Дурные люди совершают дурные поступки, и, если люди и поступки действительно плохи, мы называем их «злыми». Можно использовать и другие слова — безнравственный, развращенный, порочный, — все они описывают одинаковую ситуацию нарушения моральных границ. Но слово «зло» имеет специфическую коннотацию, некий метафизический оттенок, обретенный в результате многовековых ассоциаций с религиозными понятиями.
Зло, находящееся в непримиримой космической оппозиции к добру, неразрывно связано с идеей греха, нарушения Божественной воли. Предполагаемое выступление против Бога (или богов) часто олицетворяет фигура дьявола (или дьяволов). В христианской традиции верховное воплощение зла — это Сатана, лукавый враг Бога, чьи приспешники, демоны, вселяются в людей, дабы подстрекать их к разного рода злодействам.
Что считается злом?
На первый взгляд тесная связь между злом и грехом является готовым ответом на вопрос об определении зла — что же оно такое. С этой точки зрения действие или явление считается злом просто потому, что нарушает Божественный закон: мораль зиждется на Божественной воле; добро есть добро, а зло есть зло по той простой причине, что Бог установил, что так быть должно. И, поскольку слово Божье сохранено в Библии и прочих священных текстах, у нас есть детальный отчет о том, что нравится или не нравится Богу, и, следовательно, мы имеем авторитетное руководство, что нам следует и чего не следует делать.
Верховное воплощение зла — это Сатана
Большинство людей на протяжении человеческой истории, безусловно, принимали такую концепцию морали, добра и зла, без всяких вопросов. Но, тем не менее, проблемы остаются. Во-первых, различные религиозные тексты, посредством которых воля Господа стала известна людям, содержат множество противоречащих друг другу и/или довольно неприятных утверждений. И потому совсем непросто, используя указания самого Бога, построить непротиворечивую систему морали. Вторая проблема, подвергающая сомнению природу Божественной власти, была впервые сформулирована Платоном примерно 2400 лет назад в диалоге «Евтифрон». Предположим, добро и зло определяются одобрением или неодобрением Бога. Но тогда зло порочно, потому что неугодно Богу, или Богу неугодно зло, потому что оно порочно? Если первое, тогда получается, что Бог мог бы решить и по-другому — вполне мог бы одобрить геноцид (допустим), и тогда геноцид считался бы добром; в этом случае мораль не отличается от слепого подчинения деспотической власти. А если верно второе утверждение — Богу неугодно зло, ибо оно порочно, — выходит, что его порочность не зависит от Бога; в этом случае Бог нам вообще не нужен. Итак, когда дело касается нравственности, Бог либо деспот, либо вообще ни при чем, — печальный вывод для тех, кто стремится сделать Бога официальным гарантом своей этики.
«Зло не может прекратиться полностью, ибо всегда должно оставаться нечто, противостоящее добру» Платон, IV в. до н. э.
Боксерская груша и танцы до упаду
Безвредных для окружающих способов снятия напряжения, на самом деле, очень много: можно, например, побить настольную боксерскую грушу (многим начальникам, кстати, такие дарят), пробежать пяток километров, порвать стопку газет, натанцеваться до упаду, помыть полы, поорать в “мешочек для криков” (шучу, это для детей). Еще отлично помогает дыхание: глубокий вдох и медленный, внимательный выдох, вдох — вы-ы-ыдох, вдох — вы-ы-ыдох.
Но главное, что нужно делать, когда рвущаяся агрессивная энергия вот-вот уничтожит все живое: отследить свое состояние, осознать его и проговорить возникшие чувства (“так, я сейчас злюсь, ой, сильно злюсь, прямо негодую, меня разрывает от ярости, вот взорвусь сейчас”). Также полезно в этот самый момент попробовать описать свои физические ощущения: тут все сжалось, там напряглось, по телу мурашки, руки сжаты в кулаки, губы дрожат… Пока будете подбирать выражения, уже и успокаиваться начнете. И вообще стоит привнести в свою жизнь побольше здорового пофигизма: тренируйтесь просто, без эмоций, воспринимать то, что происходит вокруг, и никак не реагировать на происходящее. “Включите” философа — тогда вас перестанут задевать многие жизненные обстоятельства и мелкие неудобства.
Всех, конечно же, еще волнует вопрос, что делать с окружающей агрессивной средой? Как реагировать на всех, кто мешает жить? Психическая зрелость — это, конечно, хорошо, но когда вокруг все на взводе, сам невольно становишься таким же, да?
