Был ли апостол Фома действительно «неверующим»?


Общие сведения

«Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания, крупного интернет-портала и множества других проектов-спутников. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов.
«Фома» не является официальным проектом Русской Православной Церкви. В то же время мы активно сотрудничаем с представителями духовенства и различными церковными структурами. Журналу присвоен гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви».

Создатели «Фомы» – журналисты Владимир Легойда и Владимир Гурболиков. С изданием в разные годы сотрудничали многие известные журналисты и эксперты.

В интернете сайт «Фомы» читает в среднем 2,5 миллиона уникальный посетителей ежемесячно; «Фома» имеет сотни тысяч подписчиков в социальных сетях.

Полиграфический выпуск журнала выходит каждый месяц тиражом 25 000 экз. и распространяется в храмах Русской Православной Церкви. Его также можно приобрести в печатных киосках или оформить на него подписку. Журнал «Фома» включен в перечень социально значимых изданий для проведения подписной кампании (с 2021 года).

Фонд «Фома Центр», осуществляющий работу над содержанием наших проектов, является также соучредителем Радио ВЕРА, крупнейшего православного вещателя в fm-диапазоне.

ФОМА, ЖУРНАЛ

«Фома», православный журнал для сомневающихся

  • Адрес: 105318 Москва а/я 99 — для почты; 105318 Москва, Измайловское ш., д. 28, ком. 217 — для курьеров
  • Телефон
  • Email
  • Официальный сайт:
  • Тираж: 16000 экз., 1 раз в месяц.

Издается с 1996 года. Главный редактор — Владимир Легойда. Издатель — фонд содействия культурно-просветительской деятельности «Фома-Центр», учредители — В.А. Гурболиков, В.Р. Легойда.

Одобрен Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Журнал «Фома» — независимое некоммерческое культурно-просветительское издание. Основная тематика — актуальные проблемы современного общества с точки зрения православия, православная вера во всех ее аспектах (духовном, историческом, культурном и др.) Начавшись в 1996 году с формата черно-белого «самиздатовского» журнала, в настоящее время «Фома» является современным качественным общенациональным периодическим изданием, сравнимым по формальным потребительским характеристикам (периодичность, формат, цвет, качество бумаги и др.) с т.н. «глянцевыми» изданиями.

Печатается в Финляндии, выходит ежемесячно, продается в храмах и светских розничных сетях, имеет подписчиков в России, странах СНГ и дальнем зарубежье.

Журнал придерживается позиций Московского Патриархата Русской Православной Церкви, однако не является церковным изданием.

Целевой аудиторией журнала являются современные, динамичные, думающие люди, как верующие православные христиане, так и «сомневающиеся», но задающие себе «главные» вопросы люди. Формально это работающие мужчины и женщины в возрасте от 25 до 50 лет с высшим образованием, проживающие в крупных городах с доходом средним и выше среднего.

Несмотря на относительно большое количество печатных СМИ православной тематики, журнал «Фома» не имеет аналогов среди них, поскольку целевой аудиторией практически всех религиозных изданий является сама община, в данном случае — православная. Аудиторией же «Фомы» является не только и не столько община, сколько люди не определившиеся и сомневающиеся. Журнал не имеет также аналогов на рынке светских печатных СМИ, поскольку основой содержания ни одного из них не является мировоззрение, то есть взгляд на мир с определенной и четко обозначенной точки зрения. Содержательная же концепция журнала «Фома» состоит именно в этом – говорить о любых актуальных проблемах, но с точки зрения православной веры.

Выходные данные

Журнал «Фома» Учредитель: Фонд содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» Главный редактор: В.Р. Легойда. Возрастная категория: 12+ Зарегистрировавший СМИ орган — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 — 37757 от 12.10.2009

Портал foma.ru (фома.ру) Выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 11.09.2019 Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76758 от 06 сентября 2021 г. Статус средства массовой информации: Действующее Наименование (название) средства массовой информации: foma.ru Язык(и): русский Перевод наименования (названия) на государственный язык Российской Федерации: фома.ру Адрес редакции: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 12, стр. 9, пом. II Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания): FOMA.RU Примерная тематика и (или) специализация: Культурно-просветительская, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе Форма периодического распространения: сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны Учредитель (соучредители): Фонд содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» (ОГРН 1047796888490)

Финансовый отчеты Фонда «Фома Центр»

Аудиторское заключение Фонда «Фома Центр» 2021 год
Аудиторское заключение Фонда «Фома Центр» 2021 год

Аудиторское заключение Фонда «Фома Центр» 2021 год

Аудиторское заключение Фонда «Фома Центр» 2021 год

Аудиторское заключение Фонда «Фома Центр» 2021 год

Реквизиты фонда «Фома Центр»

Фонд содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» ИНН: 7701568370 КПП: 771001001 ПАО «СБЕРБАНК» г.Москва р/сч: 40703810638170002526 БИК 044525225 к/с 30101810400000000225 Назначение платежа: Пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности.

