Череповецкий Афанасие-Феодосиевский кафедральный собор. Фото Натальи с сайта sobory.ru |
Череповецкая и Белозерская епархия
Вологодской митрополии Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 162601, Вологодская обл., г. Череповец, Макаринская роща, 1
- Тел.:(8202) 28-12-04 (бухгалтерия)
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: Череповецкий ГО; Череповецкий, Бабаевский, Белозерский, Вашкинский, Вытегорский, Кадуйский, Устюженский и Чагодощенский р-ны Вологодской обл.
- Кафедральные соборы: Афанасие-Феодосиевский в г. Череповце, Преображенский в г. Белозерске [1]
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Известно с 1919 года как викариатство Новгородской епархии.
С 1923 по 1937 год параллельно существовало обновленческое одноимённое викариатство Вологодской епархии [2].
В августе 1928 года на совещании инициативной группы, собравшейся в Сретенской церкви по благословению архиепископа Алексия (Симанского) был образован окружной викариатский совет. Решение инициативной группы имело немалое значение для организации структур и легализации патриаршей Церкви. Демонстрировалось каноническое единство с Новгородской епархией. Новая организация именовалась, как «Временный Череповецкий Окружной викариатский Совет Православной Церкви ведения Московской Патриархии, с правами полусамостоятельного викариатства». В сентябре 1931 года окружной Викариатский совет Череповецкой епархии патриаршей Церкви был преобразован в Череповецкий епархиальный совет, который возглавил епископ Валериан (Рудич), викарий Новгородской епархии. На 1935 год в состав Череповецкой викарной епархии входили приходы Череповецкого района. После 1937 года кафедра не замещалась.
23 октября 2014 года была возобновлена как самостоятельная епархия, будучи выделена из состава Вологодской епархии в пределах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Вытегорского, Кадуйского, Устюженского и Чагодощенского районов на северо-западе Вологодской области. Одновременно включена в состав новообразованной Вологодской митрополии.
Статистика
- 23 октября 2014 — 23 прихода, 40 священнослужителей [3]
- 16 июня 2021 — 88 приходов, 68 священнослужителей, 29 монашествующих [3]
Архиереи
Викариатство Новгородское
- Нифонт (Фомин) (1919 — 1920)
- Тихон (Тихомиров) (4 апреля 1920 — 1922, 1922 — 1924)
- Макарий (Опоцкий) (март 1924 — 1925)
- Феодор (Яковцевский) (март 1928 — 1929) в/у, еп. Устюженский
- Тихон (Тихомиров) (1929) в/у, еп. Кирилловский
- Валериан (Рудич) (1932 — 1934) в/у, еп. Кирилловский
Самостоятельная епархия
- Игнатий (Депутатов) (23 октября — 23 ноября 2014), в/у, митр. Вологодский
Карта Вологодской митрополии с официального сайта Вологодской митрополии |
Бывший епископ Череповецкий Флавиан бежал в Лондон после очередного обыска ФСБ
Запрещенный в служении бывший епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан бежал в Лондон и дал интервью «Радио Свобода», в котором рассказал, что пал жертвой спецслужб, а к наркотикам никакого отношения не имеет.
Ранее ряд СМИ опубликовал информацию о том, в феврале 2021 года сотрудники отдела по борьбе с незаконным наркоборотом ФСБ России провели обыски в квартире Флавиана в Санкт-Петербурге, где постоянно проживает 22-летний молодой человек по имени Каин Монтанелли. По данным «Череповецкой истины», силовики обнаружили не только наркотическое вещество, но и целую лабораторию по производству синтетического наркотика, возбудили уголовное дело по его незаконному обороту.
Флавиан в интервью рассказывает эту историю по-другому. Его друг Монтанелли действительно замешан в деле о наркотиках. В декабре 2019-го его задержали вместе с двумя другими молодыми людьми, обвинив в производстве наркотиков. Как выяснил впоследствии через адвокатов Флавиан, следствие считает, что молодые люди сначала выращивали и продавали марихуану, а потом познакомились в даркнете с неким человеком под ником Президент, который предложил им бизнес покрупнее (по мнению Флавиана, Президент был агентом ФСБ). Каин и его сообщники сняли дачу в Тосненском районе Ленинградской области, где и занимались производством наркотиков.
— В квартире епископа также прошёл обыск, у него изъяли паспорта, кредитные карты, мобильные устройства и 570 тыс. рублей, его допросили, взяли смывы с волос и ногтей на наличие наркотиков, но ничего не нашли и отпустили. В распоряжении редакции есть протокол обыска, а также письмо от петербургской коллегии адвокатов «Юстум» в Высший церковный суд РПЦ, где утверждается, что никаких запрещённых наркотических и психотропных веществ в биологических материалах Максима Митрофанова обнаружено не было, — сообщает «Радио Свобода».
Флавиан также сообщил, что силовики предлагали ему сотрудничество по делу, но он отказался.
Труды епископа вознаграждались с лихвой: только официальное церковное содержание доходило до полутора миллионов в месяц, причём, как утверждает Флавиан, это нормальный доход епископа РПЦ.
Весной стало известно, что Флавиан подал прошение уйти в отставку, якобы по состоянию здоровья. Об этом митрополит Игнатий объявил 22 марта во время своего визита в Череповец. 25 августа Флавиана отстранили от управления Череповецкой епархией, «определив ему местом пребывания Павло-Обнорский монастырь Вологодской епархии», под наблюдением и духовным попечением Преосвященного Вологодского.
«Радио Свобода» Флавиан рассказал, что он съездил туда на пару дней и вернулся в Петербург: в монастыре не было ни водопровода, ни канализации, «удобства на улице». Несколько месяцев епископа никто не беспокоил, пока 2 декабря в пять утра к нему домой не вломилась опергруппа ФСБ. Флавиана и гостившего у него приятеля положили на пол, разбив в кровь лицо молодому человеку и «наставив синяков» епископу. Обыск шёл до часу дня, у Флавиана опять изъяли паспорта, кредитки и телефоны, ничего запрещённого не нашли, а в час отвезли в Большой дом на Литейном – управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— В Большом доме Флавиан томился до 9 вечера, после чего его без допроса отвели на очную ставку с одним из подельников Каина. «Меня вводят в комнату, где сидит этот его подельник, которого я никогда в жизни не видел. На вопрос: «Знает ли он меня» – он говорит: «Да, это Митрофанов Максим Валерьевич». На вопрос: «Как мы познакомились» – рассказывает какую-то бестолковую историю, которая отношения к делу не имеет, а потом говорит, что во время второй нашей встречи в ресторане «Москва» мы ничего не заказали, Митрофанов принёс 500 тыс. рублей, передал их мне, я их подсчитал под столом, он их передал на создание нарколаборатории. Ничего этого близко не было», — утверждает Флавиан.
8 декабря на сайте РПЦ появилось новое сообщение, касающееся Флавиана.
— Принято решение запретить епископа Флавиана (Митрофанова) в священнослужении без права ношения панагии, архиерейских одежд и мантии, а также использования любых других знаков архиерейского достоинства, вплоть до вынесения Общецерковным судом определения по его делу, — говорится в сообщении.
Флавиан говорит, что пытался объяснить церковному начальству: он не виновен. Однако ему сказали, что он сам виноват в происходящем, поскольку неразборчив в связях. Решением синода его вновь отправили в Павло-Обнорский монастырь. Флавиан для вида согласился, но через пару дней выехал с запасными паспортами в Великобританию (телеграм-канал Церквач пишет, что у Флавиана, который в миру Максим Митрованов, есть гражданство Великобритании).
Монастыри
- Новолеушинский Иоанно-Предтеченский (женский)
- Филиппо-Ирапский (мужской)
Недействующие
- Череповецкое благочиние
- Усть-Ножемская Одигитриевская пустынь
- Колповская Успенская пустынь
- Становищский Никольский монастырь
- Танищский Троицкий монастырь
- Шалочская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы
- Моденский монастырь во имя свт. Николая Чудотворца
- Филаретова пустынь
- Устюженский Богородице-Рождественский монастырь
- Устюженский Ильинско-Воскресенский монастырь
- Устюженский Благовещенский монастырь
- Синозерская Троицкая пустынь
- Шухтовский Покровский монастырь
- Парфеновский Богородицкий монастырь
- Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь
- Досифеева Троицкая пустынь
- Азарьев Выксинский Николаевский монастырь
- Воронинская Успенская пустынь
- Преображенская пустынь, что в Езовых
- Пошехонский Ильинский монастырь
- Спасо-Ломовский монастырь (Игнатиева Верхоломская пустынь)
- Югская Дмитриевская пустынь
- Череповецкий Воскресенский монастырь
- Антониева на Черных озерках Богородицкая пустынь
- Никольская пустынь в Судбищах на Шексне
- Белозерское благочиние
- Курдюжская Никольская пустынь
- Белозерская Преображенская пустынь
- Ковженский Никольский монастырь
- Андозерский Успенский монастырь
- Шужгорский Преображенский монастырь
- Озадский Никольский монастырь
- Иродионова Илоезерская Богородице-Рождественская пустынь
- Фетининская Мариинская пустынь
- Ворбозомская Благовещенская пустынь
- Усть-Шехонский Троицкий монастырь
- Кирилло-Новоезерский монастырь
- Спасогорский Троицкий монастырь
- Белозерский Петропавловский монастырь
- Важбахтская Пятницкая пустынь
- Хабарова-на-Носах Петропавловская пустынь
- Лужандозерская Троицкая пустынь
- Андомский Никольский монастырь
- Куржанская Троицкая пустынь
- Спасо-Маткозерская пустынь
- Казанская на Климентовских озерах пустынь
- Рубежская Троицкая пустынь
- Вожеозерский Спасский монастырь
- Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь
- Белозерский Никитский монастырь
- Нило-Сорская пустынь
- Вытегорский Покровский монастырь
- Алмозерский Ильинский монастырь
- Пятницкая Кедринская пустынь
- Макариевская Высокоезерская пустынь
История основания
Местность, которую ныне охватывает Череповецкая епархия, неоднократно меняла свою епархиальную принадлежность. Первоначально ею руководили ростовские архиереи, затем эти земли перешли в ведомство Вологодской епархии. Определенный исторический период будущая епархия подчинялась Новгороду.
Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
Такая неопределенность длилась до 1918 года, который ознаменовался страшными репрессиями против духовенства. В этот год были закрыты многие храмы губернии, арестованы и замучены в лагерях священники и прихожане.
Важно! В этих условиях институт епископства в РПЦ был под угрозой исчезновения. Чтобы этого не случилось, было разрешено открывать викариатства в каждом уездном городе.
После ареста Патриарха Тихона, высшую церковную власть с поддержкой ОГПУ захватили обновленцы. Духовенство Русской Православной Церкви не поддерживало решение ВЦУ и не признавало его юрисдикцию.
В это время впервые была создана Череповецкая епархия, но сделано это было не для удобства управления церковной жизнью, а с целью внести раскол в ряды церковнослужителей. После освобождения, Патриарх Тихон взялся за воссоединение Православной Церкви.
На территории Череповецкой губернии было сформировано 4 викариатства, подчиняющихся Новгородской епархии. В 1924 году главой Череповецкой епархии был назначен епископ Макарий, и многие церковнослужители считают эту дату началом ее истории.
Воскресенский собор Череповца
Обновленцы старались всячески подорвать авторитет нового епископа, делая все возможное, чтобы он не нашел поддержки среди духовенства и прихожан. После того, как авторитет нового архипастыря был признан почти всеми людьми в губернии, его враги решили пойти другим путем.
На епископа активно писали доносы, и в 1926 году он был арестован и сослан в Соловецкий лагерь. Нескольких последующих глав викариатства постигла та же участь.
Гонения на Православную Церковь в 20-30-е годы прошлого века были наиболее сильными. Репрессии среди духовенства привели к тому, что богослужения были прекращены почти во всех храмах региона. К 1940 году духовная жизнь на территории губернии прекратилась почти полностью.
Храм Рождества Христова в Череповце
В 1945 году, когда началось возрождение церковной жизни, Череповецкое викариатство было присоединено к Вологодской епархии. В таком виде духовная жизнь Череповецкого района велась вплоть до 1991 года. На момент развала Советского Союза на территории области осуществляло свою деятельность всего 6 православных храмов.
Важно! В 90-х годах началось возобновление церковной жизни страны. Активно стали строиться новые храмы, восстанавливались старые приходы.
К 2014 году Череповецкая епархия была восстановлена и выделена из Вологодской.
Череповецкие священнослужители поделились армейскими фотографиями
Вроде бы в этом нет ничего сверхъестественного, но все равно удивляешься, когда узнаешь, что священник, который сейчас проводит службы в храме, когда-то нес службу в армии. И у него дома, как у многих мирских мужчин, хранится дембельский альбом… Героями нашей публикации стали священнослужители Череповецкой епархии, которые с теплотой вспоминают годы своей армейской юности.
Протоиерей Владимир Беляев — человек в нашем городе известный. За двадцать с лишним лет своего служения он сумел построить храм в селе Мякса, сейчас занимается строительством храмового комплекса в честь Николая Чудотворца в Череповце и является настоятелем храма Илии-пророка в селе Абаканово.
В армию нынешний священник был призван в 1992 году. К тому времени он окончил московское цирковое училище, побывал на гастролях в Перу и снялся в нескольких фильмах, выполняя различные каскадерские трюки! Еще с ранней юности Владимиру хотелось служить в армии — в элитных войсках. Для этого он по собственной воле вместе с другими энтузиастами прошел двухнедельную подготовку в одной из десантных частей, ездил в дивизию Дзержинского и даже прыгал три раза с парашютом.
Но так вышло, что перед армией Владимир увлекся творчеством Достоевского, который в своих произведениях много размышлял о природе добра и зла, о страданиях человека и проповедовал непротивление злу насилием. Впечатленный, он понял, что если ему и доведется нести военную службу, то взять в руки оружие он не сможет. Уже тогда выпускник циркового училища ни от кого не скрывал своей веры в Бога, а все больше убеждался, что Господь обязательно его будет оберегать. И когда ему предоставили право выбрать, где служить — в войсках или военном госпитале, он выбрал госпиталь. Потому что видел, что именно тут, выполняя различные работы, он может как-то облегчить людскую боль. Персонал и сослуживцы любили Владимира Беляева и иногда расспрашивали о православии, о том, как прийти к вере.
Рядовой Беляев был очень аккуратным в любой работе, за какую бы ни брался. И быстро обучался новому. Например, он научился подстригать сослуживцев, да так мастерски, что к нему обращались даже офицеры высшего звена. Особенно он сдружился с двумя офицерами, с которыми и потом, после службы, поддерживал хорошие отношения. Они разделяли его взгляды и даже порой давали увольнительную, чтобы он мог посетить Троице-Сергиеву лавру, пообщаться там с духовниками, причаститься Святых Христовых Тайн и исповедаться. Это были его первые шаги в православии, которые в дальнейшем определили всю его жизнь.
Любопытно, что сын отца Владимира, Петр, выбрал военную стезю — он является курсантом 4-го курса ЧВВИУРЭ, учится на отделении спецсвязи. Совсем недавно он стал мастером спорта РФ по дзюдо и защищает честь родного вуза.
Настоятель храма Святой великомученицы Варвары отец Виталий Рябов в армию попал после окончания ЧГУ в возрасте 23 лет. Группу вологодских призывников (одиннадцать человек) определили в войска связи, в часть, которая находилась недалеко от Воркуты, в поселке Цементнозаводский. Когда они, дипломированные специалисты, успевшие побывать на руководящих должностях, появились в части, старослужащие оказали им, мягко говоря, нерадушный прием. В казарме царил дух дедовщины, и заправляли всем девятнадцатилетние хулиганы, которые с тройками окончили ПТУ. Но ребятам удалось мирным путем сломать эту порочную систему.
Перед армией, после окончания вуза, Виталий работал инженером по ремонту на меткомбинате, а в храме в свободное время был в должности пономаря. Среди необходимых вещей, которые он взял на службу, было и Евангелие. Каждый день он прочитывал одну из глав священной книги. Это помогало и укрепляло дух бойца. Какие обязанности ему приходилось выполнять? Да разные. Был и дневальным, и помощником дежурного в штабе, и на кухне дежурил. Особенно нравилось нести дежурство в штабе, потому что там было время написать домой, поразмышлять. Однажды он отправил письмо на радиостанцию «Маяк», на вечернюю передачу для военнослужащих «Полевая почта».
В письме сообщил, что хотел бы вести переписку с девчонками со всей страны. Но его послание долго не озвучивали, а когда это все же произошло, то до окончания службы оставалось всего несколько месяцев. И вдруг ему потоком пошли письма от девушек, порой до одиннадцати в день. Виталий добросовестно всем отвечал и даже потом, демобилизовавшись, продолжал переписку в течение двух-трех лет. А сейчас кого-то нашел и в социальных сетях. Самое главное, что вынес из армии рядовой Рябов, — нужно ценить время и уважать труд человека. Этих принципов отец Виталий придерживается и сейчас.
Эконом Череповецкой епархии и настоятель Воскресенского собора иеромонах Нил (Хоменец) знал, что будет служить в десантных войсках, когда еще учился в школе. И если многим его ребятам-одногодкам, когда они попали в армию, поначалу было тяжело, то ему, выпускнику факультета физической подготовки, к повышенным нагрузкам было не привыкать. А начальство, прознав, что рядовой Хоменец — учитель физкультуры, доверило ему проводить утреннюю зарядку и отвечать за спортивный дух в войсках.
Это нам кажется, что в ВДВ идут только сильные и мужественные, — попадались и редкие экземпляры, которым надо было пять раз показать, что в армии хлюпиков нет, особенно в десанте. И уже через пару месяцев инструктор по спорту видел, что солдатик окреп и может отжиматься и крутить сальто на перекладине хоть сутки.
Вспоминая свою службу, отец Нил всегда с гордостью говорит, что служил в 39-й отдельной десантно-штурмовой бригаде. Их подразделение находилось в бывшем монастыре, где можно было даже увидеть настенные росписи, а в укромных местах найти книги на латинском языке. Столовая и кухня располагались там, где когда-то шли службы. Но что сильнее всего поразило будущего священника — мойка для посуды была сооружена в алтаре. Именно тогда он задумался о глубинных причинах происходившего в ХХ веке осквернения святых мест…
Вспоминается отцу Нилу и курьезный случай. Это был его первый прыжок с парашютом. Высота 1 200 метров, внизу огромное поле, куда и следовало приземлиться. Но парашют неопытного десантника повело, и он приземлился на высокий дуб. Самостоятельно из строп не смог освободиться, так и висел, пока начальство не спохватилось. Присланный на помощь спасатель стал подрубать дуб. Работа затянулась, и когда рядовой Хоменец наконец был вызволен, стемнело. Ничего не оставалось делать, как идти в подразделение пешком, а это 35 километров. Спасатель — с топориком, а бедолага рядовой — с автоматом, парашютом и рюкзаком. Такой вот незапланированный марш-бросок. Зато теперь, вспоминая армейские годы, отец Нил понимает, что армия научила его преодолевать трудности и воспитала выносливость, способность до конца идти к поставленной цели.
Сергей Рычков, газета «Голос Череповца»
Благочиния
Для удобства церковного управления епархии делятся на благочиния. Череповецкая епархия разделена на 9 благочиний.
Важно! Благочинием в Православии называется округ, состоящий из нескольких приходов, которые территориально располагаются недалеко друг от друга.
Сначала в состав епархии входили Центральное, Южное, Вашкинское и Белозерское благочиния. Затем к ним были добавлены Абакановское и Устюженское. С ростом числа православных храмов в составе епархии были выделены Кадуйское, Бабаевское и Вытегорское благочиния.