Секс по-христиански: оргазм как доказательство Бога, профеминизм Христа и другие исследования сексуальной теологии


«Мы говорим о Боге как о любви, но мы боимся называть его любовником».

Models of God: Theology for an Ecological, Nuclear Age, Sallie McFague

Любая религия заполняет собой всю жизнь верующего. Сказать, что ты христианин или буддист, означает не только признать, что веришь в Христа или Будду — это значит жить жизнью христианина или буддиста: есть, пить, молиться, жениться согласно предписанным канонам. Религия практична: она дает точные инструкции всем верующим на все случаи жизни вплоть до самых мелочей, вроде наиболее богоугодного завтрака и подобающего времени для молитвы. И конечно, религия определяет, что такое богоугодный секс.

Что такое сексуальная теология

Вопросом христианской сексуальности занимается сексуальная теология. В рамках этого комплекса дисциплин западные богословы и философы религии спорят, для чего Бог создал секс и подарил нам возможность испытывать оргазм, какие сексуальные практики он считает приемлемыми и даже желанными, а какие — греховными и почему же так настойчиво требует целомудрия от некоторых своих последователей. Сексуальная теология в последнее время активно обсуждается в западном мире, преимущественно в протестантских кругах, которые всегда были более открыты к сомнениям и не боялись оспаривать религиозные догматы и двигаться в ногу со временем.

Сам термин был придуман Джеймсом Нельсоном в книге Embodiment: an Approach to Sexuality and Christian Theology в 1979 году: с его помощью он хотел преодолеть разрыв между консервативным и эротофобным христианским наследием и либеральной, открытой к сексу современной культурой.

Свои сексуальные теологии есть и у иудеев, мусульман и буддистов, но научных статей, исследующих их, не так уж и много. Да и христианской сексуальной теологией занимаются исключительно на Западе — в протестантских и иногда в католических кругах. И даже там некоторые говорят, что все эти современные взгляды разрушают традиционные христианские ценности. Православные богословы с ними точно согласились бы: трудно представить, чтобы в нашей культуре так открыто и без осуждения обсуждали вопросы секса и удовольствия.

Однако всё больше и больше современных западных теологов и философов религии говорят про секс. Пишут научные статьи. И изо всех сил пытаются разрушить стереотипы, чтобы заявить, что Христос, например на самом деле был профеминистом, а Бог не считал гомосексуальность грехом и вообще создал женский оргазм только для того, чтобы подтвердить человеку свое существование.

О православном сексуальном просвещении

Сложившаяся ситуация требует всерьез задуматься о православном сексуальном просвещении адекватном современности. Но что оно может собой представлять?

Всему сказанному выше противостоит, с одной стороны, современный медико-психологический подход к теме, — правда в основе различных течений лежат разные мировоззренческие установки, — и, с другой стороны, культмассовый потребительский подход, навеянный секс-индусрией. Первый подход очень значим для современности, второй примитивен и вреден.

Сегодня можно всерьез сказать, что сексуальная жизнь хорошо изучена и представляет собой часть достаточно цельного и, в общем-то, уже господствующего в современной культуре понимания мужеско-женских отношений. Уже давно описаны основные характеристики отношений между полами. О сексе говорят как о проявлении любви, о любви говорят не только как о красивой философии, но и помогают узнать ее в своих чувствах, переживаниях и опыте, помогают отличить любовь от увлеченности, настаивают, что семейная жизнь требует поддержки и не развивается сама собой.

Понятно, что из-за советского прошлого российский народ поотстал от всего мира. И все же уже не первое поколение воспитывается на таких классических авторах, как Эрик Берн, Александр Лоурен, Эрих Фромм, Ирвин Ялом, Карл Роджерс, Джон Грей, Гарри Чепмен и т.д. и т.п. От такого серьезного наследия нельзя просто отмахнуться. Как бы к этим авторам и их мнению не относиться, надо признать, что именно они задали основной вектор научного серьезного понимания мужеско-женских отношений и секса.

Совершенно понятно, что отсутствие адекватного современности православного взгляда на сексуальные отношения не останавливает христиан и доверяющих православию людей в поисках советов и объяснений интимной жизни. Некоторе обращаются к качественной и профессиональной литературе по сексологии или психологии или изучают опыт протестантских и католических авторов. Правда соотносить узнанное с православным пониманием человека и семьи приходится самостоятельно, как у кого получится. Есть вероятность, а для неверующих она очень высока, что источником информации станет какая-нибудь религиозная или экономическая секта или развратная «бульварная» литература. Поэтому я убежден, что для православия настало время изучить светские и инославные подходы, взять лучшее, выверить его в соответствии с православной антропологией и выработать свою развернутую и публичную позицию.

Творческое христианское осмысление того, что составляет отношения между полами и семейную жизнь крайне необходимо. Православные христиане должны иметь возможность услышать не только канонические правила и высокие богословские истины, но и рассуждения о простых вещах, что наполняют их жизнь и быт.

Почему христианство эротофобно

Христианство эротофобно. Попросту говоря, христианские теологи боятся говорить о сексе. К таким выводам пришла Маргарет Фарли, современная католическая теологиня, которая выяснила, что негативное отношение к сексу досталось христианству в наследие от античных и римских философов, а также первых христианских богословов.

Римские стоики считали, что сексуальное желание опасно, потому что его трудно контролировать.

Увлекаясь сексом, мы хотим управлять тем, что вне нашей власти: желаем взаимности, стремимся нравиться другому и выглядеть сексуально — хотя наша внешность всё равно со временем меняется, как бы мы ни старались. Стоики считали, что секс путает мысли и отвлекает от духовного развития.

