Москва, Церковь Георгия Победоносца в Грузинах |
Московский храм в честь великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
- Престол: вмч. Георгия Победоносца
- Адрес: Россия, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 13
- Сайт:
- Тел.: 254-09-85
- Проезд: М. «Баррикадная», тролл. 66. Добираться можно и от метро Краснопресненская — как и от Баррикадной — около 10 минут пешком вдоль забора зоопарка.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Церковь великомученика Георгия располагалась в самом центре грузинского поселения в Москве, вблизи дворца царя Вахтанга VI (сейчас на его месте расположено посольство ФРГ), у пересечения Георгиевской площади и речки Кабанихи (ныне -Зоологический переулок). Она была построена на месте церкви Иоанна Богослова, открытой по повелению Алексея Михайловича и сгоревшей в середине XVIII века. С просьбой о выдаче разрешения на ее постройку обратился к московскому архиепископу Платону сын Вахтанга VI — царевич Георгий. В ноябре 1749 г. разрешение было дано.
Деревянную церковь построили, очевидно, на средства царевича Георгия. Ее освятил архиепископ Иосиф Самебели (И.Т. Кобулашвили).
Богослужение в церкви велось на грузинском языке. В 1779 г. Георгиевская церковь сгорела, однако ризница была спасена.
На месте деревянной церкви было начато строительство каменной церкви, которая была освящена в 1800 г. В течение всего XIX в. церковь св. Георгия расширялась и обустраивалась.
В 1807 г. князья Цициановы (Цицишвили) устраивают приделы из красного дерева во имя Петра и Павла. Они пожертвовали церкви наиболее ценные реликвии — напрестольный крест, Евангелие, богослужебные книги, сосуды, ковчег и т. п. Младший брат известного политического деятеля начала XIX в. Павла Дмитриевича Цицианова — Михаил — был ктитором церкви 25 лет.
В 1841 г. в церкви был поставлен иконостас, в 1870 г. — увеличена высота колокольни. В 1897 г. к старой церкви, которая уже не могла вместить всех прихожан (в связи с ростом населения в этом районе Москвы) было построено новое здание в псевдо-византийском стиле (архитектор Сретенский).
Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках.
При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.
До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.
Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 году; в 1993 году древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом.
В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.
Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковнославянском и грузинском языках [1].
Московская церковь св. Георгия Победоносца на Красной Горке
Церковь св. Георгия Победоносца на Красной Горке. Фото из книги Н.А. Найденова
В этом году исполняется 1701 год со дня кончины св. великомученика Георгия Победоносца – одного из самых чтимых на Руси святых, почитающегося покровителем Москвы. В первопрестольной в его честь было построено множество храмов, задолго до появления изображения святого на московском гербе, – одни пережили черные времена и сохранились до наших дней, другие погибли в годы советской власти.
Святой Георгий родился в Ливанском городе Бейруте (Берите) на побережье Восточного Средиземноморья в конце III века н.э. в аристократической, богатой и благочестивой семье – родители воспитали сына в христианской вере. Юноша поступил на военную службу при императоре Диоклетиане, ревнителе римского язычества и яростного противника христианства: именно при нем начались жесточайшие гонения на исповедников Христа. Император Диоклетиан заметил молодого, сильного и храброго воина, и святой Георгий, зачисленный в императорскую стражу, стал его любимцем.
И вскоре св. Георгий стал очевидцем неправедного суда над христианами, вынесшего им смертный приговор за истинную веру. Тогда воин, понимая, что эта участь ждет и его как христианина, завершил дела земные – освободил своих рабов и роздал имущество бедным – и сам явился к императору Диоклетиану. Перед грозным тираном св. Георгий открыто исповедал христианскую веру и обличил его злодеяния, выступив против императорского приказа о преследовании христиан.
Диоклетиан повелел заточить воина в темницу и жесточайше пытать, и, не добившись от него отречения от Христа, приговорил его к смерти через усечение головы мечом. Святой Георгий был казнен в Никомидии в 303 году – он не дожил до 30 лет. Святые мощи его были упокоены в Палестине, в городе Лидди, в посвященном ему храме, а голова была положена в таком же храме в самом Риме.
И уже после смерти великомученика произошло знаменитое Чудо св. Георгия о змие, которое не только усилило прославление святого, но и определило последующую иконографию его образа, а потом и сам московский Герб, – святого изображают на белом коне с копьем в руках, поражающим змия.
