Преподобный Иона, града Киева похвала и украшение
Иона Киевский. Прижизненное фото
Удивительно, что это сказано о земном человеке: «на горах Зверинецких богосветлое светило», «к вечному Небесному Отечествию ведущий», «имея слез источник изобильный, угодниче Божий, и умиления велию благодать, хлеб твой слезами орошал еси, и питие плачем растворял, от преизбытка желания божественнаго и любве ко Господу». Именно так гласит Акафист преподобному Ионе Киевскому, дивящийся тому факту, что подвижнику являлась Сама Пресвятая Богородица.
Но также весьма удивляет, что человек этот жил в общем-то совсем недавно, покинул эту землю чуть более века назад, а до того почти весь XIX век (вот таким был долгожителем!) ходил по нашим городам, селам, дорогам, жил, можно сказать, среди нас.
Он отправился в Саров к преподобному Серафиму, у которого сподобился прожить на послушании восемь лет.
И если у нас случаются провалы духовной памяти, порой на десятилетия, то чудесным образом сквозь бетон и асфальт забвения ее ростки все-таки пробиваются. Мало кто знает, что 26 ноября 2013 года горсовет Кременчуга одну из улиц города нарек Ионинской – в честь преподобного Ионы Киевского. Ведь младенец Иоанн Мирошниченко (так звали святого в миру) родился в пригороде Кременчуга на Полтавщине, в посаде Крюкове, и именно отсюда, кстати, отправился потом в Саров к преподобному Серафиму, у которого сподобился прожить на послушании восемь лет.
Ионинская улица, пока что единственная в мире с таким названием, будет вести, разумеется, к храму. А точнее, будет с храма начинаться. Поскольку здесь строится главный храм Кременчугской и Лубенской епархии – кафедральный собор во имя святого апостола Андрея Первозванного, и его адрес: ул. Ионинская, 1. Братия киевского Троицкого Ионинского монастыря, который был создан отцом Ионой и о котором скажем ниже, выразила намерение изготовить мемориальный знак в честь преподобного, чтобы установить на Ионинской улице.
***
Троицкий Ионинский монастырь
Иоанн Мирошниченко родился в 1802 году в семье бедных мещан Павла и Пелагеи, образования не получил, азы чтения постигал по Псалтири и Часослову. (Нашей бы современной образованщине такие «буквари!») Ваня был мальчиком набожным, и путь его к Саровскому чудотворцу, конечно же, провиденциален. Далеченько, конечно, пришлось идти, в Тамбовскую епархию, а ведь до Киева намного ближе, не говоря уж о Лубнах и Мгарском монастыре. Но именно у старца Серафима молоденький послушник Иоанн научился творению умной молитвы.
Кто имеет склонность усматривать причины и следствия, знает, насколько переплетены духовными узами, невидимыми нерасторжимыми нитями наши подвижники и их ученики. Потому с радостной улыбкой встречаем сообщение о том, что святой Серафим благословил идти Иоанна к ученикам возродителя старчества на Руси – преподобного Паисия Величковского – в Брянскую Белобережскую пустынь. Иоанн прибыл сюда в 1836 году, три года спустя по кончине батюшки Серафима. А через семь лет принял иноческий постриг с именем Иона.
Интенсивная духовная жизнь, к коей подвижник имел тяготение, и дарования, развитые при отеческом вспомоществовании преподобного Серафима, позволили взойти в высокую степень «самоуглубления и самовникания». Инок удостоился видения, которое рассудил как веление взять на себя труды по устройству новой обители на Днепре.
На первый взгляд мысль кажется дерзновенной: мы же знаем, сколько прославленных обителей в Киеве просияло за тысячелетие Православия, какие на днепровских склонах и холмах духовные светильники возжены и сияют поныне!
И вот – по воле Киевского митрополита Филарета – отец Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь, где через семь лет, в 1858 году, был рукоположен в иеромонахи, а через два года переведен в Выдубицкий монастырь, расположенный и в наши дни на так называемом Зверинце (когда-то тут охотились древнерусские князья). Место живописнейшее и, как поймем дальше, судьбоносное. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. На Зверинецкой горе люди издревле видели и столпы огня до неба, и большой разлив воды – «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 году), есть рассказ о том, что на пути из Китаевской пустыни в Лавру его бычок недвижимо остановился на Зверинецкой горе, и святой изрек: «Быть здесь великой святой обители!»
