Какие монастыри во Владимирской области стоит посетить


Список достопримечательностей Владимирской области

Перечень культурных, исторических и религиозных памятников, расположенных в регионе, обширен. К ним можно отнести следующие:

  • Муромский Спасо-Преображенский монастырь,
  • Дом-музей Н. Е. Жуковского,
  • Храм Покрова на Нерли,
  • Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном,
  • Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме
  • Музей деревянного зодчества в Суздале и другие.

Но если говорить о монастырях в области, которые стоит посетить, обратите внимание на такие:

  • Свято-Введенский Островной,
  • Свято-Успенский княгинин женский,
  • Свято-Боголюбский женский,
  • Свято-Троицкий женский.

Подробнее о них мы расскажем далее.

Церковь Преображения Господня, г. Александров

Построена по приказу Елизаветы Петровны в 1742 г. как холодная церковь при дере­вянной Борисоглебской и именовалась во имя святых праведных Захария и Елизаветы; в 1790-95 гг. расширена за счет пристрой­ки трапезной с южным приделом и уве­личения алтарной апсиды. Переимено­ванная в память Преображения Господня в 1804 г., церковь была дополнена колокольней высотой 65 м., не сохранившейся до настоящего време­ни.

Трапезная храма имела приделы: Святых праведных Захария и Елизаветы и во имя Празднования Богоявления Господня.

Церковь закрыта в 1930-х гг., колокольня разобрана. В настоящее время идет реставрация храма.

В своей перво­начальной основе принадлежит к типу ярусных храмов восьмерик на четвери­ке в традициях нарышкинского стиля (московского барроко). Перестройки конца XVIII в. стилистические относятся к переходному периоду от барокко к классицизму.

Свято-Введенский Островной монастырь

Сейчас Покровская Свято-Введенская Островная пустынь предназначена для женщин, но изначально была мужской. Островной ее делает расположение на острове Введенского озера. На исходе XVII столетия монахи Сергий и Тимофей удалились сюда и возвели для своих нужд деревянные здания часовни и кельи. Однако долго прожить в уединении старцам не удалось, поскольку нашлось множество потенциальных насельников их пустыни. К началу следующего столетия старцы испросили благословения построить собственную церковь, изначально деревянную.

Князья Голицыны, владевшие островом, безвозмездно передали монахам не только земли, но и рыбные промыслы. При Павле I монастырь получил также сенные покосцы, мельницу. От княгини Прозоровской монахи получили 20 десятин угодий на озёрном берегу.

Обитель закрыли Советские власти в 1918 году. Территория была отдана дому престарелых и инвалидов, потом там обосновался детский дом. С 1932 г. в стенах древней пустыни открыли женскую колонию для девушек-подростков. В 1940 г. Началась перестройка зданий: рубили купола, в храмах разместили школу, клуб и кинозал.

Вернули Церкви здания обители в 1994-е годы. Легенда гласит, что будущая настоятельница Февронья попросила директора исправительного учреждения В. С. Карпенко отслужить молебен в бывшей церкви. Директор же сказал, что передаст Никольский храм монастырю по настоянию некоего «седого старичка», явившегося к нему в сновидении. Первое богослужение состоялось в 1995 году на Рождество.

При обители действуют: золотошвейная мастерская, монахини изготавливают церковную утварь и реставрируют иконы. Работает пансионат для оставшихся без присмотра подростков.

Адрес: Петушинский р-н, г. Покров, п/о Введенское.

Телефон: 8 (49243) 6-31-36.

Самые древние монастыри города Владимира

У краеведа, исследователя владимирской архитектуры Татьяны Тимофеевой вышла новая книга, посвященная истории владимирских монастырей. В исследовании впервые сведены воедино основные данные о Рождественской, Константино-Еленинской и Федоровской обителях.

Потребность в таком всестороннем исследовании у любителей владимирской истории была давно. О Рождественском монастыре существует единственная книга Константина Тихонравова, выпущенная в 1869 году и переизданная в 1997 году. О Константино-Еленинском монастыре в селе Доброе и Федоровском монастыре, стоявшем недалеко от села Красного, до настоящего времени существовали только отдельные статьи, большая часть которых написана также Татьяной Тимофеевой.

Рождественский монастырь, признается автора исследования, прошел через всю ее жизнь. Первый раз Тимофеева познакомилась с обителью еще в детстве, когда там размещалось владимирское управление КГБ СССР.

«Первое знакомство с монастырем состоялось в детстве. Папа, полковник Тимофеев, работал в школе МВД замполитом. Когда мне было 6 лет, а брату — 7, нас отправили в пионерский лагерь «Лесной городок» в Пенкино. Отъезд был назначен из монастыря, который принадлежал этому ведомству. В памяти осталась пустынная пыльная площадь и долгое томительное ожидание автобуса.

Позже, когда мне было 10 лет, папа лежал в госпитале, который находился в северо-восточном корпусе монастыря, самом древнем — 1654 года. Входили через низкую дверь, надевали белые халаты, потом шли по лестнице вправо, в глубину здания. Помещения располагались на разной высоте, между ними были ступеньки», — вспоминает Татьяна Тимофеева

.

Работая в архитектурном отделе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Тимофеева занималась различными аспектами истории монастыря. В частности, она изучала судьбу главного собора обители — Рождественского, снесенного в годы Советской власти.

«Судьбу собора решило письмо начальника местного отделения ГПУ по фамилии Музыкант. В июле 1930 года его разобрали до основания — не взрывали, так как нужен был строительный материал. О закрытии собора есть стихи:

Где разгуливали павлины, там чеканит шаг ВЧК. В монастырской церкви старинной дверь закрыта — не снять замка.

Казначея и прочую братию гонят в странноприимный дом. Богу с красноармейской ратью не ужиться в месте святом»,

рассказывала на презентации книги автор

.

Тимофеевой пришлось разбираться с каменной «гробницей князя Александра Невского», хранящейся в музее. В начале 1990-х годов она лежала у входа в исторический музей, а позднее была передана в Рождественский монастырь по просьбе митрополита Евлогия. Тимофеева захотелось понять, чья же это гробница на самом деле — уж очень мала для князя-богатыря Александра Невского, каким его представляет Лаврентьевская летопись. В ходе исследований выяснилось, что в 1930-м году при сносе Рождественского собора на глубине 3 метров были обнаружены четыре каменные гробницы, в том числе с человеческими останками. Одна из них и была передана в музей. Чья именно эта гробница — выяснить точно не удалось, но данные достаточно убедительно показали, что быть местом упокоения Александра Невского она вряд ли могла.

В новой книге Тимофеева подробно разбирает вопрос о дате закладки Рождественского собора и основания монастыря. Исследователь утверждает, что храм строился с 1191 по 1196 годы, и в это время обители еще не существовало. По данным историка, временем учреждения монастыря можно считать интервал между 1196 и 1206 годами.

Статус монастыря был очень высок вплоть до XVIII века. С середины XIII по начало XIV веков в обители пребывали русские митрополиты. До 1723 года здесь хранились мощи Александра Невского.

«До середины XVI века монастырь считался первым в числе русских монастырей. В 1561 году грамотой митрополита Макария по воле царя Ивана Васильевича первенство среди русских монастырей передалось Троице-Сергиевой обители… В 1720 году монастырь уступил и второе место Александро-Невскому монастырю и стал считаться третьим. Однако и после этого Рождественский монастырь иногда назывался лаврой», — пишет Татьяна Тимофеева

.

В середине XVIII века в обители числилось 35 насельников. В 1744 году в связи с образованием Владимирской епархии монастырь был обращен в архиерейский дом. С 1788 года архиерей жил в Суздале, но в 1798 году вернулся во Владимир.

«До учреждения Архиерейского дома Рождественский монастырь, вероятно, занимал, территорию меньшую, чем впоследствии. Западная часть позади здания Архиерейского дома, занятая садом, в древности принадлежала посаду или, скорее, приходской Николо-Кремлевской церкви. Археологические разведки обнаружили на это месте кладбище», — указывает Тимофеева

.

Несколько глав книги посвящены главному собору монастыря. В частности, Тимофеева рассказывает, что храм в XVII-XVIII веках был пятиглавым, описывает его многочисленные пристройки. Приводятся чертежи собора 1858 года, фотографии сохранившихся резных камней его фасадов. Отдельно автор книги останавливается на перестройке ветхого памятника в 1860-х годах, когда он приобрел вид древнего белокаменного храма.

В книге приводится описание других малоизвестных древних монастырских церквей, существовавших в обители: трапезной Троицкой (Христорождественской), надвратной церкви Александра Невского, Иоанно-Предтечеснкой больничной церкви, церкви святых мучеников Фотия и Аникиты. Отдельные главы посвящены шатровой соборной колокольне XVII века, на которой были часы с боем, а также монастырским постройкам до XVIII века и постройкам архиерейского периода.

Подробно Тимофеева останавливается на ограде обители, ее воротах и башнях. Еще в начале XVIII века стены Рождественского монастыря города Владимира и четверо ворот были деревянными. Восточные ворота, по преданию, были наглухо закрыты после выноса из монастыря мощей Александра Невского. В 1763 году вся ограда обители уже была каменной с 4 воротами и 4 угловыми башнями. Южные ворота, выходящие к Клязьме, с середины XIX века тоже были наглухо забиты и ими не пользовались.

В главе, посвященной монастырскому некрополю, приводятся все известные факты о захоронении Александра Невского, о гробницах, найденных в Рождественском монастыре в 1930-х и 1990-х годах. Тимофеева сообщает, что в монастыре хоронили архимандритов, архиепископов, монахов, соборных старцев, отставных военных, присланных в монастырь по царскому указу «для пропитания».

В отдельной главе речь идет о дворах и подворьях монастыря и архиерейского дома — о «слободах монастырских» во Владимире, о гостином дворе за Ивановскими воротами, о летнем архиерейском доме возле Успенского собора, о Патриаршем саде, о загородных дворах: под Веризино на реке Содышке, на реке Рпени, в селе Добром, о подворьях в суздальском Кремле, в московском Кремле и других местах Москвы.

В приложении, которое называется «Слово о погибели» Рождественского собора. Документальная хроника», детально рассказывается, что происходило с обителью после Октябрьской революции — как в 1918 году в нее вошли войска внутренней охраны, обслуживающие нужды губернского отдела ЧК, как выселяли монахов, как в Крестовой церкви открылся танцевальный зал, как владимирцы пытались спасти Рождественский собор и колокольню от сноса и как в 1925 году чуть не была снесена часть стены монастыря.

Второй раздел книги посвящены Константино-Еленинскому монастырю в селе Доброе. Автор анализирует разные существующие датировки его возникновения, включая легенду об основании обители при Андрее Боголюбском, описывает исторические акты и грамоты, связанные с монастырем, в том числе хрестоматийную уставную грамоту митрополита Киприана 1391 года, рассказывает о его упразднении в XVIII веке и о печальной судьбе монахов.

«После «третичного» указа, в августе 1776 года, монахи оставили свой цветущий монастырь и переселились в полуразрушенный Волосов (современное село Небылое Юрьев-Польский район, — прим. автора), при этом название «Цареконстантинов» перешло на Волосов монастырь. Переселенцы долго не могли примириться со своей судьбой и тосковали по прежней обители», — пишет Тимофеева

.

Татьяна Тимофеева описывает все сохранившиеся и несохранившиеся постройки Константино-Еленинской обители.

В разделе о несуществующем сейчас Федоровском монастыре, автор книги сводит все немногочисленные сведения об этой обители. Монастырь стоял к северо-востоку от Владимира, на возвышенности вблизи слияния рек Рпени и Почайки, рядом с так называемой Яриловой долиной. Основана обитель могла быть при Андрее Боголюбском.

«Поводом к этому считается чудесное спасение князя в день святого мученика Феодора во время битвы за город Луцк в составе дружины Юрия Долгорукого», — пишет Тимофеева

.

По другой версии, монастырь был основан первым епископом Феодором в X веке, одновременно с основанием города Владимира князем Владимиром Святым.

Федоровский монастырь упоминается в документах середины XVII века, присутствует на чертеже Владимира 1715 года. Однако, судя по источникам, после литовского разорения обитель сильно запустела, его землями завладели окрестные землевладельцы и крестьяне.

В 1682 году обитель приписали к рождественскому монастырю, а в 1798 году — упразднили. В XIX веке на месте Федоровского монастыря находили только старинные кирпичи, слюду, белые надгробные камни с надписями, глиняные сосуды. В то время еще существовал святой источник, найденный, по преданию, первыми обитателями монастыря. А в народе еще долгое время это место называли Федоровский луг.

Книга «Владимирские монастыри» Татьяны Тимофеевой выпущена в Санкт-Петербурге тиражом в 300 экземпляров. В ней представлено 94 иллюстрации, некоторые из них публикуются впервые. Приобрести издание можно только через интернет, а ознакомиться с книгой можно во Владимирской областной научной библиотеке, разумеется, после того как снимут «коронавирусные ограничения».

Свято-Успенский княгинин женский монастырь

Древний монастырь основан приблизительно в 1200 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Уговорила князя его жена Мария Шварновна, отсюда такое название. Здесь похоронены несколько великих княгинь, в том числе и основательница.

Обитель неоднократно разоряли, она страдала от пожаров. В 1923 году её закрыли и открыли вновь только 70 лет спустя. В настоящий момент тут действует регентская школа, а также есть подворье в селе Санино.

Адрес: г. Владимир, ул. Княгинин Монастырь, 37а.

Телефон.

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, г. Александров

Строительство кирпичного храма и колокольни на городском кладбище закончилось в 1800 г.; приделы при трапезной — великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Варвары — построены в 1829 г. по заказу александровских купцов А.М. Каленова и Ф. Баранова.

В 1930-х гг. утрачена колокольня, выстроенная заново в начале XXI в.

Интересный пример храма в стиле зрелого классицизма с отдельными мотивами псевдоготики. Декор фасадов очень сдержан, выделяются лишь пилястры и полуколонны по краям торцов, гладкие фризы в завершении стен и стрельчатые окна.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Есть предположения, что строение может относиться к началу XIII века, но сведения о том, как была основана и развивалась сначала эта обитель, крайне скудны. Примечательно, что здание изначально принадлежало дворцу Андрея Боголюбского. Это единственное гражданское сооружение, сохранившееся с домонгольских времён до наших дней, пусть и не полностью. Другая особенность обители в том, что здесь до сегодняшнего дня сохранилось то место, где предположительно был убит князь.

Свято-Боголюбскую обитель стоит посетить ещё и потому, что в ней сейчас вновь совершается крестный ход, по традиции, берущей начало в XVIII веке. Увидеть его можно 1 июля, поскольку на этот день приходится ежегодный праздник Боголюбской иконы Божией Матери.

Адрес: пос. Боголюбово Суздальского р-на, ул. Ленина, 51В.

Телефон.

Собор Рождества Христова, г. Александров

В 1627 г. на месте, где ныне возвышается Рождественский собор стояли две деревянные церкви — Рождества Христова и Николая Чудотворца. В 1696 г. вместо двух деревянных церквей на Царской горке был построен каменный храм Рождества Христова с приделом святителя Николая Мирликийского. В 1825 г. по заказу городского головы И. Никитина и купца Н. Каленова крестьяне Е. Борисов и Л. Дмитриев возвели новую колокольню. В 1847 г. на средства местного фабриканта И.Ф. Баранова храм был надстроен вторым ярусом и расширена трапезная. В трапезной собора два придела: Святителя Николая и Михаила Архангела. Двухэтажное здание богадельни, стоящее севернее храма, на противоположной стороне Соборной площади, было выстроено в 3-й четверти XIX в., тогда же у южного фасада собора появилась одноэтажная сторожка.

В конце 1920-х г. храм был закрыт. Колокольня и завершение храма разобраны. В 1992 г. храм был открыт для верующих. С 2013 г. — кафедральный Собор Александровской епархии.

Монументальное сооружение с оригинальной объемной композицией, возведенное на основе храма конца XVII в., получило в результате перестроек XIX в. своеобразный облик, в котором сочетаются черты позднего классицизма и русско-византийского стиля. От первоначального собора, возведенного в 1696 г., сохранился нижний ярус четверика и апсида.

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба, с. Волохово

В 1699 г. на месте, где стоит храм существовала древняя деревянная церковь. По преданию, здесь был монастырь, сожженный поляками в 1609 г. В 1805-15 гг. на средства помещика А.А. Баскакова был построен существующий храм. В трапезной имелись пределы: Алексия Митрополита и великомученицы Варвары.

Закрыт в 1930-х гг. С 2006 г. храм открыт для верующих. В настоящее время подворье Смоленской Зосимовой пустыни. Идет реставрация храма. Один из самых ярких в области примеров усадебного храма в стиле зрелого классицизма; особенности архитектуры позволяют предположить участие в его создании московских архитекторов круга М.Ф. Казакова. Сохранились фрагменты масляной живописи 2-й половины XIX в. https://www.hram-volohovo.ru/

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с. Ирково

Церковь в селе известна с 1692 г. Ныне существующая каменная церковь и колокольня были построены в 1867 -1880 гг. В 1930-х гг. храм был закрыт. Трапезная с Никольским приделом и низкая шатровая колокольня разобраны в 1969 г. Открыт в конце 1990-х гг.

Рядовой сельский храм эпохи эклектики, выстроенный в русском стиле. В декоре боковых фасадов преобладают обобщенные древнерусские детали, скрепленные классицистическими карнизами: филенчатые лопатки, наличники, группы из трех кокошников в аттиковом поясе.

Церковь преподобного Серафима Саровского, г. Александров

Храм был построен в 1904 г. и был одним из первых в России, освященных во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого Серафима Саровского. В 1910 г. храм был расписан в византийском стиле. Закрыт в 1928 г., капитально перестроен.

1 августа 2003 года у храма была возведена одноименная храму часовня. С 2007 г. открыт для верующих.

Храм был построен в русском стиле с высокой пирамидальной крышей, увенчанной главой и золоченым крестом. Колокола висели на звоннице на северной, внешней стене храма. Угловые пилястры основного объёма храма были украшены чудесными полихромными изразцами. https://www.xramserafima.ru/

Церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, с. Афанасьево

Деревянная церковь в селе известна с 1628 г. Строительство ныне существующей церкви Иоанна Богослова закончено в 1802 г.; кирпичные стены красились в белый и красный цвета. Придел в трапезной освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1870-1875 гг. на средства помещика Н.П. Стромилова была воздвигнута колокольня, храм обнесен каменной оградой.

Церковь закрыта в 1930-х гг., колокольня разобрана в 1964 г. C 1999 г. открыта для верующих.

Композиция объемов, двухцветная окраска и декор с барочными реминисценциями характерны для раннего классицизма.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, с. Рюминское

Каменный храм был выстроен в 1806-1808 гг. на средства помещиков Шубиных, владельцев с. Рюминское, тогда же возведена каменная колокольня. В трапезной храма размещались два придела: Бессребреников Козьмы и Дамиана и Святителя Николая Чудотворца. В 1843 г. храм был оштукатурен и расписан. В 1871 г. на средства А.Я. Боченкова сделаны новые иконостасы. В 1884 г. при храме открыта церковноприходская школа.

Закрыт в 1950-х гг., колокольня разобрана. Восстановление храма началось с 2007 г.

Композиция храма типа ротонда (круглая) на четверике и декор фасадов характерны для архитектурных форм зрелого классицизма. В храме сохранилась масляная живопись конца XIX в.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]