Евангелие от иоанна с пояснениями глава 10. Обстоятельства, в которых писал иоанн


10:1-6 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им

. Притча об овцах, показывающая суть отношений между СВОИМ пастырем и ЕГО овцами: пастырь открыто входит в загон овечий через единственные двери (так устроен овечий загон); овцы знают голос пастыря своего и идут за ним по зову его (в овечьих загонах могли содержаться разные стада овец, каждое стадо знало голос своего пастуха).

Если придёт к ним кто под видом их пастыря – то по другому голосу овцы распознают подмену и не пойдут за чужаком, если он начнёт их звать за собой. От чужого пастыря овцы разбегаются врассыпную, они боятся чужаков.

знают голос его.

Метафора на распознавание голоса Божьего пастыря: Бог, знающий Своих, открывает им Себя чрез голос Своего пастыря таким образом, что они реагируют на слово Его правильно. Бог не принуждает их следовать за Собой против их воли, но овцы сами желают следовать за Его пастырем.

кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник

Иисус прямо пришёл от Бога, без хитростей: о нём было засвидетельствовано и у пророков, и через Иоанна-Крестителя, и самим Богом через голос с неба. На нём исполнились в точности предсказания пророков, и им явлены были чудеса со знамениями. Приходящие же «через забор» не могли привести прямых доказательств тому, что от Бога пришли, они лишь выдавали себя за кого -то великого. Сейчас много разных «пастухов», созывающих к Богу по-разному. И чтобы не попасть впросак и не впутаться в неприятности — необходимо научиться различать голос Божий. Ученики не поняли, о чём говорил Иисус. И хорошо. Иначе он не разъяснил бы и нам подробно значение её.

10:7 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам

Так кто же — Иисус овцам своим? Пастырь или дверь? Он — и пастырь добрый, знающий овец своих. И — дверь, открывающая путь овцам из загона мира сего на свободу к Богу. Просто в посланнике Бога совмещены несколько функций. И если Иисус хорош в роли пастыря, открыто входящего к овцам своим, то насколько же хорош он в качестве двери —
ПУТИ к хорошим пажитям у Бога. Иисус – та самая дверь и тот самый путь, который показывает всему миру сему направление к Богу. Никто не приходит к Отцу небесному, как только чрез Христа.
В каком смысле Иисус Христос — дверь? Он — единственный, кто смог открыть всему человечеству путь к Богу, примирив их с Ним через искупительную жертву. 10:8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

До появления Христа — в Иудее появлялись желающие изобразить из себя Христа, но все они были лжепророками и лжеучителями. Потому Божьи овцы (те, кто стал учеником Христа) и не восприняли их как Божьих пастырей.

10:9,10 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Если кто-то из пастырей войдёт в овечий загон
через дверь – путём Христа – тот и сам спасётся и пажить спасительную для овец найдёт. Приходилось много раз слышать, что все вообще пути ведут к Богу, и что каждый приходит к нему своим путем: кто- то через Будду, кто-то через Кришну или Мухаммеда, а кто-то — вообще ни во что не веря. Но Иисус сказал, что только он есть «дверь», и нет другого пути к Богу, кроме как через него: только он искупил людей от греха и смерти, только он указал путь к Отцу и нет другого имени под солнцем, которым можно было бы человеку спастись. Значит, не все духовные пути ведут к Богу. Тем более, что ДВА духа в мире отвечают за духовность людей: святой (чистый) и нечистый. Их нужно научиться различать -1Иоан.4:1.
Я пришел для того , чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Радостная весть:
Я пришел для того, чтобы жизнь они обрели, жизнь во всей полноте.
Христос как пастырь пришёл для того, чтобы открыть овцам дверь в жизнь вечную.