Первые христиане переняли этот взгляд на секс как на занятие, которое отдаляет нас от Бога. А еще через несколько столетий заявили, что секс не только потенциально опасен, так как может быть причиной потери контроля, но и сам по своей природе есть зло и грех — всегда, везде и с любым партнером.

Таким взглядам поспособствовал Аврелий Августин, христианский богослов и философ IV–V веков, который в своей автобиографии «Исповедь» честно признался, как сложно ему было себя контролировать в юности и как много сексуальных грехов он тогда совершил. Этот опыт убедил его: похоть — это Божье наказание, а раз любой секс начинается с этого греховного желания (даже тот, что угоден Богу: происходит между мужем и женой и ведет к рождению ребенка), то сексуальная природа человека изначально грешна.

Секс — это напоминание от Бога, что мы всего лишь люди, что мы оступились, что мы наказаны.

Фарли уверена, что даже те позитивные взгляды на секс как на продолжение рода, что особенно часто проповедовали ранние протестанты в XVI–XVII веках, всегда были под властью стереотипа «сексуальные желания опасны, их необходимо контролировать, ведь люди не умеют сдерживаться». А потому людям нужен брак и тщательно прописанные правила сексуальной жизни мужа и жены — всё в целях контроля, всё для того, чтобы люди как можно реже и осторожнее занимались этим грешным и опасным для души занятием.

Средневековый философ и теолог Фома Аквинский допускал секс только в целях продолжения рода. Один из инициаторов Реформации Мартин Лютер считал, что сексуальные отношения между мужем и женой должны строиться на основе веры в Бога, а протестантский теолог Карл Барт, живший в XIX–XX веке, уже допускал сексуальные отношения — если только они находятся в гармонии с духовностью. И хотя о сексе теологи говорили на протяжении всего развития христианства, на нем всегда лежала эта негативная тень греха.

Христианство на протяжении всего своего развития учило: сексуальные желания нам до конца не подвластны.

Плоть нужно усмирять и контролировать. Секс допускается только для деторождения. Наслаждение — грех. Неудивительно, что христианство воспринимается большинством как консервативная и секс-негативная религия.

На Западе пытаются разрушать эти стереотипы и создавать обновленный христианский дискурс про секс. В православной культуре происходит прямо противоположное: о сексе говорят только как о грехе.

Что сегодня в русском православии?

Третий подход — народно-мифологический, именно он господствует сегодня среди православных России. К сожалению, среди православных христиан царит полная неразбериха в отношении к супружеским интимным отношениям. К этой теме можно применить все сказанное о церковных правилах в одной из моих заметок. Люди, не имеющие специальной подготовки, не в состоянии разбираться в тонкостях вероучения и дисциплинарных предписаний, поэтому различныого рода мифы, поверия, приметы заполонили умы очень и очень многих. За некоей ширмой с вывеской «в православии секса нет» бал правят те, кто является «по должности» авторитетом, то есть священники. И каждый из них учит народ как пожелает. В бытующих представлениях есть вся палитра мнений от отдания интимных вопросов на усмотрение супругов (что и является единственно верным решением), до полного запрета на секс. В итоге присутствует и вся палитра отношений и переживаний в семьях от любви и радости до глубочайшего чувства вины и подавленности.

Для хоть и минимального, но необходимого упорядочения этой темы в двухтысячном году Русская православная церковь приняла очень серьезный и важный документ «Основы социальной концепции», затрагивающий в том числе и вопросы пола, семьи и сексуальных отношений. К сожалению, краткий формат и специфический язык этого соборного постановления не дают возможности опираться на него в практической жизни, но достаточно уже того, что интимные отношения супругов, как бы и кто к ним не относился, обозначены как область договора и ответственности мужа и жены.

Сексуальная теология — новый взгляд христианства на секс

В странах, где распространен протестантизм, в последние тридцать лет заметно, как радикально меняются взгляды на секс. Элизабет Кларк, исследовательница патристики и ранних отцов церкви, утверждает, что в самой сути христианства не заложены негативные взгляды на секс:

«Если Бог дал людям половые органы и сказал первой паре „плодитесь и размножайтесь“, значит секс и рождение детей не было злом и грехом. А потому даже все опасения Святых Отцов про секс всегда должны были сначала оспорить утверждение, что это сам Бог дал нам такие тела [то есть тела, занимающиеся сексом] и такой приказ. Все это удерживало первых христиан от того, чтобы утвердить обязательный аскетизм для всех и полностью запретить секс».

Women in the Early Church, Elizabeth Clark

Высказывание о том, что это именно Бог создал наши тела желающими секса и подарил нам возможность им наслаждаться, — частый аргумент современных секс-позитивных теологов.

Все они уверены, что исторический контекст, неправильные толкования Библии и политика, которую церковь вела, чтобы укрепить свою главенствующую роль, привели к тому, что секс до сих пор рассматривался в христианстве только с одной — негативной — стороны.

Но как и любое явление, он многогранен и не терпит однозначных трактовок. А потому так важно наконец взглянуть на секс и христианство с другой, позитивной, стороны. Иногда даже уходя в крайности, эпатируя и шокируя, как это сейчас делают на Западе.

Религия и секс: что можно и нельзя верующим в постели

Представители трех мировых религий собрались в студии радио «Комсомольская правда» (97,2 FM), чтобы в прямом эфире обсудить проблемы взаимоотношений полов. На откровенную тему говорили ведущий программы «Православная энциклопедия» протоиерей Алексей Уминский, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган и исламский богослов Дамир-хазрат Мухетдинов, специальный корреспондент «КП» Борис Клин и радиоведущий Антон Челышев.

Челышев:

— Начнем с повода, по которому мы сегодня собрались. Надеюсь, что на такую тему для эфира вас сподвигло лето, которое, наконец, пришло в Москву.

Клин:

— Еще сподвиг выход книги, написанный православными богословами Александром Баженовым и Юрием Белоновским об отношении православия к сексу. Авторы этой книги указали, что у иудеев эти вещи уже описывались, у мусульман была книга «Любовь и секс в исламе». И сегодня в нашей студии протоиерей Алексей Уминский, ведущий программы «Православная энциклопедия», который написал предисловие к этой книге.

В этой книге утверждается, что православные люди этим могут заниматься не только для деторождения, но и для получения удовольствия и радости. Верно, отец Алексей?

Уминский:

— Без всякого сомнения. То, что мы называем супружеством, имеет своей целью не только деторождение, но и, мне кажется, самая главная цель — соединение двух любящих в единое существо, как об этом говорит нам Священное писание, и мы подразумеваем, что единая плоть — это не только супружеское соитие. Еще и то, когда любовь, истинная и настоящая, прекрасная, делает из двух одно. И она не кончается на земле. И в вечности соделывает эту супружескую пару, соединившуюся на земле, в единое целое. Поэтому и супружеские отношения служат этой целью. И прекрасны сами по себе.

Мухетдинов:

— В Священном Коране есть аят, цитата, в которой Бог говорит: «О люди! Мы создали вас от одного человека, от мужчины и женщины. Сделали вас народами и племенами, дабы вы познавали друг друга». Летаарафу — это буквально: «Чтобы вы познавали друг друга». И в сексуальном плане тоже. Поэтому ислам — религия, которая довольно-таки строго регламентирует жизнь человека. Она, конечно, против, чтобы человек ограничивал деторождение. Но в период двух лет, до тех пор, пока женщина не вскормит своей грудью ребенка, мужчина может заниматься сексом. И такого жесткого ограничения в исламе, конечно, нет.

Коган:

— Секс — это когда два поезда без тормозов, идут навстречу друг другу. Шутка, конечно. Вы знаете, я перерыл весь Талмуд и секса нет, как в СССР. Зато целые тома посвящены браку, семейному союзу мужчины и женщины. Предполагаются права и обязанности, как между мужчиной и женщиной, так и относительно детей, имущества. Это очень важно. В библейские времена брак совершался по воле родителей. Сейчас, конечно, все иначе.

У нас тоже сексуальные желания не являются постыдными. И, понятно, что женщине лучше терпеть несчастливый брак, чем оставаться незамужней. Желательно, чтобы жених и невеста были одного возраста. Так, по крайней мере, раньше считалось, одного социального происхождения.

Челышев:

— Секс в иудаизме только для деторождения или для удовольствия тоже?

Коган:

— Конечно же, для того, чтобы род плодился, размножался. Но при этом ты получаешь удовольствие.

Клин:

— Но только сочетая с деторождением? Или все-таки можно просто ради удовольствия?

Коган:

— Без секса не было бы дома, семьи и так далее. Это даже не рассматривается. Все, что человек делает, он делает с удовольствием и для удовольствия. В том числе и секс. Поэтому сексуальные желания поощряются. Они не постыдны. Это не порочно. Но просто для удовольствия… Ничего случайного не бывает. Как это: просто для удовольствия? Для удовольствия бегают по стадиону вокруг…

Клин:

— Почему же все-таки сложилось такое мнение, что для верующих занятие сексом — нечто постыдное, грязное, греховное?

Коган:

— Нет.

Уминский:

— Я бы хотел немного от слова «секс» отстраниться, потому что это термин совершенно нерелигиозный. Он не употребляется, как правильно сказал Зиновий Львович, ни в одной священной книге. И поэтому мы будем с этим словом немножко осторожны. Например, мне неприятно его произносить по отношению к супружеских отношениям, когда мы говорим о супружеском соитии, супружеских вещах, которые таинственны. И покров таинственности, целомудрия, нежности и бережности по отношению мужа и жены, любая религиозность будет сохранять. Потому что если это будет раскрыто, слишком публично, тогда, конечно, мы просто обесценим сам брак. Здесь для нас мы должны сказать, что сами отношения супругов для нас являются ценностью. Уходя от этого слова.

Протоиерей Алексий Уминский

Фото: Евгения ГУСЕВА

К вашему вопросу. Дело в том, что с этим проявлением жизни человечества, к сожалению, связаны не только супружеские отношения. Но и те связи вне супружества, которые церковь считает греховными, блудными. И не только церковь. Так считает ислам, я так понимаю. Так считает и иудаизм. В этом смысле мы религии одного корня, в котором это заложено изначально. И заповедь «Не прелюбодействуй» достаточно жестко сформулирована во всех трех мировых религиозных системах. Этот процесс, эта тайна — оно должно быть хранимым и охраняемым. И иногда так бывает, что чрезмерность в этом охранном процессе, а вы знаете, что в православии достаточно сильно монашеская линия в богословии, в церковном уставе, регламентация отношений, где человек принципиально борется со своей плотью. Потому что он дал обеты монашеские. Один из них — целомудрие и девственность. Но человеческое естество таковым устроено, что оно рвется реализовывать эту потребность. И поэтому монашеское дело недостаточно строго относится к человеческим чувствам, помышлениям, взглядам. Это фактически трансформируется.

