VIP-должники: советник Толстой, чекист Дорофеев, епископ Парамон, а сын Пескова не платит за квартиру


Парамон (Голубка), еп. Бронницкий. Фото с офиц. сайта Патриаршего Православного календаря на 2021 г.

Парамон (Голубка)
(род. 1977), епископ Наро-Фоминский, викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы, член комиссии при патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь В миру Голубка Федор Михайлович, родился 26 июня 1977 года в селе Угля Тяческого района Закарпатской области Украинской ССР в семье служащих. Был восьмым из десятерых детей в семье, у него было ещё двое сестёр и семеро братьев. Старший брат — архимандрит Симеон (Голубка) (1968 г.р.); сестра — инокиня Серафима (Голубка). Крещён во младенчестве с именем Феодор.

В 1984-1994 годах учился в Углянской средней школе. В третьем классе его вместе с другими детьми принудительно приняли в пионеры. Его это так возмутило, что после торжественной церемонии он при всех снял галстук и вытер им ботинки. Однако серьезных последствий не было: директор школы приказал больше так не делать, не то поставят на учёт в милицию.

Со школы пономарил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Угля.

В 1994 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1997 году. Во время учёбы в Московских духовных школах окомлялся у архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры.

5 декабря 1996 года была совершена хиротесия во чтеца ректором МДАиС епископом Верейским Евгением (Решетниковым).

В 1997 году зачислен послушником Троице-Сергиевой лавры.

В 1997 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

30 марта 1998 года пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Парамона Вифинского [1] наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым).

23 июля 1998 года рукоположен во иеродиакона епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) в московском храме Ризоположения.

14 октября 2000 года рукоположен во иеромонаха в Покровском храме Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2001 году окончил Московскую духовную академию.

В декабре 2001 года направлен в командировку в Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию.

С 31 декабря 2001 года по 1 июня 2010 года — наместник Воскресенского кафедрального собора города Южно-Сахалинск.

В 2003 году возведён в сан игумена епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом (Доровских).

С 1 июня 2010 года по 12 апреля 2012 года нёс послушание канонарха в Троице-Сергиевой лавре.

22 марта 2011 года включён в состав новообразованной рабочей группы при патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь (с 30 мая того же года — комиссия при патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь).

12 апреля 2011 года назначен штатным клириком храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне города Москвы.

28 ноября 2011 года назначен председателем новообразованной Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.

24 февраля 2012 года назначен штатным священником храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове города Москвы.

Игумен Парамон (Голубка)

26 июля 2012 года назначен наместником Донского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, 1 сентября того же года возведён в сан игумена Донского монастыря с вручением игуменского жезла в Большом соборе Московского Донского монастыря патриархом Московским и всея Руси Кириллом [2].
22 октября 2015 года избран епископом Бронницким, викарием Московской епархии [3].

27 октября того же года возведён в сан архимандрита в храме святого благоверного князя Александра Невского Московского Донского монастыря митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) [4].

3 ноября 2015 года назначен управляющим Северным и Северо-западным викариатствами города Москвы [5].

5 ноября того же года был наречён [6], а 2 декабря — хиротонисан во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. Хиротонию в Московском храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты — Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), Истринский Арсений (Епифанов), Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских), Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников), Смоленский и Рославльский Исидор (Тупикин); архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы — Гурий (Шалимов), Серафим (Зализницкий), Дмитровский Феофилакт (Моисеев), Солнечногорский Сергий (Чашин), Иероним (Чернышов), Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), Воскресенский Савва (Михеев), Бердянский и Приморский Ефрем (Яринко), Егорьевский Тихон (Шевкунов), Богородский Антоний (Севрюк) [7].

В ноябре 2015 года назначен управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.

10 апреля 2021 года назначен исполняющим обязанности настоятеля храма святого великомученика Димитрия Солунского в Хорошёве города Москвы [8].

26 февраля 2021 года был назначен викарным епископом Сергиево-Посадским, наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с освобождением от наместничества в Донском монастыре и выражением благодарности за понесенные труды [9].

28 февраля 2021 года освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.

12 марта 2021 года в дополнение к несомому послушанию назначен управляющим Северным викариатством г. Москвы.

В июле 2021 года освобожден от должности председателя Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.

25 августа 2021 года освобожден от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры с сохранением обязанностей викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Наро-Фоминский»; назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

В 2020-2021 годах — член Высшего Церковного совета по должности.

3 сентября 2021 года назначен управляющим Северо-Западным викариатством, с сохранением управления Северным викариатством г. Москвы. Также патриаршим указом от 3 сентября в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. С 17 сентября по 25 ноября в дополнение к несомым послушаниям исполнял обязанности настоятеля храма сщмч. Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы.

