Автобусная экскурсия в Дивеево. Записки из блокнота путешественника


Дивеево! Мало кто из православных верующих не знает название этого села на юге Нижегородской области. Сюда стекаются паломники со всего мира, чтобы прикоснуться к святыням, просить заступничества и помощи у всемогущих. Это настолько глубокое место, что не нам, худым и многогрешным рассуждать о нем. Признаться, мы долго собирались с духом, прежде чем открыть пустой компьютерный файл и начать писать эти строки. В этой статье мы расскажем, как добраться до Дивеево, что стоит иметь при себе, дадим советы, которые помогут сделать вашу поездку как можно более полной и полезной.

Где находится Дивеево. Как добраться

Отправной точкой маршрута лучше всего считать Нижний Новгород. Расстояние от него до села Дивеево — порядка 170 километров. Все зависит от того, из какого района города вы поедете. Мы считали от Московского вокзала.

Из Москвы в Дивеево тоже можно доехать. Лучше отправиться в путь на своей машине. Дорога пройдет через Владимир и Муром. Ее протяженность составит 450 километров. Далековато, но если ехать на несколько дней, то это наилучший вариант. Главное в этом случае отсутствие привязки к транспорту. Приедете и уедете когда захотите. Заодно можно объехать окрестности. Например, заехать в Арзамас или Большое Болдино, где находится дом-музей А.С.Пушкина. Мы уж не говорим о посещении Владимира и Суздаля. Таким образом у вас может получиться большая интересная поездка. Настоящее путешествие. Уверены, оно будет вспоминаться очень долго.

Тех, кто собрался в Дивеево на машине, должно обрадовать наличие бесплатной стоянки на территории монастыря. Чуть дальше по тексту будет большая схема территории — там вы увидите, где находится въезд на стоянку.

Для тех, кто приезжает совсем издалека, можно добраться до Нижнего Новгорода. Далее воспользоваться рейсовым автобусом. Автобусы в Дивеево отходят от автостанции ТРК Небо почти каждый час (маршрут называется «Нижний Новгород — Саров»). Время в пути — 3 часа 20 минут. Можно заранее купить автобусную экскурсию в Дивеево.

Дивеевский монастырь был построен ближе ко второй половине 18 века

Монастырь был построен ближе ко второй половине 18 века. В 1758 году в Киев приехала одна богатая помещица из Рязани Агафья Мельгунова. В молодости она лишилась своего мужа, и затем дала обет Богу, что посвятит свою жизнь Ему. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский подвиг с именем Александра.


В 1758 году в Киев приехала богатая помещица — Агафья Мельгунова. В молодости она лишилась своего мужа, и затем дала обет Богу, что посвятит свою жизнь Ему

Однажды ей было видение от Пресвятой Богородицы, которая сказала ей:

«Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою…». Она сказала Александре, что не хочет, чтобы она умерла именно в этом месте. Царица Небесная наказала ей идти в то месте, куда она укажет, чтобы там она и окончила свой земной путь. «…И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!».


Однажды Агафье было видение от Пресвятой Богородицы, которая наказала ей уйти из монастыря и следовать туда, куда Она укажет
Старцы Киево-Печерской Лавры приняли слова из видения матушки, и с их благословения Александра отправилась в путь. Когда матушка шла из Мурома в Саровскую пустынь, она проходила мимо села Дивеево, и решила в нем остановиться, чтобы отдохнуть. Здесь и явилась ей Божия Матерь, которая сказала, что это то самое место, где ей нужно остаться.

Что надо взять с собой в Дивеево

Данный список составлен на основе собственных «проколов». Мы собрались как-то спонтанно, поехали совершенно неподготовленными, поэтому испытали некоторые, мягко говоря, неудобства. Надеюсь, наш список поможет вам сделать поездку более комфортной и полезной.

  1. Наличные деньги. Вся наша проблема была в том, что из наличности была только какая-то мелочь. Понадеявшись на пластиковые карты, мы с ужасом обнаружили, что их не принимают на территории монастыря. Бегать и искать банкомат, чтобы получить наличные, во время экскурсии совершенно некогда. Деньги нужны, например, чтобы купить свечи, подать записки, да и просто перекусить.
  2. Текст молитвы: «Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших«. Выучите заранее или напечатайте на маленьком листочке как шпаргалку. Имейте с собой. Зачем, об этом чуть позже.
  3. Четки. Вы знаете, что это такое? Если нет, то это такая нитка с бусинками вроде браслета или ожерелья. Надо, чтобы бусинок было 30 или 50. Опять зачем? Не спешите. Объясним в свое время. Пока просто положите в свою сумку. Если нет, купите в любой церковной лавке. Пригодится.
  4. Опять-таки пока без объяснений рекомендуем взять с собой несколько пакетиков. Не больших, а совсем маленьких, в которых в магазинах продают батоны.
  5. Плавки для мужчин и ночные рубашки для женщин. Это на тот случай, если вы решите искупаться в святых источниках. Даже если прямо сейчас, читая эти строки, вы не собираетесь купаться, все равно возьмите купальные принадлежности. Всякое бывает, вдруг захочется, а не в чем. Само собой, еще надо прихватить полотенца.
  6. Емкости для святой воды. Ограничений особых здесь нет. Можно взять хоть 10-литровую бутыль.

Что и зачем нужно, станет понятно далее по тексту. В принципе, почти все эти вещи продаются в многочисленных лавках прямо на месте. Но зачем, скажем, покупать плавки, если у вас и так уже 3-4 пары. То же касается ночных рубах, бутылок для воды и прочих вещей.

Автобусная экскурсия Нижний Новгород — Дивеево начинается

Стоимость экскурсии для взрослого человека — 1100 руб. Для ребенка — 800-900 рублей. Программа включает посещение Дивеево и Арзамаса. Арзамас находится по пути, поэтому не заехать в него на час-полтора было бы неправильно. Хотя, есть маршрут только в Дивеево.

Наш экскурсионный автобус отправился в 9.00 от площади Ленина. При посадке в автобус каждому было сказано, где он сидит. Нам, естественно, достались места на солнечной стороне. Не успели мы начать расстраиваться, как водитель закрыл двери и машина отправилась в путь. Оглянувшись по сторонам, мы к радости обнаружили, что последний ряд сидений (наши любимые места) совершенно свободен.

Просто повезло, что автобус оказался наполовину пустой. Иначе жариться бы нам всю дорогу на солнце. Таким образом, позвольте дать еще один совет. Если вы едете в Дивеево из Нижнего Новгорода утром, то лучше занимать места по правой стороне автобуса. Просто удивительно, но никто кроме нас больше не пересел направо. Почему?

Буквально несколько слов о группе. Когда наша дама-экскурсовод начала спрашивать, кто откуда, мы с удивлением обнаружили, что нижегородцев в автобусе всего четверо. Остальные участники съехались, без преувеличения, со всех концов страны и даже из-за рубежа. Была пара из Владивостока, две дамы из Киева, кто-то из Ставропольского края, небольшая группа из Пскова. Всех не упомнили, но, как видите, география впечатляет.

Паломнический тур в Дивеево — совершенно особенное мероприятие. Здесь не ругаются между собой из-за мест в автобусе, не толкаются на посадке, не говорят громко, не смеются во всю глотку, не пристают к соседям с разными пустыми разговорами. Обстановка спокойная и сосредоточенная. Это и понятно. Мы едем не на какой-нибудь родельбан в Гороховце, не в подземный музей спелеологии в Пешелани и даже не на обзорную экскурсию по Нижнему Новгороду. У нас впереди встреча с особым местом. Надо вести себя соответственно.

Поехали. Автобус вырулил на метромост и понесся через Оку. Неожиданно подумалось, что сейчас люди из других городов смотрят на Нижний Новгород, знакомятся с ним, составляют некое первое впечатление. Мы попробовали посмотреть на город глазами гостя. Вот что у нас получилось:

Автобус промчался по новому метромосту, поднялся в верхнюю часть города, потом поехал по проспекту Гагарина в сторону микрорайона Щербинки-II. Думаю, гостям должно было понравиться то, что они увидели. Особенно, если кто-то приехал из небольшого населенного пункта. Конечно, нельзя было сказать, что мы испытали гордость за свой город. К счастью, гости не увидели старых «клоповников» в окрестностях вокзала и захолустья иных окраинных районов. Иначе мы бы точно провалились от стыда.

Когда выехали за город и поехали по Арзамасскому шоссе, гости могли стать свидетелями масштабного дорожного строительства. Настолько масштабного, что для обхода проблемной области была построена временная объездная дорога. На основной магистрали выполнялась уникальная работа по сравниванию выпуклостей рельефа.

Слишком высокие горки «срезались», слишком глубокие низины засыпались грунтом. Зачем? Чтобы зимой груженые фуры могли иметь шанс «втянуть» свой груз на высокий подъем и не слишком разгонялись на резких спусках:

На остальном протяжении дорога здесь достаточно хороша. Есть только одно большое НО. На Арзамасской трассе очень мало заправок. Очень! Поэтому, если поедете на своей машине, постарайтесь заправиться заранее, чтобы не портить себе нервы.

Примерно через полтора часа пути нас ждала санитарная остановка. Придорожный комплекс «Карамель», что не доезжая города Арзамаса, гостеприимно распахивает перед всеми проезжающими двери кафе, мотеля, туалетов и даже прачечной с душевой. Поскольку длительность остановки составляла всего 15 минут, душ мы, естественно, принимать не стали, зато имели счастливое удовольствие полюбоваться на само здание комплекса.

Нам всегда нравились такие архитектурные решения, которые еще издали приветствуют посетителей радушными «лицами». Возводя комплекс «Карамель», архитекторы решили усилить воздействие на путешественников и спроектировали вот такой «дружелюбный» фасад:

А ночью они еще и светятся! Жуть! Представляете каково будет «усталому путнику» очутиться лицом к лицу с фасадом комплекса «Карамель»?

Отпуская нас из автобуса, экскурсовод сообщила, что стоимость проезда на такси отсюда до села Дивеево составляет 2000 рублей. Этим она дала понять, что будет с теми, кто не вернется в автобус через отпущенные 15 минут. Забегая вперед хотим сказать, что в паломнических турах люди ведут себя более ответственно. За все время экскурсии никто не опоздал на автобус.

В качестве контраста: когда мы были на автобусной экскурсии по Казани, одна парочка решила вообще уйти с экскурсии на очередной остановке. Казалось бы, их дело, пусть валят на все четыре. Но если бы они об этом хоть предупредили. Примерно 30 минут остальные участники сидели в автобусе, а экскурсовод старалась найти разгильдяев на очередном объекте. Лишь потом, когда до них дозвонились через турфирму, стало понятно, что они просто взяли и ушли. Молодцы! Так и надо!

Дальше наш автобус провез нас через город Арзамас. По совету гида мы решили сначала все-таки съездить в Дивеево, а уж потом на обратном пути осмотреть соборы Арзамаса.

И вот через 3 часа после выезда мы оказались у цели нашей поездки.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Самое первое, что сделала наша дама-гид — остановила группу у большой карты монастыря. В течение нескольких минут она показала нам все самые важные объекты, обозначила время сбора после посещения монастыря.

Если вы тоже собираетесь съездить в Дивеево, то вот вам


монастыря (2.3Mb). Ее можно скачать и рассмотреть как следует.

Программой экскурсии не предусматривалось организованное групповое посещение храмов и других объектов. По сути нам было дано время на то, чтобы каждый смог провести его так, как сочтет нужным.

Тем не менее за выделенные два с половиной часа стоило сделать следующие вещи:

  • приложиться к мощам Батюшки Серафима,
  • пройти по канавке пресвятой Богородицы,
  • набрать святой земли.

Это вам только кажется, что все это можно сделать за полчаса. Реальная жизнь, она гораздо богаче, чем наши самые смелые предположения. Наши планы могут быть скорректированы в любой момент, а нам останется только исполнять все, что угодно высшим силам. Нашей группе очень повезло. Надеюсь, повезет и вам.

Многие люди, кто никогда не был в Дивеево, по дороге гадают: какой он, Серафимо-Дивеевский монастырь? Что мы увидим, когда войдем на территорию? Как вообще вести себя, чтобы вам не сделали замечаний?

Войдя в ворота, вы увидите вот такую панораму:

Слева располагается дом паломника. Говоря простым языком — это гостиница для тех, кто приехал в монастырь на несколько дней. По отзывам, гостиница очень достойная. Номера теплые, со всеми удобствами и современной мебелью. Удивительно, но факт: на каждом этаже работает бар, а в цоколе есть кафе. Все это резко контрастирует с иными паломническими центрами со старыми скрипучими кроватями и удобствами во дворе.

