- Главная страница
- •
- Справочник церковных терминов
- •
- Одежда священнослужителей
В этом разделе мы поговорим об одеждах, которые архиереи, священники и диаконы призваны носить во внебогослужебное время. Согласно церковным канонам эти одежды отличаются от мирских: даже находясь дома, священник является носителем сана. На практике это правило соблюдается не всегда, что в наши дни не считается нарушением церковной дисциплины.
В словаре Даля
м. растен. Аgrostemma Githadо, путик, чернуха, сорная трава и семя в хлебе; также | Lolium tremulentum, головня, плевел, роженец. Посей хлеб, уродится и куколь. Смерд — что куколь: сверху сер, а нутром бел. | вят. куклина, льняная лузга. Куколица, растен. Меlandrium pratensе, кулышинец? щелкунец лесной, лесной куколь. | Растен. Silene inflatа, погремушки, щелкунец, увечная, бешеные огурцы, соколий перелет. КУКОЛЬ м. и кукля ж. накидка, колпак, пришитый к вороту одежды; видлога, башлык, наголовник, капишон, куль. Монашеский куколь или кукуль, см. апостол. | Арх. отдельный холщевый башлык, с завязками в виде ушей, от комаров. | Арх. рубаха с таким же башлыком, надеваемая тюленьими забойщиками сверх теплой одежды, под цвет снега и льду, чтобы исплошить зверя. Кукольный, кукляный, к куколю относящ. (от кукла?).
Куколи патриарха
Автор статьи: Александр Демидов
Куколь (лат. капюшон) в Русской Церкви с XVII века после реформ патриарха Никона это верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Надевается поверх мантии. В последовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования.
Белый куколь является самым заметным (правда, не богослужебным) отличием в облачении Русского патриарха и представляет лишь дораскольную форму монашеского клобука (у патриаршего куколя незначительно изменена форма наметки, на лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя водружен крест).
Белые клобуки в Византии носили, по-видимому, патриархи, рукоположенные не из монахов (истоки этого головного убора следует искать в уборе Византийских императоров и Римских пап). Московские митрополиты начали носить белый клобук с 1564 года, до этого ношение белого клобука было лишь прерогативой новгородских архиереев (полуапокрифическая история того, как белый клобук попал в Новгород, отражена в известном русском источнике: «Повести о белом клобуке»).
Первым архиереем, удостоившимся чести ношения белого клобука, был архиепископ Новгородский и Псковский Василий (1329—1352), которому константинопольский патриарх прислал кресчатые ризы и белый клобук.
В 1564 Московский поместный Собор принял уложение о праве московского митрополита носить белый клобук. После установления в 1589 в России патриаршества белый клобук стали носить патриархи московские.
Также куколь является частью небогослужебного облачения предстоятелей некоторых Поместных Православных Церквей, например Католикос-Патриарх всей Грузии имеет куколь черного цвета.
В словаре Фасмера Макса
I ку́кольI., м. «сорная трава, плевел, Agrostemma, Lychnis», укр. кукíль, блр. ку́коль, болг. къ́къл, сербохорв. ку́кољ, словен. kókolj, чеш. koukol, слвц. kúkоl᾽, польск. kąkol, в.-луж. kukel, н.-луж. kukel, полаб. kǫchǘöl. Праслав. *kǫkolь. Лит. kuokalis, лтш. kuõkalis, kūkal̨i заимств. из русск.; см. М.–Э. 2, 333; 342. Обычно считают родственным лит. kañkalas «колокольчик»; ср. лит. kankalìjos мн. «цветок колокольчик» как вариант по отношению к слав. *kolkolъ (см. ко́локол); ср. Бернекер 1, 539 и сл.; Мейе, МSL 12, 217; Брандт, РФВ 22, 139; Сольмсен, РВВ 27, 365; Торбьёрнссон 1, 82; Махек, Rесhеrсhеs 71. Растение названо так за колоколообразные цветы; ср. англ. сосklе «моллюск-сердцевик; куколь», нж.-нем. Klockenblome. Сомнительно отношение к др.-инд. kаŋkаṇаs «обруч, кольцеобразное украшение», kaŋkaṇī «украшение с колокольчиками» (Гуйер, LF 35, 220 и сл.), а также к ку́ка «крюк», вопреки Брюкнеру (224; KZ 42, 350; 48, 173). •• (Впоследствии Махек (Jména, стр. 77) выдвинул новую этимологию: слав. kǫkol- из kolkol- плевел», лат. lōlium; в конечном счете – из праевропейского. – Т.) II ку́ко́льII. «капюшон», др.-русск., ст.-слав. коуколь – то же (Кирилл Туровск. и др.), также кукуль. Заимств. из ср.-греч. κουκούλλι(ον), κουκούλα от лат. cuculla, cucullus; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 249; Гр.-сл. эт. 104; Бернекер 1, 640; Г. Майер, Ngr. Stud. 3, 33 и сл. К этому слову, вероятно, восходит с.-в.-р. куко́ль «капюшон из оленьего меха, льняное покрывало от комаров», арханг. (Подв.), поэтому не обязательно объяснять его из карельск. kukkelí (см. куке́ль), вопреки Калиме (136 и сл.).