Контакты

E-mail адрес: Вы можете написать нам в отдел распространения или в редакцию
Почтовый адрес: Для писем: 123242, Москва, а/я 46 Мы стремимся максимально прочитывать всю поступающую к нам почту, но, к сожалению, из-за большого объема входящей корреспонденции редакция не имеет возможности вступать в регулярную переписку с читателями и отвечать на все поступающие письма с предложениями о публикации.

Также нам можно позвонить: тел.: +7 (800) 2000899 (звонок из России бесплатный)

Часть III. Духовная жизнь

Церковь учит, что духовная жизнь – это не только переживания человеческого духа и разума, но вся наша повседневная жизнь, в целостности своего общения с Богом. Каждый поступок христианина, каждая мысль его, каждое слово и каждое дело, каждое проявление его личности – должны быть духовными, то есть вдохновляемыми и ведомыми Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была явлена в Его Сыне. «Что делаете, всё делайте во славу Божию» (1Кор.10:31).

В ветхозаветном Законе написано: Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. (Лев.11:44)

В Новом Завете апостол Пётр возвращается к этой основной Божьей заповеди: …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». (1Пет.1:15–16)

Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога, в этом – смысл единства с Ним. Все «призваны быть святыми» (Рим.1:7), делаясь «причастниками Божественного естества» (2Пет.1:4). Именно это и имел в виду Иисус Христос, когда в Своей Нагорной проповеди Он провозгласил: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф.5:48).

Путь единения с совершенством и святостью Бога лежит «во Христе». Видящий и знающий Иисуса Христа – видит и знает Бога Отца (Ин.8:19, 14:7–9). Находящийся в общении с Сыном – пребывает в неразрывном единстве с Отцом (Ин.17; Еф.2; Рим.8.). Всё это возможно исполнить только присутствием и силой Святого Духа в жизни человека.

Если любите Меня (говорит Христос), соблюдите Мои заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Ин.14:15–17)

Как говорил преподобный Серафим Саровский, сущность христианской духовной жизни и, более того, смысл жизни как таковой – есть «стяжание Святого Духа Божия».

Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, всё-таки светится в сердце искони бывшем божественным светом бесценных заслуг Христовых… А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю…

(Св. Серафим Саровский, «Разговор с Мотовиловым»)

Таким образом, без Духа Божьего человек не может быть по-настоящему «человечным», быть самим собой. Православными авторами часто цитируется выражение св. Иринея Лионского (III в.): «человек есть тело, душа и Святой Дух»

. Это значит, что для достижения образа и подобия Божия, по которому человек был сотворён, то есть для уподобления Христу – совершенному, нетварному образу Божию, человек должен быть храмом Духа Божьего. Если же он не является им, тогда он делается храмом лукавого духа зла. Третьего быть не может. Человек находится либо в бесконечном процессе жизни и возрастания, в единстве с Богом властью Святого Духа, либо – в бесконечном процессе распада и смерти, властью разрушительной силы дьявола возвращаясь в прах и небытие, из которых он был вызван. Именно так православное Предание понимает «два пути» Закона Моисеева: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих. (Втор.30:19–20)

То же самое говорит и апостол Павел о «двух законах», действующих в жизни человека: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих… Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти… Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир. (Рим.7:22, 8:6)

Каждый стоит перед этими двумя путями человеческого существования: или выбрать жизнь – «жизнь в избытке», «жизнь вечную», данную Богом в творении и спасении через Иисуса Христа, или – выбрать смерть. Весь драматизм нашего человеческого существования заключается в этом выборе, даже если он бессознателен.

Говорить неправду и быть неправедным – значит грешить. Надо заметить, что, описывая грех, Священное Писание употребляет слова, в контексте которых всегда имеется в виду первоначальное состояние праведности и добра. Например, слово «падение» указывает на движение вниз, уводящее от первоначального высокого состояния. Слово «скверна» даёт понять о загрязнении изначально бывшей чистоты. А слово «прегрешение» означает нарушение того, что сначала было истинным. Слова «разрыв» и «отчуждение» указывают на существовавшее единство. И, наконец, слово «отклонение» показывает на уход с правильного пути.