13 апреля 2021 года освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Примечания

  1. Распоряжение № Р-02/9 от 3 сентября 2021 года // епископу Наро-Фоминскому Парамону. — Официальный сайт Московской городской епархии.
  2. Указ № У-02/140 от 3 сентября 2021 года // епископу Наро-Фоминскому Парамону — Московская городская епархия Русской Православной Церкви (неопр.)
    .
    moseparh.ru
    . Дата обращения: 4 сентября 2021.
  3. 12345678
    Игумен Парамон (Голубка) на сайте храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове
  4. Список участников Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года // Патриархия.Ru, 17.1.2009.
  5. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года (неопр.)
    .
    Патриархия.ru
    (22 марта 2011).
  6. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2011 года (рус.). Патриархия.ru
    (30 мая 2011).
  7. Игумен Парамон (Голубка): Церковные выставочные мероприятия не должны превращаться в «православный Черкизон» (неопр.)
    .
    prichod.ru
    (5 апреля 2013).
  8. Журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2012 года. Патриархия.ru.
  9. Журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года. Журнал № 63.
  10. Избранные епископами игумен Парамон (Голубка) и иеромонах Матфей (Андреев) возведены в сан архимандрита. Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии.
  11. Распоряжение № Р-02/7 от 3 ноября 2015 года. — Официальный сайт Московской городской епархии. Архивировано 10 декабря 2015 года.
  12. Состоялось наречение архимандрита Матфея (Андреева) во епископа Скопинского и Шацкого, архимандрита Саввы (Никифорова) во епископа Валуйского и Алексеевского, архимандрита Парамона (Голубки) во епископа Бронницкого. Патриархия.ru.
  13. В день памяти святителя Филарета Московского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Парамона (Голубки) во епископа Бронницкого. Патриархия.ru.
  14. Журналы заседания Священного Синода от 26 февраля 2021 года (неопр.)
    .
    Патриархия.ru
    (26 февраля 2019). — Журнал № 9. Дата обращения: 27 февраля 2019.
  15. Распоряжение № Р-02/5 от 28 февраля 2021 года. — Официальный сайт Московской городской епархии.
  16. Распоряжение № Р-02/8 от 12 марта 2021 года // епископу Сергиеву-Посадскому Парамону. — Официальный сайт Московской городской епархии.
  17. Назначены руководители Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви и Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь
  18. Милена Фаустова.
    Зараза отступает не перед верой, а перед карантином
    (неопр.)
    .
    www.ng.ru
    (19 мая 2020).
  19. Журналы заседания Священного Синода от 25 августа 2021 года. Журналы № 51, 52 (неопр.)
    .
    Patriarchia.ru
    . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси (25.08.2020). Дата обращения: 26 августа 2021.
  20. ПАРАМОН (ГОЛУБКА) — Древо (рус.). drevo-info.ru. Дата обращения: 8 января 2021.

Биография

Родился 26 июня 1977 года в селе Угля Тячевского района Закарпатской области Украины в семье служащих. В 1984 году поступил в Углянскую среднюю школу, которую окончил в 1994 году[3].

В 1994 году зачислен на первый курс Московской духовной семинарии. 5 декабря 1996 года ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Верейским Евгением (Решетниковым) поставлен во чтеца. В 1997 году согласно поданному прошению принят в число братии Троице-Сергиевой лавры в качестве послушника. В этом же году по окончании Московской духовной семинарии зачислен на первый курс Московской духовной академии[3].

30 марта 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандритом Феогностом, наместником Троице-Сергиевой лавры, пострижен в монашество с именем Парамон, в честь святого мученика Парамона Вифинского. 23 июля 1998 года епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) в храме Ризоположения на Донской рукоположён в сан иеродиакона. 14 октября 2000 года в Покровском храме Свято-Покровского Хотькова монастыря патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположён в сан иеромонаха[3].

В 2001 году ко дню Святой Троицы ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) награждён знаком священнического отличия — правом ношения набедренника. В том же году окончил Московскую духовную академию[3].

В декабре 2001 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II направлен в командировку в Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию, где с 31 декабря 2001 года по 1 июня 2010 года нёс послушание наместника Воскресенского кафедрального собора города Южно-Сахалинска. В 2002 году ко дню Святой Пасхи по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II удостоен права ношения наперсного креста. В 2003 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 10-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом (Доровских) возведён в сан игумена. В 2004 году по представлению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения палицы и креста с украшением[3].

В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви как делегат от священства Южно-Сахалинской и Курильской епархии[4].

С 1 июня 2010 года по 12 апреля 2012 года нёс послушание в Троице-Сергиевой лавре (клирос, канонарх)[3].

