Схоластическая философия. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Полемика номинализма и реализма


«СУММА ТЕОЛОГИИ»

(Summa theologiae) – произведение
Фомы Аквинского
. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265–1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. Состоит из трех частей, причем вторая разделяется на две: pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами – S. th. I, I–II, II–II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь разделяющиеся на главы – артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. «Сумма» не была завершена Фомой в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, на основе имевшихся материалов. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, разделенных на 3120 глав, в которых обсуждается около 10 тыс. аргументов.

В «Сумме теологии» Фома стремился максимально охватить как фундаментальные общие проблемы, так и предельно конкретные вопросы. Работа включает практически все основные разделы философии – онтологию, гносеологию, этику (единство их обосновывается учением об «обратимости» сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику. Однако в отличие от многих своих современников Фома не уделяет здесь большого внимания логике и натурфилософии. Значительная часть «Суммы» посвящена чисто богословским темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата, в особенности часть III, посвященная воплощению, деяниям и страстям Христа (вопросы 1–59) и таинствам (60–90). Ведя диалог с различными философскими и богословскими концепциями, Фома наиболее часто обращается к Аристотелю, Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию (философия Платона известна ему только в неоплатонической трактовке).

В части I обосновывается необходимость теологии как науки со своими целью, предметом и методом исследования (вопрос 1), трактуемой Фомой как наука о первопричине и предельной цели всего сущего (т.е. о Боге). Поэтому «Сумма» начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2–43), а затем рассматривается сотворенный мир (44–109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются: пять доказательств существования Бога (2), учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13–14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория «сотворения из ничего» получила обоснование в гл. 44–46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как «адекватности» интеллекта и вещи (16–17), а основы этики–в теории зла как «лишенности» блага (48–49). Важное место отведено учению о человеке как существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), анализу природы человеческой души и ее сущностного единства с телом (76), исследованию взаимосвязи интеллектуальной и желающей способностей души, на основании которого Фома доказывает наличие у человека свободы воли

(83) и вырабатывает теорию познания, описывающего движение от эмпирического восприятия единичных конкретных вещей к предельно абстрагированному познанию (84–89).

Самая обширная часть II, делящаяся на части I–II и II–II, содержит подробно разработанный трактат по антропологии и этике. Часть I–II начинается с определения предельной цели человека (1), состоящей в достижении наивысшего счастья – созерцания Бога (2–5), и именно способ достижения этой цели определяет анализ человеческих способностей и действий. Действие рассматривается как сложное единство произвольного и непроизвольного, интеллектуального и волевого, внутренних интенций и внешних обстоятельств, и каждый из этих моментов определяет наличие блага или зла в конкретном поступке (6–21). Обстоятельно проанализировав страсти души (любовь и ненависть, желание и отвращение, наслаждение и боль, надежду и отчаяние, отвагу и страх, гнев (22–48), Фома переходит к определению устоявшихся наклонностей (habitus), добродетельных и греховных (49–89), и завершает эту часть трактатом о «естественном» и человеческом законах, основывающихся на вечном, божественном, законе (90–95).

В II–II Фома анализирует добродетели и способности человека и противоположные им греховные наклонности, в частности, такие феномены, как надежда (17), отчаяние (20), радость (28), страх (125), великолепие (134), гнев (158), любопытство (167), и др.; он уделяет внимание таким необычным явлениям, как предвидение будущего (171–174), экстатические» состояния (175), и др. В конце этой части Фома вновь обращается к утверждению превосходства созерцательного типа жизни над деятельным (179–182). «Сумма теологии» быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддается учету. Первая печатная публикация (части secunda secundae) была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467, а первое полное издание осуществлено в Базеле в 1485. Именно «Сумма теологии» оказала наиболее сильное влияние на развитие неотомизма

(Э.Жильсон, Ж.Маритен) и на оформление католической теологии.

Издания:

1. S.Thomae Aquinatis Doctoris Angeli, Opera Omnia, lussu impensaque Leonis XIII, P. M. edita, vol. VI–XII. Rome, 1918–30; т. XVI включает в себя индекс к «Сумме теологии» и «Сумме против язычников»; Summa Theologiae. Torino, 1988;

2. в пер. на англ. яз.: Thomas Aquinas.

Summa Theologica. L., 1912–36; L–Ν. Υ., 1964–73;

3. на нем. яз.: Thomas von Aquin.

Summe der Theologie. Lpz., 1934;

4. в рус. пер.: отдельные главы в кн: Антология мировой философии: в 4 т., т. 1, ч. 2. М., 1969 (пер. С.С.Аверинцева);

5. то же в кн.: Боргош Ю.

Фома Аквинский. М., 1975;

6. «Символ» (Париж), 1995, № 3;

7. отдельные вопросы в журн. «Логос» (М.), 1991, №2 (пер. М.А.Гарнцева);

8. «ВФ», 1997, № 9, с. 163–178 (пер. К.В.Бандуровского).

Индексы:

1. Deferrari R.J., Barry, Sister M. Inviolala and McGuiness I.

A Lexicon of St. Thomas Aquinas, based on The Summa Theologica and Selected Passages of His Other Works. Wash., 1949;

2. Schutz L.

Thomas-Lexicon. Paderborn, 1895 (reprint.: N. Y., 1949). См. также лит. к ст.
Фома Аквинский
.

К.В.Бандуровский

Схоластическая философия. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Полемика номинализма и реализма

Схоластическая философия (от греч. schola школьный, ученый) — второй из двух основных периодов христианской средневековой философии.

Схоластика разрабатывалась преимущественно в Западной Европе под эгидой католической церкви, в едином культурном пространстве, характеризовавшемся общностью веры и языка религии и образованности (латыни), в церковных центрах, монастырях, а также в светских школах (с XI в.) и университетах (с XII—XIII вв.).

В схоластике выделяется период становления (IX—X вв.), ранняя, зрелая и поздняя схоластика. В ранней схоластике (XI—XII вв.) преобладает платоновско-августиновское направление. Ее крупнейшие представители — Ансельм Кентерберийский(1033-1109)и Петр (Пьер) Абеляр(1079—1142).

В зрелой схоластике (XIII в.) верх берет ориентация на аристотелизм,

которому придается ортодоксальный христианский ха­рактер усилиями выдающихся мыслителей доминиканского ордена
Альбертом Великим (1193—1280) и его учеником Фомой Аквинским. Доминиканцам противостояли схоласты францисканского ордена Роджер Бэкон(1214—1294), Иоанн Дуне Скот (1266—1308), сохранявшие приверженность августинианскому волюнтаризму.
Поздняя схоластика (XIV—XV вв.) — время кризиса средневековой философии, когда происходит противопоставление философии и теологии, разума и веры, воли и интеллекта, догматов религии и положений науки; торжествует номинализм. У философии появляются собственные владения, она перестает быть служанкой теологии. Свое высшее выражение эти процессы находят в творчестве Уильяма Оккама(ок.1300—1349).

Схоластическая философия характеризуется тем, что на основе выработанной в эпоху патристики религиозной догматики и церковной ортодоксии схоласты создавали рациональным способом, широко используя приемы формальной логики, метод дедукции, спекулятивные системы и энциклопедические своды различных знаний — суммы.

Кроме того, схоластику отличают комментаторство (систематизация опиралась на комментирование текстов, имевших непререкаемый авторитет,— Священного писания и сочинений «отцов церкви») и дидактизм (придание теоретическим построениям формы учебного материала). Феодальный строй жизни базировался в Западной Европе на христианском вероучении, освящавшем личность и труд, взаимодействии церковных и светских властей, сложных правовых связях, фиксировавших вассальную и корпоративную структуру, и рациональных формах хозяйствования. Все это способствовало сохранению, а в некоторых направлениях и развитию античных, особенно римских, традиций юридизма, рационализма, историзма, психологизма

, отчасти —
индивидуализма.
Даже отношения Бог — человек — мир тогда во многом воспринимались как правовые, философская аргументация приобретала черты юридической. Теоретическая деятельность расценивалась как важная составная служения Богу. Крупнейшие орто-доксальные схоласты, например Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, были канонизированы католической церковью. Схоластике противостояла мистическая философия, на Западе — оппозиционная, на христианском Востоке

— более
влиятельная,
поскольку здесь духовно-культурные и социально-политические условия не благоприятствовали развертыванию юридизма, индивидуализма и рационализма. Однако и на Востоке находилось место для схоластического философствования.

Наиболее острые споры схоласты вели по проблемам веры и разума и универсалий. «Золотой век» схоластики — XIII, в нем возводились грандиозные теологическо-философские построения, представляющие все сущее как гармоничное, рационально упорядоченное единство во множестве. Наиболее совершенным из таких построений считается философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором (Dr. Angelicus), происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (томизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма.

Главные произведения Фомы — «Сумма теологии

», «
Сумма против язычников
»
(ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей
».
Философия Аквината развивается в русле аристотелизмаи несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе. Фома Аквинский возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — человек — природа; существование — сущность; разум — воля; вера —знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право; церковь — государство.
В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм, индивидуализм вместе с христианским теопентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. Различие между теологией и философией, путь первой

— от Бога к миру, от причины к следствиям,
второй
— от мира к Богу, от следствий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают.

Часть догматов сверхразумна (например, о Троице), но некоторые рациональные доводы в обоснование догматов могут быть приведены.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Это космологические и телеологические доказательства. Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существования: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем. Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия:

1 источников движения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводви­гатель;

2 производящих причин, они должны восходить к конечной производящей причине;

3 необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость;

4 совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство;

5целей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе […] мы именуем Богом».

По проблеме универсалий

Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко:

до вещей (как образцы в уме Бога);

в вещах (как их сущности);

после вещей (в уме человека как понятия).

Читать онлайн «Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43»

Фома Аквинский

Сумма теологии. Том I. Вопросы 1-43

Трактат о священном учении

Вопрос 1. Сущность и значение священного учения

[Рассуждение] о священном учении, каким оно должно быть и к какому надлежит стремиться, изложенное в десяти разделах.

Поскольку мы понимаем, что наше исследование связано с некоторыми ограничениями, прежде всего, необходимо уяснить о самом учении: каким оно должно быть и к какому надлежит стремиться.

Относительно этого исследуется десять положений: 1) необходимо ли оно; 2) является ли оно наукой; 3) является ли оно одной [наукой], или многими; 4) умозрительно ли оно, или же носит прикладной характер; 5) как соотносится оно с другими науками; 6) суть ли оно то же, что и мудрость; 7) может ли Бог быть его объектом; 8) должно ли оно быть доказательным; 9) может ли оно пользоваться метафорическими или символическими выражениями; 10) можно ли, таким образом, согласно этому учению изъяснять Святое Писание во многих смыслах.

Раздел 1. Необходимо ли какое-нибудь учение помимо философского?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Но даже и те истины о Боге, которые способен исследовать человеческий разум, необходимо должны были быть преподаны людям через божественное откровение, ибо иначе божественные истины, доступные разумению, стали бы достоянием немногих, да и то не сразу и с примесью немалых заблуждений. А между тем, всецелое спасение человека, каковое обретается в Боге, полностью зависит от знания им этих истин. Посему, дабы люди достигали спасения более успешно и более уверенно, необходимо, чтобы божественные истины были преподаны им через божественное откровение. Поэтому ясно, что помимо философской науки, опирающейся на разум, должна быть и священная наука, преподанная через откровение.

Ответ на возражение 2. Различие в способах познания и создает разнообразие наук. Как астроном, так и физик могут прийти к одному и тому же заключению, например, что земля – кругла; но астроном придет к этому математически (т. е. [рассуждая] отдельно от материи), а физик – всегда имея в виду материю. Отсюда следует: нет никаких оснований полагать, что коль скоро иные вещи могут быть постигнуты философской наукой, насколько они [вообще] могут быть познаны естественным разумом, они в то же время не могут быть преподаны нам посредством другой науки, насколько они явлены в откровении. Поэтому ясно, что теология, основанная на священном учении, качественно отличается от теологии, являющейся частью философской науки.

Раздел 2. Является ли священное учение наукой?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 2. Кроме того, [ни одна] наука не рассматривает единичные вещи. Священная же наука имеет дело с единичными вещами, например, с деяниями Авраама, Исаака, Иакова и т. п. Поэтому ясно, что священное учение – не наука.

.

Отвечаю: священное учение – это наука. Надлежит знать, что существует два типа наук. Одни исходят из положений, очевидных в свете естественного разума, каковы арифметика, [геометрия] и им подобные. Другие же исходят из положений, которые известны в свете других, высших наук: такова теория перспективы, основанная на положениях, разъясняемых геометрией, и теория музыки, основанная на положениях, установленных арифметикой. К такого рода наукам относится и священное учение: эта наука исходит из положений, установленных в свете высшей науки, преподанной самим Богом и теми, кто удостоился блаженства. Как музыкант принимает на веру положения, предложенные ему математиком, так и священная наука целиком основывается на положениях, преподанных ей Богом.

Ответ на возражение 1. Положения любой науки или самоочевидны, или являются заключениями иной, высшей науки; как было показано, таковы суть и положения священного учения.

Ответ на возражение 2. Священное учение имеет дело с единичными вещами не потому, что принципиально руководствуется ими, но либо потому что через них являет примеры праведной жизни (подобно наукам моральным), либо потому, что таким образом устанавливает, через кого именно преподано нам то божественное откровение, которое лежит в основании священного писания или учения.

Раздел 3. Является ли священное учение одной наукой?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 2. Кроме того, в священном учении говорится об ангелах, телесных тварях и смертных людях. Но все это – предметы различных философских наук. Отсюда ясно, что священное учение не может быть одной наукой.

Отвечаю: священное учение – это одна наука. Единство способностей или навыков следует понимать в соответствии с объектом, но не материально, а с точки зрения формального определения объекта; например, человек, осел и камень суть единство с точки зрения формального определения «окрашенное»; сама же «окрашенность» является формальным объектом зрения. Из этого ясно, что поскольку Священное Писание рассматривает все вещи с точки зрения формального определения их как проявлений божественности, то все, что подпадает под формальное определение «проявление божественности», является объектом одной науки, а потому и включено в священное учение как в одну науку

Ответ на возражение 1. Священное учение не рассматривает Бога и сотворенное как нечто одно, но в первую очередь говорит о Боге, о сотворенном же – лишь в той мере, в какой оно соотносится с Богом как со своей причиной и целью. Таким образом, единство данной науки не нарушается.

Ответ на возражение 2. Ничто не препятствует тому, чтобы разделенные по какому-либо признаку низшие способности или навыки подпадали под [одну] высшую способность или навык, каковая [высшая способность или навык] присуща объекту с точки зрения более общего формального определения. Так, объект общего чувства является чувственным [как таковым], поскольку воспринимается как видимый и слышимый …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]