Значение выражения смертию смерть поправ — это победа над смертью
Хотя источник фразы — не Библия, тем не менее, текст Священного Писания часто вращается вокруг этой мысли. Вот, например, ветхозаветное пророчество о том, что придёт Спаситель и победит смерть:
(Ос. 13, 14)
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
А зачем её, собственно, побеждать? Ответ на этот вопрос уводит нас глубоко в церковную доматику. С точки зрения православного учения, человек стал смертным после того, как вкусил плод с дерева познания добра и зла. Не все согласны с этой идеей, но именно на ней и возведена мысль того, что Христос победил смерть.
Иисус Христос победил смерть из любви к человечеству.
Православные верят, что Спаситель пришёл для того, чтобы отменить первородный грех и его последствия. В том числе среди задач Иисуса Христа — победить смерть.
Иисус Христос преодолел смерть — то есть попрал её
И делается это из большой любви Бога, ибо:
(Пс. 33, 22)
«Смерть грешников люта»
Чтобы компенсировать урон, полученный Адамом от плода с дерева познания добра и зла, нужно, образно говоря, вкусить новый плод — праведности и вечной жизни. О том, как это сделать, сообщает апостол Павел:
(1 Фес. 4, 13–15)
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не опередим усопших
Светлое Христово Воскресение – Пасха Господня
19 апреля 2021 года все православные христиане празднуют Праздник праздников и Торжество торжеств, радостно возглашая: «Христос Воскресе!»
«Христос воскресе из мертвых»
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Эти два ключевых Пасхальных песнопения — стихира и тропарь самого главного церковного праздника — знают все православные христиане. Все, кто хотя бы раз в жизни пришёл к Пасхальной заутрене, кто прошёл торжественным крестным ходом вокруг храма в самую светлую ночь в году. «Светлую» не в понимании северных «белых ночей», но озарённую неземным благодатным светом Воскресшего Христа.
Жёны-мироносицы. Фото: www.oopnm.ru
В эти моменты мы не просто находимся в том или ином городе или селе и не просто 19 апреля 2021 года (надеюсь, единственный год, когда большинство православных христиан будут лишены возможности молиться в храмах), а вне времени и пространства. Таинственным образом мы пребываем и во Святом граде Иерусалиме в тот самый день, когда ещё никто из учеников Христа не знал о том, что Господь воскрес из мертвых, но только Ангелы на Небесах славили Его Воскресение. И уже на следующий день об этом узнали святые жёны-мироносицы. Вот как описывает это в Евангелии апостол-евангелист Марк:
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен…»
И мы сегодняшние, столь разные и столь одинаковые в своих пасхальных чувствах, в чём-то близким тем святым жёнам, которые первыми узнали о Христовом Воскресении. И если кто-то не соблюдал Великий пост, то и ему стоит напомнить слова Святителя Иоанна Златоуста, которые читаются в эту святую ночь. В своём огласительном поучении великий учитель нашей Церкви говорит, что безо всякого сомнения и опасения этим торжеством должен насладиться каждый:
Воздержаные и нерадивые, день почтите! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя!
«Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»
Фото: 5ph/www.shutterstock.com
Весь смысл Пасхи Господней заключён в Победе над смертью. Практически в каждой семье принято красить пасхальные яйца, но не каждый задумывался над символикой этого древнего обычая. А ведь обычное куриное яйцо уже само по себе символизирует гроб и воскресение. Ну а красный цвет, причём неважно — насыщенно-алый от анилиновых красок или оранжево-багровый от луковой шелухи, — это Кровь Распятого Христа. И, конечно, нельзя не вспомнить предание, как святая Мария Магдалина подарила императору Тиберию пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе!». По одной из версий этого предания, яйцо само окрасилось в красный цвет, когда император-язычник усомнился в Чуде Христова Воскресения.
Фото: www.pravoslavie.ru
Пасха – это возможность почувствовать, что смерти нет
Именно Крестная смерть Спасителя искупила грехи всех людей. И когда мы видим на иконе Христа, который сходит в ад и спасает оттуда наших прародителей Адама и Еву, то должны понимать весь глубокий смысл этого образа. Ведь даже ветхозаветные праведники из-за грехопадения праотцев до Христова Воскресения находились в аду, и именно Спаситель, «сущим во гробех живот даровав», подарил вечную жизнь всем прежде умершим. И сегодня каждый христианин должен помнить, что никакой смерти нет, что земное умирание — это начало вечной жизни. Наверное, лучше многих других проповедников об этом сказал современник наших дедов и прадедов, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в одной из своих проповедей 1946 года:
Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной».
И здесь очень важно помнить, что самое главное, к чему мы должны готовиться всю жизнь, — это спасение наших душ и их соединение с Богом. Именно в этом и заключается не просто ключевой, а единственный смысл земной жизни каждого христианина. Жизни, средоточием которой является сегодняшний Праздник.
Поздравляем православных христиан со Светлым Христовым Воскресением — Пасхой Господней! Христос Воскресе!
Христос попрал смерть не меньше 6 раз
Любопытно, что Иисус Христос попрал смерть не единожды, а не меньше шести раз.
- Когда воскресил мальчика. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки:
(7:14–15)
«И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его»
- Когда воскресил девушку. Тоже приведём версию из Евангелия от Луки:
(8:52–56)
«Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем»
Иисус Христос воскрешает девушку, чем показывает свою власть над смертью
- Когда воскресил Лазаря. Процитируем Евангелие от Иоанна:
(11:38–44)
«Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»
3
стольких человек воскресил, согласно Евангелию
- Когда воскрес. По человеческим представлениям Иисус Христос скончался (по крайней мере, это каноническая православная версия, а чужие рассматривать не будем). Иисус должен был остаться на том свете, но Он преодолел черту смерти в обратном направлении и явился своим ученикам.
- Когда открыл врата ада. В Священном Писании такой истории нет. Но Предание сообщает, что Иисус Христос не сразу воскрес после смерти, а отправился в ад, чтобы вывести оттуда некоторых умерших людей. Кого именно — идеальный вопрос для бесконечного спора. Об этом нигде ничего не сказано, так что правильного мнения нет.
Сам сюжет о Христе, который спускается в ад, основан на ветхозаветных пророчествах:
(Ос. 13:14)
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
(Пс. 23:7)
«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»
Надо признать, что сами пророчества явно имеют корни в аккадской традиции, но всё же этот догмат имеет огромное число приверженцев в христианском мире.
Существует догмат о том, что Спаситель вывел души из ада, но чьи именно, не ясно
- Когда дал миру надежду на жизнь после смерти. Согласно православным представлениям, раньше не существовало никаких надежд на жизнь после смерти. Только Христос, когда принял на себя кару за людские грехи, открыл дорогу в рай тем, кто раскаялся. Смерть им более не грозит, так как она побеждена смертью Христовой.
Христос призывает не бояться телесной смерти, но опасаться смерти духовной:
(Мф. 10. 28)
«не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»
Рассказывает священник Афанасий Гумеров:
«В духовном мире действует закон – грех удаляет человека от Бога и делает пленником диавола. “Ибо возмездие за грех — смерть” (Рим.6:23). Спасение наше, которое совершил Иисус Христос состоит в том, что Он, воплотившийся Бог, не имеющий и тени греха, взял на Себя грехи всех людей и за них принес искупительную Жертву на Кресте. Победа над смертью произошла в тот момент, когда Спаситель мира умер на Кресте. “Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух” (Ин.19:30). Что именно смертью Господь одержал победу над смертью говорит и св. апостол Павел: “А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола” (Евр.2:14). Эта догматическая истина выражена в пасхальном тропаре: “смертию смерть поправ”».
По христианскому догмату, Иисус спустился в ад за праведниками
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Совсем близок уже тот день, когда сердца наши переполнятся песнью Воскресения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…». Но до конца ли мы понимаем, что она для нас означает — победа Христа над смертью? Побеседуем о ней с протоиереем Владимиром Пархоменко — настоятелем храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Усть-Курдюме, духовником и преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, духовником Саратовской епархии.
— Отец Владимир, Пасха — самый радостный из праздников, вершина той радости, которую, по слову Христа (см.: Ин. 16, 22), никто у нас не отнимет. Но эта радость — не эйфория. Смерть побеждена, но она не ушла из нашего мира, она неуклонно продолжает собирать свою жатву, она остается трагедией — ведь и Христос плакал над умершим Лазарем…
— А разве в Евангелии сказано — плакал? Там сказано: прослезился (Ин. 11, 35). А чуть выше (33) сказано, что Он восскорбел духом и возмутился, увидев плачущую над братом Марию и плачущих вместе с нею иудеев. Но Он Сам никак уж не проливал слез над Лазарем! Не разрывал на Себе одежд, не посыпал голову пеплом, как это было принято у иудеев. Иоанн Златоуст в свое время писал, что отлучит от Церкви всякого, кто будет скорбеть над покойником как язычник. Что значит — как язычник? Без надежды. Как раз тогда в Константинополе стал возрождаться древний языческий обычай приглашать на погребение профессиональных плакальщиц, которые своими воплями должны были ввести близких умершего в экстаз, даже довести кого-то из них до самоубийства — «чтобы уйти вместе с ним». И вот, святитель говорит: этим обрядом вы выказываете неверие во Христа, в Его победу над смертью.
Да, смерть всегда горе, всегда страшный удар, потрясение для тех, кто любил ушедшего: и Христу как Человеку это ведомо, и боль близких Лазаря не оставляет Его равнодушным. Но отчаяния, безнадежности быть не должно. Наша беда — в слабости веры. Протопресвитер Александр Шмеман в своих дневниках писал о том, что проблема современных христиан — в том, что они верят в Воскресение Христово, в то, что смерть уже не властна над нами — лишь умом, то есть теоретически, но не сердцем.
Святые отцы учат, что христиане — это люди, которые уже воскресли душой: в Таинстве Крещения человек воскресает от духовной смерти и опытно переживает свое воскресение. А в Последний день, о котором неоднократно говорит в Евангелии Спаситель, человек воскреснет и телом также. Но уже при земной жизни освященная благодатью, горящая любовью к Богу душа делает и тело способным к нетлению, пример — благоуханные мощи святых.
…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, — писал апостол Павел (1 Кор. 15, 20-22),— Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Почему он называет Христа первенцем из умерших? Люди воскресали из мертвых и до Христа: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы, пророк Елисей — сына сонамитянки, Христос вернул к жизни дочь Иаира (см.: Мк. 5, 35-43) и сына вдовы из Наина (см.: Лк. 7, 11-15). Но Его Воскресение принципиально отличается от этих воскресений; Он — единственный, Кого мы именуем Победителем смерти. Ведь те воскрешенные остались подвластными смерти, и со временем все равно умерли; а Христос, воскреснув, победил смерть. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти,— пишет апостол Павел в 6 главе Послания к Римлянам (9).
Потому она не обладает и над нами тоже.В той же главе Послания к Римлянам апостол объясняет, что христиане, крестясь во Христа, приобщаются Его воскресению: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (3-4).
— Но для чего же побежденной смерти попущено присутствовать в мире, для чего ей дана — пусть временная, но все же над нами власть?
— Определение Божие, данное Адаму — возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19),— не отменено. Оно будет отменено только по втором Пришествии Христа и по воскресении всех умерших. Для сегодняшнего человека смертность — это милость, об этом пишут святые отцы. Почему милость? Потому что человеку для духовной, религиозной жизни необходимо осознание конечности его земного бытия. По своему священническому опыту могу сказать, что масса людей пришла к вере и Церкви, задумавшись о смысле жизни; а задуматься о смысле жизни им помогло осознание ее конечности. Смерть пробуждает человека от духовного сна. Святые отцы говорят, что смерть пресекает грех и беззаконие; она напоминает, что за грехом следует воздаяние.Смерть как удерживающее человека средство остается до той пор, как Бог изменит бытие мира.
— Автор атеистической книжки 70-х годов задавал глубокомысленный, как ему, наверное, казалось, вопрос: если Бог всемогущ, почему Он не мог победить смерть и спасти человека каким-то иным, безболезненным способом, не подвергая страшным мучениям Собственного Сына? Как ответить?
— «Безболезненный способ» в данном случае невозможен потому, что человек — величайшее творение Божие — обладает такой чертой богоподобия, как свобода воли. Человека нельзя спасти автоматически. Спасение — это свободное возвращение отпавшего человека к Богу. Святые отцы говорят, что Бог избрал самый действенный из возможных способов спасения человека: явив ему Свою жертвенную любовь, возлюбив Своих сущих в мире, до конца (Ин. 13, 1), Он таким образом призывает человека к Себе. Спаситель идет до последнего предела — до богооставленности и смерти — и после этого никто уже не сможет сказать, что человек Богу безразличен.
Кроме того, еще в язычестве интуитивно нащупывалось понятие об освящающей силе жертвы: чтобы что-то преодолеть, надо чем-то пожертвовать. В Ветхом Завете это понятие было сформулировано и закреплено требованиями Закона, полученного Моисеем от Бога на горе Синай; а в основе христианства лежит понятие о крестной жертве Христа, принесенной за нас; без этой освящающей силы наше спасение тоже было бы невозможно.
— Иногда люди спрашивают: как возможно воскресение человека во плоти, если мертвая плоть в земле истлевает, разрушается?
— У святых отцов есть мысль о том, что душа в последний день восчувствует частички своего разрушившегося тела и соберет его. Хотя — нам неизвестна, конечно, «технология» этого процесса. Мы знаем, что для Бога возможно все, и для Него нет трудности в восстановлении телесного человека. Это будет тело — то самое, которое носил человек при земной жизни, но изменившее свои свойства. Оно не будет старым, дряхлым, даже если человек умер в глубокой старости. Оно будет вещественным, как тело воскресшего Христа было вещественным, но при том одухотворенным, оно приобретет те свойства и качества, которых при земной жизни не имело. Отчасти мы видим эти свойства обновленной плоти у воскресшего Христа. Но на теле воскресшего человека, как утверждают святые отцы, скажутся те качества, которые отличали его на земле: тела праведников станут излучать Божественный свет, а тела нераскаянных грешников будут темными.
— Где пребывает, в каком состоянии находится душа усопшего, коль скоро всеобщего воскресения еще не произошло? Можем ли мы вот сейчас надеяться на то, что душа праведника, душа мученика пребывает в блаженстве?
— Пока воскресения не произошло — мы молимся:упокой, Господи, души усопших раб Твоих. Не просто «раб Твоих», а именно их души. Душа — не подвергающаяся разрушению часть умершего, то есть разрушившегося человека — оставшись без своего тела, утрачивает всякую власть над собой и всякую возможность выбора. И есть места — разумеется, не в топографическом смысле этого слова — где нет текущего времени и где пребывают души людей, закончивших земной путь. Апокалипсис приоткрывает нам то, что места это разные: есть души, которые находятся у самого Божиего престола в предвкушении блаженства (полностью вкусить это блаженство душа, лишенная тела, не может), а есть те, которые сошли вниз, очень глубоко: вспомним притчу о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Есть, наконец, области, где пребывают души, не просвещенные светом Божественной истины, так и не познавшие Христа.
— Участь всех этих душ не решена окончательно? Иначе мы не молились бы об умерших…
— Конечно, в том-то и смысл церковной молитвы об усопших. Сами они изменить свою участь уже не могут, но мы своей молитвой можем содействовать их спасению для жизни вечной. Что касается душ, находящихся далеко от Бога — речь не об аде, нет: ад как место вечной погибели откроет и закроет свои страшные двери лишь после второго пришествия и Страшного Суда: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). И тогда же откроются врата Царства Небесного, того самого, о котором Христос говорил приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
Смертию смерть поправ — центральная мысль популярного акафиста
Разумеется, столь глубокая философская мысль не могла оставаться в рамках одного тропаря. Она получила развитие в виде одного из самых популярных акафистов «Акафист Воскресению Христову (иной)»:
Кондак 1
Возбранный Воеводо, Господи Небесе и земли, победно благодарственное пение приносим Тебе, раби Твои, во ад ныне сшедшему и с Собою вся воскресившему, и наше избавление празднующе, светло вопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 1
Ангел Господень, в вечер субботний в трусе велии сошед с Небесе, отвали камень от дверий гроба Иисусова и седяще на нем. От страха его сотрясошася стрегущии и быша яко мертви. Мы же Воскресшему Живому Богу с мироносицами покланяемся и Пасху тайную благовествуем, вопиюще: Христос воскресе, и князи адстии падоша. Христос воскресе, и устрашишася вратницы адовы. Христос воскресе, и сокрушишася врата медная. Христос воскресе, и твердыни адовы положишася в запустение. Христос воскресе, и смерть рыдает. Христос воскресе, и ад, стеня, вопиет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 2
Видяще Мария Магдалина, и Мария Иаковля, и Саломия юношу во гробе Иисусове, одеяна во одежду белу и седяща в десных, ужасошася. Он же глагола к ним: «Иисуса Распятаго ищете? Несть зде, воста бо, якоже рече. Приидите, видите место, идеже лежа Господь, и скоро шедше рцыте учеником Его: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Икос 2
Разум неразумеваемый разумети ищуще, Петр и другий ученик течаста ко гробу и, вшедше в онь, видеша ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе Иисусове, не с ризами лежащъ, но особь свит на единем месте, веровавше же, возопиша с веселием: Христос воскресе, и вся тварь радуется. Христос воскресе, Небеса да веселятся. Христос воскресе, и сликовствуют нам Ангели. Христос воскресе, и просветишася преисподняя. Христос воскресе, воскликнем с веселием, от смерти спасеннии. Пойте же Господеви вся земля: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 3
Силою свыше облече Господь Своя ученики по Воскресении. Тии же идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус, и пришедшим им глагола Иисус: «Дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам». Тии же поклонишася Ему, зовуще: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 3
Имущи в сердце своем любовь к Учителю, Мария Магдалина стояще у гроба вне, плачущи, и Воставшаго из мертвых видящи, яко вертоградаря, вопрошаше: «Аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возьму Его». Обаче, паче чаяния, слышавши: «Марие, восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему», прииде ко учеником, глаголющи: Христос воскресе, и жало греховное притупися. Христос воскресе, и мир от потопа греховнаго спасеся. Христос воскресе, и мы от работы врагу свободихомся. Христос воскресе, и диаволе прельщение упразднися. Христос воскресе, и бывшее на нас рукописание загладися. Христос воскресе, и вся тварь обновися, зовущи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 4
Бурю помышлении сумнительных внутрь имея, Фома учеником, глаголющим, яко видехом Господа, рече им: «Аще не увижу на руку Его язвы гвоздиныя и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку в ребра Его, не иму веры», но, уверився, с веселием возопи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 4
Слышав Фома ученик, видевших Господа, и очима своима хотяй Того зрети, рече: «Не иму веры». По днех же осьмих прииде Иисус затворенным дверем, ста посреде ученик и глагола Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои, и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен». И отвеща Фома, и рече: Христос воскресе, Ты еси Господь мой. Христос воскресе, Ты еси Бог мой. Христос воскресе, и вси нетление и жизнь восприяхом. Христос воскресе, и мертвии восташа. Христос воскресе, и избавихомся осуждения и муки. Христос воскресе, и жизнь из гроба возсия мирови поющему: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 5
Божества огнем не опалися Фома, ребро Спасово дерзновенно осязав. Паче же просветися, Бога, на спасение наше воплотившася и паки с плотию воскресшаго, познав. Темже неверием своим блаженный близнец церковную веру утверждает, юже исповедующе согласно вопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 5
Видевше Иисуса воскресша, ученицы убояхуся, мняще дух видети. Иисус же, хотя уверити их, показа им руце и нозе и ребра Своя, таже рыбы печены часть прием и от пчел сот пред ними яде. Тем уверившеся и страх свой и печаль свою отложивше, в радости пояху: Христос воскресе, хуждшая восприим, и подаде нам лучшая. Христос воскресе, и ад умертвися блистанием Божества Его. Христос воскресе, и тьма разрушися, и мрачнии демони отгнашася. Христос воскресе, и истлевшее страстьми человеческое естество обновися. Христос воскресе, и беззакония наша туне очистишася. Христос воскресе, и мы веи, в нетление облекшеся, песнь сию Ему приносим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Мария Магдалина первой встретила воскресшего Христа
Кондак 6
Проповедники по Воскресении Твоем в мир посылая, богоносныя апостолы Твоя, Христе, рекл еси им, дунув: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся». Темже даждь и до днесь во всем мире чада церковная, от грехов разрешаеми, славят непрестанно Твое милосердие и душами чистыми в радости поют: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 6
Возсиял еси, Христе, и во мрачных удолиях ада свет Твоего Воскресения, прощение и ослабу, и избавление благовествуя, Много-милостиве, душам от века тамо содержимым. Темже от змия, человекоубийцы, исхищаеми, играюще, к свету Твоему устремишася, поюще: Христос воскресе, и узы наша разтерзашася. Христос воскресе, и сень смертная в вечную жизнь преложися. Христос воскресе, и держава смерти уже не возможет держати человека. Христос воскресе, и мучителева дерзость низложися. Христос воскресе, и рай вместо ада жити нам даровася. Христос воскресе, и мир воспевает присно: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 7
Хотяй падшему Адаму послужити, Спасе наш, на земли явился еси, и на земли того не обрет, даже до ада низшел еси ища, да, сретив Тя долу, в преисподних земли, со всеми спасемыми поет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 7
Новыя жизни начало положил еси мирови, Господи, Твоим славным Воскресением. Ветхая бо вся мимоидоша: и ад, и смерть, и власти-тельство диавола. Свободна убо вся тварь познавается, и прежде омраченнии, ныне яко сынове Божии, ликуют, поюще: Христос воскресе, бездну милости и щедрот излияв на род наш. Христос воскресе, в ров низпадших нас воздвигнувый с Собою. Христос воскресе, и мы от сетей демонских избавихомся. Христос воскресе, и горесть греха в сладость райския жизни преложися. Христос воскресе, и древом умерщвленнии ожихом. Христос воскресе, и нас возведе в прежнее достояние, да зовем: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 8
Странствуя с Клеопою и Лукою в весь, отстоящую стадий шесть-десят от Иерусалима, и не познан быв има, поносил еси, Спасе, неверствию их и жестосердию, глаголя: «Не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою?» И, начен от Моисея и от всех пророк, научил еси их пети: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 8
Всего Себе, Бога суща и человека совершенна, преподал еси, Спасе, двема ученикома Твоима во Еммаусе, егда приимь хлеб, благословил еси и, преломив, дал еси има. Онема и отверзостеся очи, и познаста Тебе, Ты же невидимь бысть има, и рекоста к себе: Христос воскресе, и жизнь воцарися. Христос воскресе, и диаволя лесть обличися. Христос воскресе, и преста жертва идольская. Христос воскресе, и вся земля приносит Ему жертву хваления. Христос воскресе, и мы, вкусивше древле преслушаннаго брашна, ныне вкушаем пищи вечныя. Христос воскресе, и мы радости присносущныя причастницы бываем, поющии: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 9
Вси Ангели, Христе Спасе, твое Воскресение поют на небеси. Сподоби и нас на земли чистым сердцем в веселии воспевати: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 9
Ветия всемирный и учитель языков Павел богоглаголивый, яко труба, вопиет: «Христос воскресе от мертвых, Начаток востания умерших бысть. Якоже во Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут». Темже Воскресение Христово видевше, в радости вопием: Христос воскресе, и князь мира низложися. Христос воскресе, и трепещет преисподняя. Христос воскресе, и смерть пожерта бысть победою. Христос воскресе, и ад пленен бысть Того державою. Христос воскресе, и свободихомся от адовых нерушимых уз. Христос воскресе, и мы, из нетления избавльшеся, сыны воскресения явихомся, и поем: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 10
Спасти хотя род человеческий от работы вражия, распятие и смерть претерпел еси, Господи, погребен же быв, в третий день от мертвых востал еси. Тем же Ангел, блистаяйся во гробе, благовествует женам, глаголя: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 10
Третие по Воскресении явися Иисус на мори Тивериадстем рыбу ловящим Симону Петру, и Фоме, и Нафанаилу, и сыном Зеведеевым со инема от ученик Его двема и, яко Владыка всех, повелевает мрежу одесную страну корабля воврещи, и бысть слово дело вскоре, и многое рыб множество, и вечеря странна готова на земли. Ея же ныне мысленно насладитися и нас сподоби, Господи, поющих: Христос воскресе, и дадеся Ему власть на небеси и на земли. Христос воскресе, и Царство Божие наста. Христос воскресе, и Тело Его, яко Хлеб Жизни, вси приемлем. Христос воскресе, и Крови Его, яко Источника Безсмертнаго, вкушаем. Христос воскресе, и Адам, свобожден, с нами ликует. Христос воскресе, и Ева, от уз избавляема, радуется, зовущи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 11
Пение всеумиленное приношаше Воскресшему Тебе, Петр, трищи бо отвержеся Тебе, трищи же и исповедуя: «Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя». Трищи и слышит от Тебе сладчайшее на паству паки призвание: «Паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Темже и зовет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 11
Света Подателю, якоже солнце, возсиял еси тридневно от гроба и вся просветил еси светом истиннаго богопознания. Темже седящии во тьме неверия и сомнения уверихомся со апостолы, яко Господь еси, и не истязуем уже: «Ты кто еси?» Но Воскресшаго Тя славяще; во умилении зовем: Христос воскресе, и всяческая просвети Воскресением Своим. Христос воскресе, и свет вечный возсия во тьме и сени смертней седящим. Христос воскресе, и верным подаде тайно осеняющее свыше Духа сияние. Христос воскресе, и духовная очеса прежде слепых отверзошася. Христос воскресе, и мы Отца светов познахом. Христос воскресе, да посрамятся вси отвергшиися Господа славы и с нами да воспоют: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 12
Благодатию Твоею всякому человеку удобнейший путь спасения указуя, Христе, глаголал еси Симону Петру: «Егда состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши», назнаменуя, коею смертию прославит Бога. Возлюбленному же ученику повелел еси пребывати, дондеже приидеши. Темже, аще и разлучившеся апостоли, обаче союзом любве связуеми, согласно воспеваху: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Икос 12
Поюще Твое тридневное Воскресение, Христе, радуемся Твоему непреложному обещанию. С нами бо до скончания века быти обещался еси, от всякаго зла нас избавляя и к жизни вечней руководствуя. Сего ради, славяще Тя, вопием: Христос воскресе, и мы вреда всякаго избавляемся ныне. Христос воскресе, и нас одесную Отца с Собою посадил есть. Христос воскресе, и нас причастники вечныя славы Своея содела. Христос воскресе, и древле сокрушивый праотца сильный враг сокрушися. Христос воскресе, и со Ангелы мы, прежде отриновеннии, водворяемся. Христос воскресе, и с Собою вся воскресит, зовущия: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак 13
О Пасха велия и священнейшая, Христе Иисусе, Спасителю наш, благодарно исповедуем спасительную великую милость Твою, яко и паки сподобил еси нас, недостойных, ныне вкусити радости Светлаго Воскресения Твоего. Подавай нам в невечернем дни Царствия Твоего истее и совершеннее Тебе, Сладчайшаго, причащатися, да со Ангелы и всеми святыми во веки веков поем вси радостно: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Христос воскресе!
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
«Христос воскрес из мертвых, поправ смертью смерть и даровав жизнь умершим».
Тропарь праздника
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими»
(Ин.1:12)».
В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.
Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»
Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.
При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.
Затем читается слово Иоанна Златоуста.
После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.
К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.
Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.
Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.
«Закон Божий», издательство «Новая книга»
ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
Пасха Христова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Святитель Иоанн Златоуст каждой пасхальной ночью напоминает нам притчу Христову о работниках, нанятых в виноградник (Мф.20.1-16). Он вновь и вновь говорит нам о том, что, когда бы ни застал нас зов нашего Бога, под старость или в расцвете лет, «любочестивый Владыка» ждёт всякого и всегда. Для всякого и всегда, перенёс ли он скорби и жар дневного труда или явился лишь под вечер своего века, уготована ни с чем не сравнимая награда – динарий Царства, дар Вечной Жизни! И обладай мы детской, доверчивой верой – не было бы на всём белом свете людей счастливей и спокойнее нас: наш Бог подарил нам прощение, – чего ещё желать, чего бояться? Наш Спаситель искупил наши грехи, – о чём плакать, от чего унывать? Сама смерть отныне не властна над нами, – кто сможет поработить нас? Дар предложен, вся проблема в том, как его принять.
Как долго сомневались апостолы! Как долго не верили своим глазам и ушам! Они, как и мы, знали, что опасно доверять личному опыту. Им, как и нам, ведомо было, как часто обманывают человека его собственные чувства. Потребовались неоспоримые свидетельства, многократные явления воскресшего Господа, чтобы страх и подозрительность сменились ликованием и надеждой, чтобы радость сменила испуг, чтобы отворились не только двери, старательно запертые «страха ради иудейска» (Ин.19.19), но свободно и смело распахнулись сердца, готовые вместить в себя целый мир! Для этих людей, застигнутых радостью вечной жизни, разом пропали куда-то враги, недруги, язычники, чужаки – весь мир сделался для них родным и любимым. Весь мир стал для них своим, потому что теперь это воистину был мир Божий! Потому что для них стало очевидным то, что позже сформулировалось у апостола Павла: Царство Божие – это место, где нет врагов, нет болезни, нет печалей, нет скорби, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3.11)!
Только после воскресения Христова человечеству открылась удивительная истина о Боге: Он не просто Творец, создавший вселенную для какой-то неведомой цели, Он не только Судия, воздающий «коемуждо по делом его» (Рим.2.6), но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3.16,17). И мир понял, что Бог прежде всего – Любовь (1.Ин.4.8). Потому что Бог любит «труждающихся и обремененных» (Мф.11.28), плачущих и скорбящих, кротких и гонимых, Он любит тех, кого не любит никто. Он любит тех, кто и любви-то недостоин. Наш Бог любит того, кто Его предал, Он не мстит, не воздаёт «по заслугам», но только спрашивает предателя: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин.21.16). Наш Бог просит ответной любви!
А если это так, тогда Бог, Тот, Который по определению ни в чём и ни в ком не нуждается, потому что обладает абсолютной полнотой бытия, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1.Ин.1.5), тогда наш Бог каким-то непостижимым образом нуждается в человеке, в его вере, в его любви, в его преданности. И значит, между Святым и Вечным Богом и грешным человеком нет непреодолимой преграды!
И всё это потому, что Сын Божий воплотился ради человека. И всё это потому, что Сын Божий умер страшной смертью на Кресте «нашего ради спасения». И всё это потому, что Сын Божий погрузился в ад богооставленности, заставивший Его закричать в неизбывной тоске: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Он вошёл в эту бездну отчаяния, и мрак наполнился Светом, и ад рухнул! Рухнул потому, что ад – это место, где нет Бога, где нет надежды, где, как в «чёрной дыре», исчезает само бытие, ад, с момента грехопадения прародителей торжествовавший в мире, оказался, по слову Иоанна Златоуста, посрамлённым и уничтоженным! Он был «посрамлён и уничтожен» событием немыслимым: сошествием в эту область обезбоженного отчаяния Того, Кого смерть не смогла удержать в жадных своих объятьях! И, как в первый день творения, когда «сказал Бог: да будет свет» (Быт.1.3), так и в момент крестной смерти Спасителя, когда, казалось бы, диавол мог уже торжествовать свою окончательную победу, мрак вечной смерти пронизал поток божественного Света, и там, где царило отчаяние, воцарилась Любовь!
Вот почему на разных языках, во всех концах света звучат этой светлой пасхальной ночью дивные слова апостола Любви, святого Иоанна Богослова: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1.4,5). Не объяла тьма мир, живущий надеждой, потому что «Christus resurrexit!», как свидетельствовали неисчислимые сонмы мучеников, принимавшие смерть в цирках и на ристалищах Рима за исповедание воскресшего Христа. Не объяла – потому что «Χρίστός ανεςτη!», как учили нас наши православные родители – греки, когда принесли свет веры Христовой на землю наших предков. Не объяла – потому что «Христос воскресе», как возглашаем сегодня и мы, знающие, что воистину «свет во тьме светит, и тьма не объяла его»!
Христос воскресе!
Пасха Христова.
5 мая 2002 г.
Православная Жизнь
Православие и современность
Совсем близок уже тот день, когда сердца наши переполнятся песнью Воскресения, но до конца ли мы понимаем, что для нас означает — победа Христа над смертью?
Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко.
— Отец Владимир, Пасха — самый радостный из праздников, вершина той радости, которую, по слову Христа (см.: Ин. 16, 22), никто у нас не отнимет. Но эта радость — не эйфория. Смерть побеждена, но она не ушла из нашего мира, она неуклонно продолжает собирать свою жатву, она остается трагедией — ведь и Христос плакал над умершим Лазарем…
— А разве в Евангелии сказано — плакал? Там сказано: «прослезился» (Ин. 11, 35). А чуть выше (33) сказано, что Он «восскорбел духом и возмутился», увидев плачущую над братом Марию и плачущих вместе с нею иудеев. Но Он Сам никак уж не проливал слез над Лазарем! Не разрывал на Себе одежд, не посыпал голову пеплом, как это было принято у иудеев. Иоанн Златоуст в свое время писал, что отлучит от Церкви всякого, кто будет скорбеть над покойником как язычник. Что значит — как язычник? Без надежды. Как раз тогда в Константинополе стал возрождаться древний языческий обычай приглашать на погребение профессиональных плакальщиц, которые своими воплями должны были ввести близких умершего в экстаз, даже довести кого-то из них до самоубийства — «чтобы уйти вместе с ним». И вот, святитель говорит: этим обрядом вы выказываете неверие во Христа, в Его победу над смертью.
Да, смерть всегда горе, всегда страшный удар, потрясение для тех, кто любил ушедшего: и Христу как Человеку это ведомо, и боль близких Лазаря не оставляет Его равнодушным. Но отчаяния, безнадежности быть не должно. Наша беда — в слабости веры. Протопресвитер Александр Шмеман в своих дневниках писал о том, что проблема современных христиан — в том, что они верят в Воскресение Христово, в то, что смерть уже не властна над нами — лишь умом, то есть теоретически, но не сердцем.
Святые отцы учат, что христиане — это люди, которые уже воскресли душой: в Таинстве Крещения человек воскресает от духовной смерти и опытно переживает свое воскресение. А в Последний день, о котором неоднократно говорит в Евангелии Спаситель, человек воскреснет и телом также. Но уже при земной жизни освященная благодатью, горящая любовью к Богу душа делает и тело способным к нетлению, пример — благоуханные мощи святых.
«…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, — писал апостол Павел (1 Кор. 15, 20-22),— Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
Почему он называет Христа первенцем из умерших? Люди воскресали из мертвых и до Христа: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы, пророк Елисей — сына сонамитянки, Христос вернул к жизни дочь Иаира (см.: Мк. 5, 35-43) и сына вдовы из Наина (см.: Лк. 7, 11-15). Но Его Воскресение принципиально отличается от этих воскресений; Он — единственный, Кого мы именуем Победителем смерти. Ведь те воскрешенные остались подвластными смерти, и со временем все равно умерли; а Христос, воскреснув, победил смерть. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти,— пишет апостол Павел в 6 главе Послания к Римлянам (9).
Потому она не обладает и над нами тоже.В той же главе Послания к Римлянам апостол объясняет, что христиане, крестясь во Христа, приобщаются Его воскресению: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (3-4).
— Но для чего же побежденной смерти попущено присутствовать в мире, для чего ей дана — пусть временная, но все же над нами власть?
— Определение Божие, данное Адаму — «возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19),— не отменено. Оно будет отменено только по втором Пришествии Христа и по воскресении всех умерших. Для сегодняшнего человека смертность — это милость, об этом пишут святые отцы. Почему милость? Потому что человеку для духовной, религиозной жизни необходимо осознание конечности его земного бытия. По своему священническому опыту могу сказать, что масса людей пришла к вере и Церкви, задумавшись о смысле жизни; а задуматься о смысле жизни им помогло осознание ее конечности. Смерть пробуждает человека от духовного сна. Святые отцы говорят, что смерть пресекает грех и беззаконие; она напоминает, что за грехом следует воздаяние.Смерть как удерживающее человека средство остается до той пор, как Бог изменит бытие мира.
— Автор атеистической книжки 70-х годов задавал глубокомысленный, как ему, наверное, казалось, вопрос: если Бог всемогущ, почему Он не мог победить смерть и спасти человека каким-то иным, безболезненным способом, не подвергая страшным мучениям Собственного Сына? Как ответить?
— «Безболезненный способ» в данном случае невозможен потому, что человек — величайшее творение Божие — обладает такой чертой богоподобия, как свобода воли. Человека нельзя спасти автоматически. Спасение — это свободное возвращение отпавшего человека к Богу. Святые отцы говорят, что Бог избрал самый действенный из возможных способов спасения человека: явив ему Свою жертвенную любовь, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца» (Ин. 13, 1), Он таким образом призывает человека к Себе. Спаситель идет до последнего предела — до богооставленности и смерти — и после этого никто уже не сможет сказать, что человек Богу безразличен.
Кроме того, еще в язычестве интуитивно нащупывалось понятие об освящающей силе жертвы: чтобы что-то преодолеть, надо чем-то пожертвовать. В Ветхом Завете это понятие было сформулировано и закреплено требованиями Закона, полученного Моисеем от Бога на горе Синай; а в основе христианства лежит понятие о крестной жертве Христа, принесенной за нас; без этой освящающей силы наше спасение тоже было бы невозможно.
— Иногда люди спрашивают: как возможно воскресение человека во плоти, если мертвая плоть в земле истлевает, разрушается?
— У святых отцов есть мысль о том, что душа в последний день восчувствует частички своего разрушившегося тела и соберет его. Хотя — нам неизвестна, конечно, «технология» этого процесса. Мы знаем, что для Бога возможно все, и для Него нет трудности в восстановлении телесного человека. Это будет тело — то самое, которое носил человек при земной жизни, но изменившее свои свойства. Оно не будет старым, дряхлым, даже если человек умер в глубокой старости. Оно будет вещественным, как тело воскресшего Христа было вещественным, но при том одухотворенным, оно приобретет те свойства и качества, которых при земной жизни не имело. Отчасти мы видим эти свойства обновленной плоти у воскресшего Христа. Но на теле воскресшего человека, как утверждают святые отцы, скажутся те качества, которые отличали его на земле: тела праведников станут излучать Божественный свет, а тела нераскаянных грешников будут темными.
— Где пребывает, в каком состоянии находится душа усопшего, коль скоро всеобщего воскресения еще не произошло? Можем ли мы вот сейчас надеяться на то, что душа праведника, душа мученика пребывает в блаженстве?
— Пока воскресения не произошло — мы молимся:упокой, Господи, души усопших раб Твоих. Не просто «раб Твоих», а именно их души. Душа — не подвергающаяся разрушению часть умершего, то есть разрушившегося человека — оставшись без своего тела, утрачивает всякую власть над собой и всякую возможность выбора. И есть места — разумеется, не в топографическом смысле этого слова — где нет текущего времени и где пребывают души людей, закончивших земной путь. Апокалипсис приоткрывает нам то, что места это разные: есть души, которые находятся у самого Божиего престола в предвкушении блаженства (полностью вкусить это блаженство душа, лишенная тела, не может), а есть те, которые сошли вниз, очень глубоко: вспомним притчу о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Есть, наконец, области, где пребывают души, не просвещенные светом Божественной истины, так и не познавшие Христа.
— Участь всех этих душ не решена окончательно? Иначе мы не молились бы об умерших…
— Конечно, в том-то и смысл церковной молитвы об усопших. Сами они изменить свою участь уже не могут, но мы своей молитвой можем содействовать их спасению для жизни вечной. Что касается душ, находящихся далеко от Бога — речь не об аде, нет: ад как место вечной погибели откроет и закроет свои страшные двери лишь после второго пришествия и Страшного Суда: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). И тогда же откроются врата Царства Небесного, того самого, о котором Христос говорил «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).
Беседовала Марина Бирюкова