Нет такого слова, обозначающего грех, которое в самом своём звучании не открывало бы нам, что грех – это неестественное состояние для человека, что всякое зло действует лишь в качестве «паразита» на том, что изначально было добрым. Поэтому и в православном Предании грех ни в коем случае не считается естественной частью бытия. Быть человеком и одновременно быть грешником – есть противоречие. И, наоборот, быть истинным человеком – значит быть праведным, чистым, верным и добрым. В этом смысле можно сказать, что духовная жизнь и состоит в том, чтобы не грешить. А не грешить – быть подобным Богу и Его Сыну Иисусу Христу.

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха. Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (1Ин.3:5–8)

Апостолы и святые, на основании собственного опыта, знали силу дьявола, направленную против человека, чтобы его разрушить. Но не менее хорошо они знали и бессилие дьявола, ведущее к его собственному конечному разрушению, если он сражается против человека, полного Святым Духом Божьим. Православное учение и здесь утверждает, что среднего пути между Богом и Сатаной не существует. В конечном счёте, в каждый данный момент, мы находимся или с Богом, или с дьяволом, служа либо одному, либо другому.

Окончательная победа принадлежит Богу и тем, кто с Ним, а Сатана и его полчища будут в конце уничтожены. Но пока человек не признает, и главное, не почувствует всей реальности этой космической духовной борьбы (Бога и Сатаны, добрых и злых ангелов), он не может по настоящему называться христианином, потому что цель его духовной жизни – это победа над обманчивыми и лживыми соблазнами искушений дьявола.

Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира… (1Ин.1:8, 2:2)

Здесь следует обратить внимание, что, как в Священном Писании, так и в духовном Предании Церкви, слово «мир» (т. е. вселенная) употребляется в двух различных значениях. В одном случае «мир» есть выражение всего творения Божьего, результат Его благой воли и объект Его любви.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Ин.3:16–17)

Но, как мы уже сказали, кроме этого положительного видения «мира», существует также и отрицательное, когда слово «мир» означает не объект Божьей любви, но – творение, восставшее против своего Творца. Так, по словам Христа:

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. (Ин.15:18–19)

И апостол Иоанн, в своём первом Послании, продолжая говорить о вражде между Христом и «миром», даёт христианам следующую заповедь: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:15–17)

Такое же раздвоение существует и в употреблении слова «плоть». С одной стороны, «плоть» означает полноту человеческого существования, самого человека. Поэтому о воплощении Христовом написано: «И Слово стало плотью…», или, что в день Пятидесятницы Бог излил Свой Святой Дух «на всю плоть» (Деян.2:17; Иоил.2:28). С другой стороны, слово «плоть» используется и как эпитет безбожного и бездуховного существования: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир: потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. (Рим.8:5–8)

Следует подчеркнуть, что, говоря о «плоти», апостол Павел тут не имеет ввиду человеческое тело, он недвусмысленно даёт это понять: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи. (1Кор.6:13–20)

Эта наблюдаемая двойственность в значениях слов «мир» и «плоть» разъяснена духовными учителями Церкви и чётко разграничена в её таинствах. Творение Божье – добро. Физическое существование само по себе – не зло. Плотское тело человека не является дурным. Злы лишь греховные страсти и влечения, ибо они используют тварный мир и плотское тело человека как самоцель, как объекты идолопоклонничества и безбожных вожделений, что, по словам бл. Августина, выражает «поклонение твари, а не Творцу».

Душа по природе бесстрастна. Страсти суть нечто придаточное, – и в них виновна сама душа… естество души светло и чисто, по причине принятия им в себя божественного света… Противоестественное же её состояние бывает в людях страстных, страстям работающих.

Слыша, что должно удалиться от мира, очиститься от всего, что есть в мире, надлежит тебе сначала понять и узнать… что значит самое наименование «мир»… Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Когда в совокупности хотим наименовать страсти, называем их миром… Мир есть плотское житие и мудрование плоти

. (Св. Исаак Сирин, IV в., «Духовные наставления»)

Новая жизнь мира, сотворённого, искупленного и данного человеку Богом через Христа и силой Святого Духа, – есть Церковь. В ней и сосредоточивается то, что Бог изначально желал для человека.

Но не следует думать, что она является каким-то специальным «религиозным существованием», отличным от того бытия, которое мы получили от Бога, сотворившего нас. Двух жизней – «естественной» и «религиозной» – не существует, есть только одна – истинная, подлинная, настоящая жизнь, жизнь с Богом, жизнь Церкви, всё другое же является смертью.

Следовательно, люди, не сознающие своей принадлежности к Церкви Христовой, живут истинно и подлинно лишь в той мере, в какой они следуют Божьему закону, «написанному в сердцах их». А те люди, которые считают себя членами Церкви, являются ими настолько, насколько они по-настоящему разделяют её жизнь. К сожалению, бывает, что человек формально считается членом Церкви, но при этом продолжает жить по закону плоти, закону греха и смерти.

Итак, подводя итог всему выше сказанному, можно сформулировать, что единственным содержанием духовной жизни человека является «стяжание Духа Святого» в «искании прежде Царства Божия и праведности Его» (Мф.6:33). Именно для этого, и только для этого, человек был сотворён Богом.

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. …поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:16–21)

Краткая история журнала «Фома»

Подготовка к изданию журнала началась после встречи Владимира Легойды и Владимира Гурболикова в 1994 году. Они хотели сделать журнал, который рассказал бы людям независимо от их отношения к вере о красоте Православного христианства. Название и окончательный образ журнала сложился в 1995 году. Первый номер вышел в 1996 году — его благословил и поддержал протоиерей Аркадий Шатов (сейчас — епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси).

Вначале журнал существовал как черно-белый альманах, аудитория которого стала быстро расти. Параллельно с 1998 до 2003 года ежемесячно выходила газета «Фома» с тиражом 10 000 экземпляров. С 2004 года «Фома» стал цветным иллюстрированным журналом и начал выходить регулярно — раз в два месяца. А с 2005 года выходит ежемесячно.

ОТКРЫТЬ

Журнал пользовался вниманием широкой простой аудитории и одновременно был уважаем среди многих деятелей культуры, науки и искусства. В попечительский совет «Фомы» вошел ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Значимая точка — 2012 год, когда начал выходить журнал «Фома в Украине». Сейчас общее количество украинских номеров «Фомы» более ста, а российских — больше двухсот.

«Фома» с начала 2000-х годов присутствовал в интернете, а в 2006 году появился сайт с адресом foma.ru. В 2013 году его аудитория составляла 100 000 читателей в месяц, а уже в 2019 году она достигла 2,5 миллионов уникальных пользователей ежемесячно.

У «Фомы» существуют площадки во всех популярных социальных сетях. Самые большие из них это Вконтакте — 127 000 человек и Инстаграм — 90 000 человек. Также несколько десятков тысяч читателей есть на страницах в Фейсбуке, Ютьюбе, Одноклассниках и мессенджере Телеграм.

Издатель журнала фонд «Фома Центр» вместе с партнерами стал соучредителем радио «Вера», охват которого на сегодняшний день — 50 миллионов человек.

Сейчас «Фома» — один из самых известных и читаемых православных медиа России и ближнего зарубежья.

Свернуть

Был ли апостол Фома действительно «неверующим»?


Уверение Фомы, клеймо из ретабло работы Берната Солета

В это воскресенье мы празднуем уверение святого апостола Фомы, когда воскресший Христос показал ему Свои раны и повелел: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27). У многих сложился стереотип: апостол Фома – нечувствительный, закоренелый невер, который способен уверовать только в силу чрезвычайных обстоятельств. Даже такое выражение сложилось – «Фома неверующий». И почему-то многие стремятся сделать этот праздник днем научного работника, как будто наука заранее программирует человека на неверие! Но так ли это?

Что мы знаем о святом апостоле Фоме? Немногое. Известно, что его еврейское имя означает «Близнец», чему толкователи давали разное объяснение; одно из них состоит в том, что так называли человека сомневающегося. Происходил он из палестинского города Панеады. В Евангелиях он перечисляется вместе с прочими апостолами.

Впервые мы слышим его голос, когда ученики уговаривают Христа не идти в Иудею, чтобы воскресить Лазаря Четверодневного: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11: 8). Но Спаситель отклоняет их уговоры, и тогда Фома говорит: «Пойдем и мы, умрем с Ним» (Ин. 11: 16). Тут перед нами не бесчувственный маловер, а человек самоотверженный, готовый идти на смерть вместе со Своим Учителем и ради своего друга. Фома был на Тайной вечери и после нее бежал вместе со всеми. И когда в день Воскресения радостные ученики говорили ему: «Мы видели Господа», он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).