По преданию, на родине святого Георгия, в озере близ города Бейрута, действительно появился какой-то гигантский змей – возможно, крокодил или удав. Он представлял огромную опасность для местных жителей, так как они стали постоянно приносить ему человеческие жертвы по жребию, юношу или девушку, чтобы «задобрить» чудовище и утолить его голод, как в древние языческие времена. И однажды жребий пал на дочь самого правителя – опасность была такой, что даже отец не мог ничего для нее сделать. Девушку отвели на берег озера и привязали к дереву. И когда чудище вылезло из воды, вдруг появился «светлый юноша» на белом коне и ударом копья убил гадину. Так он не только спас девушку и местных жителей от беды и прекратил страшные языческие жертвоприношения, но и обратил все окрестное население в христианскую веру.
Святой Георгий считается покровителем воинства, домашнего скота и защитником от хищников. В его весенний праздник на Руси скотину впервые выгоняли в поле после зимовки. А вот осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В средневековые времена он был последним оплотом свободы русского крестьянства – именно в этот день раз в году им разрешалось самим переходить от одного помещика к другому, когда в конце ноября устанавливался крепкий санный путь, что давало возможность передвижения. И только при Иване Грозном, в 1581 году, это правило перехода было отменено, чем окончательно до самого 1861 года утвердилось жесточайшее крепостное право. Тогда и появилась известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
В старой, дореволюционной Москве было несколько храмов, освященных во имя св. Георгия. Часть из них уцелели до нашего времени – на Псковской горке в Китай-городе на Варварке, в Замоскворечье, в Лучниках на Лубянке. Лубянская церковь открылась настолько в обезображенном виде, что в середине 1990-х годов, когда этот храм вернули верующим, не верилось, что эти руины вообще можно восстановить. И тогда же, после падения СССР, была выстроена Георгиевская церковь на Поклонной горе, явив собой новое направление в церковной архитектуре.
В центре старой Москвы существовал и целый монастырь, посвященный святому Георгию, – в одноименном переулке между Тверской и Большой Дмитровкой ныне осталась только красивая стена этой обители, а на месте снесенного большевиками монастыря построили типовое здание школы. Много и разрушенных приходских Георгиевских церквей – на Всполье в районе Бронной и Спиридоновки, в Хамовниках и на Красной горке на Моховой. Эта последняя церковь, стоявшая по соседству с главным зданием МГУ на Моховой, была связана с судьбой Московского университета.
Церковь стояла рядом с гостиницей «Националь», на том месте, где сейчас стоит сталинский дом №6. Название местности – Моховая – произошло, по одной из версий историков, от стоявших тут лавок, в которых торговали сухим мхом для конопачения деревянных московских домов. Или же тут просто было болотце, обильно поросшее мхом.
Георгиевская церковь на Моховой была основана, по преданию, самой инокиней Марфой, матерью первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако в исторической литературе встречается известие о том, что церковь упоминалась еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, и в 1462 году значилась каменной. Возможно, что древняя церковь сгорела дотла, и инокиня Марфа выстроила на ее месте новую, деревянную. И действительно, подтверждение этой версии находим в летописи при описании пожара в Москве в 1493 году: пожар с Арбата перекинулся на «Неглину к каменной церкви к Егорию святому». А вот уже в 1629 году есть упоминание, что церковь «Георгия Страстотерпца на Горке древяна» сгорела – значит, в то время она действительно была уже деревянной. Возможно, что именно ее и основала или возобновила деревянной на месте каменной инокиня Марфа.
Храм был построен на возвышенности, где по всей вероятности, в древности весной справляли народные праздники на Красную Горку – отсюда и произошло название этой местности на берегу Неглинки. Праздновали весело – с хороводами, играми, гуляниями. По народному поверью считалось, что поженившиеся на Красную Горку будут счастливы всю жизнь. А поскольку праздник этот был весенний, в первое воскресение после Пасхи, то по традиции его отмечали там, где было много тепла и солнца.
Деревянная церковь сгорела в 20-х годах XVII столетия, и прихожане своими силами выстроили на том же месте каменный храм – в 1652-1657 г.г. Затем храм украшали и благоустраивали местные именитые и богатые домовладельцы, жившие в этом привилегированном районе старой Москвы: так, на втором этаже Георгиевского храма князья Барятинские освятили придел во имя св. Архистратига Михаила. В 1817 году именно в нем открылась временно домовая церковь Московского университета, – тогда этот придел был переосвящен во имя св. мученицы Татианы. Московскому университету пришлось перейти под сень святого Георгия, так как его собственная церковь в левом крыле главного здания на Моховой сгорела в пожаре 1812 года.
И именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в декабре 1825 года.