Перед домом паломника — бесплатная автостоянка. Главный совет — бронируйте номера заранее. Желающих пожить на территории монастыря достаточно. Телефон для бронирования: +7 (83134) 4-34-45, +7(83134)3-00-23.

Правее находятся два желтых и одно голубое здание. Здесь живут послушницы монастыря — вход туристам туда запрещен.

Правее вы увидите высокую колокольню и Казанский собор:

Именно туда, в арку колокольни и направляется основная масса посетителей обители.

В селе Дивеево — Агафья на собственные средства утроила фундамент Казанской церкви

После в Дивеево матушкой Александрой возле Стефановской церкви был утроен фундамент Казанской церкви, возведенный на собственные средства матушкой. Освятил храм в 1780 году строитель Саровской пустыни — Пахомий.

В храме было два придела, один из которых был освящен в честь Святителя Николая, а другой — в честь первомученика архидиакона Стефана.

Казанский храм был приходской, но отец Серафим всегда говорил, что он будет монастырским собором.

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного…»

— говорил отец Серафим. Матушка Александра, по совету Саровских старцев попросила у местной помещицы несколько саженец земли, которая находилась поблизости к Казанскому храму. На этой земле был построен дом, где матушка жила с четырьмя послушницами. Данная община стала называться Казанской. В ней сестры жили по строгому уставу.


Казанский храм в Дивеево, при котором была организована Казанская община

В 1789 году попечение над общиной было отдано молодому иеродиакону Серафиму. Вскоре настоятельница Анастасия Кирилловна умерла, а настоятельницей была поставлена Ксения Михайловна.

К 1826 году число сестре в общине стало увеличиваться. Ксения правила 43 года, за ее время правления, сохранились воспоминания как о трудном, но подвижническом труде. Сам преподобный Серафим Саровский говорил о ней: « Великая раба Божия…бич духовный…».

Троицкий собор. Как правильно прикладываться к мощам Серафима Саровского

Невероятно, но факт: очереди в Троицкий собор могут поражать воображение. Экскурсовод сказала, что самое длительное время, которое она со своей группой провела в очереди к мощам преподобного Батюшки Серафима — 6 часов (ШЕСТЬ ЧАСОВ !!!).

В свои прошлые приезды в Дивеево мы и сами видели большие вереницы народа, которые терпеливо ожидали своего шанса прикоснуться к святыне. Наверное, только истинные верующие, приехавшие очень издалека, смогут выдержать подобное испытание. Простые туристы, путешествующие с чисто познавательными или развлекательными целями, не станут утруждать себя.

Как сказала экскурсовод, обычно она берет на себя нелегкую миссию стояния в очереди, отпуская группу заниматься другими делами, время от времени подходя и проверяя свою очередь.

Когда мы приехали, перед входом колыхалась толпа примерно в 200 человек. По словам экскурсовода можно было сказать, что «сегодня вообще не было очереди». Расчетное время ожидания входа в Троицкий собор оказалось примерно 20-30 минут. Дама-гид сказала, чтобы мы пока побродили по территории и минут через 20 собирались здесь же у входа. Сама она осталась караулить наше место.

Через указанное время мы слова собрались у входа. Очередь действительно продвинулась и мы оказались почти у ворот в храм:

Казалось, мы уже почти у цели, если позволено будет так выразиться. Но, как говорилось ранее, жизнь — она богаче. Когда перед нами оставалось всего несколько человек, ворота собора закрыли на уборку. Пришлось нам «погулять» еще полчаса. Экскурсовод снова осталась в очереди, чтобы потом нам не пришлось стоять в ней заново.

Несколько слов о самой очереди. Люди стоят не цепочкой по одному. Это и понятно — тогда вереница паломников растянулась бы до входа на территорию монастыря. Представьте себе строй солдат примерно пять человек в каждом ряду. Вот примерно так и выглядела очередь в собор. Только здесь, конечно, не было ровных рядов и колонн.

Народ постепенно продвигался, но никто не толкался, никто не старался пролезть вперед. В воротах очередь становилась чуть уже — примерно 2-3 человека в ряду, а к раке с мощами люди подходят по одному. Поэтому очередь идет довольно медленно в самом конце и все быстрее по мере приближения ко входу в собор.

Разговоры паломников тоже значительно отличаются от тех пересуд, что можно услышать в обычной очереди. Никто не говорил о политике, своих болячках, не обсуждал лекарства или садово-огородные проблемы. В основном люди стояли молча, а те, кто негромко переговаривался, обсуждали лишь темы, касающиеся религии. По крайней мере других разговоров мы не услышали.

На подходе к собору есть небольшой киоск, в котором можно подать записки — требы, заказать поминовение, обедни, панихиды и другие подобные вещи.

Вот цены:

Но вот ворота снова открылись и подошла наша очередь.

Возрождение монастыря в Дивеево началось — в 1998 году

Возрождение монастыря началось только в 1998 году. Был освящен Казанский храм иконы Божией Матери. В 1989 году общине был передан Троицкий собор. Его освящение состоялось 31 марта.

В 1991 году Священный Синод решил вплотную заняться возрождением обители. В том же году в монастырь были привезены мощи Серафима Саровского. В настоящее время к мощам святого приезжают множество паломников.


В настоящее время в монастыре, в селе Дивеево, находится мощи Преподобного Серафима Саровского

1 июня 1993 года повторно была освящена церковь в честь Рождества Христова. В 1995 году Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Также приведена в порядок и отремонтирована была церковь в честь Марии Магдалины. При ней же была открыта монастырская православная школа.


Церковь в честь Марии Магдалины в селе Дивеево. При ней открыта православная школа

В 2000 годах в монастыре были обретены мощи Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Чуть позднее состоялось их прославление как местночтимых святых Нижнего Новгорода. В 2002 году были проведены исследования в Казанской церкви, которой требовались восстановительные работы.

Работы начались только в 2003 году. В том же году в честь 100-летия канонизации Серафима Саровского, богослужение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй. Здесь же был и будущий патриарх — Кирилл Гундяев.

Как правильно прикладываться к мощам Серафима Саровского

Хорошо верующим людям. Они знают правила и делают все как полагается. Но если простой человек подойдет к святыне, его действия могут быть неуклюжими. От этого и он сам и окружающие люди испытают неловкость. Чтобы избежать конфуза, достаточно знать, как правильно прикладываться к мощам.

Два поклона, коснулись губами или щекой матерчатой накидки, еще один поклон, отошли. Если засомневались, посмотрите, как это делают другие люди.

Казалось бы, все достаточно просто. Но в храме вы можете растеряться, заволноваться и что-то напутать. Поэтому пока стоите в очереди, можете мысленно проделать эти несложные действия. Если есть нательный крестик, надо вытащить его из-под одежды. Когда вы приложитесь к мощам, крестик непременно коснется раки и будет считаться освященным. Если хотите освятить другие вещи — обручальные кольца или что-то в этом роде, отдайте их служительнице перед приложением к мощам. Она сделает все как положено. Не пытайтесь выполнить это действие сами. Вы все рано не знаете как надо!

К сожалению, у раки с мощами Серафима Саровского мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными правилами: с одной стороны прикладываться к мощам надо глубокомысленно, без суеты. С другой — задерживаться у святыни долго тоже как-то невежливо. Ведь за вами стоит немалая очередь. Некоторые приехали с другого конца страны или даже из-за рубежа.

Что же делать?

Не знаю, является ли это правилом, или нам как-то особенно повезло, но во второй половине дня у входа в собор можно было наблюдать вот такую картину:

Смотрите: никого! НИКОГО!!! Обычно здесь стоит немалая очередь. Там, где кончается навес, находятся ворота собора (справа). Они открыты. Значит, собор открыт. То есть если бы мы не пытались сразу пройти в собор, а сделали бы это попозже, то вообще не пришлось бы стоять в очереди, торопиться, выполняя ритуал у мощей. Как говориться, если бы знать заранее.

В самом соборе фотографировать нельзя. Поэтому не можем показать вам фото внутреннего убранства. Особо почитаемыми являются личные вещи преподобного Серафима. Его ботинки, одежда, даже мотыжка. Все это лежит в стеклянных витринах слева от раки с мощами. Многие даже не подозревают о том, что эти предметы здесь есть. Они тоже являются святынями, которым поклоняются православные.

Справа от раки имеется небольшая икона — та самая, которой молился сам Батюшка Серафим. К ней тоже стоит очередь. Люди просят у нее помощи в своих делах. Бытует неправильное представление о том, как надо обращаться с просьбами к иконе. Считается, что надо мысленно произнести просьбу, стоя прямо перед иконой, потом поклониться, приложиться и отойти.

По этой причине многие задерживаются у иконы подолгу, создавая очередь.

Как надо? Надо действительно мысленно произнести свою просьбу. Но сделать это можно на подходе, еще стоя в очереди. Подойдя к иконе надо сделать два поклона, приложиться губами или лбом, еще один поклон и отойти. Ни в коем случае нельзя прикасаться к святыням руками!

В общей сложности мы провели в Троицком соборе порядка 10 минут. Можно было задержаться и дольше, но на очереди было другое действо, которое тоже входит в разряд обязательных при посещении Дивеево.

По благословению Серафима Саровского была построена Мельничная община

Рядом с Казанской общиной, по благословению Серафима Саровского была построена Мельничная община. Мельничную общину заложили 21 декабря 1826 года, в день праздника зачатия праведной Анны.


Рядом с Казанской общиной, по благословению Серафима Саровского была построена Мельничная община

Первой наставницей общины стала девица дворянского рода Елена Мантурова. Ее брат вложил свои средства для строительства у паперти Казанского храма двухэтажного каменной церкви во имя Рождества Христова. Внизу был устроен храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

И в дальнейшем за общиной следил Мантуров, брат наставницы Мельничной общины. В благодарность за исцеление от тяжелой болезни, он дал обет на нищету до самой своей смерти.

Земля, на которой стояла Мельничная община, принадлежала Баташевым. Одна из наследниц обещала отцу Серафиму отдать эту землю, приняв ее в свое наследство. Чуть позднее пришло формальное распоряжение о пожертвовании этой земли.

1839

в этом году начальницей Мельничной общины стала Ксения Потхина

Последней начальницей Мельничной общины стала Ксения Потхина, которая была избрана в 1839 году. После смерти преподобного Серафима Саровского, две общины были объединены в Серафимодивеевский. Казанская церковь стала существовать отдельно от общины.

Канавка Пресвятой Богородицы

Наверняка многие слышали это название, но… что это за канавка? как она выглядит? почему так почитается среди православных?

25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь. Канавка Богородицы представляет собой ломанную линию, незамкнутый семиугольник с символической длиной сторон — 777 метров.

При жизни Батюшки Серафима было выкопано 6 сторон. Последнюю заканчивали уже после его кончины. Считается, что когда придет антихрист, он везде пройдет, а канавки не перескочит.

Давайте посмотрим, как выглядит канавка Пречистой Царицы небесной:

Канавка находится справа. Видите зеленые распорки? По всей видимости они удерживают берега от осыпания. По валу вдоль канавки идет дорожка, огороженная заборчиком.

Как правильно пройти Канавку Богородицы?

Прокрутите текст назад и посмотрите текст молитвы «Богородице, Дево, радуйся…». Ступая по дорожке на вершине вала, надо произнести эту молитву 150 раз (сто пятьдесят раз). Если делать все как полагается, то прохождение Святой Канавки занимает порядка 40 минут. Люди здесь идут медленно, сосредоточенно читая молитву.

Но как не сбиться со счета? Это только в самом начале можно загибать пальцы, считать «разы» про себя. Но уже не третьем-четвертом десятке вы, скорее всего, начнете путаться. В результате вы, конечно, пройдете канавку, но не будучи уверенными в точности подсчета, будете погружены в тяжкие думы о том, что сделали все не так, как надо.

Помогают четки. Знаете, что это такое? Да вот же они:

Стыдно признаваться в своей невежественности, но ранее мы никогда не понимали назначения этого предмета. Было очевидно, что он имеет отношение к религии. Есть даже выражение: «молиться, перебирая четки». Но вот для чего их перебирать — мы не понимали.

Экскурсия в Дивеево заполнила пробел в знаниях. Оказывается, четки нужны как раз для того, чтобы не сбиваться со счета при чтении молитв. Ведь многие молитвы надо произносить не один раз. После каждого повтора мы «перекладываем» очередную бусинку на браслете. И так до тех пор, пока они все не кончатся.

Конечно, необязательно иметь четки со 150-ю бусинками. Достаточно, чтобы их было 30 или 50. Тогда придется сделать, соответственно, 5 или 3 круга по браслету. Но это все равно куда как проще, чем пытаться считать в уме сколько раз мы уже произнесли молитву и сколько еще осталось.

