Толкование Евангелия от Матфея 4 глава


Толкование Евангелия от Матфея 4 глава

Ветхий Завет

Новый Завет

Евангелие от Матфея

Книги Библии:

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна
  • Деяния Апостолов
  • Послание Иакова
  • 1 Послание Петра
  • 2 Послание Петра
  • 1 Послание Иоанна
  • 2 Послание Иоанна
  • 3 Послание Иоанна
  • Послание Иуды
  • Послание к Римлянам
  • 1 Послание к Коринфянам
  • 2 Послание к Коринфянам
  • Послание к Галатам
  • Послание к Ефесянам
  • Послание к Филиппийцам
  • Послание к Колоссянам
  • 1 Фессалоникийцам
  • 2 Фессалоникийцам
  • 1 Послание к Тимофею
  • 2 Послание к Тимофею
  • Послание к Титу
  • Послание к Филимону
  • Послание к Евреям
  • Откровение Иоанна

Глава 4
Введение

4

2. ЧЕРЕЗ ИСКУШЕНИЕ (4:1-11) (МАР. 1:12-13; ЛУК. 4:1-13)

Матф. 4:1-2

. Сразу же после крещения Дух Божий повел Иисуса в пустыню для искушения от диавола (согласно преданию, это происходило вблизи Иерихона, карту). Очевидно, этот период времени был по мысли Отца необходим, чтобы в нем Сын, ведомый Его рукою, явил образец послушания (Евр. 5:8). Испытание или искушение Сына началось после того, как Он, постившись сорок дней и сорок ночей, почувствовал сильнейший приступ голода.

Представляется, что с Божией точки зрения проведение Господа Иисуса через искушение имело целью продемонстрировать Его духовную силу. Согрешить Сын Божий не мог по Своей природе, и этим тяжесть искушения Его усугублялась в масштабах, непостижимых для нас. Он должен был выстоять до конца, не «облегчив» души своей «падением».

Матф. 4:3-4

. Первое искушение касалось сферы сыновнего отношения Иисуса к Отцу Небесному. Сатана рассчитывал на то, что, будучи Сыном, Иисус мог бы «польститься» на некий поступок или действие, «независимые» от Отца. Искушая Сына, сатана действовал тонко и хитро: если Ты Сын Божий, — говорил он, подступая к Иисусу, то ведь можешь и собственным словом превратить камни сии в хлебы. Но Иисус знал, что на это воли Отца Небесного в отношении Него не было. Она состояла в том, чтобы Ему «взалкать в пустыне», не имея пищи.

Послушать «совета» сатаны и утолить голод — означало бы поступить вопреки воле Отца. И в ответ злому духу Иисус приводит слова из Втор. 8:3 «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Больше блага в том, чтобы быть послушным слову Божиему, нежели в удовлетворении человеческих желаний. Тот факт, что Иисус привел цитату из книги Второзакония, говорит о том, что Он признавал непогрешимость ее авторитета, и это не может не прозвучать укором для тех богословов, которые решаются «критиковать» ее.

Матф. 4:5-7

. Искушая Христа вторично, сатана пытался разжечь в Нем стремление «выставить себя напоказ» — ради большей популярности среди людей. Злой дух исходил из того же, что и в первом случае: если Ты Сын Божий, то есть Мессия, с тобой не приключится никакое зло; и вот диавол берет Его и… поставляет Его на крыло храма. Догматически судить о том, произошло ли это на самом деле, или было только видением, не представляется возможным. Так или иначе, сатана пошел здесь на хитрый шаг по отношению к Иисусу как к Мессии.

Он, в сущности, напомнил Ему пророчество Малахии (3:1), на основании которого многие иудеи считали, что Мессия неожиданно спустится с неба и появится в храме. Сатана как бы говорил: Почему бы Тебе не сделать то, чего ожидают от Тебя люди, и что явилось бы в их глазах демонстрацией чуда? Ведь, написано, что Ангелы «на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Сатана, возможно, думал, что и ему нужно процитировать из Писания, если это делает Иисус.

Однако он умышленно не привел Пс. 90:11-12 в точности, опустив важную мысль о том, что «Ангелам заповедано охранять Тебя на всех путях Твоих». Псалмопевец, между тем, как раз то и имел в виду, что Бог во всем будет охранять поступающего по воле Его. Если же Иисус бросился бы вниз с крыла храма, чтобы таким необычным образом поднять Свой престиж среди людей, то по воле Божией отнюдь не поступил бы. Вот почему Он опять ответил искусителю словами из Второзакония, 6:16 «не искушай Господа Бога твоего», подразумевая, что тому, кто выходит из воли Его, не следует ожидать и помощи от Него.

Матф. 4:8-11

. Заключительное искушение от сатаны было связано с планом Божиим относительно Иисуса. Бог предусмотрел, что Иисус Христос станет управлять миром. И вот сатана показывает Ему все царства мира и славу их. В настоящее время эти «царства» принадлежат сатане, так как он является «богом века сего» (2-Кор. 4:4) и «князем мира сего» (Иоан. 12:31 сравните Еф. 2:2). Следовательно, искушая Иисуса, он действительно имел власть в то время отдать Ему все царства, но при условии: если падши поклонишься мне.

Сатана фактически говорил следующее: «Я могу осуществить волю Божию в отношении Тебя, и все эти царства Ты можешь получить теперь же». В таком случае, конечно, Иисус никогда не пошел бы на крест Можно предположить, что Он мог бы стать «Царем царствующих», не испытав крестных страданий. Это, однако, означало бы сорвать Божий план спасения мира; а для Иисуса лично это значило бы поклониться твари, стоящей ниже Его. И снова ссылается Он на книгу Второзакония (6:13 и 10:20), где сказано, что поклоняться и служить надлежит только Богу. Таким образом Иисус устоял и в этом искушении.

Интересно отметить, что подобным же образом сатана искушал Еву в Едемском саду. Он воздействовал на ее физический аппетит (Быт. 3:1-3; Матф. 4:3), льстил ее «чувству безопасности» (Быт. 3:4-5; Матф. 4:6) и, наконец, разжигал то, что мы называем «амбициями», стремление к силе и власти (Быт. 3:5-6; Матф. 4:8-9).

На тех же «трех путях» от века соблазняет злой дух и людей (1-Иоан. 2:16). Но Тот, Кто отождествил Себя с грешниками через крещение и Кто дает людям праведность, доказал, что Он Сам — праведен, и это подтверждено Небесным Отцом. Результат закономерен: диавол оставляет Иисуса. И в тот же момент Бог посылает Ангелов, чтобы служили Ему.

II. Вести, принесенные Царем

(4:12 — 7:29)

Л. Начало Его проповедей (4:12-25)

1. СЛОВО ИИСУСА (4:12-22) (МАР. 1:14-20; ЛУК. 4:14-15)

а. Его проповедь (4:12-17)

Матф. 4:12-16

. Матфей делает важное уточнение относительно времени дальнейших событий, замечая, что Иисус начал Свое служение только тогда, когда услышал, что Иоанн отдан под стражу. Причина заключения в темницу Иоанна Крестителя указана позже, в 14:3. Узнав об аресте Иоанна, Иисус оставляет Назарет и поселяется в Капернауме (в Лук. 4:16-30 объяснено, почему Он оставил Назарет). Эту местность заселяли колена Завулоново и Неффалимово (поскольку именно эти земли выпали им по разделу, совершенному Иисусом Навином), но жили там и язычники.

Исаия пророчески предсказал (Ис. 9:1-2), что свет воссияет в этой земле, и Матфей рассматривает переселение Иисуса в Капернаум как исполнение этого пророчества. Одной из задач Мессии было принести свет тем, кто пребывает в тени (тьме) смертной, стать этим светом как для иудеев, так и для язычников (Иоан. 1:9; 12:46).

Матф. 4:17

. Итак, после заключения Иоанна в темницу Иисус начал проповедывать. Многим уже знакомый мотив, точнее, два мотива — звучали в Его словах: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (сравните 3:2). То, что прежде возвещал Иоанн Креститель, стал возвещать Сам Мессия. Теперь делом Божиим было быстрое продвижение к конечной цели — установлению славного Царства Его на земле. И если кто-то хочет стать частицей этого Царства, то должен покаяться. Ибо в покаянии — непременное условие радостного общения с Богом.

б. Иисус призывает учеников (4:18-22) (Мар. 1:16-20; Лук. 5:1-11)

Матф. 4:18-22

. Поскольку Иисус был обещанным Мессиею, Он имел право отрывать людей от их повседневных занятий и призывать их следовать за Ним. Однако встреча с Симоном и Андреем, о которой пишет Матфей, не была для Иисуса первой встречей с этими людьми; о первой рассказано в Евангелии от Иоанна (1:35-42). Но теперь Иисус призвал этих рыболовов оставить привычное им занятие для того, чтобы следовать за Ним всегда и повсюду. Ибо из «ловцов рыбы» Он вознамерился сделать их ловцами (душ человеков).