Но вопрос: кому не доверяет апостол Фома? Не тем ли ученикам, которые оставили своего Учителя, бежали и, за исключением святого евангелиста Иоанна Богослова, даже не присутствовали при Его крестной смерти? И разве воспоминание о ранах Христа не укор прежде всего своей совести, а также и совести других апостолов за то, что они оставили Спасителя в самый тяжелый час? В этих немногих словах мы видим и муки совести Фомы, и пламенное желание встречи с Воскресшим, но лицом к лицу, а не через чьи-либо рассказы.

Слова о ранах Христа – укор и себе, и другим апостолам: они оставили Спасителя в самый тяжелый час

Это прекрасно понимали толкователи, в частности Никифор Каллист Ксанфопул, который писал, что Христос неслучайно медлит восемь дней, чтобы горячее стремление Фомы возросло до высшей степени.

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! ​Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин. 20: 26–29).

Отметим в этом евангельском отрывке, во-первых, дарование Христом мира, который возможен при полноте веры и вместе с тем знаменует ответ на горячее устремление святого апостола Фомы. Далее, Спаситель в точности повторяет слова Фомы, знаменуя Свое всеведение. И в-третьих, не сказано, вложил ли Фома свой перст в раны Христа. Однако богослужебное предание Церкви дает утвердительный ответ. Послушаем хотя бы слова преподобного Романа Сладкопевца:

Кто сохрани ученика длань неопаленну, егда огненному ребру приближися Господа? Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися огненной кости? Аще не осязанное ребро силу дарова перстней деснице, како имаше коснутися страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя?[1]

(Кондак на Фомину неделю)

И здесь мы получаем ответ на основной вопрос: в чем смысл «неверия» Фомы? Оно состоит в искании Самого Бога, в стремлении прикоснуться к Божественному огню, к его благодати и причаститься ему.

Фома стремился прикоснуться к Божественному огню, к его благодати и причаститься ему

Посему подобное искательное «неверие» похвально, ибо оно в своей основе связано с верой и несет в себе не косность, не энтропию, а, напротив, – движение и дерзновение:

О воистинну похваляемаго Фомы страшнаго начинания! Дерзостно бо осяза ребра, Божественным огнем блистеющая.

(Канон Фоминой недели. 5-я песнь)

И из такого «неверия» рождается полнота глубокой веры:

Неверие Фомино, веры родительное нам показал еси, Ты бо вся премудростию Твоею промышляеши полезно, Христе, яко Человеколюбец.

(Канон Фоминой недели. 5-я песнь)

Не всуе усумневся Фома о востании Твоем, не низложися, но несумнетельное тщашеся показати сие, Христе, всем языком. Отонудуже неверием уверив, всех научи глаголати: Ты еси Господь превозносимый, отцев и наш Боже, благословен еси.

(Канон Фоминой недели. 7-я песнь)

Подобное понимание присутствовало и у великого русского ученого Сергея Сергеевича Аверинцева. Он выразил его в своем стихе об апостоле Фоме:

Стих о уверении Фомы

Глубину Твоих ран открой мне, покажи пронзенные руки, сквозные раны ладоней, просветы любви и боли. Я поверю до пролития крови, но Ты утверди мою слабость; блаженны, кто верует, не видев, но меня Ты должен приготовить. Дай коснуться Твоего сердца, дай осязать Твою тайну, открой муку Твоего сердца, сердце Твоего сердца. Ты был мертв – и вот, жив вовеки, в руке Твоей ключи ада и смерти; блаженны, кто верует, не видев, но я ни с кем не поменяюсь. Что я видел, то видел, и что осязал, то знаю: копье проходит до сердца и отверзает его навеки. Кровь за Кровь, и тело за Тело, и мы будем пить от Чаши; блаженны свидетели правды, но меня Ты должен приготовить. В чуждой земле Индийской, которой отцы мои не знали, в чуждой земле Индийской, далеко от родимого дома, в чуждой земле Индийской копье войдет в мое тело, копье пройдет мое тело, копье растерзает мне сердце. Ты назвал нас Твоими друзьями, и мы будем пить от Чаши, и путь мой – на восток солнца, к чуждой земле Индийской. И все, что смогу я припомнить в немощи последней муки: сквозные раны ладоней, и бессмертно – пронзенное – Сердце.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]