Обратите внимание на то, сколько стоят четки в монастыре. Можно заранее купить их в любой церковной лавке. Обойдется дешевле. Хотя… может быть, вам захочется иметь четки именно из Дивеево. Тогда готовьте свой толстый кошелек. Цену вы видите. Имейте в виду, пластиковые карты здесь не принимаются.

В свете описанного правила прохождения канавки Богородицы, уже не кажется удивительным, что люди идут по ней медленно, как будто погруженные в легкий транс. Ведь если идти быстро, то тропинка кончится еще до того, как вы прочтете молитву положенные 150 раз. А «на второй круг» заходить не полагается.

На самом деле это очень хорошо, что канавка поделена на 7 отрезков. Это помогает выдерживать правильный темп ходьбы. Пройдя первый отрезок, вы должны иметь молитву прочитанной 21 раз. Если не успели, можно сбавить темп и даже вовсе остановиться, как многие и делают.

Давайте посмотрим еще несколько фотографий Канавки Небесной Царицы:

Самое удивительное и неожиданное: за забором монастыря при всем при этом идет самая обычная жизнь. Дети шагают в школу, некоторые едут на велосипедах, самокатах. Громко переговариваясь. Вот один проехал на гироскутере. Все это происходит совсем рядом. Местные жители, наверное, настолько привыкли к соседству с монастырем, известным на весь мир, что не придают ему особого значения.

В то же время даже в нашей группе были люди из Владивостока! Они пролетели почти 7000 километров, чтобы пройти по Канавке Богородицы. А некоторые приезжают из-за границы! Все-таки жизнь устроена не вполне справедливо. Те, кому «надо» вынуждены претерпевать огромные неудобства и трудности, чтобы получить желаемое. Другие, кому или «совсем не надо» или «не так уж надо» каждый день ходят мимо и даже не замечают.

Конечно, можно было бы написать красиво о том, что Бог посылает нам такие испытания, только истинно верующие преодолеют преграды и т.д. Но действительно ли это так?

Припоминаю еще один паломнический тур, в который мы ездили несколько лет назад. Это была экскурсия в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь. Тогда водитель экскурсионного автобуса не потрудился заранее изучить маршрут, заблудился и некоторое время катал нас по хитросплетению местных дорог. Дошло до того, что пришлось спрашивать направление у местных жителей.

Тогда экскурсовод, не моргнув глазом, сказала, что это сам Господь Бог не пускал нас в монастырь, послав нам испытание. Мы, конечно, не можем знать точно, но не так ли уж часто мы прикрываем свои личные промахи, лень, нежелание чего-то менять волей свыше? Если это действительно так, то Бог, глядя на нас с высоты, скорее всего, делает соответствующие выводы.

Не знаю как остальным, но нам не хотелось бы, когда придет время, получить ярлык лодыря, бездельника и лежебоки. Не лучше ли действовать так, чтобы у Бога были основания оценить нас более положительно?

После прохождения Канавки Богородицы нас ждет небольшая часовенка. В ней можно совершенно бесплатно получить горсть сухариков. Помимо этого, можно набрать святой земли, которую потом использовать как оберег. Вот тут и пригодятся пакетики, которые упоминались в начале текста в списке «не забыть».

Если пакетиков у вас нет, можно купить их здесь же. Не так уж дорого — 5 рублей за штуку. И вообще, вы можете купить в монастыре все, что забыли взять с собой. Еще можно купить сувениры, иконки:

На последнем снимке — черенки крыжовника. Это срезанные лишние ветки растений, растущих на канавке. Их приносят сюда. Считается, что если взять черенок и поставить его в воду, то он даст корни;- можно посадить на своем участке крыжовник из Дивеево.

Если хотите провести такой опыт, надо иметь с собой какой-нибудь сосуд с водой, в который сразу опустить срез черенка. Или хотя бы завернуть его в мокрую тряпицу. Иначе за время обратного пути черенок засохнет и не отродится.

Памятник-икона царской семье

Помимо прочего, вы вряд ли сможете пройти мимо этой особой достопримечательности Серафимо-Дивеевского монастыря. Памятник установлен совсем недавно, поэтому, если вы ранее были в Дивеево, вполне могли его не застать.

Скульптурная композиция расположена между Преображенским собором и строением номер 6 (посмотрите на карту монастыря). Она тоже почитается как икона. Очень сильная работа:

Далее будет несколько снимков памятника. Они дадут вам возможность рассмотреть детали:

Царь Николай и царица Александра

Царевич Алексий

Великая княжна Мария, Великая княжна Ольга

Великая княжна Татиана, Великая княжна Анастасия

Перед этим памятником-иконой иногда собирается очень много народу. Но есть моменты, когда нет ни души. Поэтому, если хотите сделать фотографии, не торопитесь. Обязательно будет момент, когда вы сможете сделать это без суеты и без единого человека.

Что еще можно посмотреть на территории монастыря

К сожалению, нам не разрешили снимать в соборах. Поэтому давайте совершим небольшую фотопрогулку по территории монастыря.

Это так называемая надкладезная часовня. Она расположена на площади перед Троицким собором. В часовне установлен крест, из которого течет святая вода. Можно набрать ее здесь, но лучше не торопиться, ведь впереди еще поездка на источники. Просто мы видели, как некоторые набирали тут большие бутылки воды, а потом таскали их, продолжая осмотр территории.

Сама территория монастыря очень ухожена. Газоны пострижены, всюду клумбы с цветами. Есть монастырский сад с яблонями. Есть скамеечки и даже фонтаны:

На территории монастыря есть места, куда нельзя входить обычным посетителям. Это касается не только служебных и жилых помещений. Например, нельзя входить в монастырские сады и огороды. Таблички с предупреждениями развешены везде, где надо. Например, нельзя входить в этот скверик:

Зная особенности некоторых людей, для которых запрещающая табличка — что красная тряпка для быка, запретные для доступа территории обнесены заборчиком.

В Серафимо-Дивеевском монастыре несколько трапезных. Есть даже такая, где можно получить обед совершенно бесплатно.

Тарелка супа, макароны, шмат хлеба и чай. Это, конечно, не бизнес ланч в каком-то кафе, но утолить голод вполне можно. Мы зашли в трапезную, когда там никого не было. Раздача пищи происходит не постоянно, а в определенные часы:

Надеюсь, вам это заведение не пригодится, но для некоторых людей бесплатная монастырская трапеза — спасение. Здесь же есть объявление, приглашающее желающих на переборку картофеля. Чтобы не замучила совесть, вполне можно «отработать» съеденный бесплатный обед посильным трудовым вкладом:

Два с половиной часа пролетели. По правде говоря, сначала казалось, что это очень мало. Но для беглого знакомства с монастырем времени оказалось вполне достаточно. Конечно, чтобы полностью погрузиться в атмосферу обители, не спеша побродить по территории, пройти канавку Богородицы еще раз, посетить храмы, поклониться мощам всех святых, нужно приезжать сюда явно не на один день.

Некоторые люди, кто прибывает с экскурсией, потом решают остаться в монастыре на день-другой. Так случилось и в нашей группе. Одна семейная пара сообщила, что остается. Ничего удивительного. Проехать или пролететь тысячи километров, чтобы иметь всего два с половиной часа на пребыванием в монастыре — это не вполне разумно. Все равно что войти в Эрмитаж в Петербурге и сразу же выйти из него, предварительно отстояв в очереди несколько часов.

Мы прощаемся в Серафимо-Дивеевским монастырем. У нас на очереди святые источники.

В 1861 году община в Дивеево получила статус монастыря

В 1861 году община получила статус монастыря. В Дивеевском монастыре появилась первая игумения — Мария. Троицкий собор был заложен епископом Нижегородским Иаковом в 1848 году. Храм строился 27 лет. Строительство шло по проекту архитектора, который в тот момент завершал строительство храма Христа Спасителя в Москве.


Троицкий собор в Дивеево был заложен епископом Нижегородским Иаковом в 1848 году

Собор в честь Троицы Живоначальной был освящен 9 августа 1875 года епископом Иоанникием. Чуть позднее было завершено строительство игуменского корпуса.

В 1902 году была построена домовая церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины с восточной части корпуса. В ней было совершено множество богослужений, на одной из которых присутствовал Николая второй.

К началу 20 века монастырь был самым крупным иноческим общежитием.

Купание в святых источниках в Дивеево

На самом деле их несколько. Вернитесь к большой карте-схеме монастыря. Если вы на своей машине, не поленитесь, съездите к источнику преподобного Серафима и Явленному. На схеме они в правом нижнем углу. Они находятся среди леса и выглядят очень красиво.

Нашу группу повезли купаться и набирать воды в ближние источники Казанский, Пантелеимоновский и «Умиление». Они находятся совсем недалеко от стен монастыря, расположены практически среди домов.

Выбирать особо не приходилось. Наша группа «потекла» за экскурсоводом. При входе на территорию источников развернулась бойкая торговля бутылками для воды, ночными рубашками и плавками для купания. Еще продавали пирожки, мед и прочие «совершенно необходимые вещи».

Давайте посмотрим, как выглядит территория источников:

Примечательно, что в святые источники, которые выглядят как колодцы, нельзя лазать своей посудой. Есть ведра, ковшики и воронки для наполнения своих бутылок. Специальные служители сами черпают воду из колодца и уже потом из ведра разливают ее по сосудам страждущих.

Правила посещения купальни:

В одной из купален было совсем мало народу и нам удалось сфотографировать купель. Вода действительно очень чистая и очень холодная. Ее температура и зимой и летом одинакова — плюс четыре градуса:

Если вы тоже решитесь искупаться, заходите в воду медленно, держитесь за поручень, чтобы не поскользнуться. Если это случится и вы сразу окунетесь в ледяную воду, последствия могут быть самые различные. В любом случае, это может оказаться одним из самых ярких впечатлений на всю жизнь. Или, не дай Бог, последним ее впечатлением. Такие случаи тоже были.

В Дивееве

В день святых апостолов Петра и Павла епископа Серафима снова вызвали на Лубянку. С утра владыка служил Божественную литургию на Влахернском подворье и сказал в слове о святых первоверховных апостолах:

«Петр, отрекшись трижды, получил право и первенство отверзать вход в рай. Отрекшийся может простить отрекшихся, как и сам был прощен Господом за горькие слезы покаяния; и Павел — гонитель и затем страдалец за Христа, да всех гонящих и покаявшихся приемлет».

На следующий день владыка отправился на Лубянку. Все молились. В полдень вернулся на Влахернское подворье: «Требуют выезда из Москвы. Предложили Новгород, я попросил Дивеево. Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивееве или Саров. Сказали: “Будем организовывать Синод, а вы помешаете”».

Игумения Александра (Траковская), родственница Анны Патрикеевой, звала епископа Серафима после Зырянского края пожить в Дивееве. Владыка с Анной приехали в Дивеево 18 июля 1926 года. Келейница матушки Александры монахиня Мария (Баринова) приняла странников неприветливо. В монастыре уже находился архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) ; второй архиерей был вроде бы не нужен.

Матушка игуменья опасалась приезда ссыльного архиерея, чтобы его пребывание у них не навлекло неблагоприятные последствия со стороны властей. «У нас нет лишнего помещения, — сказала она, — придется владыке остановиться у Марии в келье или у Арцыбушевых». Настоятельница хотела, чтобы ссыльный владыка затерялся в шумном и многолюдном Дивееве.

Смущение и холодность «страха ради иудейска» матери Марии, боявшейся за существование монастыря, недоверие духовенства и сестер, недобрые взгляды епископа Зиновия встретили владыку. Долгое время мать Мария не разрешала владыке служить в храме. После его упорных просьб смилостивилась — благословила очистить подвальный храм под Тихвинской церковью, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 4 ноября владыка впервые за долгое время совершал здесь Божественную литургию при закрытых дверях. Здесь епископ Серафим стал ежедневно служить раннюю Литургию. Обычно владыка старался успеть закончить богослужение прежде, чем начнется служба наверху, и начинал Литургию в четыре часа утра. Выходил затемно.

Тихо совершалось богослужение. Пели двенадцать дивеевских певчих. Сосредоточенно молились, благоговейно и трепетно причащались духовные чада. После обедни владыка произносил несколько слов сестрам и певчим в утешение, а те пересказывали другим; а некоторые записывали его проповеди. После Литургии епископ Серафим ежедневно проходил с четками по Канавке, приняв сердцем правило преподобного Серафима — полтораста молитв «Богородице Дево, радуйся». Заходил в ближнюю пустыньку преподобного Серафима, перевезенную из Саровского леса в Дивеево. Потом молился у алтаря Преображенской Церкви и шел мимо игуменского корпуса. Здесь нередко архиепископ Зиновий и мать Александра из своих окон за ним наблюдали.

«Часто я завидовал ему, — вспоминал потом владыка Зиновий. — Помолился, отслужил, а мы за кофе садимся, только встали».

Отдохнув, читал Новый Завет. Летом уходил в лесочек, где совершал свое молитвенное правило. Однажды известный местный коммунист, решив проверить, что архиерей делает в лесочке, спрятался в кустах. «Приходит, — рассказывал, — смотрю, встает на колени и кладет поклоны. Час, другой, все кланяется, поклоны кладет. Устал я, вышел на опушку, жду. Архиерей, нарядный, чистый такой, идет обратно. Пригласил его отдохнуть со мной. Сел он, а я спрашиваю: “Скажите что-нибудь простое и понятное мне”. Говорит: “Да, вниз легко спускаться, а в горку весьма трудно, сил не хватает”. Говорил со мной так, как никто никогда, и ответил так, как никто».

1 августа 1926 года, в день памяти Саровского чудотворца, епископ Серафим вместе с архиепископом Зиновием ездили на торжество в Саров. Народу было множество. После Литургии — крестный ход. Гудел могучий колокол, архиереи обносили раку со святыми мощами вокруг собора. Злоумышленники пытались опрокинуть святой гроб, но Господь поругания не допустил.

На Ильин день утром архиереи вернулись в Дивеево.

На престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы владыка вновь, уже один, молился в Сарове. Это было последнее торжество в Сарове и последнее служение епископа Серафима в Саровской пустыни. Когда он вернулся в Дивеево, приехал представитель нижегородского ОГПУ и объявил: богослужение разрешается только в Дивееве, в Саров въезд запрещен. После этого Саров простоял всего одну зиму.

Зимой владыка жил в комнатах Елены Ивановны Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. Игумения Александра успокаивала: «Живите спокойно, большевики не тронут этого места. Преподобный Серафим говорил, что Канавка станет стеной от земли до неба, и антихрист не перейдет за нее». — «Вы не так понимаете слова Преподобного, — отвечал владыка. — Он учил читать полтораста раз “Богородице Дево, радуйся” и говорил: кто исполняет это правило, душой того антихрист не овладеет никогда».

Здесь часто посещала епископа Серафима мать Анатолия, дивеевская схимонахиня. С блаженной Марией Ивановной делился владыка скорбями. Сетовал, что брат Михаил все собирается принять священство, но ему это не удается. «Так дьячком и помрет»,— ответила блаженная; слова старицы в точности исполнились. Беспокоило владыку и то, что нет у них с матерью Марией надлежащего духовного общения. «На одной лошади из Дивеева вывезут», — заметила Мария Ивановна. И это слово ее также сбылось при закрытии обители.

Часто обращалась к епископу Серафиму как к старцу монахиня Таисия (в мире Татьяна Александровна Арцыбушева), урожденная Хвостова. Она была дочерью министра внутренних дел России. В сентябре 1930 года она переехала из Москвы в Муром, работала медицинской сестрой, сыновья учились в городской школе. В ее домике нашли приют несколько монахинь Дивеевского монастыря, а в одной из комнат была устроена домовая церковь. Здесь священники из Мурома и Москвы тайно служили Литургию. Из Дивеева владыка писал ей:

«Что такое монашество? Монашество есть чистым сердцем пребывание человека в Боге и Бога в человеке. Или: монах есть тот, чье сердце поглощает Христа и Христос сердце, или: чье сердце обнимает Христа и Христос сердце. <�…> Это святые стогны, политые потом, кровью и слезами преподобных.

Воля Божия, святая и совершенная, идет к нам сверху, с неба, яко пламень, яко столп огненный горящий, а воля наша, яко вода непостоянная, текущая своенравною струею, устремляется напротив, наперекор огненному столпу — воле Божией, из чего и получается, во-первых, воля наша — воля Божия — крест.

Дивеево, 1927 г.»

Приведем строки из воспоминаний монахини Таисии (Татьяны Александровны Арцыбушевой), посвященные владыке:

«В конце августа я получила письмо от своего духовного отца архимандрита

Серафима (Климкова): “Очень рад за тебя,— писал он, — что ты попала к владыке Серафиму. Это большой выигрыш для тебя. Владыка — великий старец откровения. Будь с ним откровенна во всем. Земно кланяюсь владыке и прошу за тебя”.

Старчество — это особый дар Божий. Не каждый духовный отец является старцем для чад своих. Бывает так, что у духовного отца много чад духовных, а старцем он явля-ется для одного-двух. Это дается Богом.

Кто искренно предаст себя в послушание духовному отцу, тот каждое слово его считает словом Божиим. Духовный отец по отношению к такому чаду ничего не делает и не говорит без внушения Божия.

Владыка говорил, что в истинном отношении к отцу не может быть ни зависти, ни ревности, ни обиды, так как все принимается как от руки Господа. Если есть что-либо подобное— значит нет настоящего отношения.

Он говорил, что чем откровеннее духовное чадо с отцом, чем глубже открывает раны свои, тем ближе он делается духовному отцу. Подобно матери, для которой самое неудачное, убогое дитя дороже здоровых. “Никогда не стыдись открывать грехи, — говорил он, — чем безжалостнее будешь обличать себя, тем больше будет облегчения”.

Он любил говорить образами, торжественно, часто мистически, таинственно. Иногда необыкновенно сильно, иногда отечески, ласково. Иногда обличал и говорил: “Я навожу на тебя прожектор, чтобы ты видела, какая ты должна быть и какая есть”. Иногда он поражал меня вопросом: “Что ты делала в таком-то часу, я слышал то и то”, — и так именно и было.

Однажды я забыла ему сказать один грех, он долго просил меня подумать, вспомнить, нет ли еще чего, затем встал, накрыл мою голову омофором и сказал: “Ну, повторяй за мной: ‘Прости меня. Господи, за…’” — и назвал мой грех со всеми подробностями.

“Мне велено тебе сказать…”, — часто говорил он, и от этих слов делалось жутко. <�…>».

В конце 1937 года монахиню Таисию арестовали по ложному доносу, к счастью, не связанному с домашней церковью. Ее освободили через восемь месяцев. В 1938 году она уехала из Мурома. Скончалась в схиме в 1942 году сорока семи лет.

2/15 января 1927 года, в День Ангела владыки Серафима, в Дивееве совершили торжественное архиерейское богослужение.