Есть в психологии такое мнение: какой человек — такие ситуации к нему и “приходят”. И другое мнение, близкое: все, что я вижу в окружающих — это все мое. Если я вокруг замечаю зависть, равнодушие, презрение или злость — значит, это есть и во мне. Если бы во мне этого не было, то мне нечем было бы это увидеть в других, понимаете? Так что изменения во внешнем мире всегда начинаются с изменений в себе. Чтобы вокруг стало меньше агрессивных и озлобленных личностей, надо побольше улыбаться самому.
И еще. Очень часто за враждебным, конфликтным поведением стоит не природная агрессивность и не повышенная вспыльчивость, а просто страх. Страх быть отвергнутым, непонятым. Страх быть осмеянным, показаться глупым или некомпетентным. Вспомните об этом, когда кто-то скажет вам что-то недоброе. Если за очередной грубостью вы увидите не невоспитанного чурбана, а человека, одинокого среди толпы, вам уже не захочется говорить ответную гадость.
Вам будет жалко.
Не себя — его.
Проблема зла
Среди вопросов о добре и зле и отношении к ним Бога самой коварной, вероятно, является так называемая «проблема зла» — каким образом совмещаются существование Бога и наличие зла в мире.
Мир очевидным образом полон зла: голод, убийства, землетрясения, болезни — будущее миллионов невинных людей рушится, дети сиротеют, тысячи семей остаются без крыши над головой, в страшных мучениях гибнут младенцы и старики. Тот, кто способен мановением руки прекратить череду страданий, но не делает этого, — бессердечное чудовище. И все же предполагается, что Бог, который в силах остановить весь этот ужас, — существо бесконечно мудрое и милосердное. Зло повсюду, но как оно может существовать параллельно с Богом, который, по определению, способен положить ему конец?
Эта проблема возникает как неизбежное следствие концепции Бога, в которой ему приписываются определенные свойства. Традиционно считается, что Бог:
- всезнающ: он (или она, или оно) знает все;
- всемогущ: он способен совершить все;
- всеблаг: он стремится совершить всякое добро.
Но отсюда следует, что Бог все знает о боли и страданиях в нашем мире, что он способен предотвратить их и что он стремится это сделать. Получается, если не отрицать наличия зла в мире, то либо Бога нет, либо он не обладает перечисленными свойствами: он не знает, что происходит; он просто ничего не может с этим поделать; ему это безразлично.
Возможно ли объяснить, каким образом зло и Бог, со всеми его сверхъестественными качествами, могут сосуществовать? Обычно утверждают, что есть «морально обоснованные причины», по которым Бог, оставаясь нравственно совершенным существом, не всегда избавляет нас от страданий. В некотором смысле в наших же интересах — для нашей пользы — Бог допускает существование зла в мире.
Так что это за высшее благо, которое оправдывает страдания бесчисленного множества людей? Пожалуй, самый мощный и убедительный ответ на проблему зла — так называемый «аргумент свободной воли», согласно которому наши страдания являются платой (и вполне разумной) за возможность совершать свободный выбор. Еще одна важная мысль — подлинная нравственность выковывается на наковальне страданий: только преодолевая трудности, помогая угнетенным, противостоя тирании и т. п., человек превращается в святого или героя, озаряющего мир немеркнущим светом. Однако подобные аргументы выглядят поверхностными рядом с очевидной несправедливостью жизни. Дело не только в том, что общее количество зла и несчастий таково, что объяснить его «воспитательными» целями сложно, но наибольшие страдания выпадают на долю людей добродетельных, в то время как порок остается безнаказанным.
«Если устранить все случаи зла, то в мироздании недоставало бы многих благ» Фома Аквинский, около 1265
Самый очевидный из недостатков данного тезиса — отсутствие адекватного объяснения существования зла природного. Даже если признать, что свобода воли может оправдать существование «морального зла», как объяснить зло естественное: катастрофы, стихийные бедствия и прочее? Как ограничило бы нашу свободу уничтожение вируса СПИДа, геморроя, москитов, наводнений и землетрясений?
Зло в европейской художественной культуре конца XX — начале XXI веков
- Прочитываются книги Антонена Арто и осуществляются практические попытки создания «Театра жестокости».
- Жан Жене отправляется в своем творчестве — по мнению Ж. Батая — на поиски Зла. А Ж. П. Сартр именует в это же время Жана Жене «святым».
- Художественная логика обоих приведенных примеров лежит в русле ницшевской метафизики: если человек не в состоянии «добраться» до безусловного добра, то, возможно, его судьба лежит по ту сторону добра и зла.
- Кинематограф позднего Альфреда Хичкока демонстрирует респектабельный безбожный мир, колеблемый неопределенными, но всесильными тревогой и злом.
- Посреди серийного выпуска фильмов ужасов возникают своебразные неоромантические шедевры (к примеру, «Чужой» Ридли Скотта).
