатки с точки зрения экономики и урбанистики. Многие церкви проектируются таким образом, чтобы их мог содержать приход. В России они регистрируются в качестве религиозных некоммерческих организаций, освобождаются от налогов и получают возможность зарабатывать проведением обрядов, продажей литературы. Это уменьшает их зависимость от внешних пожертвований. Однако, по словам Даниила Макарова, реализовать это в храме в Покровском-Стрешневе будет сложно. «Пока не понятно, учитываются ли в проекте проблемы современной храмовой архитектуры: возможности независимого содержания храма приходом, задела для развития приходских активностей, применения принципов устойчивого развития, энергоэффективности и так далее. Возможно, этого и не требуется для храма-памятника, чье содержание будет перекладываться на попечителей, что ставит проект вне категорий устойчивости», — говорит архитектор.

В целом он называет храм «довольно качественным, но не сильно выделяющимся на фоне остальной церковной архитектуры». При этом, по словам Макарова, он вместе с коллегами надеялся на интересное и яркое решение, которое авторы проекта предложить так и не смогли: «Причин для этого может быть множество: начиная от своеобразной специфики церковной архитектуры, завязанной на воспроизведении исторических форм, и заканчивая взаимодействием многих участников проектировочного процесса — для того, чтобы сегодня сделать эстетически бескомпромиссный проект, должно сойтись очень много факторов».

Проект храма разрабатывало архитектурное бюро SPEECH, основанное в 2006 году Сергеем Кузнецовым и Сергеем Чобаном и прежде никогда не занимавшееся церквями. Среди самых заметных работ SPEECH — сразу три футбольных стадиона (реконструкция московских «Лужников», перестройка «Динамо» и арена в Краснодаре), башня «Федерация» в составе «Москвы-Сити», множество жилых комплексов в Москве и Петербурге, а также оформление знаковых выставок, в том числе павильона России на EXPO-2015 в Милане.

В 2012 году один из двух сооснователей SPEECH Сергей Кузнецов был назначен главным архитектором Москвы. На новой работе он «курирует крупные градостроительные проекты, реализуемые на территории столицы, а также работает с профессиональным сообществом». Формально с тех пор он никак не связан со своим бывшим бюро и не имеет в нем никаких коммерческих интересов — его развитием занимается бывший партнер Кузнецова Сергей Чобан. Однако недавно SPEECH стало самым востребованным проектировщиком на московском первичном рынке недвижимости: в 2021 году суммарная площадь реализуемых им проектов равнялась 1,93 миллиона квадратных метров (это 19 жилых комплексов). Ближайший конкурент — производственное объединение «Резерв» — тогда отстал в 2,5 раза и добился заказов только на 760 тысяч квадратных метров.

Фото: speech.su

Архитектурное бюро SPEECH

Помимо этого, SPEECH участвовало в проектировании нескольких объектов государственного значения. Среди них, например, главный информационный павильон нашумевшего парка «Зарядье» напротив Кремля, Дворец водных видов спорта в Казани, построенный к Универсиаде 2013 года, жилые кварталы инновационного (председателем градостроительного совета которого является Кузнецов), новые здания Третьяковской галереи и Мосгордумы. Часть этих заказов SPEECH получило еще до назначения своего основателя главным архитектором столицы, часть — уже после. Причем в некоторых (как в павильоне «Зарядья») Кузнецов указан соавтором проекта.

Заработало SPEECH и на московской реновации (хотя обычно специализируется на дорогом жилье), за которую тоже отвечает Кузнецов. Бюро неожиданно выиграло конкурс поквартальной реновации Кузьминок. Этот район стал одной из пяти экспериментальных площадок, опыт которых столичные власти собираются в дальнейшем распространить на весь город. В борьбе за голоса жюри SPEECH обошло всемирно известное бюро основоположника деконструктивизма Захи Хадид. Его специалисты предлагали превратить Кузьминки в новый деловой центр Москвы, построить дома с уникальной архитектурой — расходящиеся лучами по кварталам-треугольникам, а у метро возвести небоскребы со срезанной крышей. Однако предпочтение в итоге отдали довольно обыденному проекту, ориентированному на квартальную застройку с дворами-колодцами.

Чтобы Храм был удобным, экономным и на века

Чем дешевле строительство, тем печальнее эксплуатация. Экономишь на основных материалах — копи деньги на ремонт.

Простые дачные дома имеют срок службы 40 лет, жилые индивидуальные дома служат до 100 лет с одним капитальным ремонтом. Основные конструкции Храма должны простоять 200 лет. На протяжении этого периода нужно будет заменить кровлю и окна 2 раза и один раз ремонтировать фасад.

