Протоиерей Андрей Канев: Ад и рай с точки зрения христианской веры

  1. Что такое ад?
  2. В мифологии
  3. В христианской религии
  4. Представление в буддизме
  5. Представление в даосизме
  6. В представлении мормонов
  7. В представлении Свидетелей Иеговы
  8. В представлении мусульман. Ад в исламе Коран об аде

Ад – это место, где грешники получают свое заслуженное наказание после смерти, и наказание это предполагает страдания и муки, а сам ад описывается как место страшное, ужасное, и противопоставлен понятию «Рай». У понятия «ад» на русском языке есть синоним «преисподняя».

Данным термином оперируют практические все религии и мифологии, включая авраамические религии и зороастризм. Произошло понятие от античного слова «аид», с помощью которого в Септуагинте передавали еврейское слово «шеол», и после этого слово перешло в Новый Завет немного в переосмысленном значении.

В мифологии

В античной мифологии это понятие сопоставляется с такими понятиями, как:

— Аид или царство мертвых. Также Аидом называли бога этого царства, который приходился старшим сыном Кроносу и Рее, а Зевсу – братом.

— Аментес или Аменти, подземный мир, как его называли древние египтяне и куда, по их представлениям, отправлялась после смерти душа,

— Тартар или бездна, которая существует под царством Аида.

В германо-скандинавской мифологии это понятие сопоставляется с такими понятиями, как:

— Хельхейм или мир мертвых, где властвует великанша Хель, его называют также Хельгард

— Гьёлль или река, которая протекает мимо ворот в преисподнюю.

В христианской религии

Идеи и понимание существования ада внутри самого христианства сильно разнятся.

Ад в христианской религии упомянут в Новом завете, где ему дано определение возможного загробного места, где происходят мучения грешников в качестве наказания. По описанию, ад является местом, наполненным пламенем. В Новом Завете сказано также о вратах ада.

Католицизм исторически разделял ад на два понятия – ад и лимб. Лимб предназначен для определенных категорий людей, в число которых входят некрещенные младенцы и добродетельные античные праведники, но современная Католическая Церковь отвергает эту идею.

Православная церковь сопоставляет понятие ада с такими понятиями, как вечные муки, тартар, геенна огненная. В православии ад – это место, куда попадают грешники после конца мира и остаются там окончательно. Об этом говорится словами Бога: «..в геенну, в огонь неугасимый…», «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную…».

По учению Православной Церкви, до того, как произойдет Страшный Суд, в аду будут существовать и испытывать мучения только души грешников и демоны, но после того, как произойдет Страшный Суд, и материальные тела грешных людей воскреснут и также будут испытывать страшные муки.

С точки зрения Оригена в его учении об апокатарсисе, которое император Юстининан потребовал от Пятого Вселенского Собора предать проклятию, Христос до тех пор останется на своем кресте, и Голгофа будет продолжаться до тех пор, пока в Аду останется хотя бы одно существо.

Николай Бердяев считает, что идея Оригена сталкивается с его собственной точкой зрения, поскольку, по его мнению, ад и его существование представляет собой временное понятие, а не вечное, и по своей сути он существует как чистилище, приобретая больше педагогическое значение. Он считает Ад больше субъективной сферой, когда душа погружается в свою собственную тьму в результате греховного существования человека, но не наказание за грехи.

С точки зрения представителей Церкви адвентистов седьмого дня, грешники, которые не раскаялись перед смертью, после смерти будут воскрешены для того, чтобы им был вынесен обвинительный приговор. После этого с небес сойдет огонь, явится Сатана в сопровождении своих приспешников, и все нераскаявшиеся грешники навсегда будут уничтожены.

Существует также еще одна точка зрения, которой придерживается и Алексей Осипов, по которой для человечества все еще остается тайной то, какова потусторонняя участь человека, и определенно человечеству о том, что существует после смерти, не сказано.

Введение

Второе Пришествие Христово, воскресение тел, предстояние людей на Страшном Суде и окончательное решение их последующей вечной участи — все это заканчивается раем или адом. Праведные наследуют рай, вечную блаженную жизнь, а грешные — ад. Рай был в начале человеческой истории. По ее окончании будет не только рай, но и ад. Ведь и в Священном Писании говорится как о рае, так и об аде.