- «Матрица» братьев Вачовски предъявляет картину вымышленного, машинного «доброго» мира, лишенного свободы воли.
Не повезло быть плохим?
В какой степени злые намерения, которые мы приписываем людям и их поступкам, зависят от везения? Мы можем проявить дурные или положительные черты характера, только если обстоятельства предоставляют нам такую возможность: в этом смысле все мы во власти удачи. Мы можем думать, что неспособны на жестокость, подобную зверствам нацистов в Освенциме, но нельзя быть в этом полностью уверенным. Единственное, что мы можем сказать наверняка, — нам очень повезло, что мы никогда этого точно не узнаем.
Ссылки
Зло в Викисловаре |
Зло в Викицитатнике |
- [www.chabad.org/search/keyword.asp?kid=1229 Good and evil in (Ultra Orthodox) Judaism]
- [abcnews.go.com/US/story?id=90617&page=1 ABC News: Looking for Evil in Everyday Life]
- [psychologytoday.com/articles/pto-20020101-000004.html Psychology Today: Indexing Evil]
- [www.maap.ru/library/book/121/ Сравнение отношения ко Злу/Тени в Западной и Восточноевропейской Культурах]
В защиту свободы воли
Существование зла — серьезнейшая из проблем, с которой сталкиваются сторонники идеи всемогущего, всезнающего и всеблагого Бога. Исторически самой популярной и убедительной — демонстрирующей, что существуют веские причины, почему безоговорочно моральный Бог допускает существование зла, — стала так называемая версия «защиты свободы воли». Свобода воли, гласит она, — это величайший дар Бога человечеству: свобода совершать осознанный выбор позволяет нам прожить по-настоящему достойную жизнь в глубоком, исполненном любви и доверия внутреннем контакте с Богом. Однако как мы используем этот дар — дело нашей совести; предоставленную нам свободу можно использовать и во зло. Это оправданный риск, ибо Бог не мог бы уничтожить коварство и подлость человеческой натуры, одновременно не лишив нас способности осознанно творить добро.
Поделиться ссылкой
Примечания
- [terme.ru/dictionary/180/word/zlo/ Зло] // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
- [terme.ru/dictionary/194/word/zlo Зло] // Соловьёв В. С.
Толковый словарь по философии. - [terme.ru/dictionary/180/word/zlo/ Зло] // Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. — 2003.
- Скрипник А. П.
[iph.ras.ru/elib/1135.html Зло] // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. - Соловьёв В. С.
Зло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сущность термина
Лексическое значение слова «зло» помогает глубже раскрыть его содержание. Более широко зло можно охарактеризовать как некий механизм, который пробуждает внутри человека буйные стихии, вызывающие разрушительные состояния. С этой точки зрения термин значение свое раскрывает во всех проявлениях, при которых у людей возникает неприятная оценочная реакция и негативное восприятие. Допустим, обман и хулиганство подпадают под эту трактовку. Если рассматривать зло более узко, его можно определить страданием живых существ и нарушением моральных норм.
Таким образом, зло – это оценочная степень нравственного сознания, обратная термину добро, обобщенно обозначающая нравственно-отрицательное и непозволительное в совершаемых поступках и помыслах людей и в явлениях действительности.
Самая точная практика прощения
Довольно подробно суть методики раскрывает православие, утаивая некоторые моменты. Принципы:
- Простить обидчика, врага, колдуна. Внутренне отказаться от идеи мщения. Желательно вслух, называя неприятеля по имени.
- Пожелать недругу самого счастливого, хорошего, исполнения мечты.
- Забыть о произошедшей неприятности. Навечно. Никогда не возвращаться в прошлое гневными помыслами или сожалениями.
Православные говорят: «Ударили по одной щеке, подставь другую». Но нас таковой вариант мягкотелости не устраивает. Желательно, чтобы провинившийся ни есть, ни спать не смог.
Психологическая обработка прощения, переводящая таковое в направленный удар, сейчас доступна. Внимательно прочтите и воспользуйтесь. Это безопасно.
Надо отодвинуть досаду, посмотреть на ситуацию «сверху». Отстранитесь от собственных эмоций. Просто отодвиньте подальше на время. Теперь делайте мгновенный ритуал:
- Намерение навредить пропитано жутким ужасом. Попытайтесь понять, что привело соперника в состояние паники. Желательно докопаться до истины, что несложно.
- Вообразите это жалкое, дрожащее от страха, существо. И себя рядом — гармоничную сбалансированную личность, слегка затронутую наветом. Кому теперь хуже?
- Пожалейте завистника, изнывающего от боязни, пытающегося опереться на вашу силу.