с избытком, во всей полноте —

Иисус даст людям возможность не только жить вечно, но и наслаждаться тем, что они смогут жить вечно. Обещание жить вечно так, как жили, например, иудеи 1 века, вряд ли можно было бы считать благословением и заинтересоваться этим: в этом веке жить тяжело (1Иоан.5:19). А вечная жизнь во всей полноте того смысла, который уготован людям по замыслу Творца — в райском доме и в общении с небесным Отцом — это и есть вечная жизнь с избытком (к вечной жизни добавляется ещё и вечное счастье, тот избыток, чего люди в этом веке не имеют). Во времена вечной жизни в Царстве Бога их жизнь будет необыкновенно хороша, по-особенному прекрасна и намного лучше, чем в этом веке (Ис.65:21-25; 66:12-14).
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.
Иисус, как добрый и бескорыстный пастырь, пришёл к «овцам» для того, чтобы их спасти и привести к Богу. Для этого он даже пожертвовал собой, отдав себя людям без остатка. Все остальные пастыри, кто не похож на Христа в мотивации и устремлениях (кто идёт не путём Христовым) — как правило, преследуют свои корыстные цели, поэтому ведут людей не к Богу, а за собой (они — воры, крадут людей у Бога). Поступая так, эти пастыри ведут паству неправильной дорогой — путём ложного служения Богу, что в конечном итоге может погубить их (Мтф.7:21-23).

10:11-13 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Христос считает овец Божиих — своими родными. Потому он и готов отдать жизнь за своих овец. Иисус здесь предсказывает, что погибнет ради того, чтобы овцы Божьи могли спастись.

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

Наёмник никогда овец своими не считает. А за чужое — свою жизнь отдавать никто не захочет. Потому в случае опасности наёмник, которому всё равно, что будет с овцами — думает лишь о том, как бы самому спастись. Наёмник, как правило, покидает стадо в критической ситуации. В этом — показан принцип отличия борьбы за своё и за чужое — у пастырей Божьего собрания разного «рода»: если к собраниям народа Божьего относиться как к своему, считать его
своей семьёй, то тогда все в нём – братья и сёстры, и тогда готов для них сделать многое, даже готов жизнью своей пожертвовать ради их благополучия.
Если же собрание воспринимать как абстрактное общество или организацию НЕКИХ верующих, от которых можно получить какую-то выгоду и потешить свои амбиции – тогда и отношение к собранию будет совсем другим, и не будет желания старательно заботиться о нём, поэтому «овцы» от такого пастыря разбегаются. 10:14,15 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца;

Для Иисуса овцы Божьи – всё равно, что свои. Иисус знает их, и овцы Божьи – распознают Христа. Согласно этого стиха получается, что те, кто имеет правильный духовный настрой (кто правильно расположен к вечной жизни, Деян.13:48), услышав голос Христа (духовное учение, согласующееся с наставлением Иисуса), обязательно отличат его от других «голосов».

и жизнь Мою полагаю за овец.

За своих овец (за всех, кого ему доверил Бог, Иоан.17:9) Иисус отдаст свою жизнь. Заметим — не за всех вообще людей. Только за тех Иисус погибнет, кто возлюбит Бога и пожелает стать Его «овцой» (Матф.1:21).

10:16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Многие читатели этого текста думают, что овцы «сего двора» – это иудеи, а другие овцы из некого другого двора – это язычники.

Вот здесь приведены размышления и Библейские аргументы в пользу того, что речь идёт всего лишь о разных предназначениях овец в одном стаде Божьем, о служителях внутреннего двора храма Иеговы (о классе священства, который должен был бы в первую очередь признать Христа, именно священники — прежде всего «свои» Богу) и об остальном народе — о служителях Его внешнего, другого двора. То есть, Иисус здесь вспоминает устройство храма Иеговы, состоящего из двух дворов (2Прлпм.33:5; Иез.10:3-5; 44:17-19).

Иисусу Христу надлежало найти для Бога не только будущих небесных царей и священников (свою духовную «невесту» -Откр.20:6), но и великое множество других овец, которые бы поклонялись Богу день и ночь в духовном храме Его всю вечность – Откр. 7:15-17. И среди будущих жителей небес, и среди будущего великого множества других овец — будут как иудеи, так и язычники.

10:17,18 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

Для любви, как видим, нужны основания и она не возникает на пустом месте. Иегова не заставлял Иисуса идти на землю в качестве человека и умирать для людей. Однако за то, что Иисус был готов без вопросов пойти на такую жертву — Бог возлюбил этого сына особо.

Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Иисус добровольно вызвался на это. Отец же разъяснил ему полную картину его миссии на земле — ДО того, как он сделал выбор: смерть Христа – не насовсем, а с последующим воскресением. Иегова никогда не даёт половинчатых картин, предоставляя выбор чего-нибудь. Иначе выбор может оказаться ошибочным. Так и мы: если не дорисуем, не доскажем, завуалируем — то и ожидать хорошего чего-то от слушающих нашу неполную информацию — не приходится.

10:19-21 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
Как видим, среди слушающих не все понимали его речь, но кто-то из непонимающих почему-то решил, что Христос — сумасшедший, а кто-то всё же сделал правильные выводы о том, что сумасшедшие так не могут говорить. Выходит, для того, чтобы иногда прийти к правильным выводам — вовсе необязательно всё понимать в абсолюте. Иногда достаточно уловить здравую суть.

10:22 Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима Этот праздник ныне называется Ханукка и празднуется в конце декабря, соседствуя в календаре с Рождеством. Он был праздником света, напоминая о событиях, происходивших во времена Иуды Маккавея, возглавлявшего восстание иудеев против сирийского царя Антиоха Епифана (164 г. до Р.Х.). 10:23-26
И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. 26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам..
Иудеи требовали у Христа не держать их в неведении, а заявить прямо о том, кто он. А то, что он до этого момента рассказал подробно о себе, как о добром пастыре Божием и о том, зачем он пришёл – слушая, никто не услышал.

дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.Иисус, заметим, не просит заглянуть ему в сердце или послушать слова его о том, как сильно он любит Бога. Он предлагает увидеть от Бога ли он или нет — судя по его делам и поступкам. Кроме овец Божиих с ухом, глазами и сердцем, настроенными на восприятие «волны» духа Божьего — выходит, никто и не мог воспринимать Иисуса Христа как посланника Бога ни по словам его, ни по делам

10:27,28
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей
. Таких овец невозможно отбить у Иеговы , они слышат голос пастыря Божьего и различают этот голос по «тембру» сказанного и по делам говорящего. Поэтому Иисуса не слишком беспокоил факт недоверия к нему многих: кому надо было, кого наметил Отец – те всё, что нужно услышали и восприняли правильно.

и они идут за Мною

Что здесь можно заметить? Овцы, например, Васи идут за Васей. Если Вася идёт за Христом, то и овцы его идут за Христом. Если же Вася собьётся с пути и свернёт в сторону, то и овцы Васи свернут за ним в сторону. Овцы же Христовы пути Христова всегда держатся и различат, когда Вася Божьему учит, а когда начнёт насаждать своё личное учение . И идти овцы Христовы могут за Васей только до тех пор, покуда Вася и сам путём Христовым следует. А если Вася свернёт с пути Христова, то овцы Христовы за ним не пойдут, а останутся на пути Христовом.
10:29Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;
Бог позаботился о том, чтобы нашлись в Иудее те Его овцы, кто мог бы распознать в Иисусе Христе — Его сына и посланника Божия. Отец Христа больше всех в том смысле, что Он — единственный, кто ведает сущностью всех людей на земле, потому и безошибочно может определить, кто именно нужен Иисусу Христу для того, чтобы его земная миссия могла бы исполниться согласно пророчествам

и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

Нет никого, кто мог бы помешать исполнению намерения Бога и воспрепятствовать появлению Его овец на земле: если Бог избрал кого-то для исполнения Своих намерений — никто не сможет помешать этому.

10:30 Я и Отец — одно.

Всё, что показывал на деле Иисус – делал бы здесь его Отец, если бы когда-нибудь решил посетить эту землю в буквальном смысле. Что Иисус, что Отец его — в делах, в словах и в мыслях – СУТЬ ОДНО целое, то есть, единомышленники в абсолюте. То, что говорит Иисус — это, по сути, говорит им Творец через Иисуса Христа.

Интересен также комментарий к этому тексту Женевской Библии: Иисус и Отец — не идентичные личности, а Личности, единые по Своей сущности.