Для строительства каменного Храма были выбраны следующие материалы и технологии. Фундамент — фундаментные блоки и монолитная плита-основание. Стены — силикатный кирпич, снаружи утепленный по системе «мокрый фасад» Капарол. Световой барабан — металлоконструкция, утепленная и покрытая гибкими аквапанелями по системе Капарол. Кровля — металло-деревянный каркас с битумной черепицей. Окна — пластиковые.

По нашим подсчетам без ремонта (даже косметического) Храм должен простоять около 50 лет.

Энергоэффективность Храма

Самая большая статья расхода у Храмов — электричество и отопление.

При сравнительно небольшой площади Храм имеет значительную высоту, поэтому прогреть и сохранить тепло в Храме очень важная задача. Еще на стадии строительства фундамента, стен и внешней отделки особое внимание уделили утеплению и сохранению тепла. Для этого проанализировали все «узкие места» теплопотерь, минимизировали «мостики холода», а все работы, связанные с утеплением и герметизацией выполняли особенно тщательно.

Обратите внимание: СВОИМИ РУКАМИ — как построить себе дом за сезон..

Это себя полностью оправдало. При отсутствии газа в селе отапливаться приходится электричеством. Благодаря хорошему утеплению и умной системе отопления расходы на отопление электричеством составили в самые холодные месяцы не более 6000 рублей (по сельским тарифам на электроэнергию 2019-2020 года).

Пожаробезопасность Храма

Церкви горят. В основном когда их поджигают. Я был шокирован, когда узнал в России, в ее центральной части, поджег церквей — обычное дело. Не забываем и про открытый огонь лампад, короткие замыкания и прочие неосторожности. Но основная причина именно поджег.

Именно поэтому было избрано строить именно каменный Храм. В проекте мы предусмотрели все так, чтобы поджечь церковь было очень сложно. Нет ни одной открытой деревянной части. Все элементы внешнего фасада строго не горючие. Облить бензином и поджечь так, чтобы огонь распространился просто невозможно. Даже иконостас мы смогли сделать практически не горючим, используя современные материалы (но об этом ниже).

Не время сидеть сложа руки

Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке:

Строительство храмов на постсоветском пространстве было большой проблемой, потому что во времена СССР власть уничтожала и закрывала их, сокращала число приходов. Когда спустя время эпоха советского атеизма завершилась, храмов катастрофически не хватало для полноценной духовной жизни, возникла необходимость в их строительстве. Возводили их с большим энтузиазмом, но занимались всем обычно священники. Как это происходило в нашем регионе? — священнослужители договаривались с руководителями предприятий или людьми, имевшими желание участвовать в строительстве, те оказывали посильную помощь.

В одиночку священнику построить храм очень тяжело, это огромная нагрузка. Нужно решать вопросы оформления земельного участка, документации, финансирования, контролировать закупку стройматериалов, их доставку, ведение строительных работ и так далее — не говоря уже о том, что у священника есть его непосредственные обязанности: ему надо служить, причащать, крестить, отпевать. А ведь ещё есть и своя семья, дом, хозяйство. В результате священники работали на износ во время строительства храма и расплачивались за это инфарктами и инсультами. Сейчас тенденция меняется, поскольку храмов у нас построили достаточное количество, вокруг них собрались общины. Теперь возникли другие проблемы — как содержать эти храмы, когда электричество и отопление дорожают, а здания изнашиваются и требуют ремонта?

Ремонт — вот проблема номер один в большинстве приходов. Как говорится, нет ничего вечного в мире, кроме ремонта. Пришло время перестраивать наши храмы. Теперь священники озадачены модернизацией храмовых зданий: надо проводить термосанацию — утеплять их, внедрять современные технологии в отоплении и электричестве — вплоть до установки солнечных панелей, тепловых насосов, более эффективных систем отопления. В таких сферах нужны специалисты, но и настоятель обязан в них разбираться, поскольку это вопрос выживания общины. С нынешними тарифами на газ и отопление концы с концами не сведёшь даже на городском приходе.

Священнику надо привлекать всех прихожан к решению проблем, имеющихся на приходе, и начать с того, что озвучить эти проблемы. Да, не всем по плечу решить вопрос с кровлей, но покрасить плинтусы, крыльцо или перила в состоянии даже ребёнок — было бы желание. Духовенство должно прививать идею: мы все несём ответственность за храм, в который ходим. Я думаю, что нам доведётся перед Богом ответить, как мы любили и содержали свои церкви. Конечно, не надо принуждать людей что-то делать, но привлекать их следует. Свои дома и квартиры все ремонтируют, а ведь храм — это тоже наш дом, причём даже не второй, а первый.

Конечно, людям сейчас очень сложно, особенно на Донбассе. Край разорили. Кто наши прихожане? — стареющие женщины, у которых почти не осталось здоровья, или родители, которые вынуждены растить детей в нынешних условиях. Прихожан у нас меньше, чем хотелось бы. Людям тяжело. Конечно, они приходят помочь — у нас, например, прихожанки летом красили забор, детскую площадку. В целом же мало кто имеет возможность помогать, но мы стараемся работать в этом направлении.