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви включён в состав созданной тогда же рабочую группу при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь[5]. 30 мая того же года переименована в Комиссию по вопросам принесения святынь[6].

12 апреля 2011 года указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен штатным клириком прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне города Москвы[3].

28 ноября 2011 года распоряжением патриарха Московского и всея Руси Кирилла была образована комиссия по координации выставочной деятельности Русской православной церкви, председателем которой был назначен игумен Парамон. Итогом работы комиссии стало «Положение о выставочной деятельности Русской православной церкви», принятое в марте 2012 года решением Высшего церковного совета и утверждённое патриархом Кириллом. В документе «запечатлён самый лучший опыт Церкви за прошедшие два десятилетия в проведении таких мероприятий, а также указан вектор их развития. Определены понятия „православная выставка“, „православная выставка-форум“, „православная выставка-ярмарка“, „православная ярмарка“»[7].

24 февраля 2012 года указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен штатным священником храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове[3].

26 июня 2012 года решением Священного синода Русской православной церкви назначен наместником московского Донского монастыря[8].

Архиерейство

22 октября 2015 года решением Священного синода игумен Парамон избран епископом Бронницким, викарием патриарха Московского и всея Руси[9].

27 октября того же года в храме святого Александра Невского Донского монастыря Москвы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) игумен Парамон был возведён в сан архимандрита[10].

3 ноября 2015 года распоряжением патриарха Кирилла назначен управляющим Северным и Северо-западным викариатствами города Москвы[11].

5 ноября 2015 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке города Москвы наречён во епископа Бронницкого[12].

2 декабря в кафедральном соборе города Москвы — в храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Парамона во епископа Бронницкого, которую совершили патриарх Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), митрополит Истринский Арсений (Епифанов), митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских), митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников), митрополит Смоленский и Рославльский Исидор (Тупикин), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Гурий (Шалимов), епископ Серафим (Зализницкий), епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Иероним (Чернышов), епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Бердянский и Приморский Ефрем (Просянок); епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), епископ Богородский Антоний (Севрюк)[13].

26 февраля 2021 года решением Священного синода Русской православной церкви назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» с освобождением от должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, с выражением благодарности за понесённые труды[14].

28 февраля 2021 года распоряжением патриарха Кирилла освобождён от управления Северным и Северо-западным викариатствами города Москвы[15]. 12 марта 2021 года ему было возвращено управление Северным викариатством города Москвы[16].

19 июля 2021 года резолюцией патриарха Кирилла освобождён от должности председателя комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви[17].

В конце марта 2021 года, после того как в связи с распространением COVID-19 Священный Синод Русской православной церкви принял решение о введении жёстких мер по профилактике инфекции в храмах, в монастыре состоялось общее собрание, на котором было решено не следовать синодальным указам. Двери обители на Пасху были открыты, причастие совершалось из общей посуды без специальной обработки, и все это объяснялось «глубокой духовной потребностью». В результате уже к началу Страстной недели в монастыре были инфицированные, а к середине мая — 10 смертей. В числе заболевших был и епископ Парамон[18].

25 августа 2021 года решением Священного синода освобождён от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры с сохранением за ним обязанностей викария патриарха Московского и всея Руси с титулом «Наро-Фоминский» и назначен председателем финансово-хозяйственного управления Московского патриархата[19].

Епископ Бронницкий Парамон (Голубка): Быть монахом — значит радоваться

Родился будущий епископ в православной семье, крестили его в младенчестве с именем Феодор. Когда старший брат Степан принял постриг, он решил оставить школу и тоже уйти в монастырь, но родители удержали. «Юность всегда горячая», — с улыбкой вспоминает владыка. Окончив школу, поехал вСергиев Посад, поступил в Московскую духовную семинарию, а потом в академию. В 20 лет — монах, в 25 лет — игумен. Служил на Сахалине, а с 2012 года и по сей день — наместник Донского монастыря.

Почему в храме светло

— Я восьмой по счёту ребёнок: у меня две сестры и семь братьев. Со школьной скамьи пономарил в нашем сельском храме Рождества Пресвятой Богородицы. В субботу и в воскресенье мы всей большой семьёй ходили на богослужения.

— Проблем из-за веры не было?

— В 3-м классе меня вместе с другими детьми принудительно приняли в пионеры. Хочешь или не хочешь — галстук на шею. Меня это возмутило, и после торжественной церемонии я при всех снял галстук и вытер им ботинки. Легко отделался: директор школы приказал больше так не делать, не то поставят на учёт в милицию.

— А в школе были ещё православные?

— Это не афишировали. Учителя и директор делали вид, что они атеисты. А на самом деле… Я в детстве спрашивал папу: «Почему ночью в храме горит свет?» Он отвечал: «Это коммунисты причащаются». Сельчане знали, что к местному священнику тайно приходят люди. Днём проповедуют коммунизм, а ночью — на исповедь. И когда отношение к Церкви изменилось, многие педагоги открыто пошли в храм. Несколько лет назад я был в родном селе и встретил на литургии учительницу начальных классов. Она учила нас азбуке. Радостная была встреча.

Монастырское процветание

— Почему вы решили стать монахом? Сказалось влияние брата?

— Брат старше меня на девять лет, его пример немало значил, но решение о монашестве человек принимает сам. Меня очень вдохновило, что Церкви дали свободу, что стали возрождаться монастыри.

— А как к этому отнеслись ваши родители?

— Они, конечно, хотели, чтобы у меня была семья, и надеялись, что я передумаю. Когда я приезжал из семинарии на каникулы, заводили разговоры о женитьбе. Пытались даже знакомить меня с девушкой из хорошей семьи: дескать, присмотрись, поухаживай. Но я сказал: «Если вы будете сильно настаивать, то я больше домой не приеду». И они ответили: «Хорошо, какой ты путь выберешь, такой мы примем».

— Для многих людей монашество — загадка. В 20 лет человек отрекается от радостей, связанных с семьёй, с детьми, с удовольствиями, процветанием…

— Процветание у нас есть! Почему вы думаете, что монахи не процветают? Человек может все силы направить на служение Богу, людям, Церкви. Быть монахом — значит радоваться. Что же касается семьи, то это внутренний выбор человека. Всё зависит от душевной склонности. Главное — не сделать ошибки.

Уроки старца Кирилла

— В годы вашей учёбы в лавре служил старец архимандрит Кирилл (Павлов)…

— Да, он был духовником монашеской братии, к нему шли на исповедь. Мне посчастливилось жить с ним на одном этаже. Надо было видеть: в шесть утра он участвовал в братском молебне, потом шёл в келью и там до полуночи принимал народ. А на следующее утро снова на молебне. Хотя ему было уже 80 лет. Всегда улыбался и умел всех настроить на правильный лад. Каждому оказывал особое внимание. Мне как молодому дарил шоколадки.

— Вы спрашивали у него совета? Он давал указания?

— На вопросы он всегда отвечал цитатой из Священного Писания. Никаких приказов. Улыбался и цитировал Библию. Часто это была цитата, которую ты много раз читал. И вдруг её смысл открывался по-новому. В итоге я получал исчерпывающий ответ на свой вопрос.

Что удивило сахалинцев

— Вы восемь лет служили на Сахалине. Что запомнилось?

— Первое время я был озадачен: в храме знакомлюсь с верующими, люди подходят под благословение, а за оградой, на улице, эти же люди обходят меня стороной, будто чего-то боятся. Потом мне объяснили: здесь с советских времён было очень мало священников и те, которые служили, ходили по городу в мирской одежде. А я всегда в облачении, в подряснике. Но потом стали привыкать. Захожу в магазин — узнают, здороваются. Изменилось отношение.

— А много было верующих?

— Нет, ведь на Сахалине долгое время вообще не было Церкви: до конца 1980-х годов ни одного православного храма. Зато при Андропове там сумела зарегистрироваться баптистская община. А в 1990-е годы туда рванулись миссионеры из Южной Кореи. Построили много молельных домов, активно вовлекали население. Вложили в это большие деньги.

— Возникали проблемы с сектантами?

— Нет, мы просто начали строить новые храмы.

Классика не стареет

— Сегодня у вас большая нагрузка: Донской монастырь, Северное и Северо-Западное викариатства… Успеваете?

— Пытаюсь.

— Что такое для вас досуг?

— Возможность чуть дольше поспать.

— А чтение, классика?

— Стараюсь. Люблю Лескова. Читаешь его, и такое впечатление, что про сегодняшний день написано.

5 фактов из жизни владыки Парамона

Родился 26 июня 1977 года в селе Угля Тячевского района Закарпатской области в семье служащих.

В 3-м классе был принудительно принят в пионеры, но галстук не носил.

Пострижен в монашество с именем Парамон в честь святого мученика Парамона Вифинского.

Его духовником в лавре был известный старец архимандрит Кирилл (Павлов).

Старший брат владыки — архимандрит Симеон (Голубка) — служит ­наместником мужского монастыря в Закарпатской области Украины.

Епископ Сергиево-Посадский Парамон. О монашеском пути, любви и будущем Лавры

20 лет назад Вы поступили в Лавру послушником. Несколько дней назад стали её наместником. Что Вы чувствуете в связи с этим?

Тяжесть ответственности, которая легла на мои плечи. Ответственность за свои действия и за свою жизнь в Троице-Сергиевой лавре перед преподобным отцом и чудотворцем Сергием Радонежским и братией обители.

В первый день после моего назначения мы вместе с владыкой Феогностом совершили Божественную литургию в Троицком соборе. Вечером, когда я общался с братией, поймал себя на мысли: меня вернули домой к отцу.

Но, хотя и вернули в родной дом, не чувствую себя тут хозяином. Здесь один хозяин — преподобный Сергий. Теперь дома у своего родителя. Мне предстоит много потрудиться. Надеюсь, что Преподобный не оставит меня, пока я буду нести послушание, которое возложили на меня Святейший Патриарх и Священный Синод.

Вы 7 лет были наместником Донского монастыря. Это большой срок. Тяжело было расставаться с братией?

У святителя Тихона мне было очень тепло и отрадно. Видел, как многое совершалось не моим умом, заботой или талантами, а благодаря его поддержке. Сердечно признателен тем людям, которые подсказывали мне, поддерживали меня в желании честно и искренне послужить Донской обители, послужить святителю Тихону, и тем самым послужить Богу. Что из этого получилось — судить не мне.

Когда человек уходит в монастырь и принимает постриг, он понимает, что это послушание. Монах никогда не задумывается, сколько времени ему придется провести на одном послушании. Если он правильно смотрит на свою дальнейшую монашескую жизнь, он думает не о том, что хочется, а делает то, что должен делать. Монах старается служить на том месте, куда его поставил Господь.

Поэтому я не думаю о тяжести расставания или тяжести нового служения. Это послушание принимаю, не рассуждая, как волю Божию.

Ваше монашеское становление, Ваша юность прошли в Лавре. Вы пришли сюда еще совсем юным, в 17 лет. Потом был Сахалин, была Москва, теперь Вы вернулись. Как Вам кажется, будет ли тяжело руководить людьми, которые знали Вас юным и воспитывали?

Я не считаю, что буду кем-то управлять. Пусть управляет преподобный Сергий Радонежский. Моё дело — не мешать Богу действовать в монастыре, не мешать преподобному Сергию управлять монастырём и братией. Учить старцев было бы с моей стороны неправильно. Многие из них учили меня и наставляли, когда я был молод. Я их очень уважаю и люблю.

Если каждый из нас будет трудиться ради любви — не ради самих себя, не ради своих интересов, а на благо обители и на благо братии, — то, думаю, что мы исполним свой долг. Если любовь будет нами двигать, то не надо будет никем управлять. Господь положит каждому на сердце то, что нужно. Такой подход к управлению был у меня и в Донском монастыре. Другого подхода не знаю. Наверное, его и быть не может. Поэтому не буду мешать братии совершать свой монашеский подвиг, а они своим подвигом будут меня поддерживать в том, чтобы мое пребывание здесь, в Троице- Сергиевой лавре, служило на благо обители.

Как Вы можете оценить Ваши предыдущие годы пребывания в Лавре, какие уроки Вы вынесли?

Лучшие уроки — святая жизнь других людей. Я видел, как жил отец Кирилл (Павлов). Это самый сильный урок для меня. Урок того, как надо жить и как надо к людям относиться. Мне бы самому реализовать немного из тех уроков. И тогда был бы самым счастливым человеком на свете.

Много замечательных монахов-подвижников жили в Троице-Сергиевой лавре в годы моей юности. Я не хочу называть имена живых, тех, которые подвизаются сейчас. Очень много тех, кто ушел. Схиархимандрит Михаил (Балаев), отец Матфей (Мормыль), отец Наум (Байбородин). Это братия, которая по-настоящему жила, жила всей душой. Все свои устремления они направляли к Богу. Это было очень искреннее служение, очень самоотверженное. Помню многих, уже усопших, они сейчас на братских кладбищах. Для меня они — символ, живая книга монашеского духа Троице-Сергиевой лавры. Этот дух никогда не прерывался.

Меня всегда поражал отец Кирилл. Поражал своей любовью и заботой о ближнем и самом себе. Когда я был ризничим Троице-Сергиевой лавры, помню, братия после Литургии разоблачалась не всегда аккуратно. А отец Кирилл — хотя его всегда ждали, хотели подойти к нему — всем показывал, как нужно относиться ко всему, даже к мелочам. И после Литургии он никогда не позволял мне складывать за ним облачения, как за другими отцами. Он всегда складывал сам. И делал это намного аккуратнее, чем даже более молодая братия. И это для меня, послушника, было примером.

Этот старец жил свято во всем, был рачительным. Он очень трепетно относился к чужому труду. Отец Кирилл понимал, что ризничему тяжело, и показывал пример для молодой братии. Он никого не ругал, не обличал. Казалось бы, мелочь; но для меня это был пример христианского отношения к каждому поступку. Ведь в жизни мелочей не бывает.

Отец Кирилл очень интересно отвечал на вопросы. Однажды он ответил на мой какой-то вопрос. Я думал, вопрос крайне сложный. Ответил одной фразой. Потом, когда я перечитывал Священное Писание, я увидел эту фразу. Она показалась мне такой живой, будто это его слова. Для меня это стало еще одним свидетельством того, что когда человек живет в Боге, то для него Священное Писание становится его собственными словами. Они для него естественны.

Отец Кирилл всегда читал Священное Писание. Как он его читал, с каким выражением, я, наверное, не слышал больше нигде. Оно в его устах было таким простым и понятным, что, казалось, никакого толкования не нужно. Вижу в этом доказательство того, как именно из уст в уста передается Божественный Дух, обитающий в Священном Писании. Только человек, который пропустил его через свое сердце, может так читать Писание. Он никогда с ним не расставался. Даже во время Божественной литургии, когда пел отец Матфей, и, бывало, образовывались длительные паузы, отец Кирилл доставал из кармана Священное Писание и начинал читать. Замечал за ним это не раз.

Много было доброго, поучительного, святого. Да и сейчас доброты много в Лавре. Вижу, что молодая братия переняла дух монахов, которые жили до них. Все ведь зависит от того, на что ты обращаешь свое внимание. Можно смотреть на недостатки, которые будут разделять. Можно смотреть на лучшие стороны человека, с которым живешь, они будут тебя роднить с ним и единить. Своего плохого хватает. Будем стараться исправлять плохое в себе.

Если говорить о живых старцах, то не буду называть их имена, чтобы никого не смущать. Лаврская братия — очень хорошая братия. Один наш брат побывал в другом монастыре, а когда вернулся, так и сказал: “Лучше, чем лаврская, братии нет”. Его мысль полностью разделяю.

Какие Вы ставите перед собой задачи?

Прошло совсем немного времени, поэтому так сразу сказать не могу. Предстоит погрузиться в эту пучину. Лавра — это большое хозяйство, огромный коллектив сотрудников. В Лавре — Московская духовная академия, перед которой у нас особая ответственность. Она для меня тоже родная.

Говорить, какие передо мной стоят задачи, пока сложно и преждевременно. Необходимо погрузиться в жизнь обители, а там и увидим их.

О предшественнике, архиепископе Феогносте. Какую роль он сыграл в Вашей жизни?

Отношусь к архиепископу Феогносту, как к отцу, он меня принимал в монастырь, постригал в монашество. У нас сложились замечательные отношения. Он настоящий монах, с которого всегда брал пример.

Казначей лавры, иеромонах Анатолий (Серебров), как-то показал на свой рабочий стул и сказал, что это стул для атеиста. Если посадить на него атеиста, и тот увидит, каким образом Преподобный помогает Лавре, когда, казалось бы, в самых сложных ситуациях — хозяйственных, финансовых — из ниоткуда образуется все, то он поневоле станет верующим человеком. А Вам, наверное это видно еще отчетливее, так как Ваше рабочее место выше стула отца казначея. Как Вы чувствуете влияние преподобного Сергия в Вашей жизни и жизни Лавры? Вы чувствуете, что он руководит?

Я не чувствую, а в этом убежден на все 100%.

Как Вы пришли в Церковь?

Крещен и в Церкви с самого детства. Ходил туда с родителями. Препятствия пытались чинить преподаватели, обещали строго наказывать, угрожали родителям. Но для моих родителей Бог был над всем прочим. На Пасху, например, в школе всегда устраивали учебный день, но нас упорно водили в храм, за что в школе получали выговоры. Но я за это признателен и благодарен родителям. Все знали, что семья религиозная, братьям писали в характеристике: “с религиозными забубонами” (укр.). Не знаю, что мне написали, но, думаю, нечто похожее.

У меня было большое желание послужить Богу, и потому решил стать священнослужителем. А монахом стал, потому что было желание послужить только Богу, чтобы больше ничего не отвлекало меня от этого служения. Это внутреннее состояние сердца, когда ты понимаешь, что выбираешь этот путь потому, что не сможешь жить по-другому, хоть тебе будет и тяжело. Это внутреннее желание рождается от сердца, и, несмотря на жизненные ситуации, оно никогда не покидает его.

Ни на один миг, никогда еще не пожалел о выбранном пути, никогда не хотел какой-либо карьеры. Наоборот, мне всегда хотелось быть в местах, где потише. Со стороны, светский человек всегда мерит жизнь собственными мерками. Одна из таких мерок — карьера. Некоторые не могут помыслить мотив жизни в ином ключе. Что можно просто служить Богу, и что жизнь может только в этом и заключаться. А если человек служит Богу, то абсолютно все равно, где это делать. В Донском монастыре, на Сахалине, на любом приходе. Как-то на Сахалине меня одна бабушка-прихожанка спросила: “Вы сюда жить пришли, насовсем”? Я спросил, почему она так решила. И она говорит: “Вы так работаете, что создается впечатление, что вы решили тут жить всю жизнь”. А для меня просто нет разницы, где служить Одному и Тому же Богу. Чем храм в Троице-Сергиевой лавре отличается от маленького прихода на Сахалине? Бог ведь один.

А для себя понял одну простую вещь. Если ты выбрал путь однажды — служи верно, где бы ты не оказался. На любой должности. Будь простым рабочим, будь высоким начальником, кем угодно. Для меня и сейчас никакой труд не кажется зазорным или позорным. Позорными могут быть дурные поступки, а труд может быть только благородным, ведь он облагораживает человека. От того, например, как относится монах к своему послушанию, зависит, растет он или нет.

Вы чувствуете себя счастливым?

Когда в душе нет зла, нет обид и зависти, — тогда ты счастлив, поэтому стараюсь ни на кого не обижаться и не злиться. Знаете, когда человек посмотрит смерти в глаза, он начинает ценить все, что его окружает, по-другому. У меня, слава Богу, был такой опыт касания смерти, так что безмерно благодарен Богу за него. Такой опыт прекрасно расставляет акценты: чего стоит внешнее, а чего — внутреннее.

Зло точно не стоит того, чтобы давать ему бытие в своей душе и отдавать тело ему на служение. А вот ради любви стоит жить, трудиться, стоит радоваться жизни и благодарить Бога. Господь дал мне возможность трудится на Сахалине, потом в Москве, в Донском монастыре. Мне оставалось максимально использовать все это, чтобы извлечь плод. Но не считаю это самоцелью. Вижу, что Господь это дал. Если не хочешь — не используй, никто не заставляет.

Каждому Господь дал возможность потрудиться. Если трудиться только для себя — это плохо, ведь не зря Господь сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать». Радость ведь испытываешь, не когда что-то принимаешь, а когда отдаешь. На душе становится легче.

Поэтому иногда шутил в Донском монастыре, мол, знаете, я счастливый человек — в карманах всегда ветер свистит, а на душе радость.

Каким Вы видите современный монастырь в современном мире?

Монастырь перестанет быть монастырем, если в нем будут жить не по уставу.

Ведь монастырь — это практика, а не теория. Это внутреннее состояние монастырской жизни может пережить только монах. Как семейный человек переживает свое отцовство, свои отношения со сначала маленькими, потом взрослеющими детьми — так и каждый монах переживает свое монашеское становление и монашеский путь. Поэтому я думаю, что современный монастырь, в первую очередь, должен сохранить монашеский дух. Не засуетиться. Когда много суеты, человеку сложно уединиться и помолиться. А это для монаха, да и для любого человека, — главное.

Монах в современном мире — он кто? Как он живет? Как он уходит от соблазнов общения и развлечений с учетом современных возможностей? Появился интернет, телефоны, все это мешает уединению. Ведь теперь даже закрывшись в келье невозможно остаться одному.

То, что, к сожалению, вторглось в нашу жизнь, — как нож в руках. Им можно нарезать хлеб, а можно убить человека. Если инструмент используется на благо — он полезен, если во вред — ничего хорошего от него не будет.

Человеку не обязательно смотреть, например, новости. Слишком много всякой бесполезной информации, которая засоряет голову и не дает возможность сохранить в памяти что-то лучшее. И я стал ограниченно пользоваться гаджетами, чтобы получить от них больше пользы.

Если живущая в монастыре братия будет много пользоваться современными гаджетами, много времени уделять интернету, не по послушанию, то времени для молитвы и уединения останется очень мало. Таких жалко, что ушли от мира, но при этом живут тем “миром”.

Возвращаясь к разговору о Московской духовной академии. В разные периоды у них были разные хозяйственные отношения с Лаврой: от полного слияния, до полного разделения. Как Вы думаете, в период Вашего наместничества в какую сторону эти отношения будут развиваться?

Я только что встречался с ректором Академии архиепископом Верейским Амвросием. Мы знаем друг друга очень давно, учились в одном месте. Я помню его регентом академического хора. Мы с ним хорошо поговорили. Он понимает, что я только вхожу в дела, еще не знаю всех узких мест во взаимоотношениях, но мне кажется, что их и быть не может. Владыке я сказал, что Академия и Лавра — достояние Церкви. Мы делаем одно дело. Если мы объединим наши силы и будем поддерживать друг друга, то получим очень хороший результат. На другие взаимоотношения даже не рассчитываю. Только вместе.

Думаю, что у нас с владыкой ректором получится очень хороший тандем. Мы оба — викарии Святейшего Патриарха Кирилла. Мы помогаем ему, и мы должны вместе и самостоятельно решать проблемы, чтобы в том числе и Патриарху было легче. Хотя так должно быть не только ради него. Все это, в первую очередь, ради Церкви. Разные периоды по-разному сказывались на студентах. Наша задача — чтобы те, кто будут видеть нашу жизнь и наши труды, понимали: мы трудимся в духе братской любви и взаимопонимания. Делить нам нечего. Но есть что созидать — и мы этим и займемся.

Что Вы можете сказать о взаимоотношениях Лавры и города, насельников обители и жителей Сергиева Посада?

Мы — часть города. Не может быть так, чтобы городская жизнь нас не касалась. Но с другой стороны, вы знаете, что в советские времена создавали особую «приветливую» среду для тех, кто жил в Лавре. Эта культура ненависти воспитывалась в советское время и просто так не уйдет.

У меня был интересный случай в районе Головино г. Москвы. Там был Головинский женский монастырь. Его разрушили в советский период. В районе был центр иеговистов, разные секты, но не было ни одного храма. И вот, когда по программе строительства православных храмов в Москве нам выделили участок, нашлась одна депутат, которая кричала больше всех, что храм там не нужен. Я встретился с ней и пообщался лично. “Вы протестуете против участка земли под храм. Понимаю вашу позицию. Но вы депутат. Вас избирал народ, в том числе и верующий. Они хотели бы ходить в храм. Найдите тогда нам альтернативный участок”. Она возразила: “Почему я должна его искать?” “Но вы же против!” “Да, я против, — она сказала, — я должна заботиться о детских домах, поликлиниках, я буду вам помогать, но храм не нужен!” Оказалось, что не весь район ее поддерживал. Сейчас храм посещает на постоянной основе примерно 250 человек. Все они — жители того района.

Как правило, негативно настроенные жители активны в соцсетях. Немногочисленная группа вполне может создать миф о плохих взаимоотношениях. Я в это не верю. Интернет безличный. Я верю в личные отношения, в разговор глядя в глаза.

Качество жизни в городе, в доме, в монастыре зависит от трудолюбия. Если сидеть на диване и говорить, какие вокруг все плохие, — ничего не изменится. Городу и жителям я желаю только процветания. Если мы вместе направим усилия, чтобы город преображался, это будет выгодно всем жителям Сергиева Посада — и монахам, и мирянам.

Из чего состоит Ваш день как наместника? Как Вы живете?

Как жил раньше, когда был послушником. По уставу монастыря. Без благословения Преподобного ничего не получится. Когда я был ризничим, случались дни, когда я пропускал братский молебен. Потом у меня весь день ничего не клеилось. А когда я не пропускал, то в течение дня делал столько, сколько не успел бы и за неделю без братских молебнов. Я усвоил этот урок.

Господь — источник мудрости. Если ты считаешь себя мудрым, то ты глубоко заблуждаешься. Человек может быть умным энциклопедически, но если нет мудрости от Бога, то эти знания он никуда не сможет приклеить. Вот и говорят: горе от ума.

День начинаю с братского молебна, потом полунощница. Иногда служу Литургию. Затем разбираюсь с делами обители. Изучаю лаврскую документацию, погружаюсь в хозяйственную жизнь Лавры, чтобы она продолжала оставаться на том же высоком уровне.

Люблю и постоянно перечитываю авву Дорофея. Ценю историческую литературу. Но в последнее время из-за объема работы — много встреч, много приходится общаться с людьми — не всегда получается уделить внимание литературе и чтению.

Вы исповедуете братию?

Крайне сложно совмещать административные и духовные рычаги в одних руках. Да и духовник не может быть навязан сверху. Только братия решает, к кому она хочет идти исповедоваться. Я не имею права отказать. В Донском монастыре я никого не принуждал, если кто хотел пойти к старцу, нисколько не осуждал и не ревновал. Точно так же и в Троице-Сергиевой лавре. Братии 301 человек. Как думаете, если я буду один всех исповедовать, я вынесу на своих плечах такое бремя? Я не сверхчеловек, я обычный человек, со своими ограничениями и недостатками, административной нагрузкой. И я понимаю: одному такое бремя нести нереально.

В Лавре есть замечательные духовники, которых ценят, уважают и любят. Нам нужно дорасти до уровня, когда братия монастырей сама сможет выбирать себе игумена. Когда это будет возможно? Когда братия будет рассуждать, например, как афонские монахи. Они выбирают того, кто больше других преуспел в монашеской жизни, духовном росте и спасении — и это будут непростые условия.

Беседовал Сергей Маляров
29 марта 2021

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]