Учение Священного Писания о том, что человек после своего сотворения был помещен в рай, а впоследствии, потеряв общение с Богом, лишился его, является ключевым. Со времени грехопадения в человеке продолжает жить стремление вновь обрести райскую жизнь. Своим вочеловечением Христос даровал каждому человеку возможность стяжать общением с Троичным Богом и вернуться в рай. Теперь человек, особенно тот, который живет в Церкви, должен на протяжении всей своей жизни подвизаться и стараться сохранять заповеди Божии, чтобы приобщиться божественной благодати, спастись и вновь войти в рай.

Итак, тема рая и ада является одной из самых основных тем Священного Писания. Однако в данном случае необходим глубокий анализ. Необходимо серьезное исследование вопроса, что же такое рай и ад по существу, как же они понимаются в православном святоотеческом учении. Этот труд необходим еще и потому, что с его помощью мы сможем не только правильно истолковать Писание, но и увидеть, в чем именно состоит подлинное дело Церкви, в чем ее назначение, в чем ее сущность. Тема рая и ада способна помочь здесь как нельзя лучше. Напротив, без точного понимания православного учения о рае и аде миссия Церкви останется невыявленной. Следовательно, значение этого понимания слишком велико.

Представление в даосизме

Китайская традиция рассматривает идею ада иначе, чем общепринятая традиция. Даосское понимание понятия ада не дает этических толкований, как это делает христианство или буддизм. Ад китайская традиция называет «хуан цюань», что в переводе на русский язык означает «желтые источники» или может быть переведено как «обитель мрака».

Китайская традиция гласит, что человек состоит из множества душ. И часть этих душ после смерти человека попадает на Небеса, которые ассоциируется в китайской традиции с Раем, а часть этих душ оказывается после смерти у желтых источников.

Из грубых душ после их смерти образовался дух Гуй, который находится у желтых источников, где влачит призрачное тенеподобное существование. Желтые источники сравнивают с местом, которое выглядит как античный Аид – здесь души влачат безрадостное существование, здесь нет света и нет живости. В китайской мифологии есть рассказы о путешествиях к желтым источникам, но путешественники подвергают себя опасности, отправляясь туда. Желтые источники состоят из девяти миров, и в самом нижнем мире правит Ту-бо, который представляет собой рогатое божество. В каждом из девяти миров – свой желтый источник.

Почему радикализм – это ад на земле


Люди после обрушения небоскрёбов 11 сентября 2001 года / Фото newsday.com

Ответ на вопрос, почему терроризм – это не просто ад на земле, а даже хуже, прост и лежит на поверхности. Ад – обычное религиозное представление о загробной жизни, а радикальный экстремизм реален. Приведём лишь три примера, какими жуткими могут быть последствия проявления религиозного терроризма (слабонервных просим воздержаться от чтения).