10:31
Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
Иудеи были крайне раздражены этим сообщением Христа о тесной связи с небесным Отцом — с их Богом. Слова о такой тесной духовной связи с небесным Отцом — на самом деле всегда многих раздражают потому, что иметь такую личную близкую связь с Богом — это мечта многих, но не у всех она сбывается. Но кого это раздражает особенно сильно? Того, кто не имеет пока что такой тесной связи с небесным Отцом, не развил с ним близких сыновних отношений и не верит тому, что это вообще возможно. Все, кто смог построить собственный внутренний мир с Отцом и развил с Ним тёплые отношения – живут этим и счастливы этим. Кто не построил – разрушает внутренний мир тех, кто его построил. И счастливы этим.

10:32 много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Интересный вопрос: за какое конкретно ДОБРОЕ дело хотите побить меня камнями? И у глупца внутри шевельнулось бы сомнение в собственной правоте, спроси его ТАК. Но иудеи – далеко не глупцы. Иисус развенчал их праведность и показал, что дела их не в Боге соделаны. Доброе ли дело сделал он, обличив иудеев? Да, доброе, если смотреть на это глазами Творца. Добрые дела — это те, которые приносят пользу с точки зрения Бога. Если бы у иудеев было желание становиться лучше и приближаться к Богу, то у них был бы верный шанс исправиться в том, в чём Иисус им указал.

Но для фарисеев это было делом недобрым: слишком много пришлось бы менять.

10:33
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
Поняв, что бить за доброе дело — нехорошо, они поспешили уточнить, почему сердятся на Христа. Если не вникать в смысл сказанного Иисусом, то можно легко выставить его богохульником: ведь Иисус уравнял себя с Богом, сказав «я и Отец -суть одно целое». Слова Христа вполне можно воспринять буквально и обвинить его в богохульстве. Очень удобная позиция тех, кто ищет, за что наказать. А то, что Иисус, говоря о единстве с Отцом, говорит всего лишь о сходстве внутренней сущности и о том, все его действия и дела — в абсолюте отображают действия и дела Бога, ибо делаются при помощи Его святого духа — этой правдой можно и пренебречь: всё равно мало кто станет во всём этом разбираться.

10:34
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Однако Иисус решил показать абсурдность претензий иудеев, опираясь на те места Писания, которые были хорошо знакомы иудеям –Псал.81. Согласно этого Псалма Бог называл «богами» и сынами Всевышнего людей, которым Он доверил праведно судить народ Свой и представлять Его слово на земле.

10:35,36
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
Дальше Иисус пытается побудить их размышлять над тем, что называться сыном Божиим по сравнению с «богами» — намного безобиднее, и, тем не менее, Бог не считает, что совершает богохульство, называя некоторых людей — богами. Богами в Псалме были названы те из Его народа, кому Бог поручил представлять Его руководство, суд и власть на земле — руководители Своего народа и пророки. Они должны были бы во всём руководствоваться ЕГО СЛОВОМ, а не словами человеческими (
к которым было слово Божье
).

10:37, 38 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Иисус снова и снова терпеливо пытается их подвести к тому, что
дела Отца может делать только сын Отца или хотя бы тот, кого Отец наделил способностью делать ЕГО дела (Отец во Мне и Я в Нем
) Название в данном случае не так важно: словам можно и не верить, это нормально. Но делам, как правило, НЕ верят только те, кто НЕ ХОЧЕТ прийти к правильному выводу, кого правильный вывод – по какой-то причине устраивает. Например, жену не устраивает правильный вывод о том, что муж пришёл с работы уставший. Не устраивает потому, что придётся учитывать его усталость и ничем его не нагружать. А жене нужно, например, срочно нагрузить мужа работой по дому, поэтому она и не хочет ни видеть его усталость, ни верить тому, что муж сильно устал. Всё просто.

Так действуют и фарисеи: ну, допустим, сделают они правильный вывод о том, что Христос — от Бога, и что? Тогда придётся напрягаться и изменяться по слову Христа. А не хочется. Проще НЕ увидеть этого и НЕ сделать правильный вывод.

10:39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их

, Иудеи должны были бы задуматься над таким здравым аргументом в защиту безобидности звания «сын Божий» по сравнению с «богом», применяемым к человеку. Но это — сложно. Гораздо проще им оказалось не увидеть этих аргументов и не понять их.