Куколь и жезл для Кирилла делали лучшие мастера
1 февраля в храме Христа Спасителя состоится интронизация (возведение на патриарший престол) новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. “МК” выяснил подробности этого церемониала.
Торжественное богослужение начнется в 9 утра — на церемонии ждут всех делегатов Поместного собора и еще несколько сотен приглашенных. Затем в палатах храма Христа Спасителя устроят торжественный прием.
Момент, когда православные верующие официально обретают нового патриарха, обозначается троекратным восклицанием “Аксиос!” (в переводе с греческого — “Достоин!”). До этого новоизбранного главу РПЦ облачают в специальные одежды (кстати, облачения патриархов допетровской эпохи могли весить до 16 кг, сейчас же — всего около 3—4 кг) и возлагают на него четырехугольный плат с изображением креста — параман. Символика этого действа — напоминание о кресте, который берет на себя служитель церкви.
А уже после того, как патриарх взойдет на трон первосвятителя, ему поднесут символы церковной власти — куколь (белый головной убор) и жезл. Куколь для патриарха Кирилла и облачения сшиты на Софринском церковном заводе. Изготовлен и его патриарший вензель, который украсит вещи и облачения, принадлежащие ему. Кстати, каждый из восточных патриархов имеет свой цвет. Русский патриарх по традиции пользуется зеленым цветом. Покойный патриарх Алексий II всегда носил с собой ручку с зеленым стержнем и подписывал ею важные документы.
Что касается предыдущих церемоний интронизации, то по древнему обычаю они совершались в Успенском соборе Московского Кремля. В 1917 году, после избрания патриарха Тихона (Белавина), с большим трудом удалось получить разрешение у большевиков, которые разместились в захваченном Кремле, на проведение торжества интронизации. 21 ноября 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе, состоялось возведение на трон новоизбранного патриарха. Его ввели в алтарь и усадили на патриаршее место митрополит Киевский Владимир и Тифлисский Платон, экзарх Грузии. Затем ему передали патриаршее облачение — накануне из патриаршей ризницы Кремля удалось выхлопотать мантию и крест патриарха Никона и рясу патриарха-мученика Гермогена. После литургии, когда митрополит Владимир вручил ему с приветственным словом жезл святителя Петра Московского, патриарх выступил с программной речью. Смысл ее сводился к тому, что патриарх прекрасно понимал, в какие тяжелые и смутные дни он вступает на престол. Он поставил своею задачей спасение каждой заблудшей души…
В 1943 году, когда происходила в Елоховском Богоявленском соборе интронизация патриарха Сергия, то накануне было сшито специально для него патриаршее облачение, сделан крест и сшит куколь — специальный патриарший головной убор.
С 1945 по 1990 годы интронизации патриархов Алексия, Пимена и Алексия II проходили в Елоховском Богоявленском соборе, поскольку Успенский собор Московского кремля был превращен в музей. Облачения шили специально для каждого из патриархов, поскольку в 1945 году были восстановлены патриаршие мастерские, в которых трудились лучшие мастера. К примеру, куколь патриарха Никона и облачения патриарха Алексия I сегодня хранятся в Центральном археологическом кабинете Московской духовной академии.