Исследователь церковной истории Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) эту местность назвал Русским Афоном.
Троицкий храм сегодня
Киевляне и сегодня любят приводить сюда гостей на отдых, поскольку тут повсюду располагается «Новый Ботанический сад на Печерске» (не путать с тем, что возле университета!). В майские дни здесь буйствуют магнолии и сирень, кусты которой простираются повсюду, но особо – на спуске к Днепру, от Свято-Троицкого Ионинского монастыря – к древнему Выдубицкому. Все здесь ходят, если не сказать – парят, меж сиреневых кустов – разнообразных, на всякий вкус, – приподнятые, благодатные, радостные. Теперь, слава Богу, почти всякий помнит-знает, что эта территория в прежние времена принадлежала Троицкому монастырю, в годы русского помрачения разоренному. Сегодня здесь можешь не только нюхать сирень, праздно или со смыслом валяться на траве, пускать мыльные пузыри, крутить цветные ветряки, жевать мороженое, но и молиться в храме – к слову, богомольцев в ботанический сад пропускают бесплатно.
И если идти через главный садовый вход, то первым вам и повстречается храм во имя Живоначальной Троицы. В 1930-е на территории Свято-Троицкого Ионинского монастыря размещалась детская колония, и впоследствии учрежденный здесь Ботанический сад АН Украины использовал, как тогда водилось, храм под склад стройматериалов, позднее – под лабораторию.
Преп. Иона Киевский. Икона
Во святом граде Киеве чего только нет! – оттого и бесовские силы его всегда столь яростно атакуют, как и нынче. Имеется и Лавра с пещерами, и Китай-город с пещерами же (даже киевляне не все там бывали!), и София Киевская, и Михайловский Златоверхий храм, и Кирилловская церковь – да не хватит пальцев на двух руках, чтобы все святые строения перечислить, а вот обитель преподобного старца Ионы, прожившего более 100 лет, пользуется особой любовью киевских богомольцев.
Наверное, и потому, что здесь, на этом днепровском склоне, Иона дважды сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых. Вам посчастливится: вы сможете и приложиться к раке, в которой покоятся мощи преподобного Ионы, и отыскать средь цветущих черемух и магнолий черный Гранитный крест, установленный в 1996 году на том самом святом месте, где старцу Ионе являлась в столпе огня Божия Матерь.
И, пройдя через царящую благоухающую сирень, вам удастся спуститься меж огромных елей в древний Выдубицкий монастырь. Самозахваченный сегодня раскольниками-филаретовцами, но не утративший многовековой красы, возведенный между 1070 и 1077 годами киевским князем Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, и ставший семейным монастырем сына Всеволода – Владимира Мономаха – и его потомков.
***
Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых.
Свято-Троицкий Ионинский монастырь на Зверинецкой горе был основан преподобным Ионой как скит Выдубицкого монастыря. Рассказывают так: «Решившись построить на горе свою келью, Иона взял под свое духовное окормление двух монахов – Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и отец Иона, оставаясь на всю ночь. 1 (14) марта 1861 года, выйдя на крыльцо своей кельи в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе отец Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых».
Владычица коснулась головы подвижника и возвестила: «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая – все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее стоп.
Гранитный Крест на месте видения прп. Ионе Богородицы
А через год, 9 (22) марта 1862 года, всё повторилось точь-в-точь. В этот раз Матерь Божия сказала Ионе удивительное: что он – лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел». Ученики нашли потрясенного старца утром – сидящим в глубоком снегу. Он рассказал об увиденном, но просил хранить тайну. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была поставлена церковь, разрушенная безбожниками в 1934-м, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест. Будете в Ионинской обители – поклонитесь сему месту.
***
Народ тянулся к подвижнику Ионе, слава о котором расходилась повсюду. И киевляне, и стремившиеся сюда издалека искали случая получить совет и наставление у старца, быть его духовными чадами.
Подвиг старчества преподобного Ионы считают вершиной иноческого делания; подвижник воистину преподал XX веку спасительное учение о умном делании. А об исцеляющей силе молитв отца Ионы ходили легенды. И поскольку двери кельи старца были всегда открыты, то немудрено, что ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило до полумиллиона паломников – со всей России.
Среди многочисленных духовных дочерей отца Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Е. Васильчикова, много жертвовавшая, содействовавшая и помогавшая старцу, особенно в построении Троицкой обители.
Случай потряс государя: «Молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию – от страшного потрясения».