Мухетдинов:

— В исламе нет таких проблем, на самом деле. И мы не стесняемся использовать слово «секс». Конечно, если это люди не преклонного возраста. Именно те, которые формировались в рамках СССР, как упомянул один из выступающих: в СССР секса не было. Да, Коран говорит, прежде всего, употребляя слово «мовадда» — любовь. Но мы так же всегда обращаемся к жизни пророка Мухаммеда. И что же мы увидим из его жизни? Это человек, который очень любвеобильным человеком был. Мы не назовем его похотливым, потому что в его сознании, сознании мусульман, он выполнял свой супружеский долг. И в рамках этого надо исходить. Если ты занимаешься сексом, любовью и не переходишь законы приличия, нормы исламского шариата, это, прежде всего, твоя законная супруга. Речь идет о соитии между мужчиной и женщиной. ТО в рамках этого все это дозволительно. Более того, мусульманские предания приводят такие хадисы, особенно у арабов, это было неким знакомо почета, хвальбы, что пророк Мухаммед совершал свои контакты, половые сношения с одним омовением. А мы знаем, что жен у него было много. И пророк Мухаммед говорит: «Все больше в этом мире мне нравился запах приятных духов и женщины. Но истинное наслаждение я находил только в молитве». Здесь точка зрения ислама и христианства несколько расходится. Но мы никогда не смотрели на занятие сексом, как на что-то грязное, греховное и развратное. Но мы четко разделяем между никахом — бракосочетанием и между человеком, который занимается развратной жизнью. Здесь не может быть других определений.

Коган:

— Я могу только подтвердить, что чем в иудаизме секса в браке больше, тем лучше. Мы говорим про секс. Тема задана. Вот вовремя секса с мужчиной женщина получает высшее наслаждение.

Челышев:

— Говорят, что не всегда.

Коган:

— То, что называется оргазм. Когда она получает оргазм, при этом у нее, как сегодня говорят ученые, одно полушарие отключается. А вот у мужчины вовремя оргазма мозги вообще не работают. Он весь поглощен страстью.

Но если серьезно, никто не должен ставить знак равенства между удовольствием от секса и приглашением к сексуальному насилию. Мы должны поговорить об актуальных вещах особенно в начале лета. Мы сегодня видим, как жара заставляет девушек раздеваться. И, мало ли что говорят… Однажды я присутствовал на лекции. И слышал, как мой коллега говорил старшеклассницам: «Не одевайтесь, как шлюхи, чтобы избежать сексуального насилия!». И он тем самым как бы обвинил самих старшеклассниц в провоцировании сексуального насилия. В ответ одна из учениц ему сказала, что женщины имеют право одеваться, как им нравится. И не подвергаться нападениям. Кстати, другая школьница сказала, что большинство девушек подвергаются сексуальному насилию со стороны знакомых, а не незнакомцев. И в большинстве случаев случается, когда девушки в джинсах или в длинных юбках. Вот этот строгий дресс-код он, оказывается, самый сексуальный. Возможно.

Клин:

— Давайте ответим на вопрос — какие существуют ограничения, накладываемые религией на супружеские отношения. Уже ясно, что вне брака этих отношений быть не должно. А вот существуют ли какие-то ограничения для супругов или, наоборот, их не существует?

Уминский:

— Дело в том, что церковь никогда не занималась регуляцией этого вопроса дотошно. Никаких ни священных текстов мы не имеем. Ни даже канонов, которые бы говорили об этом с подробностями. Это вещь очень сокровенная, супружеская и интимная. Еще раз повторю: интимная. И поэтому у церкви есть только одно учение, которое сформулировал апостол Павел в одном из своих посланий. Он говорит, что «не муж хозяин своего тела, но жена. Не жена хозяйка своего тела, но муж. И не уклоняйтесь друг от друга, как только в период для упражнения в молитве». И поэтому у нас есть такая традиция, что во время постов, которые в нашей церкви совершаются, супружеские отношения на время поста прекращаются.

Клин:

— Не только Великого поста?

Уминский:

— Любого поста. Петров пост начнется. И традиционно в церкви, хотя нет строгих канонических правил, но традиция вековая сложилась так, что во время поста супруги упражняются в молитве. Христиане живут жизнью более сосредоточенной, аскетической, молитвенной в этот период. Но что касается того вопроса, что можно, а что нельзя, здесь, конечно, мое глубокое убеждение, что никто не имеет права лезть в супружескую постель, в том числе и священник. И давать жесткие рекомендации, кроме одного. Конечно, никаких безобразий, никакого насилия в этом быть не должно. И никакого извращения. Что я называю извращением? Те супружеские отношения, которые не приводят, принципиально не приводят к зачатию ребенка.

Борис Клин

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Мухетдинов:

— Ислам, напротив, очень строго регламентирует даже такие отношения, как супружеская жизнь. Опять же, мы возводим традицию к пророку Мухаммеду. Однажды к нему пришла женщина-мусульманка. И сказала: «Посланник Аллаха! У меня есть вопрос, но который я стесняюсь тебе задать». На что пророк сказал: «В исламе нет стеснения. Спрашивай, сестра». И она сказала, что «мы, жители Мекки, у нас была традиция во время полового сношения делать это, как традиционно принято: мужчина сверху, женщина снизу. А в Медине были иные традиции». На что посланник Аллаха сказал, что если это не анальный секс, то это ислам разрешает. То есть, есть ограничения на анальный секс. Ряд ученых считает оральный секс греховным. И, естественно, во время поста, совершения хаджа, любое соитие мужчины и женщины запрещается. Эти вещи не то, что постыдные. Мы преподаем во всех средних, профессиональных учебных заведениях. И даже если учащиеся начальной мусульманской школы созрели и достигли полового созревания, то мусульманские книги этому всему обучают. И здесь нет никакого постыдного момента. Ислам четко и жестко все это регламентирует.

Коган:

— То есть анальный секс запрещен однозначно. А по поводу орального есть разные мнения.

Уминский:

— Собственно, я сказал то же самое. Только немножко другими словами.

Коган:

— Мне только остается присоединиться. У нас тоже такие же ограничения. В этом смысле мы с мусульманами очень похожи. Не зря мы лет пятьсот вместе жили. Да. Но, безусловно, много ограничений. И они достаточно подробно описаны в еврейских священных книгах.

Клин:

— Какие именно?

Коган:

— Допустим, по времени. До месячных, после месячных женских. Скажем, посты. После беременности, причем мальчик — одно время. Если девочка рождена, то на неделю больше. Потом, женщины, перед тем как заниматься сексом, обязательно должны пойти в микву. И так далее.

Клин:

— А по тем техникам, что Дамир-хазрат сказал, анальный секс разрешен?

Коган:

— Секс — для рождения детей. Все остальное — это как онанизм. А это грех! Точно так же, как грехом считается и гомосексуализм и так далее.

Челышев:

— Ответы даны. Я бы хотел уточнить у отца Алексея. Вы говорите, что запрета на физическую близость у супругов во время поста нет, но, тем не менее, есть традиция, что во время поста православные держат этот физиологический пост.

Уминский:

— У нас нет специальных канонических правил по этому поводу. Просто это не описано. Но так, как это сложилось уже веками и тысячелетиями, и мы находим советы апостола Павла в его посланиях о том, что супруги должны уклоняться друг от друга на время поста и молитвы, мы, соответственно, переносим эту рекомендацию на дни поста как совершенно естественную.

Челышев:

— Двое супругов воцерковленные. Один из супругов говорит, что запрета нет и мы должны это делать, а другой — нет, мы не должны.

Уминский:

— В этом смысле православие допускает определенную свободу принятия на себя ответственности за супружескую жизнь самих супругов. И мне кажется, что все-таки тысячелетние традиции имеют свое значение для каждого православного супруга. Но бывают такие вещи, что один из супругов воцерковленный человек, верующий, а другой неверующий — и наступает пост. И вот здесь возникает проблема, когда один из супругов хочет соблюдать пост и чистоту внутреннюю и внешнюю. Хочет на себя наложить тяжесть поста с определенной целью, чтобы угодить Богу. А другой супруг совершенно этим не живет и как супруг требует исполнения супружеских обязанностей. В данном случае есть общая и совершенно очевидная рекомендация, что все-таки супруг — хозяин тела супруги. И нарушение поста не является очевидным грехом.

Челышев:

— Полагаю, что вы буквально камень с плеч наших слушателей православных сбросили…

Уминский:

— Потому что все-таки брак имеет свою ценность. И если брак будет трещать по швам, что кто-то постится, а кто-то нет, то это будет неправильным. Брак сам по себе гораздо ценнее.

Челышев:

— Еще один вопрос, который засел с самого начала эфира. Вы говорите, что физическая близость между православными людьми — это таинство. Это должно быть сокровенным и закрытым от других. Но не кажется ли это вам чем-то вроде анахронимза? Этому еще в школе учат, в седьмом классе или в каком-то еще.

Уминский:

— Конечно, учат. Но почему-то у нас благодаря такой науке первое место по разводам в мире.

Клин:

— А, кстати, нужно просвещение в области интимной жизни? Какова православная, мусульманская традиции? Еврейская? Кто этим занимался и занимался ли вообще? И в каком возрасте? Как это происходило?

Уминский:

— Мы сейчас живем в ином мире. Мир, который взорвали много разных революций в том числе и сексуальная революция. И общественное сознание совершенно разрушено. И отношение к браку иное. И отношение к интимной близости — иное понятие этого всего. Сейчас для многих непонятно, как до брака хранить целомудрие? Для многих людей пропагандируется со страниц гламурных журналов, что изменить супругу — это нормально, только укрепляет семейные связи. Образом отношений папы и мамы это делалось. Когда ребенок видел, как папа и мама любят друг друга, как они нежны, уважительны.

Клин:

— То, как нежны, что происходит в спальне, они не могли видеть.

Уминский:

— Не в спальне. Быть нежным и уважительным можно не только в спальне.

Клин:

— А о том, что в спальне, было принято рассказывать как-то? Перед свадьбой. Как?

Уминский:

— Думаю, что да. Такие традиции могли существовать. Но это не было особым знаком церковности. Скорее, знаком традиционной культурности определенной. Семейственности, которая из поколения в поколение передавалась. Мы, к сожалению, у нас часто нет ответа на эти вопросы. И вот эта книга, о которой вы сегодня сказали, это правильная попытка об этом говорить. Действительно, мы не готовы сегодня, церковь не готова на вызов современности четкие ответы дать. Но церковь не может молчать. Надо искать ответы на эти вопросы. Понятно, папа просвещал мальчиков, а мама девочек. По крайней мере, до революции было так.

