Действующие монастыри Москвы. Женские монастыри в Москве (фото)


Покровский монастырь

Без преувеличения можно сказать, что этот старинный монастырь известен далеко за пределами столицы. Широкую известность он получил в связи с тем, что здесь покоятся мощи старицы Матроны. Православные уверены, что они обладают чудодейственной силой.

В 1635 году царь Михаил Феодорович основал Покровский монастырь в Москве. В те времена территория, занятая обителью, была окраиной, где находились «убогие дома» — кладбище, где хоронили бездомных и нищих не только со всей Москвы, но и из ее окрестностей.

О монастыре сведений сохранилось мало. Известно, что во время русско-французской войны (1812 г.) обитель была разорена. Для ее восстановления потребовалось семь лет. В советское время Покровский монастырь в Москве был закрыт. На месте кладбища был разбит парк культуры и отдыха, который существует и сегодня. На протяжении 70 лет в священных помещениях монастыря располагались конторы, спортзал, банк, бильярдная.

В 1994 году монастырь Матроны в Москве (так часто называют Покровский монастырь) получил статус женского монастыря. Все пределы освятили заново.

Как начать подготовку к монашеству

Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека — регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме — чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.

Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами — определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении. Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.

Зачатьевский монастырь в Москве

Монастырь в нынешнем виде был основан в 1584 году, во время правления царя Федора Иоановича. На территории храма расположена Спасская церковь, которая долгие годы была домовым храмом Римских-Корсаковых.

До 1924 года церковь была не монастырской, а приходской. В 1922 году Зачатьевский монастырь в Москве был разграблен и разрушен. Обитель удалось восстановить лишь в 1991 году. Был возведен собор Пресвятой Богородицы и в нем снова идут службы.

Поездка в монастырь

Итак, подготовка завершена, благословение получено, обитель выбрана. Теперь следует поехать туда, чтобы поговорить с матушкой-настоятельницей. Она расскажет об особенностях жизни в выбранном монастыре, о традициях и условиях проживания. При себе следует иметь необходимые документы:

  • Паспорт.
  • Краткую автобиографию.
  • Свидетельство о браке или справку о смерти супруга (при наличии).
  • Прошение о принятии в обитель.

Следует знать, что постриг разрешается только лицам, достигшим тридцати лет. Если у женщины есть несовершеннолетние дети, необходимо будет предъявить свидетельство об установлении опеки над ними ответственных лиц (иногда могут потребовать и характеристики на опекунов). Необходимо знать, что в этом случае духовник может не дать благословения на монастырскую жизнь и настоятельница посоветует оставаться в миру и воспитывать своих детей. Остаться в обители, имея в миру несовершеннолетнего ребёнка, можно лишь в исключительных случаях. Это же касается и ситуации, когда у женщины есть престарелые родители, нуждающиеся в уходе.

Обязательного внесения денежных средств не потребуется, но можно принести добровольное пожертвование.

Из истории обители

Существует легенда о том, что в 1591 году вплотную к Москве подошли войска жестокого хана Казы Гирея. По Указу царя Федора Иоановича чудодейственную икону донской Божьей Матери обнесли по всей оборонительной линии. Когда взошло солнце, русские воины застыли в изумлении – орда покинула свои позиции и бежала от стен города. В честь чудодейственной иконы через 2 года построили церковь из камня. Так здесь был основан монастырь.

Обычно монастыри Москвы, фото которых вы можете увидеть в нашей статье, строились несколькими поколениями. В этом смысле Донская обитель не стала исключением. В XVII веке строительство Большого собора начала царевна Софья, ее дело продолжил Петр I. Благотворительную финансовую помощь оказывали боярин Артамон Матвеев, Богдан Хитрово и семья Степана Разина. В том же XVII веке вокруг монастыря была возведена стена. После Октябрьской революции монастырь был упразднен, но все его постройки были сохранены. Это объясняется тем, что здесь в советские времена размещался Музей архитектуры.

Главным событием в истории монастыря многие считают неожиданную находку мощей Пресвятого Тихона – патриарха всея Руси. Спустя два года после его смерти (1925 год), монастырь был закрыт большевиками. Поползли слухи, что тело Тихона было сожжено в крематории, по другой версии оно было перезахоронено на Немецком кладбище. Тайна была разгадана в феврале 1992 года, спустя год после начала восстановительных работ в Донском монастыре. Участники раскопок обнаружили склеп патриарха.

В некрополе монастыря захоронены знаменитые люди, сыгравшие большую роль в истории страны – белые генералы Деникин и Каппель, писатели Шмелев и Солженицын, а также Одоевский, Чаадаев, философ Ильин. Сегодня обитель входит в группу «Действующие монастыри Москвы».

Тысячи туристов и паломников ежегодно бывают в этом святом месте. По предварительной заявке здесь можно посетить колокольню и башни, музей-келью Патриарха Тихона, смотровую площадку.

Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко… Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный : пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».


Фото: Жанна Голубицкая

В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки… Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

ххх

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает… Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе… Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить… — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

ххх

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.


Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

ххх

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

ххх

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».


Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

3. К сожалению, есть и такая категория женщин, которая приходит в монастырь, чтобы «получше устроиться»: им кажется, что в монастыре «все даром» и жизнь медом намазана. Однако тяготы служб и послушания таких быстро отпугивают.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.


Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».

Новодевичий монастырь

Есть в столице обители, широко известные по всей России. Это очень древние монастыри Москвы. Действующие (на карте это хорошо видно) обители расположены не только в центре, но и по всей территории города.

Новодевичий монастырь по праву считается одним из самых красивых в Москве. Он был основан в 1524 году в честь возвращения в состав Московского княжества русского города Смоленска князем Василием III. Нет единого мнения по поводу названия монастыря. По одной из версий, настоятельница монастыря имела фамилию Девочкина. По другой – на месте нынешнего монастыря находилось поле, на котором выбирали красивых девушек и отправляли их в Золотую Орду. Самая вероятная версия – монастырь предназначался для девушек, приставка «ново» появилась лишь для того, чтобы новый и уже существовавшие женские монастыри в Москве отличать друг от друга.

Долгое время это была самая богатая и привилегированная обитель России. В этот монастырь шли женщины из знатных родов. При постриге они жертвовали свои драгоценности – золото, жемчуг, серебро, сапфиры и бриллианты. К середине XVII века здесь полностью сформировался великолепный ансамбль в стиле московского барокко. Башни стали украшать ажурные короны. Была построена вторая по высоте колокольня и Успенская церковь. За время своей долгой истории видел Новодевичий монастырь в своих стенах и постоялиц, не по своей воле переступивших порог обители. Здесь под стражей находилась боярыня Морозова, Царевна Софья, которую заточил в монастырь Петр I, перевели сюда и Евгению Лопухину (незадолго до ее смерти) – первую жену Петра I.

Можно считать чудом, что монастырь не пострадал в 1812 году. Однако участи, постигшей все монастыри России в советское время, ему избежать не удалось. В 1922 году его закрыли, и на его территории начал работать исторический музей.

Все мужские и женские монастыри в Москве являются историческими и архитектурными памятниками. В список наследия ЮНЕСКО внесен Новодевичий монастырь.

Святые женские монастыри

Женские монастыри России.

Содержание статьи: 1. Образование в России женских монастырей 2. Алексеевский женский монастырь 3. Благовещенская женская обитель 4. Богоявленская обитель 5. Свято-Николаевский женский монастырь 6. Кашинская женская община 7. Петропавловская обитель

Территория комплекса богослужебных, хозяйственных и жилых построек, обычно огороженная забором, называется монастырем, где находится религиозная община монахов или монахинь. Слово «монастырь» в переводе с греческого языка – «одинокий», «один». Сейчас в России функционируют
455
мужских и
471
женских православных обителей. В статье рассказывается о некоторых женских монастырях, интересующих любителей истории и паломников.

Образование в России женских монастырей

Историками установлено, что монашеская жизнь появилась в Древнем Египте в IV
столетии, благодаря монаху Пахомия Великого – основателя христианской монашеской общины. Тогда отшельники поселялись общинами вдали от городов, и посвящали свою жизнь служению Иисусу Христу. Впоследствии эти места назвали монастырями. На Киевской Руси первые женские обители возникли через
20
лет после принятия христианства под покровительством Священного Синода мужских монастырей. Примерно через 1,5 столетия они становятся центром культуры и просвещения и тем самым играют большую роль в экономической и политической жизни древнего государства. В
XVII
столетии все женские монастыри были условно разделены на три группы: к первой относились обители, созданные во время заселения русскими территории между Днестром и Доном («Дикое поле»). Ко второй группе относились обители, образованные на основе женских религиозных общин. Третья – церковные учреждения, которые зарождались как мужские, но впоследствии по разным причинам преобразовывались в женские.

Алексеевский женский монастырь

На расстоянии 115км
от Ярославля находится город Углич, где расположен Алексеевский женский монастырь, построенный в
1371
году. На возведение обители дал свое согласие Московский князь Дмитрий I Иванович Донской. Исторические документы свидетельствуют, что на этом месте раньше находилось священное место языческого божества. Монастырская территория была окружена деревянным забором, он защищал город со стороны Ярославля. Изначально обитель имела название «Успенская», но через
68
лет была переименована в честь архиерея Киевского и Всея Руси Алексия и по нынешнее время именуется «Алексеевская». Во время польско-литовской интервенции в
1609
году монастырь оборонялся от войска Яна Сапеги, но, несмотря на упорное сопротивление, он был захвачен, а его защитники истреблены. В
1628
году в монастыре в память о погибших жителях и монахов Углича была построена Успенская церковь, названная по причине своей красоты и величию «Дивная». На территории монастыря сохранились Алексеевский храм, возведенный вначале
XVI
столетия, церковь Иоанна Предтечи и другие постройки тех времен. В
1930
году монастырь был закрыт, а часть его помещений использовалась под городское жилье. В конце
XX
столетия все здания Алексеевского монастыря были переданы РПЦ. Сейчас здесь располагается женская обитель.

Благовещенская женская обитель

В Киржаче (125 км
от Ярославля) женский Благовещенский монастырь Александровской епархии РПЦ считается одним из главных достопримечательностей города. Летописные источники повествуют, что иеромонах Сергий Радонежский со своими монахами отправился искать место для строительства новой обители. Место выбрали на берегу реки Киржач, где были построены монашеские жилища и деревянная церковь. Через
4
года Радонежский вернулся на место своего постоянного пребывания (Троицкий монастырь), оставив вместо себя своего ученика монаха Романа, впоследствии названного Романом Киржачским. В
XVI
столетии деревянное церковное сооружение было разобрано и на его месте возвели каменный храм. После окончания строительных работ и оформления интерьера фресками, церковь была освящена во имя Святого Сергея Радонежского. Вначале
XX
столетия на территории монастыря располагались, кроме храма Радонежского, Благовещенская и Спасская церкви, кельи и хозяйственные постройки. Дата постройки Благовещенского собора неизвестна, но историки считают, что он был возведен вначале
XVI
столетия, а Спасскую церковь возвели в
1656
году на средства боярина Ивана Милославского как фамильная усыпальница династии Милославских. После революционных событий церковная служба была приостановлена, и монастырь был закрыт, а храмовое сооружение Радонежского было взорвано. Во время ВОВ помещение собора использовали под склад боеприпасов, а в церкви Спасса в разные времена располагались колбасный цех, цеха городского хлебозавода и другие учреждения. В
1990
году здания монастыря были возвращены Русской епархии. Через пять лет восстановительных и реставрационных работ Благовещенский монастырь возобновил свою деятельность, но как женская обитель.

Богоявленская обитель

Авраамиева Богоявленский женский монастырь
расположен в Ростове и входит в список основных достопримечательностей города, основанного в
862
году. Согласно летописи тех времен на месте построенного мужского монастыря стоял покровитель поэзии идол Велеса. Божество древнерусских язычников было разрушено благодаря ученику Иисуса Христа Иоанну Богослову. Явившись, на это место во время молитвы монаха Авраамия передал ему жезл. Этим символом божественной власти и была разрушена статуя. Вскоре Авраамий основал здесь православную обитель. Исторических данных об образовании монастыря нет, но многие историки относят это к
XIV

XV
столетиям. Жезл долгое время находился в монастыре. Первый русский царь Иван Грозный перед взятием Казани, совершая паломничество, взял с собой священный жезл, который, по его мнению, помог одержать победу. В знак благодарности им был возведен на монастырской территории храм во имя Богоявления Господня (один из первых соборов
XVI
столетия). Через
6
лет после революции монастырь был закрыт, а все монастырские здания были переданы в распоряжение Ростовского музея древности, духовенство и монашеская община продолжали совершать службы в Успенском храме Ростова. В
1990
году по просьбе Священного Синода территория монастыря, Богоявленский собор, Введенская, Никольская церкви были переданы РПЦ. В
2004
году, после завершения реставрационных работ, мужской монастырь был преобразован в Богоявленскую женскую обитель.

Свято-Николаевский женский монастырь

В 1580
году в Арзамасе был основан Свято-Николаевский женский монастырь. Руководить застройкой обители было поручено тамбовскому епископу Феофилакту Яковлеву. Самым первым зданием был деревянный Никольский храм, где была основана женская община. Деревянная постройка несколько раз горела. Это привело к тому, что было принято решение в
1683
году на этом месте построить каменною Никольскую церковь. В
1811
году был заложен фундамент нового храма и через два года освящен во имя Богоявления Господня. В
1924
году монастырь был упразднен, но через
70
лет женская Свято-Николаевская обитель при благословении Святого Синода РПЦ восстановила свою деятельность.