И здесь же, в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве – когда болезнь уже утихла в городе. Сначала преосвященный Дионисий отслужил в храме Литургию, а потом студенты подняли местные иконы и образ св. мученицы Татианы и перенесли их в большую университетскую аудиторию, где был совершен благодарственный молебен и провозглашено многолетие Государю Императору Николаю Павловичу и Августейшему дому. Затем святой водой окропили комнаты студентов, столовую и лекционные аудитории.
Однако богослужения в обычном приходском Георгиевском храме оказались неудобными для большинства университетских прихожан – наверх вела крутая лестница с большими ступенями, и не все пожилые люди могли ее преодолевать, особенно в плохую погоду, а совершать там отпевание было почти невозможно. К тому же второй этаж не отапливался, и нельзя было проводить богослужения в холодное время года – на которое и приходился главный университетский и престольный январский праздник Татьянин день.
Кроме того, помещение придела второго этажа было очень маленьким для проведения многолюдных университетских торжеств – священник Георгиевской церкви, Захарий Яковлев, который стал исполнять обязанности университетского священника служил в большие праздники и во время Великого Поста прямо в главном корпусе Московского университета.
Только в 1832 году император Николай I купил для университета соседнюю усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской, и построенную, возможно, самим Василием Баженовым. (Ныне это – Аудиторный корпус МГУ). И в его левом флигеле в 1837 году открылась новая домовая церковь Московского университета, действующая там и ныне. (подробней см. нашу публикацию от 25 января с.г.)
С того времени Георгиевская церковь опять стала обычной приходской. Только в ранние советские годы история вновь связала ее с судьбой Московского университета, когда его домовая церковь была закрыта большевиками почти сразу после революции. В январе 1920 года в Георгиевском храме тайком служили в Татьянин день, празднуя 165-летний юбилей Московского университета. Да и первые университетские богослужения после закрытия его собственной церкви вновь проводились в Георгиевском храме на Моховой.
Однако революция обрекла этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет просил ВЦИК разрешения снести Георгиевскую церковь и на ее месте построить элитный жилой дом в новом архитектурном стиле. Разрешение было получено, и в 1934 году знаменитый архитектор И.В. Жолтовский построил на Моховой многоэтажный дом, ставший самым первым в Москве образцом архитектуры «сталинского ампира», тихо шедшей на смену революционному конструктивизму. И хотя этот новый стиль так прозвали на метком и остром московском народном языке, действительно, для декоративного оформления здания Жолтовский вновь использовал элементы классической ордерной архитектуры, от которой отказался еще сам теоретик конструктивизма Ле Корбюзье. Иногда вообще писали, что произведение Жолтовского построено в итальянском стиле «Палладио», однако чаще его называли сталинским ампиром и горько иронизировали – «Ам-пир во время чумы».
Не случайным было это выражение – дом явно строился для высокопоставленной партийно-государственной элиты. Известный историк Москвы Сергей Романюк приводит данные о шлифованных деталях, о лепнине на потолке, о паркете без единого сучка, о полированных дверях и о комнате (алькове) для домработницы в каждой квартире этого «высеченного из камня памятника политике партии».
Но так случилось, что и в наше время еще раз судьба Московского университета и его домовой церкви оказалась невидимо связана с памятью старинного Георгиевского храма и самого святого покровителя Москвы. Именно в день праздника святого Георгия, 6 мая 1995 года, на верху Татианинской церкви МГУ на Моховой впервые после Октябрьской революции вновь водрузили большой деревянный крест. Он теперь хорошо виден с Манежной площади.
Последний настоятель храма святого Георгия Владимир Проферансов причислен к новомученикам
В августе 2000 года состоялся юбилейный съезд Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Одной из тем стало принятие сомна новомучеников и исповедников Российских. Среди прочих к лику святых был причислен последний настоятель храма св. Георгия, протоиерей Владимир Проферансов.
Батюшка занимал важный пост секретаря Патриарха Тихона. Когда к нему пришли люди из НКВД и предложили сотрудничество. Протоиерей отказался. Его арестовали, затем осудили и отправили в безвременную ссылку.
15 декабря
официальный день памяти новомученика Владимира Лубянского
В 1937 году отца Владимира отправили этапом на Бутовский полигон, где в тот момент работали ОБКОМовские тройки. Одной из таких групп протоиерей приговорен к ресстрелу.
15 декабря стал официальным днем памяти Владимира Лубянского. Причем поминать святого начали в том же 2000 году. К этой дате была написана икона святомученника. Однако только в 2007 году впервые провели полноценное празднование в честь святого Владимира Лубянского.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение