Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
LiveInternetLiveInternet
Происхождение
Первое евангелие по преданию приписывается Матфею Левию, мытарю, которого Иисус призвал в число Своих двенадцати учеников (Мф 9:9-13: 10:3). О нем почти ничего не известно, кроме имени и профессии. После перечисления апостолов в книге Деяний апостолов (Деян 1:13) он исчезает из истории церкви и встречается только в некоторых, вероятно, легендарных ссылках. Он нигде в первом Евангелии не называется определенно его автором, но ранние писатели церкви, которые обсуждали авторство этого Евангелия, приписали его Матфею. Евсений (прибл. 325-й г. н.э.) цитирует Папия (прибл. 100-й г. н.э.), который говорит, что Матфей составил на арамейском языке прорицания Господни, которые были переведены на греческий язык каждым, кто был в состоянии. Ириней сказал за полтора столетия до Евсения, что «Матфей тоже выступил письменное Евангелие среди евреев на их диалекте, а Петр и Павел проповедовал в Риме и закладывали основы Церкви». Из этих ранних утверждений о происхождении первого Евангелия можно сделать несколько выводов. Во-первых, авторство Матфея было неоспоримым. Поскольку Матфей был сравнительно незаметным членом группы апостолов, нет никакого основания делать его автором подделки. Всякий мошенник, который искал бы себе славы своим поддельным произведением, добивался бы его опубликования под именем более известного апостола. Во-вторых, общее согласие ранних авторов соответствует известному характеру Матфея. Будучи мытарем, он должен был быть грамотным и привычным вести записи в связи с его профессией. В-третьих, предание о том, что Евангелие было первоначально было написано по-арамейски, не исключает возможности, что автор позже опубликовал его и на греческом языке, и что это второе издание быстро вытеснило первое. Время и место
Неизвестно, когда именно писалось это Евангелие. Оно вряд ли могло быть написано до первого рассеяния иерусалимских христиан (Деян 8:4), потому что местной церкви в Иерусалиме едва ли было нужно письменное Евангелие, так как апостолы присутствовали лично и могли отвечать на все вопросы и преподать авторитетное учение. Вряд ли было оно также написано после 70-го г. н.э., потому что в пророчестве о падении Иерусалима не говорится, что город уже пал (Мф 24:1-28). Вышеприведенное свидетельство Иринея помещает его в период правления Нерона, когда «Петр и Павел были в Риме». Если это предание верно, то Евангелие могло быть написано Матфеем первоначально для непалестинских новообращенных христиан, говорящих по-арамейски, которые не имели доступа к апостолам, и потому могли получить знания об Иисусе только из письменного текста. Свидетельство Папия часто отвергалось, поскольку от арамейского подлинника не осталось никакого следа, и язык Евангелия не носит никаких признаков греческого перевода. Разнородные переводы, упомянутые Папием, едва ли могли дать хороший греческий текст существующего Евангелия. Но, с другой стороны, возможно, что, видя спрос на письменную информацию об Иисусе, автор выпустил греческое издание для языческих церквей, может быть, особенно для Антиохии. Поскольку греческие церкви быстро превзошли арамейские числом и влиянием, арамейский оригинал мог пропасть в раннее время. Противоречивые мнения высказывались в отношении языка, на котором это Евангелие писалось в оригинале. Но так или иначе, существующий греческий текст весьма ранний и должен бы считаться скорее оригиналом, чем переводом с арамейского. Евангелие от Матфея превосходно подходит к церкви, которая все еще была близко связана с иудаизмом, хотя и становилась все более и более независимой от него. Оно дышит атмосферой мессианства, но в то же время имеет слово «ко всему миру». Оно сохраняет суть Авраамова завета, который подчеркивал Божии блага Аврааму и его потомству, как избранному народу, и еще добавил: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:3). Местом написания могла быть Антиохия. Цитаты Евангелий в ранних писаниях отцов церкви, как например у Папия и Игнатия, согласуются более всего с текстом Матфея и показывают, что это первое Евангелие, вероятно, было любимым в сирийско-еврейской церкви. Более того, церковь Антиохии была первой, в которой было значительное число уверовавших язычников, которые говорили по-арамейски и по-гречески. Хотя нет неопровержимых доказательств, что это Евангелие писалось именно в Антиохии, более подходящего места для этого тоже нет. Следовательно, оно могло быть составлено между 50-м и 70-м г. н.э. и распространялось теми, кто трудился в антиохийской церкви и нес из нее Евангелие другим. Содержание
Тема Евангелия от Матфея выражена в его первой фразе:»Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф 1:1). Фразеология напоминает книгу Бытия, которая делится на части, из которых каждая начинается словами «Вот происхождение …» или «Вот житие …» (Быт 2:4; 5:1; 6:9, и т.д.). Каждый раз, когда появляется это выражение, им отмечается стадия в развитии мессианского обетования. Звенья истории Божьего народа проходят через книгу Бытия, а одно встречается в книге Руфь 4:18, где мессианская линия заканчивается Давидом. Матфей подхватывает родословную линию в этом месте и показывает ее исполнение в личности Иисуса. Структура Евангелия от Матфея складывается вокруг двух схем, которые можно проследить по повторяющимся фразам в этой книге. Первая схема — биографическая и весьма похожа на формат биографии Иисуса у Марка и Луки. В ней есть две отправные точки: первая в Мф 4:17: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», а вторая в Мф 16:21: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Первый отрывок указывает на начало проповеди Иисуса, которая выдвинула Его на видное место перед народом. Второй отрывок отмечает начало заката Его популярности и указывает на кульминацию Его служения на кресте. Тот факт, что эти два центральных поворотных события в Его жизни отмечены так ясно в Евангелии, свидетельствует о признанной цели автора представить две стороны биографии Иисуса и показать, что у него единое представление о Его жизни, как о чем-то целом. Евангелие не просто сборник отдельных изречений и случайных, отрывочных историй, но оно организовано с целью показать, каким образом Мессия исполнил то, для чего пришел в мир. Другая структура Ев. от Матфея присуща только ему. Между тем как вышеприведенная схема является биографической интерпретацией жизни Иисуса, вторая является интерпретацией тематической. Текст разделен на пять частей, каждая из которых группируется вокруг одной преобладающей темы и оканчивается фразой «Когда Иисус закончил …». Вместе с вступлением и заключительным повествованием о страданиях Христовых, текст составляет семь разделов, приводящих читателя в конечном итоге к последствиям мессианских утверждений Иисуса. Резкий контраст между реакцией священников в ответ на сообщение стражи у гроба и реакцией учеников в ответ на воскресение Господа пробуждает читателя самому сделать выбор: принять ли позицию еврейских вождей, отвергнувших Иисуса и не принявших Его утверждений ни при каких условиях, или самому стать учеников Христа. //img-fotki.yandex.ru/get/1/aharon53.3/0_1187_76a8b854_XL Гора Фавор, где, как полагают, произошло преображение Христа. План
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ: ЕВАНГЕЛИЕ МЕССИИ
I. Исполнение пророчества о Мессии Пришествие 1:1-4:11 II. Провозглашение принципов Мессии Вступительная речь 4:12-7:29 Призыв ко входу (7:13,14) III. Проявление силы и власти Мессии Чудеса 8:1-11:1 Призыв к следованию (10:34-39) IV. Объяснение плана Мессии Притчи 11:2-13:53 Призыв к принятию (11:28) Призыв к пониманию (13:51) V. Объявление цели Мессии Кризис Креста 13:54-19:2 Призыв к свидетельству (6:13:15) VI. Представление проблем Мессии Столкновения с противниками 19:3-26:2 Призыв к покаянию (23:37-39) VII. Завершение страданий Мессии Смерть и воскресение 26:3-28:10 VIII. Заключение Слухи и действительность 28:11-20 Призыв к действию (28:16-20) Первый из разделов знакомит читателя Евангелия с происхождением Мессии. Его родословная, ведущая от Авраама, первого получателя Божьего обетования, и от Давида, Богом избранного родоначальника царственного рода Иуды, открывается в первом стихе и демонстрируется в последующих. Затем следует описание непорочного зачатия и рождения вместе с крещением и искушением, которые подготовили Его к служению в народе. В этом отрывке, который состоит из трех с половиной глав, фраза «Да сбудется реченное Господом через пророка» или подобное выражение повторяется не менее пяти раз. Таким образом пришествие Иисуса представлено как исполнение Божьего назначения, открытого в Ветхом Завете, и частично исполнившегося в процессе истории, которая предшествовала Его пришествию. Второй раздел открывается появлением Иисуса в Галилее после заключения Иоанна Крестителя. Она посвящена, главным образом, провозглашению духовных и этических принципов царства Мессии. Иисус призывал людей к покаянию и вере в Него, и когда возвещал им царство, в котором Он — Господь, Он старался указать, каким оно будет, и как в него можно войти. Только Матфей употребляет выражение «Царство Небесное» тридцать три раза. О «царстве Божьем» он говорит пять раз (6:33; 12:28; 19:24; 21:31; 21:43). Другие синоптики последнее выражение часто употребляют там, где Матфей употребляет Царство Небесное». Хотя Иисус, безусловно, утверждал, что когда-нибудь Его царство наступит наяву (8:11, 13:4-43), он также давал понять, что оно уже существует в настоящее время духовно (4:17; 12:28). Нагорная Проповедь выражает духовные принципы царства. Матфей передает ее подробнейшим образом. В ней определяется позиция Иисуса по отношению к закону, ибо Он говорит, что Он «пришел не нарушить закон, но исполнить» (5:17). Он требовал праведности, которая превосходила праведность иудейской законности, потому что она была внутренней, а не внешней; спонтанной, а не законной; измеряемой человеком, а не кодексом. Ее высшим мерилом был Сам Бог: «Итак будьте совершенны. Как совершенен Отец ваш Небесный» (5:48). Тут Он преступал закон, когда говорил: «Вы слышали, что сказано древним … а Я говорю вам …» (5:21,22). Он не отменил закон, но пошел за пределы его одной только Своей святостью. Мерилом праведности в Нагорной Проповеди является не сообразование с человеческими идеалами, но в познании Христа, слушании Его изречений и их исполнении (7:23,24). Полное значение личности и служения Христа еще ожидало осуществления, но необходимость, поставить Его в центр всего Его учения и всей веры выражена здесь безошибочно. Для того, чтобы эти принципы могли проникнуть в мышление потенциальных верующих, нужны были некоторые доказательства силы Иисуса. В третьем разделе Евангелия от Матфея (8:1-11:1) сперва перечисляются разные чудеса, показывающие, что Иисус имеет власть над болезнью (проказой 8:1-4; расслабленностью 8:5-13; горячкой 8:14-17; параличом 9:2-8; кровотечением 9:20-22; слепотою 9:27-31; бесами 8:28-34, 9:32-34; силами природы 8:23-27 и смертью 9:18,23-26). Поручение Двенадцати, которое дано в 10-й гл. Матфея, можно считать передачей власти Иисусом этим людям и заверением Иисуса, когда те отправлялись на служение. Проповедь Мессии не была только провозглашением нового идеала, но должна была быть проявлением новой силы — понятие, которое, согласно книги Деяния Апостолов, осуществилось позже в жизни Церкви: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них» (Деян 4:33). Такие чудесные действия, совершаемые Самим Господом Иисусом Христом или Его учениками, не были случайными или бесцельными показными проявлениями силы. Иисус хотел научить народ и ввести план для своего народа, а не ошеломить или удивить народ. Начиная с четвертого раздела Евангелия от Матфея (11:2-13:53), заметно проступают притчи. Не все они входят в этот раздел Евангелия, но больше всего их собрано именно в 13-ой главе. Образы из повседневной жизни изображают характер и план царства небесного, особенно с ссылками на будущее. Иисус сказал, что притчи предназначены для откровения и сокрытия истины, ибо когда ученики спросили Его, почему Он говорит притчами, говоря с народом, он отвечал: Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. (Мф 13:11) Иисус хотел, чтобы Его наставления были простыми для тех, кто был готов для них, и невразумительными для тех, кто противился Богу. В этом списке содержатся восемь притч: 1. О сеятеле и земле 13:1-23 2. О пшенице и