Весть о грядущем Царствии Божием должна была быть проповедана повсюду, чтобы многие могли услышать ее и — через покаяние — сделаться «причастниками» этого Царства. Однако призыв Иисуса не был легковыполнимым, ибо предполагал, что человеку придется — ради исполнения его — оставить не только свои занятия, но и ближних. Матфей прямо указывает, что Иаков и Иоанн расстались не только со своими рыболовными снастями, но и со своим отцом; оба последовали за Иисусом.

2. О ДЕЛАХ ИИСУСА (4:23-25) (ЛУК. 6:17-19)

Матф. 4:23

. Только проповедью Господь не ограничился. Его дела были не менее важны, чем Его слова, поскольку у иудеев всегда мог возникнуть вопрос: «А может ли этот, называющий Себя Мессиею, совершать дела, достойные Мессии?» Обобщающее перечисление дел Иисуса, которое содержится в 4:23, весьма важно для развития основной темы Матфея (заметьте, что Матф. 9:35 звучит почти идентично Матф. 4:23, где говорится о нескольких знаменательных вещах).

1)

. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их. Тот, Кто претендовал на звание Царя иудейского, учил среди иудеев. Он учил в синагогах, где иудеи собирались на богослужение.

2)

. Иисус учил и проповедывал, то есть совершал пророческое служение — ведь Он и был «Пророком», обещанным иудеям во Второзаконии (Втор. 18:15-19).

3)

. Он возвещал им Евангелие (благую весть) Царствия. Ибо суть Его проповеди была в том, что Бог намерен исполнить то, что обещал Израилю (когда вступил в завет с ним), установив Свое Царство на земле.

4)

. Иисус исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (сравните «уча», «проповедуя» и «исцеляя» в Матф. 9:35). Это доказывало, что Он является истинным Пророком, поскольку словам Его сопутствовали «знамения». Все это должно было бы убедить иудеев, что во исполнение Своих целей Бог действовал в истории. От них же требовалось покаяться в своих грехах и признать Иисуса своим Мессией.

Матф. 4:24-25

. Служение Иисуса и, возможно, служение тех четырех учеников, которых Он призвал первыми (стихи 18-22), произвело потрясающее впечатление на народ: слух о чудных делах Иисуса побуждал стекаться к Нему целые толпы. Матфей пишет: И прошел о Нем слух по всей Сирии, т. е. по всей территории на север от Галилеи.

Приходившие увидеть Его и услышать приводили с собой много больных, страдавших всевозможными болезнями, и Иисус исцелял их. Не удивительно, что следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия (подразумевается территория, лежащая на юг и на восток от Галилейского моря), и Иерусалима и Иудеи, и из-за Иордана (карту).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Если не указано иначе – в разборе используется Библия в Синодальном переводе.
Использованы некоторые выдержки из комментариев Баркли и Лопухина.
4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

Иисус – на старте своей главной миссии на земле, и дух Божий побуждает его уединиться в буквальной пустыне, где промышляет дьявол. Что ж, пустыня — подходящее место для искушения («проверки на прочность») дьяволом. Точно так же, как металл испытывается при напряжениях, превышающих обычные нагрузки, так и человек, который нужен Богу , должен пройти испытание ПРЕЖДЕ, чем Бог сможет использовать его для Своих целей.

У иудеев была пословица: «Пресвятый Боже, благословенно имя Его, не возвеличит никого, прежде чем не испытает и не изучит его; и того, кто выдержит искушение, Он возвеличивает». Итак, цель искушения человека Божия – не склонить его ко греху, а усилить в нём праведника.

Вспомним ещё раз, что и Христос и Ева были искушаемы дьяволом. В чём отличие реакций в двух похожих ситуациях? В чём причина победы Христа, а в чём — причина проигрыша Евы? Смотрим: На предложение дьявола — первой мыслью Евы было: «а что с этого буду иметь лично Я»? На предложение дьявола — первой мыслью Иисуса было: «а как это отразится на Отце моём»?

Вот и всё отличие: духовная защита с собственных внутренних убеждений начинается. Кто о чём думает в первую очередь, сталкиваясь с искушением, тот так и отражает атаки дьявола, тот так и побеждает или проигрывает.

4:2
и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
Сорок дней Иисус НИЧЕГО НЕ ЕЛ –Лука 4:2 — таково «содержание» поста Христова. Не до еды, понятно, когда отверзлись небеса и открылась сущность Христовых страданий: есть над чем подумать наедине с самим собой и с Богом, чтобы осознать смысл своего прихода на землю и жертвенной смерти.

Длительный голод мог ослабить Иисуса — человека – чем не подходящий момент для попыток его соблазнить? Описанные искушения свойственны всем человекам: естественная потребность (сильный голод), или похоть плоти — гордыня (амбиции и тщеславие), желание обладать и властвовать (1 Ин. 2:16). Но каждое из них — еще и мессианское, ибо Сатана, обращаясь к Иисусу, ссылается на Его Божественное право: «если

Ты Сын Божий,
то
…». Устоит ли Христос?

4:3
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Дьявол сразу же воспользовался случаем. Нормальная просьба. Почти что невинная. Простая и по- человечески понятная, всего лишь проверка на соответствие: «
ПОКАЖИ мне себя, чтобы я имел возможность
в тебя поверить»

Так может показаться человеку, не искушённому в различении добра и зла и не понимающему мотивов просителя. Как, например, эта просьба – проста и честна: «если ты хирург, то тогда и продемонстрируй свою работу, чтобы я имел возможность

довериться тебе как хирургу. А иначе — ты мне не
дашь никакой возможности поверить тебе
, хотя я сильно этого хочу. И в случае, если ты не ПОКАЖЕШЬ мне себя хирургом, то и вины в моём неверии — на мне нет. Виновен будешь только ты сам».

Однако Иисус читает «простоту» мотивов дьявола и видит его насквозь: дьявол прекрасно знает, кто такой Иисус. Об этом знает и вся его братия демоническая –Мтф.8:29. И нет нужды ему демонстрировать «умения хирурга» — превращать камни в хлебы.

Но просит дьявол об этом так невинно для того, чтобы спровоцировать ПОСЛУШАНИЕ СЕБЕ — хотя бы в такой безобидной мелочи. И прикрывается при этом цитатой слова Божьего из Писания, чтобы усилить эффект чистоты побуждений.

Иисусу не трудно превратить камни в хлеб. Но, поступив так, он поклонится дьяволу (послушает его) и осквернится, и не сможет уже сохранить святости сына Божьего, ибо негоже НЕ СВОИ способности — для поклонения дьяволу и своего личного живота употреблять: способности творить чудеса, которыми Бог наделял некоторых своих служителей, служили другой цели, чтобы при помощи чудес побудить людей поверить в Бога и привести их к Нему. Для своего же живота (для личных целей) можно употребить ВОЗМОЖНОСТИ от Отца, например, заработать на хлеб своими руками, ибо СВОИ личные усилия при этом затрачивать станешь. А трудящийся – достоин пропитания — Мтф.10:10.

И дьявол прекрасно об этом знал, предлагая Иисусу перекусить за счёт дара Иеговы. Но и Иисус об этом знал: встретились два достойных духовных противника. Их битва — не на земле, они — под наблюдением небесной «арены» Бога и ангелов.

Иисус победил, вычислив провокацию «простоты» просьбы и не поклонился дьяволу. А дьявол смог достойно проиграть — без истерики решил зайти с другой стороны.

4:4
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Ответ Христа – также цитата из Писания. Слово против слова, и кто из не сведущих в слове Божьем поймёт это противостояние?

«Не хлебом одним будет жить человек» — Фраза стала крылатой, но продолжение не всякий помнит: «но всяким словом, исходящим из уст Божиих.»

Иисус считал духовное питание Словом Бога — таким же важным, как питание физической пищей.

Богу — в вечности нужен интересчеловека к слову Его и к пути Его, разовый и эпизодический интерес к этому — не оживит человека для вечности. Кто словом Божиим ЗАХОЧЕТ вечность питаться – тот и ЖИВ БУДЕТ БЛАГОДАРЯ этому питанию.

4:5
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, Святой город
— это Иерусалим, ибо только в нём был храм Бога, освящающий город, на крыле которого дьявол и поставил Иисуса в видении.
Крыло храма
— это крыша с портиком в юго- восточной части храмового комплекса, там, где подпорная стена достигала вершины храма, в глубине долины Кедрон. Согласно данным еврейского историка Иосифа Флавия, эта точка находилась на высоте 135 м.

Интересно, что у дьявола, выходит, пред Богом в этом веке — огромное преимущество в отношении воздействия на нас: Бог нам активно ничего не предлагает и никак на нас ИЗВНЕ не воздействует, чтобы склонять нас к послушанию Ему, заманивая «калачом с пряником» или запугивая «кнутом». Бог оставил лишь Библию, о существовании которой мы можем даже и не догадываться, и Свои творения — в надежде на то, что размышление над смыслом жизни всё же побудит нас искать Бога.

А дьявол каждый день активно использует такой арсенал воздействий на нас, что даже самая обычная наша «порядочная» жизнь может превратиться в сплошное послушание ему: ведь если мы не слушаемся Бога, то автоматически — мы слушаемся бога века сего – Рим.6:16. Даже если нам кажется, что мы вообще никого не слушаемся, что мы свободны в зове собственного сердца и собственной совести — мы слушаемся бога века сего, если

сердце и совесть
не
обучены Богом.

4:6
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Сатана использует Пс. 90,11.12 в значении, выгодном для него и прямо противоположном истинному. Псалом 90 призывает
довериться
Богу; сатана пытается подменить доверие —
проверкой
, подвергая сомнению верность Божию.

4:7
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
«Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6:16). Под этим Иисус имел в виду вот что: бессмысленно пытаться проверить, как далеко мы можем заходить в попытке испытать обещанную помощь Бога на себе; бессмысленно также — умышленно подвергать себя опасности без всякой нужды, теша свои амбиции, а потом ожидать, что Бог спасет от опасности. То есть, было бы неправильно принять какое-нибудь безрассудное решение, а затем ждать, поможет Бог или нет.

Однако, как же понимать призыв «испытайте Бога» из Мал.3:10? Испытывать Бога можно праведным и неправедным способом. Неправедный — это проверять Его реакцию, поступая безрассудно и легкомысленно думая, что Бог мне поможет — что бы я ни делал. А праведный способ — это поступать правильно в любых испытаниях, даже если правильный поступок может привести к неприятностям. Вера или доверие Богу помогает поступать правильно и удостовериться в том, что в этих случаях Бог всегда помогает.

Итого: Бог оправдывает человека, который может пойти на риск ради того, чтобы остаться верным Ему, но Он не хочет, чтобы человек шел на риск ради самоутверждения или повышения своего престижа. Вера, основанная на знамениях и чудесах – к истинной вере не имеет никакого отношения, как написано: только «род лукавый и прелюбодейный ИЩЕТ знамений». Иисус же доверял Богу абсолютно в простоте и чистоте сердца своего без мысли проверить верность Бога своим обещаниям. А потому, не испытывайте терпение Бога, нарушая Его принципы и ожидая от Него реакции в виде грома с небес. Не ожидайте от Него, что Он вместо нас – станет решать наши проблемы. И не проверяйте, специально создавая себе трудности — поможет ли Он в искусственных безрассудных трудностях или нет.

4:8
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
Нет такой горы, с которой были бы видны все царства мира: это видение было внутренним. Иисус не рассматривал то, что ему предлагал дьявол, но знал о том, что означает его предложение.

Этот текст показывает, что во власти дьявола находятся все царства мира века сего. И поскольку Иисус станет царём земли в будущем, чтобы помогать людям — предложение дьявола стать царём и прямо сейчас помогать всему человечеству (у правителя мира гораздо больше возможностей) — могло бы показаться заманчивым (какая разница, когда, если всё равно — царствовать над миром).

4:9
и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Условия для царственной сделки – совсем «простые»: всего лишь ПАДШИ поклониться дьяволу. Очень правильно заметил дьявол: невозможно ему поклониться, если НЕ пасть пред ним. А пасть пред ним — это не только безобидная процедура коленопреклонения. Это означает проиграть битву за жизнь вечную, ПОСЛУШАВ дьявола, и предав тем самым Бога. Злого нельзя победить, заключая с ним сделку.

С тех пор, подступаясь к служителям Бога с искушениями, дьявол не поменял тактику: он пользуется словом Божьим и через разные Библейские учения искажает суть сказанного Богом, в надежде, что разбираться в глубинах Божьего смысла никто не станет. Воздействуя на людей через разные источники информации, в том числе — и религиозные, дьявол тонко пытается показать миру, что, совершая те или иные действия, мы не согрешим пред Богом. Поэтому, принимая ту или иную точку зрения в Библейских учениях, очень важно стремиться тщательно исследовать в контексте ВСЕЙ Библии какой смысл Бог вкладывает в те или иные слова из Писания, учитывая при этом дух личности Бога ( Его настрой, характер, что Он может Себе позволить, а что нет и т.д).

4:10
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
«Отойди от меня, сатана!»: совсем не обязательно, желая упражняться в умении успешно отвергать предлагаемые соблазны и сопротивляться искушению — стоять при этом и безропотно выслушивать всё, что пытаются вложить в наши уши соблазнители. Иногда разумнее просто избавиться от соблазнителя, решительно прогнав его от себя прочь. Что и сделал Иисус.

Если кто-то пытается нас вывести из себя и побудить совершить грех – самое простое, что можно сделать в этой ситуации — это прогнать такого от себя. Просто настоятельно попросить такового удалиться и оставить нас в покое, или удалиться самому.

4:11
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Как только Иисус прогнал дьявола – к нему приступили Ангелы и служили ему. Духовные помощники Бога не оставляли Иисуса и поддерживали его, но интересно: здесь они появились не ДО того, как ему принять решение – сохранить верность Богу или нет, а ПОСЛЕ того, как он выдержал испытания на «прочность». То есть, решения оставаться верным Богу – ВМЕСТО нас никто принимать не станет. Принять правильное решение нам может помочь полное доверие Богу само по себе, услуги ангелов в принятии таких решений — не нужны .

4:12-16
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
Услышав о том, что Иоанна взяли под стражу, Иисус не идет его выручать, а удаляется из Иудеи сам. Кто-то по человеческому размышлению может сказать или подумать: « вот, не пошел на выручку товарищу, а мог бы и выручить». Но цель Иисуса и цель Иоанна была подчинена исполнению Божьей воли. Они оба знали, что все равно в этом мире от смерти не уйти, и всё в своей жизни подчинили делу Божьему. И ради того, чтобы кто-то не подумал о Христе плохо, он не стал, спасая Иоанна или оставаясь в Иудее, подвергать риску свою миссию.

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

Итак, Иисус покинул Назарет и поселился в Капернауме. Иисус оставил Свой дом и больше никогда не возвращался туда. Прежде, чем открыть дверь, которая была ПЕРЕД ним, Он словно захлопнул дверь, которая оставалась ЗА ним. Это был окончательный и четкий переход от старого к новому; закончился один этап жизни плотника Иисуса и начался новый этап — жизнь Христа, посланника небес.

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая

,
16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
Когда в нашей жизни наступают такие решительные моменты, лучше начисто отрезать, нежели нерешительно колебаться между двумя образами действий. Он пошел в Галилею. Он направился туда, чтобы начать Свою миссию именно ТАМ — не случайно. Исполнилось пророчество Ис.9:1,2 о свете великом для Галилеи языческой.

Галилея — это самая северная область Палестины. Галилея отличалась не только плотностью населения; через Галилею проходили величайшие дороги мира. Галилеяне были людьми особого рода: из областей Палестины именно Галилея больше всех приветствовала новые идеи. Как говорили в древности: «Иудея — по дороге в никуда, Галилея — по дороге во все края». Иудея могла создать вокруг себя забор, чтобы помешать проникновению всякого влияния извне и новых идей; Галилея не могла сделать ничего подобного. В Галилею должны были приходить новые идеи. (Баркли)

4:17
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
«С того времени» — слова эти обозначают переход от подготовки к служению Богу, которая длилась с рождения Христа — к самому служению. К этому моменту Мессия достиг той духовной и физической зрелости, которые позволили ему приступить к выполнению миссии посланника Бога на земле.

Иисус начал проповедовать и говорить: «Раскайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное».

Как понимали «Царство» фарисеи? (Лук. 17:20—21). Для них “Царство” означало освобождение Иудеи от господства Рима и провозглашение национальной независимости; они хотели знать, когда это Царство будет установлено. Ожидание грядущего Царства являлось главным упованием иудеев. Во исполнение пророчеств Божий народ Израиль ожидал Царство. Для евреев это означало одно – возврат былого величия единого Израиля. Любой еврейский ребенок знал, что придет Мессия и установит Царство Давида. Особенно велики эти ожидания были во времена земной жизни Иисуса Христа. Палестина была завоевана врагами. Народ Израиля, терпящий притеснения со стороны язычников, ждал царя-освободителя.