Сейчас не время сидеть сложа руки. Нередко бывает так: храм стоит, но в него никто не ходит. Площадь большая, а поддерживать некому. Невозможно содержать приход без посильного участия верующих. Лично я привык рассчитывать на свои силы. За годы священства много чему научился: изучил устройство систем автономного отопления, монтировал их, научился делать электропроводку, монтаж пластиковых труб, установку межкомнатных дверей и окон, не говоря уже об отделочных работах. Всё это мы с Божией помощью на приходе реализовывали, поскольку не было возможности нанимать специалистов. Как говорил наш правящий архиерей, если нет средств, священник может многое делать своими руками, и через время он увидит результат своих трудов. Это мудрый совет, я стараюсь его придерживаться.

Возводить храмы нужно, но сообща. Священник зачастую остаётся один на один со всеми проблемами, а это неправильно. Да, он должен во всём разбираться, его нужно этому учить ещё в семинарии. Однако и от прихожан многое зависит. Время ставит перед нами всё новые и новые вызовы, и уже сегодня надо на них отвечать. Работы много. Будущее Церкви в руках Божиих, но и нам надо трудиться.

Неудачное начало строительства

Строительство Храма (его подземная часть) началось еще до окончания проектирования и получения разрешения на строительство. Настоятель Храма отец Валерий совершил молебен с храмовой иконой Божьей матери «Живоносный источник».

Для устройства фундамента была нанята подрядная организация из Ульяновска, известная тем, что строила кафедральный собор в этом городе. С руководителем этой компании договорились начать с фундамента, затем приступив к наземной части.

Я допустил серьезную ошибку решив, что наличие опыта строительства Храма у подрядной организации что-либо гарантирует. Все произошло в точности наоборот. Была прислана бригада и прораб. Неделя пьянства и надругательства над освященным местом строительства. Котлован отрыли неверно, повернув его на 90 градусов. Подрядчик был изгнан, аванс он так и не вернул. Затем мне стало известно, что компания полностью разорилась.

Было решено не нанимать подрядчика на весь проект, а привлекать отдельные бригады на разные виды и стадии работ. Это снизило общую смету на 40%.

Рабочих нужно нанимать по своим возможностям: либо частников, либо от фирмы

Нет никаких общих рекомендаций о том, кто же лучше построит храм. Это могут быть простые энтузиасты, но зато талантливые. Довольно дёшево частники способны выстроить то же самое, что и известная строительная фирма задорого. Но можно будет хорошо сэкономить на разных управляющих, громком имени и прочих наценках.

С другой стороны у частников и ответственности меньше. Сделают плохо — кому предъявить претензии?

Фирма дороже, но и надёжнее. К тому же удобнее заказать сразу «под ключ», чем на каждом этапе искать себе мастеров разных направлений.

Заложение краеугольного камня

Фундамент был сделан в рекордные сроки менее чем за 2 месяца. В нем оставили специальную нишу для заложения камня.

До начала строительства Храма или в начальной его стадии совершается специальный чин (молебен) «на основание Храма», имеющим очень древнюю традицию. В основание Храма закладывается и замуровывается гранитный камень (размером с кирпич) с высеченным на нем крестом. Поверх камня заливается елей (особое ароматное масло). В нишу так же закладывается грамота (закладная надпись), где указывается когда и кем был заложен Храм.

На месте будущего престола в алтарной части устанавливается деревянный крест. Он находится во время всего строительства вплоть до освещения.

Чин на основание Храма Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» был совершен 10 октября 2021 года правящим архиереем епископом Барышским и Инзенским Филаретом.

Закладная грамота кладется вместе с краеугольным камнем и заливается бетоном. Грамоту кладут в герметичную капсулу. В нашем случае капсулой служит китайский термос, выкрашенный в золотой цвет.

Заложение Храма — большой праздник для общины, будущих прихожан. Приезд правящего архиерея так же неординарное событие в жизни простого села. После совершения чина проводится трапеза, застолье для всех. Все это нужно достойно организовать.

Сидя за одним столом мы разговорились с Владыкой Филаретом. Я видел, что он немало удивлен от того, что Храм так быстро начал строиться. Услышав о сложностях с подрядчиком, которого прогнали он улыбнулся и сказал, что это лишь малое от того, что еще мне придется претерпеть при строительстве Храма. Тогда я еще не знал, что в это самое время на меня был написан ложный донос человеком, с которым я проработал 10 лет.