Параман — часть облачения монаха. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах, пришитых по углам таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а шнуры образуют на груди крест.
Патриарший параман больше, чем обычный. Он надевается патриархом поверх подрясника и только перед богослужением.
Вензель покойного патриарха Алексия II. Подобная символика содержит инициалы главы РПЦ и используется, например, на патриарших грамотах или на флажке, установленном на машине патриарха. Кстати, Алексию II часто делали подарки с его вензелем — скажем, вазы. А несколько лет назад юный кузнец из Подмосковья даже выковал для патриарха вензель.
Только Патриарх всея Руси может входить во время богослужений с жезлом в алтарь через Царские врата. Другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских врат. Отличительная особенность патриаршего жезла от “обычных”, архипастырских, — в том, что у него нет сулка. (Так называется четырехугольный сложенный вдвое плат, привязанный к жезлу у верха. Сулки начали использоваться из-за русских морозов — чтобы у священнослужителей не мерзли руки.)
см. также Глава II РАСТЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И ОДНОВРЕМЕННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ И ПОЧКИ
Куколь посевной.
Ботанические сведения.
Семейство Гвоздичных (Caryophyllaceae).
Куколь посевной
(Agrostemma githago L.). Однолетнее растение. Стебель высотой 30—80 см, простой или ветвистый; листья линейные или линейно-ланцетные, длиной 5—13 см; цветки крупные, одиночные, расположены на концах стебля и ветвей, темно-розовые; плод коробочка; семена более или менее крупные (до 3 мм), черные, покрытые шипиками.
Распространенное растение. Растет как сорное.
Токсические вещества и их действие.
Основным действующим веществом куколя является сапонин — гитагин. Он отлагается преимущественно в семенах растения; количество его может доходить до 6%.
Токсикологическое значение.
С токсикологической точки зрения практическое значение могут иметь главным образом семена куколя. Степень ядовитого действия семян на животных различных видов и на животных одного и того же вида не всегда одинакова. Объясняется это тем, что токсичность куколя зависит от ряда условий: почвенных и метеорологических особенностей в месте произрастания растений; состояния пищеварительного тракта животных, подвергающихся отравлению; вида животных, условий и длительности хранения подозрительного по засорению куколем корма и пр. На основании специальных опытов Казанская сельскохозяйственная ферма пришла в свое время даже к выводам о полной безвредности куколя для крупного рогатого скота и овец и о пригодности его для скармливания этим животным (“Ведомости сельского хозяйства и промышленности”, 1905). Признать эти выводы правильными для всех случаев, по-видимому, нельзя, так как они противоречат фактам естественных отравлений куколем крупного рогатого скота и овец, наблюдавшихся в различное время.
Случаи естественного отравления куколем наблюдались у всех домашних животных: лошадей, крупного рогатого скота (П. Ф. Чух и др.), свиней, овец.
Причиной отравления в этих случаях было кормление животных отрубями, рожью, ячменем, жмыхами, мельничными отсевами с примесью куколя. Процент засорения в различных случаях колебался от 1,4 до 95. Длительность кормления животных до проявления клинических симптомов была различной: кур — 1 день при засорении корма семенами куколя на 95%; свиней весом 115— 150 кг — 3 дня при 6%-ном засорении и при ежедневной даче 1,5—2 кг засоренного корма, свиней в другом случае — 14 дней при засорении отрубей на 50%; лошадей — 20 дней при 1,4%-ном засорении и при ежедневной даче 5,5 кг засоренного зерна; телят —28 дней при засорении, составлявшем 40 семян куколя на 400 зерен ржи. Ежедневная дача 800 г семян куколя вызывает у свиней на третий день явления отравления (по указанным выше опытам Казанской сельскохозяйственной фермы).
Особенно чувствительны к яду куколя, по-видимому, молодые животные. В специально поставленном опыте отравление телят (в возрасте 2—2 1/2 месяцев) наступило от семян куколя, задаваемых ежедневно в количестве 4—5 г в течение 18 дней (А. П. Онегов).
Из птиц отравления куколем наблюдались у кур и гусей. Степень засорения корма куколем при отравлении кур составляла в одном случае 8%, в другом — 95% (Г. Н. Автандилов), при отравлении гусей — 40—50%.