Отдельного внимания заслуживает примечательная история, когда княгиня Васильчикова, заручившись поддержкой Московского митрополита Филарета, отбыла хлопотать о новой киевской Троицкой обители в Петербург. Говорят, что в некий роковой момент государь Александр II, устав от дворцовых пререканий, интриг и противодействий киевской инициативе, отложил решение этого вопроса. И именно тогда, во время прогулки в Летнем саду, террорист Каракозов выстрелил в императора практически в упор. И – мимо! Случай потряс государя, увидавшего Промысл Божий в связи событий: «Молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию – от страшного потрясения». Монарх подписал поданное княгиней Васильчиковой прошение об учреждении новой обители.
Княгиня Е. Васильчикова
В 1871 году было завершено строительство каменного Троицкого храма с двумя приделами. 28 ноября митрополит Киевский Арсений освятил престол южного придела во имя иконы Божией Матери «Троеручица»: этот образ отец Иона особо чтил, хранил в келье, а со временем икона была помещена в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного перед этой иконой по молитвам было совершено много чудес. 23 июля 1872 года в Свято-Троицком храме был освящен главный престол во имя Живоначальной Троицы.
Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости отца-настоятеля Ионы. Изобильно пошли пожертвования, монастырь укреплялся, процветал.
Преподобный был также назначен и настоятелем возрождавшегося древнего Свято-Преображенского Межигорского монастыря, с возведением в сан архимандрита.
В мае 1896 года из Москвы прибыл в Троицкую киевскую обитель отлитый на колокольном заводе Самгина колокол в 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько «мелких», по 57 пудов, для чего была выстроена временная деревянная колокольня. И на необычную современную колокольню Ионинской обители сегодня обращает внимание всякий гость.
Последние два года свой жизни подвижник страдал неизлечимой тяжелой болезнью, от которой и слег после 1901 года. Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой кончины принимал страждущих паломников.
«Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему!»
Старец сам опишет духоносное событие, произошедшее с ним на 98-м году жизни, когда братия уже пришла проститься к тяжелобольному: «Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, а было это в 1897 году, в апреле, под 23-е число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот в келье моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: “Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему”».
Троицкий собор Ионинского монастыря зимой
Немощный старец после этого соберет немалые средства на завершение строительства каменного корпуса и колокольни!
Но годы физической жизни на земле имеют свой предел. В ночь с 8 на 9 января 1902 года служащий в Троицком соборе иеромонах, произнося ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Ионы – что-то ему мешало. Это и было время кончины праведника.
Столетнего подвижника Иону (постриженного в схиму как Петр), «в земли Русстей чудотворца дивнаго и милостиваго», проводили в последний земной путь многочисленные почитатели.
***
Зверинецкая икона Божией Матери
Скажем и о последующей жизни обители. В 1918 году монастырь чудом уцелел при мощнейшем взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители предсказывал еще сам Иона. В 1934 году обитель была закрыта, монахи – разогнаны или репрессированы, именно тогда на территории монастыря был создан ботанический сад. После возобновления обители в 1940-х годах она вскоре снова была упразднена.
Вспоминали, что батюшка, когда его называли мучеником, имел обыкновение ответствовать: «Нет, я после смерти буду мучеником». Странное высказывание старца разъяснилось спустя десятилетия. В 1966 году из Троицкого храма, превращенного в склад, мощи подвижника Ионы пришлось перенести на Зверинецкое кладбище – в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был упокоен. Но до этого святотатцами мощи были обезглавлены и лишены правой руки. Остались и свидетельства очевидцев, молодых сотрудников ботанического сада, отмечавших, что старец во гробе выглядел как только что умерший, рассказывали о его руках, белой бороде.
Возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы произошло осенью 1993-го, спустя два года после возобновления обители.
Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. Восстановлен и расписан склеп с мощами преподобного Ионы, помещенными в белую мраморную раку, доставленную из Греции. Благостен тот, кому доводилось прикладываться к этой раке – в уютной, чудесно украшенной фресками и надписями низкой нише в полуподвальчике, под храмом.
А старый гроб подвижника – выставлен в храме отдельно, в нем лежат не истлевшие погребальные облачения подвижника.
22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Иона был причислен к лику святых.
Зверинецкое место духовного подвижничества, изобильно украшенное в новые времена сиренево-магнолиевым цветением, несомненно, осеняется земным и небесным присутствием киевского праведника. И по его молитвам тоже – Киев еще не пал в окончательную пропасть и удерживается на краю бездны.
