Не падай духом! Эти советы помогут тебе побороть все неудачи в твоей жизни

Уныние — вещь прилипчивая. Вот как не унывать и не падать духом, когда одолели неприятности? Не столь давно пользователь «Форума православных психологов» Елена поделилась таким беспокойством:

«Несколько лет мне кажется, что мои молитвы не слышит Господь или не принимает… Да,наверное , я не достоина этого; но как же не унывать по этому поводу? как выйти из этого положения? Очень давно собиралась спросить об этом… А пока, каюсь в грехе уныния каждый раз и решила, что видимо то, о чем молюсь, Господу не угодно, не Промыслительно и стараюсь держаться этой мысли… А то совсем кошмар».

И действительно, в трудной жизненной ситуации люди в мыслях упрекают Бога, что он отвернулся, не помогает и т.д. Это не спасает положение, а лишь усугубляет ситуацию. Взять бы себя в руки, но как перестать унывать? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Библия почти ничего не сообщает об унынии

Что же такое уныние с точки зрения Библии? Увы, Священное Писание почти ничего не сообщает на эту тему. Очевидно, в своём послании людям Бог не счёл уныние настолько важной темой. Само слово упоминается редко и вскользь:

(Ис 19:8)

«и ставящие сети в воде впадут в уныние»

(Лк 21:25)

«а на земле уныние народов и недоумение»

(Иудф 7:19)

«потому что они пришли в уныние»

Есть мнение, что апостол Павел называет уныние «печалью мирской»:

(2 Коринф 7:10)

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»

Но сделать каких-то фундаментальных выводов о роли уныния в жизни человека на основе Писания невозможно.


Апостол Павел «мирской печалью» мог называть именно уныние

Надежда может быть опасной

Надежда вдохновляет не только благородных героев, но и геноциды, и тоталитарные режимы. Гитлер надеялся уничтожить всех евреев, чтобы наконец появились условия для процветания «высшей» арийской расы. Коммунисты, пришедшие к власти в России, надеялись рано или поздно совершить мировую революцию, чтобы весь мир принял идеи марксизма и жил в равенстве и братстве. Злодейства, совершённые капиталистическими обществами, подпитывались надеждой, что всё делается ради экономической свободы и богатства.

Мэнсон цитирует Ницше, который считал, что люди должны смотреть дальше надежды, дальше ценностей, видеть что‑то за пределами добра и зла.

Человек будущего должен полюбить свою судьбу, какой бы она ни была, — он называл эту любовь amor fati («любовь к своей судьбе» в переводе с латинского).

Нужно научиться действовать без надежды, приняв себя таким как есть, чтобы в итоге стать лучше. Надежда успокаивает и убаюкивает нас, как наркотик, и потому мы сочиняем истории, ценности, мифы и легенды о себе и окружающем мире, чтобы не жить в страхе перед неизбежностью смерти. Но она всё равно придёт, никто её не избежит. Осознав и приняв это без страха, люди вовсе не побегут творить зло — возможно, они научатся относиться с уважением друг к другу и к нашей планете.

Уныние — естественное и иногда даже полезное чувство

А вот авторитетные христианские деятели унынию уделили достаточно внимания. Такое определение этому состоянию даёт Иоанн Лествичник:

Иоанн Лествичник

Богослов

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив».

Как мы видим, уныние — это не просто состояние, когда взгрустнулось, а болезненно состояние, которое становится образом мышления для человека.

Не всякое уныние грех — об этом косвенным образом сообщает Иисус Христос апостолам:

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».


Иисус Христос говорит о скорби учеников без осуждения, значит, не всякое уныние греховно
В словах их Учителя нет ни обвинения, ни сожаления, а лишь безбрежное сострадание. Мессия понимает уныние учеников как совершенно естественное чувство.

Да и Ветхий Завет не содержит никакого упрёка во фразе:

(Притчи 13:12)

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце»

Напротив, по ней ясно, что такова природа сердца — испытывать томление, если человек разочаровался.

Более того — такое уныние не может быть причиной для наказания, ибо оно само — тяжкое мучение. К похожему выводу приходит в своих рассуждениях Иоанн Златоуст:

Иоанн Златоуст

Архиепископ

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение».

А преподобный Иоанн Кассиан и вовсе утверждал, что в ряде случаев печаль приносит пользу — например, если мы печалимся о своём несовершенстве.

Спасительные перемены

Смените место работы, если давно мечтаете об этом. По статистике, люди на нелюбимой работе более несчастливы и живут меньше, нежели личности, которых все устраивает. Возьмите себе в привычку чаще выезжать на природу, в отпуск. Измените имидж, стиль, сделайте что-то такое, что накроет вас волной адреналина. И тогда жизнь заиграет яркими красками, а черная, неприглядная обстановка вмиг приобретет радужную оболочку. «Человек, не унывавший ни при каких обстоятельствах», – скажут теперь о вас!

Всегда, несмотря ни на что, верьте в счастливый исход событий. Если вы сейчас несчастны, неудачливы и нелюбимы, не беда. При огромном желании и приложенных усилиях любой человек сможет достичь своей цели и стать счастливым. Никогда не отчаивайтесь и не теряйте надежды на успех. Пусть никто и ничто не сможет поколебать вашу уверенность в победе. Помните: не унывавший оптимист сможет преодолеть все!

Греховное уныние — это сознательное подчинение лени, отказ от желания стать лучше

Но какое уныние тогда — грех? Чтобы это понять, надо дополнить размышления преподобного Иоанна Лествичника цитатой преподобного Амвросия:

Амвросий

Преподобный

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

То есть уныние — это не просто упадок настроения, но и наплевательское отношение к жизни, сознательно культивируемая слабость.

В ряде ранних христианских источников уныние определяли как отсутствие стремления к радости. Таким образом, мы можем сформулировать, что же такое греховное уныние: это сознательный отказ от радостей в пользу тоски и бездеятельности.

Уныние — это сознательный отказ от радостей в пользу тоски и бездеятельности.

Иначе говоря, человек просто начинает впустую проводить жизнь, ни к чему не стремится и не собирается ничего с этим делать. Состояние растения и намеренное нарушение Божественного замысла: пренебрежение подарком Всевышнего — жизнью, без пользы, без смысла, только из-за потворства эмоциям и лени.

Настроение

Посмотрите на себя в зеркало. Какое у вас там выражение лица? Наверное, такое, будто вы обижены на весь мир. Вы очень похожи на ребенка, у которого отобрали его любимую игрушку? Ваше хмурое и недовольное лицо портит настроение окружающим людям, сеет семена негатива вокруг вас. Если будете продолжать в том же духе, вы можете отпугнуть свою удачу. Любому человеку хочется уйти от проблем, закрыть на все глаза и ничего не менять в своей жизни. Вас все устраивает, потому что вы свыклись с мыслью, что уныние и тоска – нормальное душевное состояние. Человек, никогда не унывавший, – это не о вас.


Все дело в том, как вы сами относитесь к своему состоянию. Вы привыкли ходить на работу с вечно недовольным лицом, а ваши коллеги уже устали удивляться вашему хмурому настроению, и даже более того — они стараются избегать вас. Встряхните, наконец, свое сознание, гоните прочь депрессию, иначе вы надолго засядете в ней. Постарайтесь увидеть даже в самой плачевной ситуации положительные аспекты, и вскоре мир обернется к вам светлой стороной.

Уныние часто упоминают в числе семи смертных грехов

Уныние упоминают в списке семи смертных грехов. Но это довольно нестабильный список. Число семь — сакрально и священно для многих учений и религий. Поэтому в древнем мире было чёткое представление о том, что всего должно быть семь:

  • Семь дней недели;
  • Семь нот;
  • Семь чудес Света.


Во многих списках смертных грехов уныние приравнено к лени
И т.д. Эта мысль распространилась и на представление о грехах. Но список из них обычно превышает это число:

  • Гордыня;
  • Зависть;
  • Гнев;
  • Лень;
  • Хвастовство;
  • Высокомерие;
  • Уныние;
  • Алчность;
  • Чревоугодие;
  • Похоть (блуд);
  • Печаль;
  • Тщеславие.

7

сакральное число, а потому число грехов старались прировнять к нему

Разные авторы по-своему группируют эти грехи. Часто ставится равно между унынием, ленью и печалью.

Впервые уныние в этот список включил папа римский Григорий Анициус (540 — 604 н. э).

Отчаяние: что делать, если возникла проблема

Мы рассмотрели четыре типа отчаяния или похожих на эту эмоцию состояний, с точки зрения системно-векторная психология Юрия Бурлана:

— отчаяние в кожном векторе — от больших финансовых потерь или лишения социального статуса;

— отчаяние в анальном векторе — от потери семьи как главнейшей ценности и жизненного приоритета;

— отчаяние в зрительном векторе — от потери глубокой эмоциональной связи;

— отчаяние в звуковом векторе — от непонимания себя и неумения реализовать свои врожденные желания и свойства.

В случае первых трех векторов беспокойство — как не впасть в отчаяние — не является их внутренним вопросом, ни жизненным приоритетом, так как чувство отчаяния для них — следствие внешних факторов, которые они не контролируют.

Что же касается людей со звуковым вектором — глядя со стороны, непонятно, почему они испытывают чувство отчаяния и безысходности «на пустом месте», то есть без явных на то причин. Итак, главное — как преодолеть или не впасть в отчаяние — что делать?

Дело в том, что природа наделила людей со звуковым вектором большим абстрактным интеллектом и огромной способностью концентрации мысли. То есть способностью создавать мыслеформы, мыслить. В силу этих заданных свойств им присуще находиться в раздумьях и получать от этого большое наслаждение.

Но бывает, по разным причинам, человек со звуковым вектором не использует весь объем своей психики или не может сконцентрироваться в данный момент своей жизни, а потому не может найти и сформулировать мысль.

И тогда на этом месте возникает фрустрация, то есть отсутствие наполнения желания и в результате — наслаждения жизнью. Человек в таком состоянии теряет способность концентрироваться на окружающем его мире, его начинают раздражать люди и шум извне. Тогда человек со звуковым вектором уходит глубоко в себя, в свои мысли, где он ищет и не находит ответ на тревожащие его вопросы.

И опять стена, выхода нет. Опять жизнь не имеет смысла. Отчаяние и разочарования — одно за другим. Бессмысленный поиск себя. Опять весь мир против, и он никем не понят.

Поэтому люди со звуковым вектором в состоянии отчаяния или близко к нему задаются вопросом о смысле своего существования. Ищут ответ, как не впасть в отчаяние или как бороться с отчаянием и его причиной, и не находят. Тогда отчаяние в звуковом векторе подкатывает незаметно, и наступает тишина…

Уныние может быть психическим расстройством, тогда это не грех

Есть ещё психические расстройства: депрессия и апатия. Формально их тоже можно назвать унынием. Словарь это позволяет. Но никакого отношения к греховному унынию эти болезни не имеют.

Болезнь — это не то, за что человек несёт ответственность перед Всевышним. И если психика человека надломлена каким-то ужасающим событием, то помощь ему должен оказать опытный психотерапевт. Собственно, он — единственный человек, который достаточно компетентен, чтобы диагностировать эти психические недуги.

Что же касается греховного уныния, то оно пролегает как раз таки между двумя крайними стадиями уныния:

  • Временное плохое настроение (досада, негодование, огорчение);
  • Тяжёлое психическое заболевание.

Довольно легко себе представить такого унывающего грешника: у него все виноваты, жизнь — страдание, и, что самое главное, никакого желания всё это исправить.

Так что греховное уныние — это образ жизни и образ мышления. В нём нет ничего от Бога: нет любви, нет веры, нет надежды. Есть только одно сплошное разочарование, а все силы направлены на то, чтобы поддерживать эту пессимистичную картину мира.

Священное Писание имеет массу примеров того, как люди не позволили неприятным обстоятельствам сломить их. Стоит вспомнить хотя бы пророка Даниила. Да и сам Спаситель — образец веры в лучшее.