Алексей Арцыбушев, сын Татьяны Александровны, много лет спустя вспоминал об этом событии: «Второе января, день его Ангела, торжественная служба в Тихвинском храме монастыря. Он на кафедре — я рядом с посохом, он в алтаре — я с посохом у Царских врат справа. Вот он торжественно с дикирием и трикирием в руках стоит на солее: “Призри с небесе. Боже, и виждь, и посети виноград сей, его же насади десница Твоя”, — а монастырский хор отвечает ему: “Святый Боже, Святый крепкий, Святый без- смертный, помилуй нас”.

Его службы были торжеством. Так, как служил владыка, я нигде больше не видел и не слышал. Это было неповторимое состояние моей ребячьей души. А после Литургии — крестный ход по всей Канавке, а она длинная- предлинная. Январские морозы сковали снега, осыпали искрящимся инеем ветви кладбищенских берез, лип и всю владыкину серебряную бороду; превратили дыхание хора певчих в облака белого пара, сквозь который слышно: “От юности Христа возлюбил еси, блажен- не, и Тому Единому…” Владыка идет с посохом, я впереди него со свечой в тяжелом бронзовом подсвечнике, руки застыли окончательно, они хоть и в перчатках, но словно прилипли к бронзе, я силком разжимаю их и… Свеча и подсвечник падают у ног владыки. Он нагибается, поднимает свечу, несет ее, а мне, улыбаясь, показывает, чтоб я дул на руки».

Накануне Дня Ангела игумения Александра поднесла ему копию иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», перед которой скончался преподобный Серафим. Образ уте-шал владыку в изгнаниях. Перед ним утром и вечером читал он сто пятьдесят раз «Бого-родице Дево, радуйся», «Царице моя преблагая…»; владыка Зиновий подарил блюдо с изображением Сарова и надписью: «Ты же, рабе Божий, держись правды».

1/14 февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келье, владыка вдруг бросился к одному окну, потом к другому с молитвенным восклицанием.

«Пречистая Дева Богородица идет по Канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»

Пасху 1927 года встречали в Тихвинском храме. Большими хлопьями падал снег. Громадное впечатление произвело чтение владыкой святого Евангелия.

Саров переживал тяжелые дни. 30 марта 1927 года мощи преподобного Серафима увезли в город Темников и далее. Камушек, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим, и гроб чудотворца делили на части. Скорби и скорби…

Утешением был блаженный Онисим, дитя по развитию. Чувствуя владыкину ласку, бежал к нему, «к Сафиму». Во время службы архипастыря Онисим ликовал: «Наша Сафима служит». Постилал ему орлец. «Птичку Сафиме», — требовал он у послушниц.

— Видели мы Господа, — рассказывал Онисим владыке.

— А как ты Его видел?

— Душенька, пожар… пожар, думали. Смотрим, Господь… и Матерь Божия, душенька. Сказали: «Монашки замуж не ходить, а то одни мослы [кости] останутся…» и спрятались, — поведал Онисим о видении Господа, повелевшего сестрам хранить обручение с Ним.

Особенно возмущали Онисима нарушители поста. «Сафима, московка рыбу ест»,— жаловался он.

— А, душенька, не ужинали? — спрашивал у причастников.

— Нет, душенька, не ужинали.

— Покорно благодарим.

Владыкины чада привезли ситцевую рубашку в цветах, которая нравилась Онисиму. «Сорвем у Онисиньки цветочек», — шутили сестры.

Осенью 1927 года в Дивеево наехали представители власти и объявили о закрытии обители. Пришли к владыке. «Куда хотите выехать?» — спрашивали. «На место своего служения — в Дмитров. И больше никуда». Последние слова были неугодны властям; значит, из Дивеева не хочет. Непрошеные гости зачастили. Святыни пришлось убрать, поделили частички от лычка, от вещей Преподобного. Мать игумения дала епископу часть мощей преподобного Серафима, часть от главы.

Как-то во время всенощной незадолго до закрытия Дивеева зарыдал блаженный Онисим: «Об обители плачу, душенька!» Господь сподобил блаженного увидеть ее закрытие. Последние месяцы Онисим все притаскивал листы железа к забору и домику владыки. «Что это ты делаешь, душенька?» — «Околачиваем, душенька. Околотить [заколотить] надо». Так и сбылось; по отъезде владыки корпус заколотили со всех сторон. Онисим плакал: «Сафиму взяли в холоду», то есть в холодную тюрьму.

Визинга. Село Средний Кольель

Предыдущая запись

В Борисоглебском Аносином монастыре

Следующая запись

Вывод

Паломнический тур в Дивеево — особое событие в жизни каждого человека. Нет необходимости говорить, что это совершенно особенное место. Даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком, вы в любом случае проникаетесь здешней атмосферой. Не зря в Дивеево едут люди со всего мира. Мы имели счастливое удовольствие прикоснуться к православным святыням, попросить прощения за свои скверные поступки и получили шанс начать новую жизнь.

Нелегко будет. Ведь кругом полно соблазнов. Нет-нет, да и захочется совершить что-то недостойное — соврать, стянуть, нагрубить. Но мы все же попробуем. Вдруг получится! И вы попробуйте. Начинайте прямо сейчас. Так вы заранее подготовитесь к поездке в Дивеево.

  • Назад
  • Вперёд

Иерархия смыслов: от Бога к человеку

Храм являет собой модель Божественной Вселенной. И самое главное то, как в этой Вселенной, в этом космосе проявляет себя Господь. Храм уподоблен не физической, но духовной структуре мира. В росписи нужно раскрыть идею предвечного Божественного замысла о спасении человека, выразить живоначальное, действенное проявление Бога в мире.

Поэтому в куполе храма, как в зените мироздания, мы видим создателя Вселенной — Христа Пантократора в окружении Небесных Сил бесплотных. Ниже перед нами разворачивается Священная история: друг за другом следуют фигуры сначала ветхозаветных праотцев и пророков, а затем и апостолов-евангелистов. Еще ниже изображаются новозаветные сюжеты. Через земную жизнь Христа, Его проповедь, муки крестные и чудо Воскресения раскрывается идея Боговоплощения. Самый нижний регистр росписи, как правило, повествует о святом, которому посвящен храм. В четверике (центральной части храма) смыслы прочитываются по вертикали, а в алтаре — по горизонтали.

Важно и то, что роспись рассказывает о месте человека в Божественном мире. Церковное искусство — и это естественно! — не только христоцентрично, но и антропоцентрично. Не случайно, к примеру, ангелы на иконах предстают перед нами в человеческом облике.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]