Ядовитость корма при 8%-ном засорении семенами куколя была проверена экспериментально: две курицы, которым скормили по 15 г куколя (как 8% -ная примесь к корму) каждой, пали, одна — через 5 дней, другая — через 12. Заболевание гусей при 40—50%-ном засорении корма наступало вскоре после скармливания. При этом отравление протекало весьма остро: смерть большей части гусей (263) последовала в течение суток. Куры, поевшие корм, засоренный на 95%, погибали в 2 дня. Разовое скармливание 50 семян (0,5 г [Абсолютный вес одного семени равен 0,007—0,010 г.]) 14-дневным и 3-недельным цыплятам, 2- и 3-месячным курам и 100 семян (1 г) 2-месячной курице никаких нарушений в состоянии здоровья птиц не вызвало.
Клиническая картина.
Сапонин куколя, как указано выше, оказывает сильное раздражающее действие на желудочно-кишечный тракт. При отравлении куколем наступают в первую очередь слюнотечение, тошнота, рвота (особенно у свиней), иногда с кровью, затруднение глотания, колики, понос. Дальнейшее развитие клинической картины связано с общим действием яда. Оно проявляется в общей слабости, в угнетении, слабости сердца, судорожных состояниях, признаках сильного раздражения почек и, наконец, в наступлении параличей.
При сильной степени отравления больные животные беспомощно лежат или безучастно стоят, опустив голову; от корма отказываются; при движении едва переступают, пошатываясь из стороны в сторону. Пульс слабый, учащенный, едва ощутимый, толчки сердца сильные, конъюнктива покрасневшая, часто желтушная. Наблюдается обильное выделение мочи, иногда окрашенной в красный цвет. Появляются общие беспорядочные судороги или судорожные сокращения отдельных групп мышц. Температура тела, вначале нормальная, при развитии воспалительных состояний может повыситься. Животные могут погибнуть в течение 1—3 дней.
В упомянутом выше эксперименте с телятами наблюдалось тяжелое заболевание с признаками поражения желудочно-кишечного тракта, почек, нервной системы и резким падением веса. Развитие всех этих нарушений у одного животного шло следующим образом.
- кормления куколем — общая слабость, вялость, вялый прием корма; пульс и дыхание учащены; слизистые оболочки слабожелтушны.
- — состояние угнетенное; общая чувствительность понижена; животное лежит, не реагирует на зов; походка шаткая, неуверенная; слизистые глаз и рта желтушны; секреция слюны и секреция слизистой носа увеличены; пульс частый (90—120 в минуту), слабого наполнения, плохо ощущается; дыхание затрудненное и учащенное (14—35); перистальтика оживлена; дефекация учащена; кал жидкий, с неприятным запахом, содержит полоски крови; отделение мочи учащено, цвет ее буро-красный.
Изменения крови к концу опыта (13-й день от начала кормления куколем) выразились в уменьшении числа эритроцитов, лейкоцитов и содержания гемоглобина. В белой крови наблюдалось уменьшение содержания эозинофилов и моноцитов, регенеративный сдвиг влево. В моче обнаружен белок, пигменты крови, желчные пигменты, уробилин. Вес больного теленка к концу опыта снизился с 50 кг до 35. Выздоровление шло медленно.
Аналогичное действие оказывает куколь на состояние птиц. Как выражение местных болезненных состояний у птиц вскоре появляется своеобразное вытягивание шеи и подергивание головой (впечатление рвотных движений); наблюдается слюнотечение. В дальнейшем наступает общий упадок сил; больные птицы садятся на ноги или валятся на бок; движения у них вялые; общее состояние сонливое, безучастное. При более близком осмотре замечается желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек, болезненность по ходу пищевода и зоба.
Патологоанатомические изменения.