  • Теракты 9/11. Стоит ли упоминать, что в результате самого страшного террористического акта в истории человечества погибло около 3000 человек, ещё 6000 пострадавших получили ранения, и 24 человека до сих пор считаются пропавшими без вести. Но мы расскажем пару историй. Одна со счастливым концом произошла с инженером-конструктором Паскалем Буззели. В момент теракта он находился с коллегами на 64-м этаже южной башни Всемирного торгового центра. В какой-то момент работник увидел бегущих по лестницам испуганных людей и позвонил жене. Она сообщила, что в северную башню врезался самолёт. Тогда Буззели стал эвакуироваться с коллегами, они успели спуститься до 22-го этажа, когда и южная башня начала рушиться. Паскаль свернулся калачиком в надежде пережить катастрофу. Так и случилось – очнулся он на развалинах здания, вися на обломках седьмого этажа и со сломанной ногой. Коллегам Буззели не повезло – все они погибли. Вторая история, пожалуй, самая известная и трагичная. «Падающий человек» – легендарный снимок, сделанный фотографом Ричардом Дрю. Человек выпрыгнул из северной башни со 106-го этажа, после того как на этом уровне начался сильный пожар. Из того же здания прыгали вниз ещё несколько десятков человек, но именно этот неизвестный запомнился всем своим пугающим отчаянием, трагичностью и неотвратимостью смерти. Имя «Падающего человека» неизвестно до сих пор (снимок мы не публикуем намеренно, чтобы не повергать читателей в шок).
  • Теракт на Бостонском марафоне. 15 апреля 2013 год. Финишная прямая международного Бостонского марафона, несколько сотен людей радостно приветствуют атлетов, добегающих до финишной черты. Юный Мартин Ричард вместе с мамой, папой и младшей сестрой машут флажками и кричат приветственные речи. Мартину 8 лет, завтра ему идти в школу, учиться и играть с друзьями. Мальчик счастлив. Он ещё не знает, что через несколько секунд его жизнь оборвётся навсегда. В результате двух взрывов на марафоне семья Ричардов пострадала вся: родители Мартина получили ожоги, а младшая сестра потеряла ногу. Сына они уже не вернули. Ещё один, но более счастливый финал у финишной ленты марафона ждал Джеффа Баумана. Он стоял у самого края толпы и держал плакат для своей подруги. Когда она подбегала к финишу, прогремели взрывы в нескольких метрах от Джеффа. Ему оторвало ноги, но молодой человек выжил. Более того, перед трагедией он даже успел рассмотреть одного из террористов. Дав точные свидетельские показания ФБР и пройдя курс реабилитации, Бауман стал национальным героем США. Теракт на Бостонском марафоне унёс жизни трёх человек, более 280 оказались ранены.
  • Теракт на Дубровке. Разгар Второй чеченской войны. Идут ожесточённые бои, гибнут солдаты с обеих сторон. Но это где-то там, далеко, за тысячи километров севернее Москвы. А в столице России, в районе Дубровки стоит Театральный центр. И в нём идёт мюзикл «Норд-Ост». На дворе вечер 22 октября 2002 года, и в здание театра врываются чеченские террористы. Взяв в заложники почти 1000 человек – зрителей, актёров, служебный персонал – экстремисты начинают отбирать сотовые телефоны. Но присутствующий в зале зритель Павел Платонов сумел спрятать свой телефон и первым из заложников сумел связаться с внешним миром и сообщить о теракте. Платонов, бывший пограничник, быстро сообщил другу информацию о количестве боевиков и заложников, а тот передал ФСБ. На протяжении всех четырёх дней осады Платонов передавал по сотовому информацию спецслужбам, а когда террористы всё же нашли его телефон, сумел найти у других заложников сотовый и до самого штурма помогал спецназу. Благодаря его действиям было спасено более 700 челочек, но сам Павел Платонов погиб во время штурма. У него остались жена и дочь. Платонова посмертно наградили орденом мужества. В теракте на Дубровке погибло, по разным сведениям, от 130 до 174 человек, ранеными оказались более 700 заложников и членов спецназа.

В представлении мормонов

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней придерживается разных значений этого понятия.

Ад – духовная темница, такое место, которое находится в духовном послеземном мире, и это место приготовлено для тех, кто не раскаялся перед смертью в своих грехах или не уверовал. Ад в этом значении существует как временное место или состояние, в котором грешники находятся для того, чтобы изучить Евангелие, чтобы раскаяться, а затем принять таинства спасения, которые за них совершаются в храме. После того, как души эти принимают Евангелия, они отправляются в Рай, где и находятся до самого Воскресения, после которого им будет отдана та степень славы, которую они заслуживают. Если же души не покаются, но они не являются зачисленными среди сынов погибели, то их оставляют в духовной темнице до истечения Тысячелетия, и после этого их освободят из Ада, накажут, после чего воскресят к телестиальной славе.

Ад в иудаизме

В иудаизме понятия ада как такового нет, но согласно Ветхому Завету, на котором базируется Тора и весь иудаизм, здесь есть такое место под названием Шеол – обитель всех усопших, не только грешников, но и мирных граждан. Шеол – это даже не ад, а просто значение смерти и место окончательного упокоения человека, его могила. В иудаизме также используется древнегреческое понятие «хадес» – тоже аналог обобщённого загробного мира, где, однако, нет места мучения и страданиям, а лишь забвение.

В представлении Свидетелей Иеговы

Представления Свидетелей Иеговы основываются на словах, которые приведены в Библии: «… в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». В их представлении это общая для человечества могила, место, где временно хранятся мертвые, и она существует только до того момента, пока не произойдет воскресение мертвых после Конца Света, то есть пока существует само понятие смерти.

Свидетели Иеговы считают, что смерть – это сон, опираясь на слова Иисуса Христа, когда он сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его…».

В представлении мусульман. Ад в исламе

Ислам представляет ад как место, где пребывают умершие неверующие и грешники, которых Всевышний Аллах не простил, опираясь в качестве источников на слова пророка Мухаммада ﷺ и на тексты Священной Книги Коран.

В исламских текстах можно встретить и другие названия Ада: «джахим», что в переводе означает «огонь», «ляза» или «обжигающий огонь», «са‘ир» или «палящий огонь», «сакар» или «преисподняя», «хутама» или «сокрушилище», «хавия» или «бездна», «пропасть».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что и Рай, и Ад уже созданы Всевышним, но только после Страшного Суда (Судного Дня) люди войдут в них.

Исламская религия считает, что Ад существует уже сейчас в реальности, и ад будет существовать всегда. Его существованию нет конца, и те, кто находится в нем, останутся там навечно, и с ними вечно будут происходить муки и ужасы его.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ: «Когда один из вас умирает, ему будет показано его место каждое утро и каждый вечер… Если он из обитателей Ада, он увидит своё место в Аду».

Ад представляется мусульманам как загробное место, где грешников ждут огненные мучения, но адский огонь мучительнее земного огня во много раз, где им будут преподносить напитки из гноя и кипятка, где им предстоит есть плоды адского колючего дерева Заккум. Неверующие будут пребывать в Аду вечно, а мусульмане-грешники могут освободиться от пламени Ада через какое-то время, и только Аллах знает, через какое, и после этого они также войдут в Рай.

Относительно судьбы грешников и того, вечно ли они будут существовать там или у них будет способ покинуть Ад, упоминается в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ, переданном аль-Бухари в своем сборнике хадисов Сахих, где сказано, что Всевышний Господь может избавить некоторых из обитателей Преисподней от мучений, если в их сердце есть вера. В этом хадисе подразумевается, что обитатели Преисподней будут подразделяться на две категории людей:

  • -единобожники, которые совершали скверные деяния наряду с праведными, и их Всевышний направит в Ад для того, чтобы в течение некоторого времени они существовали там и принимали наказания за свои деяния.
  • неверующие и лицемеры, которые существовали в неверии и умерли, не приняв Единого Господа, и такие люди будут отправлены Всевышним в Ад навечно.

Рай и ад

Рассмотреть учение о рае и аде, как оно изложено у святых отцов, есть наиважнейшая задача. Святые отцы являются подлинными учителями Церкви, носителями незамутненного Предания. Потому Священное Писание не может быть правильно истолковано вне их богодухновенного учения. Ведь Церковь – Богочеловеческое Тело Христово – сама пишет Священное Писание и сама толкует его.

Общим местом в учении святых отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников.

Это неразрывно связано с учением святых отцов о вражде и примирении человека с Богом. Священное Писание не говорит о том, что Бог примиряется с человеком, оно говорит, что человек примиряется с Богом через Христа. А святоотеческое Предание уточняет, что Бог никогда не враждует с человеком, но человек сам становится врагом Бога, если не имеет общения с Ним, участия в Его жизни. Таким образом, даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек же по совершении греха сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным5.

Давайте рассмотрим эту тему подробнее, изложив учение некоторых отцов Церкви.

Полагаю, что начать следует с преподобного Исаака Сирина, очень ярко показывающего, что есть рай и ад. Рассуждая о рае, он говорит, что рай – это любовь Божия. Естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду нетварную энергию Божию. Преподобный Исаак пишет: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами»6. Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад – это бич божественной любви. Он пишет: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!»7

Таким образом, ад – это мучение от воздействия любви Божией. Преподобный Исаак говорит, что печаль от греха против любви Божией «страшнее всякого возможного наказания»8. Действительно, какая это мука – отрицать чью-либо любовь и идти против нее! Какая страшная вещь – вести себя неподобающим образом по отношению к тем, кто нас искренне любит! Если сказанное сопоставить с любовью Божией, то можно будет понять и муку ада. Преподобный Исаак считает неуместным утверждать, «что грешники в геенне лишаются любви Божией»9.

Следовательно и в аду люди будут не лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей – и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Во всяком случае неуместно утверждать, что ад – это отсутствие Бога.

Отсюда делается вывод, что опыт переживания Бога у людей различен. Каждому будет дано от Владыки Христа «по достоинству», «по мере доблестей его». Будут упразднены чины учащих и учащихся, и в каждом будет обнаружена «острота всяческого устремления». Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей «вместительностью». Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников – радовать. Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет: «Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой»10.

Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и то же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному.

Но каким образом возникнет такое различие?

Бог сказал Моисею: «Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх. 33, 19). Апостол Павел, приводя это место Ветхого Завета, дополняет: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9, 18). Эти слова должны быть истолкованы в рамках православного Предания.

Как понимать, что Бог одного хочет помиловать, а другого – ожесточить? Разве у Бога есть лицеприятие?

Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, это различие связано с естеством человека, а не с естеством и действием Божиим. Блаженный Феофилакт говорит: «Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает»11. Значит благодать Божия, то есть Его любовь, освящающая всех, будет действовать в соответствии с состоянием человека.

С этими мыслями согласен и святитель Василий Великий. Толкуя псаломский стих «глас Господа, пресецающаго пламень огня» (Пс. 28, 7), он напоминает о чуде, которое произошло с тремя отроками в пылающей печи. Тогда пламя разделилось на две части и, с одной стороны, «пожигало всех стоящих вокруг», а с другой – «приняло в себя Дух и доставило отрокам самое приятное дуновение и прохладу, так что они находились в спокойном состоянии, как бы под древесною тенью». То есть хотя это пламя попаляло тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало отроков так, как будто они находились в тени дерева. Ниже он замечает, что огонь, уготованный Богом для диавола и его ангелов, «пресекается гласом Господним». Огонь имеет две силы: силу пожигать и силу просвещать, он и пожигает, и просвещает. Поэтому достойные огня ощутят его опаляющую силу, а достойные просвещения – силу просвещающую. Заканчивает святой Василий замечательными словами: «Глас Господа, пресецающего и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало непросвещающее, а светом упокоения осталось несожигающее»12.

Следовательно, огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять. Это будет результатом различного восприятия действия Божия. Во всяком случае это подразумевает то, что человек будет получать нетварную энергию Божию в соответствии со своим состоянием.

Такое понимание рая и ада характерно не только для преподобного Исаака Сирина и святителя Василия Великого, но это общее учение святых отцов Церкви, которые истолковывают вечный огонь и вечную жизнь апофатически. Когда мы говорим об апофатике, то имеем в виду не то, что святые отцы якобы перетолковывают учение Церкви, рассуждая слишком отвлеченно, философски, но что они предлагают толкование, которое не связано с категориями человеческой мысли и образами чувственных вещей13. Здесь очевидная разница между православными греческими отцами и франко-латинянами, воспринимавшими реальность будущего века как тварную14.

Эту важную истину, которая, как станет ясно, имеет великое значение для духовной жизни Церкви, развивает святитель Григорий Богослов. Он предлагает своим слушателям воспринимать учение о воскресении тел, суде и воздаянии праведникам в соответствии с традицией Церкви, то есть в той перспективе, что будущая жизнь «для очищенных умом есть свет», подаваемый «в меру чистоты», и этот свет мы называем Царством Небесным. Но «для слепых во владычественном» (т.е. уме) он становится тьмою, что в действительности есть отчуждение от Бога «в меру здешней близорукости»15. То есть вечная жизнь – это свет для тех, кто очистил свой ум, светом она является для них в меру их чистоты. А тьмою вечная жизнь становится для тех, кто слеп умом, кто не просветился в земной жизни и не достиг обожения.