Кашинская женская община

В городе Кашин (районный центр Тверской области), на левом берегу реки Кашинка располагается Николаевский Клобуков действующий женский монастырь
. Первый собор был построен в честь чудотворца Николая Мирликийского (покровителя путешествующих, заключенных и детей-сирот). Имя этого святого и дало первое слово в названии монастыря. Второе слово – «Клобуков» связано с епископом Иоанном Новгородским. Согласно легенде, дошедшей до нашего времени, чудотворец усмирил демона и заставил его доставить в Иерусалим. Пролетая над берегом реки Кашинка, святитель уронил шапку. На этом месте и был основан монастырь. В
1929
году монастырь был упразднен и на его территории разместили цеха колбасного производства, а потом мастерские по производству гончарных изделий. По просьбе Святого Синода руководство города передало все монастырские здания (Троицкий собор, Покровская и Алексеевская церкви) Тверской епархии и с1990 года началось возрождение монастырской жизни, но уже в качестве женского монастыря.

Петропавловская обитель

В 60-
ти
км
от Хабаровска паломники могут посетить Петропавловский женский монастырь. Решение о возведении монастырской обители на берегу крупнейшего озера Хабаровского региона Петропавловского было принято в
1905
году, но по разным причинам начало строительства было приостановлено. В начале XXI столетия, согласно постановлению Хабаровского церковного руководства, стройка возобновилась. В
2004
году было закончено возведение и освящено здание главного собора во имя Святых Петра и Павла по образцу русских церквей
XII
столетия. Женская Петропавловская монастырская обитель, возведенная в
2003 году, считается центром православия Хабаровской области и относится к Приамурской епархии.

Свято-Данилова обитель

Это самый первый на территории Москвы мужской монастырь. Он возведен в 1282 году князем Даниилом – сыном легендарного Александра Невского. Через 11 лет его разграбили и разрушили татаро-монголы. На протяжении двух столетий о нем напоминал лишь крошечный храм и кладбище. Величие монастырь обрел лишь во времена Ивана Грозного. В 1611 году монастырь был подожжен по указу Лжедмитрия. Он был восстановлен, но в 1812 году вновь был осквернен и разграблен. Великолепный ансамбль, который мы видим сегодня, был сформирован в XVII – XIX веках.

В советские времена монастырь был закрыт одним из последних в Москве. Это произошло в 1930 году. Кладбище было уничтожено, в Новодевичий и Донской монастыри перенесли могилы известных русских деятелей. Обычное явление для того времени, увы…

Ныне действующие монастыри Москвы, возвращались Православной церкви постепенно. Свято-Данилова обитель стала самой первой. Это историческое событие произошло в 1983 году. Через пять лет в монастыре проходили основные торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. Сегодня здесь находится резиденция Патриарха всея Руси.

Необходимые качества

Уйти в монастырь — что для этого нужно? Нужно многое, в первую очередь необходимо обладать рядом качеств, а именно:

  1. Искренне верить в Бога.
  2. Иметь смирение и большое терпение.
  3. Постоянно трудиться над собой, борясь с собственными страстями, греховными мыслями и пороками.
  4. Отказ от любых вредных привычек.
  5. Отказ от любых проявлений мирской суеты.
  6. Любовь к молитве.
  7. Любовь к ближнему и всему живому.

Кроме того, следует учитывать, что монахини постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, зарабатывая себе на жизнь, поэтому очень желательно иметь крепкое физическое здоровье и выносливость. А ещё придётся соблюдать посты и стоять на службах, которые в монастыре длятся несколько часов подряд. Поэтому кроме физической, нужно обладать и духовной силой. Каждый человек предварительно должен решить для себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, ведь снять с себя монашеский чин очень проблематично.

Современное состояние[править]

Божественная Литургия совершается ежедневно.

Сейчас в монастыре 4 штатных священника.

Батюшки, помимо службы в монастыре, несут и другие важные послушания в церковной жизни нашего города и района: являются настоятелями сельских приходов, окормляют исправительные учреждения, преподают на богословских курсах, окормляют детские дома, приюты и реабилитационные центры.

В настоящее время в обители несут послушание 25 сестёр (2 схимонахини, 7 мантийных монахинь, 10 инокинь и 6 послушниц).

При монастыре есть дом для приема паломников.

В 1997 году по ходатайству о. Сергия Плаксина администрация города передала монастырю 57 га земли в 8 км на юго-западе от города. Было решено устроить здесь подсобное хозяйство. С 2001 года на территории подсобного хозяйства строился храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», законченный в 2007 году.

В настоящее время на подсобном хозяйстве устроен скит «Спорительница хлебов», где несут послушание несколько сестер монастыря.

В 1995 году при монастыре открылась Воскресная школа, где сейчас обучается 35 детей.

14 января 2012 года Преосвященнейшим епископом Аристархом освящен дом при монастыре под приемную семью для девочек-сирот «Серафимушка».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]