Но самое простое в таких двусмысленных ситуациях, когда приходится бороться с совестью и целесообразностью — взять да и уничтожить того, кто вносит беспокойства в отлаженную жизнь колеи поклонника Иеговы, довольного собой вполне. Что каждый раз и пытались проделать фарисеи с Христом: Тогда опять искали схватить Его

10:40
но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
Иисус Христос снова не стал обострять отношения и идти на открытую конфронтацию с иудеями. Его час ещё не пришёл, ещё много дел было у него на земле, и неважно, что его не поняли: не было смысла и дальше пытаться побудить иудеев поверить в то, во что они верить категорически отказывались.

10:41,42 Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

Интересно, что об Иоанне-Крестителе сказано, что он придёт в духе и силе Илии -Лука 1:17, совершающего в своё время множество буквальных чудес. Однако сам Иоанн не повторил ни одного чуда Илии и не совершил ни одного своего собственного буквального чуда.

Однако Иоанн совершал духовные чудеса, обращая сердца иудеев к Иисусу через проповедь о грядущем Христе. Благодаря этому – многие уверовали в Иисуса и приняли его как сына Божьего: И многие там уверовали в Него.

Потому и сказано о том, что многие, кто пришёл тогда к Иисусу — тогда только и поняли, что Иоанн говорил правду о Христе. А раньше, не видя дел Христовых, трудно было поверить в то, о чём пророчествовал Иоанн-Креститель.

Хотя по большому счёту всё равно оказалось, что в буквальных чудесах – мало проку, ибо столько чудес совершил Иисус, а всё равно не веровали ему-Иоан.12:37. А вот духовное чудо более ценно: оно может спасти жизнь тому, кто примет Христа Божьего и указать ему путь к свету Царства Бога.

Евангелие от Иоанна: смысл в Слове

В Новом Завете после Евангелий от Матфея, Марка и Луки следует Евангелие от Иоанна. Автором его является святой апостол Иоанн, призванный в число учеников одним из первых: увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 21–22).

Первый богослов

В начале

Если бы святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову задали вопрос: «В чем смысл жизни?», он непременно бы ответил, что смысл не только жизни, но и вообще всего — в Слове. Первые строки Иоаннова Благовестия торжественно провозглашают: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1, 1–3). Интересно, что первый стих четвертого Евангелия созвучен с первым стихом книги Бытия, с которой начинается Священное Писание Ветхого Завета: В начале сотворил Бог… (Быт. 1, 1). И Бытие, и Евангелие от Иоанна говорят о творении: Бог творит и Слово дает начало всему существующему, ничто не может существовать без Слова. В греческом оригинале Евангелия от Иоанна употреблены два сложных термина, использовавшихся уже в античной философии: «архэ» (начало, управление) и «логос» (слово, речь, смысл). Так вот, «архэ» — не просто начало, «архэ» — это то, что определяет дальнейшее существование и развитие вещей. «Логос» — не просто слово, это Сам Бог-Слово, Сын Божий, через Которого Бог призывает мир к существованию. Поэтому все творение имеет свое начало и существование в Боге, определяется и управляется Богом, только в Боге обретает свое истинное значение. Жизнь мира — это Бог.

Для чего

Евангелие от Иоанна сосредоточено вокруг трех фраз: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14); Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Бог-Слово, Сын Божий стал плотью. Что это означает? Это означает, что Бог стал таким, как все мы — человеком.

Еще раз обратимся к древним грекам. В древнегреческой философии плоть — это что-то низшее, то, от чего надо освободиться, тело, плоть — это темница, в которую заключена человеческая душа. Евангелие от Иоанна в буквальном смысле переворачивает эти представления. Бог стал плотью, человеком, чтобы спасти человека. Сын Божий стал плотью, потому что Бог Отец настолько возлюбил Свое творение, что жизнь Сына была отдана за жизнь всего мира. Через воплощение Сына Божия мир получил не просто жизнь, а жизнь с избытком. Жизнь с избытком — это отсутствие любого недостатка, потому что Бог восполняет все, восполняет любую немощь и скорбь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]