Эту разницу мы можем понять и на примере чувственных предметов. Одно и то же солнце «просвещает здравый взор и помрачает больной». Очевидно, что виновно не солнце, а состояние глаза. То же самое произойдет и во Второе Пришествие Христово. Один и Тот же Христос «лежит на падение и восстание: на падение неверующим, и на восстание верным»16. Одно и То же Слово Божие и сейчас, во времени, и тем более тогда, в вечности, «и по природе страшно недостойным, и ради человеколюбия вместимо для украсивших себя должным образом»17. Ибо не все удостаиваются пребывания в одном и том же чине и положении, но один достоин одного, а другой – другого, «в меру, полагаю, своего очищения»18. В соответствии с чистотой своего сердца и своего ума люди будут каждый в свою меру вкушать одну и ту же нетварную энергию Божию.

Следовательно, что и по святителю Григорию Богослову, и рай, и ад – это Один и Тот же Бог, потому что каждый вкушает Его энергию в соответствии со своим душевным состоянием. В одном из своих славословий святитель Григорий восклицает: «О Троица, Которой служителем и проповедником нелицемерным быть я удостоился! О Троица, Которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими – в мучении»19. Итак, Тот же Самый Троичный Бог является для людей и осиянием, и мучением. Слова святителя прямы и недвусмысленны.

Я хотел бы еще упомянуть и святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, который также настаивал на этом учении. Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16), святитель Григорий говорит, что здесь Предтеча являет ту истину, что люди воспримут соответственно либо мучающее, либо просвещающее свойство благодати. Вот его слова: «Он, говорит (Предтеча), будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению»20.

Конечно, это учение, выраженное святителем Григорием Паламой, необходимо рассматривать в совокупности с учением о нетварной благодати Божией. Святитель учит, что вся тварь причастна нетварной благодати Божией, но не одинаковым образом и не в равной мере. Так, приобщение благодати Божией святыми отличается от приобщения ей другими разумными созданиями. Он подчеркивает: «Всё причастно Богу, но святые причастны Ему в величайшей мере и существенно иным образом»21.

Кроме того, из учения Церкви мы знаем, что нетварная благодать Божия получает различные наименования в зависимости от характера совершаемого ею действия. Если она очищает человека, то называется очистительной, если просвещает его – просвещающей, если обоживает – обоживающей. Также иногда она называется естествотворящей, иногда животворящей, а иногда мудротворящей. Следовательно, вся тварь приобщается нетварной благодати Божией, но приобщается по-разному. Поэтому мы должны отличать для себя обоживающую благодать, которой приобщаются святые, от других проявлений той же самой божественной благодати.

Все сказанное относится, конечно, и к действию благодати Божией в вечной жизни. Праведные приобщатся просвещающей и обоживающей энергии, в то время как грешники и нечистые испытают на себе попаляющее и мучающее действие Божие.

Это же учение мы встречаем и в подвижнических творениях различных святых. Для примера приведем преподобного Иоанна Синаита. Он говорит, что тот же самый огонь называется и «огнем потребляющим, и светом просвещающим». Имеется в виду святой пренебесный огонь благодати Божией. Благодать Божия, которую люди получают в этой жизни, одних «опаляет ради недостаточности очищения», других «просвещает в меру совершенства»22. Конечно, благодать Божия не будет очищать нераскаянных грешников в вечной жизни, – то, о чем говорит преподобный Иоанн Синаит, происходит в настоящее время. Подвижнический опыт святых подтверждает, что в начале своего пути они ощущают благодать Божию как огонь, опаляющий страсти, а впоследствии, по мере очищения сердца, начинают ощущать ее как свет. И современные боговидцы подтверждают, что чем в большей мере человек кается и в процессе своего подвига получает по благодати опыт ада, тем в большей мере эта нетварная благодать может неожиданно для самого подвижника преобразоваться в свет. Та же самая благодать Божия, которая сначала очищает человека как огонь, начинает созерцаться как свет, когда он достигнет великой степени покаяния и очищения. То есть здесь мы имеем дело не с какими-то тварными реальностями или субъективными человеческими ощущениями, но с опытом переживания нетварной благодати Божией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]