Мухетдинов:

— В мусульманской традиции данная программа, наверное, не смогла бы состояться по той причине, что уже в 14,13, 15, 16 лет девушки вступали в брак. Поэтому их этому надо было учить гораздо на раннем этапе и учили. Если говорить об исламской традиции, то всегда существовал такой момент мусульманской камасутры, она воспевалась. Любовь к женщине, мужчине через стихи, поэзию. Арабы, будучи такими горячими людьми, они это всегда воспринимали через такую призму. Поэтому, конечно, в семьях, прежде всего, учили. Мы закончили советские школы. Меня мои родители не учили, как нужно заниматься сексом и любовью со своей супругой. Но инстинктом мы все это знаем и понимаем. И, опять же, для мусульманина это не является проблемой, так как в медресе он это изучает. Речь не идет о имамах. В большинстве мусульманских стран закон божий преподается во всех школах. И в детском саду, соответственно.

Коган:

— У нас очень подробно это все расписано. И то, что называется «кидышин» — освящение, помолвка. Венчание. Вот венчание — это тот брак, который говорит, что этот секс безопасный. Эта семейная жизнь безопасная. И жених и невеста чисты, как ангелы. Это очень важно. Тут играют роль родители, родственники.

Челышев:

— Главное — соблюсти какой-то обряд…

Коган:

— Главное, чтобы родители свидетельствовали, что он не наркоман, она то же самое. Их учат, как соблюдать. И сам брак, венчание включает в себя и секс, и половую жизнь.

Оргазм как доказательство существования Бога

И мужчины, и женщины наслаждаются сексом. И если раньше христиане рассматривали оргазм как искушение и грех, то современные западные теологи видят в нем доказательство существования Бога.

В науке нет однозначного ответа на вопрос, почему и как эволюция наградила женщин оргазмом. В отличие от мужского женский оргазм не служит конкретной цели в процессе зачатия.

Но, может, он нужен для того, чтобы женщины хотели заниматься сексом с мужчинами? Философ науки Элизабет Ллойд утверждает, что это не так: статистически женщины редко испытывают оргазм от гетеросексуального проникающего акта. Кроме того, во время мастурбации женщины гораздо быстрее и с меньшими усилиями достигают оргазма, чем при проникающем сексе с партнером. Такое устройство выглядит очень необдуманным решением: если бы эволюция «хотела», чтобы женский оргазм служил только целям размножения и как своего рода «рекламная акция» для проникающего секса с партнером — он работал бы как-то иначе.

«С точки зрения эволюции женский оргазм бесполезен? Едва ли. Он — доказательство нашей духовной, кармической, небесной эволюции, и, если мы забудем об этом, мы утратим нечто важное».

Female Orgasm: Proof Of God, Марк Морфорд

Марк Морфард, Роланд Каро и другие современные протестантские теологи считают, что ответом для эволюционной загадки про женский оргазм может быть Бог. Так, Каро доказал, что одни и те же участки мозга активны и во время оргазма, и во время религиозного экстаза. Это подтверждается и личным опытом.

Верующие склонны описывать свои мистические переживания такими же словами, как если бы они описывали оргазм. Связь между сексуальным и религиозным удовольствием не случайна: оргазм, возможно, был предшественником или более примитивным вариантом всех мистических опытов.

А тот факт, что люди проделали такую духовную эволюцию (от оргазма к религиозному экстазу) лишь подтверждает, что Бог есть — и это он наградил нас такой возможностью.

С подобными заявлениями протестантских теологов, конечно, можно поспорить. Но они хороши уже тем, что подрывают стереотипы и, наконец, рассматривают секс в позитивном свете.

Секс — это не постыдное греховное удовольствие, а способ познания Бога и себя.

Такие обсуждения секса меняют и взгляд на то, зачем он нужен. Если раньше его функция сводилась к деторождению в христианском дискурсе, то теперь он рассматривается и как проявление любви, и как духовная практика. Раз Бог создал оргазм, значит он хотел, чтобы мы занимались сексом не только для продолжения рода, а чтобы мы им наслаждались. Вполне вероятно, что на подобные взгляды повлияли восточные духовные практики, которые стали популярны в XX столетии на Западе. Например, идеи самосовершенствования и наслаждение сексом распространены в неотантре.

Любовь как основания семейного союза

О мужчинах и женщинах я подробнее писал в одной из прошлых заметок. Основой и в то же время одной из целей человеческой жизни христиане провозглашают любовь, как взаимное личное свободное общение, дарение себя друг другу. Любовь мы можем определить как образ жизни, при котором ценность любимого вне зависимости от возраста, внешнего вида, здоровья, образованности и т.п. в глазах и сердце любящего выше всего. Для любви, в конечном итоге, неважно, чем обладает любимый (красота, ум, способности, деньги), а важен он сам. Любовь — это образ жизни, направленный на полноту и радость существования того, кто любим, это взятие полноты ответственности за любимого в меру своих сил.

Христиане говорят, что семья отражает образ бытия самого Бога и может быть основана только на свободной любви и самоотдаче супругов друг другу и детям. Или скажем иначе: дарованная Богом форма любви мужчины и женщины — это семья, союз двух взаимовосполняющих существ. Сегодня семья в православии — это союз мужчины и женщины на основании любви по взаимному договору. Рождение детей не является целью брака, оно — естественное и желанное следствие супружеского союза.

Был ли Христос профеминистом

Конечно, подобные взгляды на секс и удовольствие хоть и кажутся радикальными, но не отменяют консервативных высказываний христиан о браке, разводе и роли женщины в семье. Вполне можно разрешить взгляд на секс как на удовольствие и сохранить при этом традиционные ценности: мол, наслаждайтесь сексом, развивайте свою духовность, познавайте себя — но в браке с четко прописанными гендерными ролями.