Небесный Иерусалим


Ангел меряет стены Града Небесного золотой тростью. Рисунок Факундуса из книги «Beato de Liébana». 1047 год © Wikimedia Commons
Из представителей авраамических религий только христианам было дано узнать во всех подробностях, как выглядит город, построенный на небе самим Господом: ангел явился Иоанну, одному из ближайших учеников Иисуса, сосланному гонителями последователей Христа на остров Патмос, чтобы продиктовать Откровение (Апокалипсис) — рассказ о том, каким будет конец света и что ему должно предшествовать. В частности, в финале человеческой истории Град Небесный спустится на землю. Это будет квадратная в плане крепость из драгоценных камней, высота стен которой равна ширине. Двенадцать ворот — по три на каждую сторону света — впустят в себя лишь праведников. А главное, как было явлено Иоанну Богослову, в Граде том вообще не будет храма, ибо вместо него — сам Господь.

«…И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр. 21:9–27)


Небесный Иерусалим. Шпалера «Анжерского Апокалипсиса». Музей Анжерского замка, Франция. 1373–1382 годы Серия шпалер так называемого «Анжерского Апокалипсиса» представляет сцены из Откровения Иоанна Богослова. Создавалась для Людовика I Анжуйского в мастерских Николя Батая, вероятно, мастером Робером Пуансоном. До наших дней дошли 74 шпалеры, которые выставлены в музее Анжерского замка. © Wikimedia Commons
Подготовлено по материалам готовящейся к печати в издательстве Высшей школы экономики книги Сергея Кавтарадзе «Семь книг об архитектуре. Учимся видеть и понимать». 

Купол православного Храма

О некоторых вопросах при строительстве Храма нужно позаботиться заранее. Это прежде всего купол и иконостас, изготовление которых занимает не менее 6 месяцев.

У большинства строящихся сейчас Храмов купол выглядит как «золотой». Золото на куполах используется в особенных случаях так как это очень дорого. Сейчас есть не менее красивый и надежный заменитель — это нитрид титана. Выглядит такое покрытие ничем не хуже золота, но стоит значительно более дешево (примерно в 10 раз).

Купол выполняется из стальных пластин из нержавеющей стали с нитрид титановым напылением. Сам каркас купола либо металлический, либо сделан из стеклопластика. Я выбрал именно вариант стеклопластика так как надежность и герметичность такой конструкции существенно выше, сборка на объекте проводится достаточно просто. Стоит стеклопластиковый купол не дороже, но практичнее обычного. О таких куполах мало кто знает так как делают их всего 2 компании в России. Для нашего Храма купол и крест изготовили в в Волгограде.

Диаметр нашего купола более 4-х метров. Доставляется купол в разобранном по секторам виде в обычной еврофуре, разгрузить можно вручную. Собирается на месте за 1 день. Наличие уже готового стеклопластикового основания гарантирует идеальную геометрию и точно заказанную форму.

Заказ купола был сделан за 9 месяцев до монтажа. К тому моменту как здание было подготовлено для установки купола, он уже готовый лежал на заводе.

Сперва нужно себя спросить: «Действительно здесь нужна церковь?»

Вопрос о целесообразности строительства не лишний. К сожалению, открытие церкви часто происходит бездумно. Многие представители духовенства призывают строить побольше храмов, аргументируя это тем, что на одиннадцать тысяч человек у нас по одной церкви.

Но есть два факта, которые замалчивают:

Строить церкви на месте парков и природных зон неправильно.

И ещё один вопрос, который нужно решить заранее, — опросить людей. Возможно, даже собрать их подписи в поддержку строительства. Увы, часта практика, когда православные храмы возводят не просто так, а уничтожая для этого зелёные парки и прочие прекрасные объекты.


Строительство храма святителю Митрофану Воронежскому в Гатчино

Не каждый человек будет рад такому. И это правильно.

К тому же, опросив местных жителей, можно узнать, что они, например, хотят увидеть на пустующем месте не храм, а школу, больницу или детский садик. Необходимо считаться с желанием населения. Храмы, которые построены вопреки ему, лишь портят репутацию Церкви. Люди начинают начинать РПЦ не как духовную, а как бездушную религиозную организацию.

Так что строительство — огромная ответственность. И подойти к нему нужно с умом.

Иконостас необходимо заказывать заранее

Изготовление иконостаса и икон занимает не менее полутора лет. Заниматься иконостасом необходимо начинать сразу как будут ясны габариты алтарной части.

Когда смотришь на иконостас в церкви может показаться, что это окна, из которых на тебя смотрит Бог и Святые. Или ты сам смотришь на них. Как такое может быть? Очень просто. В иконостасе человеку показано Царствие Небесное. Вот так просто, через окно.

Работа над иконостасом начинается с эскизов, выполняемых на основании геометрии алтарной части. Определяется сколько у иконостаса будет рядов. Духовенство по существующим канонам определяет иконы для каждой ниши.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]