При вскрытии павших животных находят признаки воспаления слизистой оболочки глотки, гортани, желудка, кишечника, мочевого пузыря, кровоизлияния во всех органах и, кроме того, в подкожной соединительной ткани, в толще скелетных мышц; кровь ярко-красная, очень водянистая, плохо свертывающаяся. При вскрытии павших птиц находят следующее: геморрагические инфильтраты в подкожной клетчатке по ходу пищевода, в области груди и ключиц; слизистая оболочка пищевода набухшая, с кровоизлияниями; слизистая зоба в некоторых случаях с участками некротических изменений, сухая, пепельно-серого цвета; слизистая мускульного желудка и кишок припухшая, гиперемированная, с большим числом кровоизлияний; сердце дряблое, с кровоизлияниями под серозными оболочками и в толще мышцы; печень дряблая, глинистого цвета.
Диагноз.
При подозрении на отравление куколем большую помощь в правильном установлении диагноза может оказать исследование корма. Присутствие цельных семян легко узнается по их характерному виду. Обнаружить куколь в муке или отрубях можно ботаническим и биологическим исследованием. При ботаническом исследовании при помощи лупы обращают внимание на характерную структуру кожицы семян куколя: она состоит из зубчатых клеток, входящих друг в друга зубцами. Биологический метод основан на гемолитическом действии сапонина. Один из методов количественного определения куколя предложен Ф. С. Околовым. Этот метод состоит в следующем.
В течение суток 25 г подозрительного корма экстрагируют физиологическим раствором в соотношении 1 : 5 (25 г корма, 125 мл физиологического раствора) при температуре 37° и повторном встряхивании. На следующий день экстракт фильтруют. К этому времени ‘Заготовляют отмытую смесь эритроцитов кролика: берут (из сердца, вены) небольшое количество крови (для 15—20 проб корма нужно 5—6 мл крови); кровь дефибринируют, процеживают через марлю, разводят физиологическим раствором в 18 раз (1 часть крови, 17 частей раствора) и 3 раза промывают центрифугированием (или, при отсутствии центрифуги, отстаивают). Каждый раз после отсасывания верхнего слоя уровень жидкости доводят до первоначального объема, добавляя физиологический раствор. Затем берут 11 небольших пробирок; в первые пять наливают по 1 мл экстракта из корма, в следующие три—по 0,5 мл и в последние три — по 0,25 мл экстракта. Объем жидкости в последних шести пробирках доводят физиологическим раствором до 1 мл. Таким образом, в первых пяти пробирках имеется цельный экстракт, в следующих трех — в разведении 1 : 2, в последних трех — в разведении 1 : 4. Затем во все пробирки вводят взвесь эритроцитов: в первые пять пробирок последовательно 0,1 мл; 0,2 мл; 0,3 мл; 0,4 мл; 0,5 мл, в следующие три — 0,3 мл; 0,4 мл; 0,5 мл и в последние три — также 0,3 мл; 0,4 мл; 0,5 мл. Пробирки на 11/2 часа оставляют при температуре 37° и после на сутки при комнатной температуре.
Количество сапонина в процентах определяется умножением количества добавленной крови в последней пробирке, давшей полный гемолиз, на степень разведения экстракта. Так, например, если полный гемолиз наступил в первой пробирке, то процент куколя будет равен 0,1 (0,1 Х 1), если в шестой — 0,6 (0,3 X 2) если в девятой — 1,2 (0,3 X 4) и т. д.
Терапия.
При отравлении (остром) куколем необходимо возможно быстрое удаление из желудка яда назначением рвотных (у свиней), промыванием желудка (у лошадей) или осаждением яда танином и танинсодержащими средствами; после назначают слабительные и обволакивающие (слизистые вещества, жиры, масла, яйца, молоко) и назначают надлежащую диету. Для лечения птиц, в частности кур, можно применять промывание зоба или даже удаление корма из зоба оперативным путем; затем дают слабительное и назначают мягкий корм. С целью профилактики рекомендуют прожаривание на железных сковородках (листах) засоренного куколем корма.
^ЗГЛ: КУКОЛЬ
(AGROSTEMMA L.)
Куколь патриарха Алексия II — 003
Куколь Патриарха Алексия II ручной работы по заказу ООО «Софрино». На лобной стороне помещен Деисусный чин (Спаситель, Божия матерь, Иоанн Предтеча). На каждом из передних концов куколя помещены изображения святителей в рамке с куполом. Слева — святители Ермоген, Иона, Филлип, справа — святители Михаил, Петр, Алексий. Лики выполнены живописью по картону. Одежды и узор рамок — вышивка золотыми и серебряными нитями техникой «по карте». Натуральный жемчуг, бисер … Читать полностью
Из истории рясы
До XVII столетия русское духовенство носило не рясы, а кафтаны-однорядки. Они могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого и, в отличие от возникшей позднее русской рясы, имели узкие рукава.
Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. При этом русская ряса стала не копией одеяния греческих священников, а неким «гибридом» между отечественным и иноземным вариантами.
Вплоть до самой революции 1917 г. русское духовенство любило рясы ярких цветов, например, малиновые. В наши дни приоритет устойчиво держит черная одежда, но используются и другие тона: темно-синий, серый, бежевый, кремовый
– особенно в теплое время года.
Одежды архиерея, священника, диакона
В быту все носители церковного сана надевают приблизительно одинаковые одежды: подрясник и рясу. При выходе на улицу надевается головной убор – скуфья
.
Изначально эти одеяния произошли от одежд, которые носили древние иудеи, а также жители античных полисов. Считается, что подрясник и ряса напоминают хитон, который носил Спаситель.
Кстати, традиция христиан отличаться по внешнему виду от язычников существовала уже в Древней Церкви. Тертуллиан (III век) упоминает, что в его времена верующие носили палий
– плащ, символизировавший простоту и смирение, за что подвергались насмешкам от идолопоклонников.
Разновидности одежд священнослужителей
Подрясник – разрезное одеяние, доходящее до края ботинок, с длинными узкими рукавами и глухим воротом. Чаще всего имеет черный цвет. Летом в неофициальной обстановке некоторые батюшки носят светлые подрясники: серые, кремовые, белые, бежевые. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном
в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или
из чистого льна
. Зимой котируются
шерсть и синтетика
.
Подрясник и ряса имеют русский и греческий варианты.
Русский подрясник
застегивается встык, без запаха. Притален по фигуре.
На груди у греческого подрясника
устроены карманы. Он не притален, имеет воротник-стойку.
Болгарский подрясник
представляет собой нечто среднее между русским и греческим: он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.
Ряса – длинное одеяние, разрезное впереди, которое надевается поверх подрясника, в отличие от него имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Слово «ряса» означало изначально «бедная, вытертая одежда».
Разновидности рясы
Русская ряса застегивается «встык», без запа́
ха, имеет приталенный фасон. Рукава – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу. Ворот застегивается на пуговицу. Такой фасон подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло. На некоторые официальные церковные мероприятия духовенство Русской Православной Церкви обязывается являться исключительно в рясах русского покроя.
Существует две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков, и московская– приталенная со всех сторон.
Греческая ряса пришла на Русь в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить ее. Такая ряса намного шире русской, не приталена, застегивается только на вороте и груди, имеет воротник-стойку. По сути, это трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы
из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, а многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, и российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Зимняя ряса может быть утеплена ватином или синтепоном и использоваться как пальто. Воротник зимней рясы – отложной, часто делается из меха или бархата. Впрочем, многие батюшки, даже постоянно ходящие в подряснике, предпочитают обычное пальто или куртку черного цвета. Вместо скуфьи нередко надевают обычную шапку или шляпу.
Полезный совет. Особенности пошива подрясников и ряс
Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурами, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть.
Скуфья – шапочка черного цвета, закрывающая лоб. Может иметь русский
(более распространенный) или
греческий фасон
. В дониконовские времена форма скуфьи отличалась от современной и напоминала куполок. Современная скуфья шьется таким образом, что на ней образуются
4 складки
, образующие крест, видимый сверху. Скуфейки священнослужителей делают из бархатистой материи.
Одежды архиерея
Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии
, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.
Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.
Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями
, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.
Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.
Из истории архиерейской мантии
Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.
С формированием монашества
мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.
С IV века по Р.Х. архиереи носили мантию, сотканную из белой шерсти. Она являлась символом пастыря, несущего на плечах овцу, то есть указывала на обязанность епископа заботиться о спасении своей паствы. С VIII века белая мантия была знаком сана митрополита.
Символика архиерейской мантии
Мантия
– свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.
Вот как писал святитель Симеон Солунский о монашеской мантии: «Мантия …выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности
».
Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов
». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».