плевелах 13:24-30, 36-43 3. О горчичном зерне 13:31,32 4. О закваске 13:33 5. О сокровище 13:44 6. О жемчужине 13:45,46 7. О неводе 13:47-50 8. О хозяине 13:51,52 Список делится на 36-м стихе, где говорится, что Иисус отошел от толпы и вошел в дом, так что четыре притчи были предназначены для народа, а другие четыре для Его учеников. Итак, первые четыре представляют царство небесное народу. Его зарождение от сеяния Слова Божьего, его принятие разными слушателями, контраст между истинным и ложным откликом в пшенице и плевелах, удивительный рост царства из малюсенького начала до громадного дерева, могучие силы царства в сравнении с закваской — все это факторы, которые Он хотел открыть народу для познания. Последние четыре притчи относятся ко внутренней стороне царства: цена его построения, двойная участь тех, на кого оно повлияет, и смешение новых и старых элементов в его учении. Все притчи указывают на то, что Иисус не мыслил о Себе просто как о еврейском реформаторе, но как о владыке земли и личности мировой важности. Одиннадцатая и двенадцатая главы, которые предшествуют притчам, содержат добавочные речи, относящиеся к природе и важности Его миссии. Сомнение Иоанна Крестителя (11:2-19), отвержение Иисуса галилейскими городами (11:20-24), Его господство над Субботой (12:1-14), и Его власть над бесами (12:22-37) — все это помогает понимать Его служение как Личности сверхъестественной, пришедшей на землю с необыкновенным заданием. Кризис этой миссии описывается в следующей части Евангелия от Матфея (13:54-19:2): отвержение Иисуса своими (13:54-58), угроза Ирода, выраженная в казни Иоанна Крестителя (14:1-12), непонятливость учеников (15:1-16; 16:5-12) указывающая на напряженность, которая вызвала речь Иисуса о неизбежности крестных страданий, а также явление Себя в преображении (16:21-17:8). С этого места повествования крест все чаще встает перед Иисусом и становится непосредственной целью Его земного служения. Провозглашение мессианского назначения вызывало конфликт. В 19:3-26:3 описываются трудности Мессии, и Его столкновения с противниками появляются в определенных событиях, как например в споре с Иродианами, Саддукеями и Фарисеями (22:15-40). Обличения в 23-й главе и предсказание разрушения Иерусалима в главах 24 и 25 вытекают из этого столкновения. Всякое столкновение переходит к кризису, и в жизни Мессии этим кризисом был крест. Евангелие от Матфея 26:3-28:10 описывает Его страдания, Его смерть и Его воскресение. Матфей подчеркнул мессианский характер Его смерти, выделив ее связь с пророчеством. Четыре раза Иисус определенно ссылался на Ветхий Завет, как на предвестник событий Его страданий (26:31,54,56; 27:9) и в ответе Каиафе на его вопросы Он Сам называет Себя Сыном Человеческим (26:64), что у Даниила 7:13,14 относится к небесному существу. Заключение подводит итог всему Евангелию, закрепляя его учение иллюстрацией двух отношений к Иисусу: отвержение по неверию или поклонение в результате принятия. Каждая часть содержит призыв к ученикам из уст Иисуса, который автор, очевидно, желает сделать призывом также и к читателю. В конце поучительной части, содержащей Нагорную Проповедь, Иисус призывает учеников сделать первый шаг по пути, ведущему к жизни (Мф 7:13,14). Как только Он доказал им Свою власть и силу, Он поручает им свидетельствовать и призывает взять крест и следовать за Ним (10:34-41). В той части, где Он объясняет Свое учение, содержится двойной призыв: один к народу прийти к Нему и обрести покой (11:28), а второй к ученикам в вопросе, поняли ли они Его слова (13:51). Он хотел, чтобы Его утверждения,вызвали отклики воли и ума. Предсказание о кресте на великом поворотном пункте Его жизни вызвало признание: «А вы за кого почитаете Меня?» (16:15). Отвержение Его Иерусалимом побудило Его призвать этот непокорный город к покаянию (23:37-39). При завершении истории Великое Поручение говорит: «Итак идите …», что является окончательным призывом всего Евангелия в целом. Таким образом каждый раздел практически применим к действию читателя по мере того, как он проходит постепенно всю эту книгу. Наиболее важные моменты
Евангелие от Матфея было написано, чтобы показать, как Иисус из Назарета расширил и объяснил откровение, которое началось в мессианских пророчествах Ветхого Завета. Хотя оно очень еврейское по характеру, оно писалось также и для язычников, поскольку окончательное Поручение призывает учеников научить все народы (28:19). Если первоначально оно составлялось для пользы Антиохийской церкви, где обращенные из язычников впервые собирались в большом количестве, причина его характера объясняется просто. Матфей пытался показать этим новообращенным знание служения Иисуса в свете Ветхого Завета, в который верили их друзья из евреев, и из которого они сами получали наставление. Некоторые случаи встречаются только у Матфея. Видение Иосифа (1:20-24), посещение волхвов (2:1-12), бегство в Египет (2:13-15), избиение младенцев (2:16), сон жены Пилата (27:19), смерть Иуды (27:3-10), воскресение святых при распятии (27:52), подкуп стражи (28:12-15) и поручение крестить (28:19,20) не встречаются ни в одном из других Евангелий. Из притч, только перу Матфея принадлежат следующие: плевелы (13:24-30, 36-43), сокрытое сокровище (13:44), жемчужина (13:45,46), невод (13:47), немилосердный слуга (18:23-35), работники в винограднике (20:1-16), два сына (21:28-32), брак царского сына (22:1-13), десять дев (25:1-13) и таланты (25:14-30). Только три чуда исключительно присущи Матфею: два слепца (9:27-31), немой бесноватый (9:32,33) и монета во рту рыбы (17:24-27). Матфей пользуется чудесами как бы больше для того, чтобы доказать мессианскую силу Иисуса, чем чтобы подвинуть повествование, хотя он и повторяет многие чудеса, которые встречаются у Марка и Луки. Евангелие от Матфея уделяет особое внимание поучению. Оно содержит самую большую концентрацию поучительного материала из всех Евангелий (гл. 5, 6 и 7),и есть еще другие длинные отрывки (гл. 10, 13, 18, 23-25), которые представляют учение Иисуса. Эти поучения составляют приблизительно три пятых всего Евангелия. Как видно, Матфей хотел сделать ударение на содержании учения Иисуса в связи с Его личностью и законом, чтобы весь смысл пришествия Мессии стал ясным. Личности
В своем повествовании Матфей уделяет меньше внимания отдельным личностям, чем это делают другие синоптические евангелисты, равно как и не вводит многих, чьих имен нет в других Евангелиях. Иосиф (1:18-25), Ирод Великий (2:1-16) и мать Иакова и Иоанна (20:20,21) занимают больше места, чем у Марка и Луки, но и Марк и Лука употребляют больше характерных зарисовок, чем Матфей. Особые черты 1. Евангелие от Матфея — Евангелие речи.
В каждом из разделов содержится длинная речь, что видно из нижеприведенной таблицы.
ЧАСТЬ[/td]
РЕЧЬ | |
I. Исполнение пророчеств 1:1-4:11 | Проповедь Иоанна 3:1-12 |
II. Провозглашение принципов 4:12-7:29 | Нагорная проповедь 5:1-7:29 |
III. Проявление силы 8:1-11:1 | Поручение 10:1-42 |
IV. Объяснение плана 11:2-13:53 | Притчи 13:1-52 |
V. Объяснение цели 13:54-19:2 | Значение прощения 18:1-35 |
VI. Представление проблем 19:3-26:2 | Обличение и предсказание 23:1-25:46 |
VI. Завершение страданий 26:3-28:10 | (Речи нет: действие) |
VII. Заключение 28:11-2 | Великое поручение 28:18-20 |
2. Евангелие от Матфея — Евангелие Церкви.
Только в Евангелии от Матфея встречается слово «церковь» (16:18; 18:17). В обоих отрывках Христос говорил, показывая, что у Него есть определенное представление о церкви как наступающего общества. Уже само то, что эти слова Христа вошли в Евангелие от Матфея, возможно, указывает на то, что оно писалось для молодой, борющейся церкви, нуждающейся в поощрении и дисциплине. 3. Евангелие от Матфея — Евангелие Царя.
В Евангелии от Матфея не только подчеркивается учение о царстве, но сквозь все Евангелие просвечивает царственность Христа. Родословие в первой главе следует царственному роду Иуды. Тревога Ирода была вызвана рождением Иисуса как политического соперника. Вход в Иерусалим подчеркивал Его приход как царя, мирно восседающего верхом на молодом осле (21:5,7). В эсхатологической речи Он предсказывает, что «сядет на престоле славы Своей» (25:31). Надпись на кресте по распоряжению Пилата гласила: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (27:37).