«Отче преподобне Ионо, моли Святую Троицу спасти души наша!»
Молитвословия
Тропарь на преставление, глас 4
Я́ко лучеза́рное со́лнце от коне́ц земли́ возсия́вшее/ яви́лся еси́ дне́сь на после́док дни́й/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся/ во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы. К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́ преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.
Кондак на преставление, глас 2
Благода́тию Бо́жиею на́с обогати́л еси́/ и де́лы благи́ми извести́л еси́,/ зва́нием яви́вся, Ио́но, уго́дник Христа́ Бо́га./ В моли́твах и посте́х дарова́ний Бо́жия Ду́ха испо́лнися/ и бы́сть неду́гом прогони́тель// и засту́пник душа́м на́шим.
Тропарь на прославление, глас 8
Дне́сь возсия́ на́м па́мять твоя́, сла́вне,/ я́ко со́лнце, светоза́рно луча́ми озаря́ющая ми́р/ и тьму́ но́щи злы́х духо́в от на́с отгоня́ющая./ Дне́сь Небе́сныя си́лы святы́х А́нгел и ду́ши пра́ведных/ мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся./ Дне́сь и мы́, гре́шнии, припа́дающе, мо́лимся:/ о́тче преподо́бне Ио́но,/ Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно*/ спасти́ оби́тель Живонача́льныя Тро́ицы,// и гра́д и лю́ди, любе́зно тебе́ почита́ющия.
Кондак на прославление, глас 8
Я́ко безпло́тным равножи́тель,/ все́х преподо́бных превзоше́л еси́/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными, му́дре Ио́но,/ те́м восприя́л еси́ от Бо́га исцели́ти неду́ги и прогони́ти бе́сы,/ и того́ ра́ди вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче преподо́бне Ио́но.
Тропарь на перенесение мощей, глас 4
Твои́х моще́й возвраще́нием/ оби́тель твоя́ обогати́ся,/ це́рковь же твоя́, прие́мши я́, просвети́ся/ и, крася́щися, ве́рных созыва́ет с весе́лием/ светоно́сный тво́й све́тло пра́здновати де́нь,/ гряди́те, глаго́лющи,// и приими́те благода́тей дарова́ния.
Кондак на перенесение мощей, глас 8
(Подобен: Взбранной:)
Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию, моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́//: ра́дуйся, о́тче Ио́но.
Величание на перенесение мощей
Ублажа́ем тя́,/ преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,/ и почита́ем цельбоно́сных и честны́х твои́х моще́й обре́тение.
Известные предсказания
Иона считал, что земная жизнь — это только лаконичный просвет существования людской души. Жизнь дана для того, чтоб обучиться и получить нужный опыт, а потом стать перед Богом.
Потому все его пророчества основаны на вере в божественную силу, в первую очередь старец полагался на духовную составляющую. О чем он предвещал:
- Иона давал информацию о падении Руси во время правления царя. Он считал, что людей «при власти» овладеет гордыня, они будут развращены пороками, позабудут о духовности. В итоге их поймет божественная расправа опосля погибели физического тела
- Старец рекомендовал усмирять тело: практиковать аскетизм, молиться и закончить поддаваться гордыне, чтоб потом не рассчитываться за грехи «в геенне пламенной». Он утверждал, что лишь смирение и терпение исцелят душу
- Иона предвидел трагические действия на Украине. Данный факт и принуждает наших современников прислушиваться к предсказаниям провидца. Его часто посещали люди, занимавшие высочайшие посты. Предсказаний ожидали министры и президенты. Но Иона не возгордился, воспринимал и обычных людей. Его любви и благословления хватало на всех
- Удалось ему предсказать и пришествие войны. Это предсказание потрясло и поразило всех, поэтому что реализовалось с умопомрачительной точностью
Старец утверждал, что ему помогает сама Богородица, которая «просила» бросить ее в Свято-Успенском монастыре. Потому он никогда не желал оттуда уезжать, хотя его приглашали на службу в Афон, Лавр и Иерусалим.
Весьма много умопомрачительных историй дошло до наших времен от людей, которые лично посещали старца Иона. Они говорят: пророчества этого человека постоянно реализуются.
Поглядите видео с предсказаниями старца Ионы о любви, царе и смысле жизни: