У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского.
Православный храм | |
Александро-Невский собор | |
Собор во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского | |
Собор Александра Невского, 1921 год | |
55°46′36″ с. ш. 37°35′32″ в. д.HGЯOL | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Конфессия | Православие |
Архитектурный стиль | Неорусский |
Автор проекта | Александр Померанцев и Виктор Васнецов |
Строительство | 1911—1917 годы |
Основные даты | |
| |
Статус | утрачен |
Состояние | утрачен |
Медиафайлы на Викискладе |
Александро-Невский собор
— крупнейший в ряду соборов Александра Невского Российской империи, второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя. Был возведён в 1913—1917 годах на Миусской площади в Москве в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Строительство, начатое на собранные по всей России пожертвования, не было окончательно завершено к 1917 году, но богослужения в освященных приделах совершались с 1915 по 1920 годы. Был разобран в 1950-е годы[1].
История[править | править код]
Инициатива строительства[править | править код]
Среди инициаторов и энтузиастов сооружения собора в честь небесного покровителя императора, подписавшего 19 февраля 1861 года манифест об отмене многовекового крепостного права, были публицист, издатель и историк Михаил Погодин, московский археолог и художник Дмитрий Струков и другие[2][3]. 5 июня 1861 года при Чудовом монастыре был Высочайше утверждён комитет для принятия и хранения приношений на строительство в Москве храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Руководил комитетом митрополит Московский Филарет (Дроздов), предполагавший возвести собор на площади у Ильинских Ворот Китай-города. События в России последней четверти XIX века (Русско-турецкая война (1877—1878), убийство Александра II) помешали сбору средств[~ 1]. Тем не менее, решение о начале строительства было принято.
В 1894 году Николай II утвердил план размещения Александро-Невского собора на Миусской площади на участке, безвозмездно переданным для него городскими властями.
Проект[править | править код]
Разработка проекта собора была доверена главному архитектору Троице-Сергиевой Лавры А. А. Латкову, но его предложение построить круглое в плане одноглавое здание было признано нарушившим некоторые церковные каноны и в начале 1899 года было отвергнуто[3].
Внешний вид храма. Рисунок по проекту А. Н. Померанцева (1904)
Создание нового проекта было поручено архитектору А. Н. Померанцеву, который выполнил его в древнерусском стиле по эскизам художника В. М. Васнецова[4].
В 1900 году авторы предложили построить 70-метровый многокупольный квадратный храм с семью апсидами на восточной стороне, Остальные фасады, расчленённые на неравные прясла, в верхней части завершались семью полукруглыми закомарами. Высокий свод был без внутренних опор и опирался только на стены[5]. После некоторых доработок с целью удешевления работ проект был принят. Проект росписи купола собора был составлен архитектором И. В. Рыльским.
Строительство[править | править код]
19 сентября 1904 года митрополит московский Владимир (Богоявленский) освятил место постройки храма и, обратившись к собравшимся по поводу недостатка средств на строительство, обнадёжил[~ 2] их:
«Не смущайтесь! Широка любовь русского народа к созиданию святых храмов, и не было еще на Руси примера, чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения
».
Фоторепортаж с места этого события и рисунок храма по проекту А. Н. Померанцева были опубликованы в журнале «Искры» (1904, № 38. — С. 303)
Храм был заложен 22 сентября 1913 года в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Начало Первой мировой войны затормозило строительство. Чтобы не останавливать ход работ, А. Н. Померанцеву пришлось использовать для них свои личные сбережения[4].
В 1915—1916 годах в строящемся храме были освящены первые приделы и начались богослужения.
К моменту Октябрьской революции гигантский 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён.
В советское время[править | править код]
Александр Солженицын писал в эпопее «Красное колесо», что уже после Февральской революции в Москве появилось предложение использовать собор «для Учредительного собрания, в большой надежде добиться принять его у себя»[4]. Но богослужения в нём продолжались до 1920 года. После их запрета из недостроенного храма вывезли все ценности.
Как использовать Миусский собор?
«Недостроенное здание колоссального храма во имя Александра Невского на Миусской площади, с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон, давно уже поставило вопрос о способах использования здания собора. Еще в 1925 г. возник проект для использования его под первый московский крематорий, но его пришлось отклонить в виду нерентабельности. Стены собора сложены весьма прочно на цементном растворе, и разборка их не дала бы большого количества годного кирпича».
Из газет 1930-х годов
Советская власть вынашивала планы переоборудовать его в крематорий (1925) или в радиоцентр (1934). Помещения использовались как склад для хранения свернутого в рулон 115-метрового полотна Бородинской панорамы и частей разобранной Триумфальной арки. Были и неудачные из-за прочности цементного раствора попытки разобрать здание на кирпич или просто взорвать.
Заброшенный храм много лет простоял на Миусской площади[6]. Обветшавшая постройка была снесена в 1950-е годы[~ 3], на её месте был установлен памятник Александру Фадееву, в непосредственной близости от разрушенного собора в 1960 году по проекту архитекторов Юрия Шевердяева и К. С. Шехояна был возведён Дворец пионеров Фрунзенского района Москвы — ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах[7]. Существует городская легенда о том, что Дворец пионеров построен на фундаменте собора.
Мемориальный знак можно заметить слева от входа в Дворец пионеров
О построенном некогда храме во имя святого благоверного князя Александра Невского напоминают установленный в 2003 году на Миусской площади мемориальный знак[8] и названия прилегающих улицы и переулка[~ 4].
Немного истории
Собор Александра Невского был заложен в 1864 году в память о посещении нижегородской ярмарки императором Александром II. Два первых проекта были отвергнуты по техническим причинам, третий, за неизвестным авторством, — утверждён. Так в 1868 году началось строительство храма. Собор было решено расположить вокруг главного сферического пространства и обрамить четырьмя восьмигранными шатрами. Иконостас рекордной высоты 23 метра был написан московскими мастерами. В 1881 году храм освятили. Наиболее почитаемыми святынями здесь стали частица Животворящего Креста и чудотворная икона Богоматери. В советское время собор был закрыт, но, к счастью, не разрушен, а его восстановление началось лишь в 1983 году. В 2009-ом храм получил статус кафедрального собора. Большая часть реставрационных работ завершена, однако фактически восстановление продолжается.
В числе почитаемых икон собора икона Спаса Всемилостивого (копия иконы 14 века), икона с частицей мощей Александра Невского, икона-мощевик Матроны Московской, икона святых благоверных князей Петра и Февронии.
Примечания[править | править код]
- Стоп-кадр: утрачено полностью — // Московское наследие, 2018 год. — № 1 () — С. 57
- Брусиловский Н. М.
Храм-памятник на Миусской. - ↑ 12Козлов В. Ф.
В память освобождения крестьян. История строительства и разрушения московского Александро-Невского собора // Московский журнал. — 2011. — № 8 (248). — С. 80—92 - ↑ 123Вострышев М. И., Шокарев С. Ю.
Вся Москва от А до Я. Энциклопедия — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — С. 19-20 ISBN 978-5-4320-0001-9 - Елена Лебедева
. Улица 19 февраля - Трифонова О. Р.
Миуссы — // Москва: место встречи (сборник) — М.: АСТ, 2021 г. — 512 с. — C. 21—45. — ISBN 978-5-17-099718-3. - История Дворца на Миуссах
- Собор во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского
Что посмотреть
Собор можно увидеть практически с любой точки центра Нижнего Новгорода и с противоположного берега Волги. Единого архитектурного стиля здесь не прослеживается: в облике храма сочетаются и черты классицизма, и исконно волжские архитектурные решения (столь характерные для построек, например, Ярославля). В плане это шатровый храм; центральный 72-метровый купол окружён четырьмя меньшими главками. Спокойный, светлый фасад храма в тонах бежевого и жёлтого исключительно красиво выглядит на фоне волжской синевы.
В интерьере храма непременно стоит обратить внимание на обширный иконостас (его восстановление ещё ведётся по сохранившимся фотографиям) и немалое количество почитаемых икон: Спаса Всемилостивого (копия иконы 14 века), икона с частицей мощей Александра Невского, икона-мощевик Матроны Московской, святых благоверных князей Петра и Февронии, Соловецких святых и Святых земли Нижегородской, а также вышитый поясок, приложенный к Поясу Богородицы во время его нахождения в храме.
На звоннице у южного входа в собор обязательно рекомендуем увидеть (и услышать!) колокол «Соборный», высота и диаметр которого 4 метра, а вес — 60 тонн.
Современное состояние собора и режим посещения
Православный храм – действующий. Для верующих и туристов он открыт с 8.00 до 18.30. Экскурсии по собору проводят с 12.00 до 17.00. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 9.00 и 17.00.
Для детей прихожан с 1994 года работает воскресная школа, открытая одной из первых в городе. При ней созданы отряд «Витязей», кукольный театр, детско-юношеский хор и кружки по интересам.
Главный вход в собор
С 1991 года в соборе открыла свои двери православная библиотека. Она работает в будни с 12.00 до 17.30, а по субботам и воскресеньям с 12.00 до 16.00. Выходные дни – в двунадесятые праздники. В фондах этой библиотеки собрано очень большое количество книг: тексты Священного писания и его толкования, литература по богословию и общей церковной истории, литургика, проповеди, книги по сектоведению, церковному праву, а также по педагогике, психологии, философии, языкознанию и естественным наукам. Соборная библиотека считается самой крупной в епархии и рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся вопросами веры и христианства.
С 1991 года при соборе работают катехизические курсы, дающие начальное богословское образование. С 1994 года здесь создана иконописная мастерская, художники которой выполняют на заказ иконы. Они делают их по древним технологиям и традиционным иконописным канонам, которые существовали до XVI века. С 2008 года при соборе также открыта школа колокольного искусства, где все желающие за 8 недель могут получить подготовку церковного звонаря.
В храме существуют три престола, посвященные христианским святым — Александру Невскому, Марии Магдалине и Святителю Николаю. С западной стороны от главного здания расположен притвор, где находится церковь, посвященная почитаемому нижегородцами святому – Макарию Желтоводскому и Унженскому.
Колокол Александра Невского собора
Духовенство
Настоятели, ключари
- Михаил Родионов (22 ноября 1836 — 26 января 1874 [1])
- Григорий Левицкий (9 января 1860 [2] — 1861)
- Григорий Брюховский (14 мая 1861 — 1873)
1922 — 2000 — собор закрыт и разрушен
Священники
- Иаков Чепурин (1875 — 1878)
- Александр Сердобольский (1899 — 1922)
- Сщмч. Николай Казанский (? — 1922)
- Александр Олашин (с 26 июля 2021 — упом. в нач. 2018) прот.
- Василий Шанин (с 11 декабря 2014 — упом. в нач. 2018) прот.
- Димитрий Прокопович (с 26 июля 2021 — упом. в нач. 2018) свящ.
Диаконы
- Сщмч. Тимофей Изотов (1912 — 1916)
- Сергий Никитин (с 2013 — упом. в нач. 2018)
- Антоний Кузичкин (с декабря 2014 — упом. в нач. 2018)
- Антоний Марущак (с июля 2015 — упом. в нач. 2018)
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Новоярмарочный пятишатровый собор в плане крестообразный. Когда делали его фундамент, традиционные сваи не использовали. По своей архитектуре собор соответствует образцам культовых зданий, разработанных известных русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Особенно он напоминает храм Благовещения в Санкт-Петербурге. Пять восьмигранных шатров соединены в одну цельную архитектурную конструкцию, и центральный из них имеет гораздо большие размеры. Фасады храма сочетают разные архитектурные традиции, с преобладанием эклектики. Так как старые интерьеры были полностью утрачены, отделка внутренних помещений и настенные росписи были выполнены во время последней реставрации.