4:18-20
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Иоанн рассказывает о встрече с Симоном и Андреем иначе (Ин.1:35-42). Почему такое расхождение? Учёные Далласской духовной семинарии так разъясняют этот момент: Поскольку Иисус был обещанным Мессиею, Он имел право отрывать людей от их повседневных занятий и призывать их следовать за Ним. Однако встреча с Симоном и Андреем, о которой пишет Матфей, не была для Иисуса первой встречей с этими людьми; о первой рассказано в Евангелии от Иоанна (1:35-42). Но теперь Иисус призвал этих рыболовов оставить привычное им занятие для того, чтобы следовать за Ним всегда и повсюду. Ибо из «ловцов рыбы» Он вознамерился сделать их ловцами (душ человеков).

Братья, призванные Христом, тотчас

последовали за ним. Они не взвешивали минусы, не задавались вопросом, а что будет с ними и с их семьями, если они перестанут ловить рыбу? Оставили любимое дело, с
разу же
и без промедлений откликнувшись на призыв Христа и приняв решение связать с ним свою судьбу.

Иисус не случайно привлёк рыбаков для приобщения к делу Божьему: рыбак терпелив и вынослив, а мудрый рыбак — к тому же не выставляет себя напоказ и не создаёт вокруг своей персоны много шума: если он будет выставлять себя напоказ, то даже тень его напугает рыбу и она не будет клевать. Мудрый проповедник и учитель всегда будут показывать людям не себя, а Иисуса Христа. Их цель — обратить внимание людей НЕ на себя, а на Христа и на путь к Отцу его (и всех христиан, Ин.20:17).

4:21,22
Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Иаков и Иоанн тоже последовали за Иисусом ТОТЧАС, не взвешивая плюсы и минусы отклика на его призыв следовать за ним. Злые языки наверняка говорили: «вот, бросили работу и даже пожилого отца, пошли и стали бродяжничать».

4:23-25
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Десятиградие — конфедерация из десяти эллинских городов южнее Галилеи и большей частью — восточнее Иордана. Лига городов была создана вскоре после вторжения Помпея в Палестину для сохранения греческой культуры в семитской области.(примерно в 64 г. до н.э.) По сути, это были цитадели язычества .

Иисус стал исцелять любые болезни. Но прославился он в народе именно как учитель

: уча… проповедуя… исцеляя. Галилеяне быстро распространили слух о своих новостях, и у Иисуса не было недостатка в желающих приблизиться к нему: со всех окрестностей Палестины, в том числе из Иерусалима и Иудеи – народ шёл послушать учение его и исцелиться.

Уча народ в синагогах, Иисус говорил о сути и цели Царства Божия, прихода которого ожидали те, кто об этом знал: поклонники Иеговы. Они собирались в синагогах и потому, всё, чему учил Иисус, зачитывая из Писаний — слушающие имели возможность понять.

Интересно кратко узнать о синагоге: Баркли, Лопухин:

Синагоги возникли во время Вавилонского плена, когда храм был разрушен, и были молитвенными местами иудеев, где не приносилось, однако, никаких жертв. Синагога означает собрание. Синагога была самым важным элементом в жизни иудея. Между Храмом и синагогами существовало определенное различие. Храм был один — в Иерусалиме, синагоги же были везде, где была даже небольшая колония иудеев. Храм служил лишь для совершения жертвоприношений; там вообще не проповедовали и не учили. Синагога же была предназначена исключительно для учения. Синагоги называли «народными религиозными университетами того времени». Если человек хотел распространять религиозное учение или религиозные идеи, то начинать это надо было именно в синагоге. Кроме того, сама служба в синагоге была построена так, что давала новому учителю возможность проявить себя. Служба состояла из трех частей: первая часть — молитвы; вторая — чтение из закона и пророков; в этих чтениях принимали участие и члены общины; третья часть — толкование или проповедь. В синагоге не было особого человека, который бы читал проповеди, то есть, там не было профессиональных священников. Начальник синагоги руководил отправлением службы. Здесь могли попросить выступить с проповедью любого человека со стороны, и любой желающий мог выступить со своей вестью, и, если начальник синагоги считал человека подходящим для этого, он мог говорить. Поэтому в самом начале для Иисуса были открыты двери синагоги и ее кафедра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]