Пророк Даниил — образец того, как вера помогает одолеть уныние в любых испытаниях

Не только духовная литература, но и художественная, как и кино, может подарить немало иллюстраций правильного восприятия реальности и противостояния унынию.

Откуда у человека появляется состояние отчаяния

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что любой человек имеет индивидуальные врожденные свойства, которые определяют роль этого человека в обществе и способ получения удовольствия от жизни.

Таким образом, человек, рожденный и устремленный к материальному и социальному успеху, может испытать отчаяние в случае потери своего имущества или социального статуса. Таких людей системно-векторная психология определяет как обладателей кожного вектора. Они направлены на покорение вершин, и если случается какая-то неурядица, в большинстве случаев это будет мотивацией преодолеть проблему и найти выход из нее любым путем.

Люди с кожным вектором обладают очень быстрой реакцией и гибкостью ума, что делает их адаптивными в любых жизненных ситуациях. Если же отчаяние наступает, вряд ли человек с кожным вектором будет долго пребывать в этом состоянии. Скорее всего, постарается как можно быстрее решить проблему. «Возникло отчаяние — что делать? Понятно — искать выход!»

Другая категория людей, которые могут испытать отчаяние, — это люди с анальным вектором. Сами по себе достаточно стабильные — хранители традиций, дружбы и уважения — им не нравятся перемены. Их можно привести в отчаяние, если постоянно перебивать, дергать, не давать спокойно закончить дело. Также они очень ценят свою семью и все, что с ней связано, поэтому потеря семьи может привести их в отчаяние.

Старцы рекомендовали от уныния труд и молитву

Никогда не унывать невозможно, так что полезно знать, как выйти из уныния православными методами.

Многие старцы оставили на сей счёт полезные рекомендации. Например, преподобный Лев писал одному верующему следующее:

Лев

Преподобный

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа.

Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. <�…> Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места.

Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец <�…>Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».».

Преподобный Антоний указывал на пользу от уныния духовного чтения:

Антоний

Преподобный

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: «Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!» Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Старец Амвросий был довольно конкретен. Он рекомендовал в минуты уныния читать письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде:

Амвросий

Старец

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».


Старец Варсонофий советовал гнать уныние прочь и не расслабляться
Старец Варсонофий рекомендовал гнать прочь от себя уныние и сообщать об этом ужасном чувстве старцу:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

В целом большинство старцев сходятся на том, что от уныния помогают:

  • Молитва;
  • Труд;
  • Требовательность к себе;
  • Беседа с наставником.

Современные священники тоже способны поделиться соображениями на тему уныния. Например, игумен Нектарий (Морозов) призывает, чтобы изменить отношение к проблеме, взглянуть в её Божественную причину:

Нектарий (Морозов)

Игумен

«Ты болен и болезнь не покидает тебя? Но ведь это Господь послал ее тебе для усовершения в терпении, для преуспеяния в мужестве христианском. Разве эта мысль неспособна утешить? Тебя притесняют неблагонамеренные люди, обижают, досаждают, гонят ни за что ни про что?

Но разве через это ты не становишься ближе к Тому, с Кем поступали так же, а потом и вовсе распяли? У тебя не ладится дело, ты бьешься, мучаешься, но ничего не выходит? А не приходила ли тебе мысль, что Господь по какой-то особой причине не помогает тебе, а, напротив, препятствует, потому что в конце концов это дело обратится не к пользе, а во вред?

Ты трудишься, подвизаешься для того, чтобы научиться преодолевать искушения, жить жизнью подлинно христианской, незазорной, но всё падаешь и падаешь? И горько, и больно тебе? Но подумай: Господь видит и труд, и ревность твою, да только попускает тебе падения эти, чтобы ты… смирился, ибо хочет научить добродетели самой важной и самой высокой».

Если увидеть Божественную причину проблемы, то уныние отступит.

Также нельзя забывать, что затяжное уныние может быть тревожным сигналом о проблемах с психикой. Тогда стоит посетить профессионального психотерапевта. Иначе неминуемы дальнейшие проблемы со здоровьем.

Не знаю, жить ли дальше?

С каждым годом увеличивается количество людей, которые теряют понимание как жить дальше. Все больше и больше людей пытаются выяснить что же делать, когда жить не хочется.

«Жить не хочется». Эта фраза стала обыденностью в современном мире, особенно ее часто можно слышать среди молодежи и подростков. Хотя, как кажется, у них как раз все отлично – вся жизнь впереди, перспективы, путешествия, достижения. Вроде, их должны наполнять надежды и мечты. Но они, вместо ожидаемых стремлений и результатов, отказываются от всего этого и «впадают» в состояние «жить не хочется».

И подростками и молодежью это не ограничивается. Множество взрослых людей, сталкиваясь с разными обстоятельствами, задаются вопросом: «что делать, когда жить не хочется?». Что же такое происходит с людьми, что они не хотят жить?

И еще один из важных «замолчанных» вопросов – «Что делать, когда не знаешь как жить дальше?». Откуда такой поток вопросов о жизни? По какой причине первая базовая потребность – выжить – подвергается сомнению в нашей современности? Люди задают вопросы: «А жить ли мне дальше?»…

Каждый, задающийся этим вопросом, как мне кажется, пытается найти ответ на вопросы: «чего стоит жизнь, чтобы ее продолжать? А если она действительно так важна – то как жить?»

Мы теряем направление. Или уже потеряли направление. Потеряли самосознание «кто я». Нескольким предыдущим поколениям на этот вопрос отвечала партия: «Мы – трудящиеся. Мы строим социализм – рай на земле». И был ранее написанный план: детский сад, школа, институт и 20 лет на каком-нибудь заводе, где ты станешь ударником производства. И это тебе говорят родители, или, вернее те, кто их заменяет – воспитатели, учителя, средства массовой информации, начальник на работе, все в голос согласны с этим. Вот и ответы.

А потом все развалилось. И в голос стали все кричать: «Будь, кем хочешь! Будь собой! Ты можешь стать тем, кем захочешь!».И все кинулись «быть собой». Вот только этот «я такой, какой хочу» не оправдал ожиданий. Не стал миллионером, поп звездой или владельцем своего бизнеса. Кто-то пытается жить по старому советскому плану «детсад-школа-институт-работа», но все больше людей признают, что эта схема перестала работать, и понимание как жить так и не вернулось. Тогда мы стали заниматься саморазвитием – 2 языка, тренинги саморазвития, похудение, ЗОЖ. Уменьшилось ли при этом количество людей, не понимающих как дальше жить? Кажется, нет. Более того, их стало больше.

Итак, мы потеряли «план счастливой жизни». Или, мы просто привыкли, что нам другие транслируют этот план? Может мы привыкли, что родители, учителя, правительство дают нам пошаговую инструкцию к жизни? Но в нашей жизни что-то происходит, что-то совсем не по «плану» и что же делать тогда?

Я хочу вспомнить такую своеобразную инструкцию к нашей жизни, которой пользовались миллионы людей до меня, да и сейчас пользуются миллионы. Я возьму Библию. Да, над эти можно посмеяться. Но вы не задумывались, почему такая огромная цифра людей обращаются к ней? Почему в кризисной ситуации многие начинают молиться? Может «там» есть что-то?

Когда мне плохо и я на грани; когда я не знаю что делать, как жить дальше; как жить, когда совсем не хочется, я обращаюсь к словам Бога, записанным в этой книге. И они меня ни разу не подводили. Ведь только Бог знает план. И только Он знает наш следующий шаг. Так почему бы не пойти к нему с наболевшими вопросами?

«Придите ко мне, все уставшие и обремененные, и я успокою вас» Мф.11:28

От уныния полезно молиться Тихону Задонскому

Епископ Тихон Задонский — известный богослов, который продолжил помогать верующим и после смерти. К нему часто обращаются, чтобы попросить спасти от:

  • уныния;
  • тоски;
  • душевной боли;
  • депрессии;
  • алкоголизма;
  • беснования;
  • помешательства.


Святой Тихон Задонский помогает от уныния
Молитва от депрессии и уныния Тихону Задонскому:

О, всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающего нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго:

всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]