Неудивительно, что многие феминистки на Западе продолжают критиковать христианство как крайне патриархальную и женоненавистническую религию.

Но мир меняется. Всё больше современных христиан (в основном протестантов) не хотят мириться с подобными заявлениями. Рассуждая про феминизм, протестантский теолог Роланд Каро напоминает о важности исторического контекста. Понятное дело, многие высказывания Христа звучат слишком консервативно для нашего времени: он жил две тысячи лет назад — а потому не стоит их буквально и понимать.

Например, Христос и вправду был против развода:

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

Мф: 19:7-9

Но он запрещал разводиться не потому, что хотел, чтобы люди были несчастливы в браке. Он запрещал развод для того, чтобы дать женщинам больше прав, чем у них было в то время.

Из цитаты видно, что развод в древнем иудейском обществе был простой процедурой: достаточно было дать своей (теперь уже бывшей) жене «разводное письмо» — и отправить ее обратно в семью. Мол, не подошел ваш товар, испортился. Женщины рассматривались исключительно как имущество — дорогие (или не очень) объекты, которыми мужчины обменивались для укрепления социальных связей и обретения власти. Старый Завет пропитан такими взглядами на брак и семью.

Женщины были товаром, по поводу которого мужчины заключали между собой сделки, даже не задумываясь об их чувствах. А женская измена была так страшна только потому, что другой мужчина посмел покуситься на чужое имущество: «испортить» его и оскорбить другого мужчину.

Христос же пытается изменить такое потребительское отношение к женщинам. Он постоянно повторяет, что брак заключается на небесах, развод невозможен, жена — одна плоть с мужем. Все его слова сейчас кажутся консервативными и старомодными, но для его современников они звучали очень прогрессивно и феминистично.

Христос проповедовал, что мужчины и женщины равны перед Богом, и пытался исправить гендерную несправедливость своего времени, насколько это было возможно.

Именно поэтому протестанские теологи утверждают: учение Христа по своей сути феминистично. Вырывание цитат из Библии и попытки применить их к современному времени без знания исторического контекста и древних культур извращают христианство.

Библию ни в коем случае нельзя трактовать буквально и пытаться бездумно применить всё то, что там описано. Ведь описано там и вправду много: взять хотя бы многоженство (история Иакова, Лии и Рахиль) или кровосмешение отца и дочерей (история Лота). Подобные истории, вырванные из библейского контекста, можно использовать для различных — и даже полностью противоположных — толкований Библии.

Гомосексуальность и христианство: история заблуждений

Одно из самых больших заблуждений в истории христианства, как считают современные западные теологи, — это история Содома. Даже те, кто далек от христианской веры, уверены: Бог наказал жителей Содома за грех гомосексуальности.

Однако если почитать главу про Содом в Библии, то заметно, что там нет ни слова про гомосексуальность. Бог наказывает жителей этого города за негостеприимность, необоснованную жестокость по отношению к гостям и за желание ими воспользоваться.

Безусловно, содомляне поступили плохо: они хотели извлечь выгоду из беззащитности чужеземцев и надругаться над ними. Им было неважно, какого пола гости. История Содома — это поучительная история о жестокости сильных над слабыми, о несправедливости, о изнасиловании — но отнюдь не о гомосексуальности.

Другой растиражированный библейский отрывок, который любят использовать христианские моралисты, — это цитаты из Левита:

«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».

Лев: 18:22

«Если кто ляжет с мужчиною как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них».

Лев. 20:13

Как замечает Теодор Дженнингс, только в VII–IX веках христианские богословы начали использовать эти отрывки в своих проповедях против гомосексуальности. Подобную «слепоту» можно объяснить тем, что ранее никому и в голову не приходило толковать их так буквально. И хотя изначальный смысл отрывков утерян, да и различные переводы и версии, что дошли до нас, наверняка его исказили, исследователи предполагают, что эти предостережения могли означать:

  • запрет языческих культов плодородия, которые могли быть распространены до иудаизма. Попросту говоря, эти законы запрещают не гомосексуальный секс, а обряды старых религий (Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century, John Boswell);
  • метафорический запрет смешивания различных культур и желания вобрать в себя чужие элементы (отсюда «не ложись как с женщиною» — то есть не подчиняйся, не принимай). Любая новая религия может раствориться в старой, более распространенной, которой всё еще больше доверяют, которая просто стала привычкой. На момент написания Ветхого Завета иудаизм не был главенствующей религией, а значит, был под угрозой. Авторы этих строк хотели оградить новую, пока еще слабую религию от заимствований и влияния других культур.

Чем больше эти строки переводились, переписывались и пересказывались, тем быстрее терялся их первоначальный смысл.

В Новом Завете Христос нигде прямо не говорит, что гомосексуальность — это грех. Более того, некоторые библейские истории звучат сегодня как самые настоящие любовные романы.

Взять, например, описание дружбы (а только ли дружбы?) Рут и Наоми, где женщины так описывают свои чувства:

«Куда ты пойдешь, пойду и я, где ты жить будешь — там и я… Где ты умрешь, там и я умру».

1:16-17

Или историю про ученика, которого любил Иисус и с которым он часто обнимался (Ин. 13:21-26). Его же Христос на своем смертном одре попросил присматривать за своей матерью Марией. А саму Марию — относиться к нему как к сыну (Ин. 19:25-27 и 20:1-10). Загадочный «любимый ученик Иисуса» появляется в тексте Библии несколько раз, и хотя можно спорить, какие именно отношения их связывали, Дженнингс уверен, что все эти отрывки, на которые мало кто обращает внимание, показывают, что всё не так однозначно и что в Библии есть место для разных типов отношений. Впереди — долгий путь исследований и открытий!

Такими исследованиями и занимается отдельное направление теологии на Западе — квир-теология.

«Открытие квир-духовности призвано не только освободить нашу сексуальность из узких рамок, но и также, наконец, освободить Бога от традиционных богословских построений, запрещающих секс».

Queering Christ, Robert E. Goss

Аскетический и дисциплинарный взгляд

Второй подход — аскетическо-дисциплинарный. Для затронутой темы очень важно вспомнить уверенность христиан, что в каждом человеке живет грех. Он как болезнь поразил и исказил очень многие стороны жизни, примешался ко всему. Слова, поступки и даже мысли любого из нас могут причинить зло окружающему миру, другим людям и самим себе. Подробнее об этом мы говорили в других заметках. Одним из последствий грехопадения стало расстройство между разумом, волей, чувствами и инстинктивными влечениями, неспособность человека жить цельно. Сфера половых отношений, сфера сильнейшего инстинктивного влечения, как никакая другая стала той стороной жизни, по которой очень трудно, почти невозможно пройти без греха и зла. Положение усугубляется и тем, что ныне тема секса вне личных ответственных отношений и вне любви безудержно эксплуатируется ради наживы и власти и настолько сильно вошла в жизнь общества, что для многих достаточно ее одной, чтобы потерять человеческий облик.

С древнейших времен к сексуальным отношениям относились противоречиво, радость и даже благоговение соприсутствовали с осторожностью, недоверием, а порой и отрицанием. И в этом есть своя правда. Христианство в этом смысле не исключение. Православная аскетика — практическая наука о том, как исполнять Божьи заповеди, как научиться молитве и даже внутренней чистоте помышлений, как бороться с грехами, — много внимания уделяет половой сфере, где очень тонка грань между любовью и сладострастием, похотью, последствия которых могут быть очень губительны для человека и его семьи. Грехом признаются не только сексуальные отношения до брака и супружеские измены, но и увлечение порнографией и даже воображения интимных отношений. Порой и у древних и у современных православных авторов очень ясно звучит мысль о том, что лишь деторождение оправдывает секс.

Получается, что аскетическо-дисциплинарный взгляд смотрит на интимную жизнь совершенно иначе по отношению к философскому. Выражается, в частности, это в том, что супругам предлагается воздерживаться от сексуальных отношений в дни постов и праздников, а после совместной ночи они порой считаются «нечистыми» и даже родовые процессы объявляются «скверными».

Но, и это очень важно, несмотря на преобладающие категоричные мнения, предлагаемые православной аскетикой, в церковном законодательстве так и не были закреплены нормы, регламентирующие интимные отношения супругов, навязывающие их «правильное» осмысление и настаивающие на деторождении, как единственно возможном оправдании секса. Нет общепринятых всеправославных правил, гласящих нечто подобное: супругам надлежит быть вместе тогда-то и тогда-то, так-то и так-то, ради того-то и того-то. Если сексуальная тема и звучит, то как некоторый призыв к воздержанию и вне контекста каких-либо наказаний. Церковная дисциплина отдает интимную жизнь на усмотрение супругов и никому не позволяет дознаваться и выпытывать подробности этой жизни.

«Сексуальная эсхатология»: каким должен быть христианский секс

Так как же христианство должно говорить о сексе? Какие критерии к нему предъявлять? Что считать грехом, а что, наоборот, поощрять?

Для современной сексуальной теологии задача номер один — это решение проблемы насилия и жестокости.

Многие теологи признают, что в христианских семьях изнасилования и гендерное неравенство — в порядке вещей (почитать больше можно в исследованиях Евы Лундгрен) из-за того, что негативное отношение к сексу и патриархальные взгляды так долго проповедовались церковью.

Безусловно, это нужно менять. Нужно переписывать устоявшийся дискурс.

Но как? Этим вопросом обеспокоена сексуальная эсхатология (эсхатология — учение о загробной жизни). Она предполагает, каким будет секс «в раю», то есть идеальный секс, когда общество избавится от всех своих грехов и будет вести праведную жизнь. Этот термин ввела теологиня Сьюзанн Корнуолл, в своей книге Theology and Sexuality она разворачивает полную картину современных теологических дебатов про сексуальность.

Впрочем, она вместе с Маргарет Фарли уверена, что «рая» можно достичь уже сейчас, если придерживаться тех ценностей, которые всегда были важны для христиан, просто про них почему-то часто забывали, когда говорили про секс:

  • запрет любого насилия;
  • согласие: чтобы не причинить насилие, всегда нужно спрашивать партнера, а хочет ли он/она попробовать ту или иную сексуальную практику;
  • взаимность;
  • равенство;
  • плодотворность: отношения должны быть плодотворными не только в смысле рождения детей, но и в смысле конструктивного развития обоих партнеров;
  • социальная справедливость: любые идеальные отношения должны быть примером для других — такими, чтобы и другие захотели их строить.

Корнуолл уверена, что только этими критериями и должна руководствоваться современная христианская сексуальная этика: ведь совершенно неважно, какого мы пола, кого мы любим и какие сексуальные практики предпочитаем. Для христианина главное — это любовь, взаимность и уважение друг к другу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]